Парламент фрг кратко о главном

Обновлено: 17.05.2024

Ходят слухи, что при построении концепции управления ФРГ создатели думали о предотвращении сценария начала прошлого века, когда к власти вполне демократическим путём пришли нацисты. Поэтому в политической системе Германии разобраться непросто. Ничего общего с “вертикалью власти”.

Годом основания ФРГ считается 24 мая 1949. Но реально теперешняя Германия возникла 3 октября 1990, когда ГДР вошла в состав ФРГ. Дата является государственным праздником Днём Германского Единства.

Концепция государственной власти в ФРГ

Кратко: Германия - демократическое федеративное государство. Демократичность основывается на партийных выборах. Немцы голосуют за партии, которые отправляют депутатов в немецкий парламент - Бундестаг. А федеративность определяется концепцией федеральных земель - 13 “областей” и 3 “свободных городов”, которые имеют собственные органы управления и механизмы общения с центральным правительством.

Народ выбирает партии, представители которых попадают в Бундестаг. Депутаты выбирают канцлера - главное лицо государства, определяющего внешнюю и внутреннюю политику. Канцлер назначает министров в правительство.

Распределение власти между федеральным центром и землями осуществляется согласно Основному Закону - Grundgesetz - аналог Конституции. За соблюдением Закона следит Конституционный суд - Bundesverfassungsgericht.

Земли отправляют собственных представителей в центральный орган защиты своих интересов на уровне государства - Совет Федераций - Bundesrat. Бундесрат участвует в принятии законов, как совещательный орган.

Депутаты Бундестага и заседатели Бундесрата выбирают Федерального Президента - лицо не обладающее реальной властью и исполняющие представительские функции.

Демократия в Германии

ФРГ - демократическое государство. По определению из Википедии:

политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса.

Немецкая демократия реализуется через выборы представителей в органы власти - начиная с местного начальства в каждом городке и заканчивая Парламентом.

Немецкие муниципалитеты

Все немецкие населённые пункты обладают избираемыми органами самоуправления. Название зависит от местных традиций и территориального деления.

  • Gemeinde или Kommune - община, небольшие города, деревни.
  • Stadt - город целиком.
  • Landkreis - район, регион - несколько городков под единым управлением.
  • Verwaltungsbezirk, Stadtbezirk, Stadtteil, Ortsteil - районы внутри больших городов.

Муниципалитет проводит выборы в региональный парламент и главного начальника - бургомистра - Bürgermeister. Конкретная структура определяется законами внутри федеральных земель, поэтому названиях должностей и частей самоуправления различаются.

Но принцип общий - через определённые промежутки времени проводятся выборы, избирается бургомистр и местные заседатели в районный совещательный и законодательный орган. Путём голосования по предложенным начальником кандидатурам местные депутаты назначают исполнителей на ключевые посты.

Немецкие федеральные земли

Следующий уровень - земельные структуры власти. На уровне каждой из 16 земель бюргеры голосуют за депутатов в федеральный парламент - Landesparlament.

  • Landtag - в 13 землях.
  • Bürgerschaft - в городах-государствах Бремене и Гамбурге
  • Abgeordnetenhaus - в Берлине

Выборы проходят раз в 4-5 лет. Депутаты избирают земельного начальника - Ministerpräsident. В свободных городах название должности другое, смысл такой же.

Каждая федеральная земля имеет собственные органы управления, министров по сферам деятельности, назначаемые министр-президентом и ландтагом. Формируется отдельный независимый от центра бюджет.

Федерация обладает Конституций. Законы земель часто “перебивают” федеральные.

Поэтому сложно отвечать на вопросы типа “а как в Германии…” или “есть ли у немцев такой закон…”. Везде всё по-разному.

Например, на федеральном уровне в Германии смертной казни нет, а вот в земле Гессен казнят и сейчас. Референдумы в ФРГ не проводятся, а в отдельно взятой Баварии - пожалуйста.

Но всё же компетенции земель ограничены определёнными областями:

  • образование
  • культура
  • задачи полиции
  • наказания, штрафы

В остальном федерация подчиняется центру.

Контроль за деятельностью земельной власти осуществляет Landesverfassungsgericht - Конституционный суд земли.

Немецкий Совет Федераций - Бундесрат

Земли отправляют в центр представителей - заседателей в федеральный совет. Задача Бундесрата - участвовать в принятии законов Германии и защищать интересы отдельных регионов. Выбираются делегаты по-разному, часто просто назначаются.

Общее количество представителей распределяется неравномерно. Минимум отправляется 3 делегата, дальше зависит от числа жителей.

По факту это нижняя палата парламента, без которой нельзя менять законы. Получается интересная ситуация - партийное большинство в главном Парламенте не означает абсолютную власть. В землях выборы проходят отдельно и там избирается собственная конфигурация партийных представителей.

Так достигается автономия федераций. Если столица примет закон, ущемляющий права или суверенитет земель, Бундесрат не одобрит инициативу и изменения не вступят в силу.

Совет Федераций контролирует законодательные нововведения, относящиеся к:

  • изменению Конституции - требуется одобрение минимум ⅔ представителей
  • налоговым и финансовым вопросам
  • реформам организационной или правительственной структуры земель

Парламент Германии - Бундестаг

Выборы в государственный немецкий парламент - самая важная ступень демократии в Германии. Дальше народ к определению властных структур уже не допускается.

Избираются депутаты раз в 4 года. Следующие выборы пройдут не позднее 24 октября 2021.

Немцы голосуют на выборах за партии. По итогам всенародного голосования места распределяются пропорционально числу набранных голосов. Плюс часть политиков идёт отдельным списком на региональном уровне. Если человека избрали по прямому голосованию, партийное место не пропадает, а занимается следующим в рейтинге партии кандидатом.

Поэтому невозможно сказать до выборов, сколько депутатов войдёт в парламент. На сегодня в Бундестаге заседает 709 человек - мировой рекорд!

  • принятие законов, изменение Основного Закона - Конституции
  • подтверждение договоров с другими странами и международными организациями
  • формирование федерального бюджета
  • выбор Бундесканцлера и участие в назначении Бундеспрезидента
  • парламентский контроль за исполнительной властью и действиями правительства

Главнейшая задача - выражение воли немецкого народа и информирование бюргеров о реформах и других изменениях в политике.

Контролируется германский парламент Федеральным Конституционным Судом.

Здание Рейхстага в Берлине

Здание Рейхстага на площади Республика в Берлине - надпись 'Немецкому народу'

По итогам выборов в немецком парламенте идут длительные переговоры по формированию большинства - коалиции, которая будет одинаково голосовать по основным политическим вопросам.

Если ни одна партия не набрала свыше 50%, большинство составляется из двух и более. Начинается долгий торг, занимающий несколько месяцев. Во время переговоров о формировании коалиции никаких существенных вопросов правительство Германии решать не может.

Бундесканцлер

Итогом переговоров является прежде всего утверждение кандидатуры Бундесканцлера - главного человека в стране. Как вы знаете, начиная с ноября 2005 бессменный канцлер ФРГ - Ангела Доротея Меркель.

Рекорд пребывания в должности принадлежит Гельмуту Колю - более 16 лет или 5870 дней или 5 легислатурных периодов.

Канцлер назначает, с формального одобрения президента, министров в правительство. Места в правительстве и являются основной разменной монетой при формировании большинства.

Количество министров, кандидатов и направление деятельности канцлер определяет самостоятельно. Но указывать какие решения принимать правительству глава государства права не имеет. Всё решается в ходе совещаний - вносится предложение, министерство обсуждает вопрос и предлагает решение. Дальше Бундестаг работает над изменением законов и далее по цепочке.

Канцлеры Германии
Имя Срок
Конрад Аденауэр 15.09.1949 - 16.10.1963
Людвиг Эрхард 16.10.1963 - 01.12.1966
Курт Георг Кизингер 01.12.1966 - 21.10.1969
Вилли Брандт 21.10.1969 - 07.05.1974
Гельмут Шмидт 16.05.1974 - 01.10.1982
Гельмут Коль 01.10.1982 - 27.10.1998
Герхард Шрёдер 27.10.1998 - 22.11.2005
Ангела Меркель 22.11.2005 - и сейчас

Бундеспрезидент

На должность президента Германии избирается путём совместного голосования делегатов Бундесрата и депутатов Бундестага - Федеральное Собрание - Bundesversammlung.

Обычно должность занимает заслуженный политик с выдающейся репутацией, который в основном занимается представительством страны в международной сфере.

Важнейшая функция президента - предложить свежеизбранному парламенту кандидатуры канцлеров. Как правило, круг лиц известен до выборов и ограничивается главами партий.

Если предложение президента не принимается в течение двух недель с момента формирования коалиции, Бундестаг вправе самостоятельно избрать канцлера и без помощи президента.

Также президент одобряет кандидатуры федеральных министров, предложенных канцлером. Например, производит проверку наличия немецкого гражданства.

Как правило, канцлер и президент в Германии живут дружно и не допускают особых разногласий. По традиции, при малейшем намёке на несогласие с действиями правительства Бундеспрезидент сам подаёт в отставку.

Германия – это демократическое государство, в политической жизни которого парламент играет ключевую роль. Он называется Бундестаг. Немецкий парламент не только принимает законы, но и выбирает фактического главу страны – канцлера.

Бундестаг: как избирается и для чего нужен

Бундестаг – это парламент Германии. Он избирается гражданами страны в ходе прямого тайного голосования. Бундестаг принимает законы, выбирает канцлера, а также осуществляет контроль за работой правительства.

Срок его полномочий – четыре года. Бундестаг может быть распущен в двух случаях:

  • если депутаты не могут избрать канцлера в течение 21 суток;
  • при потере канцлером поддержки большинства депутатов.

Досрочное роспуск немецкого парламента – это исключительное событие, которое в Германии случается крайне редко.

Парламенты разных созывов отличаются количеством депутатов. Сейчас их 631, а, например, в 1998 году было – 669. Причина этому – особенности немецкой избирательной системы. Граждане Германии голосуют сразу в двух бюллетенях. В одном из них они выбирают депутатов по мажоритарному списку, а в другом – по партийному. Проходной барьер для партий составляет 5%.

Можно добавить, что подобная система делает практически невозможной победу на выборах одной партии. Как правило, парламентское большинство в Бундестаге создают коалиции нескольких политических сил.

Работа над законами начинается в многочисленных комитетах. Затем они выносятся в сессионный зал, где проходят три слушания. Для положительного решения достаточно простого большинства голосов. Руководит немецким парламентом председатель Бундестага, у него есть заместители, которые выбираются от каждой из фракций. Есть даже парламентская полиция, следящая за порядком в зале. Однако работы у нее немного – немецкие депутаты, как правило, ведут себя прилично.

В Бундестаге есть специальный комитет по петициям, в который может обратиться любой гражданин Германии.

Из истории немецкого парламентаризма

Первый общегерманский парламент появился сразу после образования Германской империи – в 1871 году. Он назывался рейхстаг. Его 384 депутат выбирались по мажоритарной системе. После крушения монархии полномочия парламента Германии были значительно расширены. В число его функций вошло формирование бюджета, контроль за исполнительной властью, избрание канцлера. В парламент Веймарской республики депутаты избирались по партийным спискам. Тогда же избирательное право впервые получили женщины.

После прихода к власти нацистов был издан декрет, позволяющий правительству принимать законодательные акты без участия рейхстага. Его последнее заседание прошло в 1942 году.

Современное немецкое государство фактически появилось в 1949 году. Была принята конституция страны, в которой были прописаны функции и полномочия всех ветвей власти. Основатели ФРГ постарались учесть ошибки прошлых исторических периодов. Поэтому Бундестаг – это главный государственный орган в Германии, и именно он определяет внутреннюю и внешнюю политику страны.

Первые парламентские выборы прошли в 1949 году. До объединения страны Бундестаг заседал в Бонне, в 1999 году он переехал в историческое здание рейхстага. После образования единого германского государства количество депутатов Бундестага значительно выросло.

Бундесрат: для чего он нужен?

Германия – федеративное государство, в состав которого входит 16 земель. Бундесрат – это их представительский орган. Он не является выборным и состоит из членов региональных правительств. При этом они продолжают выполнять свои функции и на местном уровне, фактически совмещая две должности. Депутаты Бундесрата не получают заработную плату, бюджет компенсирует им только служебные расходы.

Число представителей зависит от численности населения федеральной земли. Население в 2 млн человек дает региону право на 2 голоса, 6 млн – на 5 голосов, 7 млн – на 6 голосов.

Назначают и отзывают членов Бундесрата региональные правительства, данный орган является постоянным и не может быть распущен. Обновление его состава происходит в результате местных выборов, в результате которых к власти приходят новые правительства земель. Бундесрат не имеет срока полномочий.

В этом представительском органе нет фракций, хотя члены одной и той партии обычно голосуют согласовано. Формальным главой органа является его председатель, он избирается на один год. В составе Бундесрата работают 16 комитетов.

Полномочия и функции Бундесрата весьма широки. Он участвует в законодательной деятельности – практически половина всех немецких законов одобряется Бундесратом, иначе они не могут вступить в силу. Если закон касается бюджетной политики, налогов, границ территорий, вопросов функционирования местной власти, он не может быть принят без одобрения региональных представителей.

Еще одной функцией Бундесрата является участие в европейских делах. Для этого формируется специальный Европейский комитет.

Задействован орган и в работе исполнительной власти – например, многие решения правительства должны утверждаться в Бундесрате. Можно сказать, что этот представительский орган является ключевым элементом федерализма Германии.

Согласно немецкой конституции, Бундесрат может быть единственным законодательным органом страны, если в этот момент Бундестаг распущен.

Парламент Федеративной Республики Германии представляет собой двухпалатную систему:

1. верхняя палата – Бундесрат;

2. нижняя палата – Бундестаг.

Бундестаг формируется из представителей граждан всех уровней, проживающих на территории Германии. Бундестаг (672 депутата в 1999 г.) избирается на 4 года путем всеобщих, прямых, равных, свободных выборов при тайном голосовании. Его депутаты имеют свободный мандат. Им запрещено совмещать свою деятельность. Депутаты обладают иммунитетом. Иммунитет депутата ограничен. Предусмотрено денежное вознаграждение депутата.

Руководит председатель, ему помогают избранные палатой заместители. Председатель и заместители образуют президиум палаты. Секретари Бундестага ведают организационными вопросами, связанными с делопроизводством.

В Бундестаге создаются партийные фракции. Их руководство участвует в формировании органов Бундестага, в том числе в создании специализированных постоянных комитетов и определении их председателей. Председатель палаты, его заместитель, а также 23 представителя фракций пропорционально их численности образуют совет старейшин. В необходимых случаях создаются различные временные комиссии – следственные, ревизионные и др.

К полномочиям Бундестага относятся:

1. избрание федерального Канцлера;

2. избирание федерального президента, федеральных судей;

3. избирание уполномоченного по делам обороны.

Бундесрат является представительством всех субъектов Федеративной Республики. Бундесрат формируется из членов Правительств федеральных земель Германии.

Бундесрат (68 членов) является представительством земель, его члены назначаются правительствами земель и отзываются ими. Срока полномочий Конституция не устанавливает. Он имеет переменный членский состав. В Бундесрате создаются руководящие и вспомогательные органы. Председатель Бундесрата переизбирается ежегодно.

К полномочиям Бундесрата относятся:

1. избрание федерального Президента, главы государства;

2. принятие законов, внесение изменений и поправок в действующее законодательство;

3. надзор и контроль над деятельностью нижестоящих организаций и их законной деятельностью.

Парламент Федеративной Республики Германии представляет собой двухпалатную систему:

1. верхняя палата – Бундесрат;

2. нижняя палата – Бундестаг.

Бундестаг формируется из представителей граждан всех уровней, проживающих на территории Германии. Бундестаг (672 депутата в 1999 г.) избирается на 4 года путем всеобщих, прямых, равных, свободных выборов при тайном голосовании. Его депутаты имеют свободный мандат. Им запрещено совмещать свою деятельность. Депутаты обладают иммунитетом. Иммунитет депутата ограничен. Предусмотрено денежное вознаграждение депутата.

Руководит председатель, ему помогают избранные палатой заместители. Председатель и заместители образуют президиум палаты. Секретари Бундестага ведают организационными вопросами, связанными с делопроизводством.

В Бундестаге создаются партийные фракции. Их руководство участвует в формировании органов Бундестага, в том числе в создании специализированных постоянных комитетов и определении их председателей. Председатель палаты, его заместитель, а также 23 представителя фракций пропорционально их численности образуют совет старейшин. В необходимых случаях создаются различные временные комиссии – следственные, ревизионные и др.

К полномочиям Бундестага относятся:

1. избрание федерального Канцлера;

2. избирание федерального президента, федеральных судей;

3. избирание уполномоченного по делам обороны.

Бундесрат является представительством всех субъектов Федеративной Республики. Бундесрат формируется из членов Правительств федеральных земель Германии.

Бундесрат (68 членов) является представительством земель, его члены назначаются правительствами земель и отзываются ими. Срока полномочий Конституция не устанавливает. Он имеет переменный членский состав. В Бундесрате создаются руководящие и вспомогательные органы. Председатель Бундесрата переизбирается ежегодно.

К полномочиям Бундесрата относятся:

1. избрание федерального Президента, главы государства;

2. принятие законов, внесение изменений и поправок в действующее законодательство;

3. надзор и контроль над деятельностью нижестоящих организаций и их законной деятельностью.

Reichstag Plenarsaal des Bundestags.jpg

Бундеста́г [1] (нем. Bundestag — федеральное собрание, от Bund (союз, федерация) и Tag, Tagung (собрание, заседание)) — орган народного представительства Федеративной Республики Германия.

Содержание

История

Германская империя (1871—1918)

После образования Германской империи согласно имперской конституции был учреждён общегерманский парламент — рейхстаг.

Имперский рейхстаг состоял из 384 депутатов (после 1874 года — из 397), избираемых на три года (с 1888 года — на 5 лет) на основе всеобщего, равного, тайного голосования. Распределение мест осуществлялось согласно мажоритарной избирательной системе. Правом голоса обладали все граждане мужского пола, достигшие возраста 25 лет. Основная борьба за места в рейхстаге разворачивалась между пятью наиболее популярными партиями, к которым относились национал-либеральная, лево-либеральная, консервативная, центристская и социал-демократическая.

С 1894 года заседания проходят в том же здании, в котором заседает современный бундестаг.

Веймарская республика (1918—1933)

В результате ноябрьской революции Германия перешла от монархии к республиканской форме правления. Принятая в 1919 году конституция утверждала рейхстаг в качестве национального парламента. Функции рейхстага включали в себя издание законов, в том числе принятие бюджета, а также контроль за исполнительной властью. Члены рейхстага избирались сроком на 4 года по пропорциональной системе. Минимальный возраст, необходимый для участия в голосовании, был понижен с 25 до 20 лет, кроме того, было введено женское избирательное право.

Третий рейх (1934—1945)

После принятия декрета сессии рейхстага проводились редко и предназначались только для одобрения решений правительства. Последнее собрание рейхстага произошло 26 апреля 1942 года.

После поджога здания рейхстага заседания проводились в здании Кролль-оперы.

ФРГ (с 1949)

В 1949 году в западной Германии была принята новая конституция. Её авторы постарались учесть ошибки, допущенные в Веймарской конституции. В результате национальный парламент, названный бундестагом, получил широкие полномочия и стал единственным федеральным органом власти, избиравшимся гражданами напрямую.

До объединения Германии парламентские сессии проходили в Бонне. Западный Берлин официально находился вне юрисдикции ФРГ, поэтому его граждане не могли напрямую участвовать в формировании бундестага; они могли лишь направлять в него делегатов, не обладающих правом голоса. С 1999 года бундестаг заседает в здании рейхстага.

В бундестаге, избранном в 1949 году, было 402 депутата. Количество мест постепенно увеличивалось, достигнув 497 в 1987 году (520 с учётом делегатов от Западного Берлина); после объединения Германии в 1990 году состав бундестага был расширен до 662 мест. В настоящее время в бундестаге 622 депутата.

Порядок формирования



Бундестаг избирается населением страны, имеющим избирательные права, сроком на четыре года. Досрочный роспуск парламента возможен только в виде исключения и входит в компетенцию федерального президента.

До объединения Германии в бундестаге заседало 520 депутатов. На выборах в декабре 1990, с вхождением в состав ФРГ новых земель, число депутатских мандатов было увеличено до 662, а на выборах 1994 — до 672, на выборах 1998 это число уменьшилось до 669. Сейчас их 598, фактически 622

Выборы проводятся по смешанной системе. Каждый избиратель голосует по двум спискам: в первом он выбирает кандидата, избираемого по мажоритарной системе, во втором — партийный список. Парламентские места получают только те партии, которые или набрали не менее 5 % голосов, поданных за свой партийный список, или победили не менее чем в трёх одномандатных округах. Количество мест, получаемых прошедшей в бундестаг партией, пропорционально количеству голосов, поданных за её список, и вычисляется по методу Сент-Лагю. Эти места заполняются теми кандидатами от партии, которые одержали победу в своих одномандатных округах. Если таких кандидатов меньше, чем полученных партией мандатов, то оставшиеся парламентские места заполняются согласно партийному списку. Если же кандидатов от партии, победивших в одномандатных округах, больше, чем общее количество мандатов, полученных партией, то для таких кандидатов в бундестаг вводятся дополнительные места.

Функции

Важнейшие функции бундестага: принятие законов, выборы федерального канцлера и контроль за деятельностью правительства. На заседаниях парламентских комитетов осуществляется основная работа по подготовке законов. В ходе заседаний должны быть согласованы политическая воля и знания экспертов в соответствующей области. На комитеты возложена основная работа по парламентскому контролю за деятельностью правительства.

Это относится ко всем комитетам, начиная от комитета по внешней политике и кончая комитетом по бюджету, который имеет особое значение, так как олицетворяет собой суверенное право парламента утверждать бюджет. В комитет по петициям бундестага с прошениями и жалобами напрямую может обратиться любой гражданин. Депутаты бундестага избираются в ходе всеобщих, прямых, свободных и равных выборов при тайном голосовании. Они являются представителями всего народа, не связаны наказами и указаниями и подчиняются лишь своей совести. Поэтому исключение или выход из партии не влекут за собой лишение мандата. Согласно своей партийной принадлежности депутаты объединяются во фракции, если для этого у них имеется необходимый минимум депутатских мест. Численность фракции определяет число её представителей в комитетах. Председатель бундестага по традиции избирается из рядов сильнейшей фракции. Он ведёт пленарные заседания и следит за соблюдением парламентского регламента.

Читайте также: