Патримониальная теория происхождения государства кратко

Обновлено: 02.07.2024

СМЫСЛ: Государство - "естественным" образом (т.е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. А это насилие и подчинение властвующим подвластных является основой возникновения экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов. Следовательно, государство - не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила. КОРОЧЕ БЛАГОДАРЯ НАСИЛИЮ ВОЗНИКАЛИ/ВОЗНИКАЮТ ГОСУДАРСТВО, КТО ВЫИГРАЛ – ТОТ И РУЛИТ, КТО ПРОИГРАЛ – ПОДЧИНЯЕТСЯ ПЕРВЫМ.

ПЛЮС: Если присмотреться к истории, то да, насилие присутствовало практически везде и всегда (например, древнегерманского, древневенгерского)

МИНУС: Насилие везде было разное, степень использования тоже разная. Поэтому лучше обращаться к насилию как к одному из факторов, но не одной причиной.

ИРРИГАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ

ПРЕДСТАВИТЕЛИ: немецкий ученый Э. Виттфогель

СМЫСЛ: процесс возникновения государственности связан с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Это сопровождается ростом числа чиновников, государевых людей, обеспечивающих эффективное использование данных сооружений и эксплуатирующих остальных граждан. Государство, вынужденное проводить в подобных условиях жестко централизованную политику, выступает в качестве единственного собственника и одновременно эксплуататора. Оно управляет, распределяет, учитывает, подчиняет. Ирригационные проблемы, по мнению Виттфогеля, с неизбежностью приводят к образованию "менеджерско-бюрократического класса", порабощающего общество.

КОРОЧ ВСЕМ НУЖНО КУШАТЬ, СТРАНА ЗАНИМАЕТСЯ СЕЛЬСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ, ПОЛИВАТЬ ОГОРОД НАДО. ГОСУДАРСТВО ЕДИНСТВЕННЫЙ АППАРАТ, КТО ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЛИВАТЬ. ПОЭТОМУ И КРУТОЕ.

ПЛЮС: процессы создания и поддержания мощных ирригационных систем происходили в регионах образования первичных городов-государств: в Месопотамии, Египте, Индии, Китае и др. Также очевидны и связи этих процессов с формированием многочисленного класса управленцев-чиновников, служб, защищающих каналы от заиливания и обеспечивающих по ним судоходство. К тому же практически бесспорным можно считать факт влияния географических и климатических (почвенных) условий на становление государственности. В отдельных наиболее неблагоприятных для ведения сельского хозяйства регионах подобные факторы катализировали этот процесс, "доводили" даже режим конкретного государства до крайних деспотических форм.

МИНУС: ирригационные причины были характерны преимущественно только для некоторых регионов Востока. Следовательно, представители этой доктрины недооценивают социально-экономические, военно-политические, психологические и иные факторы.

ПАТРИМОНИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ

ПРЕДСТАВИТЕЛИ: К.Л. Галлер

СМЫСЛ: Государство, по его мнению, как и земля, является частной собственностью правителя. Патримониальная теория объясняет происхождение государства земельной собственностью. Подобные правители господствуют над территорией в силу своего "исконного" права на собственность. В такой ситуации народ представлен в качестве арендаторов земли собственника, а чиновники - в виде приказчиков правителей. В соотношении понятий "власть-собственность" представители данной теории отдают приоритет праву собственности. Владение этой собственностью распространяется впоследствии и на владение территорией, что и лежит в основе возникновения государства.

ПЛЮС: государство может считаться собственностью определенного правителя, ведь он в какой-то мере владеет, пользуется и распоряжается (особенно в эпоху абсолютизма) практически всем, что находится на территории данной конкретной страны, в том числе и государственным аппаратом, обладающим силовыми свойствами. Государственное же хозяйство, финансы и т.п. постепенно преобразуются из частного хозяйства государя, князя.

МИНУС: государственные институты далеко не всегда реально находятся в полном распоряжении правителя. К тому же в ту эпоху существовало не столько право частной собственности, сколько насильственное обладание землей. В рамках данной теории в процессе происхождения государственности преувеличена роль частной собственности на землю и одновременно недооценено влияние на него военно-политических, этнических, религиозных и иных факторов.

Сущность патримониальной теории происхождения государства

Существует огромное количество теорий происхождения государства. Над тем, как и почему смогли появиться первые государственные институты, и какова природа власти, человечество задумывалось с древнейших времен. Особенно эти вопросы стали актуальны в Новое время, когда происходили серьезные революционные потрясения, ломались веками устоявшиеся общественные системы и государственные учреждения.

Наиболее популярной в западном мире стала теория общественного договора, согласно которой государство возникло в результате соглашения между обществом и властью. Логичным выводом из этой теории было утверждение, что народ вправе сместить правителей, которые нарушают условия общественного договора.

В противовес этой демократической теории возникли консервативные учения, которые стояли на монархических и клерикальных позициях. Одной из таких консервативных концепций стала патримониальная теория.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Патримониальная теория — концепция происхождения государства, согласно которой оно возникло в результате появления собственности на землю.

Основные положения патримониальной теории:

  1. Государство зародилось в результате развития института земельной собственности.
  2. Право владения землей автоматически подразумевает власть над проживающими на ней людьми.
  3. Власть над землей и людьми постепенно оформляется в виде политических институтов, которые становятся основой функционирования государства.
  4. Чиновники выступают в качестве распорядителей правителя.
  5. Народ обязан платить повинности, поскольку арендует землю, находящуюся в собственности государя и других аристократов.

Согласно патримониальной теории, право собственности на землю является главным источником власти.

Особенности патримониальной теории

Исторический процесс зарождения государственности сторонники патримониальной концепции видели следующим образом. На ранних стадиях развития общества основной деятельностью человека было собирательство. И уже тогда земля была главным ресурсом. Конфликты между племенами преимущественно возникали из-за территориальных споров.

При переходе к производящему хозяйству во много раз выросло значение земли, поскольку этот тип экономической деятельности предполагает оседлый образ жизни.

Под производящим типом хозяйствования понимается земледелие и животноводство. Для этих занятий требуется наличие больших земельных угодий.

По мере развития общественных отношений земельная собственность концентрируется в руках вождей и их ближайшего окружения. Право на землю трансформируется в политическую власть, а из нее уже произрастают государственные институты.

Земельная собственность государства формируется как мирным, так и насильственным способом — через освоение новых земель, завоевания, династические браки и другими путями.

Первые органы управления формируются из лиц, близких к правителям. Военная служба, несение повинностей и другие обязанности людей перед государством на ранних этапах представляют собой условно добровольные институты, основанные на личной зависимости членов общества от политической элиты.

Государственная собственность происходит из собственности государя.

Во многих странах существовало представление о том, что вся земля в стране — это принадлежность короля, князя или другого верховного правителя. Государь одаривает землей подвластных ему представителей аристократии. Так появляется феодальный сюзеренитет.

Сюзеренитет — это система отношений между вассалами и сюзеренами, характерная для эпохи феодализма. При этом власть сюзерена основывается на подчинении ему более мелких феодалов, которым он раздает во владение часть своих земель. Те в свою очередь являются сюзеренами для еще более мелких феодалов.

В средневековую эпоху государство основывалось на рассмотрении власти как объекта собственности одного землевладельца по отношению к находящемуся ниже него по иерархической лестнице другому землевладельцу.

Согласно патримониальной теории, государство воспринималось средневековым человеком как частное хозяйство государя, которым тот мог распоряжаться по своему усмотрению.

В эпоху Нового времени правители обладают наследственным правом на землю и политическую власть, а поэтому общество должно им подчиняться.

Главные особенности патримониальной теории:

  1. Носит ярко выраженный идеологический характер.
  2. Оправдывает существующий монархический строй.
  3. Идеалом видит феодальное устройство общества, в котором все четко структурировано и каждый выполняет предназначенную ему роль.
  4. Рассматривает разнообразные повинности как естественную обязанность зависимого населения.
  5. Признает основным источником права монархическую власть.

Время возникновения патримониальной теории

Патримониальная теория возникла в начале XIX века, в реакционное время после Великой французской революции. Ее сторонники пытались обосновать возможность восстановления монархии, и были ярыми противниками теории общественного договора.

В ходе Великой французской революции (1789—1799) были казнены король Людовик XVI, его супруга Мария-Антуанетта, а также многие их сторонники. Впоследствии началась политика революционного террора, жертвами которого стали не только монархисты, но и известные революционеры.

В противовес революционным настроениям во многих странах мира усиливались роялистские тенденции. В монархическом устройстве общества виделась надежда на политическую стабильность и отсутствие революционных потрясений.

Роялизм — политическая идеология, поддерживающая монархический строй.

Сторонники патримониальной теории остро полемизировали с приверженцами идеи общественного договора. Ключевое различие между ними заключалось в том, первые категорически отрицали право народа на восстание, вторые — считали, что при невыполнении властью возложенных на нее обязанностей, граждане не только могут, но и обязаны бороться против своих правителей.

В исторической перспективе победили сторонники теории общественного договора. Именно она является одной их идеологических доктрин развитых демократических государств.

Яркие представители теории

Автором патримониальной теории является Карл Людвиг Галлер (1768—1854). Это швейцарский дипломат, писатель, профессор. Он родился в патрицианской бернской семье, то есть принадлежал к элите общества.

Галлер остро переживал события Великой французской революции и последовавший за ней террор. Во многом это сформировало его ультрароялистские и консервативные взгляды.

Карл Галлер считается одним из ключевых теоретиков европейской реакции первой четверти XIX века.

Галлер полагал, что идеалом правителя является сильный монарх. Единственной защитой от злоупотреблений властью он считал церковь.

Галлер был одним из идеологов ультрамонтанства — идеологического учения о том, что власть римских пап должна распространяться на светских правителей, а все национальные католические церкви должны жестко подчиняться Ватикану.

Преимущества и недостатки теории

Патримониальная концепция имеет как достоинства, так и ряд недостатков.

  • отличается логическим построением и наличием большой доказательной базы;
  • опирается на широкие исторические данные (Галлер в свое время работал профессором истории);
  • содержит анализ трансформации земельного права и его влияния на процесс образования государства;
  • делается попытка описания идеального общественного устройства.
  • не учитывает все многообразие факторов, которые влияли на происхождение государств (экономические, географические, этнические, религиозные);
  • консервирует общество, отрицательно относится к возможности его развития в сторону демократии;
  • идеализирует монархию;
  • преувеличивает значение частной собственности на землю.

Критики патримониальной теории также указывают на то, что в ней не объясняется подробно источник происхождения права на земельную собственность. Если это право сильнейшего — значит, концепция должна заимствовать основные положения теории насилия. Если это право, дарованное Богом, то патримониальная концепция во многом сливается с теологической теорией.

Патримониальная теория происхождения государства: плюсы и минусы

Теорий происхождений государства и права, объясняющих смысл, причины и истоки зарождения государственного устройства существует множество. Они различаются по принципам и задачам, это обусловлено политическими взглядами и убеждениями их авторов, а также теми знаниями о мироустройстве, которые были актуальны на период исследования.

Невозможно назвать одну единственно верную, потому как для каждого государства, со своими историческими и географическими особенностями подходят разные теории.

Суть теории

Карл Людвиг Галлер

Карл Людвиг Галлер

Формировалась данная собственность из завоевания или занимания свободного пространства – то есть иногда насильственно, а иногда мирно. И государственное имущество, казна, армия образуются из частной собственности правителя и его финансирования.

В данной теории акцент делается на аппарат управления и силовые структуры – способствующие укреплению авторитета правителя среди народа. Подчиняющееся население делится на лично зависимых (из которых далее сложится администрация) и государственных подданных, несущих различные повинности. Экономическая обязанность народа выражается в коллективных обязательствах – каждая группа имеет свой перечень, отличный от других, например, крестьяне снабжают продуктами, ремесленники посудой и т.д.

Г.Ф. Шершеневич

Г.Ф. Шершеневич

Плюсы теории

Недостатки теории

Вывод

Патримониальную теорию можно спутать с описанием феодализма – системой правоотношений, при которой земля находилась в собственности феодалов, образовавшейся в 7 веке.

Феодализм развился в чистом виде только в Западной Европе, тогда как патримониальные черты были присущи многим другим цивилизациям в различные эпохи. Но можно отметить, что феодальный принцип не заменяет патримониальную систему управления в целом. К тому же феодализм считается частным случаем патримониального правления.

Основное их различие заключается в том, что при феодализме между землевладельцами существует договор, между сеньором и вассалами – обязательства, а у королевской оппозиции есть собственные военные силы.

Суть теории. Представители этой теории считают, что государ­ство произошло из поземельной собственности. Инстинкт террито­рии присущ уже птицам и животным. Человек им также обладает, но только в еще большей мере и более обостренно. Издавна между общинами, племенами происходили стычки за территорию, кото­рая была основой пропитания в эпоху присваивающей экономики. Когда человек перешел к производящей экономике, скотоводству, пахотному земледелию, земля не перестала быть объектом исполь­зования, более того, человек оказался к ней привязан накрепко, по­скольку и один, и другой вид производства предполагал оседлый образ жизни.

В первобытном обществе земля принадлежала общине, племени в целом и находилась в коллективной собственности. Затем происходит концентрация власти в руках вождей (и соответственно распоряжение ими землей), и постепенно она переходит во власть государственную. Властителем земли объявляется государь (король, царь и т.п.). Таким образом, государственная власть идет не от народа и не от кого-либо. Это не что иное, как медленно, путем продолжительных и незаметных изменений преобразованная власть собственника над живущими на его земле. Именно из права владения землей власть автоматически распространяется и па проживающих на ней людей.

Право собственности на землю является первоосновою господ­ства над территорией. Представление о принадлежности всей земли королю или князю долгое время держится в Германии, Фран­ции, Англии и России. Государь, в свою очередь, передаст, дарует, жалует землю своим подвластным. Подобным образом образует фе­одальный сюзеренитет.

Государственная территория выходит из государевой земли. Го­сударственное хозяйство, финансы образуются постепенно из част­ного хозяйства вождя. Необходимые расходы долгое время покры­ваются только за счет частных средств государя. Налоговое обложе­ние рассматривается не как государственная обязанность, а как знак личной подчиненности. Органы подчиненного управления форми­руются m:j сто частных слуг. Сами же должности составляют частное состояние, продаются, как и вся собственность. Военная служба не считается повинностью, а основывается на договорном найме. Та­кова суть патримониальной теории.

Оценка теории. Нельзя отказать представителям этой теории в логичности, причем такой, которая не опирается на умозрительные рассуждения, а является исторически обоснованной.

Суть теории. Представители этой теории считают, что государ­ство произошло из поземельной собственности. Инстинкт террито­рии присущ уже птицам и животным. Человек им также обладает, но только в еще большей мере и более обостренно. Издавна между общинами, племенами происходили стычки за территорию, кото­рая была основой пропитания в эпоху присваивающей экономики. Когда человек перешел к производящей экономике, скотоводству, пахотному земледелию, земля не перестала быть объектом исполь­зования, более того, человек оказался к ней привязан накрепко, по­скольку и один, и другой вид производства предполагал оседлый образ жизни.




В первобытном обществе земля принадлежала общине, племени в целом и находилась в коллективной собственности. Затем происходит концентрация власти в руках вождей (и соответственно распоряжение ими землей), и постепенно она переходит во власть государственную. Властителем земли объявляется государь (король, царь и т.п.). Таким образом, государственная власть идет не от народа и не от кого-либо. Это не что иное, как медленно, путем продолжительных и незаметных изменений преобразованная власть собственника над живущими на его земле. Именно из права владения землей власть автоматически распространяется и па проживающих на ней людей.

Право собственности на землю является первоосновою господ­ства над территорией. Представление о принадлежности всей земли королю или князю долгое время держится в Германии, Фран­ции, Англии и России. Государь, в свою очередь, передаст, дарует, жалует землю своим подвластным. Подобным образом образует фе­одальный сюзеренитет.

Государственная территория выходит из государевой земли. Го­сударственное хозяйство, финансы образуются постепенно из част­ного хозяйства вождя. Необходимые расходы долгое время покры­ваются только за счет частных средств государя. Налоговое обложе­ние рассматривается не как государственная обязанность, а как знак личной подчиненности. Органы подчиненного управления форми­руются m:j сто частных слуг. Сами же должности составляют частное состояние, продаются, как и вся собственность. Военная служба не считается повинностью, а основывается на договорном найме. Та­кова суть патримониальной теории.

Оценка теории. Нельзя отказать представителям этой теории в логичности, причем такой, которая не опирается на умозрительные рассуждения, а является исторически обоснованной.

Определим основные черты патримониальной теории происхождения государства.

Наиболее известным представителем патримониальной теории происхождения государства является Галлер. По его мнению, государство (как и земля) является частной собственностью правителя.

В соотношении власти и собственности представители патримониальной теории происхождения государства отдают приоритет праву собственности. Владение ею потом распространяется и на владение территорией, что и является предпосылкой для возникновения государства.

Согласно патримониальной теории, государство можно воспринимать как своеобразную собственность отдельного правителя, так как он в определенной мере владеет, пользуется и распоряжается фактически всем, что располагается на территории данной страны. Это относится и к государственному аппарату, который обладает силовыми структурами.

К тому же в процессе формирования определенного государства его территория в значительной степени определялась пространством, в котором властвовал вождь, военачальник или другой руководитель племени.

Согласно представлениям сторонников патримониальной теории государственное хозяйство, финансы, армия и иные элементы государственности постепенно формируются из частного хозяйства правителя.

Однако в период своего становления государственные институты не всегда фактически имеются в полном распоряжении государя. Следует также отметить, что в эти времена имело место не столько право частной собственности, сколько насильственное обладание землей.

Недостатком патримониальной теории происхождения государства является то, что в понимании процесса возникновения государственности преувеличено значение частной собственности на землю. При этом существует недооценка воздействия на него военно-политических, религиозных и иных факторов.

Читайте также: