Патриархальная теория происхождения государства кратко плюсы и минусы
Обновлено: 05.07.2024
Один из самых обширных разделов изучения государственного строительства и права – это обоснование условий, а также причин, при которых происходит образование таких институтов как государства. В этом обзоре рассмотрим основные теории появления госструктур, а также разберемся с наличием достоинств и недостатков этих концепций.
Теологическая теория происхождения государства: плюсы и минусы
Основателем теологической концепции является Фома Аквинский, который жил в середине 13-го века и для появления того или иного государства он считал волю Бога.
Плюсами божественной сути государств, являются:
- объяснения, что появление госструктур тесным образом связано с единой религией граждан;
- последствия установления на основе религии общественного порядка;
- отражения объективных решений теократического сообщества. И все это подтверждено исторической действительностью, что первые государства – это теократические образования.
Минус один и он состоит в том, что эта теория не является научной и поэтому ее нельзя как доказать, так и опровергнуть, так как она основана на вере.
Патриархальная теория происхождения государства: плюсы и минусы
Основатель концепции – это Аристотель, который считал, что государственное строительство является результатом объединения разросшихся семей. Он представлял всех людей существами, которые стремятся к коллективному взаимодействию и общению, что приводит к образованию семей. Разрастание семей приводит сначала к объединению родственников, а потом и к объединению между семьями. Что оформляется, в конце концов, в форме государственного устройства.
Что касается властных полномочий, то это не что иное как отцовская власть или полномочия патриарха объединенных семейств.
Достоинства патриархальной концепции:
- в том, что прослеживается связь между семейными и государственными отношениями;
- что порядок в обществе действительно достигается в результате воли патриарха;
- что правитель – это патриарх или тот, кто имеет наибольший жизненный опыт и влияние. И на роль правителя может претендовать наиболее достойный представитель объединенных семей.
Недостатком этой концепции является то, что она не может объяснить все процессы существования государства и примером может служить появление жестоких или даже диктаторских правил и законов, если граждане – это якобы представители единой семьи.
Договорная теория происхождения государства: плюсы и минусы
Что касается основателей договорной концепции государственного устройства, то за рубежом – это как Гроций и Гобс, так и Лок и Руссо, а нашим соотечественником-последователем этой теории был Радищев.
В основе этой концепции лежит предположение, что государство – это результат общественного договора между различными слоями граждан с целью обретения всеобщих благ.
При этом договорная концепция, не смотря на утопию, так или иначе, имеет историческое подтверждение фактами. Иногда государственное строительство велось в результате согласия граждан на передачу своих прав специальному органу, например, с целью защиты самих граждан или для защиты от внешних угроз. И этому есть немало примеров в истории.
Положительной стороной договорной концепции государства является то, что она основана на естественных человеческих чувствах страха и является отражением природного инстинкта самосохранения. Кроме этого наличие в концепции элементов демократии с одной стороны опровергает религиозную основу, а с другой – опирается на историческую практику государственного строительства.
Недостатками договорной концепции являются:
- утопия, что якобы человек никому не подчинен. А также якобы он не склонен к подчинению себе подобных;
- что, являясь людской волей, договор может, как выполняться, так и расторгаться без участия госорганов;
- по сути, договорные отношения между людьми могут быть заключены и вне государственных структур. И, действительно, история подтверждает, что общественные договора появились прежде, чем государственные институты.
Теория насилия происхождения государства: плюсы и минусы
Концепция насилия имеет двойственный характер: насильственные действия внутри и вне сообщества.
Приоритет обоснования концепции внешнего насилия принадлежит Каутскому, а также Гумпловичу, представителям социального дарвинизма.
Суть их теории – это государственные образования являются итогами завоеваний одних сообществ или племен, другими.
Из положительного этой теории, можно отметить, что она может быть подтверждена всем ходом истории, как почти непрерывного времени войн, а госаппарат в результате этих войн – это представители завоевателей.
Недостатки – эта концепция не может или слабо объясняет:
- появление государств в некоторых частях мира и, причем без войн;
- как правило, войны имеют вторичный событийный характер
- в истории есть множество примеров образования госструктур не в результате самих войн, а по наличию их угрозы;
- мирного образования государственного устройства в истории – масса примеров.
Дюринг является основателем концепции внутреннего насилия, которое гласит, что государство – это не что иное как итог насилия более организованной и обладающей большими ресурсами части общества над другими, не организованными, и не располагающими ресурсами для противодействия сообществами.
Достоинства концепции в том, что:
- пренебрежение общими интересами в пользу собственных выгод отдельными слоями общества, приводит к дезорганизации, а в итоге и к ослаблению всего сообщества;
- госструктуры отнюдь не являются выразителями интересов всех сообществ;
- насильственные методы управления со стороны госструктур – это реализация принципов, основанных на том, чтобы разделять и властвовать.
Минусы теории, это:
- если слепо отстаивать свои интересы, то это может привести как к разрушению самого сообщества, так и к потере государственности;
- сообщества, впрочем, как и люди на самом деле не могут быть равными;
- если государственное строительство ведется насильственно, это означает, что и путь к его разрушению – это насильственный способ.
Материалистическая теория происхождения государства: плюсы и минусы
Основатели – это Маркс и Энгельс, а также наш соотечественник Ленин.
Достоинства материалистической концепции в том, что на формирование госструктур действительно влияют:
Суть теории
Теория сводится к следующему: государство появляется в результате разрастания семьи. Монархом является глава семейства. Являясь патриархом, он обращается и управляет поданными как своими детьми. Таким образом, его власть стает продолжением власти отца.
По мнению Аристотеля, формирование государства связано с естественными процессами жизнедеятельности человека. В первую очередь это обусловлено тем, что люди, обладая даром речи, инстинктивно стремятся к общению с другими. Такое взаимодействие происходит не только с целью выражения всевозможного спектра эмоций, но также для передачи мнения об окружающей реальности: что полезно и вредно, что есть зло и добро.
Помимо того человек по сравнению с множеством иных живых существ является более политическим, общественным существом – он создан для сожития с другими. Таким образом, происходит объединение людей, сплочение их в семьи, которые в дальнейшем, расширяясь, расселяясь и объединяясь, постепенно формируют государство. Различные виды общения между семьями и селеньями, по мнению философа, воплощаются в высшей форме общения.
Оценка патриархальной теории
Как любая теория формирования государства патриархальная также имеет свои достоинства и недостатки. Существует разнообразное мнение о том, насколько объективно, достоверно описывает данная доктрина сущность возникновения государственного строя.
В настоящее время часть экспертов согласны с идеями, которые развивал Аристотель и его последователи. В результате изучения архаичных структур на примере жизни и быта североамериканских индейцев ученые сформулировали вывод о том, что государственные формирования изучаемых племен формировались по принципу семьи. Однако в то же время современные ученные также отмечают, что идеи патриархальной теории давно опровергнуты наукой: патриархальная семья и государство становились совместно в процессе распада первобытно-общинного строя.
Плюсы теории
Исходя из вышеизложенного, можно отметить следующие основные достоинства патриархальной теории:
- Установка объективной взаимосвязи между государственным и семейным строем.
- Обеспечение общественной безопасности, порядка благодаря подчинению единой воле главы государства – отца.
- Сохранение веры народа в целостность, устойчивость мира.
- Определение главных функций, обязанностей и роли главы государства в соответствии с нравственными нормами.
В целом же, опираясь на патриархальную теорию создания государства возможно создание такого строя, которое будет искоренять безнравственное, неразумное отношение к людям. Построение государства по типу семейных отношений способствует:
- Укреплению общественных отношений.
- Формированию уважительного отношения к власти монарха.
- Поддержание идеи единства духа, братства народа как членов семьи.
Минусы теории
- Глава государства не может быть отождествлен с главой семьи, поскольку он является основателем государства, но не народа (тогда как отец является основоположником семейного рода).
- Власть монарха под собой имеет иную основу, чем у отца отдельной семьи и носит публичный характер. Глава государства осуществляет управление формально и опосредованно, по принципу принуждения в условиях наличия официального аппарата власти, законодательных, нормативно-правовых актов. Глава семьи является лидером неформальными и взаимодействует напрямую на основе семейных ценностей.
- Монарх фактически не связан родственными узами с большей долей населения, т.е. не является непосредственной главой семьи каждого.
- В то же время люди народа также объективно не могут быть родственниками, несмотря на сформировавшуюся общность.
- Формирование государства вряд ли может быть обосновано процессом расширения семьи, так как зарождение семейного и государственного института происходило практически одновременно.
- Чаще всего монархом назначается человек со стороны, из иного государства, которые не имеет родственных уз с народом.
Данная теория также имеет недостатки, которые сопряжены с пояснением взаимосвязи задач государства в области охраны и агрессии с задачами семьи по воспроизведению потомства и совместному потреблению. В частности, идеи доктрины не дают ответ на вопросы о:
- Необходимости жесткого законодательства.
- Возникновении военных столкновений, несмотря на то, что все государство – семья.
- Формировании государственного строя по всему миру в результате увеличения семьи.
Заключение
Патриархальная теория происхождения государства и права строит свои положения на учении Аристотеля. Философ древности изучал психологию человека и пришел к выводу, что человек не может жить один. Коллективная суть привела его к доказательствам появления общественных объединений по принципу семьи.
Суть теории
Государство по теории – большая семья, коллектив, связанный узами различных отношений. Суть патриархальной идеологии происхождения государства сводится к следующим позициям:
- человек не может без общения;
- он создает вокруг себя ячейку (группу);
- в семье начинают распределяться роли: главенствующие (отец) и подчиненные (дети);
- глава общества – отец (патриарх), к нему следует относиться с почтением и уважением;
- власть отца не оспаривается, как и его место.
По теории легко понять, почему существует неограниченная власть. Патриарх ассоциируется с отцом, которому обязаны жизнью. Он обеспечивает порядок, заботу и условия быта.
Исторические подходы к теории
Патриархальные идеи позволяют провести изучение истории появления государств. Сначала общество – это небольшая семья, простейшая группа лиц, нашедших общие интересы. Первобытные общины по структуре сначала напоминают маленькие государства. В них все родственники, самый сильный не только по физическим показателям, но и по духу, становится лидером. Но в его полномочиях не только власть, но и обязанность заботиться о тех, кто младше, слабее, старше и имеет какие-то недуги. Затем время меняется, семья разрастается.
Семья и государство развиваются практически параллельно. Чем сложнее связи в семье, тем обширнее становится государственная граница.
Авторы идеологии
Кто является автором патриархального происхождения государственной структуры? Философ Древней Греции Аристотель нашел механизм, по которому происходило создание политического устройства и выделение социальных групп. Мужчина, по теории является ключевой фигурой. Он стоит на лестнице выше женщин, он отец, человек, дающий жизнь, создающий семью. В основе лежит внимание к психологии и религиозности. Бог направляет на Землю Адама, делает главой первой семьи – Патером. Эволюция увеличивает количество родственных групп. Государство – итог эволюции. Отец становится властителем, первым правителем, патриархом. Приверженцем считается еще один древний мыслитель – Конфуций.
которые читают вместе с этой
Представители более позднего развития теории: Р. Филмер, Н. К. Михайловский, М. Покровский.
Отличие от патримониальной идеи
Патримониальная теория происхождения государства появилась в трудах швейцарского ученого-мыслителя К. Л. Галлера. Он берет за основу землю, территорию, на которой происходит образование общин. Земля – главный ресурс, который помогает человеку в его существовании и развитии. Тот, кто обретает права на землю, становится правителем. Две созвучные теории имеют совершенно разные подходы к пониманию образования стран и общин.
Власть монарха и патриарха незыблема. Их воля и личностные качества схожи, различны права и обязанности.
Недостатки и преимущества идеологии
Основоположник не выделял в теории положительных и отрицательных моментов. Их стремились найти критики и ученые, предлагающие другие теории.
Плюсы и минусы кратко можно изложить, разобрав саму суть идеологии Аристотеля. Семья и государство – неравнозначные понятия. Не все отношения, возникающие внутри семейной ячейки общества, находят отражение в государственной власти. Одно из основных чувств людей, на котором строится жизнь, – любовь. В государственном строении она не обязательна. Если рассмотреть современные страны, то аппарат политического устройства очень сложен, его нельзя сопоставить с семьей.
Важно понимать, что семья – это единица, давшая начало государству только на уровне первобытных эпох. Постепенно, структурная единица начинает развиваться по своим законам, не сходным с огромным объединением родственников на одной территории.
Что мы узнали?
Мы познакомились с основными положениями патриархальной теории происхождения государства, ее сути и отличия от патримониальной идеологии. Изучили кратко идеи ученых – основоположников теории. Выяснили, что по патриархальной идеологии государство произошло из семьи, где главенствует мужчина.
Сутью теории является то, что государство представляется результатом божьей воли.
Плюсами теории являются:
- Теория объснет образование государства совместно с монорелигией;
- Теория дает возможность устанавливать общественный порядок;
- Теория дает отражение объективным решениям того времени, а конкретно- первые государства были теократические.
Минусы - теория не является научной, так как при ее помощи невозможно доказать либо опровергнуть происхождение государства.
Патриархальная теория происхождения государства
Суть теории излагается в том, что государство является продуктом разросшейся семьи.
Плюсами теории является то, что она:
Готовые работы на аналогичную тему
Минусы данной теориизаключаются в том, что она не раскрывает процессию происхождения государства во всех частицах мира; не может объяснить почему происходят войны, если государство является единой семьей; не объясняет жесткости некоторых законов.
Договорная теория происхождения государства
Основателями договорной теории происхождения государства являются: Гроций, Гоббс, Локк, Руссо и Радищев.
Сутью теории является то, что государство считается людским объединением на базе общественного договора, с установлением целина достижение общих благ.
Теории общественного договора в какой-то мере отображают исторические факты.
Государство порой возникает как результат добровольной отдачи людьми какой-то части собственных прав специально образованному для их собственной защиты и защиты порядка в обществе органу, то есть в результате долговременногоестественно-исторического развития общества.
Плюсами данной теории представляется то, что ее авторы учитывали такие чувства человека, как страх и инстинкт самосохранения. Помимо того, данная теория имеет демократический характер; доказывает, что не было никакого религиозного основания в сущности государства; делает опору на общественной практике.
Минусы теории заключаются в следующих положених:
- Человек не подчинен никому, никого себе не подчиняет;
- Чтобы осознанно образовать государство, необходимо иметь о нем хотя бы какое-то представление;
- Договор является волей людей - значит он может расторгаться;
- Договор не имеет юридической силы, так как образовался раньше самого государства.
Теория насилия в вопросе происхождения государства
Теория насилия образована двумя частями: теория внешнего насилия и теория внутреннего насилия.
Основатели теории внешнего насилия являются Гумплович и Каутский.
Суть теории – государство является результатом завоеваний одного племени другим.
Достоинство теории состоит в том, что она базируется на множестве исторических фактов, результат завоевания отражен в ней со всех сторон жизни вновь появившегося общества, аосударственный аппарат составляют завоеватели.
Минусы теории: не объясняет происхождение государства во всех регионах мира;в отношении процесса происхождения государства завоевания обладают вторичным характером. Помимо того, история знает примеры, когда не собственно завоевание, а именно его угроза послужила образованию государства. В добавок ко всему, кроме насильственного пути возникновения, есть так же и мирный путь.
Основателем теории внутреннего насилия является Дюринг.
Суть теории является, что государство появляется в результате насилия одной части общества над другой.
Плюсы данной теории это признание тогго, что: у людей имеются различные интересы; насилие в обществе имеет место быть; государство при осуществлении собственных функций применяет насильственные методы.
Минусами данной теории являются утверждения о том, что: отстаивание интересов может приводить к разрушению общества и государства; люди не могут быть равными в биологическом плане; государство не может всегда выражать интересы общества; если можно создавать государство насильственным путем, то так же его можно и разрушить.
Материалистическая теория происхождения государства
Основателями материалистической теории происхождения государства являются Маркс, Энгельс иЛенин.
Суть теории: государство образовалось в силу экономических причин: общественного разделения труда, образования прибавочного продукта и части собственности, а позже раскола общества на классы с противопоставляемыми экономическими интересами.
Плюсы теории это утверждения о том, что: материальные условия общества сыграли в нем значительную роль; изменение форм деятельности в области труда, ведении хозяйства, форм собственности повлияло на происхождение государства; переход от присваивающей к производящей экономике задает дифференциацию людей по существенному признаку. Кроме того, данная теория раскрывает признаки государства.
Минусами теории являются положения, гласящие, что: на происхождение государственности влияет не только экономические факторы, но и политические, социальные; происхождение государства во всем мире не может идти по одной схеме. Также в ней недооценена роль государства в урегулировании процессов, происходящих в экономике.
Читайте также: