Павлов сильванский феодализм в россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

В 1878 г. девятилетнего Колю определили в приготовительный класс.

Словом, в годы его пребывания в омской гимназии проходило не только первоначальное накопление знаний, но и проявлялись первые ростки его творческих способностей, предвещавшие будущие успехи на поприще научном. 6 лет, проведенных в стенах этого учебного заведения, послужили известным фактором, определившим и направление его будущих научных интересов.

Омский период жизни продолжался 9 лет – до очередного служебного перемещения отца. На сей раз в столицу империи. Там и завершил он гимназическое образование с золотой медалью. А в 1888 г. поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета.

На формирование исторических взглядов и исследовательских методов Павлова-Сильванского оказало влияние знакомство с передовыми достижениями в области философии, социологии, права.

Идеи Павлова-Сильванского получили распространение не только в академических кругах, но и марксистской среде. Крупнейшие пропагандисты марксизма в России Г. В. Плеханов и революционер-публицист М. С. Ольминский усматривали в них не только научное, но и большое общественное значение.

Представители прогрессивных кругов научной интеллигенции считали, что объективно работы Павлова-Сильванского не только способствовали новому объяснению прошлого, но и содействовали борьбе за лучшее будущее страны.

Его научные идеи, представления, сформированные в виде концепций, схем, теоретических конструкций, отражали, прежде всего, определенный временной этап развития отечественного исторического познания. Восприимчивость к новым достижениям в других областях науки, ассоциативность мышления, помноженные на большой опыт архивиста, обладавшего знанием широкого круга литературных и документально-производственных источников информации, позволили ему успешно применять свои знания при исследовании системы феодальных институтов Древней Руси. Пользуясь сравнительно-историческим методом, он дал новую трактовку прошлого, сопоставив их с аналогичными учреждениями Западной Европы, и показал, как из борьбы общины с боярщиной вырастали феодальные отношения. Эта теория русского феодализма в то время была прогрессивным шагом в развитии исторической мысли. Среди историков периода империализма Н. Павлов-Сильванский признан одной из крупнейших фигур после В. О. Ключевского.

Творческое наследие Павлова-Сильванского нельзя рассматривать вне политического контекста общественной жизни. Злободневные дискуссии о формах политического устройства государства Российского – традиционная тема русских историков. Не обошел ее и Павлов-Сильванский. Осознание общественного назначения профессиональной деятельности историка оказало влияние на формирование политических взглядов и идейных предпочтений этого, в общем-то, кабинетного ученого. Научные интересы историка лишь на поверхностный взгляд были далеки от актуальных социально-политических проблем современности. На развитие его политического сознания известное влияние оказало освободительное движение начала нынешнего столетия.

Финал наступил 17 февраля 1908 года. Скоропостижная смерть настигла его на 39 году жизни вследствие заболевания холерой. Смерть в расцвете творческих сил роковым образом прервала завершение научных планов одного из самых талантливых русских историков. Ряд его работ остался незавершенным, а оконченные – неопубликованными.

И в заключение повествования о Павлове-Сильванском я хотел бы напомнить о том, что Омск в его судьбе явился той стартовой площадкой начальной учебной социализации, которая вывела его на орбиту исторической науки. Надеюсь, что будущее поколение омичей обратится к изучению его жизни и творчества. И на омской земле имя его не будет предано забвению, как это было до недавних пор.

Историограф древностей российских: (памяти Н. П. Павлова-Сильванского) / Евгений Евсеев // Время. – 1998. – 18–24 марта (№ 11) – С. 15.

Книги - скачать, советы, литература

Книги - скачать, советы, литература

Книги - скачать, советы, литература запись закреплена

КНИГИ ПО ИСТОРИИ РОССИИ
Название: Феодализм в России
Автор: Павлов-Сильванский Н.П.
Жанр: Древняя и средневековая Русь
Описание: Книга включает основные произведения выдающегося русского историка Н. П. Павлова-Сильванского (1869-1908), посвященные обоснованию теории феодализма в России, его эпистолярное наследие, а также отзывы историков о трудах Павлова-Сильванского.

В прилагаемых статьях охарактеризованы творческая биография ученого, место его трудов в истории русской исторической мысли.
Издание снабжено комментариями и указателями.

М.: Наука, 1988 г. - 700 с.
Статьи С.О. Шмидта и С.В. Чиркова. Примечания С.В. Чиркова. Ответственный редактор С.О. Шмидт.
Серия: Памятники исторической мысли.

С его точки зрения, на Руси присутствовали все три характерные начала феодализма, выделенные ещё в знаменитом определении Гизо:

- условность землевладения
- связь власти с землевладением
- иерархическое деление.

Гизо писал: "особенный и общий характер феодализма состоял в раздроблении народа и власти на множество небольших народов и мелких государей, в полном отсутствии общей нации и центрального управления"

В XII веке можно отметить, что существовала кульминация подобного положения дел, период, когда наиболее ярко выразилась феодальная раздробленность Руси.

боярин мог служить не тому князю, у которого брал землю, особая трансформация боярского иммунитета, иной характер феодальной иерархии, и то, что далеко не все княжества были связаны меж собой договорами, как то было с западными сеньериями - всё это не более, чем нюансы, особенности русского феодализма, отнюдь его не отменяющие.

Николай Павлович Сильванский (Павлов-Сильванский) (1869-1908) был одним из крупнейших российских историков конца XIX - начала XX веков. На формирование его научных взглядов большое влияние оказали работы С. М. Соловьева. В 90-х годах он испытал влияние социологических идей легального марксизма, однако воспринял историческую теорию марксизма главным образом в духе экономического материализма. Творчество Павлова-Сильванского развивалось в период, когда произошла дифференциация политических направлений, и идеологическая борьба приобрела чрезвычайно резкие формы. В этих условиях Н. П. Павлов-Сильванский оказался одним из немногих историков, кто честно попытался дать ответ на возникшие актуальные вопросы, связанные с определением путей развития России на революционном переломе. Такая попытка неизбежно вела к пересмотру устаревших историографических представлений, к критике господствовавших схем исторического прошлого страны.

Н. П. Павлов-Сильванский создал новую схему русского исторического развития, одну из последних схем в русской буржуазной историографии: в своей ключевой работе - ?Феодализм в Древней России? он доказал методом сравнительно-исторического анализа наличие в России в XII-XVI веках феодального общества, однотипного с феодальным строем в Западной Европе. Как отмечал Павлов-Сильванский, на Руси присутствовали все три характерные начала феодализма, выделенные ещё в знаменитом определении Гизо, - и условность землевладения, и связь власти с землевладением, и иерархическое деление. То же, что боярин мог служить не тому князю, у которого брал землю, особая трансформация боярского иммунитета, иной характер феодальной иерархии, и то, что далеко не все княжества были связаны меж собой договорами, как то было с западными сеньериями - всё это не более, чем нюансы, особенности русского феодализма, отнюдь его не отменяющие. Обоснованная Павловым-Сильванским теория русского феодализма не только ставила на научную почву изучение средневековой Руси, но и вела к существенным политическим выводам, утверждая общность исторического процесса в России и в Европе.

Читайте также: