Паспортизация объектов культуры кратко

Обновлено: 07.07.2024

Места массового скопления людей, особенно развлекательные заведения, не раз становились целью террористов, поэтому вполне понятно стремление правительства обозначить требования по безопасности и ужесточить ответственность за их нарушение. К этому, в конце концов, можно относиться как к тенденции в обществе или профилактике любого злонамеренного вмешательства в системы объекта.

В свою очередь, антитеррористический паспорт является документом, фактически отражающим проделанную работу по приведению системы безопасности на конкретном объекте массового скопления людей в соответствие с требованиями закона о антитеррористической защищенности.

В частности, требования по защищенности объектов и территорий в сфере культуры регулируются Постановлением Правительства РФ от февраля 2017 г. №_176 (с изменениями 2018 и 2020 гг.). Данный документ, разумеется, определяет цели и задачи процедур, устанавливает критерии по присвоение категории опасности, напрямую указывает форму и содержание паспорта безопасности, называет ответственные за согласование документации организации и структуры.

Поясним, что под абстрактными "объектами культуры" понимаются отдельно стоящие или комплексы зданий и сооружений, территории, правообладателями которых являются Министерство культуры РФ и его подразделения, а также организации, осуществляющие деятельность в сфере культуры. Проще говоря - это все типы театров, музеев, дома культуры, концертные и выставочные площадки, океанариумы, зоопарки, кинотеатры и подобное.

Отметим только, что закон не распространяется на туристские объекты, а также пляжи и объекты подлежащие обязательной охране войсками Росгвардии.

Ключевые моменты в разработке паспорта

Этапы оформления Паспорта безопасности являются одинаковыми для любых объектов с массовым пребыванием граждан.

  • Сбор межведомственной комиссии.
  • Составление Акт обследования и категорирования объекта в 2х экземплярах.
  • Разработка и утверждение мер по обеспечению антитеррористической защищенности (составляется с учетом прогнозируемого размера расходов на исполнение плана мероприятий).
  • Разработка Паспорта безопасности, его согласование и подписание в необходимых инстанциях.

Ключевыми моментами в разработке паспорта естественно являются процедуры категорирования и разработки мер по обеспечению антитеррористической защищенности.

Так категория устанавливается после мероприятий по обследованию объекта, сбора и анализа данных относительно степени потенциальной угрозы совершения теракта и его последствий. Последнее предполагает учет не только числа человеческих жертв, но также материальный ущерб, вред природе и потенциальный экономический ущерб.

Устанавливаются следующие категории опасности:

1 категория - 5 или более терактов за период в 12 последний месяцев (учитываются также попытки совершения); или кол-во пострадавших должно по оценкам экспертов превышать 500 человек; или размер материального ущерба и ущерба природе должен составить более 50 млн. рублей;

2 категория - присваивается в случаях, когда в течение последнего года на объекте совершено от 1 до 5 терактов; или прогнозируемое количество жертв варьируется в пределах от 50 до 500 человек; или размер материального ущерба и вреда окружающей среде - 2-50 млн. рублей;

3 категория - не выявлено попыток террористических актов; или прогнозируемое кол-во пострадавших - менее 50 человек; или материальный ущерб и вред природе - менее 2 млн. рублей.

Категория опасности объекта обязательно вносится в Паспорт безопасности.

Не будем забывать, что целью сбора и анализа информации и присвоения категории является адекватное потенциальной опасности планирование защиты и реагирования, разработка системы мер, минимализирующих количество жертв и возможный ущерб от теракта. Таким образом объем полученных и обработанных сведений здесь имеет важное значение.

Процедура обработки информации, изучение конструктивной документации, технических характеристик, назначения зданий, сооружений и коммуникаций, анализ текущей защищенности объекта, изучение персонала и подобное решают и такие частные задачи, как выявление потенциально опасных участков объекта и его территории, определение критических элементов системы и объекта, которые позже также напрямую вносятся в Паспорт безопасности.

Результатом этой кропотливой работы становятся решения по выбору сил и средств, а также мероприятия по инженерно-технической и физической защите, пожарной безопасности.

В отличии от объектов ТЭК и транспортной инфраструктуры паспорт безопасности для объектов образования имеет достаточно простую схему согласования. Так документ должен быть согласован в 30-дневный срок со дня его составления всего двумя инстанциями (не считая руководителя комиссии):

  • территориальным органом безопасности;
  • местным отделением Росгвардии или подразделением вневедомственной охраны войск национальной гвардии.

Административное преследование

Нужно иметь ввиду, что плановые проверки на предмет соблюдения требований антитеррористической безопасности на объектах в сфере культуры проводятся раз в год. Это не говоря о том, что введена и законодательно установлена практика и внеплановых проверок. Таким образом, факт отсутствия Паспорта достаточно легко устанавливается. Если в документации были найдены неточности, а на объекте нарушения, то возможно последует только предписание на исправление нарушений в указанный срок, но вот отсутствия категории опасности и Паспорта безопасности, это другое дело.

Законом предусмотрена ответственность в виде штрафов за отсутствие Паспорта безопасности и нарушение требований к антитеррористической защищенности (разумеется, когда ситуация не имеет признаков уголовно деяния). Так, КоАП в статье 20.35 описывает ответственность: для граждан - 3-5 тыс. рублей; на должностных лиц - 30-50 тыс. рублей или отстранение от деятельности на срок до 3 лет; на юр. лиц - от 100 до 500 тыс. рублей.

Если вы владелец клуба, театра или другого бизнеса в сфере культуры, вам нужен паспорт безопасности.

В нем указывается, как охраняется предприятие и какие слабые места, прогнозируются возможные разрушения. Эта информация передается в ФСБ , полицию и Росгвардию.

Я только что оформила паспорт безопасности для своей концертной площадки. В Санкт-Петербурге эта услуга стоит от 40 до 60 тысяч рублей, но я сделала все бесплатно. Расскажу про свой опыт.

Что за паспорт безопасности

В 2015 году появилось Постановление Правительства РФ № 272 об антитеррористической защищенности массовых объектов.

Краткое содержание документа такое: администрация каждого города или района вместе с силовыми структурами составляет список мест массового пребывания людей (ММПЛ ) — это магазины, торговые центры, спортивные клубы, гостиницы и другие объекты. Объект считается местом массового пребывания людей, если вмещает от 50 человек.

Власти совместно с представителями силовых структур осматривают помещения, обращают внимание на уровень охраны и слабые места. Эту информацию фиксируют в специальных паспортах предприятий, а помещениям присваивают категорию опасности. Руководитель бизнеса во всем этом участвует как координатор — показывает помещения и документы.

В собственности помещение или вы его арендуете — значения не имеет.

В 2017 году появился еще один документ на тему антитеррористической защищенности бизнеса — Постановление Правительства РФ № 176. Оно касается только объектов, работающих в сфере культуры: театров, концертных площадок, клубов и других заведений культуры. Если у вас кафе или ресторан с культурной программой в виде концертов, стендап-шоу, театральных постановок — скорее всего, постановление вас тоже касается.

Отличие от постановления № 272 в том, что руководители объектов культуры не ждут уведомлений от администрации, а делают все самостоятельно. Они создают комиссию, вызывают представителей ФСБ и Росгвардии для осмотра помещений, сами составляют паспорт безопасности.

Штрафов за неисполнение постановления пока нет, но некоторые юристы полагают, что нарушение будет подпадать под статью 20.6 КоАП. По ней штраф для юридических лиц составляет до 200 тысяч рублей. Уже сейчас прокуратура может обратиться в суд, и он обяжет руководителя сформировать паспорт в конкретные сроки.

Мне кажется, что даже если штрафов и представлений не будет, оформить паспорт безопасности все равно стоит. В первую очередь именно предприниматели отвечают за безопасность своих сотрудников и гостей.

Все меняется

Сотрудники полиции больше не участвуют в создании паспорта. Для комиссии понадобятся представители только ФСБ и Росгвардии. Вместо Росгвардии можно позвать сотрудников вневедомственной охраны.

Мой опыт

Оказалось, что наш клуб подпадает под оба постановления. Прокуратура посчитала, что наша частная концертная площадка — объект культуры и подпадает под действие постановления № 176. В полиции решили, что площадка — место массового пребывания людей и подпадает под постановление № 272.

Я согласилась и с прокуратурой, и с полицией. Чтобы не запутаться и не наделать ошибок, сначала я выяснила мнение органов местного самоуправления — районной администрации. Именно районная администрация, согласно постановлению № 272, составляет списки мест массового пребывания людей.

Чтобы определить, под какое постановление подпадает наша организация, мы написали в районную администрацию письменный запрос. В нем мы спрашивали, включена ли наша концертная площадка в перечень на получение паспорта безопасности в соответствии с постановлением № 272.

Запрос мы сдали через канцелярию администрации, там же взяли телефон исполнителя, чтобы отслеживать готовность ответа. Через месяц получили ответ, что в официальных списках администрации наша компания не числится.

Это означало, что мы будем формировать паспорт безопасности по постановлению № 176.

Внимательно прочитав постановление и дополнительно проконсультировавшись в администрации, я создала комиссию по обследованию помещений, в которых расположена концертная площадка.

На практике это выглядит так. Руководитель пишет приказ о создании комиссии для исполнения требований постановления № 176. Я включила в комиссию четырех человек: руководителя компании и сотрудников отделений ФСБ , полиции (УМВД ), Росгвардии. Комиссия должна обследовать помещения и присвоить категорию в течение 30 дней.

Если вы собираетесь открыть новое культурное заведение или только строите здание для таких целей, вам надо создать комиссию в течение 30 дней с даты открытия или ввода в эксплуатацию.

Комиссия искала слабые зоны: недостаточно крепкие стены, мало охранников, нет камер видеонаблюдения и так далее. Например, нам было предложено повесить ролеты на одно из окон. В некоторых случаях ролеты могут спасти от желающих входить в окно, а не в дверь.

В наших помещениях осматривали:

Еще комиссия проверила наш договор с охранным предприятием, удостоверения охранников, инструкции, регламенты по охране. Изучили должностные инструкции персонала, в которых прописаны действия на случай ЧП .

После обследования члены комиссии составили и подписали акт о присвоении объекту категории опасности. Дополнительно мы приложили к акту схему помещений и расположения видеокамер. Это секретные документы, показывать их мы не можем.

Постановление не уточняет, надо ли отчитываться о выполнении рекомендаций. Я считаю, что лишним не будет.

После подписания акта я составила паспорт безопасности. Форма документа есть в приложении к постановлению № 176. Когда у меня возникали вопросы по паспорту, я активно спрашивала всех членов комиссии. Мне помогали.

Паспорт включает общую информацию о компании, сотрудниках, посетителях и арендаторах, сведения об опасных участках и критических элементах помещений, их охране и пожарной безопасности. Также в паспорте пишут, какие есть основные угрозы и их возможные последствия.

Срок действия паспорта — 3 года.

Собственник бизнеса следит за актуальностью паспорта. В некоторых случаях в него нужно вносить изменения:

  1. Изменилось назначение объекта: был клуб — стал офис.
  2. Сделали перепланировку или пристроили помещение.
  3. Появились новые входы, окна, веранда.
  4. Поменялись силы и средства для защиты: уменьшили количество охранников или заменили видеокамеры.
  5. Изменение мер по инженерно-технической защите: появились новые электромагнитные замки или ограждения.

Изменения вносят в течение 5 дней. Когда срок действия паспорта истекает, документы не выбрасывают, а еще 5 лет хранят в самом помещении.

Что дальше

Дальше нам предстоит найти среди сотрудников самого исполнительного, обучить его и назначить ответственным за работу по борьбе с терроризмом. В дальнейшем он будет взаимодействовать с полицией, Росгвардией и ФСБ . Эти обязанности возлагают на сотрудника специальным приказом.

Еще постановление № 176 предусматривает проверки. Плановые — один раз в год, проводятся органами местного самоуправления (администрациями). Внеплановые — в любой момент, если появилось основание, например жалоба.

Что делать, если произошло ЧП

Нам всем хочется, чтобы чрезвычайные ситуации обошли нас стороной. Но бывает всякое. Если вдруг стало известно о бомбе или подозрительном предмете, порядок действий такой.

Параллельно на объекте по возможности эвакуируют людей, усиливают контроль и никого не впускают в помещение, дают доступ на объект сотрудникам правоохранительных органов. В такой ситуации им и пригодится паспорт безопасности.

Данные положения описывают ряд процедур, которые необходимы для максимальной антитеррористической безопасности объектов в сфере культуры. К данным мерам относятся вопросы технического оснащения объектов, в том числе с инженерной точки зрения и устойчивости, отнесение объектов к различным категориям, а также надзор исполнения настоящих положений и создание паспорта антитеррора

В данных положениях под территориями подразумеваются строения (здания), комплексно технологически и технически связанные между собой, отдельно стоящие строения с прилегающими территориями, различные системы и помещения, принадлежащие на праве Министерству культуры Российской Федерации, а также его территориальным филиалам, организациям, находящимся в подчинении, а также иные организации:

  • кинотеатры
  • театры
  • концертные залы
  • музеи
  • галереи
  • библиотеки
  • клубы

Руководители культурных организаций и прилегающих к ним территорий и сотрудники, непосредственно руководящие деятельностью иных работников организации, являются ответственными за обеспечение антитеррористической безопасности объектов и территорий.

БЛОГ КОМПАНИИ

Обследование объектов культуры и их территорий

В связи с различной значимостью культурных организаций, таких как клубы, цирки, выставки, библиотеки и т.д., для уровня инфраструктуры и общественной жизни, различается и степень угрозы террористического акта, возможной опасности совершения терроризма. Исходя из этого, для каждой категории культурных объектов должны быть установлены индивидуальные требования к безопасности. Объекты классифицируются с момента их ввода в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик культурных учреждений, влияющих на ранее присвоенный класс. Классификация существует только для ныне действующих объектов культуры.

Степень угрозы совершения теракта рассчитывается на основе статистических данных о совершенных, а также о планируемых, но вовремя предотвращенных терактах, в субъекте РФ, где располагается культурное учреждение, за последние 12 месяцев. Возможный ущерб, включая человеческие жертвы, возможный вред здоровью людей, потенциальный ущерб для природы и материального характера, рассчитывается на основании прогноза о посещении людьми данного культурного учреждения.

Для присвоения классификации объекту, руководитель организации (океанариума, дельфинария, боулинга, бильярд-клуба, зоопарка, кинотеатра, театра) создает специальную комиссию, в чьи обязанности входит: обследование и присвоение класса объекту. Сроки создания комиссии: не более 3х месяцев со дня вступления в силу данных требований – для эксплуатируемых культурных учреждений, не позднее 30 дней после ввода в эксплуатацию культурного учреждения. Комиссия может быть создана на любой срок решением руководителя Кинотеатра, театра, концертного зала, музея и тд, но на срок не более, чем 30 рабочих дней


Терроризм стал реальной угрозой для всех городов РФ. По этой причине в стране активно принимаются защитные меры.

В 2017 году российское Правительство издало нормативный акт, устанавливающий систему требований к антитеррористической охране зданий. Отдельные граждане и организации исполняют обязанности по оформлению и согласованию паспортов безопасности на объекты, которые находятся в их собственности.

Назначение документа

Учреждения культуры, например, театры, филармонии, библиотеки, музеи вызывают интерес у людей. В этих организациях собирается большое количество населения. Именно поэтому они представляют повышенную опасность ввиду высокой вероятности совершения терактов.

Именно в таких местах особенно важно принимать меры охраны для предупреждения трагических событий. С целью защиты населения введен паспорт безопасности в сфере культуры. В нем уполномоченные специалисты формулируют перечень охранных мероприятий.

Требования к объектам

Документы оформляются в 2-х экземплярах. Составлением занимаются специалисты специальной комиссии. Паспорт антитеррористической защищенности объекта культуры подлежит согласованию с органами МВД, Нацгвардии и ФСБ.

С целью обеспечения надлежащего уровня зашиты зданий его собственники могут прибегать к профессиональной помощи частных охранных предприятий. В числе требований, которые предъявляются к общественным помещениям, стоит отметить следующие:

  • Наличие систем видеоконтроля
  • Запрещение открытого доступа к критическим элементам для посторонних лиц
  • Функционирование поста охраны
  • Сохранение записей систем видеонаблюдения в течение периода как минимум 1 месяца

Содержание паспорта

В паспорте безопасности объекта культуры должны быть обязательно отражены сведения:

  • Размерные характеристики и особенности планировки помещений
  • Варианты передачи информации о здании сотрудникам и должностным лицам
  • Перечень опасных зон, которые отличаются наибольшей уязвимостью
  • ФИО граждан, ответственных за охрану зданий
  • Перечень технические мероприятий, разработанных для контроля состояния объекта
  • Материалы изготовления строительных конструкций
  • Детальная схема эвакуации граждан в случае возникновения чрезвычайных ситуаций
  • Дополнительные важные данные, необходимые для сохранения безопасности на всей территории общественного объекта

Санкции за нарушение законодательства

Отсутствие паспорта антитеррора, заполненного в надлежащей форме, влечет за собой юридическую ответственность. Граждане и юридические лица наказываются штрафом. Уполномоченные контролирующие службы могут вынести решение о приостановлении деятельности учреждений культуры на период до 3 месяцев.

Разработка документа

Подготовкой и утверждением паспорта антитеррористической защиты зданий и территорий занимаются специальные комиссии и главы конкретного учреждения культуры. В составе комиссии находятся следующие лица:

  • Руководитель организации, который обладает правом собственности на сооружение. Директор может делегировать свои полномочия заместителю
  • Специалисты, ответственные за обеспечение охраны, техническое и противопожарное состояние здания
  • Представители исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления. Участниками комиссии становятся работники городской администрации
  • Региональные органы безопасности, национальной гвардии и МВД РФ

Создание комиссии происходит не позднее 3-месячного срока с момента вступления в действие требований правительственного постановления. Если объект открывается, то комиссию созывают в течение месяца с даты окончательного ввода здания в общее пользование.

Длительность работы сотрудников комиссии зависит от типа охраняемого объекта культуры. Минимальный период решения вопросов антитеррористической защиты составляет 5 дней, а максимальный – 30 дней

Пересмотр паспорта

Актуализация паспорта происходит не реже 1 раза в 3 года. Необходимость дополнения содержания документа может возникнуть в случае:

  • Корректировки площади объекта культуры
  • Увеличения или уменьшения числа предположительно опасных зон
  • Установки новых охранных средств
  • Выполнения капитального ремонта, налаживания инженерных систем, работ по реконструкции
  • Изменения назначения объекта
  • Дополнения мероприятий по технической защите территории

Процедура обновления паспорта выполняется в течение 5 дней. Документ хранится на протяжении 5 лет.

Функции контролирующих органов

Органы контроля занимаются плановыми и внеплановыми проверками. Плановые исследования проходят с периодичностью 1 раз в год. Их продолжительность не превышает 3 дней.

Читайте также: