Перечислите и опишите стадии социогенеза кратко

Обновлено: 02.07.2024

z
Социогенез
Социогенез — это исторический процесс
становления человеческой личности
и межличностных взаимоотношений, а также
формирования собственно человеческого
общества с системой социальных отношений.

z
Основные этапы социогенеза
1) Первобытно-общинный строй
2) Род
3) Матриархат
4) Патриархат
5) Племена

Первобытно-общинный
строй
z
Первая социально-экономическая формация,
связанная с родоплеменными отношениями.
Период - от возникновения человека и общества до
становления классовых отношений в основном эпохи
палеолита, мезолита и неолита

z
Род
Коллектив кровных родственников, ведущих
происхождение от общего предка (общее
родовое имя).
Хозяйство - Охота, собирательство,
рыболовство
Период - Поздний палеолит. Мезолит. (33-4
тыс. л. до н.э)

z
Матриархат
Тип родового строя, с родством по материнской
линии.
Хозяйство - Охота, собирательство, рыболовство
Период - Поздний палеолит. Мезолит. (33-4 тыс. л.
до н.э)

z
Патриархат
Тип родового строя, с родством по мужской линии
и отцовским правом.
Хозяйство - Мотыжное земледелие,
скотоводство(7-4 тыс. до н.э.) , плужное
земледелие, скотоводство(4-3 тыс. до н.э.)
Период - Неолит (7-3 тыс. до н.э.)

z
Племена
Племя - это крупное объединение родов.
Мотыжное земледелие, скотоводство (7-4 тыс. до н.э.),
плужное земледелие, скотоводство (4-3 тыс. до н.э.)
Период - Неолит (7-3 тыс. до н.э.)

z
Критерии человеческого общества
Американский социолог Эдвард Шилз полагает, что основу
общества составляет такая его характеристика, как
функционирование публичной власти, обеспечивающей
контроль над всей территорией и насаждающей общую
культуру.
Э. Шилз выделяет следующие критерии общества:
оно не является частью более крупной системы;
оно пополняется преимущественно за счёт детей тех
людей, которые уже являются его признанными
представителями;

z
объединение имеет территорию, которую считает своей
собственной;
у общества есть собственное название и
собственная история;
оно обладает собственной системой управления;
объединение существует дольше средней
продолжительности жизни отдельного индивида;
его объединяет общая система ценностей
(обычаев, традиций, норм, законов, правил), которую
называют культурой[

Древнейший период человеческой истории (предыстории) – от появления первых людей до возникновения первых цивилизаций – получил название история первобытного общества.
Это самый длительный период истории человечества, который охватывает несколько миллионов лет.


Мы знаем про историю этого периода не по письменным источникам, а только по данным археологии. Поэтому надо понять, о чем думали древнейшие люди, как представляли себе мир. Это первая и главная трудность в изучении первобытности. Еще одной сложностью является вопрос расселения совсем небольших родовых коллективов на огромной территории. Они редко жили оседлой жизнью, часто передвигались, поэтому археологам очень трудно найти материальные свидетельства их жизни. Чаще всего археологи находят костные останки человеческих скелетов, но за миллионы или сотни тысяч лет эти кости сохранились плохо и не полностью. Поэтому сложно составить целостную картину развития от обезьяны к человеку на основе этих фрагментарных находок. Однако ученые собрали уже значительный материал, который дает возможность построить схему развития человека и периодизацию первобытного общества.

Существует ряд систем периодизации первобытной истории – геологическая, археологическая, антропологическая и др. Геологическая периодизация базируется на последовательной смене эпох развития самой Земли. Эта периодизация не может дать нам ответы на вопросы о развитии человека. Антропологическая периодизация отмечает этапы изменений физического облика человека по находкам костных останков. Наиболее разработанной является археологическая периодизация, в основе которой лежит сопоставление изготовленных человеком орудий труда и использованных материалов.

Это процесс появления новой, отличной от природы, реальности, разительным образом воздействующей на человека, вызывающей его антропогенез. Появление социальной жизни связано с производством орудий труда. Вначале это были примитивные каменные рубила, которые постепенно совершенствуются человеком. Человек становится в той мере человеком, поскольку он создаёт "вторую природу" - свои производительные силы и формы отношений между людьми, возникающие по поводу их производства. Не следует забывать, что человек, его телесная организация, умения и навыки, которые он накопил и передаёт по наследству, сами являются производительными силами, то есть имеют социальную природу. Но социальную природу имеют и формы отношений между людьми в общине, в отличие от природных, биологических связей в стаде. Таким образом, социальная реальность, создаваемая возникающими людьми, включает в себя:

отношения к природе, важнейшие из которых объективируются в виде материальных вещественных и личностных производительных сил;

отношения по поводу производства этих производительных сил между людьми, что и создаёт общину.

В отношении к природе, то есть в развитии производительных сил, важное место занимают средства труда - "не только мерило развития человеческой рабочей силы, но и показатель тех общественных отношений, при которых совершается труд" . Именно их развитие образует то ядро, изменения в котором, как волна по водоёму, передаются на всё общество.

В средствах труда ведущую роль играют орудия труда. В процессе социогенеза основным материалом, из которого изготавливались орудия труда, был камень. Кроме камня, первобытный человек использовал и дерево, и кость, и шкуры животных, но они хуже сохраняются и проследить их эволюцию труднее.

Целесообразное использование орудий труда для получения нужных человеку продуктов образует трудовую деятельность. Эта деятельность всегда осуществляется в определённой общественной форме, во взаимодействии людей друг с другом. Всегда наблюдается единство производительных сил, ядро которых составляют средства труда, и общественных отношений людей, важнейшими из которых являются производственные отношения. Это единство образует способ производства, в зависимости от которого находятся другие виды деятельности, формы отношений и сознания людей.

Естественную базу, на которой создаётся первобытный способ производства, образует территория, место труда, отдыха и всей жизни людей. По расчётам учёных, она охватывала площадь примерно в 200-250 кв. км. Эта территория составляла собственность первобытных людей, которые относились к ней как к своей, как к принадлежащей им сообща, как к общей. Эта была коллективная, общая собственность, или собственность первобытной ассоциации. Охотничья территория - важнейший фактор, который играет свою роль и у животных. Известно, что своей территорией обладают уже насекомые - осы, пауки, муравьи. Тем более важную роль территория начинает играть у более развитых животных: собаки, медведи метят свою территорию, охраняют её "от себе подобных". В первобытном коллективе размер территории определялся способом производства, а не природными факторами. Так как территория была общей, то важнейшей чертой способа производства людей каменного века был его общественный, коллективный характер. Коллективный характер производства приводил к тому, что каждый член общины мог осуществлять своё отношение к средствам производства только как представитель общины, а не как самостоятельный индивид.

Отсюда возникает и общественный, коллективный характер распределения, обмена и потребления добычи: то, что добывал человек на территории общины - потреблялось коллективно, совместно. В отношениях внутри общины господствовали отношения равнонеобходимого распределения. Всё, что добывалось членами общины, приносилось на стоянку и уже здесь распределялось в соответствии с потребностями коллектива. Это приводило к тому, что охотник не обязательно получал самую лучшую или большую часть добычи. Продукт распределялся внутри общины и все её члены наделялись своей долей.

В основе социальных связей лежали отношения реципрокного (от лат. reciproco - движение туда и обратно) обмена, взаимности, то есть обмена, обязательного отдара за полученный дар, обязательного воздаяния за полученное оскорбление, мести за нанесённый ущерб.




Каждое первобытное сообщество было полностью независимо от соседей, оно носило автаркический характер. Это не значит, что не было связей между общинами: иногда возникала необходимость перемещения по территории другой общины, но она всегда обусловливалась соответствующими соглашениями, существовал и обмен между сообществами, но он не определял сущность труда и жительства данного коллектива: каждый первобытный коллектив был самодостаточным целым.

Это процесс появления новой, отличной от природы, реальности, разительным образом воздействующей на человека, вызывающей его антропогенез. Появление социальной жизни связано с производством орудий труда. Вначале это были примитивные каменные рубила, которые постепенно совершенствуются человеком. Человек становится в той мере человеком, поскольку он создаёт "вторую природу" - свои производительные силы и формы отношений между людьми, возникающие по поводу их производства. Не следует забывать, что человек, его телесная организация, умения и навыки, которые он накопил и передаёт по наследству, сами являются производительными силами, то есть имеют социальную природу. Но социальную природу имеют и формы отношений между людьми в общине, в отличие от природных, биологических связей в стаде. Таким образом, социальная реальность, создаваемая возникающими людьми, включает в себя:

отношения к природе, важнейшие из которых объективируются в виде материальных вещественных и личностных производительных сил;

отношения по поводу производства этих производительных сил между людьми, что и создаёт общину.

В отношении к природе, то есть в развитии производительных сил, важное место занимают средства труда - "не только мерило развития человеческой рабочей силы, но и показатель тех общественных отношений, при которых совершается труд" . Именно их развитие образует то ядро, изменения в котором, как волна по водоёму, передаются на всё общество.

В средствах труда ведущую роль играют орудия труда. В процессе социогенеза основным материалом, из которого изготавливались орудия труда, был камень. Кроме камня, первобытный человек использовал и дерево, и кость, и шкуры животных, но они хуже сохраняются и проследить их эволюцию труднее.

Целесообразное использование орудий труда для получения нужных человеку продуктов образует трудовую деятельность. Эта деятельность всегда осуществляется в определённой общественной форме, во взаимодействии людей друг с другом. Всегда наблюдается единство производительных сил, ядро которых составляют средства труда, и общественных отношений людей, важнейшими из которых являются производственные отношения. Это единство образует способ производства, в зависимости от которого находятся другие виды деятельности, формы отношений и сознания людей.

Естественную базу, на которой создаётся первобытный способ производства, образует территория, место труда, отдыха и всей жизни людей. По расчётам учёных, она охватывала площадь примерно в 200-250 кв. км. Эта территория составляла собственность первобытных людей, которые относились к ней как к своей, как к принадлежащей им сообща, как к общей. Эта была коллективная, общая собственность, или собственность первобытной ассоциации. Охотничья территория - важнейший фактор, который играет свою роль и у животных. Известно, что своей территорией обладают уже насекомые - осы, пауки, муравьи. Тем более важную роль территория начинает играть у более развитых животных: собаки, медведи метят свою территорию, охраняют её "от себе подобных". В первобытном коллективе размер территории определялся способом производства, а не природными факторами. Так как территория была общей, то важнейшей чертой способа производства людей каменного века был его общественный, коллективный характер. Коллективный характер производства приводил к тому, что каждый член общины мог осуществлять своё отношение к средствам производства только как представитель общины, а не как самостоятельный индивид.

Отсюда возникает и общественный, коллективный характер распределения, обмена и потребления добычи: то, что добывал человек на территории общины - потреблялось коллективно, совместно. В отношениях внутри общины господствовали отношения равнонеобходимого распределения. Всё, что добывалось членами общины, приносилось на стоянку и уже здесь распределялось в соответствии с потребностями коллектива. Это приводило к тому, что охотник не обязательно получал самую лучшую или большую часть добычи. Продукт распределялся внутри общины и все её члены наделялись своей долей.

В основе социальных связей лежали отношения реципрокного (от лат. reciproco - движение туда и обратно) обмена, взаимности, то есть обмена, обязательного отдара за полученный дар, обязательного воздаяния за полученное оскорбление, мести за нанесённый ущерб.

Каждое первобытное сообщество было полностью независимо от соседей, оно носило автаркический характер. Это не значит, что не было связей между общинами: иногда возникала необходимость перемещения по территории другой общины, но она всегда обусловливалась соответствующими соглашениями, существовал и обмен между сообществами, но он не определял сущность труда и жительства данного коллектива: каждый первобытный коллектив был самодостаточным целым.

В ходе социогенеза определяющую роль играют следующие стадии:
1) развитие земледелия, повышение производительности труда, появление прибавочного продукта, социальная стратификация, государственное развитие;
2) разделение труда, социальная стратификация, появление института власти, образование государства;
3) развитие сельского хозяйства, появление технологий хранения, социальная стратификация;
4) появление технологий выплавки металлов, создание письменности, образование городов.

К социальным факторам, способствовавшим становлению человечества традиционно относят: групповое сотрудничество, общение и речь, изготовление орудий, наличие постоянных жилищ.

пункт 4) - появление технологий выплавки металлов, создание письменности, образование городов.

Читайте также: