Пьер на войне кратко

Обновлено: 08.07.2024

Жизненный путь Пьера Безухова, духовный путь исканий, история жизни, этапы биографии в романе "Война и мир"


Пьер является незаконнорожденным сыном богатого графа Кирилла Безухова. У графа имеются и другие неофициальные дети, но Пьер является его любимцем:

С 10-летнего возраста Пьер живет за границей без отца и воспитывается гувернером-аббатом. Теперь, спустя 10 лет, 20-летний Пьер возвращается в Россию к отцу, которого почти не знает. Это происходит в 1805 г.:

". Пьер с десятилетнего возраста был послан с гувернером‑аббатом за границу, где он пробыл до двадцатилетнего возраста. " (том 1 часть 1 глава VI)


Первые месяцы в России

В России Пьер вращается в знакомом ему высшем свете Петербурга и Москвы. Он связывается с дурной компанией Долохова и Анатоля Курагина и ведет разгульную жизнь:

". перестань ты ездить к этим Курагиным, вести эту жизнь. Так это не идет тебе: все эти кутежи, и гусарство, и все…" (том 1 часть 1 глава VI)

". Пьер жил у князя Василия Курагина и участвовал в разгульной жизни его сына Анатоля. " (том 1 часть 1 глава VI)

В свои 20 лет Пьер Безухов ничем не занимается: не служит в армии и не работает чиновником, что было редкостью в высшем обществе. Пьер не знает, кем хочет быть. Его путь исканий только начинается:

"Когда он вернулся в Москву, отец отпустил аббата и сказал молодому человеку: "Теперь ты поезжай в Петербург, осмотрись и выбирай. Я на все согласен. Вот тебе письмо к князю Василью, и вот тебе деньги. Пиши обо всем, я тебе во всем помога". Пьер уже три месяца выбирал карьеру и ничего не делал." (том 1 часть 1 глава V)

20-летний Пьер Безухов является добрым, открытым и доверчивым человеком. Он говорит то, что думает. Этим он отличается от большинства людей высшего света:

"Улыбка у него была не такая, какая у других людей, сливающаяся с неулыбкой. У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг, мгновенно исчезало серьезное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое - детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения." (том 1 часть 1 глава IV)

Получение наследства и женитьба на Элен Курагиной

После смерти отца Пьер получает огромное наследство (том 1 часть 1):

". ты зачислен в дипломатический корпус и сделан камер-юнкером. Теперь дипломатическая дорога тебе открыта. " (чин камер-юнкера относился к высокому, V классу в "Табели о рангах" в то время) (том 1 часть 3 глава I)

Хитрый князь Василий Курагин сводит богатого Пьера со своей дочерью Элен Курагиной. Старик Курагин хочет, чтобы дочь вышла замуж за богатого Пьера. Сам Пьер действительно очаровывается красотой Элен и влюбляется в нее, но в то же время чувствует, что женитьба на ней не принесет ему счастья:

"Пьер смотрел почти испуганными, восторженными глазами на эту красавицу, когда она проходила мимо него." (том 1 часть 1 глава III)

". он решил, что женитьба на Элен была бы несчастие, и что ему нужно избегать ее и уехать. " (том 1 часть 3 глава II)

Красавица Элен не любит Пьера и интересуется лишь его огромным состоянием. Видя, что Пьер не решается сделать предложение, князь Василий подталкивает его к этому шагу. Наконец Пьер и Элен женятся:

". он был обвенчан и поселился, как говорили, счастливым обладателем красавицы жены и миллионов в большом петербургском, заново отделанном доме графов Безуховых. " (том 1 часть 3 глава II)



Разрыв отношений с Элен

Брак Пьера с Элен оказывается несчастливым. Вскоре в обществе начинают ходить слухи о том, что Элен обманывает Пьера с его приятелем Долоховым:

". в нынешнее утро полученное им анонимное письмо, в котором было сказано с той подлой шутливостью, которая свойственна всем анонимным письмам, что он плохо видит сквозь свои очки и что связь его жены с Долоховым есть тайна только для одного него. " (том 2 часть 1 глава IV)

На одном из вечеров наглец Долохов оскорбляет Пьера. Безухов не терпит обиды и вызывает Долохова на дуэль. В ходе дуэли Пьер ранит соперника, а сам остается невредим (см. Дуэль Пьера и Долохова):

"Вы… вы… негодяй. я вас вызываю, – проговорил он и, двинув стул, встал из‑за стола. " (том 2 часть 1 глава IV)

". вся разгадка была в том страшном слове, что она развратная женщина: сказал себе это страшное слово, и все стало ясно. " (том 2 часть 1 глава VI)

Пьер Безухов и масонство

Пьер чувствует себя несчастным из-за своего неудачного брака. Он не верит в Бога и разочарован в жизни:

"Я должен вам сказать, я не верю, не… верю в Бога, – с сожалением и усилием сказал Пьер, чувствуя необходимость высказать всю правду. " (том 2 часть 1 глава XI)

По пути в Петербург Пьер знакомится с масоном Баздеевым. Пьеру кажется, что вступление в общество масонов позволит ему стать счастливее. Он просит Баздеева помочь ему стать масоном:

"Проезжающий был Осип Алексеевич Баздеев. Баздеев был одним из известнейших масонов. " (том 2 часть 2 глава II)

После беседы с Баздеевым Пьер полон надежд на новую, безупречную и добродетельную жизнь. В Петербурге его посвящают в масоны, он вступает в масонскую ложу (см. Пьер Безухов и масонство):

". Пьер. с восторгом обновления представляя себе свое блаженное, безупречное и добродетельное будущее, которое казалось ему так легко. " (том 2 часть 2 глава II)

"Вскоре после своего приема в братство масонов Пьер с полным написанным им для себя руководством о том, что он должен был делать в своих имениях, уехал в Киевскую губернию, где находилась большая часть его крестьян. " (том 2 часть 2 глава X)

Однако на самом деле Пьер лишь делает вид, что занимается имениями. На деле он не улучшает жизнь крестьян, так как его управляющие обманывают его, пользуясь его доверчивостью:

"Все те предприятия по именьям, которые затеял у себя Пьер и не довел ни до какого результата, беспрестанно переходя от одного дела к другому. " (том 2 часть 3 глава I)

В 1808 г. Пьер возвращается из поездки по своим деревням и невольно становится главой петербургского масонства:

"Года два тому назад, в 1808 году, вернувшись в Петербург из своей поездки по имениям, Пьер невольно стал во главе петербургского масонства. " (том 2 часть 3 глава VII)

Пьер чувствует недовольство своей масонской деятельностью. Ему кажется, что русские масоны идут по ложному пути. Поэтому он едет в Европу, где общается с местными масонами. Летом 1809 г. Пьер возвращается в Петербург и выступает на заседании в масонской ложе. Он передает послание от масонов Европы о необходимости создать мировое правительство масонов. Однако эту идею мало кто поддерживает, после чего Пьер на некоторое время отдаляется от братьев-масонов:

"И потому в конце года Пьер поехал за границу для посвящения себя в высшие тайны ордена. Летом еще в 1809 году Пьер вернулся в Петербург. " (том 2 часть 3 глава VII)

После этого Пьер с переменным успехом продолжает масонскую деятельность, но все больше разочаровывается в братьях-масонах.


Возобновление отношений с Элен

Чтобы разобраться в себе, Пьер едет повидать своего благодетеля Баздеева. Тот советует Пьеру занятся саморазвитием, борьбой со своими недостатками. Желая быть добродетельным, как того требует масонство, Пьер соглашается снова жить со своей женой Элен. Супруги живут вместе в одном доме в Петербурге, но как соседи. Элен по-прежнему блистает на балах и нравится мужчинам:

"Я сказал жене, что прошу ее забыть все старое, прошу простить мне то, в чем я мог быть виноват перед нею, а что мне прощать ей нечего. Мне радостно было сказать ей это. Пусть она не знает, как тяжело мне было вновь увидать ее. Устроился в большом доме в верхних покоях и испытываю счастливое чувство обновления. " (том 2 часть 3 глава VIII)

Пьеру не нравится жить с лживой и развратной Элен, но он воспринимает этот брак как свой крест, который должен нести. Душевные страдания заставляют Пьера развиваться внутренне:

"В душе же Пьера происходила за все это время сложная и трудная работа внутреннего развития, открывшая ему многое и приведшая его ко многим духовным сомнениям и радостям. " (том 2 часть 3 глава IX)

"Встал в восемь часов, читал Св. Писание, потом пошел к должности (Пьер по совету благодетеля поступил на службу в один из комитетов).." (том 2 часть 3 глава X)

Судя по всему, Элен изменяет супругу с неким принцем. За это обманутому мужу Пьеру присуждают чин камергера (такие вознаграждения давались обманутым мужьям за "заслуги" их жен). Пьер все понимает, ему стыдно за это повышение, но он смиряется и с этим:

". о времени сближения принца с его женою Пьер неожиданно был пожалован в камергеры, и с этого времени он стал чувствовать тяжесть и стыд в большом обществе. " (том 2 часть 3 глава XXII)

Смерть благодетеля и разгульная жизнь

После продолжительной болезни Иосиф Алексеевич Баздеев, любимый наставник Пьера, умирает. В это же время Наташа Ростова обручается с его другом Андреем Болконским (Пьер влюблен в Наташу, но боится признаться самому себе в этом). Все эти перемены потрясают Пьера. Он снова "опускается" и ведет разгульную жизнь. Жена Элен делает ему замечание, после чего Пьер окончательно оставляет ее и уезжает жить в Москву:

". после помолвки князя Андрея с Наташей и после смерти Иосифа Алексеевича, о которой он получил известие почти в то же время, вся прелесть этой прежней жизни вдруг пропала для него.

Он перестал писать свой дневник, избегал общества братьев, стал опять ездить в клуб, стал опять много пить, опять сблизился с холостыми компаниями и начал вести такую жизнь, что графиня Елена Васильевна сочла нужным сделать ему строгое замечание. Пьер почувствовав, что она была права, и чтобы не компрометировать свою жену, уехал в Москву." (том 2 часть 5 глава I)

". Пьер был тем отставным, добродушно доживающим свой век в Москве камергером, каких были сотни. " (том 2 часть 5 глава I)

Война 1812 года и плен

В 1812 г. Пьер живет в Москве. В этом году начинается война с Наполеоном. Перед Бородинским сражением Пьер приезжает на место битвы и наблюдает за ней своими глазами:

". Пьер объяснил свое намерение участвовать в сражении и осмотреть позицию. " (том 3 часть 2 глава XXII)

Осенью 1812 г. французы занимают Москву. Живущий в Москве Пьер попадает в плен к французам и проводит там несколько недель:

Жизнь в плену меняет взгляды и ценности Пьера. Он становится зрелым, уверенным в себе, мудрым человеком. Он обретает душевное спокойствие, которое пытался достичь с помощью масонства и прочих занятий. Судя по всему, после плена Пьер больше не занимается масонской деятельностью:

"Он долго в своей жизни искал с разных сторон этого успокоения, согласия с самим собою, того, что̀ так поразило его в солдатах в Бородинском сражении — он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе; он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки обманули его. И он, сам не думая о том, получил это успокоение и это согласие с самим собою только через ужас смерти, через лишения и через то, что он понял в Каратаеве." (том 4 часть 2 глава XII)

"Он сделался какой‑то чистый, гладкий, свежий; точно из бани, ты понимаешь? – морально из бани. Правда. " (Наташа о Пьере) (том 4 часть 4 глава XVII)



Женитьба на Наташе Ростовой

В 1813 г., после смерти Андрея Болконского, Пьер сближается со своей подругой детства Наташей Ростовой. Пьер и Наташа вдруг осознают, что любят друг друга. Вскоре, в том же 1813 г. влюбленные женятся (см. Дружба и любовь Наташи и Пьера):


В 1820 году Пьер является членом и одним из основателей тайного общества, которое готовит переворот в стране. Судя по всему, это "тайное общество" является подобием общества декабристов (восстание декабристов происходит через 5 лет, в 1825 году):

"Общество может быть не тайное, ежели правительство его допустит. Оно не только не враждебное правительству, но это общество настоящих консерваторов. мы только для этого беремся рука с рукой, с одной целью общего блага и общей безопасности. " (эпилог часть 1 глава XIV)

Таков жизненный путь Пьера Безухова в романе "Война и мир", история жизни персонажа, основные этапы его биографии в цитатах, духовный путь исканий Пьера Безухова.

Война 1812 года всколыхнула всю Россию, наложила отпечаток на судьбы многих людей. Она объединила всё общество, всех русских людей, которые встали на защиту своего отечества.

Толстой тонко прочувствовал эту войну, настроение людей, принимавших в ней непосредственное участие. В каждом эпизоде этой войны он раскрывает характеры героев.

Этот эпизод раскрывает образ Безухова как простого, доброго человека, лишённого сословных предрассудков и аристократизма. Пьеру понравились люди, окружавшая его обстановка. Его радостное настроение не проходило до тех пор, пока он не увидел мёртвого солдата, одиноко лежащего на углу. Да, Пьер и раньше видел трупы людей, но не заострял на этом внимания. А теперь он сидел и вглядывался в окружающие его лица, поступки людей, их поведение.

Чувство торжественности постепенно затухало в нём, вместо этого приходил ужас. Пьер наблюдал за сражением, за тем, как каждую минуту выносили из пекла раненых и убитых.

Вдруг, когда Пьер побежал помочь солдату принести новых патронов из резерва, неожиданный страшный толчок откинул его назад, на землю. Этот взрыв заставил Пьера оглянуться. Всё, что он увидел, ужаснуло его, он обезумел от страха.

Происходит столкновение двух людей, ставших в Отечественной войне 1812 года врагами. Толстой пытается донести до нас смысл этого неразумного, жестокого столкновения, в котором остаётся жив тот, кто сильнее. Совершающиеся события заставили их пойти друг против друга, но, по мнению Толстого, это бесчеловечно. И француз, и русский, в первую очередь, — люди. У каждого из них своя судьба, жизнь, семья.

В этом эпизоде видно отношение Толстого к войне вообще. Он не принимает войну, считая её сумасшествием. Толстой не может оправдать убийства, даже если оно вызвано патриотическим чувством., ведь война – не выход из положения. Нельзя бросать людей в огонь, обрекая их на смерть, — таков вывод писателя-гуманиста. Вот что хочет сказать нам автор в этом эпизоде.

Введение


Автор вложил в эту фразу двойной смысл: с одной стороны, он говорит о том, что никто еще до него так точно не описывал это сражение, а с другой стороны, он указывает на то, что его описание будет иметь мало общего с реальностью и сражение будет показано так, как сам автор его видит. Историки дают разные ответы касательно того, почему именно так Бородинское сражение описано в книге.

Тут важно расшифровать эту фразу. Толстой говорит нам о том, что царь является рабом истории. Обычно мы представляем себе сражение так: главнокомандующий отдает приказы маршалам, маршалы – генералам, генералы – офицерам, а офицеры – солдатам. По Толстому, все иначе: свободнее всего в историческом событии ведут себя те, чья жизнь находится под угрозой, и это солдаты. И тут важен и дух войска, и общее настроение, и масса ситуаций, которые предусмотреть невозможно. Толстой много раз говорит о том, что происходило в полку Андрея без его вмешательства. Хороший главнокомандующий должен чувствовать волнение солдат и прислушиваться к ним.

Путь Пьера Безухова на войне 1812 года

Путь Пьера Безухова на войне 1812 года

Любимая героиня Л. Н. Толстого Наташа Ростова

Война 1812 года всколыхнула всю Россию, объединила русское общество, вставшее на защиту отечества. Толстой очень тонко прочувствовал эту войну, настроение людей, принимавших в ней непосредственное участие. Писателя интересовали как причины войны и победы в ней русского народа, так и поведение на полях сражений отдельных людей. Толстой “проверяет” своих героев войной, как в других случаях “проверяет” их любовью. Пьер Безухов человек не военный, но он патриот, к тому же чрезвычайно любопытен до всех проявлений жизни. Поэтому он захотел посмотреть на предстоящее сражение, но, желая только посмотреть, неожиданно, возможно, для самого себя оказался его участником, Подъезжавшему к месту военных действий Пьеру непременно “захотелось быть там, где были эти дымы, эти блестящие штыки и пушки”, он был охвачен той торжественностью, которая царила в душе Кутузова и его свиты. “На всех лицах светилась теперь скрытая теплота чувства”. В этот момент Безухов ощущал себя частью всего войска и был счастлив этим чувством единения с миром. Но вот он подъехал поближе, потерял из виду своих проводников и остался один возле поля битвы. Теперь его окружали недовольные взгляды солдат, которые не понимали, для чего этот толстый человек в белой шляпе здесь топчется. Они видели в нем чужака, который просто хочет поглазеть на непривычное для него зрелище. Солдаты, которые толкали лошадь Пьера, поскольку нелепый всадник мешал им, возможно, уже не раз принимали участие в войне, они знали цену жизни и боялись ее потерять в этой кровавой бойне. Но одновременно понимали, что каждый из них обязан идти против врага. И люди убивали друг друга в этой войне, каждый преследуя свою цель: освобождение отечества, с одной стороны, желание наживы —- с другой. (Хотя Толстой находит для действий французских солдат и другое объяснение: возможно, многие из них просто подчиняются приказам сверху, действуя бесцельно. Но это тоже безнравственно, с точки зрения писателя.) Уловив настроение солдат, Пьер перестал чувствовать себя частью целого и теперь остро ощущал себя лишним. Боясь опять помешать кому-нибудь, он взошел на курган, устроился в конце канавы и с “бессознательно-радостной улыбкой смотрел на то, что делалось вокруг него”. Появление “невоенной фигуры” сначала неприятно поразило солдат и здесь. Но вскоре их отношение к чужаку переменилось, а случилось это тогда, когда они увидели Пьера, прохаживающегося под выстрелами “так же спокойно, как по бульвару”. Солдаты приняли его в свой круг, дав ему прозвище “наш барин”. Радостное настроение Безухова не проходило до тех пор, пока он не увидел мертвого солдата, одиноко лежащего на лугу. Да, Пьер и раньше видел трупы людей, но не заострял внимания, не принимал близко к сердцу: ведь идет война и смерть естественна. А теперь он сидел и вглядывался в окружающие его лица, поступки людей, их поведение. Безухов заметил, что солдаты с хохотом разговаривали между собой, шутили над пролетающими снарядами, как будто не замечали того, что пули и снаряды попадали в намеченные мишени, в тех людей, которые еще минуту назад также смеялись вместе с ними, а теперь их изуродованные тела лежат на поле битвы. Но это веселье — не легкомыслие перед смертью, а нервное напряжение. С каждым попавшим ядром оживление все более разгоралось. Толстой сравнивает происходящее с грозой, а выражение лиц солдат — с молниями “скрытого, разгорающегося огня”. Пьер не смотрел на пожар, пылающий на поле сражения, он был “поглощен в созерцание этого, все более и более разгорающегося огня, который точно так же разгорался и в его душе”. Но чувство торжественности происходящего постепенно затухало в Безухове, и на место этому чувству приходит ужас и недоумение. Все для него стало “странно, неясно и пасмурно”. Герой видит, что каждую минуту из пекла выносят раненых и убитых, что на поле лежат неубранные трупы. Но, по-моему, самое сильное впечатление на Пьера произвела гибель молодого офицера, которая произошла на его глазах. Описывая эту смерть, Толстой использует сильнейшее по силе сравнение, вызывающее щемящее ощущение. “Офицерик ахнул и, свернувшись, сел на землю, как на лету подстреленная птица”. Последней каплей оказался страшный толчок, который швырнул на землю самого Безухова. Безумный страх настигает Пьера. Так Толстой показывает своему герою настоящую войну. Окончательно расставило точки над i столкновение Безухова с французским офицером. Возможно, Пьер и не понял, что перед ним враг, но он инстинктивно стал обороняться от толчка: схватил офицера за горло и начал душить. “Несколько секунд они оба испуганными глазами смотрели на чуждые друг другу лица, и оба были в недоумении о том, что они сделали и что им делать”. “Испуганные глаза” — это, конечно, страх смерти, но не только. С моей точки зрения, по крайней мере один из них — Пьер — был напуган необходимостью выбора: ты убьешь или тебя убьют. Происходит столкновение двух людей, двух врагов. Тот, кто сильнее, тот и останется живым, но для этого надо убить человека. Толстой хочет донести до нас глубинный смысл этого столкновения, да и не только этого. Француз и русский в данных условиях враги. События заставили их пойти друг против друга, но это неправильно. И француз, и русский — в первую очередь люди. У каждого из них своя судьба, жизнь, семья. Люди должны заниматься тем делом, которое им по душе. Они бы так и делали, но вот рождается человек, склонный к конфликтам, который ставит перед собой задачу и идет к ее осуществлению твердыми шагами, переступая через других людей. Эти люди стремятся к все большей и большей власти. Одним им до этих высот не добраться, и вот тут-то и начинается самое главное: пользуясь властью, они вовлекают в свои дела других людей и при их участии добиваются определенных целей. Чаще всего это достигается вооруженным путем, что, в свою очередь, порождает смерть, ведь никакая война не обходится без кровопролития и смерти. Этот ужас, который творится на поле брани, трудно передать словами, но Толстому это удалось: “Толпы раненых… с изуродованными страданием лицами, шли, ползли и на носилках неслись с батареи”; “Много было тут мертвых, незнакомых ему. Но некоторых он узнал. Молоденький офицерик сидел, все так же свернувшись, у края вала, в луже крови. Краснорожий солдат еще дергался, но его не убирали”. Суть и этого эпизода — отношение писателя к войне вообще. Он не принимает войну, противится ей, считая неестественной и безнравственной. Обстановка, в которой, в конечном счете, оказался Пьер, была благоприятна для убийства, так как люди были доведены до предела, их покидал разум. Но Толстой не может оправдать убийства даже патриотическим чувством: война — не выход из положения. Эту мысль писатель внушает нам через Пьера Безухова, который думает: “Нет, теперь они оставят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали!” Да, враг должен быть изгнан, но это не оправдывает убийства тысяч людей с обеих сторон. Француз ли он, русский ли — все они люди: вот эта мысль волнует Толстого, и он доносит ее до нашего сознания. Роль данного эпизода в романе велика: именно здесь мы открываем для себя отношение писателя к войне, к ее последствиям, к ее никчемности, противоестественности человеческому существованию.

Пьер Безухов является тем персонажем, который вызывает чувство восхищения и жалости одновременно. Незаурядный внешний вид молодого человека определенно отталкивает – Пьер выглядит обрюзгшим и некрасивым, однако в противовес к этому он красив душой, и в этом заключается особый трагизм этого персонажа. Толстой неоднократно наталкивает читателя на мысль о том, что хорошо любить красивого, привлекательного человека, в то время как внешне неприятного любить сложно.

Детство и юношество Пьера Безухова

Пьер Безухов был незаконнорожденным наследником графа Кирилла Безухова. Несмотря ни на что, граф Кирилл дал своему сыну достойное образование и воспитание – десять лет Пьер вместе с гувернером живет за границей, где и проходит процесс его обучения.

В 20-ти летнем возрасте Пьер возвращается в Россию. На этот момент граф Кирилл был тяжело болен и находился на грани жизни и смерти. Несмотря на то, что старый граф фактически не принимал личное участие в воспитании Пьера и был для молодого человека чужим и незнакомым, Пьер искренне жалеет отца и переживает за него.

Вернувшись в Россию, Пьер некоторое время пребывал в замешательстве – в виду своего возраста, особенностей воспитания и чувствительности натуры, он рисует себе жизнь, полную ярких красок, бескорыстия и стремления к вечному и прекрасному, но не знает с чего начать.

Пьер часто появляется в компании с Анатолем Курагиным, также поддерживает дружеские отношения с Андреем Болконским. На первый взгляд кажется, что Пьер в виду своей наивности пытается быть хорошим для всех, но по сути это не так – молодой человек общается с различными по характеру и моральным ценностям людьми, чтобы определить, что подходит ему.

Граф Кирилл Безухов в скором времени умирает, оставляя все свое бесчисленное богатство Пьеру. С этих пор молодой человек становится самым желаемым гостем во всех домах и перспективным женихом. Князь Василий Курагин помогает Пьеру обустроиться в новом для него мире – он способствует зачислению Пьера в дипломатический корпус и присвоению Безухову чина камер-юнкера.
Вскоре князь Василий сумел расположить Пьера к себе и даже женить его на своей дочери.

Женитьба на Елене

Елена вызывает у Пьера страсть, плотское желание, которого Безухов стыдится – в его понятии это низкие чувства. Пьер убежден, что семья – это нечто возвышенное, основанное на гармонии.

Каковой бы ни была сильной страсть Пьера, умение оценивать ситуацию у него все еще остается – Пьер понимает, что Елена глупа, но просто так отказаться от нее не может. Пока молодой человек раздумывал, нужна ли ему Елена, князь Василий удачно обставил ситуацию так, что Пьер стал неофициальным женихом Елены. Мягкохарактерному Безухову было сложно пойти против общественного мнения, и он сделал предложение Елене, хоть и осознавал, что это не та женщина, которая ему подходит.

Фрагмент романа

Разочарование в семейной жизни не заставило долго ждать – Елена не стала скрывать своего отвращения и напрямую заявила, что она не намерена рожать детей от такого человека, как Безухов.

В этот момент Пьер начинает осознавать, что его понятие о семье и семейной жизни было утопией. Безухов медленно погружается в хандру и становится абсолютно несчастливым в семейной жизни.
Елена не стала удручаться семейной жизнью и, пользуясь деньгами мужа, стала на путь светской львицы. Скоро в доме у Безуховых стала собираться элита общества. Сам Пьер не брал участие в мероприятиях жены и удачно ретировался из ее жизни. Елена заводит себе любовников, и скоро о ее любовных похождениях начинает говорить весь город. Единственный человек, который был в неведении – Пьер Безухов, он все так же считал свою жену честной и благочестивой.

Известия об изменах жены для Пьера стали неприятным событием. Разгневанный Безухов впервые проявляет характер – в ссоре с женой он не ведет себя как обычно – стеснительным мямлей – гнев и злость вырываются наружу. Пьер перестает жить с женой, но не перестает ее спонсировать, что не могло не радовать Елену.

Со временем Пьер опять сближается с женой, но жить полноценной семьей все же не получается. Елена все также изменяет мужу. Что правда Безухов получает нечто вроде моральной компенсации за такое поведение жены – повышение по службе, которого, впрочем, стыдится. В результате молодые люди полностью исчерпывают себя в рамках совместного брака – Елена принимает католичество, чтобы развестись с мужем, но осуществить задуманное не успевает – женщина умирает. Таким образом, брак Пьера Безухова с красавицей Еленой Курагиной продлился 6 лет.

Толстой не детализирует описание воссозданного эффекта на Пьера этим известием. Смерть Елены происходит во время пребывания Пьера в плену и, как следствие, знакомства его с Каратаевым. Исходя из общей ситуации, можно предположить, что он испытал значительное облегчение, так как смерть Елены позволяла ему вновь обрести свободу и внутреннее равновесие.

Масонство

Сложные отношения в браке и ощущение дисгармоничности себя как личности, способствуют возникновению желания найти себя в этом мире, ощутить себя нужным и полезным.

Пьер был далек от религии – он не верил в Бога, поэтому даже в сложный период своей жизни он не испытывает потребности искать утешение в лоне религии. По воле случая Безухов знакомится с Иосифом Алексеевичем Баздеевым, который состоял в масонской ложе.

Идеи этого общества скоро пленяют молодого человека – он видит в этом возможность обрести счастье. Масоны радостно принимают Пьера в свои ряды. Причина этого радушия кроется в состоянии Безухова – Пьер может вносить существенные сумы в качестве пожертвования. Исходя из такой позиции, разочарование Пьера в масонстве не заставило себя долго ждать. В 1808 году Пьер неожиданно для себя стал главой петербуржского масонства.

Смерть Баздеева стала неприятным известием в жизни Безухова – Пьер теряет всякий интерес к общественной деятельности и саморазвитию. В этот же период происходит обручение Наташи Ростовой и Андрея Болконского – Пьер, безусловно, испытывает дружеские чувства по отношению к князю Андрею, но порадоваться за него не может – его симпатия к Наташе не позволяет ему это сделать. В результате Безухов начинает жить как настоящий повеса – его часто можно было заметить в кутежах и пьянках вместе с Анатолем Курагиным.

Пьер на войне

В 1812 году жизнь готовит для Безухова еще один неприятный сюрприз – война с Наполеоном. Это событие для Пьера становится неприятно вдвойне. С одной стороны Пьеру неприятен сам процесс военных событий – по свое натуре он человек миролюбивый. С другой стороны Безухов всегда был восхищен образом Наполеона и как политической личностью, и как полководцем, но после того, как у Бонапарта появляется желание захватить Россию – восхищение Пьера этой персоной улетучивается, и его место занимает глубокое разочарование и даже злость.

Пьер решает послужить Родине – он отправляется на фронт. Благодаря своему состоянию, Безухов обеспечивает материально полк – принимать лично участие в военных действиях Безухов не может, да и в целом, он человек не военный.

Когда все же Пьер появляется на полях сражения, то все вокруг отмечают, что понятие Безухова о войне очень пространственно – его фигура в белых панталонах и отменном костюме выглядит очень комично на фоне всего побоища.

К роману

Под общим воздействием Пьер решается совершить подвиг – убить так некогда горячо любимого ним Наполеона. Однако план Безухова терпит крах. Пьер оказывается в плену. Пребывание во французском плену открыло Пьеру глаза на многие вещи. Благодаря Платону Каратаеву Безухов начинает осознавать жизненные ценности и переосмысливать их. Наконец-то Пьер становится на путь, дающий ему надежду на счастье и гармонию.

Осознание смысла жизни

Действительность пошатнула веру в Бога Пьера, но после разговора Платоном Каратаевым, мировоззрение героя меняется. Платон помог посмотреть на жизнь проще, нашел ответы на вопросы, которые долго не давали покоя Пьеру.

В финале Пьер становиться участником, что бы побороться за свободу, честь и справедливость по отношению к людям. После тревог и разочарований, главный герой наслаждается семейным счастьем, обрел гармонию.

Женитьба на Наташе Ростовой

События войны с Наполеоном стали значимыми в жизни многих людей. Так, Наташа Ростова все-таки осознала свою привязанность к князю Андрею, но обрести счастье с этим человеком ей было не суждено – Болконский получил серьезное ранение и вскоре умер. В период морального истощения Натальи в ее жизни появляется Пьер Безухов, но уже не в качестве хорошего знакомого и друга, а в качестве жениха.


В этот раз Пьер не ошибся в выборе супруги – спокойная и кроткая Наталья стала воплощением его юношеского идеала супруги. Наташа не интересовалась светской жизнью, она редко бывала на людях и неохотно принимала гостей у себя.

В браке Ростовой и Безухова рождается трое дочерей и сын. Наталья полностью посвятила себя семейной жизни.

Характеристика Пьера Безухова

После смерти отца, Пьер получает в наследство все состояние и титул, с такой новостью люди меняет отношение к герою. Сыну жаль отца, но он никогда не был близок с отцом. Наследство становится тяжкой ношей с одной стороны – деньги и титул открывают все двери молодому человеку.

Князь Курагин, одержимый идеей завладеть состоянием Пьера, женил его на своей дочери Элен. Безухов скоро понимает, что совсем не любит свою жену, что она холодная, распутная и расчётливая женщина, и пытается с ней расстаться. Кардинальные перемены произошли в душе Пьера Безухова после поездки в Можайск, встречи с солдата­ми и ополченцами, пребывания на Бородинском поле во время знаменитой битвы. Еще во время встречи московских дворян с императором Александром I в Слободском дворце у Пьера возникло острое желание вырваться из привычного круга великосветской жизни, отказаться от богатства и связанной с ним власти.

Пьер и тайное общество

Общественная деятельность Пьера Безухова не заканчивается с началом семейной жизни. в последних главах романа Толстой неоднократно делает намеки на принадлежность Пьера к какой-то тайной организации. По мнению исследователей, под этими намеками подразумевается деятельность в организации декабристов – юношеское стремление Пьера изменить мир к лучшему не покидает его.

Подведем итог: Пьер Безухов в некой мере является предшественником новой эпохи – гуманизма и гуманных изменений в обществе. Несмотря на все трудности, Пьер не остается в пучине светской жизни, его желание помочь другим, сделать мир лучше оказывается сильнее алкоголя, балов и красоты женщин. Моральная неудовлетворенность Безухова подстегивает его к поиску новых способов реализации себя в социуме. Путь его исканий однозначно, не самый легкий – множество разочарований становятся настоящим испытанием для молодого человека. В конце романа Пьер получает достойное вознаграждение – счастливую семью и возможность помогать другим.

Пьер Безухов - один из центральных персонажей романа “Война и мир”. Этот образ стал воплощением духовных исканий, стремления к гармонии и личному счастью. Положительный герой, незаурядный человек со сложной, насыщенной жизнью вызывает симпатию у читателей.

  • Внешность Пьера Безухова
  • Положение героя в обществе
  • Женитьба и разочарование
  • Масонство Пьера Безухова
  • Безухов на войне
  • Пребывание в плену и осознание истины
  • Характеристика Пьера Безухова в достижении счастья

Внешность Пьера Безухова

Лев Толстой описывает героя как крупного молодого человека с короткой стрижкой и в очках. Несмотря на свою неуклюжесть и непривлекательность, Пьер вызывает расположение своей открытой детской улыбкой, умным, робким и наблюдательным взглядом.

Рис. 1. Пьер Безухов. Художник П. Боклевский

Положение героя в обществе

В первой части мы встречаем Пьера Безухова, когда он только вернулся из-за границы, где проходил обучение. Молодой человек не был в России с десяти лет. Его взросление прошло вдали от русского общества, что вначале создавало определенные трудности в понимании его окружающими. Пьер является внебрачным сыном графа Кирилла Безухова, одного из самых богатых людей России. Впервые герой представлен читателю в салоне Анны Шерер. В это время Безухов живет у родственника отца - князя Курагина. Лучшим его другом является Андрей Болконский. Героев роднит поклонение Наполеону и общие моральные ценности.

Важно! Толстой резко противопоставляет героя высшему обществу России, в которое он попадает. Простой, честный и открытый Пьер не вписывается в лицемерный круг личностей, которые привыкли лгать и льстить друг другу, к тому же, отличались поверхностными взглядами и вкусами.

Рис. 2. Пьер Безухов и Элен Курагина. Художник А. Николаев Пьер Безухов всей душой стремится к поискам истины. По прошествии недолгого времени Кирилл Безухов умирает, но прежде он успел попросить императора Александра признать Пьера его законным ребенком. Государь уважил это прошение, и так Пьер становится наследником баснословного богатства.

Женитьба и разочарование

Оказавшись богатым, Пьер становится завидным женихом. Благодаря его неопытности и наивности, семейству Курагиных удается выдать за него Элен. Однако этот брак не приносит герою счастья. Он понял, что супруга - корыстная и коварная девушка, испорченная и развращенная . За шесть лет брака Безухов теряет веру в духовность и чистоту брака . Его жена постоянно изменяет ему. В 1806 году гостем в его доме оказывается Федор Долохов, который становится любовником Элен. Он сам провоцирует Пьера, чтобы тот вызвал его на дуэль. Чудом Безухову удается ранить Долохова, но это приносит ему лишь расстройство. После дуэли он разъезжается с женой и отправляется жить в Петербург. Позже он опять сойдется с Элен на короткое время, но затем их брак разрывается окончательно и Пьер уезжает жить в Москву.

Рис. 3. Пьер Безухов спасает девочку в сожженной Москве

Масонство Пьера Безухова

Пьер стремится найти свое место в жизни, которое позволит ему творить добро и помогать людям. Эти поиски приводят его в общество масонов. Встретив масона Баздеева и проникнувшись идеями самопожертвования и взаимопомощи, он вступает в их ряды. Однако и здесь его ждет разочарование. У непрактичного и малоопытного Безухова не получается улучшить жизнь своих крестьян, которые сопротивляются любым изменениям. Постепенно он разуверился в своих целях. Его вновь поглотили безнадежность и депрессия.

Безухов на войне

Война 1812 года стала для Пьера тяжелым испытанием, но он видел в ней шанс проявить себя, сделать что-то действительно полезное и послужить своему народу. Он страстно загорается идеей внести свою лепту. Пьер организовывает полк и финансирует его полностью. Так как он не был военным, принимать участие в сражениях ему было нельзя, но он не мог оставаться на месте. Во время оккупации Москвы Пьер остается в городе и придумывает себе миссию, которая даст возможность избавиться от французов - он решает убить Наполеона. Пылкости и желания оказалось недостаточно для реализации его идей и Пьер попадает в плен на целых четыре месяца.

Пребывание в плену и осознание истины

Попав в плен, Пьер окончательно потерял веру во все хорошее: он не верит в доброту, дружбу, любовь, взаимопомощь. В этот сложный для себя период он встречает простого человека - Платона Каратаева. Именно он значительно повлиял на взгляды Пьера и помог вернуть ему веру в лучшее. Простой и примитивный в выражениях Каратаев смог лучше остальных объяснить ему ценность человеческой жизни и основы духовной мудрости. Так получилось, что именно в плену свершается окончание формирования личности Пьера. Он понял, что счастье находилось всегда рядом - на самой поверхности и искать его в глубинах сознания не следовало. Пьер постигает, что счастье заключается в возможности быть свободным духовно и физически, жить в согласии и понимании со своим народом. Он обретает мир в душе и равновесие, которые привели его к личному счастью и гармонии.

Характеристика Пьера Безухова в достижении счастья

Вернувшись из плена, Безухов встречает Наташу Ростову, которая всегда ему нравилась. В этот момент она была опустошена и убита горем, ведь война забрала многих дорогих ей людей. Пьер поддерживает ее как верный друг и постепенно они сблизились. В 1813 году они поженились и открыли новую главу в жизни друг друга.

Важно! В конце романа Пьеру удается обрести настоящее счастье, которым он наслаждается в своей семейной идиллии. Пьер и Наташа - родственные души, которые, пройдя сквозь испытания жизни, все-таки разглядели друг друга.

Читайте также: