Факторы политического участия и политической активности личности кратко

Обновлено: 05.07.2024

Политическая жизнь динамична и изменчива. В ней участвуют люди, социальные группы, властвующие элиты со своими надеждами, ожиданиями, уровнем культуры и образования. Здесь переплетаются и борются интересы различных социально-политических сил.

Содержание политической жизни

– Наука в той мере, в какой политика слита со знаниями, опирается на них.

– Субъекты и объекты политических взаимодействий (личность, группа, класс, государство).

– Отношения социальных субъектов по поводу государственной власти.

– Установки, интересы, цели различных социальных групп и политических институтов.?

– Регулирование и согласование социальных интересов групп, классов, обеспечение целостности общества, разрешение конфликтов.

– Практическая деятельность по реализации желаемых моделей будущего, программ, курсов.

– Участие в делах государства, влияние на власть различных политических сил (партий, граждан, групп давления).

– Деятельность по управлению (политика как искусство возможного).

Политика, как и любая другая сфера общественной жизни, подчиняется определенным правилам, и любой человек в целом вынужден действовать в соответствии с ними. Для описания этого аспекта политических отношений используются понятия роли и статуса.


В зависимости от степени вовлеченности личности в политику можно выделить несколько типов политических ролей.

Типы политических ролей

– Рядовой член общества (не оказывает влияния на политику, но заинтересован в ней).

– Человек, состоящий в общественной организации или движении (косвенно включен в политическую деятельность, если это вытекает из его роли как члена организации).

– Гражданин, состоящий в выборном органе или являющийся активным членом политической организации (целенаправленно и по своей воле включен в политическую жизнь в той мере, в какой она отражается на жизни этой политической организации или органа).

– Профессиональный политик (политическая деятельность является не только главным занятием и источником существования, но и составляет смысл жизни).

– Политический лидер (способен изменить ход политических событий и направленность политических процессов).

В современной науке существует несколько трактовок явления политического лидерства.


Политический лидер есть одновременно и субъект и объект политического процесса.


Политическое лидерство отличается от других форм лидерства лишь тем, что оно имеет место в политической сфере жизни общества.

Особенности политического лидерства

– Политическая деятельность разворачивается в рамках общества, т. е. затрагивает огромное количество людей. Вследствие этого политический лидер практически не может воздействовать на людей непосредственно. Его воздействие осуществляется при помощи СМИ, пропаганды, доверенных лиц.

– В силу власти, которой обладает лидер, и необходимости воздействия на большое количество людей он всегда имеет помощников: аналитиков, экспертов, имиджмейкеров, спичрайтеров (авторов речей), которые помогают ему выстроить тот образ, который предлагается массе.

– Лидер заинтересован в том, чтобы его поддерживало как можно большее количество людей, а потому он стремится расположить к себе разные социальные группы. Поэтому деятельность политического лидера всегда имеет многоролевой характер.

В процессе деятельности политические лидеры выполняют социально значимые функции.


Проявления политического лидерства достаточно разнообразны. Попытки типологизации столь сложного явления обусловлены стремлением прогнозировать вероятностное поведение лидеров на основе тех или иных признаков. Одной из общераспространенных классификаций политических лидеров выступает типология, в основе которой лежит их имидж (англ. image – образ).




Данная классификация в достаточной степени условна, так как в чистом виде такие типы политических лидеров встречаются крайне редко. Чаще всего отдельные качества каждого типа лидерства сочетаются в лидерстве одной личности на различных этапах ее политической карьеры.

Политическое участиедействия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.

Этим понятием характеризуется вовлеченность членов данного общества в политический процесс.

Сущностная основа политического участия состоит во включении индивида в систему властных отношений: непосредственно или опосредованно.

Опосредованное (представительное) политическое участие осуществляется через избранных представителей. Непосредственное (прямое) политическое участие – это воздействие гражданина на власть без посредников. Оно имеет следующие формы: реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы; участие граждан в деятельности политических партий, организаций, движений; прямые действия граждан (участие в митингах, пикетированиях и т. д.); обращения и письма к власти, встречи с политическими деятелями; участие в действиях, связанных с выборами представителей, с передачей им полномочий для принятия решений; деятельность политических лидеров.

Обозначенные формы непосредственного политического участия могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми.

Особенности политического участия индивида

Самоопределение индивида в социально-политическом пространстве относительно многообразных политических структур.

Самооценка собственных качеств, свойств, возможностей как деятельного субъекта политики.

Объем возможного участия определяется политическими правами и свободами.

Виды политического участия

Случайное (разовое) участие – личность лишь периодически принимает или совершает действия, которые имеют политические цели или обладают политическим смыслом.

Профессиональное участие – человек делает политическую деятельность своей профессией.

Политическое развитие личности выступает одним из факторов, влияющих на интенсивность, содержание и стабильность политического участия.

Критерии политического развития личности

– Наличие системы политических ценностей, норм.

– Стабильность политических мотивов.

– Способность к разработке программы политического поведения, адекватной целям и условиям.

– Способность ставить политические цели и добиваться их реализации в политической практике.

– Степень активности участия в политической жизни.

– Способность включить других в политическую деятельность.

– Уважение к другим взглядам и позициям.

– Общий уровень политической культуры.

Применение форм политического участия, их многообразные и многочисленные сочетания, открытие и использование новых во многом зависит от индивида как свободного, активного субъекта политики.

Формы политического участия

– Обращение индивида во властные структуры с целью удовлетворения личных или групповых потребностей.

– Лоббистская деятельность по установлению контактов с политической элитой для оказания влияния на ее решения в пользу группы лиц.

– Направление различных проектов и предложений по принятию нормативных актов и законов в органы власти.

– Политическая активность в качестве члена партии, движения, ориентирующихся на завоевание власти или воздействие на нее.

– Выборы, референдумы (лат. referendum – то, что должно быть сообщено) – волеизъявления всех граждан государства по важному для него вопросу.

Противоположной формой является демонстративное неучастие, политическая апатия и отсутствие интереса к политике – абсентеизм.

Абсентеизм (лат. absens – отсутствующий) – форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти.

В основном абсентеизму привержены граждане, не разделяющие политические ценности большинства своих соотечественников. Они отличаются высокой степенью недоверия к политическим лидерам и институтам. Некоторые из них считают, что неспособны повлиять на власть; другие удовлетворены своим стабильным и благополучным положением и забыли о властных структурах.

Основные типы политической деятельности

Политическое отчуждение – сосредоточение усилий человека на решении проблем личной жизни при их противопоставлении жизни политической. Существует принудительный контакт с властью, государством через систему обязанностей, налогов, податей и т. п.

Политическая пассивность – субъект не реализует свои собственные интересы, а находится под политическим влиянием другой социальной группы.

Политическая активность – стремление и возможность воздействовать на политическую власть или непосредственно использовать ее, реализуя свои интересы.

Политическое участие сегодня не только свидетельствует об устойчивости и развитости демократических институтов, но и представляет ценность как сфера самореализации человека, что находит свое отражение в следующих функциях:

– включение индивида непосредственно или опосредованно в систему властных отношений;

– удовлетворение стремления индивида к участию в различных формах, обеспечивающих его жизнедеятельность и влияющих на процессы индивидуального развития.

Успешное функционирование политической системы, основанной на демократических началах, немыслимо без активного участия граждан в общественно-политической жизни. Эффективность и логика развития политической системы, природа самого общества во многом зависят от степени политической активности граждан, уровня осознания ими своих интересов, их желания и способности реализовать возможности, предоставляемые им различными каналами политического участия.

Образец задания

A1. Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о непосредственном политическом участии граждан?

А. Непосредственное политическое участие граждан проявляется в митингах, демонстрациях.
Б. Непосредственное политическое участие граждан проявляется в обращениях и письмах к представителям власти.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Политическое поведениепредставляет собой совокупность внеш­не наблюдаемых человеческих действий (поступков) в сфере рас­пределения и осуществления власти. Политическое участие это влияниена осуществление и рас­пределение власти. Участвующих в политической жизни называют активными гражданами, не участвующих – пассивными.

Факторы политического поведения:

1) внешняя среда (ситуация в государстве, поведение политических деятелей)

2) потребности индивида или группы, участвующей в деятельности

3) установки, ценности, ориентации, цели субъекта

4) действия и поступки субъекта

5) образующаяся связь между поведением и условиями, его сформировавшими.

Каждый фактор способен оказывать решающее влияние на те или иные формы политического участия людей, в зависимости от временных и пространственных условий их жизни. Но наибольшее значение в науке придается психологическим состояниям личности, например рациональному осознанию своих интересов и завоеванию нового статуса; желанию жизненного успеха и общественного признания; пониманию общественного долга и реализации собственных прав, страху за самосохранение в общественной системе и т.д.

Факторы также разделяют на три группы:

1) объективные (условия, в которых живут граждане, их материальное положение, уровень расслоения в обществе – политические факторы, экономические факторы, социальная напряженность, то есть внешняя среда)

2) субъективные (статус, его профессия, доход)

3) внутриличностные (потребности, мотивы)

Социологические показатели политической активности граждан.

1) интерес к политике,

2) готовность к участию,

Активность,

Включенность,

Рациональность.

Различия в уровне и структуре политического участия существуют даже в рамках одного типа политической сис­темы (англо-американской, по Г. Алмонду). Еще более разитель­ными они оказываются при сопоставлении этого типа с европей­ским континентальным, доиндустриальным и посттоталитарным типами.

Исследование форм. Важным видом политического поведения является протест. В условиях социльно-экономической и по­литической стабильности эти формы политического участия рас­пространены в меньшей степени, чем голосование на выборах и участие в избирательных кампаниях. В условиях кризиса наблюдается резкое повышение удельного веса этих форм (например, в 1968 г. во Франции в разного рода акциях протеста участвовало более 10 млн человек).

Абсентеизм может быть выражением политического протеста и аполитичности (полного отсутствия интереса к по­литике). Электоральная статистика свидетельствует о том, что в среднем около трети населения России не участвует в выборах фе­дерального уровня.

Исследования мотивов: рациональные мотивы (связанные с ожиданием определенного поведения кандидата), эмоциональные мотивы (основанные на ощущениях: симпатии/антипатии, надежде/сомнении и др.).

Исследование электорального поведения.

Опыт электоральных исследований свидетельствует о том, что участие или неучастие в выборах, голосование за тех или иных кандидатов зависят не только от причин социального и культурного порядка. Чаще всего к ним от­носят возраст, образование и доход, гендер.

Возраст: с возрастом увеличивается и степень участия в выборах. Это объясняется не только сохранившейся с советских времен привычкой ходить на всякого рода выборы у среднего и старшего возрастов, но и большей степенью их вовле­ченности в решение проблем повседневной жизни, а также значи­тельной их зависимостью от государства.

Образование: с ростом уровня образования увеличивается степень участия в выборах. По данным опроса ИСПИ, среди людей со средним образованием ориентировались на участие в выборах 39,2% опро­шенных, а среди людей с высшим образованием — 54,9%.

В этом исследовании не зафиксирована взаимосвязь пола и до­хода респондентов с участием их в выборах. Зато установлено наличие связи между обеими этими характеристиками и партийными предпочтениями избирателей (голосованием за пар­тийные списки).

В отличие от политологии, где уровень политической актив­ности субъекта определяется по косвенным данным, социологи­ческие исследования позволяют его замерить. Существует несколь­ко взаимно дополняющих способов измерения уровня политической активности.

Недостатки социологического опроса состоят прежде всего в том, что в данном случае политическая активность изучается по феноменам сознания: готовность участвовать в противоправ­ных действиях вовсе не означает того, что респондент сможет (как субъективно, так и объективно) реализовать эту установ­ку. Кроме того часто политические действия могут быть выз­ваны ситуацией, в которой субъект оказывается не по своей воле и ему приходится действовать, даже не имея предваритель­ной установки и желания поступать определенным образом.

2 - "анализ событий". Суть этого подхода состоит в контент-анализе средств массовой информации и документов с целью сбо­ра информации об интересующем исследователя событии.

3 - методом вклю­ченного наблюдения. Например, для того, чтобы сравнить харак­тер политического поведения различного рода самодеятельных общественно-политических объединений, в некоторых из них ра­ботают наблюдатели, фиксирующие свои впечатления в дневнике наблюдения. В нем отражаются периодичность собраний группы, участие в массовых акциях, характер обсуждения стратегии и тактики, типы лидерства, способ включенности в работу группы и т.п. Наблюдение позволяет зафиксировать и объективные, и субъективные составляющие политической активности, выявить зависимость способа политического поведения группы от ее чис­ленности, организации работы, политических ориентации и дру­гих факторов.

Численность и состав граждан, принимавших участие в различных собраниях, митингах, демонстрациях, акциях протеста и т.д. При отборе показателей социально-политической активности граждан обращают внимание на следующие аспекты: а) Характер мероприятий по направленности (экономический, политически, национальный, религиозный, экологический и т.п.); по соблюдению законности (санкционированный или нет, были ли нарушения закона, общественного порядка). б) Электоральная активность: численность и состав граждан, принимавших участие в выборах различного уровня с указанием о том, состоялись ли выборы или нет. 4. Политическое сознание общества: показатели, отражающие отношение и доверие граждан к политическим институтам, партиям, движениям, политическим документам, решениям, явлениям и процессам, политическим деятелям. Как правило, в их основе лежат материалы социологических исследований.

Политическое участие – это действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в органы власти.

Факторы, влияющие на политическое участие.

  • Определённые свойства гражданина (пол, возраст, образование, профессия, религиозные взгляды, местожительства и т.д.)
  • Личностные характеристики (уровень интеллекта, духовности и т.д.)
  • Политический режим, средства, предоставляемые гражданам для защиты их прав и интересов.
  • Уровень социально-экономического и материального развития общества.
  • Характер политических традиций.
  • Конкретная политическая ситуация.

Виды политического участия.

  • Опосредованное (представительное) – осуществляется через избранных представителей (депутатов, делегатов, членов собраний и т.д.)
  • Непосредственное (прямое) – воздействие граждан на власть без посредников, напрямую.

Формы непосредственного политического участия:

  • обращения и письма граждан к власти;
  • встречи с политическими деятелями;
  • участие граждан в деятельности политических партий, организаций, движений;
  • участие граждан в выборах и референдумах;
  • участие в митингах, пикетированиях, демонстрациях и т.д.

Умения, необходимые для политических действий.

  • Умение ясно и убедительно излагать свои взгляды другим людям;
  • Умение выслушивать и понимать другие точки зрения;
  • Умение разбираться в сути спора;
  • Умение защищать свои убеждения;
  • Умение самостоятельно ориентироваться в политической информации, собирать, систематизировать её и верно оценивать;
  • Организаторские умения, способности правильно распределять поручения, проверять их исполнение.

Дополнительная информация.

Формы политического участия по количеству участвующих:

  • индивидуальные
  • групповые
  • массовые

Виды политического участия.

По степени вовлечённости в политический процесс:

По отношению к закону:

  • легальное (выборы, референдумы, демонстрации, митинги)
  • нелегальное (революция, мятеж, терроризм, экстремистские действия)

По масштабу:

  • местное
  • региональное
  • национальное

По мотивам:

  • автономное (решаются местные вопросы)
  • мобилизационное (решаются общенародные вопросы)

По методам деятельности:

  • конвенциональное (согласованное, соответствующее нормам, традициям)
  • неконвенциональное (нарушающее закон)

Абсентеизм (лат. absens – отсутствующий) — форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти. Абсентеизм – это и форма пассивного протеста, сознательное байкотирование избирателями выборов

Политический протест – это вид негативной реакции индивида (группы) на сложившуюся в обществе политическую ситуацию или конкретное действие отдельных органов государства и политических оппонентов. Как правило, протест возникает там, где действуют неэффективные стратегии и технологии осуществления власти.

Полит участие – это деят-сть граждан с целью влияния на принятие полит решений и их осуществление. Виды: - индивидуальное и коллективное; -добровольное и принудительное; - активное и пассивное; - традиционное и новаторское; - легитимное и нелегитимное. Степень и характер включенности индивида в полит жизнь непосредственно опред-ся значимыми для него факторами участия, которые крайне разнообразны и напрямую связаны с ролями, играемыми индивидами в полит жизни.

В общем понимании факторы политического участия рассматриваются через два его глобальных механизма: принуждение, делавшее упор на действии внешних по отношению к индивиду сил, в том числе на разумность власти и ограниченность необходимых для самостоятельного участия в политике свойств индивида (T. Гoббс), а также интерес, который, наоборот, ориентируется на внутренние структуры действия индивида и сложную структуру личности (A. Смит, Г. Спенсeр).

Сегодня в политической мысли принято различать предпосылки (условия) и факторы (непосредственные причины, обусловливающие действия индивида) политического участия. К первым относятся материальные, политико-правовые, социокультурные и информационные отношения и структуры, создающие наиболее широкую среду для разнообразных проявлений индивидуальной активности.

Формы полит участия: 1) действия людей в политике, служащие ответом на внешнее воздействие; 2) регулярное участие во всякого рода выборах, политических кампаниях; 3) участие в деятельности политических организаций, движений, партий; 4) выполнение политических обязанностей в рамках гоc органов; 5) посещение полит собраний, освоение и передача полит информации, участие в полит дискуссиях; 6) прямое действие - непосредственное влияние на функционирование и изменение политических институтов через такие формы политического участия, как: - митинги; - демонстрации; - забастовки; - голодовки; - кампании неповиновения или бойкот; - освободительные войны и революции;
7) воздействие на ход политических процессов через обращения и письма;
8) встречи с политическими лидерами, представителями государственных и политических организаций и движений.

Социальные группы как субъекты политики. Группы интересов.

Социальные группы как субъекты политики - это классы этнические, территориальные, религиозные и другие группы общества, в результате взаимодействия которых осуществляется политический процесс.

В любом сложно организованном обществе люди всегда отличаются друг от друга как по врожденным, так и по приобретаемым в процессе жизни характеристикам. В той мере, в какой они обладают одинаковыми чертами и свойствами, они образуют группы; различия же между этими группами создают тот уровень общественной дифференциации, который может иметь самые серьезные политические последствия.

Отношения общественного равенства и неравенства, а также права и обязанности групп, вытекающие из занимаемых ими общественн позиций, называются социальн стратификацией. Это понятие характер-ет ту постоян существующую асимметрию в отношениях групп, которая структурирует общество, но всегда является результатом воздействия конкретных социально-экономич и иных общественных отношений в конкретной стране.

Социальные группы участвуют в политической жизни не непосредственно, а способствуя формированию для представительства своих интересов специальных политических институтов.

Группы интересов - это объединения индивидов на основе общих интересов, стремящиеся оказать влияние на полит институты в целях принятия наиболее благоприят и выгодн для себя решений; основа полит сист и информационный канал требований.
Общество - совокупность групп интересов.
Политическийпроцесс - процесс групповой конкуренции за власть
Особенность: не стремятся к власти, но стремятся оказать влияние на политические решения.
Способ: убеждение

Понятие политического конфликта и его основные разновидн.

Полит конфликт - это столкновение, противоборство политическ субъектов, обусловленное противоположн их полит интересов, ценностей и взглядов.

Понятие полит конфликта обозначает борьбу одних субъектов с другими за влияние в системе полит отношений, доступ к принятию общезначимых решений, распоряжение ресурсами, монополию своих интересов и признание их общественно необходимыми, за все, что составл власть и полит господство. 3 осн типа полит конф: 1. Конфл интересов. Конфл такого рода преобл в экономически развитых странах, устойчивых гос-вах, полит нормой здесь явл “торг” по поводу дележа экономическ “пирога” (борьба вокруг размеров налогов, объема социал обеспечения); этот тип конфликта наибол легко поддается урегулир, тк всегда можн найти компромиссн реш. 2. Конфликтыценностей характерны для развивающихся гос-в с неустойч гос строем; они треб больше усилий по урегулир, поскольку компромисс по повод так ценностей, как свобода, равенство, терпимость, труднодостижим. 3. Конфликтыидентификации: характерны для обществ, в кот происходит отождествление субъектом себя с определенн группой (этническ, религиоз, языковой), а не с обществом(гос-вом) в целом; этот тип конфликта возн-ет в услов противоположности рас, этничес или языков-й противоположности.

Читайте также: