Пьер бурдье габитус кратко

Обновлено: 14.05.2024

Пьер Бурдьё (фр. Pierre Bourdieu, 1 августа 1930, Франция — 23 января 2002, Париж, Франция) — французский социолог, этнолог, философ и политический публицист, один из наиболее влиятельных социологов XX века. Автор тридцати пяти книг и четырёхсот статей, которые высоко оцениваются как в плане теоретических, так и эмпирических исследований. В то же время его работы подверглись разнообразной критике, в основном за детерминистское видение социального.

C 1981 года — профессор социологии в Коллеж де Франс. В 1990-е годы Пьер Бурдьё играл заметную роль в общественно-политической жизни Франции.

Многими учеными отмечается огромный вклад Бурдье в понимании общества. Для Бурдье характерно глубокое…

Пьер Бурдьё (фр. Pierre Bourdieu, 1 августа 1930, Франция — 23 января 2002, Париж, Франция) — французский социолог, этнолог, философ и политический публицист, один из наиболее влиятельных социологов XX века. Автор тридцати пяти книг и четырёхсот статей, которые высоко оцениваются как в плане теоретических, так и эмпирических исследований. В то же время его работы подверглись разнообразной критике, в основном за детерминистское видение социального.

C 1981 года — профессор социологии в Коллеж де Франс. В 1990-е годы Пьер Бурдьё играл заметную роль в общественно-политической жизни Франции.

Многими учеными отмечается огромный вклад Бурдье в понимании общества. Для Бурдье характерно глубокое пренебрежение междисциплинарным делением, накладывающим ограничения на предмет исследования и на применяемые методы. В его исследованиях сочетаются подходы и приемы из области антропологии, истории, лингвистики, политических наук, философии, эстетики, которые он плодотворно применяет к изучению таких разнообразных социологических объектов как: крестьянство, искусство, безработица, система образования, право, наука, литература, брачно-родственные союзы, классы, религия, политика, спорт, язык, жилище, интеллектуалы и государственная "верхушка".

Важнейшим этапом на пути признания заслуг Пьера Бурдьё стало его избрание в 1981 г. действительным членом Французской академии и получение им почетного поста заведующего кафедрой социологии в Коллеж де Франс. В настоящее время Бурдьё является автором 26 монографий и многих десятков статей, опубликованных в крупнейших научных журналах Франции и других стран. Его работы переводятся на все европейские языки и имеют широкий резонанс в международном научном сообществе.

Библиография

Издано на русском языке:

Издано на русском языке:

Структура, габитус, практика // Журнал социологии и социальной антропологии. — Том I, 1998. — № 2.

Социология социального пространства / Пер. с фр.; общ. ред. и послесл. Н. А. Шматко. — Москва: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2005. В 2-х т.

О символической власти // Бурдье П. Социология социального пространства. — Москва: Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007. — с. 87-96.

Бурдье, П. Формы капитала /пер. с англ. М. С. Добряковой; Бурдье П. Различение: социальная критика суждения (фрагменты книги) / пер. с фр. О. И. Кирчик // Западная экономическая социология: хрестоматия современной классики. — Москва: РОССПЭН, 2004. — 680 с.

За ангажированное знание // Неприкосновенный запас. — 2002. — № 5 (25).

Поле литературы // Новое литературное обозрение. — 2000. — № 45. — С. 22-87.

ГАБИТУС — целостная система диспозиций восприятия, оценивания, классификации и действий, результат опыта и интериоризации индивидом социальных структур, носящая неосознанный характер.

Вводя понятие габитус, Бурдье пытается снять традиционное для социологии противопоставление социальной структуры и личных практик индивида: с одной стороны, габитус — это внутренние схемы восприятия, оценивания, классификации и деятельности, свойственные индивиду, с другой — это интериоризованные социальные отношения, усвоенные и присвоенные социальными агентами.

В то же время габитус вписывает индивида в существующие социальные структуры, генерируя практики и представления так, что они оказываются объективно адаптированными к социальным отношениям, продуктом которых и являются.

Принципиальным моментом является то, что габитус целостен и не может быть разложен на отдельные составляющие его диспозиции, поскольку выражает один общий принцип, стиль, проявляющийся во всех практиках индивида и переносимый из одной сферы в другую, задавая их взаимную согласованность.

Бессознательность габитуса определяется его телесностью; установки вписаны в телесность и проявляются в манере, стиле, привычке говорить, держаться, двигаться, подчиняясь определенным инкорпорированным требованиям.

Пьер Бурдье (1930-2002) - ключевая фигура современной социологии. Этот французский мыслитель создал теорию, объясняющую сущность общества, властных отношений в нем и причины социального неравенства. Он активно излагал свои взгляды не только в научных трудах, но и в СМИ, и был достаточно публичной фигурой, как и другие французские интеллектуалы ХХ века.
Бурдье открыто выражал свои политические симпатии, выступал активным критиком неолиберализма, и сам подвергался нападкам буквально со всех сторон.

Среди понятий, которые Бурдье использовал и продвигал, такие, как символическое насилие, габитус, социальные поля. Вообще у него очень богатое учение, но в короткой статье в Дзене невозможно охватить все. Поэтому я сосредоточусь на кратком и понятном (надеюсь) изложении именно этих категорий в интерпретации французского социолога.Все современное общество, согласно, Пьеру Бурдье, можно разделить на социальные поля - это области, где существуют свои виды деятельности, символы, своя иерархия. Например, политика, спорт, искусство и т.д. Эти поля являются тем плацдармом, на котором разворачивается соперничество и борьба, на каждом поле применяются свои формы символического насилия. Благодаря такому насилию утверждается господство одних ценностей и норм над другими, а основным ресурсом этих полей выступает капитал (в чем бы он ни выражался, это не обязательно деньги). Капитал бывает экономическим, социальным, культурным, символическим.

Во всех этих полях действуют люди. Для подчеркивания того, что их действия автономны, Бурдье использует понятие "агент". То есть каждый самостоятельно действующий человек - агент.
При этом агенты с детства, в процессе социализации, усваивают принципы и установки общества, которые встраиваются в них и становятся естественной основой их действий. И тут возникает понятие габитус. Это совокупность всех тех оснований, которые определяют поведение человека, и которые возникли благодаря усвоению социальных установок.

Эти установки имеют объективный характер, но каждый агент пользуется ими субъективно. Поэтому наши действия, вкусы, предпочтения, стиль жизни и т.д. различны, у каждого человека их сочетание уникально. Габитус выступает в качестве посредника между отдельным субъектом и обществом.
Габитус - это те социальные структуры, которые как бы вписаны в тело человека и становятся основной его социальной природы. При этом они так естественны, что не осознаются самим агентом, они существуют на бессознательном уровне. Тем не менее - определяют наши поступки, образ мыслей и т.д.

Каждый агент существует в определенном социальном поле. Капитал, который Бурдье называет источником силы, распределяет эти силы в каждом поле. Как уже было сказано выше, капитал бывает разный. Так вот, от того, как каждый агент относится к капиталу и на основе этого формирует свои цели, зависит его социальное положение.

Интернет-пространство просто пестрит всевозможными заезженными определениями и понятиями из области психологии. Так как данная научная дисциплина, на данный момент, является одной из самых востребованных, то, как правило, её определения и понятия подаются с учетом уровня популярности.

Общее понятие габитуса

часы на руке

  • биологии;
  • ботанике;
  • микологии;
  • социологии;
  • психологии.

В социологии данное понятие подразумевает то, что люди в различном социальном окружении приобретают разную структуру. Но, как правило, речь идёт о внутренней составляющей, нежели внешней.

10 привычек несчастных людей и как от них избавиться

10 привычек несчастных людей и как от них избавиться

Внимание общему определению понятия — габитус, уделяется неспроста. Прежде чем сузить рассмотрение габитуса в контексте социологии и психологии, важно начать с истоков данного определения. Такой подход к освещаемой теме вызван тем, чтобы ты имела расширенное представление о данном определение.

Габитус в социологии по Бурдьё с примерами

  • В первом смысловом блоке, габитус выступает в роли впечатанных привычек, которые наследуются из детства.
  • Во втором смысловом блоке, понятие, сравнивается с чувством собственного места. Разные люди, по-разному ощущает, что им доступно, чего они достойны, а что, как говорится, для них за семью замками. То есть, никогда, с их точки зрения, не будет досягаемо и реализовано.

Бурдьё приводит следующий пример, беря за основу науку и чувство собственно места в ней у разных людей: одни аспиранты возьмут задачи, о которые другие, что называется, зубы сломали. Они уверенны, что эта задача им под силу, и они смогут её выполнить. С их точки зрения выполнения таких задач, определяется уровень достижений, которые заслуживают почёта.

Есть и другой тип аспирантов: они ставят перед собой незначительную задачу, выполнение которой, растягивается во временном промежутке на три года. Но результат выполнения такой задачи будет только в поле зрения их научного руководителя. То есть, ни о каком почете и достижениях, речь не идёт.

На основании вышеприведенных примеров, Бурдьё выделяет две стратегии:

Конкурировать с авторитетом предшественников, и самому стать авторитетом.

Взять определенный, незначительный фронт работ, и оставаться на этом участке до конца жизни.

Если продолжить разбор смысловых составляющих, следует обратить внимание на главные элементы, дающие характеристику различным сторонам изучаемого понятия.

  • Габитус представляет собой определенный порядок фундаментальных и переносимых предрасположенностей субъекта к определенным действиям.
  • Габитус выступает посредником между структурами, которые относятся к социальным, и частными практиками в процессе их взаимодействия.

Габитус проявляется в:

  • способе жестикуляции;
  • видах сексуального поведения;
  • привычках питания;
  • стилистических направлениях в одежде и т. д.

Одно из проявлений можно рассмотреть на примере, который приводит Бурдьё: когда простой рабочий дослуживается до мастера цеха, он не начинает питаться как инженер. Он не меняет свою диету. Покупает себе то, что в рабочей среде считается деликатесами и начинает употреблять в большом количестве.


Еще один пример приведенный Бурдьё: когда бедный выигрывает в лотерею крупную сумму, он не становится частью высшего сословия. Как правило, он спивается, потому что то, что раньше было атрибутом праздника, он стал потреблять в большой количестве. Закладываются звенья саморазрушения. По мнению Бурдьё, в таких случаях, габитус существует не независимо от социальной системы.

Если подвести итог, Бурдьё говорит буквально следующее: формировавшийся на протяжении поколений опыт, откладывает определенный социальный отпечаток. Получается, что габитус в формально уравнительной(эгалитарной) системе сподвигнет людей делить самих себя и воссоздавать те условия, которые воссоздают его.

При этом Бурдьё не выдвигает никаких предположений, каким образом можно изменить подобный социальный процесс.

Понятие габитуса в трудах социологов


Изучаемое понятие можно встретить в трудах:

  • немецкого философа Г. Гегеля;
  • немецкого философа Э. Гуссерля;
  • французского социолога и философа Э. Дюркгейма, и других.

Габитус в психологии с примерами

Как ты могла убедиться, данное понятие имеет, в большей степени, социальную составляющую. Оно делит людей на тех, кто четко осознает, чего стоит, и к чему стремится. Их точка опоры – уверенность в себе.

И тех, чьим тормозом, наоборот есть – неуверенность в себе, собственных силах, мотивах и желаниях.

Габитус – это те, глубоко внесенные привычки из детства, которые указывают на что человек претендует, а что считает для себя недосягаемым.

Несмотря на то, что выше мы уже установили: в социальной теории Бурдьё нет чёткого ответа, как же можно изменить упомянутый выше социальный процесс, давай попробуем подойти к вопросу с точки зрения психологии.


Чтобы стать успешным, прежде всего, нужно осознать существование собственного габитуса. Следует ставить более высокие цели, и выходить из зоны комфорта. Если обратиться к истории звезд, которые из нищеты, взлетели к вершинам, то напрашивается вполне логический вывод: нет ничего невозможного.

Американская актриса Мила Кунис в одном интервью призналась, что выросла в полной нищете. Её семья иммигрировала в США с 250 долларами. Еще одна знаменитость, Селена Гомес, озвучила факт из своей биографии: она воспитывалась матерью-одиночкой в ужасной бедности. Ещё как пример, Сара Джессика Паркер: семье часто отключали свет за неуплату. Дни рождения не отмечались по причине отсутствия денег.

Примеры знаменитостей доказывают: неважно в какой социальной среде вырос человек, и какие установки и убеждения формирует это окружение, какие привычки прививало. Каждый из нас – хозяин собственной жизни. И только мы сами решаем, чего достойны!

Читайте также: