Пбу 15 2008 кратко

Обновлено: 04.07.2024

Теперь только о затратах

Разработчики нового ПБУ заметно упростили его применение по сравнению с ПБУ 15/01. Это отразилось даже на названии, оно изменено. Судя по нему, теперь речь идет только об учете расходов (затрат) по обслуживанию займов и кредитов[2], но не об учете собственно займов и кредитов.

Несмотря на это, в ПБУ 15/2008 все-таки поясняется, что основная сумма обязательства по полученному займу (кредиту) по-прежнему отражается в бухгалтерском учете организацией-заемщиком как кредиторская задолженность по условиям договора займа (кредитного договора) в сумме, указанной в договоре. Соответственно, погашение данной суммы организацией-заемщиком уменьшает (погашает) кредиторскую задолженность (п. 2 и 5 ПБУ 15/2008).

Однако основные изменения коснулись принятой ранее классификации задолженностей по полученным займам и кредитам. Теперь ее попросту нет. Так, например, не требуется теперь разделять их на краткосрочные и долгосрочные. Нет теперь также для целей бухгалтерского учета срочной и просроченной задолженностей.

Какие затраты можно учесть?

В пункте 3 ПБУ 15/2008 приведен незакрытый перечень затрат, которые могут быть учтены как расходы, связанные с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам. Он незначительно отличается от того, который содержался в п. 11 ПБУ 15/01. В то же время обращает на себя внимание то, что из списка этих расходов исключено понятие дисконта, под которым ранее применительно к обращению векселей в ПБУ 15/01 понималась разница между суммой, указанной в векселе, и суммой фактически полученных денежных средств или их эквивалентов при размещении этого векселя. То есть надо, видимо, понимать так, что данная разница теперь будет относиться к прочим процентам, причитающимся к оплате займодавцу (кредитору), и на этом основании учитываться в расходах. Можно предположить, что целью данного изменения является устранение отличия в учете указанной разницы для налоговых и бухгалтерских целей. Ведь ст. 43 НК РФ признает дисконт процентами.

Правда, понятие дисконта, в отличие от ПБУ 15/01 не поясняемое в новом бухгалтерском стандарте, вдруг всплывает в п. 16 ПБУ 15/2008, но касается теперь вовсе не векселей, а только облигаций. При этом указывается, что такой дисконт, как и проценты по причитающейся к оплате облигации, отражается обособленно от номинальной стоимости облигации как кредиторская задолженность в составе прочих расходов в тех отчетных периодах, к которым эти проценты относятся.

Однако, по нашему мнению, это не означает, что указанные курсовые разницы теперь нельзя учесть в расходах. В пункте 13 ПБУ 3/2006 сказано, что курсовая разница подлежит зачислению на финансовые результаты организации как прочие доходы или прочие расходы (кроме расчетов с учредителями по вкладам или случаев, предусмотренных иными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету). Пересчет в рубли должен производиться на дату совершения операции в иностранной валюте (то есть выплату процентов), а также на отчетную дату (п. 7 ПБУ 3/2006).

Кроме того, могут быть учтены дополнительные расходы по займам. Их список не закрыт, но как в ПБУ 15/01, так и в ПБУ 15/2008 некоторые из них выделены специально. Правда, в новом стандарте это лишь:

– суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги;

– суммы, уплачиваемые за экспертизу договора займа (кредитного договора).

В связи с этим следует обратить внимание на то, что, в отличие от ПБУ 15/01, в ПБУ 15/2008 нет указания на то, что оно не применяется к беспроцентным договорам займа и договорам государственного займа. Так как при заключении таких договоров возможно возникновение указанных выше дополнительных расходов, получается, что учитывать их придется в соответствии с ПБУ 15/2008.

Как учесть затраты?

Расходы по займам признаются прочими расходами и отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, к которому они относятся (п. 6 и 7 ПБУ 15/2008). Проценты включаются в затраты равномерно. Может быть так, что в соответствии с условиями договора предусматривается другая периодичность начисления процентов. Тогда можно исходить из условий, установленных в договоре, но только если такое включение процентов в расходы отличается от равномерного несущественно (п. 8 ПБУ 15/2008).

Дополнительные расходы по займам (кредитам), независимо от цели, на которые они получены, включаются в прочие расходы. Причем учитываются они единовременно в периоде, к которому относятся (п. 6 ПБУ 15/2008), но могут также и равномерно в течение срока действия договора (абз. 2 п. 8 ПБУ 15/2008).

Обратите внимание: в п. 15 ПБУ 15/01 отдельно отмечалось, что если организация использует средства полученных займов и кредитов для предоплаты МПЗ, других ценностей, работ, услуг или выдачи авансов и задатков в счет их оплаты, то расходы по обслуживанию указанных займов и кредитов относятся на увеличение образовавшейся в связи с этим дебиторской задолженности. Лишь при поступлении МПЗ и иных ценностей, выполнении работ и оказании услуг дальнейшее начисление процентов и осуществление других расходов, связанных с обслуживанием полученных займов и кредитов, отражалось в бухгалтерском учете в общем порядке – с отнесением указанных затрат на прочие расходы организации-заемщика.

Теперь указанные затраты полностью учитываются в прочих расходах, так как положение, аналогичное приведенному, в новом стандарте отсутствует.

Иной порядок предусмотрен для тех случаев, когда расходы по займам (кредитам) подлежат включению в стоимость инвестиционного актива (ИА). А это бывает, если проценты, причитающиеся к оплате займодавцу (кредитору), непосредственно связаны с приобретением, сооружением и (или) изготовлением ИА. В ПБУ 15/2008 уточняется, что к ИА относятся объекты незавершенного производства и незавершенного строительства, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету заемщиком и (или) заказчиком (инвестором, покупателем) в качестве основных средств (включая земельные участки), нематериальных активов или иных внеоборотных активов.

Следует отметить, что ранее затраты по полученным займам и кредитам, связанным с формированием ИА, по которому по правилам бухгалтерского учета амортизация не начисляется, в стоимость такого актива не включались, а относились на текущие расходы организации в общем порядке (п. 23 ПБУ 15/01). Это подчеркивалось также и в п. 25 ПБУ 15/01, в котором было сказано, что затраты по полученным займам и кредитам, непосредственно связанные с приобретением и (или) строительством инвестиционного актива, включаются в первоначальную стоимость этого актива при условии возможного получения организацией в будущем экономических выгод или в случае, когда наличие инвестиционного актива необходимо для управленческих нужд организации.

Теперь такого ограничения нет, поэтому проценты, причитающиеся к оплате займодавцу (кредитору), непосредственно связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением ИА, обязательно включаются в его стоимость. А вот дополнительные затраты по займам теперь нельзя включать в стоимость ИА, в п. 7 ПБУ 15/2008 такое требование относится только к процентам. То есть дополнительные затраты в любом случае учитываются в составе прочих расходов.

По поводу условия включения процентов в стоимость ИА теперь уточнено, что расходы по приобретению, сооружению и (или) изготовлению ИА, а также по займу, связанному с этими процессами, не только должны фактически возникнуть, но и быть признанными в бухгалтерском учете.

Как и ранее, проценты, причитающиеся к оплате займодавцу (кредитору), связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением ИА, уменьшаются на величину дохода от временного использования средств полученных займов (кредитов) в качестве долгосрочных и (или) краткосрочных финансовых вложений (п. 10 ПБУ 15/2008). Однако прежде это возможно было только в случае непосредственного уменьшения затрат, связанных с финансированием ИА (например, при снижении цен на строительные материалы и оборудование, задержке выполнения отдельных видов (этапов) работ субподрядными организациями, по другим аналогичным причинам). Уменьшение затрат по займам на величину дохода должно было подтверждаться соответствующим расчетом фактического наличия указанного дохода (п. 26 ПБУ 15/01). Теперь это ограничение снято.

Согласно п. 11 ПБУ 15/2008 при приостановке приобретения, сооружения и (или) изготовления ИА на длительный период (более трех месяцев) проценты прекращают включаться в стоимость ИА. В ПБУ 15/2008 данный порядок расписан более подробно, чем в п. 28 ПБУ 15/01. В частности, поясняется, что это происходит с первого числа месяца, следующего за месяцем такого приостановления. Соответственно, при возобновлении приобретения, сооружения и (или) изготовления ИА проценты включаются в стоимость ИА с первого числа месяца, следующего за месяцем возобновления приобретения, сооружения и (или) изготовления такого актива.

Полностью проценты перестают включаться в стоимость ИА со следующего месяца после того, как произошло первое из следующих событий (п. 12 и 13 ПБУ 15/2008):

– прекращено приобретение, сооружение и (или) изготовление ИА;

– ИА начал использоваться, несмотря на незавершенность работ по его приобретению, сооружению и (или) изготовлению.

Отличие ПБУ 15/2008 от ПБУ 15/01 (п. 30) в том, что теперь в данном случае не имеет значения факт принятия актива к бухгалтерскому учету в качестве объекта внеоборотных активов.

Нецелевое использование – рассчитайте проценты

В ПБУ 15/2008 вновь предусмотрена ситуация, когда на приобретение, сооружение и (или) изготовление ИА израсходованы средства займов (кредитов), полученных на другие цели. Для этого случая предлагается методика, позволяющая выделить ту часть процентов, которая будет включена в стоимость ИА. В ПБУ 15/2008 предложено определять их пропорционально доле указанных средств в общей сумме займов (кредитов), причитающихся к оплате займодавцу (кредитору), полученных на цели, не связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением такого актива. Поясним на примере.

Остаток неиспользованных займов (кредитов) на 01.01.2009 составил 50 000 руб., в том числе на приобретение, сооружение и (или) изготовление ИА – 20 000 руб. Кроме того, в течение января 2009 г. получены займы (кредиты) на 100 000 руб., в том числе на приобретение, сооружение и (или) изготовление ИА – 35 000 руб.

Из указанных сумм в январе 2009 г. на приобретение, сооружение и (или) изготовление ИА потрачено 77 000 руб.

Начислению в январе подлежат проценты в сумме 30 000 руб., в том числе по займам, полученным на приобретение, сооружение и (или) изготовление ИА, – 25 000 руб., на общие цели – 5 000 руб.

Таким образом, из совокупной суммы займов, полученных в январе на общие цели, фактически потрачено на цели, связанные с ИА, – 22 000 руб. (77 000 - 20 000 - 35 000).

Рассчитаем, какая сумма процентов из причитающихся к оплате займодавцу (кредитору) за полученные займы (кредиты) на общие цели подлежит включению в стоимость ИА: (5 000 х 22 000) / ((50 000 + 100 000) - (20 000 + 35 000)) = 1 158 руб.

Всего в стоимость ИА в январе будут включены проценты в сумме 26 158 руб. (25 000 + 1 158).

Данный расчет делается за отчетный период. Это, как правило, квартал. Согласно п. 4 ПБУ 4/99 отчетный период – период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность. При этом организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года (п. 48 ПБУ 4/99, п. 3 ст. 14 Федерального закона о бухгалтерском учете). Таким образом, расчет надо делать не за каждый месяц отдельно, а всякий раз за период с 1 января отчетного года по последний день последнего месяца отчетного периода.

Отметим, что рассмотренный пример, основанный на рекомендациях, приведенных в ПБУ 15/2008, несколько упрощен. Данные рекомендации предполагают, что ставки по всем займам (кредитам) одинаковы и не изменяются в течение отчетного периода. Кроме того, работы по приобретению, сооружению и (или) изготовлению ИА продолжаются после окончания отчетного периода. При невыполнении данных условий расчет, безусловно, усложнится.

Также сумма процентов, причитающихся к оплате займодавцу (кредитору), подлежащих включению в стоимость нескольких ИА, распределяется между ними пропорционально сумме займов (кредитов), включенных в стоимость каждого ИА.

К сведению: ПБУ 15/01 предусматривался несколько более сложный расчет процентов, дополнительно включаемых в стоимость ИА. Необходимо было рассчитать средневзвешенную сумму займов и кредитов, не погашенных в течение отчетного периода, в том числе предназначенных для финансирования приобретения ИА, путем суммирования остатков непогашенных займов и кредитов на первое число каждого календарного месяца отчетного периода и деления полученной суммы на число календарных месяцев в отчетном периоде (приложение к ПБУ 15/01). Именно средневзвешенная сумма займов и кредитов, предназначенная на общие цели, являлась базой для определения средневзвешенной ставки затрат.

Раскрытие информации в отчетности

Несколько изменился порядок раскрытия информации в бухгалтерской отчетности. Прежде всего на это повлиял факт упрощения учета основных обязательств по займам (кредитам). Ведь теперь не надо выбирать и указывать в учетной политике порядок перевода долгосрочной задолженности в краткосрочную, способ начисления и распределения причитающихся доходов по заемным обязательствам, состав и порядок списания дополнительных затрат по займам, порядок учета доходов от временного вложения свободных средств (см. п. 32 ПБУ 15/01).

Однако информация о займах и кредитах требует теперь более подробного раскрытия (п. 17 ПБУ 15/2008). Так, ранее речь шла о наличии и изменении величины обязательств по основным займам и кредитам и сроках их погашения. Теперь это касается всех займов и кредитов, имевших место в отчетном периоде.

Хотя по-прежнему требуется раскрывать информацию о суммах расходов по займам, включенных в прочие расходы, что касается ИА, надо сообщать о суммах процентов, причитающихся к оплате займодавцу (кредитору), подлежащих включению в стоимость ИА.

Дополнительно надо сообщать о суммах включенных в стоимость ИА процентов, причитающихся к оплате займодавцу (кредитору), по займам, взятым на цели, не связанные с его приобретением, сооружением и (или) изготовлением. Также указываются суммы дохода от временного использования средств полученного займа (кредита) в качестве долгосрочных и (или) краткосрочных финансовых вложений. В том числе выделяется информация о таких средствах, учтенных при уменьшении расходов по займам, связанных с приобретением, сооружением и (или) изготовлением ИА.

Наконец, в случае неисполнения или неполного исполнения займодавцем договора займа (кредитного договора) в пояснительной записке надо сообщать о суммах займов (кредитов), недополученных по сравнению с условиями договора займа (кредитного договора).

Приказано упразднить

Данная ситуация выглядит по меньшей мере странной. Ведь для обобщения информации о кредитах и займах предназначены отдельные счета — 66 и 67. В этом случае, по нашему мнению, до внесения поправок в план счетов налогоплательщикам следует учитывать взятые на себя денежные обязательства раздельно, как это было и раньше.

Инвестиционные активы уточнили

В ПБУ 15/2008 сказано, что инвестиционными активами могут считаться объекты незавершенного производства и строительства, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету заемщиком или заказчиком в качестве основных средств, нематериальных или иных внеоборотных активов (п. 7 ПБУ 15/2008). Проценты, причитающиеся к оплате кредитору и связанные с приобретением, сооружением и изготовлением инвестиционных активов, обязательно включаются в стоимость актива. Что касается дополнительных затрат по займам, то включать таковые в стоимость инвестиционных активов теперь запрещается.

При этом в соответствии с п. 11 ПБУ 15/2008 в случае приостановки на период более трех месяцев приобретения, сооружения, изготовления инвестиционного актива, в стоимость последнего прекращают включаться проценты. Это происходит с первого числа месяца, следующего за месяцем такого приостановления. В случае же возобновления данной процедуры проценты начинают добавляться с первого числа месяца, следующего за месяцем такого изменения.

Полностью же проценты перестают суммироваться со стоимостью инвестиционного актива после прекращения его приобретения, сооружения или изготовления.

внимание

Дополнительные затраты по займам могут включаться равномерно в состав прочих расходов в течение срока кредитного соглашения.

Дисконт и курсовые разницы — долой

В новом Положении сокращен перечень расходов, связанных с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам. Речь идет о дисконте. Правда, последний касается лишь облигаций. Причем дисконт и проценты по причитающейся к оплате ценной бумаге отражаются отдельно от номинальной ее стоимости и учитываются как кредиторская задолженность в составе прочих расходов. Делается это в тех отчетных периодах, к которым эти проценты относятся.

Однако бухгалтерия вправе отражать их и равномерно в течение срока действия договора займа. Отметим, что ранее требовалось в этом случае учитывать их предварительно как расходы будущих периодов.

Наряду с этим из перечня расходов исключено специальное упоминание о курсовых разницах, которые ранее следовало относить на причитающиеся к оплате проценты по займам и кредитам, полученным и выраженным в иностранной валюте.

Кроме того, могут быть учтены дополнительные затраты по займам. Это относится к суммам, уплачиваемым за информационные и консультационные услуги, а также за экспертизу договора займа (кредитного договора).

В то же время из числа дополнительных расходов исключены затраты, связанные с выполнением копировально-множительных работ, оплатой налогов и сборов, а также потреблением услуг связи. Данная корректировка приобретает особую значимость тогда, когда заем или кредит привлекается для инвестиционных целей. Ведь в такой ситуации между налогоплательщиком и фискалами может возникнуть недопонимание по вопросу включения в инвентарную (амортизационную) стоимость построенного или приобретенного объекта основных средств тех или иных групп расходов.

внимание

Новая редакция ПБУ 15/2008 разрешает включать в стоимость инвестиционных активов земельные участки.

Как распорядиться расходами?

Расходы по займам признаются прочими и отражаются в бухгалтерской документации в том отчетном периоде, к которому они относятся (п. 6 и 7 ПБУ 15/2008). Что же касается процентов, то они включаются в затраты равномерно. Но обстоятельства могут сложиться таким образом, что в соответствии с условиями договора будет предусматриваться другая периодичность начисления процентов. В этом случае следует обратить внимание на условия, прописанные в договоре.

Одновременно с этим дополнительные расходы по займам (кредитам) независимо от цели, на которые они получены, включаются в категорию прочих. Причем учитываться они могут как единовременно в периоде, к которому относятся (п. 6 ПБУ 15/2008), так и равномерно в течение срока действия договора (абз. 2 п. 8 ПБУ 15/2008).

В настоящее же время, если предприятие использует заемные средства для осуществления предварительной оплаты материально-производственных запасов, то расходы по обслуживанию указанных займов и кредитов относятся компанией-заемщиком на увеличение дебиторской задолженности.

Другими словами, с момента перечисления предварительной оплаты до поступления приобретенного имущества начисленные проценты увеличивают дебиторскую задолженность по сумме аванса. Надо сказать, что в аналитическом учете указанные суммы должны отражаться обособленно, поскольку должники разные, но при оприходовании полученных активов они суммируются.

Нецелевое использование

Таким образом, в ПБУ 15/2008 вновь предусмотрена ситуация, когда на приобретение, сооружение, изготовление инвестиционного актива израсходованы средства займов (кредитов), полученных на другие цели. Для этого случая предлагается методика, позволяющая выделить ту часть процентов, которая будет включена в стоимость инвестиционного актива. В ПБУ 15/2008 предложено определять их пропорционально доле указанных средств в общей сумме займов (кредитов), которые причитаются к оплате займодавцу (кредитору), но при этом были получены на цели, не связанные с приобретением, сооружением или изготовлением такого актива.

Пример

Остаток неиспользованных займов на 1 января 2009 г. составил 45 000 руб., в том числе на приобретение, сооружение, изготовление инвестиционных активов ушло 15 000 руб. Кроме того, в течение января 2009 г. получены кредиты на 90 000 руб., в том числе на приобретение, сооружение, изготовление инвестиционных активов — 30 000 руб.

Из вышеуказанных сумм в январе 2009 г. на приобретение, сооружение, изготовление инвестиционных активов потрачено 65 000 руб.

Начислению в январе подлежат проценты в сумме 25 000 руб., в том числе по займам, полученным на приобретение, сооружение, изготовление инвестиционных активов, — 20 000 руб., на общие цели — 5000 руб.

Таким образом, из совокупной суммы займов, полученных в январе на общие цели, фактически потрачено на цели, связанные с инвестиционными активами, 20 000 руб. (65 000 - 15 000 - 30 000).

Рассчитаем, какая сумма процентов из причитающихся к оплате займодавцу (кредитору) за полученные кредиты на общие цели подлежит включению в стоимость инвестиционных активов. Это (5000 × 20 000) / ((45 000 + 90 000) - (15 000 + 30 000)) = 1111 руб.

Всего в стоимость инвестиционных активов в январе будут включены проценты в сумме 21 111 руб. (20 000 + 1111).

Данный расчет делается за отчетный период. Это, как правило, квартал. Согласно п. 4 ПБУ 4/99 отчетным является период, за который предприятие должно составлять бухгалтерскую отчетность. При этом компания должна составлять промежуточную отчетность за месяц и квартал нарастающим итогом с начала отчетного года (п. 48 ПБУ 4/99, п. 3 ст. 14 Федерального закона о бухгалтерском учете). Таким образом, расчет надо делать не за каждый месяц отдельно, а всякий раз за период с 1 января отчетного года по последний день последнего месяца отчетного периода.

Отметим, что сумма процентов, причитающихся (которые причитаются) к оплате займодавцу (кредитору) и подлежащих включению в стоимость нескольких инвестиционных активов, распределяется между ними пропорционально сумме займов (кредитов), включенных в стоимость каждого инвестиционного актива.

внимание

Из нового документа исключены положения о необходимости включения затрат по кредитам и займам в стоимость материально-производственных запасов.

За завесой цифр

Изменения коснулись и порядка раскрытия информации в бухгалтерской отчетности. Прежде всего, на это повлиял факт упрощения учета основных обязательств по займам (кредитам). Ведь новая редакция документа предполагает, что теперь нет необходимости выбирать и указывать в учетной политике порядок перевода долгосрочной задолженности в краткосрочную, способ начисления и распределения причитающихся доходов по заемным обязательствам, состав и порядок списания дополнительных затрат по займам, порядок учета доходов от временного вложения свободных средств (п. 32 ПБУ 15/01).

Однако информация о займах и кредитах требует теперь более подробного раскрытия (п. 17 ПБУ 15/2008). По-прежнему требуется указывать сведения о суммах затрат по займам, включенных в прочие расходы. Что касается инвестиционных активов, следует раскрывать информацию о суммах процентов, причитающихся к оплате займодавцу (кредитору) и подлежащих включению в стоимость актива.


ПБУ 1/2008 Учетная политика организации — один из важнейших НПА, регулирующих организацию бухгалтерского учета в компании. Зачем нужно ПБУ 1/2008 Учетная политика организации, кто обязан его применять и какие нормы содержатся в данном ПБУ — читайте в статье ниже.

Для начала вспомним, что нормативно-правовое регулирование бухучета (далее — БУ) в РФ представлено несколькими уровнями:

Ст. 21 закона № 402-ФЗ определяет следующую структуру нормативной документации БУ:

Что такое учетная политика

Учетная политика (далее — УП) — совокупность способов ведения организацией БУ (п. 1 ст. 8 закона № 402-ФЗ). УП обязаны составлять все экономические субъекты, кроме освобожденных от обязанности вести БУ: ИП, филиалы или представительства иностранной компании — при условии, что они ведут учет доходов и расходов в соответствии с иными НПА РФ (п. 2 ст. 6 закона № 402-ФЗ).

Обратите внимание! В отличие от бухгалтерского налоговый учет (НУ) является обязательным для всех налогоплательщиков — как юрлиц, так и ИП, независимо от режима налогообложения. Поэтому УП для целей НУ составляют все экономические субъекты (п. 2 ст. 11, ст. 313 НК РФ). Предприниматели могут составлять УП для целей БУ по собственному желанию, но не обязаны этого делать. В дальнейшем в статье мы рассматриваем вопросы составления и оформления УП только для целей БУ.

Экономические субъекты составляют УП самостоятельно на основе НПА по БУ. Способы ведения учета компания выбирает из установленных федеральными стандартами, а если возникает ситуация, которую не регламентирует федеральный стандарт, то допускается разработать способ учета самостоятельно.

Последние изменения, внесенные в текст ПБУ 1/2008 (приказ Минфина России от 28.04.2017 № 69н), установили порядок предпочтений в выборе образца для самостоятельно разрабатываемого способа учета (п. 7.1 ПБУ 1/2008):

  • правила, содержащиеся в стандартах МСФО;
  • аналогии, имеющиеся в российских стандартах;
  • рекомендации, дававшиеся по этому вопросу.

УП применяется последовательно из года в год. Изменения, внесенные в УП, должны действовать с начала следующего календарного года. Менять УП среди года разрешено в исключительных случаях:

  • изменение законодательства РФ;
  • использование иных способов ведения БУ в целях формирования наиболее достоверной информации об объектах учета;
  • изменение условий деятельности фирмы (п. 5 ст. 8 закона № 402-ФЗ).

На практике изменения и дополнения УП бывают двух видов:

  • собственно изменения УП (например, в связи с изменением законодательства), последствия которых отражаются в БУ и отчетности в соответствии с требованием законодательства, а при отсутствии таких требований — ретроспективно;
  • дополнения, вносимые в УП (например, при развитии нового направления бизнеса) — они вносятся и действуют с того момента, как это стало нужно. А в учете и отчетности отражаются перспективно.

ПБУ 1/2008 состоит из четырех разделов.

Раздел I посвящен общим сведениям о самом нормативном акте и используемой далее терминологии.

На что обратить внимание:

  • ПБУ распространяется только на юрлиц, за исключением кредитных и бюджетных организаций. Соблюдать нормы положения в части формирования УП должны все компании, на которые распространяется ПБУ; в части раскрытия информации о положениях УП, ее изменении и прочих аспектах, предусмотренных разделом IV ПБУ 1/2008 — только фирмы, публикующие бухотчетность.
  • Филиалы и подразделения иностранных юрлиц на территории РФ могут составлять УП либо по правилам ПБУ 1/2008, либо по правилам страны происхождения, но тогда они не должны противоречить МСФО (п. 1 ПБУ 1/2008).
  • К способам ведения БУ относятся способы группировки, оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота и обработки информации, инвентаризации, использования счетов и регистров БУ (п. 2 ПБУ 1/2008).

Раздел II содержит детальную инструкцию по формированию УП и чек-лист того, что должно быть в УП.

На что обратить внимание:

  • УП составляет главбух либо ответственный за ведение БУ в компании, а утверждает руководитель приказом или распоряжением (п. 4 ПБУ 1/2008).
  • УП опирается на следующие допущения: имущественной обособленности, непрерывности деятельности, последовательности применения УП и временной определенности хозопераций (п. 5 ПБУ 1/2008).
  • К УП предъявляются требования: полноты, своевременности, осмотрительности, непротиворечивости, рациональности отражения хозопераций, приоритета содержания над формой (п. 5 ПБУ 1/2008).
  • компании, которым разрешено применять упрощенные способы БУ, могут вести учет без двойной записи (п. 6.1 ПБУ 1/2008) и руководствоваться при самостоятельном выборе способа учета только требованием рациональности (п. 7.2 ПБУ 1/2008).
  • Если вы только недавно создали компанию или реорганизовали уже существующую, то УП для БУ следует сформировать в течение 90 дней со дня госрегистрации, при этом после утверждения УП считается действующей с момента госрегистрации фирмы.
  • Способы ведения БУ, зафиксированные в УП, применяются с начала календарного года, следующего за годом утверждения УП, всеми подразделениями юрлица, даже если они выделены на отдельный баланс (п. 9 ПБУ 1/2008).

Раздел III посвящен изменениям в УП.

На что обратить внимание:

Раздел IV ПБУ 1/2008 информирует бухгалтера о необходимости раскрытия положений УП в бухотчетности.

На что обратить внимание:

  • Раскрывать информацию об УП следует в пояснительной записке (приложение 3 к приказу Минфина России от 02.07.2010 № 66н).
  • Если УП сформирована с учетом допущений из п. 5 ПБУ 1/2008, то такие допущения могут не озвучиваться в бухотчетности. В остальных случаях состав и объем информации об УП, подлежащей раскрытию в бухочетности, определяется в соответствии с другими ПБУ. Если есть сомнения в применимости допущения непрерывности — на них нужно обязательно указать и привести причины возникновения таких сомнений (пп. 19, 20 ПБУ 1/2008).
  • Раскрываются существенные способы ведения БУ, принятые в организации (п. 17 ПБУ 1/2008).
  • При изменении УП в пояснительной записке фиксируются причины изменений, их суть, порядок отражения результатов изменения в бухотчетности и суммы корректировок по статьям отчетности (п. 21 ПБУ 1/2008).
  • Если организация планирует поменять какие-то положения УП на следующий отчетный год, то этот факт нужно задокументировать в пояснениях к бухотчетности за текущий период (п. 25 ПБУ 1/2008).

Ниже в таблице мы привели ключевые отличия ПБУ 1/2008 от ПБУ 1/98, действовавшего ранее:

ПБУ 1/98

(утверждено приказом Минфина РФ от 09.12.1998 № 60н, утратило силу на основании приказа Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н)

ПБУ 1/2008

(утверждено приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н в редакции от 28.04.2017)

5.1. Способы учета фирма выбирает независимо от других организаций, но установленная ею УП обязательна для ее дочерних обществ

5. УП формируется главбухом

4. УП формируется главбухом или иным лицом, ведущим БУ в организации

5. Утверждаются нетиповые формы первички, регистров и документов внутренней бухотчетности

4. Утверждаются формы первички, регистров, документов внутренней бухотчетности

6.1. Фирмы, имеющие право вести БУ в упрощенной форме, могут вести его без двойной записи

8. При формировании УП происходит выбор из способов БУ, допускаемых законодательством по БУ. Если способ отсутствует, то компания может разработать его сама в соответствии с ПБУ 1/98 и другими ПБУ

7. При формировании УП происходит выбор из способов БУ, допускаемых законодательством по БУ. Если способ отсутствует, то компания может разработать его сама в соответствии с правилами, установленными ПБУ 1/2008. Организации, создающие отчетность по МСФО, при несоответствии способов, содержащихся в стандартах РСБУ, требованиям МСФО вправе предпочесть в УП применение способов, установленных для МСФО

7.1. При самостоятельной разработке способов бухучета устанавливается следующая последовательность приоритетов в выборе образцов для подражания: стандарты МСФО – аналоги в стандартах РСБУ – рекомендации в области бухучета

7.2. Фирмы, имеющие право вести БУ в упрощенной форме, вправе при самостоятельном выборе способа бухучета руководствоваться исключительно требованием рациональности

7.3. Если применение установленных РСБУ способов бухучета приводит к формированию недостоверной информации, допустимо отступление от них

7.4. В отношении информации, расцениваемой как несущественная для принятия экономических решений, при выборе способа бухучета также допустимо ориентироваться только на требование рациональности

12. К способам ведения БУ, принятым при формировании УП и подлежащим раскрытию в бухотчетности, относятся способы амортизации ОС, НМА, оценки ТМЦ, признания прибыли и другие способы, отвечающие требованиям п. 11 ПБУ 1/98

2. К способам ведения БУ относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов БУ, организации регистров БУ, обработки информации

21. Последствия изменения УП, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финположение или финрезультаты, отражаются в бухгалтерской отчетности исходя из требования представления числовых показателей минимум за 2 года, кроме случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий не может быть достаточно надежной. Бухгалтеру следует исходить из предположения, что измененный способ ведения БУ применялся с первого момента возникновения случая, для которого способ предназначен. Отражение последствий изменения УП заключается в корректировке только бухотчетности — по данным за периоды, предшествующие отчетному. В БУ записи не производятся

15. Последствия изменения УП, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финположение или финрезультаты, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий не может быть достаточно надежной

15.1. Фирмам, применяющим упрощенные способы ведения БУ, разрешено отражать в бухотчетности существенные последствия изменения УП, перспективно, если иной порядок не указан в законодательстве

20.1 и 20.2. Отступления от стандартов РСБУ должны раскрываться с объяснением причин этого в пояснениях к бухотчетности. Это касается как предпочтений в пользу стандартов МСФО (20.1), так и замененного альтернативным способа РСБУ (20.2)

21. В случае изменения УП следует раскрывать причину, содержание изменений, порядок отражения последствий изменения в бухотчетности и суммы корректировок. Если организация обязана показывать данные о прибыли, приходящейся на одну акцию, то следует отражать корректировку по сведениям о базовой и разводненной прибыли или убытку на акцию. Кроме того, следует указывать сумму корректировки за периоды, предшествующие указанным в бухочетности

22. В случае если раскрытие информации, предусмотренной п. 21 данного ПБУ, по какому-то отдельному предшествующему отчетному периоду, представленному в бухотчетности, или по отчетным периодам, более ранним в сравнении с представленными, невозможно, этот факт следует отразить в отчетности вместе с указанием отчетного периода, в котором будет применено изменение УП

23. Если НПА по БУ может быть применен добровольно до его официального вступления в силу, компания должна раскрыть этот факт в бухотчетности

Последние незначительные поправки в ПБУ 1/2008 вносились в 2020 году.

Согласно действующему правилу организации, раскрывающие составленную в соответствии с МСФО финансовую отчетность, вправе не применять способ ведения бухгалтерского учета, установленный ФСБУ, если это приводит к несоответствию учетной политики требованиям МСФО. С 17.03.2020 стандарты бухгалтерского учета, утвержденные такими организациями и обязательные к применению их дочерними обществами, могут устанавливать способы ведения бухгалтерского учета, выбранные ими в соответствии с указанным порядком.

Информации о корректировке положения в 2022 году пока нет.

До 2020 года последние нововведения в ПБУ 1/2008 вступили в силу с 06.08.2017, утв. приказом Минфина России от 28.04.2017 № 69н. Ряд пунктов ПБУ в результате этих изменений подвергся редакционным правкам, уточнившим формулировки (пп. 1, 6, 7, 8, 10, 15, 17, 18, 24), но появились и новые положения, дополнившие текст ПБУ. К числу последних относятся такие моменты:

  • Организация выбирает способы ведения БУ автономно от других юрлиц (п. 5.1). Исключение сделано для дочерних компаний — они должны использовать те же способы БУ, что и материнская компания.
  • Если компания формирует отчетность по МСФО, то она пользуется федеральными стандартами БУ в соответствии с требованиями МСФО (п. 7). Однако если способ БУ, рекомендованный федеральными стандартами, противоречит МСФО, то организация может этот способ не применять. Компания должна будет в таком случае обосновать, почему способ, предложенный федеральным стандартом, противоречит МСФО.
  • Выбор образца для самостоятельной разработки способа учета, отсутствующего в федеральных или отраслевых стандартах, осуществляется в определенной последовательности (п. 7.1): МСФО – аналогии в РСБУ – рекомендации по бухучету. Фирмы, имеющие право применять упрощенные способы БУ, в такой ситуации могут исходить только из принципа рациональности (п. 7.2).
  • В исключительных ситуациях, если применение ПБУ 1/2008 ведет к получению недостоверной информации о финположении компании, разрешено отступать от норм ПБУ (п. 7.3) при условии, что будут определены обстоятельства, мешающие использовать ПБУ, и внедрены альтернативные способы учета, которые не приведут к еще большей его недостоверности.
  • В отношении организации учета информации, являющейся несущественной для понимания финансового положения, возможен выбор способа учета по принципу рациональности (п. 7.4).
  • В пояснениях к отчетности фирма должна раскрыть причины и следствия замены способов, содержащихся в РСБУ, положениями МСФО (п. 20.1), а также причины отступления от норм РСБУ (п. 20.2) с пояснениями образующихся в учете разниц.
  • Если законодательство по БУ поменялось, а нововведения можно добровольно применять до наступления срока обязательного применения, то компания, применившая новый НПА досрочно, отражает этот факт в бухотчетности (п. 23).

Исключенным из текста ПБУ оказалось требование о раскрытии в пояснениях к бухотчетности положений УП на следующий за отчетным год (п. 25).

Составляем учетную политику — ПБУ 1/2008

В соответствии с п. 4 ПБУ 1/2008 в состав УП организации должны входить следующие документы:

    ;
  • формы первички, регистров БУ и документов внутренней бухотчетности; ;
  • способы оценки активов и обязательств; и обработки информации;
  • механизм контроля хозопераций;
  • иные необходимые для организации БУ документы.

Итоги

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.







Mozilla/5.0 (Windows NT 6.1; WOW64) AppleWebKit/536.6 (KHTML, like Gecko) Chrome/20.0.1092.0 Safari/536.6

Читайте также: