Патриархальное и классическое рабство в риме кратко

Обновлено: 04.07.2024

С легкой руки классиков марксизма у нас Древний Рим ассоциируется исключительно с рабовладением. В сознании среднестатистического россиянина Древний Рим — общество, в котором есть лишь рабовладельцы и рабы. По многочисленным фильмам создается представление о том, что у каждого рабовладельца должно быть как минимум десяток-другой рабов. Следовательно, в римском обществе рабов должно быть не менее 90%.

Однако такая картина далека от реальности. Были, конечно, богатые патриции, у которых на полях, в ремесленных мастерских и по дому работали сотни и тысячи рабов. Но таких богатых патрициев в Древнем Риме было всего несколько сотен.

В то же время далеко не все свободные римские граждане вообще имели рабов. Среди свободных римлян кроме патрициев были еще плебеи, последних было гораздо больше. Многие плебеи часто обходились вообще без рабов. Плебеи, как правило, зарабатывали свой хлеб трудом и потом. На полях, в ремесленных мастерских или в торговой лавке. В лучшем случае имея в качестве помощников одного-двух рабов, которые были скорее членами семьи плебея, чем бесправными холопами.

Следует иметь в виду три дополнительных обстоятельства.

Во II-III вв. н.э. рабы стали составлять небольшой процент численности населения Италии. Рабы стали дорогими, их стали использовать только как домашнюю прислугу у богатых римлян. Далее и вплоть до конца существования Римской империи в 476 г. н.э. рабов было крайне мало, а подавляющую часть населения стали составлять колоны. Советская историческая наука утверждала, что колонат представлял собой одну из форм рабовладельческих отношений. Однако многие зарубежные и отечественные историки, среди которых следует выделить Эдуарда Мейера и М.И. Ростовцева, считали, что колонат представлял уже разновидность крепостной зависимости.

Во-вторых, следует иметь в виду, что рабовладение было распространено преимущественно в метрополии — Италии. Может быть, по уровню развития рабства с Италией были сопоставимы Сицилия и некоторые области Испании. Остальные территории, входящие в состав Римской империи, в гораздо меньших масштабах использовали рабский труд. Таков был вывод русского историка М.И. Ростовцева. В начале имперского периода римской истории (конец I в. до н.э. — середина I в. н.э.) численность населения Римской империи, по разным оценкам, составляла от 50 до 70 млн. человек. Оценки доли рабов в этом населении варьируются от 4 до 8 процентов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава вторая. ИСТОЧНИКИ РАБСТВА В РИМЕ

Глава вторая. ИСТОЧНИКИ РАБСТВА В РИМЕ 1Рим получал рабов из тех же источников, что и Греция, и римское право относило их к двум категориям: рабом рождались или им становились.Рабом рождались: это право господина на потомство своих рабов не могло быть смягчено у народа,

В Древнем Риме

В Древнем Риме Вопрос 7.1Fides, pietas и virtus римляне считали тремя благородными устоями, тремя добродетелями, которые должны были быть присущи доброму римлянину старого закала.Помогите мне, пожалуйста, перевести эти слова на русский язык.Вопрос 7.2С чего начинались выборы

В Древнем Риме

1.7. Долговое рабство в Древнем Риме

1.7. Долговое рабство в Древнем Риме Одно из наиболее ужасных и отвратительных последствий ростовщичества — долговое рабство, т.е. превращение должника в раба заимодавца. В истории древнего мира это был второй по значимости источник рабов после военных захватов

Глава 12 МЕЧ В ДРЕВНЕМ РИМЕ; ЛЕГИОН И ГЛАДИАТОРЫ

Глава 12 МЕЧ В ДРЕВНЕМ РИМЕ; ЛЕГИОН И ГЛАДИАТОРЫ Та роль, которую сыграл в истории языческий Рим, имела два аспекта: это была роль завоевателя и роль правителя. Подчиняясь естественному для человека захватническому инстинкту, Рим вынужден был совершенствовать инструмент,

Глава II Война и религия в Древнем Риме

Глава II Война и религия в Древнем Риме Тот, кто внимательно прочитал предыдущую главу, очевидно, понял, что отношение римлян к войне изначально определяли два главных обстоятельства. Это, во-первых, крестьянская тяга к земле, а во-вторых, стремление аристократии к славе.

§ 1. Возникновение государства в Древнем Риме

§ 1. Возникновение государства в Древнем Риме Время основания города Рима, которое историческая традиция связывает с именами легендарных Ромула и Рэма и относит к 753 году до н. э., характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся

КТО БЫЛ КЕМ В ДРЕВНЕМ РИМЕ

§ 19. Развитие частного права в Древнем Риме

§ 19. Развитие частного права в Древнем Риме Система римского права С развитием преторского права, и особенно юриспруденции, римское право из хаоса исторических законов и традиций стало превращаться в стройную систему. Уходил в прошлое надобщественный характер

1. Патриархальное и классическое рабство в Древнем Риме

Цель: изучение рабства в Древнем Риме и сравнение
патриархального и классического рабства.
План:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Сущность рабства
Источники рабства в Древнем Риме
Положение рабов
Применение рабов
Патриархальное рабство и его особенности
Классическое рабство и его особенности
Сравнение рассмотренных видов рабства
Причины упадка рабства

Рабство – это система взаимоотношений в обществе, когда
один человек имеет право собственности на других людей;
является наиболее жесткой формой подчинения одного
человека другому, когда он переходит в частную
собственность к лицу, называемому рабовладельцем.

5. Положение рабов:

Применение рабов:
1)в сельском хозяйстве,
2) в богатых домах,
3)на государственной службе,
4)гладиаторских боях.

Чтобы раб приносил наибольший экономический
эффект, он должен быть занять в производстве
материальных благ.

8. Патриархальное рабство

Патриархальное рабство –
это форма рабовладения,
при которой невольник жил
вместе с семьей, имеющей
право на него. Он выполнял
наиболее
сложные
и
тяжелые
работы,
а
в
некоторых
регионах
трудился наравне со всеми.

9. Особенности патриархального рабства:

появилось в раннем Риме
рабства господин лично знал своих рабов, вместе с
ними обрабатывал свою землю, да и внутри дома
его занятия ничем не отличались от занятий рабов.
Рабам дозволялось иметь свою собственную
семью, разрешалось сберегать для себя имущество

Рабы использовались главным образом на
подсобных работах или в домашнем хозяйстве.
Основными источниками поступления рабов были
главным образом местные жители, члены одной и
той же общины, порабощаемые за долги.

11. Классическое рабство

Классическое рабство – историческая форма рабства, в
которой раб является собственностью хозяина, наряду с
орудиями производства, предметами быта и т. д. Рабов можно
было купить и продать, хозяин мог распоряжаться их жизнью
по собственному усмотрению.

12. Особенности классического рабства:

Пункты для сравнения
Когда появилось:
Положение
обществе:
раба
Патриархальное рабство Классическое рабство
В раннем Риме
В
эпоху
поздней
республики
в Обладает
правами Не имеет никаких прав
младшего члена семьи
Чёткая
грань
между
Разница
между
положением свободного и
раба
практически
отсутствовала
Место жительство раба:
Живет в одном доме с
хозяевами
Отношение к браку и Может вступать в брак со
наследству:
свободными, есть право
наследования
Отношение к рабам:
Раб - человек
Убийство
запрещалось
состоянием свободного и
раба
Живет отдельно от своего
господина
Брак запрещен, раб не
может
наследовать
имущество
Раб - не человек, а живое
раба орудие
Раба можно убить

14. Причины упадка рабства:

Причины упадка рабства:
Экономическая невыгодность
Разорение страны, свертывание торговли в результате
гражданских войн
Отсутствие желания рабов мириться со своим
положением







Всем известно, что рабство – это система взаимоотношений в обществе, когда один человек имеет право собственности на других людей. Вместе с тем не все знают, что существуют различные виды данного явления. Например, патриархальное и классическое рабство. Каждый из видов имеет свои концептуальные отличия. Давайте выясним, чем отличается классическое рабство от патриархального, и узнаем суть данных понятий.

патриархальное рабство это

Определение рабства

Нужно разобраться, что означает данный термин в целом, прежде чем перейдем к нюансам, которые отличают классическое и патриархальное рабство. Определение понятия постараемся дать максимально широко.

Как уже сказано было выше, рабство является наиболее жесткой формой подчинения одного человека другому, когда он переходит в частную собственность к лицу, называемому рабовладельцем. Впрочем, существовали и государственные формы рабовладения. По большому счету, правовое положение рабов даже в этом случае остается неизменным. Только собственником невольника является не человек, а государство. Но государственную власть зачастую тоже представляет отдельное лицо: царь, император или другой правитель. Подобная форма рабства процветала на Древнем Востоке.

Позиция марксизма

Согласно классовой теории Карла Маркса, рабовладение является самой первой формой эксплуатации одного человека другим. По сути, раб был средством производства. Именно производственные отношения, основанные на эксплуатации хозяевами невольников, послужили фундаментальной основой рабовладельческого строя, который господствовал в мире до середины первого столетия нашей эры.

патриархальное и классическое рабство

Источники рабовладения

Существует целый ряд источников, посредством которых к рабовладельцам шел поток рабов. К наиболее распространенным из них относятся:

  • войны;
  • пиратство;
  • долговое рабство;
  • продажа себя или членов семьи в рабство;
  • превращение свободных крестьян в государственных рабов;
  • рождение в рабстве.

Подробное описание путей обращения свободных в рабов

Войны являются, наверное, тем источником рабства, который возник прежде, чем остальные. Впрочем, военнопленные превращались в рабов на протяжении всей истории Древнего мира, а также частично в Средние века и даже в Новое время. Войны между различными племенами случались ещё до возникновения государственности. Сначала пленных просто убивали, так как при использовании их как рабочей силы в лучшем случае можно было надеяться, что они смогут прокормить только себя. Но когда процесс производства и обработки земли вышел на новый технический уровень, были созданы условия для создания прибавочного продукта, а значит, и предпосылки для эксплуатации одним человеком другого. Хотя значительное развитие рабство получило только после образования государств и создания мощного принуждающего аппарата, который мог контролировать рабов и подавлять восстания.

чем отличается классическое рабство от патриархального

Пиратство и похищение людей также относятся к одному из первых источников рабства. Впрочем, в некоторых регионах мира эта форма обращения свободных людей в невольников существует до сегодняшнего времени.

Долговое рабство возникло уже во время существования государств. Если человек не мог рассчитаться по своим обязательствам, то он и его семья обращались в рабов. Функции контроля за этим процессом были возложены на государство.

Также бывали случаи, когда человек не был в состоянии прокормить себя или семью. Таким образом, он вынужден был добровольно продавать себя в неволю. Мог он это сделать и с любым из членов семьи, в которой он был главой. Патриархальное рабство – это как раз полностью зависимое состояние всех членов семьи от её главы.

Также государство могло законодательным образом превратить свободных крестьян в рабов. Особенно распространена подобная форма обращения в рабство была на Древнем Востоке.

Зарождение патриархального рабовладения

Патриархальная форма рабства, согласно имеющимся у историков данным, зародилась на Древнем Востоке. Именно там, на землях так называемого Плодородного полумесяца, впервые образовались условия для производства прибавочного продукта, а значит, и для развития рабовладельческой формы эксплуатации.

патриархальное рабство определение

Но не стоит забывать, что патриархальное рабство – это ещё и полная зависимость детей от своего отца. Юридически патриарх имел такую же власть над собственными чадами, как и над рабами. Он мог заставлять их выполнять различные работы, продавать и даже убивать. Наиболее наглядно власть отца над детьми в патриархальной семье продемонстрирована в одной из книг Библии, где рассказывается, как Авраам собирался принести в жертву своего сына Исаака. Впрочем, в большинстве случаев отношение родителей к детям было, конечно же, мягче, чем к невольникам, но в то же время имели место отдельные случаи продажи в рабство и даже убийства собственных отпрысков.

Дальнейшее развитие рабовладения в Древнем Востоке

С возникновением государств на Древнем Востоке, в частности, в междуречье Евфрата и Тигра, а также в Египте, были созданы предпосылки для дальнейшего развития и укрепления рабовладения. Государственный аппарат помогал рабовладельцам контролировать невольников, подавлять их восстания, что способствовало ещё более жесткой форме эксплуатации зависимых людей.

Впрочем, само государство в лице царя превратилось в крупнейшего рабовладельца. Оно превращало в рабов тысячи до тех пор свободных крестьян, а также военнопленных. Особенно ярко подобная форма рабовладения проявлялась в Вавилоне. Царь этого государства, Хаммурапи, законодательно закрепил положение невольников, в том числе и государственных, а также установил меры наказания за неповиновение.

патриархальное рабство в вавилоне

Впрочем, патриархальное рабство в Вавилоне было тоже довольно распространенным и не переставало играть значительную, пусть и не ведущую роль в хозяйстве государства вплоть до его падения. Хотя и в значительно более поздний период эта форма рабовладения была распространена на Востоке, а в некоторых регионах фактически существует и по сегодняшний день.

Классическая форма рабовладения

Классическое рабовладение в традиционной своей форме возникло гораздо позже патриархального в Древней Греции, но наибольшего развития достигло в Древнеримском государстве. Данная форма эксплуатации была ещё более жесткой. Согласно концепции рабовладения в Древней Риме, раб считался просто говорящей вещью, в то время как на Востоке он был, хотя и низшим, но все-таки почти членом семьи.

патриархальное рабство в риме

Кроме того, нужно заметить, что труд невольников в Древнем Риме являлся основой экономики государства. В то же время на Востоке рабство, хотя и играло значительную роль в создании продукта, но уступало в этом плане труду крестьян. Древний Рим известен своими латифундиями - поместьями, в которых работали тысячи зависимых людей. Поэтому неудивительно, что рабовладелец зачастую даже в лицо мог не знать собственных рабов и, соответственно, абсолютно не питать к ним каких-либо чувств.

А вот патриархальное рабство в Риме существовало лишь на начальной ступени зарождения государства. Позже оно было полностью была вытеснено так называемым классическим.

Главные различия между формами рабства

Итак, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что патриархальное рабство – это все-таки более мягкая форма эксплуатации, чем классическое. Если в первом случае рабовладение было только дополнительным способом производства, то в эпоху классического рабства оно стало основным движущим механизмом экономики.

патриархальная форма рабства

В настоящее время все формы рабства считаются незаконными и экономически неэффективными.

Рабство в древнем риме

Рабовладение значительно посодействовало расцвету государства, а также его институций, причем бесчеловечное обращение с невольными людьми принималось как норма жизни.

Жестокость была обыденностью — так регулировалось отношение между владельцами и рабами, контролировалось их поведение.

Общие сведения

Историки склонны к тому, что подневольные люди были у многих влиятельных и богатых граждан в античном Риме, и основной процент жителей Древнеримской империи составляли именно рабы. Они работали во всех сферах — могли выполнять как самые грязные работы на конюшнях, так и быть надзирателями в темницах, распорядителями в покоях господ, воспитателями их детей. Образованные рабы могли стать переводчиками, преподавателями и писарями.

У невольников не было имущества и гражданства, но иногда хозяева их щедро одаривали, позволяли заводить семьи или иметь наложниц. Они могли дать им деньги или вещи первой необходимости за хорошую службу.

Рабы в древнем риме

Жизнь раба была однообразной и тяжкой, зависела непосредственно от степени ответственности и рода деятельности. Более одаренные подневольные могли заниматься искусством и ремеслами, а физически выносливые люди делали самую тяжелую работу — были оруженосцами или участвовали в гладиаторских боях.

Гибель раба не огорчала хозяина — на его место покупали другого, часто это было более выгодно. Но только прибывших невольников держали в кандалах и жестких рамках, чтобы те не смогли представлять угрозы для рабовладельца.

Мужчин и женщин разделяли на касты:

  • для работ в городе;
  • слуги в поместье;
  • для общественных работ;
  • частная собственность;
  • управляющие (привилегированные).

Источники рабства

Не все невольники ходили в кандалах, но именно это определение стало символом рабства. Отличить можно раба можно было еще по одному признаку — серьга в правом ухе. Часто люди продавали себя в рабство на добровольной основе из-за крова и еды, в этом случае при свидетелях прокалывали ухо и надевали кольцо. Этого раба нужно было отпустить через 8−12 лет, но это случалось не часто.

Отдавали в рабство и детей, привлекательных девочек и мальчиков приучали к проституции. Но могли дать свободу или выгнать престарелого раба, который стал обузой — такие были нравственные ценности и особенности рабовладения в Риме.

Источники рабства

Взятые в плен воины и трофейные невольницы при походе римлян в соседние страны — главный источник рабов. Так, в основном это были иностранцы, причем из различных социальных слоев, вплоть до людей, занимавших высокое положение.

Историки в своих трудах пишут, что в Рим свозили пленников с Востока, Африки и Средиземноморья. Любой иностранец являлся расово неполноценным, при этом римские граждане имели самые большие полномочия.

Другие источники рабства в Древнем Риме:

Правовое положение рабов в римском праве

  • постоянные должники (решал суд), которые должны были отрабатывать деньги несколько лет вместе с рабами — долговое рабство;
  • жертвы кораблекрушений и пиратов;
  • дети, появившиеся на свет от наложниц — классическое рабство;
  • беженцы из других стран после природных катастроф и голода;
  • осужденные за тяжелые преступления.

Существует следующая статистика:

 особенности рабовладения в риме

  1. В 145 г. до н. э. в плену находилось более 60 000 людей из Карфагена и Коринфа.
  2. В 166 г. до н. э. привезли 160 000 из Македонии и Греции.
  3. За 208 г. до н. э. в Рим на продажу поступило более 35 000 людей из Апулии.
  4. Приблизительно 1 млн. галлов было захвачено в войнах при Юлии Цезаре в 59−51 гг. до н. э.
  5. Население многих испанских городов попало в рабство в 1 столетии до н. э.
  6. Даки при правлении Трояна пополнили Рим еще на 70 000 рабов.

Постепенно рабство начало приходить в упадок, поскольку было тормозом для общественного развития и перешло в феодальные взаимоотношения.

Торговля людьми

Дешевая и абсолютно управляемая рабсила в Риме была логичным следствием демократизации сословий должников и плебеев. Последние получили финансовую самостоятельность, земельные наделы и права, а появившийся вакуум рабочей силы было необходимо восполнять извне. Если первые завоевательные походы древние римляне проводили в целях расширения империи, то войны 2−1 столетия до н. э. уже были основным способом колонизации и, в первую очередь, пополнения рабсилы.

Восстания рабов в древнем риме

Так, из-за высокого спроса и доходных продаж возникло много различных районных и местных рынков рабов. Оптовые покупатели часто сопровождали римские легионы при карательных миссиях и завоевательных войнах.

Стоимость раба варьировалась с учетом физических данных, половой и расовой принадлежности, возрастной категории и образования (в частности — умение владеть греческим языком), стоимость могла значительно отличаться.

Правовое положение

Рим всегда являлся рабовладельческой империей. Рабовладельцы — обычно физические лица, но были также рабы отдельных муниципий и государственные невольники.

С учетом правового положения рабов в римском праве освобождение происходило тремя способами:

  • с помощью занесения невольника в цензорские списки как военнообязанного и налогоплательщика;
  • по завещанию;
  • с помощью мнимого процесса об освобождении.

Источники рабства в древнем риме

В классическом праве вместе с формальным освобождением возникли неформальные способы: освобождение в присутствии свидетелей или же основанием являлось обычное письмо.

При этом были введены некоторые ограничения для освобождения:

  • запрещалось освобождать невольников младше 30 лет;
  • можно освободить не более 100 человек;
  • если освобождение противоречит интересам кредитора;
  • хозяин должен быть старше 20 лет.

Невольник мог освободиться вне зависимости и даже против воли хозяина. На законодательном уровне свободными становились люди, которые:

  • обнаружили или указали на убийц своих хозяев;
  • донесли о предстоящем бунте;
  • имеют заслуги перед Империей;
  • старые и немощные люди.

Правовое положение невольников при патриархальном строе было не таким тяжким, в отличие от классического рабства, но все равно имело некоторые ограничения.

Невзирая на абсолютное правовое бесправие невольников, они пользовались определенным признанием. Владелец должен был после смерти похоронить раба. Признавались родственные и семейно-брачные связи, а также родительские отношения.

Наказания за преступления

Наказывали невольников за все, при этом часто использовались превентивные меры. К примеру, в пекарнях на шею надевались жернова, чтобы изголодавшие рабы не могли есть тесто.

Рабовладение

На работах в шахтах и каменоломнях рабочих подгоняли плетками и сильно избивали, если они не справлялись с работой. Даже искалеченных людей заставляли продолжать трудиться, пока они не умирали от истощения. Наказанием также могла быть казнь за случайно разбитую посуду, съеденную без дозволения пищу, или если невольник перешел дорогу кортежу жриц из храма.

Ужасным преступлением являлось убийство своего хозяина. В этом случае наказывали не только виноватого, также казнили всех рабов, которые принадлежали этому рабовладельцу.

Еще людей убивали ради забавы. В тюрьмах важных государственных служащих находились несчастные, которые были якобы уличены в разных грехах, а это требовало соответствующего наказания — смерти. В разгар пира на потеху приглашенным приводили невольника и показательно отсекали голову.

Домашние издевательства

Владельцы раздавали плети зачастую ни в чем не повинным людям, а хозяйки могли колоть своих служанок длинными иглами. Для порки применяли особые приспособления: кнуты с узлами на концах. Сильно провинившихся заключали в шейные, ручные или ножные кандалы, выжигали на лице клеймо позора или же сажали на цепь вместо сторожевой собаки.

Наказание невольника владельцем в ярости иногда выплескивалось настоящим членовредительством. Хозяин мог абсолютно безнаказанно сломать рабу кости либо облить голову смолой и снять скальп. Если господину нужно было получить очередного евнуха, то молодого невольника сразу же оскопляли. Если хозяину показалось, что раб очень разговорчив, ему тут же отрезали язык.

Изгнание из дома

В эпоху процветания торговли рабами одним из способов наказания невольников являлась продажа неугодных. Надоев мучиться с непокорным рабом, его выгодно продавали в школу гладиаторов.

Продажа рабов

Здесь его ожидала еще худшая участь, чем дома у господина. Большинство из них становились участниками смертельных развлечений с дикими зверями и боями с себе подобными.

Если невольник был свидетелем преступного деяния господина, его отправляли в подземелье для дачи показаний. Здесь в рамках правовой системы его нужно было истязать на специальных станках, так как считалось, что лишь после пыток он может сказать правду.

Публичные казни

Почти любой человек, попав в рабство, осознавал, что его ожидает неминуемая гибель. Римские жители требовали хлеба и зрелищ, а самым популярным развлечением являлись публичные наказания.

Найти осужденных не составляло большой сложности. Что относительно показательных казней для невольных, то этот перечень довольно внушительный:

Освобождение рабов

  • перемалывание жерновами;
  • избиения до смерти кнутами, камнями и палками;
  • перепиливание пополам;
  • отсечение головы;
  • растерзание животными или толпой;
  • отсечение ушей, носа, рук, ног, губ;
  • погребение заживо;
  • сожжение в печках или на костре;
  • сбрасывание со скалы;
  • утопление в мешке;
  • распятие на кресте, подвешивание на крючках.

Восстания рабов

Периодические восстания рабов в Древнем Риме были потрясением для установившегося строя, поскольку угрожали социальному устройству империи. Кратко о самых крупных из них:

Восстание рабов

  1. 136−131 год до н. э. — восстание в Сицилии под руководством Клеона и Евна.
  2. 105−101 год до н. э. — восстание под руководством Афиниона и Трифона.
  3. 75−72 год до н. э. — восстание Спартака.

Спартак является самой известной личностью среди предводителей бунтующих, восставших за отмену рабовладельческого строя и борющихся за социальную справедливость. Он был образованным, имел сильный характер. Его армии удалось нанести множество тяжелых ударов римским легионам.

Рабство в Древнеримской Империи получило самое большое распространение, в отличие от других стран, но часто это соответствовало интересам общества того времени, являясь немаловажным катализатором развития. Главным источником рабов являлся захват пленных. Именно они составляли большинство невольников в Риме, на это указывают анализы разных письменных трудов, а также надгробных надписей.

Начало истории человеческой цивилизации отмечено большим количеством войн. В ходе военных захватов пленных ожидало несколько вариантов развития событий: их или принимали в свой род захватчики, или жестоко их убивали. Но уже в начальный период энеолита некоторые племена, занимавшиеся самым примитивным земледелием, ограниченно использовали труд тех, кого они сами пленили. Однако в те времена урожаи были столь скудными, что кормить пленных, не говоря уже об их содержании, было очень накладно. К тому же, они нередко проявляли агрессию и не подчинялись, что вело к единственному решению – пленных не брать вовсе.

В 4-3 веках до наше эры в Египте и Двуречье возникли первые формы речного земледелия. Это увеличило количество продовольствия, и позволило прокормить не только хозяев, но и подкармливать рабов, которых становилось все больше. Но тут же первобытные общества столкнулись с новыми преградами. Например, завоеватели не обладали нормальным снаряжением, поэтому не могли иметь преимуществ перед потенциальными рабами-мужчинами, которые жили на захваченных территориях. Мужчины могли постоять за себя, поэтому их отпускали. Зато в качестве рабов брали женщин, но в связи с их недостаточной физической подготовкой женщины не могли выполнять тот же самый объем работы, что и мужчины. В связи с этим, участие женщин-рабов в земледелии не давало желаемого производственного эффекта.

Отличительными чертами раннего рабовладения стали следующие:

  • Стремление обратить собственного соплеменника в раба, поскольку рабов с захваченных территорий не хватало для того, чтобы обработать все имеющиеся земли;
  • Количественное преобладание над рабами людей, которые еще не были обращены в рабство, обладали полноценными правами и свободами.

Несмотря на то, что поначалу количество рабов было не очень высоким, все же само появление рабства полностью изменило весь характер общественных отношений. Со временем количество рабов становилось все выше, они начали применяться в области производства, а также в земледелии, уходе за скотом, обработке полей. В целом рабство возникло в соответствии с порядками и традициями, которые соответствовали первобытнообщинному строю, и изначально оно носило исключительно патриархальный характер.

Отличия классического рабства от патриархального

Готовые работы на аналогичную тему

  1. Классическое рабство;
  2. Патриархальное рабство.

Как мы уже отметили выше, рабство – это наиболее жесткая форма подчинения одного человека другому. По сути, человек, его имущество, его жизнь – все это переходит в частную собственность к тому лицу, которого принято считать рабовладельцем. Впрочем, исторически существовали и государственные формы рабовладения, но даже в этом случае плачевное положение рабов оставалось неизменным. Отличие лишь в том, что собственником являлся не конкретный человек, а государство. Данная форма рабства процветала на Древнем Востоке.

Было довольно большое количество источников, посредством которых рабы поступали к своим владельцам. Наиболее распространенными являются следующие источники рабовладения:

  • Военные действия;
  • Захват рабов пиратами;
  • Долговое рабство, когда рабами могли уплачивать долги и первоначальные формы кредитов;
  • Продажа себя и членов семьи в рабство в счет долговых расчетов;
  • Превращение свободных крестьян в государственных рабов, которые принадлежали правителям и царям;
  • Рождение в рабстве – приобретение данного статуса по праву рождения.

Что касается патриархального рабства, то при нем к рабам относились более снисходительно. Они по-прежнему выполняли самую грязную и сложную работу. При этом рабы занимали статус младшего члена семьи, могли жить с хозяином в одном доме, есть с ним одну и ту же пищу. Рабам не давали права голоса, они должны были подчиняться семье. Но иногда рабам разрешали заводить семьи. Некоторые получали плату за свой труд, а накопив достаточно средств могли откупиться от хозяина. Нередко при патриархальном рабстве рабы могли получать наследство от своих хозяев, если это предписано в завещании. Женщины-рожали от господ детей, которые не становились наследниками, но были свободны и имели право на поддержку и заботу со стороны своего отца и его семьи.

Но и та, и друга формы рабовладения предполагали, что человек полностью принадлежит своему хозяину. Откупались рабы довольно редко, поскольку это не давало им никаких преимуществ: становясь свободным от хозяина, раб в обычной жизни оставался таким же безвольным, а значит и несвободным. Поэтому в некоторых случаях рабам было удобно жить с хозяевами, работать на них.

Читайте также: