Парламентский контроль пределы кратко

Обновлено: 06.07.2024

Парламентский контроль – это деятельность, осуществляемая Федеральным Собранием РФ и высшими законодательными (представительными) органами субъектов РФ за соблюдением законности органами исполнительной власти, их должностными лицами и иными лицами с целью последующей оценки их деятельности и возможного применения мер реагирования.

Согласно ФЗ от 7 мая 2013 г. N 77-ФЗ “О парламентском контроле”

Формы парламентского контроля:

1) рассмотрение Государственной Думой вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

2) проведение мероприятий по осуществлению предварительного парламентского контроля, текущего парламентского контроля и последующего парламентского контроля в сфере бюджетных правоотношений;

4) рассмотрение Государственной Думой годовых отчетов Центрального банка Российской Федерации и принятие решений по ним;

5) заслушивание докладов Председателя Центрального банка Российской Федерации о деятельности Центрального банка Российской Федерации при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

6) осуществление в отношении Центрального банка Российской Федерации парламентского контроля в иных формах в соответствии с законом;

7) направление палатами Федерального Собрания Российской Федерации парламентских запросов;

8) депутатский запрос;

10) заслушивание в целях получения информации по вопросам, носящим чрезвычайный характер, Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации, Председателя Центрального банка Российской Федерации, Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, иных должностных лиц;

11) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты Российской Федерации, заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации, аудиторов Счетной палаты Российской Федерации;

12) осуществление палатами Федерального Собрания Российской Федерации взаимодействия со Счетной палатой Российской Федерации ;

13) осуществление Государственной Думой взаимодействия с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации;

14) заслушивание Советом Федерации ежегодных докладов Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению;

15) направление представителей палат Федерального Собрания Российской Федерации в организации, создаваемые Российской Федерацией на основании федеральных законов, и их отзыв из данных организаций;

16) приглашение членов Правительства Российской Федерации и иных должностных лиц на заседания комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации;

17) проведение парламентских слушаний;

18) проведение парламентских расследований.

Акты Федерального Собрания РФ и его палат.

Акты, принимаемые палатами по вопросам, отнесенным к их ведению (ст. 102, 103 Конституции РФ) называются постановлениями.

Постановления принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы или членов Совета Федерации, если иной порядок не предусмотрен Конституцией РФ.

В соответствии с этими конституционными нормами Регламенты устанавливают порядок принятия актов палат.

В Регламентах зафиксированы и другие акты, принимаемые палатами.

Акты Совета Федерации:

Совет Федерации принимает постановления как по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией РФ, так и по вопросам организации своей внутренней деятельности.

По общеполитическим и социально-экономическим вопросам Совет Федерации может выступать с заявлениями, обращениями, принимаемыми в том же порядке, что и постановления палаты.

Постановления Совета Федерации часто посвящены актуальным вопросам жизни страны, в них отмечается недостаточно активная работа Правительства РФ, содержатся обращения к Государственной Думе с призывом принять необходимые законодательные акты и т. д.

Акты Государственной Думы РФ:

Регламент Государственной Думы предусматривает, что палата принимает постановления по следующим вопросам, отнесенным к ее ведению:

• об одобрении проекта закона о поправках к Конституции РФ и принятии федерального закона;

• о даче согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

• о доверии и недоверии Правительству РФ;

• о назначении на должность и освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ;

• о назначении на должность и освобождении от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

• о назначении на должность и об освобождении от должности Уполномоченного по правам человека;

• об объявлении амнистии;

• о выдвижении обвинения против Президента РФ;

• о запросе и направлении представителей в Конституционный Суд РФ;

• о парламентском запросе;

• по другим вопросам своей компетенции.

Государственная Дума вправе также принимать заявления и

обращения, которые оформляются постановлением палаты

Парламентский контроль – это деятельность, осуществляемая Федеральным Собранием РФ и высшими законодательными (представительными) органами субъектов РФ за соблюдением законности органами исполнительной власти, их должностными лицами и иными лицами с целью последующей оценки их деятельности и возможного применения мер реагирования.

Согласно ФЗ от 7 мая 2013 г. N 77-ФЗ “О парламентском контроле”

Формы парламентского контроля:

1) рассмотрение Государственной Думой вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

2) проведение мероприятий по осуществлению предварительного парламентского контроля, текущего парламентского контроля и последующего парламентского контроля в сфере бюджетных правоотношений;

4) рассмотрение Государственной Думой годовых отчетов Центрального банка Российской Федерации и принятие решений по ним;

5) заслушивание докладов Председателя Центрального банка Российской Федерации о деятельности Центрального банка Российской Федерации при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

6) осуществление в отношении Центрального банка Российской Федерации парламентского контроля в иных формах в соответствии с законом;

7) направление палатами Федерального Собрания Российской Федерации парламентских запросов;

8) депутатский запрос;

10) заслушивание в целях получения информации по вопросам, носящим чрезвычайный характер, Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации, Председателя Центрального банка Российской Федерации, Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, иных должностных лиц;

11) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты Российской Федерации, заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации, аудиторов Счетной палаты Российской Федерации;

12) осуществление палатами Федерального Собрания Российской Федерации взаимодействия со Счетной палатой Российской Федерации ;

13) осуществление Государственной Думой взаимодействия с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации;

14) заслушивание Советом Федерации ежегодных докладов Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению;

15) направление представителей палат Федерального Собрания Российской Федерации в организации, создаваемые Российской Федерацией на основании федеральных законов, и их отзыв из данных организаций;

16) приглашение членов Правительства Российской Федерации и иных должностных лиц на заседания комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации;

17) проведение парламентских слушаний;

18) проведение парламентских расследований.

Акты Федерального Собрания РФ и его палат.

Акты, принимаемые палатами по вопросам, отнесенным к их ведению (ст. 102, 103 Конституции РФ) называются постановлениями.

Постановления принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы или членов Совета Федерации, если иной порядок не предусмотрен Конституцией РФ.

В соответствии с этими конституционными нормами Регламенты устанавливают порядок принятия актов палат.

В Регламентах зафиксированы и другие акты, принимаемые палатами.

Акты Совета Федерации:

Совет Федерации принимает постановления как по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией РФ, так и по вопросам организации своей внутренней деятельности.

По общеполитическим и социально-экономическим вопросам Совет Федерации может выступать с заявлениями, обращениями, принимаемыми в том же порядке, что и постановления палаты.

Постановления Совета Федерации часто посвящены актуальным вопросам жизни страны, в них отмечается недостаточно активная работа Правительства РФ, содержатся обращения к Государственной Думе с призывом принять необходимые законодательные акты и т. д.

Акты Государственной Думы РФ:

Регламент Государственной Думы предусматривает, что палата принимает постановления по следующим вопросам, отнесенным к ее ведению:

• об одобрении проекта закона о поправках к Конституции РФ и принятии федерального закона;

• о даче согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

• о доверии и недоверии Правительству РФ;

• о назначении на должность и освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ;

• о назначении на должность и освобождении от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

• о назначении на должность и об освобождении от должности Уполномоченного по правам человека;

• об объявлении амнистии;

• о выдвижении обвинения против Президента РФ;

• о запросе и направлении представителей в Конституционный Суд РФ;

• о парламентском запросе;

• по другим вопросам своей компетенции.

Государственная Дума вправе также принимать заявления и

обращения, которые оформляются постановлением палаты

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.



Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Парламентский контроль представляет собой контроль парламента, выступающего в роли органа законодательной власти, за деятельностью исполнительной власти, в первую очередь, правительства.

Основными целями парламентского контроля являются:

1) обеспечение соблюдения Конституции РФ, исполнения ФКЗ, ФЗ

2) защита гарантированных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина;

3) укрепление законности и правопорядка;

4) выявление ключевых проблем в деятельности государственных органов РФ, повышение эффективности системы государственного управления и привлечение внимания соответствующих государственных органов и должностных лиц к выявленным в ходе осуществления парламентского контроля недостаткам в целях их устранения;

5) противодействие коррупции;

6) изучение практики применения законодательства РФ, выработка рекомендаций, направленных на совершенствование законодательства РФ и повышение эффективности его исполнения.

Парламентский контроль осуществляется на принципах:

2) соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

3) разделения властей;

4) самостоятельности и независимости субъектов парламентского контроля;

Парламентский контроль осуществляется в следующих формах:

1) рассмотрение Государственной Думой вопроса о доверии Правительству РФ;

2) проведение палатами Федерального Собрания РФ, комитетами палат Федерального Собрания РФ, Счетной палатой РФ мероприятий по осуществлению предварительного парламентского контроля, текущего парламентского контроля и последующего парламентского контроля в сфере бюджетных правоотношений;

4) рассмотрение Государственной Думой годовых отчетов Центрального банка РФ и принятие решений по ним;

5) заслушивание докладов Председателя Центрального банка РФ о деятельности Центрального банка РФ при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

6) осуществление в отношении Центрального банка РФ парламентского контроля в иных формах в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)";

7) направление палатами Федерального Собрания РФ парламентских запросов;

8) направление членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы запросов членов Совета Федерации, запросов депутатов Государственной Думы (далее - депутатский запрос);

10) заслушивание в целях получения информации по вопросам, носящим чрезвычайный характер, Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ, Генерального прокурора РФ, Председателя Центрального банка РФ, Председателя Центральной избирательной комиссии РФ, иных должностных лиц;

11) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты РФ, заместителя Председателя Счетной палаты РФ, аудиторов Счетной палаты РФ;

12) осуществление палатами Федерального Собрания РФ взаимодействия со Счетной палатой РФ в случаях и формах, предусмотренных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ "О Счетной палате РФ";

13) осуществление Государственной Думой взаимодействия с Уполномоченным по правам человека в РФ;

14) заслушивание Советом Федерации ежегодных докладов Генерального прокурора РФ о состоянии законности и правопорядка в РФ и о проделанной работе по их укреплению;

15) направление представителей палат Федерального Собрания РФ в организации, создаваемые Российской Федерацией на основании федеральных законов, и их отзыв из данных организаций;

16) приглашение членов Правительства РФ и иных должностных лиц на заседания комитетов и комиссий палат Федерального Собрания РФ;

17) проведение парламентских слушаний;

18) проведение парламентских расследований.

Мероприятия по осуществлению парламентского контроля могут быть постоянными и разовыми.

Мероприятия по осуществлению постоянного парламентского контроля могут включаться в план мероприятий палат Федерального Собрания РФ по письменным предложениям фракций в Государственной Думе, комитетов и комиссии палат Федерального Собрания РФ, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы.

Общее руководство организацией и проведением мероприятий по осуществлению постоянного парламентского контроля осуществляют председатели палат Федеральною Собрания РФ и их заместители в порядке, установленном регламентами палат Федерального Собрания РФ.

Важным правом и полномочием парламента является контроль парламентов над деятельностью правительства.

Есть различные формы парламентского контроля. Эти формы в ряде случаев предусмотрены законом. Иной раз они закреплены конституцией или специальным законом. В некоторых случаях они традиционно сложились и могут быть даже не закреплены нормативным актом. Таких форм достаточно много, и конституционная практика знает следующие:

Во-первых, обсуждение основных направлений деятельности правительства (обычно – на первой сессии после его избрания или ежегодно на первой сессии после парламентских каникул).

Вторая форма контроля – контроль посредством парламентских комиссий и комитетов.

Третья форма – это специальные парламентские запросы или вопросы.

Четвертая форма называется интерпелляция.

Кроме этого, называют еще пятую форму, правда она встречается реже, – это контрольные полномочия, которые осуществляют специальные должностные лица: ревизоры, контролеры, омбудсманы и т.д.

Следующая форма контроля (шестая) – право на объявления вотума доверия или вотума недоверия при помощи резолюции порицания. Остановимся на этих формах парламентского контроля.

Наиболее распространенной, почти повседневной, и часто встречающейся формой контроля парламента за деятельностью правительства являются запросы депутатов. Запросы могут быть адресованы отдельным министрам, премьер-министру, иногда – правительству в целом. Порядок внесения этих запросов, порядок ответа на них, как правило, закрепляются в регламентах палат. Запросы бывают двух видов – письменные и устные. Устный запрос – это устное обращение члена парламента к какому-то конкретному министру или другому должностному лицу. Этот запрос фиксируется специальными служащими (клерками и т.д.) парламента. Если конкретного должностного лица, к которому обращен запрос, нет на заседании, то специальные клерки сразу после оглашения направляют такой запрос министру или его заместителю. Чаще всего в большинстве парламентов предусмотрен специальный час запросов, во время которых практически весь кабинет приходит и ждет вопросов, которые им задаются. Если должностное лицо получив вопрос, может на него ответить, то оно дает ответ сразу. В некоторых случаях, если ответ требует подготовки, должностное лицо требует времени для подготовки (обычно это 2-3 дня или до следующего специального дня запросов).

По советским традициям, было принято обозначать формы работы советов – представительных учреждений, которые работали в те времена. К числу этих форм относились сессия, деятельность постоянных и временных комиссий, деятельность исполкомов и аналогичных органов, создаваемых советами, а также деятельность депутата в своем избирательном округе.

Западная практика и теория не конструировала такой перечень форм работы представительных учреждений (на наш взгляд, вполне справедливо); западными учеными отмечалось, что указанная деятельность – это не формы работы всего совета, а формы работы депутата. Почему у нас был такой подход – трудно сказать. Видимо, чтобы лучше подчеркнуть народность, массовость и другие "хорошие свойства" советов. Это иллюстрировало тезис о том, что совет работает всегда.




Перечисленные формы – это проявление деятельности депутатов. А вот совет или парламент, или иной представительный орган осуществляют полноту своих полномочий только на сессии. Поэтому, говоря о порядке работы или о порядке деятельности зарубежных парламентов, мы подчеркиваем, что парламенты осуществляют свои полномочия на сессиях.

Важным правом и полномочием парламента является контроль парламентов над деятельностью правительства.

Есть различные формы парламентского контроля. Эти формы в ряде случаев предусмотрены законом. Иной раз они закреплены конституцией или специальным законом. В некоторых случаях они традиционно сложились и могут быть даже не закреплены нормативным актом. Таких форм достаточно много, и конституционная практика знает следующие:

Во-первых, обсуждение основных направлений деятельности правительства (обычно – на первой сессии после его избрания или ежегодно на первой сессии после парламентских каникул).

Вторая форма контроля – контроль посредством парламентских комиссий и комитетов.

Третья форма – это специальные парламентские запросы или вопросы.

Четвертая форма называется интерпелляция.

Кроме этого, называют еще пятую форму, правда она встречается реже, – это контрольные полномочия, которые осуществляют специальные должностные лица: ревизоры, контролеры, омбудсманы и т.д.

Следующая форма контроля (шестая) – право на объявления вотума доверия или вотума недоверия при помощи резолюции порицания. Остановимся на этих формах парламентского контроля.

Наиболее распространенной, почти повседневной, и часто встречающейся формой контроля парламента за деятельностью правительства являются запросы депутатов. Запросы могут быть адресованы отдельным министрам, премьер-министру, иногда – правительству в целом. Порядок внесения этих запросов, порядок ответа на них, как правило, закрепляются в регламентах палат. Запросы бывают двух видов – письменные и устные. Устный запрос – это устное обращение члена парламента к какому-то конкретному министру или другому должностному лицу. Этот запрос фиксируется специальными служащими (клерками и т.д.) парламента. Если конкретного должностного лица, к которому обращен запрос, нет на заседании, то специальные клерки сразу после оглашения направляют такой запрос министру или его заместителю. Чаще всего в большинстве парламентов предусмотрен специальный час запросов, во время которых практически весь кабинет приходит и ждет вопросов, которые им задаются. Если должностное лицо получив вопрос, может на него ответить, то оно дает ответ сразу. В некоторых случаях, если ответ требует подготовки, должностное лицо требует времени для подготовки (обычно это 2-3 дня или до следующего специального дня запросов).

По советским традициям, было принято обозначать формы работы советов – представительных учреждений, которые работали в те времена. К числу этих форм относились сессия, деятельность постоянных и временных комиссий, деятельность исполкомов и аналогичных органов, создаваемых советами, а также деятельность депутата в своем избирательном округе.

Западная практика и теория не конструировала такой перечень форм работы представительных учреждений (на наш взгляд, вполне справедливо); западными учеными отмечалось, что указанная деятельность – это не формы работы всего совета, а формы работы депутата. Почему у нас был такой подход – трудно сказать. Видимо, чтобы лучше подчеркнуть народность, массовость и другие "хорошие свойства" советов. Это иллюстрировало тезис о том, что совет работает всегда.

Перечисленные формы – это проявление деятельности депутатов. А вот совет или парламент, или иной представительный орган осуществляют полноту своих полномочий только на сессии. Поэтому, говоря о порядке работы или о порядке деятельности зарубежных парламентов, мы подчеркиваем, что парламенты осуществляют свои полномочия на сессиях.

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 77-ФЗ
"О парламентском контроле"

С изменениями и дополнениями от:

4 ноября 2014 г., 14 декабря 2015 г., 9 марта 2016 г., 28 марта 2017 г., 3 августа 2018 г., 2 июля 2021 г.

Принят Государственной Думой 23 апреля 2013 года

Одобрен Советом Федерации 27 апреля 2013 года

ГАРАНТ:

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль
7 мая 2013 г.
N 77-ФЗ

Принят Закон о парламентском контроле.

Его проводят Совет Федерации и Госдума РФ, их комитеты и комиссии, члены и депутаты, Счетная палата РФ. Субъектом контроля также является парламентская комиссия по расследованию соответствующих фактов и обстоятельств.

Среди целей контроля - обеспечивать соблюдение Конституции и законов страны, противодействовать коррупции, выявлять ключевые проблемы в деятельности госорганов. Кроме того, изучается практика применения законодательства России, вырабатываются рекомендации по его совершенствованию.

Перечислены формы парламентского контроля. Так, Госдума рассматривает вопрос о доверии Правительству РФ, заслушивает его ежегодные отчеты и доклады Председателя ЦБ РФ о деятельности Банка России. Проводятся парламентские слушания и расследования. Направляются депутатские запросы. Представители ФС РФ могут привлекаться к работе правительственной комиссии по расследованию причин возникновения ЧС и ликвидации их последствий.

Государственный и местный органы, организация или соответствующие должностные лица обязаны рассмотреть предложения палаты ФС РФ, подготовленные по итогам проведения парламентского контроля, и в определенный срок уведомить ее о принятых мерах.

Правительство РФ должно ежеквартально информировать парламент страны о ходе разработки и предполагаемых сроках принятия нормативных правовых актов, предусмотренных федеральными законами.

Парламентский контроль осуществляется гласно. Информация о нем должна быть открытой для общества и СМИ, в т. ч. через Интернет.

Общее руководство организацией и проведением парламентского контроля возлагается на председателей палат ФС РФ и их заместителей.

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 77-ФЗ "О парламентском контроле"

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 8 мая 2013 г., в "Российской газете" от 14 мая 2013 г. N 100, в Собрании законодательства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 19 ст. 2304

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 352-ФЗ

Изменения вступают в силу с 2 июля 2021 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 28 марта 2017 г. N 47-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 марта 2016 г. N 52-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. N 369-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 330-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Читайте также: