Индонезия в средние века кратко

Обновлено: 02.07.2024

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Глава 19. Индонезия в XVI—XVIII вв.

Феодальная раздробленность страны: Падение государства Маджапахит усилило раздробленность Индонезии. К началу XVI в. в стране существовало несколько государств, структура которых была уже в значительной мере феодальной или процесс феодализации завершился в них на протяжении периода позднего средневековья. В результате междоусобной борьбы происходили периодические, однако весьма кратковременные объединения соседних государств. Политическая и экономическая раздробленность усугублялась религиозной и культурной. Последняя особенно ощущалась в этот период на Яве, где ислам делал все более заметные успехи, вытесняя яванский индуизм.

Вторжение португальцев: Сокровища Индии, Китая, Индонезии манили европейских купцов, но путь в эти страны был далек и труден. Его контролировали сначала арабы, позднее персы и гуджаратцы, а с 1453 г., после падения Константинополя, путь на восток по суше прочно закрыли турки. Нужно было искать новые пути. В 1498 г. португалец Васко да Гама, обогнув Африку, прибыл в Индию, а в 1519—1521 гг. другой португалец, но состоявший на испанской службе, Магеллан, плывя на запад, совершил кругосветное путешествие и в 1521 г. достиг Филиппин и Малайского архипелага. В 1511 г. португальцы захватили Малакку, а в 1512 г. появились на Молукках, где вскоре и обосновались, воспользовавшись борьбой между Тернате и Тидоре и заключив союз с Тернате. В 20-е годы XVI в. они построили несколько крепостей (на Тернате и на Амбоне).

Тенденция к централизации: государства Бантам и Матарам Второй: Во второй половине XVI в., после более чем полу-столетнего периода раздробленности и упадка, последовавшего за крушением Маджапахита, в Индонезии образовалось несколько новых экономических центров и наметилась тенденция к образованию новых централизованных государств на обломках бывшей империи. Важнейшими из них были на Западной Яве —Бантам, на Восточной — Матарам, называвшийся также Матарамом Вторым. Матарам был расположен на территории, где в прошлом существовало государство Матарам Первый; кроме того, правители Матарама Второго стремились подчеркнуть преемственность обоих государств.

Борьба нидерландской Ост-Индской компании за господство на архипелаге: Естественный ход исторического и социально-экономического развития Индонезии, нарушенный португальцами, был еще более грубо прерван торговцами из Нидерландов. Нидерланды наряду с Англией были основным соперником португальцев. Корабли первой голландской торговой флотилии, рукводимой Хаутманом, встали на якорь на рейде в Бантаме 23 июня 1596 г. Как торговых партнеров их встретили радушно. Однако доброжелательное отношение бантамцев объяснялось прежде всего тем, что они видели в голландцах союзников в борьбе с португальцами и Матарамом, возраставшее могущество которого крайне тревожило бантамских правителей и купцов.

Положение индонезийских государств в первой половине XVII в.: Население Индонезии быстро убедилось, что алчность голландских захватчиков не уступает корыстолюбию португальских. В 1620 г. вспыхнуло восстание против голландцев на о-вах Банда (Молукки), подавленное Куном с невероятной жестокостью: часть населения островов была перебита, беглецов, укрывшихся в горах, блокировали и уморили голодом, остальное население продали в рабство.

Восстание Трунаджайи: Драматические события развернулись на Яве, где в 1674 г. поднялось широкое движение, направленное против жестокого феодального гнета и голландского проникновения. Его возглавил сын мадурского князя Трунаджайя, незаконно лишенный престола. Ядро повстанческих отрядов составили крестьяне с о-ва Мадура, а также мадурцы, переселившиеся на Восточную Яву из-за трудных экономических условий существования на своей родине. К ним присоединились отряды бугов, лишенных по одному из пунктов Бонгайского трактата возможности заниматься морской торговлей, и отряды яванских крестьян. В восстании приняли участие некоторые феодалы — преимущественно мадурские.

Превращение Матарама и Бантама в вассалов голландцев: В 1677 г. Амангкурат I умер. По договору, заключенному в том же году, компания обещала помочь его сыну, вступившему на престол. В обмен компания потребовала значительные территориальные уступки, в том числе несколько портов на севере Явы, и оплаты расходов компании на войну. Сусухунан превратился в беспомощного вассала голландской торговой компании.

Экономическая политика компании: Компания осуществляла варварскую эксплуатацию страны с помощью самых разнообразных методов. Первое место среди них занимала строжайшая монополия на торговлю пряностями, а также опиумом, солью и всеми теми продуктами, продажа которых становилась выгодной. Другими формами эксплуатации стали леверансии, контингента и херендинст. Леверансиями назывались натуральные поставки определенных продуктов по цене, установленной компанией, или бесплатно согласно неравноправным договорам; практически это была контрибуция, которой были обложены местные правители, попавшие в зависимость от компании.

Восстание Сурапати и другие антиголландские выступления: Всеобщее недовольство гнетом компании и феодальной эксплуатацией вылилось в новое восстание, которое возглавил Сурапати — в прошлом балийский раб, проданный компании, бежавший из Джакарты и снова поступивший на службу к компании во главе военного отряда. Оскорбленный недостойным обращением, Сурапати вместе со своим отрядом ушел на восток Явы и начал собирать вокруг себя недовольных. Как и в восстании Трунаджайи, в восстании Сурапати было два направления: антиголландское и антифеодальное, при этом к первому примкнули некоторые феодалы.

Глава 5 СУЛТАНАТЫ И КНЯЖЕСТВА МАЛАЙСКОГО АРХИПЕЛАГА В УСЛОВИЯХ ШИРОКОЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЭКСПАНСИИ НИДЕРЛАНДОВ (СЕРЕДИНА XVII — СЕРЕДИНА XVIII в.)

Глава 5 СУЛТАНАТЫ И КНЯЖЕСТВА МАЛАЙСКОГО АРХИПЕЛАГА В УСЛОВИЯХ ШИРОКОЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЭКСПАНСИИ НИДЕРЛАНДОВ (СЕРЕДИНА XVII — СЕРЕДИНА XVIII в.) ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ И ТОРГОВАЯ ЭКСПАНСИЯ НИДЕРЛАНДСКОЙ ОИК ВНЕ ЯВЫ. ПОКОРЕНИЕ ГОВА – ТАЛЛО (МАКАССАРА) В 1653 г. генерал-губернатором

Восточная Индонезия в первой четверти XVII в

Восточная Индонезия во второй четверти XVII в

Восточная Индонезия во второй четверти XVII в Во второй четверти XVII в. английской Ост-Индской компании было уже не под силу держать свои фактории на Калимантане, и из европейских держав основную торговлю с этим островом в рассматриваемый период вела только Голландия. Во

Восточная Индонезия в третьей четверти XVII в. (падение Макасара)

Восточная Индонезия в третьей четверти XVII в. (падение Макасара) К началу 60-х годов позиции голландцев на Калимантане значительно укрепились. В декабре 1660 г. правитель Банджармасина пангеран Рату вынужден был подписать с голландской Компанией договор, в котором

В средневековых обществах Индонезии основную массу населения составляли свободные крестьяне, объединенные в малые сельские общины, характерные для средневековой Юго-восточной Азии (вообще любой свободный был членом какой-то конкретной общины). На протяжении VIII—XV нв.. судя по эпиграфическим данным и сведениям нарративных источников, прежде всего с Явы, возрастала зависимость общин вначале от власти монарха. а потом все более и более от власти конкретных частных владельцев. Вместе с тем из общины выделялись представители ее верхушки. Первоначально они пользовались различными првиилегиями, не ывзодя из состава общины имущественно, оставаясь деревенскими чиновниками, а позднее все чаще переходили на положение чиновничества при монархе. Соответственно если наиболее массовая низовая часть слоя эксплуататоров раньше была представлена общинной верхушкой, то в ее составе непрерывно растет (но не стаковятся основной) доля служащих государства—мелких и средних чиновников.

Социальное положение духовенства также менялось; объединенное вначале вокруг крупных по преимуществу храмов, оно чем дальше, тем больше превращалось в корпорацию мелких и средних священнослужителей, в той или иной мере связанных с государственным аппаратом.

Земля в это время на Яве и, видимо, в других развитых областях Архипелага могла быть объектом владения как общины, так и частного лица.




Эти процессы подготовили упадок централизованного государства и распад империи Маджапахит с конца XV с., но сам переход к использованию обществом по преимуществу норм обычного права не означал тогда, на рубеже ХПI - XIV вв, отказа от верховной собственности гоусдарства на землю. Он лишь знаменовал собой наступолени второго периода функнионирования такой собственности, почти везде в ЮВА сопровождавшегося определенным упадком централизации, — периода сбора основной массы ренты-налога теми слоями общества (служилыми, духовенством, порой и неслужилыми лицами), которым он переуступлен государством, а не самим государством, как ранее.

Псречисленные выше процессы социально-экономического развития шли отнюдь не равномерно на притяжении восьми веков. В той картине аграрных отношений в яванском обществе, которую рисуют данные количественного анализа надписей VIII—XV вв., можно выделить несколько эпох экономической активности и соответствующих новаций (прежде всего о сфере перераспределения земельных имуществ). Каждой из них присущи определенные социально-экономчиеские характеристики, каждой соответвствуют и четко выделенные отрезки политической истории Центральной и Восточной Явы, то есть народа яванцев. Таких эпох три: первая 732—928 гг. (переходный Малангский период 929—944 гг.); вторая 992—1197 гг.; третья эпоха 1264—1486 гг. Они отделены отрезками времени, когда вообще неизвестны надписи, поэтому эпохи и периоды не имеют четко выраженных временных границ. Есть некоторые отличия и от традиционной периодизации политической истории Явы, слабо, впрочем, пока обоснованной для ряда периодов.

Каждая из трех эпох характеризуется особым конкретным составом постоянных социальных групп и осоыбми видами отношений между ними, а также каждой из групп – к земле. Чт же это за группы?

Опи трэдиционны для средневековых классовых обществ: монарх как носитель центральной власти; служилые и неслужилые крупные наследственные землевладельцы; служилые (реже — неслужилые) средние и мелкие землевладельцы; духовенство; деревенская верхушка — деревенские чиновники; свободное рядовое население деревни; ремесленно-горговые внеобщинные группы; зависимое население деревни. Как природа этих групп, так и степень сходства некоторых из них друг с другом, а также отношение каждой из них к земле нередко менялись с течением времени, от эпохи к эпохе, что будет показано в ходе описания самих эпох.

В средневековых обществах Индонезии основную массу населения составляли свободные крестьяне, объединенные в малые сельские общины, характерные для средневековой Юго-восточной Азии (вообще любой свободный был членом какой-то конкретной общины). На протяжении VIII—XV нв.. судя по эпиграфическим данным и сведениям нарративных источников, прежде всего с Явы, возрастала зависимость общин вначале от власти монарха. а потом все более и более от власти конкретных частных владельцев. Вместе с тем из общины выделялись представители ее верхушки. Первоначально они пользовались различными првиилегиями, не ывзодя из состава общины имущественно, оставаясь деревенскими чиновниками, а позднее все чаще переходили на положение чиновничества при монархе. Соответственно если наиболее массовая низовая часть слоя эксплуататоров раньше была представлена общинной верхушкой, то в ее составе непрерывно растет (но не стаковятся основной) доля служащих государства—мелких и средних чиновников.

Социальное положение духовенства также менялось; объединенное вначале вокруг крупных по преимуществу храмов, оно чем дальше, тем больше превращалось в корпорацию мелких и средних священнослужителей, в той или иной мере связанных с государственным аппаратом.

Земля в это время на Яве и, видимо, в других развитых областях Архипелага могла быть объектом владения как общины, так и частного лица.

Эти процессы подготовили упадок централизованного государства и распад империи Маджапахит с конца XV с., но сам переход к использованию обществом по преимуществу норм обычного права не означал тогда, на рубеже ХПI - XIV вв, отказа от верховной собственности гоусдарства на землю. Он лишь знаменовал собой наступолени второго периода функнионирования такой собственности, почти везде в ЮВА сопровождавшегося определенным упадком централизации, — периода сбора основной массы ренты-налога теми слоями общества (служилыми, духовенством, порой и неслужилыми лицами), которым он переуступлен государством, а не самим государством, как ранее.

Псречисленные выше процессы социально-экономического развития шли отнюдь не равномерно на притяжении восьми веков. В той картине аграрных отношений в яванском обществе, которую рисуют данные количественного анализа надписей VIII—XV вв., можно выделить несколько эпох экономической активности и соответствующих новаций (прежде всего о сфере перераспределения земельных имуществ). Каждой из них присущи определенные социально-экономчиеские характеристики, каждой соответвствуют и четко выделенные отрезки политической истории Центральной и Восточной Явы, то есть народа яванцев. Таких эпох три: первая 732—928 гг. (переходный Малангский период 929—944 гг.); вторая 992—1197 гг.; третья эпоха 1264—1486 гг. Они отделены отрезками времени, когда вообще неизвестны надписи, поэтому эпохи и периоды не имеют четко выраженных временных границ. Есть некоторые отличия и от традиционной периодизации политической истории Явы, слабо, впрочем, пока обоснованной для ряда периодов.

Каждая из трех эпох характеризуется особым конкретным составом постоянных социальных групп и осоыбми видами отношений между ними, а также каждой из групп – к земле. Чт же это за группы?

Опи трэдиционны для средневековых классовых обществ: монарх как носитель центральной власти; служилые и неслужилые крупные наследственные землевладельцы; служилые (реже — неслужилые) средние и мелкие землевладельцы; духовенство; деревенская верхушка — деревенские чиновники; свободное рядовое население деревни; ремесленно-горговые внеобщинные группы; зависимое население деревни. Как природа этих групп, так и степень сходства некоторых из них друг с другом, а также отношение каждой из них к земле нередко менялись с течением времени, от эпохи к эпохе, что будет показано в ходе описания самих эпох.

Авторы: Н. В. Мазеин (Общие сведения, Население, Хозяйство), Н. Н. Алексеева (Природа), М. Ю. Ульянов (археология), С. В. Кулланда, В. А. Тюрин, А. Ю. Другов (Исторический очерк), В. В. Горбачёв (Вооружённые силы), В. С. Нечаев (Здравоохранение), Н. М. Смурова (Литература), Г. М. Сорокина (Изобразительное искусство и архитектура), А. С. Алпатова (Музыка), П. М. Степанова, Н. П. Чукина (Танец и театр), К. Э. Разлогов (Кино) Авторы: Н. В. Мазеин (Общие сведения, Население, Хозяйство), Н. Н. Алексеева (Природа), М. Ю. Ульянов (археология), С. В. Кулланда, В. А. Тюрин, А. Ю. Другов (Исторический очерк); >>


ИНДОНЕ́ЗИЯ (Indonesia), Рес­пуб­ли­ка Ин­до­не­зия (Republik Indonesia), ост­ров­ное го­су­дар­ст­во в Юго-Вост. Азии.

Читайте также: