Патологии мотивационной сферы кратко

Обновлено: 18.05.2024

Ссылка для цитирования

Традиционно личностное расстройство в систематике психических расстройств занимает пограничное положение между собственно болезнью и так называемой психической нормой. Различные аспекты этой патологии на протяжении длительного периода активно изучаются, значительный акцент при этом ставится на судебно-психиатрических проблемах. Среди этих проблем особое место занимают вопросы регуляции поведения субъектов с расстройствами личности, решение практико-ориентированных задач по оценке степени способности к саморегуляции поведения и деятельности, в том числе и в момент совершения противоправного деяния. Судебные психиатры указывают на то, что противоправные действия совершают чаще всего лица с выраженным и тяжелым личностным расстройством (согласно проекту МКБ-11). Также отмечается, что среди криминальных деликтов наиболее часто представлены агрессивные преступления против личности и корыстные с насилием (грабежи, разбои). Также отмечается существенный рост количества лиц с расстройствами личности, совершивших различные правонарушения и направленных на судебно-психиатрическую экспертизу, за последнее десятилетие их доля в экспертной практике увеличилась на 23% [8]. Так, доля лиц с расстройствами личности, осужденных к лишению свободы составляет 25—30%, при этом среди лиц, совершивших убийства, диагноз расстройства личности встречается от 25,7% до 45% случаев [4].

Большинство лиц, направляемых на судебно-психиатрическую экспертизу, признаются экспертными комиссиями вменяемым (93,01%). Обсуждается возможность рекомендации применения ст. 22 УК РФ к обвиняемым с личностными расстройствами тогда, когда у них диагностируются заметные мотивационные, аналитические, прогностические и волевые нарушения [6; 9].

При решении экспертных вопросов о способности лица осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими особое значение приобретает определение сохранности потенциальной способности к саморегуляции, возможности ее реализации в ситуации, способности к целенаправленному поведению, планированию и контролю своих действий, формированию новых паттернов поведения [5; 7; 9].

Основой саморегуляции поведения и деятельности является мотивационная сфера личности, которая связана с возникновением побуждения к действию и формированием цели деятельности [15]. Мотивация побуждает к действию, направляет и регулирует действия по достижению цели, представляет собой процесс выбора между различными действиями [2; 3]. Выявление ведущих мотивов позволяет объяснить преступные действия в прошлом, поведение в период отбывания наказания и последующие поступки и, соответственно, прогнозировать поведение, учитывая наличие дефектов психики [1].

Исследователи отмечают, что лица с пограничным расстройством личности испытывают сложности регуляции своего поведения вследствие быстрого истощения ресурсов при негативном воздействии ситуативных факторов [12]. Также данная группа лиц испытывает выраженные затруднения в межличностном взаимодействии и социальном познании [11].

Наиболее выраженные регулятивные трудности испытывают личности с антисоциальными чертами (согласно DSM-V), для них характерны такие особенности, как импульсивность, трудности контроля своего поведения [13], высокий уровень агрессивности, эмоциональная и поведенческая дизрегуляция [14].

Совершение правонарушений обусловлено в большей степени патопсихологическими механизмами. Их характеризуют глубинные личностные комплексы, связанные с искажением мотивационно-смысловой сферы, самосознания, деформацией отношений. Данные нарушения сочетаются с трудностями межличностного взаимодействия, склонностью к кумуляции негативных эмоций, трудностями разрешения конфликтов, ранимостью, неуверенностью, уязвимостью и приводят к увеличению эксплозивных реакций [16].

С учетом наличия связи мотивационной сферы личности и способности к регуляции поведения и деятельности, представляется целесообразным изучение проблемы, что актуально для решения вопросов о способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. Данное положение важно также и для оценки степени общественной опасности индивида, что и определило цель данного исследования — выделение особенностей мотивационной сферы обвиняемых с расстройствами личности, совершивших правонарушения.

Материал и методы исследования

Для оценки мотивационной сферы личности были использованы следующие методики:

· метод мотивационной индукции Ж. Нюттена (оценивается разнообразие представленных мотивов, их социальная направленность, упрощенность и выхолощенность);

Для изучения эмоционально-волевой сферы и эмоциональной регуляции использовались:

· Торонтская шкала алекситимии — TAS-20 G.J. Taylor, Полупроективный тест на эмоциональный словарь J.H. Krystal (оценивается способность идентифицировать и описывать свои эмоции);

· опросник интуитивного стиля С. Эпстайна в апробации О.В. Степановой и др. (оценка способности опираться на собственные эмоциональные переживания при принятии решения);

Для оценки познавательных особенностей личности использовались:

· Новый опросник толерантности-интолерантности к неопределенности (объединенные шкалы О'Коннора, Райделл-Розена и Баднера в адаптации Т.В. Корниловой) (оценка способности человека принимать конфликт и напряжение, которые возникают в ситуации двойственности, противостоять противоречивости информации, принимать неизвестное, не испытывать дискомфорт перед неопределенностью).

Для исследования структуры и организации деятельности использовались:

· комплексные фигуры Рея-Остеррица и Тейлора (изучение организации деятельности и способности к регуляции в реальной деятельности).

Статистическая обработка данных

Для описания особенностей мотивационной сферы личности применялся дескриптивной анализ. Для выявления значимых различий распределения параметров саморегуляции и мотивационной сферы в зависимости от экспертного решения был использован критерий Манна—Уитни. Для установления взаимосвязей между особенностями мотивационной сферы и способностью к саморегуляции был проведен корреляционный анализ с использованием критерия Пирсона (для метрических данных) и критерий Спирмена (для непараметрических данных). Уровнем статистической достоверности получаемых результатов выступал уровень р≤0,05. Статистическая обработка полученных данных производилась в программе IBM SPSS Statistics v23 и Excel v14.

Результаты исследования

Мотивационная сфера является достаточно иерархичной (70% случаев), темы, представленные в ней, достаточно адекватны и связаны с актуальной ситуацией (73,1%). В 75% случаев можно отметить упрощенность мотивационно-смысловых тем, связанных с удовлетворением текущих потребностей. Также достаточно представлены мотивационно-смысловые темы, связанные с возможностью общаться с семьей и друзьями или желанием создания собственной семьи, рождением детей (76,9%).

Рис. 1. Результаты дескриптивного сравнительного анализа мотивационно-смысловой сферы

Рис. 2. Результаты дескриптивного сравнительного анализа толерантности к неопределенности

Значимые различия параметров мотивационной сферы и способности к саморегуляции у лиц с расстройствами личности в зависимости от экспертного решения (критерий Манна—Уитни)


8 (495) 120-07-03

Заказать обратный звонок

Запись на прием к специалисту Центра

Психотерапевт Мартынов Сергей Егорович

Психолог, семейный психолог, клинический психолог Теперик Римма Фёдоровна

Психолог Копьёв Андрей Феликсович

Конфликтолог, психолог, клинический психолог Цуранова Наталья Александровна

Ночевкина Алёна Игоревна

Психолог, клинический психолог Алиева Лейла. Телесная терапия и арт-терапия.

Психолог Михайлова Анна Дмитриевна

Психолог, семейный психолог, коуч Волкова Татьяна

Детский психолог Горина Екатерина

Психолог Светлана Ткачева

Клинический психолог, психолог, психотерапевт Прокофьева Анна Вячеславовна

Основатель беатотерапии, психолог, клинический психолог Спиваковская Алла Семеновна

Психиатр Фролов Алексей Михайлович

Подростковый психолог Каравашкина Елена

Ведущий логопед Кухтина Алла Юрьевна

Подростковый психолог Максимов Алексей Вячеславович

Детский психолог Таранова Ирина Юрьевна

Психолог, юнгианский аналитик Юзьвак Екатерина Григорьевна

Психолог, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт Ермушева Анастасия Алексеевна

Психиатр Медведев Владимир Эрнстович

Клинический психолог, психотерапевт, нейропсихолог Баринская Янина Сергеевна

Врач-психотерапевт Сивков Евгений Евгеньевич

Очерк I

ЗНАЧЕНИЕ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИИ ДЛЯ ТЕОРИИ ПСИХОЛОГИИ

Исследования в области патологии психической деятельности имеют большое значение для многих общетеоретических вопросов психологии. Остановимся на некоторых из них.

Другим вопросом общетеоретического значения, для разрешения которого кажется целесообразным привлечение патологического материала, является вопрос об соотношении биологического и социального в развитии человека, вопрос, который сейчас широко дискутируется на многих симпозиумах и конференциях. Привлечение анализа разных форм аномалий личности может оказаться полезным при решении этой проблемы (см. очерк V).

Важной теоретической проблемой следует назвать и проблему соотношения распада и развития психики. Проблема соотношения распада и развития имеет большое значение для теория психологии и психиатрии, понимания специфики строения психической деятельности человека. Некоторые стороны этой проблемы мы рассмотрим в очерке III.

Наконец, исследование патологии личности дает ценный материал и для изучения такого основополагающего методологического вопроса, как вопрос о движущих механизмах развития. Остановимся на этом подробнее.

Материал патологии позволяет подойти ко многим теоретическим вопросам психологии личности, таким, как иерархизация мотивов, их опосредованное строение, проблема смены ведущей деятельности, целеобразования. Многочисленные исследования показали различные формы этих изменений. В одних случаях болезнь меняет строение мотивов, нарушает их иерархизацию, опосредованность (Братусь, 1974), в других смыслообразующая функция мотива превращается лишь в знаемую (Коченов, 1970). В ряде исследований показано, что болезненное изменение личности состоит в утере критичности и подконтрольности поведения (Зейгарник, 1949; Кожуховская, 1972; 1973), выявлено порождение новой ведущей деятельности, изменение прежней (Карева, 1975).

Однако сам факт, что патологический материал оказывается полезным при решении вопросов психологии личности, не должен означать, что можно прямо и непосредственно выводить закономерности развития здоровой личности из закономерности развития больной. Наоборот, исследования в области патопсихологии постоянно выявляют отличия строения личности у здорового и психически больного человека.

Различаемые по своему содержанию виды мотивации нацелены на различные действия или их цели. Наиболее важными являются, прежде всего, четыре больших, отчасти пересекающихся содержательных класса человеческой мотивации: а) мотивация, обусловленная потребностями организма (голод, жажда, сон и т.д.); б) социальная мотивация (близость, власть, агрессия); в) мотивация достижения; г) мотивация, отнесенная к самому себе (реализация целей, связанных с идентичностью). Наряду с этими могут играть определенную роль и другие виды мотивации.

В мотивационной сфере различаются: а) мотивационные расстройства сами по себе; б) мотивационные расстройства как компоненты более сложных синдромов; в) мотивационные расстройства как причины других расстройств. Мотивационные расстройства заключаются в том, что содержание, частота или другие параметры мотивации неадекватны, так как они сами или их последствия расцениваются как отклонение от нормы. Мотивационные расстройства могут быть классифицированы по различным параметрам.

Содержание. Мотивационные расстройства можно систематизировать по содержанию соответствующей мотивации (а также по содержанию вытекающих из нее действий). Как виды мотивации, имеющие отклоняющееся от нормы содержание, можно оценить следующие, направленные на действия, которые а) находятся под наложенным обществом табу (например, в области сексуальных извращений) и/или б) причиняют ущерб другим лицам или самому человеку (например, в сфере агрессивной мотивации).

Частота, интенсивность и устойчивость. Мотивацию любого вида можно назвать нарушенной в том случае, если она появляется часто, интенсивно и продолжительно в ущерб другой мотивации и действиям (например, злоупотребление психоактивными веществами приводит к тому, что человек перестает заботиться о себе и общаться с другими людьми). Наряду с такой чрезмерной мотивационной частотой, интенсивностью и устойчивостью расстройства могут состоять также и в недостатке этих параметров.

Мотивационные расстройства как компоненты синдромов. Почти все психопатологически важные синдромы сопровождаются мотивационными расстройствами. Примерами могут служить депрессия (чрезмерная ориентация на актуальное положение вещей); недостаточное формирование желаний; отсутствие контроля над желаниями, намерениями и действиями; мания; навязчивые расстройства и патологические влечения, а также личностные и поведенческие расстройства после определенных мозговых травм.

Диагностика

Непосредственная диагностика мотивации основывается на тех данных, которые сообщает сам клиент. При этом пользуются главным образом следующими методами.

Интервью и опросники. Основным источником информации является клиническое интервью. Для некоторых видов мотивации разработаны дополнительные методы опросников.

Другие методы. Косвенные сведения относительно мотивационных расстройств могут быть получены с помощью других диагностических методов: наблюдение за поведением.

Этиология

Как и при других психических процессах в сфере мотивации, необходимо различать три группы условий возникновения нормального и патологического мотивационного процесса:

2. Условия, личностно обусловленные. При этом речь идет об имеющихся индивидуальных структурах, лежащих в основе формирования мотивации со стороны самой личности. Они могут рассматриваться как индивидуальные диспозиции к нормальному или нарушенному формированию мотивации. Необходимо различать соматические структуры, с одной стороны, и когнитивные структуры, с другой стороны.

3. Актуальные внутренние пусковые процессы. В основу актуального формирования мотивации могут быть положены следующие типы текущих внутренних процессов.

Когниции. Декларативная мотивация может основываться на более или менее дифференцированных размышлениях о целях и действиях, которые затем ведут к формированию желаний и намерений выполнить действие. Формирование мотивации, основывающееся на когнициях, можно назвать рефлективным.

Чувства. Собственно эмоции и такие переживания, как боль, голод, могут способствовать, с одной стороны, рефлективному формированию мотивации. А с другой стороны, они, вероятно, так же как и восприятие на врожденной основе могут непосредственно вести к мотивации.

Мотивационные расстройства и расстройства действий объясняются тем, что в одном или нескольких местах нарушается мотивационный процесс. Понимание мотивационных расстройств, таким образом, имеет своим условием понимание частных мотивационных процессов.

Процессы декларативной мотивации можно разбить на пять фаз: 1) активизация мотивационных когниций; 2) формирование желаний совершить действия; 3) выбор между желанием действий и формированием намерений; 4) дифференциация намерений, начало действий и их осуществление; 5) последующая оценка действий и их последствий.

Проблемы в сфере мотивации могут состоять в качественных расстройствах мотивации и действий, с одной стороны, и в их количественной недостаточности и избыточности, с другой стороны. При этом качественные расстройства ведут к количественным. В этом смысле можно выделить следующие, отчасти пересекающиеся группы расстройств.

Чрезмерно негативная метамотивация представляет собой, прежде всего, такую мотивацию, которая затягивает процесс принятия решения. Этим она способствует возникновению недостатка намерений и действий.

Чрезмерные конфликты желаний выглядят следующим образом: два или более одинаковых по силе, но несовместимых друг с другом желания существуют одновременно и устойчиво, причем выбор в пользу того или иного желания не делается. Это ведет к чрезмерной фиксации на актуальном положении вещей в фазе формирования намерения, и таким образом, к недостатку намерений и действий.

Чрезмерная фиксация на актуальном положении вещей заключается в неоправданно длительной персеверации в фазах активизации, желания, намерения и оценки и, таким образом, в общем, способствует возникновению недостатка мотивации и действий. Существенными причинами могут быть негативные эмоции, негативная метамотивация и чрезмерные конфликты желаний.

Чрезмерная импульсивность имеет место в том случае, если: а) слишком быстро протекают фазы активизации, формирования желаний и формирования намерений или б) они полностью замещаются нерефлективной и процедурной мотивацией, хотя это ситуативно и не обоснованно, или в) действия прекращаются преждевременно; из-за чего г) может возникнуть чрезмерно частая смена мотиваций и действий. В целом это может привести к нереалистичным и субъективно иррациональным действиям.

Недостаток мотивации и действий заключается в том, что мотивация и действия, ведущие к цели, становятся слишком редкими, слабыми и малоустойчивыми, например, при депрессии. Избыток мотивации и действий возникает в том случае, если определенные виды мотивации и действий возникают неадекватно часто, интенсивно и продолжительно (патологическое влечение).

Нереалистичными мотивациями и действиями являются желания, намерения и действия, которые не являются выполнимыми или не способны привести к достижению желаемой цели. Устойчивость такой мотивации приводит к выполнению недостаточного количества действий, необходимых для достижения цели.

Иррациональные мотивации и действия способствуют тому, что предпочтение отдается невыгодным действиям, менее важным и не ведущим к цели, а не действиям, ведущим к цели и более выгодным. Это мешает достижению жизненных целей и целей действий.

Большинство этих расстройств до сих пор не получило приемлемого описания, не говоря уже об их объяснении. В отличие от патопсихологии человеческих эмоций клиническая психология мотивационных расстройств и расстройств действий стоит еще только в начале систематического исследования.

Расстройства мотивации и действий являются центральными для большинства клинических синдромов. Ниже представлены теоретические рассуждения.

Фобические расстройства. Обобщая известные клинические случаи, можно сделать вывод, что при фобиях типичен следующий мотивационный процесс:

а) Испытывается чувство страха перед определенным объектом. Поэтому данный объект имеет эмоциональную негативную значимость. Это непосредственно приводит к мотивации избегания объекта или ситуации.

б) Если объект точно локализован в пространстве, то зачастую возникают (реалистичные) ожидания, что вызывающий тревогу объект можно избежать целиком и полностью, только если остаться дома или идти заранее определенной дорогой. Т.о., мотивация избегания вступает в конфликт с позитивной мотивацией других различных видов, которая может быть реализована только, например, вне дома. В результате появляются мотивационные конфликты между приближением и избеганием (экзаменационная фобия, социофобия).

в) При сильно выраженной фобии избегание таких конфликтов преобладает. Как следствие, появляется приносящее вред самому индивиду поведение избегания, которое ставит под угрозу выполнение повседневных и профессиональных обязанностей, нарушает социальные отношения. Одновременным следствием является недостаток реалистичного опыта взаимодействия с соответствующими объектами, вызывающими страх. Это ведет к сохранению тревоги и лежащих в ее основе негативных убеждений.

Навязчивые расстройства. Предполагается, что навязчивое поведение зачастую является мотивированным, и в его основе лежат определенные цели, хотя они и не являются сознательными. Достаточно понятным представляется только мотивационный механизм навязчивых способов поведения, приводящих к редукции (возвращение назад) тревожного напряжения. В основе лежит страх перед нежелательным событием. Этот страх, будучи достаточно интенсивным, ведет к желанию любой ценой и полностью избежать соответствующего события. Однако, как правило, именно таких событий, которых боятся лица с навязчивыми расстройствами, не всегда можно избежать. В соответствии с этим страх не исчезает, даже, несмотря на тысячи социальных ситуаций, не приведших к источнику страха, но подкрепляется за счет одного случая. В результате соответствующие желания действий переводятся в намерения с недостаточно уточненными компонентами цели, т.е. в намерения с недостаточной спецификацией условий, которые должны быть в наличии, чтобы цель была воспринята как достаточная, и действие могло быть завершено.

Депрессивные расстройства. Сниженная мотивация и следующий за ней недостаток действий относятся к основным симптомам депрессии. При этом дефицит действий может основываться на нарушениях любой фазы мотивационного процесса.

а) Так как депрессия характеризуется чрезмерной тоской и недостатком позитивных эмоций, то, как правило, она сопровождается также и избытком негативной и/или недостатком позитивной значимости действий. Такая картина обычно дополняется негативными ожиданиями действий и будущих событий, а также устойчивыми нереалистичными, невыполнимыми прежними намерениями. Поэтому во многих случаях не осуществляется даже фаза активизации нового мотивационного процесса.

б) Даже если начинает протекать новый мотивационный процесс, то при депрессии во всех его фазах типичной является чрезмерная фиксация на актуальном положении вещей, т.е. длительные размышления перед формированием решения.

в) Решающей здесь может быть существующая негативная значимость действий и конфликт приближения-избегания, а также негативная метамотивация. Нарушение состоит в том, что действия либо вообще не начинаются, либо неинтенсивны и не проводятся планомерно.

г) В результате достижение важных жизненных целей затрудняется, отсутствуют подкрепляющие стимулы. Тем самым подтверждаются негативная значимость и ожидания, и индивид попадает в замкнутый круг негативной мотивации.

Интервенция

Задача психотерапевтической интервенции при мотивационных расстройствах состоит в изменении дисфункциональных ожиданий и значимости. Т.к. мотивированное поведение возникает вследствие взаимодействия различных процессов, то необходимо учитывать также и эмоциональные аспекты, и их влияние в качестве составной части влияния мотивации.

Амотивационный синдром – это психопатологический симптомокомплекс, характеризующийся уплощением аффекта, апатией, пассивностью. Возникает при алкоголизме, каннабиноидной наркомании, шизофрении. У больных снижается уровень побуждений, ослабевают интеллектуальные способности, быстро нарастает утомляемость. Диагностика проводится методами беседы, наблюдения, эксперимента. Лечение направлено на устранение основного заболевания, восстановление мотивационного компонента деятельности. Включает медикаментозную поддержку, психокоррекцию, специальную организацию дневного режима.

МКБ-10

F54 Психологические и поведенческие факторы, связанные с нарушениями или болезнями, классифицированными в других рубриках

Амотивационный синдром

Общие сведения

Амотивационный синдром представляет собой патологические изменения личности, эмоциональной сферы и когнитивных функций. Большинство исследователей-клиницистов рассматривают его в контексте пристрастия к марихуане, проводя аналогию с негативными симптомами шизофрении. В более широком понимании данное расстройство является признаком длительного эндогенного процесса, хронической интоксикации каннабиноидами или этиловым спиртом. Распространенность наиболее высока среди мужчин молодого и среднего возраста.

Амотивационный синдром

Причины

В основе расстройства лежит хроническая интоксикация центральной нервной системы и избыток дофамина. Предполагается, что для развития амотивационного синдрома необходимо наличие определенных эмоциональных паттернов и черт характера: пассивности, замкнутости, инфантильности. Непосредственно причинами развития (пусковыми механизмами) являются психические заболевания и химические зависимости:

  • Каннабиноидная наркомания. Мотивационно-волевые нарушения возникают на третьей стадии зависимости, когда происходит изменение личности больного. Симптомы наблюдаются как в состоянии опьянения, так и в периоды воздержания от наркотиков (гашиша, марихуаны, чараса).
  • Алкоголизм. Признаки патологического снижения мотивации выявляются на поздних этапах алкоголизма. Они формируются в период социальной дезадаптации и личностной деградации больного.
  • Шизофрения. В клинике данного психического расстройства амотивационный синдром и редукция энергетического потенциала занимают центральное место, определяя характерные нарушения мышления. Снижение мотивации ведет к распаду личностного смысла и изменению селективности восприятия.

Патогенез

Уровень дофамина повышается при употреблении наркотиков и алкоголя, во время занятия сексом, приема вкусной пищи. При длительном употреблении марихуаны, гашиша, алкоголя компенсаторно снижается функция рецепторов, взаимодействующих с дофамином. Происходит их десенсибилизация. Клинически это проявляется развитием ангедонии и потерей чувствительности к ранее приятным стимулам.

Продолжительная интоксикация провоцирует ухудшение функций лобных зон коры, в результате ослабляется программирование и контроль деятельности. Уменьшение энергетического запаса обусловлено нарушением работы ретикулярной формации. При шизофрении происходят похожие нейрохимические изменения, однако они вызваны не внешними, а внутренними причинами. В патогенезе заболевания имеет место повышение активности дофамина и органическое поражение мозга.

Симптомы

Наблюдается снижение функций трех сфер: мотивационно-личностной, энергетической и когнитивной. Происходит отчуждение от внешнего мира, притупляется реакция на внешние раздражители, утрачивается способность получать удовольствие. Формируется равнодушное отношение к близким людям, снижаются побуждения. Пропадает интерес к ранее увлекательным видам деятельности. Больные неспособны начать и продолжать рутинные дела, выполнять обязанности.

Осложнения

Амотивационный синдром приводит к социальной деградации. Больные перестают интересоваться происходящими событиями, не поддерживают связи с друзьями, становятся отстраненными при общении с близкими людьми. Нарушается координация движений. Пациенты не справляются с прежней профессиональной и учебной нагрузкой, в тяжелых случаях перестают выполнять бытовые обязанности и гигиенические процедуры.

Снижение интеллектуальных функций и отсутствие мотивации негативно сказывается на карьере и учебе: больные теряют место работы, не занимаются поиском вакансий, студенты и школьники не посещают занятия. Если интоксикация алкоголем или каннабиноидами продолжается, развивается псевдопаралитический синдром, характеризующийся выраженным слабоумием, снижением критики, бредом.

Диагностика

При подозрении на амотивационный синдром обследование проводят врач-психиатр и клинический психолог. Важным диагностическим критерием является наличие шизофрении, каннабиноидной или алкогольной зависимости в поздней стадии. Осуществляется дифференциальная диагностика амотивационного синдрома с депрессией, синдромом отмены продуктов каннабиса. Стандартная процедура обследования включает следующие процедуры:

  • Клиническая беседа. Врач оценивает способность пациента устанавливать и поддерживать контакт, его заинтересованность лечением, исходом заболевания. Как правило, ответы односложные или вовсе отсутствуют, речь монотонная, с паузами. Больной скрытен, разговаривает неохотно.
  • Наблюдение. В движениях отмечается медлительность, иногда – недостаточная координация, скованность. Эмоциональные реакции выражены слабо, преобладает равнодушие, отстраненность от ситуации диагностики.
  • Функциональные тесты. Проводятся пробы для определения функций внимания и памяти: корректурная проба, таблицы Шульте, запоминание 10 слов. По результатам отмечается быстрая утомляемость, медленный темп психической деятельности. При тяжелом течении синдрома пациент не начинает выполнять задание либо прекращает работу через несколько секунд, не закончив.

Лечение амотивационного синдрома

Специфическая терапия не разработана. Помощь больным заключается в лечении заболевания, ставшего причиной синдрома. Пациентам с алкогольной и наркотической зависимостью показан отказ от психоактивного вещества, детоксикационные мероприятия и психотерапия. Если расстройство мотивации возникло на основе шизофрении, необходим регулярный врачебный контроль, прием симптоматических препаратов, посещение сеансов психокоррекции и психотерапии.

При условии адекватного лечения основной болезни улучшить состояние больных с амотивационным синдромом можно с помощью правильной организации режима дня и условий быта. Необходимо ежедневно уделять время делам, которые приносят удовольствие и вызывают интерес (или были таковыми раньше). Это может быть чтение книг, просмотр фильмов, компьютерные игры, спорт.

На первых этапах восстановления человек нуждается в постоянной организующей и мотивирующей помощи со стороны членов семьи, но постепенно начинает самостоятельно проявлять инициативу. Вторым шагом восстановительной программы является регулярное выполнение гигиенических процедур и простых домашних дел – мытье посуды за собой, убирание одежды в шкаф.

Важно акцентировать внимание больного на результате его действий, так как это является положительной обратной связью, закрепляющей нужное поведение. На третьем этапе человек начинает чувствовать энергию, внутренние силы к выполнению действий. Проявляется тяга к некоторым занятиям. Для поддержания мотивации рекомендуется вести дневник выполненных дел или составлять план на день.

Прогноз и профилактика

Течение амотивационного синдрома и его исход зависят от тяжести основной патологии. Прогноз наиболее благоприятен у пациентов, сумевших избавиться от алкогольной или каннабиноидной зависимости. Активные психотерапевтические и реабилитационные мероприятия позволяют им быстро вернуться к общественной жизни, восстановить отношения с членами семьи, друзьями, коллегами. Профилактика сводится к ранней диагностике и лечению алкоголизма, наркомании, регулярному контролю шизофрении.

1. Negative dimension in psychiatry. Amotivational syndrome as a paradigm of negative symptoms in substance abuse/ L. Rovai, A. Giovanni, M. Pacini - Riv Psichiatr - 2013 - №48.

2. Федеральные клинические рекомендации по диагностике и лечению синдрома зависимости/ Агибалова Т.В., Альтшулер В.Б., Винникова М.А. – 2014.

Читайте также: