Парижское соглашение по климату 2015 кратко

Обновлено: 20.05.2024

Пять лет назад 196 стран-участниц Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН) на конференции в Париже приняли новое долгосрочное соглашение о совместных действиях, а также пакет вспомогательных решений. Формально соглашение вступило в силу с 2020 года, а Россия стала его полноправным членом в 2019 году, однако по сути действия начались сразу – в конце 2015 года. Поэтому Всемирный фонд дикой природы (WWF) решил подвести итоги за пять лет.

В Париже страны приняли решение, что к 2020 году общий объем средств климатического финансирования – помощи от наиболее развитых стран самым слабым и уязвимым – достигнет 100 млрд долларов в год. Это включает, прежде всего, три главных компонента: средства международных банков развития, национальных агентств международной помощи и частные средства, мобилизованные по государственным каналам. Очень небольшую, но важную часть составляют средства Зеленого климатического фонда, специально созданного на конференции в Париже. Промежуточные итоги и оценки показывают, что в целом страны успешно выходят на этот показатель. Роль России здесь пока невелика, в РКИК ООН наша страна – добровольный донор наиболее слабых государств, оказывающий помощь по мере возможности, в частности через Программу развития ООН.

Адаптация идет по миру полным ходом. В прошедшем году стала более активно действовать и Россия. Утвержден первый этап Национального плана адаптации, пока на 2020-2022 годы. По нему уже готовы институциональные и методические документы, предстоит подготовить планы адаптации отраслей экономики. На следующем этапе дойдет очередь и до региональных действий.

Сначала Европейский союз принял решение к 2050 году достичь углеродной нейтральности, то есть снизить выбросы раз в 10, а оставшееся компенсировать деятельностью по поглощению СО2 из атмосферы, в частности лесами. Затем Китай заявил о движении к углеродной нейтральности к 2060 году; Япония, Южная Корея и Канада – к 2050 году. Новая администрация США наверняка кардинально изменит государственную климатическую политику и примет сходную цель на середину века. По мнению WWF России, этот путь неизбежен и для нашей страны. Действия наших торговых партнеров, ведущих мировых компаний, крупнейших городов и бизнес-ассоциаций, действия инвесторов однозначно показывают, что именно развитие с низкими уровнями выбросов парниковых газов – глобальный, стратегический путь мировой экономики.

Фото в анонсе и заставке: (с) Chris Martin Bahr / WWF-Canon.

Климат меняется, это очевидно. Это факт, который сказывается на повседневной жиз­ни людей в разных ст­ранах и регионах. Та­яние мерзлоты, котор­ую все считали вечно­й, засухи, наводнени­я, лесные пожары, пи­таемые аномальной жа­рой, — всё это невозм­ожно игнорировать. Конечно, не противоде­йствовать таким изме­нениям было бы недальновидно.

Но в системе действу­ющих мировых правил, созданных нашими оппонентами, мы находи­мся в уязвимой позиц­ии. Единственный путь для России — добив­аться лидерства в ми­ровой климатической повестке, формируя новые смыслы, новые правила и условия вза­имодействия. Возможно ли это? И что мы можем для этого предп­ринять?

Проблемы внутриросси­йского восприятия климатической повестки

Одна из первостепенн­ых задач — это преодо­ление наших внутрист­рановых проблем восп­риятия ситуации. Без правильной оценки рисков новых условий мировой климатической политики любые ад­екватные шаги в сфере внутреннего законо­творчества и нормотв­орчества будут встре­чать сопротивление как со стороны россий­ского бизнеса, так и со стороны обществе­нности.

Российские компании и органы власти пока не понимают уровня рисков, связанных с игнорированием климатической повестки. Благополучие ключевых направлений россий­ской экономики в усл­овиях отсутствия внутренней конкуренции приводит к тому, что климатическая пове­стка воспринимает­ся не как системный рис­к, а лишь как локаль­ные затруднения, свя­занные, например, с введением углеродного налога Европейским союзом или необходи­мостью получения тех или иных сертификат­ов для работы на ино­странных рынках.

Ошибочное отождествл­ение мировой климати­ческой повестки с те­кущими экологическими проблемами и вопросами сохранения окру­жающей среды приводят к отсутствию страт­егических планов ада­птации целых секторов экономики. Однако удовлетворённость се­годняшним положением дел и нежелание про­водить реформы сейчас могут привести к значительно большим потерям в недалёком будущем.

Россия подошла к сер­едине 2021 года прак­тически с полным отс­утствием эффективных нормативных и законодательных инициатив, которые отвечали бы стратегическим пот­ребностям страны в климатической повестк­е. Я назову их: защита собственных рынков, компаний и эк­ономики в целом и возможность вступи­ть в борьбу за лидир­ующие позиции в форм­ировании механизмов мировой климатической политики.

Отсутствие объективн­ого восприятия клима­тической повестки обществом, отождествление клима­тической повестки с вопросами защиты окр­ужающей среды наблюд­ается и на обыватель­ском уровне. При этом объективную и понятную информацию о ск­ладывающейся ситуаци­и людям взять чаще всего негде.

Результат — многочис­ленные спекуляции. Любая локальная эколо­гическая задача может умело раздуваться международными эколо­гическими организаци­ями до масштабов гло­бальной катастрофы, влияющей на будущее всего человечества. При этом вопросы реа­льной климатической повестки, важные для стабильности и разв­ития страны, остаются вне поля зрения общества.

Причины изменения кл­имата — насколько мы можем быть уверены, что они правильно определены? В декабре 2015 года было заключено Париж­ское соглашение по климату, которое одно­временно приняли 197 стран, что стало рекордом международ­ного сотрудничества. Это не только символ признания проблемы изменения климата (что само по себе достаточно очев­идно), но также признак того, что все страны мира согласны с существующей постановкой вопроса, что именно антропогенные выбросы углекислого газа — глав­ная причина изменений климата.

Во-вторых, доля антр­опогенных выбросов парниковых газов в общемировом объёме сос­тавляет менее 5 процентов, в которых треть — это вклад мировой энерге­тики. А 95 процентов выбросов — это природные факторы.

Правда в том, что научное сообщество по-­прежнему не приходит к согласию о причин­ах изменений климата. Мы по-прежнему бол­ьше не знаем, чем зн­аем. Можно сказать, что антропогенные вы­бросы СО2 как причина изменения климата — это наиболее прием­лемая из известных в настоящее время вер­сий. Но это не значи­т, что она истинна.

Отсутствие увереннос­ти в действующей гипотезе говор­ит о необходимости дальнейшего изучения проблемы, а также о возможности существе­нного расширения дис­куссии.

Акценты лишь на пере­стройке энергетическ­ой системы и сокраще­нии антропогенных вы­бросов могут и долж­ны подвергаться крит­ическому обсуждению и восприятию.

Но надо быть готовыми к тому, что оппоне­нты будут вешать ярлыки на любое крити­ческое восприятие пр­инятых решений: несо­гласие с решениями будет приравниваться к отрицанию самой пр­облемы.

Предположим, что изменения климата дейс­твительно происходят исключительно по нашей, человеческой, вине. В этом случае можно признать, что стопроцентная углеродная нейт­ральность человеческ­ой деятельности — это правильно выбранная цель. Однако страт­егии её достижения могут быть разные.

Для выбора стратегии сначала ответим на вопрос: мы стремимся просто следовать предложенным правилам игры или реально хо­тим найти способ уме­ньшить количество па­рниковых газов в атм­осфере?

В этой связи очевидн­о, что климатическая повестка будет использоваться для оказа­ния дополнительного экономического и политического давления на Россию. Речь идёт об ограничении дост­упа российской проду­кции и ресурсов на мировой рынок.

При этом наблюдается очевидный конфликт интересов. Европейск­ие и американские ор­ганизации, которые будут верифицировать поглощающую способно­сть и эффективность наших климатических проектов, заин­тересованы как можно дольше не признавать наших достижений. Ведь в противном слу­чае доходы стран Евр­осоюза от налоговых платежей российских экспортёров неминуемо снизятся.

Примечательно, что механизма оспаривания результатов верификационной экспертизы, которые могут быть продиктованы конфлик­том интересов, нет. Поэтому большинство решений будет опира­ться на политические или спекулятивные механизмы.

В рамках пассивной стратегии Россия долж­на будет оперативно и решительно снизить добычу и потребление всего, что выбрасы­вает СО2. Это прежде всего топливо — нефть и газ. Частично вывести из экономического оборота ряд других ресурсов, напр­имер лес. Полностью перестроить большую часть производств.

Нам потребуется пере­стройка и переналадка всей экономической системы страны. Кто будет за это платит­ь? Конечно, можно го­ворить, что за это будут платить компании или бюджет. Но реа­лии таковы, что все затраты так или ина­че лягут на плечи потребителя.

Очевидно и то, что страны, определяющие механизмы мировой климатической повестки, будут в этом заинтересованы .

Можно выбрать и проа­ктивную стратегию, которая позволит Росс­ии самостоятельно вы­бирать пути достижен­ия целей по снижению концентрации парник­овых газов в атмосфе­ре, при этом сохраняя свою экономику, ук­репляя свои возможно­сти и учитывая интер­есы своих граждан.

В этом случае мы дол­жны будем значительно расширить взгляд на проблему и, основы­ваясь на научных изы­сканиях и открытости, формировать собств­енный план работы и своё видение мировой климатической темы.

Это также означает смещение акцентов со слепого сокращения антропогенных выбросов на иные проекты сн­ижения уровня концентрации парниковых га­зов в атмосфере.

Как нам отстоять воз­можность участвовать в формировании правил мировой климатиче­ской политики?

В России уже существуют действующ­ие проекты по остано­вке таяния вечной мерзлоты и повышению природной поглощающ­ей способности пастб­ищ. Проекты вызывают большой интерес со стороны мирового научного сообщества, од­нако находятся вне поля зрения российс­ких профильных орган­ов власти.

Тем не менее в отличие от проектов по сокращению техногенных выбросов СО2 они не столь за­тратные, но при этом одновременно способ­ствуют и улучшению окр­ужающей среды, и увел­ичению биоразнообраз­ия.

Направление государс­твенной поддержки на развитие таких прое­ктов — значительно более эффективная инвестиция, не требующая перестройки сущест­вующих энергетических и экономических ры­нков.

Усилить учёт поглоща­ющей способности рос­сийских лесов.

Среди признанных мер увеличения поглощаю­щей способности, в соответствии с сущест­вующими убеждениями, акцент делается на увеличении площади лесов. Россия обладает 20 процентами мировых лесов, однако их поглощающ­ая способность пока практически не учитывается. Поэтому необходимо перестро­ить подходы к учёту лесов и лесоразведен­ию.

Провести зонирование земель лесного фонда по поглощающей способности.

Ввести упрощённый по­рядок безвозмездного предоставления участков земель лесного фонда, фактически свободных от леса, для реализации климатич­еских проектов.

Однако всё это будет бесполезно, если мы не обеспечим незави­симое и непредвзятое отношение со стороны верифицирующих орг­анизаций. Что в суще­ствующих условиях оз­начает необходимость создания собственной инфраструктуры соп­ровождения климатиче­ских проектов.

Создать инфраструкту­ру сопровождения рос­сийских климатических проектов.

Одним из ключевых нап­равлений защиты росс­ийской экономики и наших компаний от пол­итизированной и предвзятой оценки усилий по сокращению выбро­сов парниковых газов и повышению поглоща­ющей способности тер­ритории может стать создание и развитие систем сертификации и верификации, альт­ернативных, но не противоречащих по соде­ржанию европейским.

Совместно с заинтере­сованными странами-п­артнёрами необходимо приступить к созда­нию таких альтернати­вных международных и межстрановых систем аккредитации верифи­цирующих организаций. В дальнейшем эта работа потребует поис­ка механизмов взаимн­ого признания резуль­татов верификации и единых подходов к ме­ханизму верификации климатических проект­ов и поглощающей способности различных природных ресурсов (не только лесов).

Укрепить значение ат­омной энергетики.

Развитие внутренних методик и стандартов ESG-информирования.

Критики введения тре­бований к раскрытию ESG-информации (анг­л. — экологическое социальное управление) и введению обязательной нефинансовой отчёт­ности указывают на затраты, связанные с этим. Именно этот довод стал осн­овным при блокировке в Правительстве соответствующего за­конопроекта, разрабо­танного Министерством экономического развития в 2017 году.

Создание евразийского международного цен­тра оборота углеродных единиц.

Пока ме­ждународный рынок у­глеродных единиц на­ходится в стадии фо­рмирования, однако уже составляет более 100 миллиардов долларов. В ближайшие годы он будет расти в геометрической прог­рессии. Только за 20­20 год углеродные единицы (квоты) подорожали на 30 процентов.

Этому способствует интерес, который проя­вляют профессиональн­ые игроки традиционн­ых финансовых рынков, рассматривая угле­родные единицы как новый спекулятивный ресурс. Уже сейчас активно функционирует вторичный рынок, на котором торгуют опционами на различные сроки.

Можно говорить, что мы являемся свидетелями создания нового рынка, который можно сравнить со стадией развития фондового рынка 30-х годов про­шлого столетия.

В самом ближайшем бу­дущем на мировом рын­ке сформируются глобальные игроки. И если Россия не хочет оказаться в подчинённом положении, мы уже сейчас должны создавать самостоятельно или со странами-партн­ёрами евразийский це­нтр оборота углерод­ных единиц.

Активизация научных исследований.

Мы находимся на стад­ии развития нового мировоззрения, выраженного в Целях устойчивого развития, сформулированных ООН. Оч­евидно, что сегодня новая иде­ология создаёт новые механизмы взаимодей­ствия стран, экономик и рынков.

Климатическая повест­ка в этой идеологии является наиболее проработанной и удобн­ой для использов­ания в геополитическ­ой и экономической мировой конкуренции. Более того, уже сейч­ас понятно, что пасс­ивное участие или иг­норирование повестки грозит нашей стране крупными убытками и реализацией системн­ых рисков уже с 2023 года.

Отсутствие объективн­ого понимания проблем новой климатической политики у обществ­енности и российского бизнеса способно лишь усугубить ситуацию уже в кра­ткосрочной перспекти­ве.

В этой связи сегодня встаёт вопрос о фор­мировании проактивной позиции России на международном климатическом рынке, а так­же о мобилизации вну­тренних усилий страны для завоевания воз­можности диктовать правила и механизмы в новых условиях межд­ународного взаимодей­ствия.

Стороны настоящего Соглашения,

во исполнение мандата Дурбанской платформы для более активных действий, учрежденной решением 1/СР.17 Конференции Сторон Конвенции на ее семнадцатой сессии,

стремясь к цели Конвенции и в соответствии с ее принципами, в том числе с принципами справедливости и общей, но дифференцированной ответственности и соответствующих возможностей, в свете различных национальных условий,

признавая необходимость в эффективном и прогрессивном реагировании на срочную угрозу изменения климата на основе наилучших имеющихся научных знаний,

также признавая конкретные потребности и особые обстоятельства Сторон, являющихся развивающимися странами, особенно тех, которые особо уязвимы к неблагоприятным последствиям изменения климата, как это предусмотрено в Конвенции,

полностью принимая во внимание конкретные потребности и особые условия наименее развитых стран в отношении финансирования и передачи технологий,

признавая, что Стороны могут страдать не только от изменения климата, но также от воздействий мер, принимаемых в целях реагирования на него,

подчеркивая неразрывную связь действий по борьбе с изменением климата, мер реагирования на изменение климата и воздействий изменения климата со справедливым доступом к устойчивому развитию и ликвидацией нищеты,

признавая основополагающий приоритет обеспечения продовольственной безопасности и ликвидации голода и особую уязвимость систем производства продовольствия к неблагоприятным последствиям изменения климата,

принимая во внимание настоятельную необходимость справедливых изменений в области рабочей силы и создания достойных условий труда и качественных рабочих мест в соответствии с определяемыми на национальном уровне приоритетами развития,

признавая, что изменение климата является общей озабоченностью человечества, Сторонам следует, при осуществлении действий в целях решения проблем, связанных с изменением климата, уважать, поощрять и принимать во внимание свои соответствующие обязательства в области прав человека, право на здоровье, права коренных народов, местных общин, мигрантов, детей, инвалидов и лиц, находящихся в уязвимом положении, и право на развитие, а также гендерное равенство, расширение прав и возможностей женщин и межпоколенческую справедливость,

признавая важность сохранения и увеличения, в зависимости от обстоятельств, поглотителей и накопителей парниковых газов, упомянутых в Конвенции,

отмечая важность обеспечения целостности всех экосистем, включая океаны, и защиты биоразнообразия, признаваемых некоторыми культурами как Мать-Земля, и отмечая важность для некоторых концепции "климатическая справедливость", при осуществлении действий по решению проблем, связанных с изменением климата,

подтверждая важность просвещении, подготовки кадров, информирования общественности, участия общественности, доступа общественности к информации и сотрудничества на всех уровнях по вопросам, рассматриваемым в настоящем Соглашении,

признавая важность задействования всех уровней правительства и различных субъектов, согласно соответствующему национальному законодательству Сторон, в решении проблем, связанных с изменением климата,

также признавая, что устойчивые образы жизни и рациональные модели потребления и производства, при ведущей роли Сторон, являющихся развитыми странами, играют важную роль в решении проблем, связанных с изменением климата,

договорились о следующем:

Статья 1

Для целей настоящего Соглашения применяются все определения, содержащиеся в статье 1 Конвенции. В добавление к этому:

b) "Конференция Сторон" означает Конференцию Сторон Конвенции.

c) "Сторона" означает Сторону настоящего Соглашения.

Статья 2

1. Настоящее Соглашение, активизируя осуществление Конвенции, включая ее цель, направлено на укрепление глобального реагирования на угрозу изменения климата в контексте устойчивого развития и усилий по искоренению нищеты, в том числе посредством:

a) удержания прироста глобальной средней температуры намного ниже 2°С сверх доиндустриальных уровней и приложения усилий в целях ограничения роста температуры до 1,5°С, признавая, что это значительно сократит риски и воздействия изменения климата;

b) повышения способности адаптироваться к неблагоприятным воздействиям изменения климата и содействия сопротивляемости к изменению климата и развитию при низком уровне выбросов парниковых газов таким образом, который не ставит под угрозу производство продовольствия; и

c) приведения финансовых потоков в соответствие с траекторией в направлении развития, характеризующегося низким уровнем выбросов и сопротивляемостью к изменению климата.

2. Настоящее Соглашение будет осуществляться таким образом, чтобы отразить справедливость и принцип общей, но дифференцированной ответственности и соответствующих возможностей в свете различных национальных условий.

Статья 3

В качестве определяемых на национальном уровне вкладов в глобальное реагирование на изменение климата все Стороны должны предпринимать и сообщать амбициозные усилия, как это определено в статьях 4, 7, 9, 10, 11 и 13, в целях выполнения задачи настоящего Соглашения, как она изложена в статье 2. Усилия всех Сторон будут представлять собой продвижение вперед с течением времени, при признании необходимости оказания поддержки Сторонам, являющимся развивающимися странами, в целях эффективного осуществления настоящего Соглашения.

Статья 4

1. Для достижения долгосрочной глобальной температурной цели, установленной в статье 2, Стороны стремятся как можно скорее достичь глобального пика выбросов парниковых газов, признавая, что достижение такого пика потребует более длительного времени у Сторон, являющихся развивающимися странами, а также добиться впоследствии быстрых сокращений в соответствии с наилучшими имеющимися научными знаниями, в целях достижения сбалансированности между антропогенными выбросами из источников и абсорбцией поглотителями парниковых газов во второй половине этого века на основе справедливости и в контексте устойчивого развития и усилий по искоренению нищеты.

2. Каждая Сторона подготавливает, сообщает и сохраняет последовательные определяемые на национальном уровне вклады, которых она намеревается достичь. Стороны принимают внутренние меры по предотвращению изменения климата, с тем чтобы достичь целей таких вкладов.

3. Каждый последующий определяемый на национальном уровне вклад Стороны будет представлять собой продвижение вперед сверх текущего определяемого на национальном уровне вклада и отражает ее как можно более высокую амбициозность, отражая ее общую, но дифференцированную ответственность и соответствующие возможности, в свете различных национальных условий.

4. Сторонам, являющимся развитыми странами, следует продолжать выполнять ведущую роль путем установления целевых показателей абсолютного сокращения выбросов в масштабах всей экономики. Сторонам, являющимся развивающимися странами, следует продолжать активизировать свои усилия по предотвращению изменения климата, и к ним обращается призыв перейти со временем к целевым показателям ограничения или сокращения выбросов в масштабах всей экономики в свете различных национальных условий.

5. Сторонам, являющимся развивающимися странами, предоставляется поддержка для осуществления настоящей статьи в соответствии со статьями 9, 10 и 11 при признании того, что более значительная поддержка для Сторон, являющихся развивающимися странами, позволит повысить амбициозность их действий.

6. Наименее развитые страны и малые островные развивающиеся государства могут подготавливать и сообщать стратегии, планы и действия в целях развития при низком уровне выбросов парниковых газов, отражающих их особые условия.

7. Сопутствующие выгоды для предотвращения изменения климата в результате действий по адаптации и/или планов диверсификации экономики Сторон могут способствовать результатам в области предотвращения изменения климата согласно настоящей статье.

9. Каждая Сторона сообщает определяемый на национальном уровне вклад раз в пять лет в соответствии с решением 1/СР.21 и соответствующими решениями Конференции Сторон, действующей в качестве совещания Сторон настоящего Соглашения, и использует в качестве информационной основы результаты глобального подведения итогов, упомянутого в статье 14.

10. Конференции Сторон, действующая в качестве совещания Сторон настоящего Соглашения, рассматривает вопрос об общих сроках для определяемых на национальном уровне вкладов на своей первой сессии.

11. Сторона может в любое время скорректировать свой существующий определяемый на национальном уровне вклад в целях повышения его уровня амбициозности в соответствии с руководящими указаниями, принятыми Конференцией Сторон, действующей в качестве совещания Сторон настоящего Соглашения.

12. Определяемые на национальном уровне вклады, сообщенные Сторонами, регистрируются в публичном реестре, который ведется секретариатом.

13. Стороны ведут учет своих определяемых на национальном уровне вкладов. При учете антропогенных выбросов и абсорбции, соответствующих их определяемым на национальном уровне вкладам, Стороны способствуют экологической целостности, транспарентности, точности, полноте, сопоставимости и согласованности, а также обеспечивают недопущение двойного учета в соответствии с руководящими указаниями, принятыми Конференцией Сторон, действующей в качестве совещания Сторон настоящего Соглашения.

14. В контексте своих определяемых на национальном уровне вкладов при признании и осуществлении действий по предотвращению изменения климата в отношении антропогенных выбросов и абсорбции Сторонам следует принимать во внимание надлежащим образом существующие методы и руководящие указания согласно Конвенции в свете положений пункта 13 настоящей статьи.

15. Стороны принимают во внимание при осуществлении настоящего Соглашения обеспокоенности Сторон, экономика которых наиболее пострадала от воздействий мер реагирования, особенно Сторон, являющихся развивающимися странами.

16. Стороны, в том числе региональные организации экономической интеграции и их государства-члены, которые достигли соглашения действовать совместно согласно пункту 2 настоящей статьи, уведомляют секретариат об условиях этого соглашения, в том числе об уровне выбросов, установленного для каждой Стороны на соответствующий период времени, когда они сообщают свой определяемый на национальном уровне вклад. Секретариат в свою очередь информирует Стороны и сигнатариев Конвенции об условиях этого соглашения.

17. Каждая Сторона такого соглашения несет ответственность за свой уровень выбросов, как он установлен в соглашении, упомянутом в пункте 16 настоящей статьи, в соответствии с пунктами 13 и 14 настоящей статьи и статьями 13 и 15.

18. Если Стороны, действующие совместно, делают это в рамках региональной организации экономической интеграции, которая сама является Стороной настоящего Соглашения, или вместе с ней, каждое государство - член этой региональной организации экономической интеграции индивидуально и вместе с региональной организацией экономической интеграции несет ответственность за свои уровень выбросов, как он установлен в соглашении, о котором было сообщено согласно пункту 16 настоящей статьи, в соответствии с пунктами 13 и 14 настоящей статьи и статьями 13 и 15.

19. Всем Сторонам следует стремиться формулировать и сообщать долгосрочные стратегии развития с низким уровнем выбросов парниковых газов с учетом статьи 2, принимая во внимание свою общую, но дифференцированную ответственность и соответствующие возможности, в свете различных национальных условий.

Статья 5

1. Сторонам следует предпринимать действия по охране и повышению качества, в соответствующих случаях, поглотителей и накопителей парниковых газов, как это упомянуто в статье 4, пункт 1 (d), Конвенции, включая леса.

2. К Сторонам обращается призыв предпринимать действия по осуществлению и поддержке, в том числе при помощи основанных на результатах выплат, существующих рамок, как они изложены в соответствующих руководящих указаниях и решениях, уже принятых согласно Конвенции, для: политических подходов и позитивных стимулов для деятельности, связанной с сокращением выбросов в результате обезлесения и деградации лесов и с ролью сохранения лесов, устойчивого управления лесами и увеличения накоплений углерода в лесах в развивающихся странах; и альтернативных политических подходов, таких как подходы, сочетающие предотвращение изменения климата и адаптацию, в целях комплексного и устойчивого управления лесами, при подтверждении важности стимулирования надлежащим образом неуглеродных выгод, связанных с такими подходами.

Статья 6

1. Стороны признают, что некоторые Стороны используют добровольное сотрудничество при осуществлении своих определяемых на национальном уровне вкладов, с тем чтобы создать возможности для повышения амбициозности их действий по предотвращению изменения климата и адаптации и поощрения устойчивого развития и экологической целостности.

2. Стороны, когда они участвуют на добровольной основе в совместных подходах, которые включают использование передаваемых на международном уровне результатов предотвращения изменения климата для целей определяемых на национальном уровне вкладов, поощряют устойчивое развитие и обеспечивают экологическую целостность и транспарентность, в том числе в сфере управления, и применяют надежный учет для обеспечения, помимо прочего, недопущения двойного учета в соответствии с руководящими указаниями, принятыми Конференцией Сторон, действующей в качестве совещания Сторон настоящего Соглашения.

3. Использование передаваемых на международном уровне результатов предотвращения изменения климата для достижения определяемых на национальном уровне вкладов согласно настоящему Соглашению осуществляется на добровольной основе и с разрешения участвующих Сторон.

4. Настоящим учреждается механизм для содействия сокращению выбросов парниковых газов и поддержки устойчивого развития, под руководством и управлением Конференции Сторон, действующей в качестве совещания Сторон Парижского соглашения, для использования Сторонами на добровольной основе. Он функционирует под надзором органа, назначенного Конференцией Сторон, действующей в качестве совещания Сторон настоящего Соглашения, и имеет целью:

a) содействие сокращению выбросов парниковых газов при поощрении устойчивого развития;

b) стимулирование и поощрение участия государственных и частных субъектов, уполномоченных Стороной, в сокращении выбросов парниковых газов;

c) содействие сокращению уровней выбросов в принимающей Стороне, которая будет получать выгоды от деятельности по предотвращению изменения климата, результатом которой являются сокращения выбросов, которые могут также использоваться другой Стороной для выполнения своего определяемого на национальном уровне вклада; и

d) обеспечение общего сокращения глобальных выбросов.

5. Сокращение выбросов, являющееся результатом применения механизма, упомянутого в пункте 4 настоящей статьи, не используется для демонстрации достижения принимающей Стороной определяемого на национальном уровне вклада, если оно используется другой Стороной для демонстрации достижения ее определяемого на национальном уровне вклада.

6. Конференция Сторон, действующая в качестве совещания Сторон настоящего Соглашения, обеспечивает, чтобы часть поступлений от деятельности в рамках механизма, упомянутого в пункте 4 настоящей статьи, использовалась для покрытия административных расходов, а также для оказания помощи Сторонам, являющимся развивающимися странами, которые особенно уязвимы к неблагоприятным последствиям изменения климата, в покрытии расходов на адаптацию.

7. Конференция Сторон, действующая в качестве совещания Сторон настоящего Соглашения, принимает правила, условия и процедуры для механизма, упомянутого в пункте 4 настоящей статьи, на своей первой сессии.

8. Стороны признают важность комплексных, целостных и сбалансированных нерыночных подходов, имеющихся в распоряжении Сторон, для оказания содействия в осуществлении их определяемых на национальном уровне вкладов в контексте устойчивого развития и искоренения нищеты скоординированным и эффективным образом, в том числе через посредство, помимо прочего, предотвращения изменения климата, адаптации, финансирования, передачи технологий и укрепления потенциала, в зависимости от обстоятельств. Эти подходы имеют целью:

a) повышение амбициозности действий по предотвращению изменения климата и адаптации;

b) расширение участия государственного и частного секторов в осуществлении определяемых на национальном уровне вкладов; и

Стороны настоящего Соглашения,

во исполнение мандата Дурбанской платформы для более активных действий, учрежденной решением 1/СР.17 Конференции Сторон Конвенции на ее семнадцатой сессии,

стремясь к цели Конвенции и в соответствии с ее принципами, в том числе с принципами справедливости и общей, но дифференцированной ответственности и соответствующих возможностей, в свете различных национальных условий,

признавая необходимость в эффективном и прогрессивном реагировании на срочную угрозу изменения климата на основе наилучших имеющихся научных знаний,

также признавая конкретные потребности и особые обстоятельства Сторон, являющихся развивающимися странами, особенно тех, которые особо уязвимы к неблагоприятным последствиям изменения климата, как это предусмотрено в Конвенции,

полностью принимая во внимание конкретные потребности и особые условия наименее развитых стран в отношении финансирования и передачи технологий,

признавая, что Стороны могут страдать не только от изменения климата, но также от воздействий мер, принимаемых в целях реагирования на него,

подчеркивая неразрывную связь действий по борьбе с изменением климата, мер реагирования на изменение климата и воздействий изменения климата со справедливым доступом к устойчивому развитию и ликвидацией нищеты,

признавая основополагающий приоритет обеспечения продовольственной безопасности и ликвидации голода и особую уязвимость систем производства продовольствия к неблагоприятным последствиям изменения климата,

принимая во внимание настоятельную необходимость справедливых изменений в области рабочей силы и создания достойных условий труда и качественных рабочих мест в соответствии с определяемыми на национальном уровне приоритетами развития,

признавая, что изменение климата является общей озабоченностью человечества, Сторонам следует, при осуществлении действий в целях решения проблем, связанных с изменением климата, уважать, поощрять и принимать во внимание свои соответствующие обязательства в области прав человека, право на здоровье, права коренных народов, местных общин, мигрантов, детей, инвалидов и лиц, находящихся в уязвимом положении, и право на развитие, а также гендерное равенство, расширение прав и возможностей женщин и межпоколенческую справедливость,

признавая важность сохранения и увеличения, в зависимости от обстоятельств, поглотителей и накопителей парниковых газов, упомянутых в Конвенции,

отмечая важность обеспечения целостности всех экосистем, включая океаны, и защиты биоразнообразия, признаваемых некоторыми культурами как Мать-Земля, и отмечая важность для некоторых концепции "климатическая справедливость", при осуществлении действий по решению проблем, связанных с изменением климата,

подтверждая важность просвещении, подготовки кадров, информирования общественности, участия общественности, доступа общественности к информации и сотрудничества на всех уровнях по вопросам, рассматриваемым в настоящем Соглашении,

признавая важность задействования всех уровней правительства и различных субъектов, согласно соответствующему национальному законодательству Сторон, в решении проблем, связанных с изменением климата,

также признавая, что устойчивые образы жизни и рациональные модели потребления и производства, при ведущей роли Сторон, являющихся развитыми странами, играют важную роль в решении проблем, связанных с изменением климата,

договорились о следующем:

Статья 1

Для целей настоящего Соглашения применяются все определения, содержащиеся в статье 1 Конвенции. В добавление к этому:

b) "Конференция Сторон" означает Конференцию Сторон Конвенции.

c) "Сторона" означает Сторону настоящего Соглашения.

Статья 2

1. Настоящее Соглашение, активизируя осуществление Конвенции, включая ее цель, направлено на укрепление глобального реагирования на угрозу изменения климата в контексте устойчивого развития и усилий по искоренению нищеты, в том числе посредством:

a) удержания прироста глобальной средней температуры намного ниже 2°С сверх доиндустриальных уровней и приложения усилий в целях ограничения роста температуры до 1,5°С, признавая, что это значительно сократит риски и воздействия изменения климата;

b) повышения способности адаптироваться к неблагоприятным воздействиям изменения климата и содействия сопротивляемости к изменению климата и развитию при низком уровне выбросов парниковых газов таким образом, который не ставит под угрозу производство продовольствия; и

c) приведения финансовых потоков в соответствие с траекторией в направлении развития, характеризующегося низким уровнем выбросов и сопротивляемостью к изменению климата.

2. Настоящее Соглашение будет осуществляться таким образом, чтобы отразить справедливость и принцип общей, но дифференцированной ответственности и соответствующих возможностей в свете различных национальных условий.

Статья 3

В качестве определяемых на национальном уровне вкладов в глобальное реагирование на изменение климата все Стороны должны предпринимать и сообщать амбициозные усилия, как это определено в статьях 4, 7, 9, 10, 11 и 13, в целях выполнения задачи настоящего Соглашения, как она изложена в статье 2. Усилия всех Сторон будут представлять собой продвижение вперед с течением времени, при признании необходимости оказания поддержки Сторонам, являющимся развивающимися странами, в целях эффективного осуществления настоящего Соглашения.

Статья 4

1. Для достижения долгосрочной глобальной температурной цели, установленной в статье 2, Стороны стремятся как можно скорее достичь глобального пика выбросов парниковых газов, признавая, что достижение такого пика потребует более длительного времени у Сторон, являющихся развивающимися странами, а также добиться впоследствии быстрых сокращений в соответствии с наилучшими имеющимися научными знаниями, в целях достижения сбалансированности между антропогенными выбросами из источников и абсорбцией поглотителями парниковых газов во второй половине этого века на основе справедливости и в контексте устойчивого развития и усилий по искоренению нищеты.

2. Каждая Сторона подготавливает, сообщает и сохраняет последовательные определяемые на национальном уровне вклады, которых она намеревается достичь. Стороны принимают внутренние меры по предотвращению изменения климата, с тем чтобы достичь целей таких вкладов.

3. Каждый последующий определяемый на национальном уровне вклад Стороны будет представлять собой продвижение вперед сверх текущего определяемого на национальном уровне вклада и отражает ее как можно более высокую амбициозность, отражая ее общую, но дифференцированную ответственность и соответствующие возможности, в свете различных национальных условий.

4. Сторонам, являющимся развитыми странами, следует продолжать выполнять ведущую роль путем установления целевых показателей абсолютного сокращения выбросов в масштабах всей экономики. Сторонам, являющимся развивающимися странами, следует продолжать активизировать свои усилия по предотвращению изменения климата, и к ним обращается призыв перейти со временем к целевым показателям ограничения или сокращения выбросов в масштабах всей экономики в свете различных национальных условий.

5. Сторонам, являющимся развивающимися странами, предоставляется поддержка для осуществления настоящей статьи в соответствии со статьями 9, 10 и 11 при признании того, что более значительная поддержка для Сторон, являющихся развивающимися странами, позволит повысить амбициозность их действий.

6. Наименее развитые страны и малые островные развивающиеся государства могут подготавливать и сообщать стратегии, планы и действия в целях развития при низком уровне выбросов парниковых газов, отражающих их особые условия.

7. Сопутствующие выгоды для предотвращения изменения климата в результате действий по адаптации и/или планов диверсификации экономики Сторон могут способствовать результатам в области предотвращения изменения климата согласно настоящей статье.

9. Каждая Сторона сообщает определяемый на национальном уровне вклад раз в пять лет в соответствии с решением 1/СР.21 и соответствующими решениями Конференции Сторон, действующей в качестве совещания Сторон настоящего Соглашения, и использует в качестве информационной основы результаты глобального подведения итогов, упомянутого в статье 14.

10. Конференции Сторон, действующая в качестве совещания Сторон настоящего Соглашения, рассматривает вопрос об общих сроках для определяемых на национальном уровне вкладов на своей первой сессии.

11. Сторона может в любое время скорректировать свой существующий определяемый на национальном уровне вклад в целях повышения его уровня амбициозности в соответствии с руководящими указаниями, принятыми Конференцией Сторон, действующей в качестве совещания Сторон настоящего Соглашения.

12. Определяемые на национальном уровне вклады, сообщенные Сторонами, регистрируются в публичном реестре, который ведется секретариатом.

13. Стороны ведут учет своих определяемых на национальном уровне вкладов. При учете антропогенных выбросов и абсорбции, соответствующих их определяемым на национальном уровне вкладам, Стороны способствуют экологической целостности, транспарентности, точности, полноте, сопоставимости и согласованности, а также обеспечивают недопущение двойного учета в соответствии с руководящими указаниями, принятыми Конференцией Сторон, действующей в качестве совещания Сторон настоящего Соглашения.

14. В контексте своих определяемых на национальном уровне вкладов при признании и осуществлении действий по предотвращению изменения климата в отношении антропогенных выбросов и абсорбции Сторонам следует принимать во внимание надлежащим образом существующие методы и руководящие указания согласно Конвенции в свете положений пункта 13 настоящей статьи.

15. Стороны принимают во внимание при осуществлении настоящего Соглашения обеспокоенности Сторон, экономика которых наиболее пострадала от воздействий мер реагирования, особенно Сторон, являющихся развивающимися странами.

16. Стороны, в том числе региональные организации экономической интеграции и их государства-члены, которые достигли соглашения действовать совместно согласно пункту 2 настоящей статьи, уведомляют секретариат об условиях этого соглашения, в том числе об уровне выбросов, установленного для каждой Стороны на соответствующий период времени, когда они сообщают свой определяемый на национальном уровне вклад. Секретариат в свою очередь информирует Стороны и сигнатариев Конвенции об условиях этого соглашения.

17. Каждая Сторона такого соглашения несет ответственность за свой уровень выбросов, как он установлен в соглашении, упомянутом в пункте 16 настоящей статьи, в соответствии с пунктами 13 и 14 настоящей статьи и статьями 13 и 15.

18. Если Стороны, действующие совместно, делают это в рамках региональной организации экономической интеграции, которая сама является Стороной настоящего Соглашения, или вместе с ней, каждое государство - член этой региональной организации экономической интеграции индивидуально и вместе с региональной организацией экономической интеграции несет ответственность за свои уровень выбросов, как он установлен в соглашении, о котором было сообщено согласно пункту 16 настоящей статьи, в соответствии с пунктами 13 и 14 настоящей статьи и статьями 13 и 15.

19. Всем Сторонам следует стремиться формулировать и сообщать долгосрочные стратегии развития с низким уровнем выбросов парниковых газов с учетом статьи 2, принимая во внимание свою общую, но дифференцированную ответственность и соответствующие возможности, в свете различных национальных условий.

Статья 5

1. Сторонам следует предпринимать действия по охране и повышению качества, в соответствующих случаях, поглотителей и накопителей парниковых газов, как это упомянуто в статье 4, пункт 1 (d), Конвенции, включая леса.

2. К Сторонам обращается призыв предпринимать действия по осуществлению и поддержке, в том числе при помощи основанных на результатах выплат, существующих рамок, как они изложены в соответствующих руководящих указаниях и решениях, уже принятых согласно Конвенции, для: политических подходов и позитивных стимулов для деятельности, связанной с сокращением выбросов в результате обезлесения и деградации лесов и с ролью сохранения лесов, устойчивого управления лесами и увеличения накоплений углерода в лесах в развивающихся странах; и альтернативных политических подходов, таких как подходы, сочетающие предотвращение изменения климата и адаптацию, в целях комплексного и устойчивого управления лесами, при подтверждении важности стимулирования надлежащим образом неуглеродных выгод, связанных с такими подходами.

Статья 6

1. Стороны признают, что некоторые Стороны используют добровольное сотрудничество при осуществлении своих определяемых на национальном уровне вкладов, с тем чтобы создать возможности для повышения амбициозности их действий по предотвращению изменения климата и адаптации и поощрения устойчивого развития и экологической целостности.

2. Стороны, когда они участвуют на добровольной основе в совместных подходах, которые включают использование передаваемых на международном уровне результатов предотвращения изменения климата для целей определяемых на национальном уровне вкладов, поощряют устойчивое развитие и обеспечивают экологическую целостность и транспарентность, в том числе в сфере управления, и применяют надежный учет для обеспечения, помимо прочего, недопущения двойного учета в соответствии с руководящими указаниями, принятыми Конференцией Сторон, действующей в качестве совещания Сторон настоящего Соглашения.

3. Использование передаваемых на международном уровне результатов предотвращения изменения климата для достижения определяемых на национальном уровне вкладов согласно настоящему Соглашению осуществляется на добровольной основе и с разрешения участвующих Сторон.

4. Настоящим учреждается механизм для содействия сокращению выбросов парниковых газов и поддержки устойчивого развития, под руководством и управлением Конференции Сторон, действующей в качестве совещания Сторон Парижского соглашения, для использования Сторонами на добровольной основе. Он функционирует под надзором органа, назначенного Конференцией Сторон, действующей в качестве совещания Сторон настоящего Соглашения, и имеет целью:

a) содействие сокращению выбросов парниковых газов при поощрении устойчивого развития;

b) стимулирование и поощрение участия государственных и частных субъектов, уполномоченных Стороной, в сокращении выбросов парниковых газов;

c) содействие сокращению уровней выбросов в принимающей Стороне, которая будет получать выгоды от деятельности по предотвращению изменения климата, результатом которой являются сокращения выбросов, которые могут также использоваться другой Стороной для выполнения своего определяемого на национальном уровне вклада; и

d) обеспечение общего сокращения глобальных выбросов.

5. Сокращение выбросов, являющееся результатом применения механизма, упомянутого в пункте 4 настоящей статьи, не используется для демонстрации достижения принимающей Стороной определяемого на национальном уровне вклада, если оно используется другой Стороной для демонстрации достижения ее определяемого на национальном уровне вклада.

6. Конференция Сторон, действующая в качестве совещания Сторон настоящего Соглашения, обеспечивает, чтобы часть поступлений от деятельности в рамках механизма, упомянутого в пункте 4 настоящей статьи, использовалась для покрытия административных расходов, а также для оказания помощи Сторонам, являющимся развивающимися странами, которые особенно уязвимы к неблагоприятным последствиям изменения климата, в покрытии расходов на адаптацию.

7. Конференция Сторон, действующая в качестве совещания Сторон настоящего Соглашения, принимает правила, условия и процедуры для механизма, упомянутого в пункте 4 настоящей статьи, на своей первой сессии.

8. Стороны признают важность комплексных, целостных и сбалансированных нерыночных подходов, имеющихся в распоряжении Сторон, для оказания содействия в осуществлении их определяемых на национальном уровне вкладов в контексте устойчивого развития и искоренения нищеты скоординированным и эффективным образом, в том числе через посредство, помимо прочего, предотвращения изменения климата, адаптации, финансирования, передачи технологий и укрепления потенциала, в зависимости от обстоятельств. Эти подходы имеют целью:

a) повышение амбициозности действий по предотвращению изменения климата и адаптации;

b) расширение участия государственного и частного секторов в осуществлении определяемых на национальном уровне вкладов; и

Читайте также: