Парламентский контроль в зарубежных странах кратко

Обновлено: 28.06.2024

Контроль парламента за деятельностью исполнительной власти и других высших органов государства. Формы такого контроля различны в президентских республиках (а также в дуалистических монархиях) и в парламентарных республиках и монархиях. Однако парламент всегда, будучи высшим органом народного представительства, обладает контрольными функциями.

Контроль парламента может иметь политический характер (например, выражение недоверия министру) и юридический (деятельность созданных парламентом расследовательских комиссий).

Используются следующие формы контроля за деятельностью исполнительной власти, особенно правительства, министров, подчиненных им структур, хотя контроль парламента может осуществляться и в отношении других органов:

1 Запрос – обращение палаты или группы парламентариев по крупной политической проблеме, которое включается в повестку дня заседания палаты. По запросу могут развернуться прения.

2. Дебаты по заранее определенным вопросам и общей политике правительства. Их тему, как правило, предлагает оппозиция, но такие предложения могут исходить и от правительства, стремящегося обеспечить себе поддержку в общественном мнении. Возможно начало дебатов и по предложению определенного числа депутатов (например, 20 в Египте). Дебаты не преследуют цели вынесения решения с оценкой деятельности правительства.

3. Интерпелляция, которая используется только в парламентарных республиках и монархиях, а также в некоторых полупрезидентских республиках. Посвящается политике исполнительной власти по вопросам, представляющим интерес. Она предусматривает постановку какого-либо важного, общественно значимого вопроса на пленарном заседании, за которой следует объяснение министра (главы правительства), обсуждение и принятие решения путем голосования. Неудовлетворительная оценка ответа, выражение недоверия, порицание действий могут повлечь за собой отставку министра либо правительства, или, напротив, последнее может, действуя через главу государства, распустить парламент с назначением даты новых выборов. По сравнению с вопросом подача интерпелляций существенно затруднена. Обычно требуется большое число подписей, установлены жесткие сроки их подачи и обсуждения и т.д.

6. Парламентские слушания. Эта форма активно используется в президентских и полупрезидентских республиках и крайне редко — в парламентарных государствах. Особенно эффективны парламентские слушания в США. Они организуются какой-либо постоянной комиссией парламента и имеют целью привлечь внимание общественности, государственных органов к вопросам большой значимости. На слушания приглашаются представители исполнительной власти, известные общественные деятели, ученые, эксперты, другие лица. Какие-либо обязывающие решения на слушаниях не принимаются.

7. Парламентские расследования (анкетное право). Для этой цели парламент или его палаты создают специальные комиссии (Следственные комиссии и комитеты), которые имеют доступ ко всем документам, включая секретные; все должностные лица и граждане должны являться по вызову этих комиссий и давать показания, отказ грозит обвинением в неуважении к парламенту и наказанием. В Италии, Японии парламентские расследования иногда заканчивались отставкой премьер-министров, а затем и судом. В США в 1974 г. они привели к первой в истории США отставке президента Р.Никсона.

8. Импичмент (США, Великобритания, Япония) по отношению к высшим должностным лицам, когда парламент (нижняя палата) предъявляет обвинение и в порядке квазисудебного процесса верхняя палата решает вопрос об отрешении от должности. В некоторых странах парламент только формулирует обвинение, а дело рассматривает специальный суд. Во Франции для этой цели учреждены Высокий Суд

11. Контроль за делегированием полномочий — контроль за соблюдением пределов и выполнением условий делегации. Принимается большинство депутатов Парламента, делегируется Правительству, Президенту. Такие акты представляются в парламент и иногда подлежат утверждению им в установленный срок (в противном случае они теряют силу).


Парламентский контроль, как предполагающий контроль за действиями правительства со стороны органов законодательной власти, является одной из важнейших функций парламента. Цель данного вида контроля — обеспечение достижения большей эффективности и слаженности в деятельности всех органов власти по реализации государственной политики, минимизация нарушений законов отдельными органами исполнительной власти и их должностными лицами.

За рубежом важность того, что исполнительную власть необходимо контролировать, так как она обладает огромными полномочиями, а, следовательно, возможностями для совершения разного рода злоупотреблений, осознана давно.

Парламентский контроль присущ всем государствам, не зависимо от уровня их развития. Широко он применяется в современных государственных системах стран Западной Европы, США.

В целом институт парламентского контроля является общеправовым элементом, который необходим для любого государства, стремящегося к процветанию и развитию.

Парламентский контроль для многих зарубежных стран представлен, в первую очередь, всесторонне разработанной системой парламентского контроля за бюджетной политикой государства и рядом других сфер государственной деятельности, следовательно, и за деятельностью правительства.

Так, контрольные полномочия палат австрийского парламента по отношению к правительству состоят в том, что Национальный совет и Федеральный совет вправе обращаться с запросами к членам правительства по всем вопросам их деятельности, требовать представления необходимых сведений, давать по любым вопросам, относящимся к сфере исполнительной власти, рекомендации. К формам парламентского контроля можно отнести право Национального совета создавать специальные комитеты для расследования, в том числе в связи с теми или иными решениями правительства или его членов, ежегодные отчеты Счетной палаты Национальному совету, право Национального совета возбудить обвинение против членов федерального правительства в случае нарушения ими законов перед Федеральным конституционным судом. Национальный совет может выразить недоверие не только всему правительству, но и отдельным его членам, что влечет отставку соответственно всего правительства или его отдельных членов.

В палате общин британского парламента создаются специальные комитеты (selected committees), каждый из которых обладает контрольными функциями по отношению к одному из министерств.

В парламентских республиках (ФРГ, Италия) и конституционных монархиях (Великобритания) существует институт ответственности перед парламентом правительства. Выражается это в праве представительного органа формировать правительство и обязанности последнего отчитываться о своей деятельности, а в случае признания его работы неудовлетворительной — уходить в отставку. В иных президентских или полупрезидентских республиках парламенты данных полномочий не имеют либо обладают ими не в полном объеме.

Особое место в системе парламентского контроля занимает бюджетный и финансовый контроль. В большинстве зарубежных европейских стран для повышения эффективности парламентского контроля за исполнением бюджета и расходованием государственных средств создается специализированный коллегиальный орган типа счетной палаты. Так называются органы контроля в Австрии, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Греции, Испании, Италии, Португалии, Румынии, Франции, ФРГ. В Польше подобный орган именуется Верховной контрольной палатой, в Словении — Счетным судом, в Финляндии — Ревизионным ведомством, в США — Бюджетное управление Конгресса, в Италии — Счетная палата, в Великобритании — Национальное контрольное управление. Аналогичный орган создан и в России. Его необходимость очевидна, поскольку депутаты при обсуждении финансовых вопросов особое внимание обращают на финансирование государственных программ, предоставление субвенций и субсидий, налоговых льгот в разрезе либо своего избирательного округа, либо по профилю деятельности комитета (комиссии), членом которого он является. Тем самым ни отдельные депутаты, ни комитеты (комиссии) чаще всего не в состоянии оценить весь бюджет и эффективность его исполнения.

Конституции ряда европейских государств относят счетные палаты к органам парламента, осуществляющим контроль за исполнением бюджета. В их число входят Австрия, Венгрия. В некоторых странах Счетные палаты обладают статусом самостоятельного высшего органа финансового контроля (Болгария, Испания, Польша, ФРГ). Счетные палаты могут быть наделены некоторыми функциями судебных органов. Это имеет место в таких странах, как Греция, Италия, Португалия, Франция, Словения. Характерной особенностью данных органов контроля за исполнением бюджета является их подотчетность парламенту.

В ряде стран аналогичные счетным палатам функции исполняются должностными лицами парламента: аудиторами — в Дании, государственными контролерами — в Латвии, Литве, Эстонии, государственными ревизорами — в Финляндии.

Большую роль выполняют создаваемые при парламентах органы, занимающиеся контролем экономического и технологического развития, а также дающие экспертные оценки в этой сфере деятельности (например, Национальный совет экономики и труда в Италии, Генеральное счетное управление и Управление по оценке технологии в США).

Для разрешения крупных проблем, требующих координации усилий нескольких комитетов, создаются так называемые исследовательские службы парламентов, зачастую расположенные при парламентских библиотеках и имеющие в силу этого в своем распоряжении обширные книжные фонды, периодические издания, исследования. Они располагают значительными средствами и возможностями для проведения самостоятельных исследований наиболее важных проблем экономики, законодательства, государственной службы, проведения экспертных оценок и обеспечения депутатов информацией, поступающей из независимых и достоверных источников. Причем в некоторых странах, например в Великобритании, доступ к этой информации лицам, не работающим в парламенте или правительстве, ограничен.

В России в Аппарате Государственной Думы Федерального Собрания Российской федерации на правах управления создана и эффективно функционирует Парламентская библиотека, которая осуществляет библиотечно-информационное обеспечение законотворческой деятельности, создает библиотечный фонд по вопросам права и парламентаризма, национальную коллекцию официальных документов, готовит библиографические указатели и другие материалы [2]. Инфодосье, подготовленные сотрудниками данной библиотеки, используются при проведении парламентских слушаний и других совещаний в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации — верхней палате российского парламента.

Важное место в структуре парламентского контроля, на наш взгляд, занимают парламентские расследования, в ходе которых происходит установление фактов или событий, проверка деятельности соответствующих органов (лиц), проверка соответствия действий (решений) законодательству, придание публичного характера результатам расследования. Кроме того, для проведения парламентских расследований в некоторых государствах предусмотрена возможность создания независимых от органов исполнительной власти комиссий или комитетов с установленными национальным законодательством полномочиями. Так, их наличие предусмотрено в США, отдельных странах Западной и Восточной Европы.

Считаем, что парламентское расследование, это исключительно эффективное средство современной политики, позволяющее в значительной мере контролировать ход как внутриполитических процессов, так и оказывать влияние на состояние международных дел.

По мнению некоторых аналитиков, потребность в парламентских расследованиях в современных реалиях неуклонно растёт. В качестве основных причин этого называются следующие:

1) необходимость дальнейшей демократизации общества и совершенствования государственно-правового механизма;

2) отсутствие должной координации и взаимодействия при решении разного рода проблем и задач органами различных ветвей власти, приводящих к ситуациям, когда именно проведение парламентского расследования рассматривается как единственный путь их эффективного разрешения силами государственной власти;

3) высокий уровень преступности и коррупции, правового нигилизма в обществе;

4) участившиеся случаи проявления некомпетентности высшими должностными лицами государства, региональными властями и местными органами власти, руководителями крупных градо- и системообразущих предприятий и организаций;

5) рост количества латентных и выявленных фактов совершения злоупотреблений, противоправных деяний, а также случаев нецелевого использования государственных ресурсов и средств, что особенно значимо в условиях финансово-экономического кризиса, и ряд других [3].

Сделать это удастся, на наш взгляд, только в том случае, если удастся его совместить с российскими условиями, с отечественной государственно–правовой теорией и практикой, актуальными задачами, стоящими перед обществом. Только в этом случае речь может идти о создании дееспособного, международно-признанного и понятного общественно-политического механизма.

Основные термины (генерируются автоматически): парламентский контроль, Италия, национальный совет, исполнение бюджета, парламентское расследование, Счетная палата, США, Федеральное Собрание, исполнительная власть, Российская Федерация.

Похожие статьи

Общие принципы парламентского контроля в Российской.

Российская Федерация, парламентский контроль, Федеральное Собрание, Государственная Дума, Центральный банк, Счетная палата, действующее законодательство, Генеральный прокурор, законодательная власть.

Парламентский контроль в субъектах Российской Федерации

Российская Федерация, парламентский контроль, Федеральное Собрание, Государственная Дума, Центральный банк, Счетная палата, действующее законодательство, Генеральный прокурор, законодательная власть.

Место парламента в структуре государственного аппарата

парламентаризм, парламент, Российская Федерация, исполнительная власть, Государственная Дума, государственная власть

Парламентский контроль представляет собой контроль парламента, выступающего в роли органа законодательной власти, за.

Особенности законотворческого процесса в зарубежных странах.

Ключевые слова: исполнительная власть, правительство, парламент, президент, Российская Федерация, Китайская Народная

Структура и порядок организации Парламента Франции. национальное собрание, комиссия, Конституция, III, палата, Сенат, Регламент, председатель.

Структура и порядок организации Парламента Франции

обеих палат молодого российского парламента.

Национальное собрание, Французская Республика, исполнительная власть, Конституция

Ключевые слова: Конституция, президент, Совет Федерации, Федеральное Собрание, полномочия, представители, поправки, закон.

Общественный контроль в Соединенных Штатах Америки

К ним относятся парламентский контроль, контроль законодательного органа региона и контроль представительного органа местного самоуправления.

общественное участие, бюджетный процесс, Российская Федерация, государственная власть, орган власти, орган.

Зарубежный опыт организации государственного финансового.

Счетная палата Российской Федерации — единственный государственный орган финансового контроля на федеральном уровне

государственный финансовый контроль, финансовый контроль, коррупция, счетная палата, Российская Федерация, Счетная палата.

Система государственного финансового контроля в Российской.

Парламентский контроль в субъектах Российской Федерации. Российская Федерация, парламентский контроль, государственная власть субъектов, Мордовия, орган, Якутия

государственный финансовый контроль, Счетная палата, финансовый контроль, Счетная.

Проблемы взаимоотношения законодательной и президентской.

Конституция РФ, Государственная дума, Российская Федерация, Федеральное Собрание, Президент РФ, Совет Федерации, президентская власть, парламентское расследование, Конституционный суд РФ.

Парла́мент (англ. parliament, фр. parlement, от parler — говорить) — общее название высшего представит-ого и законодат-ого органа в гос., где установлено разделение властей. В этом смысле термин парламент употребляется в К Украины, России, Таджикистана. Парламент считается представительным органом. Это его качество вытекает из способа его формирования — путём всеобщих выборов. В современных гос. парламенты, наделены властью принимать законы, в той или иной мере формировать и контролировать исполнительную власть. Классификация парламентов по структуре. Традиционной системой построения зарубежных парламентов был двухпалатность. 2ая, или верхняя, палата была введена, во-первых, для представительства аристократии, и во-вторых, для сдерживания радикализма нижней палаты. Существует мнение, что 2ая палата совершенно необходима как интегральная часть парламента. Многие верхние палаты не знают установленного срока полномочий и обновляются по частям (Сенат США), что определяет их особое положение и дает определенные организац-ные преимущества. В этом случае верхние палаты превращаются в некий символ непрерывности и стабильности власти. На протяжении длительного времени подавляющее большинство парламентов было двухпалатными, однопалатные парламенты составляли исключение (Дания, Люксембург). Однако в настоящее время большинство парламентов однопалатные. Классификация парламентов по объему компетенции. Компетенция - важнейший фактор, который определяет не только правовое положение парламента и его роль в полит. жизни страны, но и его взаимоотношения с другими высшими органами гос. власти. Зарубежный конституционализм знает различные способы определения компетенции парламента, в зависимости от которых эти учреждения можно подразделить на 3 группы. К 1ой группе относятся парламенты с абсолютно определенной компетенцией, для которых К устанавливают точный перечень вопросов, являющихся объектом их законодательной деят-сти. Такие парламенты не имеют права переступать границы своих полномочий, т.к. в противном случае суды отменят принятые ими нормативные акты. Ко 2ой группе относятся парламенты с абсолютно неопределенной компетенцией, т.е. те парламенты, которые юр.располагают неограниченными полномочиями и имеют право издавать законы по любому вопросу. Нет нужды доказывать, что эта доктрина носит умозрительный характер: полномочия парламента всегда ограничены. Тем не менее, эта концепция играет роль конституцион. принципа при определении компетенции парламентов Великобритании и Новой Зеландии. 3ю группу составляют парламенты с относительно определенной компетенцией. Для таких парламентов характерна относительная подвижность границ, в пределах которых они осуществляют свои фун-ии. Наиболее типичным примером в этом отношении является индийский Парламент. Классификация парламентов по соц. составу. Парламенты неоднородны по своему соц. составу. Степень представительства классов и соц. групп в парламентах зависит не столько от их численности, сколько от полит. зрелости и сплоченности этих классов и групп. Многочисленный класс, если он полит. не самоопределился, вообще может не иметь своего представительства в парламенте. В 1ую группу входят соц. однородные парламенты, не имеющие соц.-демократического или коммунистического представительства. 2ую группу составляют парламенты с представительством социал-демократических и коммунистических партий. Чем выше представительство таких партий, тем чаще парламент выступает в поддержку идей государственного регулирования экономики и ограничения крупной собственности.

Парла́мент (англ. parliament, фр. parlement, от parler — говорить) — общее название высшего представит-ого и законодат-ого органа в гос., где установлено разделение властей. В этом смысле термин парламент употребляется в К Украины, России, Таджикистана. Парламент считается представительным органом. Это его качество вытекает из способа его формирования — путём всеобщих выборов. В современных гос. парламенты, наделены властью принимать законы, в той или иной мере формировать и контролировать исполнительную власть. Классификация парламентов по структуре. Традиционной системой построения зарубежных парламентов был двухпалатность. 2ая, или верхняя, палата была введена, во-первых, для представительства аристократии, и во-вторых, для сдерживания радикализма нижней палаты. Существует мнение, что 2ая палата совершенно необходима как интегральная часть парламента. Многие верхние палаты не знают установленного срока полномочий и обновляются по частям (Сенат США), что определяет их особое положение и дает определенные организац-ные преимущества. В этом случае верхние палаты превращаются в некий символ непрерывности и стабильности власти. На протяжении длительного времени подавляющее большинство парламентов было двухпалатными, однопалатные парламенты составляли исключение (Дания, Люксембург). Однако в настоящее время большинство парламентов однопалатные. Классификация парламентов по объему компетенции. Компетенция - важнейший фактор, который определяет не только правовое положение парламента и его роль в полит. жизни страны, но и его взаимоотношения с другими высшими органами гос. власти. Зарубежный конституционализм знает различные способы определения компетенции парламента, в зависимости от которых эти учреждения можно подразделить на 3 группы. К 1ой группе относятся парламенты с абсолютно определенной компетенцией, для которых К устанавливают точный перечень вопросов, являющихся объектом их законодательной деят-сти. Такие парламенты не имеют права переступать границы своих полномочий, т.к. в противном случае суды отменят принятые ими нормативные акты. Ко 2ой группе относятся парламенты с абсолютно неопределенной компетенцией, т.е. те парламенты, которые юр.располагают неограниченными полномочиями и имеют право издавать законы по любому вопросу. Нет нужды доказывать, что эта доктрина носит умозрительный характер: полномочия парламента всегда ограничены. Тем не менее, эта концепция играет роль конституцион. принципа при определении компетенции парламентов Великобритании и Новой Зеландии. 3ю группу составляют парламенты с относительно определенной компетенцией. Для таких парламентов характерна относительная подвижность границ, в пределах которых они осуществляют свои фун-ии. Наиболее типичным примером в этом отношении является индийский Парламент. Классификация парламентов по соц. составу. Парламенты неоднородны по своему соц. составу. Степень представительства классов и соц. групп в парламентах зависит не столько от их численности, сколько от полит. зрелости и сплоченности этих классов и групп. Многочисленный класс, если он полит. не самоопределился, вообще может не иметь своего представительства в парламенте. В 1ую группу входят соц. однородные парламенты, не имеющие соц.-демократического или коммунистического представительства. 2ую группу составляют парламенты с представительством социал-демократических и коммунистических партий. Чем выше представительство таких партий, тем чаще парламент выступает в поддержку идей государственного регулирования экономики и ограничения крупной собственности.

Читайте также: