Парижское соглашение по климату 2015 кратко
Обновлено: 20.05.2024
Пять лет назад 196 стран-участниц Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН) на конференции в Париже приняли новое долгосрочное соглашение о совместных действиях, а также пакет вспомогательных решений. Формально соглашение вступило в силу с 2020 года, а Россия стала его полноправным членом в 2019 году, однако по сути действия начались сразу – в конце 2015 года. Поэтому Всемирный фонд дикой природы (WWF) решил подвести итоги за пять лет.
В Париже страны приняли решение, что к 2020 году общий объем средств климатического финансирования – помощи от наиболее развитых стран самым слабым и уязвимым – достигнет 100 млрд долларов в год. Это включает, прежде всего, три главных компонента: средства международных банков развития, национальных агентств международной помощи и частные средства, мобилизованные по государственным каналам. Очень небольшую, но важную часть составляют средства Зеленого климатического фонда, специально созданного на конференции в Париже. Промежуточные итоги и оценки показывают, что в целом страны успешно выходят на этот показатель. Роль России здесь пока невелика, в РКИК ООН наша страна – добровольный донор наиболее слабых государств, оказывающий помощь по мере возможности, в частности через Программу развития ООН.
Адаптация идет по миру полным ходом. В прошедшем году стала более активно действовать и Россия. Утвержден первый этап Национального плана адаптации, пока на 2020-2022 годы. По нему уже готовы институциональные и методические документы, предстоит подготовить планы адаптации отраслей экономики. На следующем этапе дойдет очередь и до региональных действий.
Сначала Европейский союз принял решение к 2050 году достичь углеродной нейтральности, то есть снизить выбросы раз в 10, а оставшееся компенсировать деятельностью по поглощению СО2 из атмосферы, в частности лесами. Затем Китай заявил о движении к углеродной нейтральности к 2060 году; Япония, Южная Корея и Канада – к 2050 году. Новая администрация США наверняка кардинально изменит государственную климатическую политику и примет сходную цель на середину века. По мнению WWF России, этот путь неизбежен и для нашей страны. Действия наших торговых партнеров, ведущих мировых компаний, крупнейших городов и бизнес-ассоциаций, действия инвесторов однозначно показывают, что именно развитие с низкими уровнями выбросов парниковых газов – глобальный, стратегический путь мировой экономики.
Фото в анонсе и заставке: (с) Chris Martin Bahr / WWF-Canon.
Климат меняется, это очевидно. Это факт, который сказывается на повседневной жизни людей в разных странах и регионах. Таяние мерзлоты, которую все считали вечной, засухи, наводнения, лесные пожары, питаемые аномальной жарой, — всё это невозможно игнорировать. Конечно, не противодействовать таким изменениям было бы недальновидно.
Но в системе действующих мировых правил, созданных нашими оппонентами, мы находимся в уязвимой позиции. Единственный путь для России — добиваться лидерства в мировой климатической повестке, формируя новые смыслы, новые правила и условия взаимодействия. Возможно ли это? И что мы можем для этого предпринять?
Проблемы внутрироссийского восприятия климатической повестки
Одна из первостепенных задач — это преодоление наших внутристрановых проблем восприятия ситуации. Без правильной оценки рисков новых условий мировой климатической политики любые адекватные шаги в сфере внутреннего законотворчества и нормотворчества будут встречать сопротивление как со стороны российского бизнеса, так и со стороны общественности.
Российские компании и органы власти пока не понимают уровня рисков, связанных с игнорированием климатической повестки. Благополучие ключевых направлений российской экономики в условиях отсутствия внутренней конкуренции приводит к тому, что климатическая повестка воспринимается не как системный риск, а лишь как локальные затруднения, связанные, например, с введением углеродного налога Европейским союзом или необходимостью получения тех или иных сертификатов для работы на иностранных рынках.
Ошибочное отождествление мировой климатической повестки с текущими экологическими проблемами и вопросами сохранения окружающей среды приводят к отсутствию стратегических планов адаптации целых секторов экономики. Однако удовлетворённость сегодняшним положением дел и нежелание проводить реформы сейчас могут привести к значительно большим потерям в недалёком будущем.
Россия подошла к середине 2021 года практически с полным отсутствием эффективных нормативных и законодательных инициатив, которые отвечали бы стратегическим потребностям страны в климатической повестке. Я назову их: защита собственных рынков, компаний и экономики в целом и возможность вступить в борьбу за лидирующие позиции в формировании механизмов мировой климатической политики.
Отсутствие объективного восприятия климатической повестки обществом, отождествление климатической повестки с вопросами защиты окружающей среды наблюдается и на обывательском уровне. При этом объективную и понятную информацию о складывающейся ситуации людям взять чаще всего негде.
Результат — многочисленные спекуляции. Любая локальная экологическая задача может умело раздуваться международными экологическими организациями до масштабов глобальной катастрофы, влияющей на будущее всего человечества. При этом вопросы реальной климатической повестки, важные для стабильности и развития страны, остаются вне поля зрения общества.
Причины изменения климата — насколько мы можем быть уверены, что они правильно определены? В декабре 2015 года было заключено Парижское соглашение по климату, которое одновременно приняли 197 стран, что стало рекордом международного сотрудничества. Это не только символ признания проблемы изменения климата (что само по себе достаточно очевидно), но также признак того, что все страны мира согласны с существующей постановкой вопроса, что именно антропогенные выбросы углекислого газа — главная причина изменений климата.
Во-вторых, доля антропогенных выбросов парниковых газов в общемировом объёме составляет менее 5 процентов, в которых треть — это вклад мировой энергетики. А 95 процентов выбросов — это природные факторы.
Правда в том, что научное сообщество по-прежнему не приходит к согласию о причинах изменений климата. Мы по-прежнему больше не знаем, чем знаем. Можно сказать, что антропогенные выбросы СО2 как причина изменения климата — это наиболее приемлемая из известных в настоящее время версий. Но это не значит, что она истинна.
Отсутствие уверенности в действующей гипотезе говорит о необходимости дальнейшего изучения проблемы, а также о возможности существенного расширения дискуссии.
Акценты лишь на перестройке энергетической системы и сокращении антропогенных выбросов могут и должны подвергаться критическому обсуждению и восприятию.
Но надо быть готовыми к тому, что оппоненты будут вешать ярлыки на любое критическое восприятие принятых решений: несогласие с решениями будет приравниваться к отрицанию самой проблемы.
Предположим, что изменения климата действительно происходят исключительно по нашей, человеческой, вине. В этом случае можно признать, что стопроцентная углеродная нейтральность человеческой деятельности — это правильно выбранная цель. Однако стратегии её достижения могут быть разные.
Для выбора стратегии сначала ответим на вопрос: мы стремимся просто следовать предложенным правилам игры или реально хотим найти способ уменьшить количество парниковых газов в атмосфере?
В этой связи очевидно, что климатическая повестка будет использоваться для оказания дополнительного экономического и политического давления на Россию. Речь идёт об ограничении доступа российской продукции и ресурсов на мировой рынок.
При этом наблюдается очевидный конфликт интересов. Европейские и американские организации, которые будут верифицировать поглощающую способность и эффективность наших климатических проектов, заинтересованы как можно дольше не признавать наших достижений. Ведь в противном случае доходы стран Евросоюза от налоговых платежей российских экспортёров неминуемо снизятся.
Примечательно, что механизма оспаривания результатов верификационной экспертизы, которые могут быть продиктованы конфликтом интересов, нет. Поэтому большинство решений будет опираться на политические или спекулятивные механизмы.
В рамках пассивной стратегии Россия должна будет оперативно и решительно снизить добычу и потребление всего, что выбрасывает СО2. Это прежде всего топливо — нефть и газ. Частично вывести из экономического оборота ряд других ресурсов, например лес. Полностью перестроить большую часть производств.
Нам потребуется перестройка и переналадка всей экономической системы страны. Кто будет за это платить? Конечно, можно говорить, что за это будут платить компании или бюджет. Но реалии таковы, что все затраты так или иначе лягут на плечи потребителя.
Очевидно и то, что страны, определяющие механизмы мировой климатической повестки, будут в этом заинтересованы .
Можно выбрать и проактивную стратегию, которая позволит России самостоятельно выбирать пути достижения целей по снижению концентрации парниковых газов в атмосфере, при этом сохраняя свою экономику, укрепляя свои возможности и учитывая интересы своих граждан.
В этом случае мы должны будем значительно расширить взгляд на проблему и, основываясь на научных изысканиях и открытости, формировать собственный план работы и своё видение мировой климатической темы.
Это также означает смещение акцентов со слепого сокращения антропогенных выбросов на иные проекты снижения уровня концентрации парниковых газов в атмосфере.
Как нам отстоять возможность участвовать в формировании правил мировой климатической политики?
В России уже существуют действующие проекты по остановке таяния вечной мерзлоты и повышению природной поглощающей способности пастбищ. Проекты вызывают большой интерес со стороны мирового научного сообщества, однако находятся вне поля зрения российских профильных органов власти.
Тем не менее в отличие от проектов по сокращению техногенных выбросов СО2 они не столь затратные, но при этом одновременно способствуют и улучшению окружающей среды, и увеличению биоразнообразия.
Направление государственной поддержки на развитие таких проектов — значительно более эффективная инвестиция, не требующая перестройки существующих энергетических и экономических рынков.
Усилить учёт поглощающей способности российских лесов.
Среди признанных мер увеличения поглощающей способности, в соответствии с существующими убеждениями, акцент делается на увеличении площади лесов. Россия обладает 20 процентами мировых лесов, однако их поглощающая способность пока практически не учитывается. Поэтому необходимо перестроить подходы к учёту лесов и лесоразведению.
Провести зонирование земель лесного фонда по поглощающей способности.
Ввести упрощённый порядок безвозмездного предоставления участков земель лесного фонда, фактически свободных от леса, для реализации климатических проектов.
Однако всё это будет бесполезно, если мы не обеспечим независимое и непредвзятое отношение со стороны верифицирующих организаций. Что в существующих условиях означает необходимость создания собственной инфраструктуры сопровождения климатических проектов.
Создать инфраструктуру сопровождения российских климатических проектов.
Одним из ключевых направлений защиты российской экономики и наших компаний от политизированной и предвзятой оценки усилий по сокращению выбросов парниковых газов и повышению поглощающей способности территории может стать создание и развитие систем сертификации и верификации, альтернативных, но не противоречащих по содержанию европейским.
Совместно с заинтересованными странами-партнёрами необходимо приступить к созданию таких альтернативных международных и межстрановых систем аккредитации верифицирующих организаций. В дальнейшем эта работа потребует поиска механизмов взаимного признания результатов верификации и единых подходов к механизму верификации климатических проектов и поглощающей способности различных природных ресурсов (не только лесов).
Укрепить значение атомной энергетики.
Развитие внутренних методик и стандартов ESG-информирования.
Критики введения требований к раскрытию ESG-информации (англ. — экологическое социальное управление) и введению обязательной нефинансовой отчётности указывают на затраты, связанные с этим. Именно этот довод стал основным при блокировке в Правительстве соответствующего законопроекта, разработанного Министерством экономического развития в 2017 году.
Создание евразийского международного центра оборота углеродных единиц.
Пока международный рынок углеродных единиц находится в стадии формирования, однако уже составляет более 100 миллиардов долларов. В ближайшие годы он будет расти в геометрической прогрессии. Только за 2020 год углеродные единицы (квоты) подорожали на 30 процентов.
Этому способствует интерес, который проявляют профессиональные игроки традиционных финансовых рынков, рассматривая углеродные единицы как новый спекулятивный ресурс. Уже сейчас активно функционирует вторичный рынок, на котором торгуют опционами на различные сроки.
Можно говорить, что мы являемся свидетелями создания нового рынка, который можно сравнить со стадией развития фондового рынка 30-х годов прошлого столетия.
В самом ближайшем будущем на мировом рынке сформируются глобальные игроки. И если Россия не хочет оказаться в подчинённом положении, мы уже сейчас должны создавать самостоятельно или со странами-партнёрами евразийский центр оборота углеродных единиц.
Активизация научных исследований.
Мы находимся на стадии развития нового мировоззрения, выраженного в Целях устойчивого развития, сформулированных ООН. Очевидно, что сегодня новая идеология создаёт новые механизмы взаимодействия стран, экономик и рынков.
Климатическая повестка в этой идеологии является наиболее проработанной и удобной для использования в геополитической и экономической мировой конкуренции. Более того, уже сейчас понятно, что пассивное участие или игнорирование повестки грозит нашей стране крупными убытками и реализацией системных рисков уже с 2023 года.
Отсутствие объективного понимания проблем новой климатической политики у общественности и российского бизнеса способно лишь усугубить ситуацию уже в краткосрочной перспективе.
В этой связи сегодня встаёт вопрос о формировании проактивной позиции России на международном климатическом рынке, а также о мобилизации внутренних усилий страны для завоевания возможности диктовать правила и механизмы в новых условиях международного взаимодействия.
Стороны настоящего Соглашения,
во исполнение мандата Дурбанской платформы для более активных действий, учрежденной решением 1/СР.17 Конференции Сторон Конвенции на ее семнадцатой сессии,
стремясь к цели Конвенции и в соответствии с ее принципами, в том числе с принципами справедливости и общей, но дифференцированной ответственности и соответствующих возможностей, в свете различных национальных условий,
признавая необходимость в эффективном и прогрессивном реагировании на срочную угрозу изменения климата на основе наилучших имеющихся научных знаний,
также признавая конкретные потребности и особые обстоятельства Сторон, являющихся развивающимися странами, особенно тех, которые особо уязвимы к неблагоприятным последствиям изменения климата, как это предусмотрено в Конвенции,
полностью принимая во внимание конкретные потребности и особые условия наименее развитых стран в отношении финансирования и передачи технологий,
признавая, что Стороны могут страдать не только от изменения климата, но также от воздействий мер, принимаемых в целях реагирования на него,
подчеркивая неразрывную связь действий по борьбе с изменением климата, мер реагирования на изменение климата и воздействий изменения климата со справедливым доступом к устойчивому развитию и ликвидацией нищеты,
признавая основополагающий приоритет обеспечения продовольственной безопасности и ликвидации голода и особую уязвимость систем производства продовольствия к неблагоприятным последствиям изменения климата,
принимая во внимание настоятельную необходимость справедливых изменений в области рабочей силы и создания достойных условий труда и качественных рабочих мест в соответствии с определяемыми на национальном уровне приоритетами развития,
признавая, что изменение климата является общей озабоченностью человечества, Сторонам следует, при осуществлении действий в целях решения проблем, связанных с изменением климата, уважать, поощрять и принимать во внимание свои соответствующие обязательства в области прав человека, право на здоровье, права коренных народов, местных общин, мигрантов, детей, инвалидов и лиц, находящихся в уязвимом положении, и право на развитие, а также гендерное равенство, расширение прав и возможностей женщин и межпоколенческую справедливость,
признавая важность сохранения и увеличения, в зависимости от обстоятельств, поглотителей и накопителей парниковых газов, упомянутых в Конвенции,
отмечая важность обеспечения целостности всех экосистем, включая океаны, и защиты биоразнообразия, признаваемых некоторыми культурами как Мать-Земля, и отмечая важность для некоторых концепции "климатическая справедливость", при осуществлении действий по решению проблем, связанных с изменением климата,
подтверждая важность просвещении, подготовки кадров, информирования общественности, участия общественности, доступа общественности к информации и сотрудничества на всех уровнях по вопросам, рассматриваемым в настоящем Соглашении,
признавая важность задействования всех уровней правительства и различных субъектов, согласно соответствующему национальному законодательству Сторон, в решении проблем, связанных с изменением климата,
также признавая, что устойчивые образы жизни и рациональные модели потребления и производства, при ведущей роли Сторон, являющихся развитыми странами, играют важную роль в решении проблем, связанных с изменением климата,
договорились о следующем:
Статья 1
Для целей настоящего Соглашения применяются все определения, содержащиеся в статье 1 Конвенции. В добавление к этому:
b) "Конференция Сторон" означает Конференцию Сторон Конвенции.
c) "Сторона" означает Сторону настоящего Соглашения.
Статья 2
1. Настоящее Соглашение, активизируя осуществление Конвенции, включая ее цель, направлено на укрепление глобального реагирования на угрозу изменения климата в контексте устойчивого развития и усилий по искоренению нищеты, в том числе посредством:
a) удержания прироста глобальной средней температуры намного ниже 2°С сверх доиндустриальных уровней и приложения усилий в целях ограничения роста температуры до 1,5°С, признавая, что это значительно сократит риски и воздействия изменения климата;
b) повышения способности адаптироваться к неблагоприятным воздействиям изменения климата и содействия сопротивляемости к изменению климата и развитию при низком уровне выбросов парниковых газов таким образом, который не ставит под угрозу производство продовольствия; и
c) приведения финансовых потоков в соответствие с траекторией в направлении развития, характеризующегося низким уровнем выбросов и сопротивляемостью к изменению климата.
2. Настоящее Соглашение будет осуществляться таким образом, чтобы отразить справедливость и принцип общей, но дифференцированной ответственности и соответствующих возможностей в свете различных национальных условий.
Статья 3
В качестве определяемых на национальном уровне вкладов в глобальное реагирование на изменение климата все Стороны должны предпринимать и сообщать амбициозные усилия, как это определено в статьях 4, 7, 9, 10, 11 и 13, в целях выполнения задачи настоящего Соглашения, как она изложена в статье 2. Усилия всех Сторон будут представлять собой продвижение вперед с течением времени, при признании необходимости оказания поддержки Сторонам, являющимся развивающимися странами, в целях эффективного осуществления настоящего Соглашения.
Статья 4
1. Для достижения долгосрочной глобальной температурной цели, установленной в статье 2, Стороны стремятся как можно скорее достичь глобального пика выбросов парниковых газов, признавая, что достижение такого пика потребует более длительного времени у Сторон, являющихся развивающимися странами, а также добиться впоследствии быстрых сокращений в соответствии с наилучшими имеющимися научными знаниями, в целях достижения сбалансированности между антропогенными выбросами из источников и абсорбцией поглотителями парниковых газов во второй половине этого века на основе справедливости и в контексте устойчивого развития и усилий по искоренению нищеты.
2. Каждая Сторона подготавливает, сообщает и сохраняет последовательные определяемые на национальном уровне вклады, которых она намеревается достичь. Стороны принимают внутренние меры по предотвращению изменения климата, с тем чтобы достичь целей таких вкладов.
3. Каждый последующий определяемый на национальном уровне вклад Стороны будет представлять собой продвижение вперед сверх текущего определяемого на национальном уровне вклада и отражает ее как можно более высокую амбициозность, отражая ее общую, но дифференцированную ответственность и соответствующие возможности, в свете различных национальных условий.
4. Сторонам, являющимся развитыми странами, следует продолжать выполнять ведущую роль путем установления целевых показателей абсолютного сокращения выбросов в масштабах всей экономики. Сторонам, являющимся развивающимися странами, следует продолжать активизировать свои усилия по предотвращению изменения климата, и к ним обращается призыв перейти со временем к целевым показателям ограничения или сокращения выбросов в масштабах всей экономики в свете различных национальных условий.
5. Сторонам, являющимся развивающимися странами, предоставляется поддержка для осуществления настоящей статьи в соответствии со статьями 9, 10 и 11 при признании того, что более значительная поддержка для Сторон, являющихся развивающимися странами, позволит повысить амбициозность их действий.
6. Наименее развитые страны и малые островные развивающиеся государства могут подготавливать и сообщать стратегии, планы и действия в целях развития при низком уровне выбросов парниковых газов, отражающих их особые условия.
7. Сопутствующие выгоды для предотвращения изменения климата в результате действий по адаптации и/или планов диверсификации экономики Сторон могут способствовать результатам в области предотвращения изменения климата согласно настоящей статье.
9. Каждая Сторона сообщает определяемый на национальном уровне вклад раз в пять лет в соответствии с решением 1/СР.21 и соответствующими решениями Конференции Сторон, действующей в качестве совещания Сторон настоящего Соглашения, и использует в качестве информационной основы результаты глобального подведения итогов, упомянутого в статье 14.
10. Конференции Сторон, действующая в качестве совещания Сторон настоящего Соглашения, рассматривает вопрос об общих сроках для определяемых на национальном уровне вкладов на своей первой сессии.
11. Сторона может в любое время скорректировать свой существующий определяемый на национальном уровне вклад в целях повышения его уровня амбициозности в соответствии с руководящими указаниями, принятыми Конференцией Сторон, действующей в качестве совещания Сторон настоящего Соглашения.
12. Определяемые на национальном уровне вклады, сообщенные Сторонами, регистрируются в публичном реестре, который ведется секретариатом.
13. Стороны ведут учет своих определяемых на национальном уровне вкладов. При учете антропогенных выбросов и абсорбции, соответствующих их определяемым на национальном уровне вкладам, Стороны способствуют экологической целостности, транспарентности, точности, полноте, сопоставимости и согласованности, а также обеспечивают недопущение двойного учета в соответствии с руководящими указаниями, принятыми Конференцией Сторон, действующей в качестве совещания Сторон настоящего Соглашения.
14. В контексте своих определяемых на национальном уровне вкладов при признании и осуществлении действий по предотвращению изменения климата в отношении антропогенных выбросов и абсорбции Сторонам следует принимать во внимание надлежащим образом существующие методы и руководящие указания согласно Конвенции в свете положений пункта 13 настоящей статьи.
15. Стороны принимают во внимание при осуществлении настоящего Соглашения обеспокоенности Сторон, экономика которых наиболее пострадала от воздействий мер реагирования, особенно Сторон, являющихся развивающимися странами.
16. Стороны, в том числе региональные организации экономической интеграции и их государства-члены, которые достигли соглашения действовать совместно согласно пункту 2 настоящей статьи, уведомляют секретариат об условиях этого соглашения, в том числе об уровне выбросов, установленного для каждой Стороны на соответствующий период времени, когда они сообщают свой определяемый на национальном уровне вклад. Секретариат в свою очередь информирует Стороны и сигнатариев Конвенции об условиях этого соглашения.
17. Каждая Сторона такого соглашения несет ответственность за свой уровень выбросов, как он установлен в соглашении, упомянутом в пункте 16 настоящей статьи, в соответствии с пунктами 13 и 14 настоящей статьи и статьями 13 и 15.
18. Если Стороны, действующие совместно, делают это в рамках региональной организации экономической интеграции, которая сама является Стороной настоящего Соглашения, или вместе с ней, каждое государство - член этой региональной организации экономической интеграции индивидуально и вместе с региональной организацией экономической интеграции несет ответственность за свои уровень выбросов, как он установлен в соглашении, о котором было сообщено согласно пункту 16 настоящей статьи, в соответствии с пунктами 13 и 14 настоящей статьи и статьями 13 и 15.
19. Всем Сторонам следует стремиться формулировать и сообщать долгосрочные стратегии развития с низким уровнем выбросов парниковых газов с учетом статьи 2, принимая во внимание свою общую, но дифференцированную ответственность и соответствующие возможности, в свете различных национальных условий.
Статья 5
1. Сторонам следует предпринимать действия по охране и повышению качества, в соответствующих случаях, поглотителей и накопителей парниковых газов, как это упомянуто в статье 4, пункт 1 (d), Конвенции, включая леса.
2. К Сторонам обращается призыв предпринимать действия по осуществлению и поддержке, в том числе при помощи основанных на результатах выплат, существующих рамок, как они изложены в соответствующих руководящих указаниях и решениях, уже принятых согласно Конвенции, для: политических подходов и позитивных стимулов для деятельности, связанной с сокращением выбросов в результате обезлесения и деградации лесов и с ролью сохранения лесов, устойчивого управления лесами и увеличения накоплений углерода в лесах в развивающихся странах; и альтернативных политических подходов, таких как подходы, сочетающие предотвращение изменения климата и адаптацию, в целях комплексного и устойчивого управления лесами, при подтверждении важности стимулирования надлежащим образом неуглеродных выгод, связанных с такими подходами.
Статья 6
1. Стороны признают, что некоторые Стороны используют добровольное сотрудничество при осуществлении своих определяемых на национальном уровне вкладов, с тем чтобы создать возможности для повышения амбициозности их действий по предотвращению изменения климата и адаптации и поощрения устойчивого развития и экологической целостности.
2. Стороны, когда они участвуют на добровольной основе в совместных подходах, которые включают использование передаваемых на международном уровне результатов предотвращения изменения климата для целей определяемых на национальном уровне вкладов, поощряют устойчивое развитие и обеспечивают экологическую целостность и транспарентность, в том числе в сфере управления, и применяют надежный учет для обеспечения, помимо прочего, недопущения двойного учета в соответствии с руководящими указаниями, принятыми Конференцией Сторон, действующей в качестве совещания Сторон настоящего Соглашения.
3. Использование передаваемых на международном уровне результатов предотвращения изменения климата для достижения определяемых на национальном уровне вкладов согласно настоящему Соглашению осуществляется на добровольной основе и с разрешения участвующих Сторон.
4. Настоящим учреждается механизм для содействия сокращению выбросов парниковых газов и поддержки устойчивого развития, под руководством и управлением Конференции Сторон, действующей в качестве совещания Сторон Парижского соглашения, для использования Сторонами на добровольной основе. Он функционирует под надзором органа, назначенного Конференцией Сторон, действующей в качестве совещания Сторон настоящего Соглашения, и имеет целью:
a) содействие сокращению выбросов парниковых газов при поощрении устойчивого развития;
b) стимулирование и поощрение участия государственных и частных субъектов, уполномоченных Стороной, в сокращении выбросов парниковых газов;
c) содействие сокращению уровней выбросов в принимающей Стороне, которая будет получать выгоды от деятельности по предотвращению изменения климата, результатом которой являются сокращения выбросов, которые могут также использоваться другой Стороной для выполнения своего определяемого на национальном уровне вклада; и
d) обеспечение общего сокращения глобальных выбросов.
5. Сокращение выбросов, являющееся результатом применения механизма, упомянутого в пункте 4 настоящей статьи, не используется для демонстрации достижения принимающей Стороной определяемого на национальном уровне вклада, если оно используется другой Стороной для демонстрации достижения ее определяемого на национальном уровне вклада.
6. Конференция Сторон, действующая в качестве совещания Сторон настоящего Соглашения, обеспечивает, чтобы часть поступлений от деятельности в рамках механизма, упомянутого в пункте 4 настоящей статьи, использовалась для покрытия административных расходов, а также для оказания помощи Сторонам, являющимся развивающимися странами, которые особенно уязвимы к неблагоприятным последствиям изменения климата, в покрытии расходов на адаптацию.
7. Конференция Сторон, действующая в качестве совещания Сторон настоящего Соглашения, принимает правила, условия и процедуры для механизма, упомянутого в пункте 4 настоящей статьи, на своей первой сессии.
8. Стороны признают важность комплексных, целостных и сбалансированных нерыночных подходов, имеющихся в распоряжении Сторон, для оказания содействия в осуществлении их определяемых на национальном уровне вкладов в контексте устойчивого развития и искоренения нищеты скоординированным и эффективным образом, в том числе через посредство, помимо прочего, предотвращения изменения климата, адаптации, финансирования, передачи технологий и укрепления потенциала, в зависимости от обстоятельств. Эти подходы имеют целью:
a) повышение амбициозности действий по предотвращению изменения климата и адаптации;
b) расширение участия государственного и частного секторов в осуществлении определяемых на национальном уровне вкладов; и
Стороны настоящего Соглашения,
во исполнение мандата Дурбанской платформы для более активных действий, учрежденной решением 1/СР.17 Конференции Сторон Конвенции на ее семнадцатой сессии,
стремясь к цели Конвенции и в соответствии с ее принципами, в том числе с принципами справедливости и общей, но дифференцированной ответственности и соответствующих возможностей, в свете различных национальных условий,
признавая необходимость в эффективном и прогрессивном реагировании на срочную угрозу изменения климата на основе наилучших имеющихся научных знаний,
также признавая конкретные потребности и особые обстоятельства Сторон, являющихся развивающимися странами, особенно тех, которые особо уязвимы к неблагоприятным последствиям изменения климата, как это предусмотрено в Конвенции,
полностью принимая во внимание конкретные потребности и особые условия наименее развитых стран в отношении финансирования и передачи технологий,
признавая, что Стороны могут страдать не только от изменения климата, но также от воздействий мер, принимаемых в целях реагирования на него,
подчеркивая неразрывную связь действий по борьбе с изменением климата, мер реагирования на изменение климата и воздействий изменения климата со справедливым доступом к устойчивому развитию и ликвидацией нищеты,
признавая основополагающий приоритет обеспечения продовольственной безопасности и ликвидации голода и особую уязвимость систем производства продовольствия к неблагоприятным последствиям изменения климата,
принимая во внимание настоятельную необходимость справедливых изменений в области рабочей силы и создания достойных условий труда и качественных рабочих мест в соответствии с определяемыми на национальном уровне приоритетами развития,
признавая, что изменение климата является общей озабоченностью человечества, Сторонам следует, при осуществлении действий в целях решения проблем, связанных с изменением климата, уважать, поощрять и принимать во внимание свои соответствующие обязательства в области прав человека, право на здоровье, права коренных народов, местных общин, мигрантов, детей, инвалидов и лиц, находящихся в уязвимом положении, и право на развитие, а также гендерное равенство, расширение прав и возможностей женщин и межпоколенческую справедливость,
признавая важность сохранения и увеличения, в зависимости от обстоятельств, поглотителей и накопителей парниковых газов, упомянутых в Конвенции,
отмечая важность обеспечения целостности всех экосистем, включая океаны, и защиты биоразнообразия, признаваемых некоторыми культурами как Мать-Земля, и отмечая важность для некоторых концепции "климатическая справедливость", при осуществлении действий по решению проблем, связанных с изменением климата,
подтверждая важность просвещении, подготовки кадров, информирования общественности, участия общественности, доступа общественности к информации и сотрудничества на всех уровнях по вопросам, рассматриваемым в настоящем Соглашении,
признавая важность задействования всех уровней правительства и различных субъектов, согласно соответствующему национальному законодательству Сторон, в решении проблем, связанных с изменением климата,
также признавая, что устойчивые образы жизни и рациональные модели потребления и производства, при ведущей роли Сторон, являющихся развитыми странами, играют важную роль в решении проблем, связанных с изменением климата,
договорились о следующем:
Статья 1
Для целей настоящего Соглашения применяются все определения, содержащиеся в статье 1 Конвенции. В добавление к этому:
b) "Конференция Сторон" означает Конференцию Сторон Конвенции.
c) "Сторона" означает Сторону настоящего Соглашения.
Статья 2
1. Настоящее Соглашение, активизируя осуществление Конвенции, включая ее цель, направлено на укрепление глобального реагирования на угрозу изменения климата в контексте устойчивого развития и усилий по искоренению нищеты, в том числе посредством:
a) удержания прироста глобальной средней температуры намного ниже 2°С сверх доиндустриальных уровней и приложения усилий в целях ограничения роста температуры до 1,5°С, признавая, что это значительно сократит риски и воздействия изменения климата;
b) повышения способности адаптироваться к неблагоприятным воздействиям изменения климата и содействия сопротивляемости к изменению климата и развитию при низком уровне выбросов парниковых газов таким образом, который не ставит под угрозу производство продовольствия; и
c) приведения финансовых потоков в соответствие с траекторией в направлении развития, характеризующегося низким уровнем выбросов и сопротивляемостью к изменению климата.
2. Настоящее Соглашение будет осуществляться таким образом, чтобы отразить справедливость и принцип общей, но дифференцированной ответственности и соответствующих возможностей в свете различных национальных условий.
Статья 3
В качестве определяемых на национальном уровне вкладов в глобальное реагирование на изменение климата все Стороны должны предпринимать и сообщать амбициозные усилия, как это определено в статьях 4, 7, 9, 10, 11 и 13, в целях выполнения задачи настоящего Соглашения, как она изложена в статье 2. Усилия всех Сторон будут представлять собой продвижение вперед с течением времени, при признании необходимости оказания поддержки Сторонам, являющимся развивающимися странами, в целях эффективного осуществления настоящего Соглашения.
Статья 4
1. Для достижения долгосрочной глобальной температурной цели, установленной в статье 2, Стороны стремятся как можно скорее достичь глобального пика выбросов парниковых газов, признавая, что достижение такого пика потребует более длительного времени у Сторон, являющихся развивающимися странами, а также добиться впоследствии быстрых сокращений в соответствии с наилучшими имеющимися научными знаниями, в целях достижения сбалансированности между антропогенными выбросами из источников и абсорбцией поглотителями парниковых газов во второй половине этого века на основе справедливости и в контексте устойчивого развития и усилий по искоренению нищеты.
2. Каждая Сторона подготавливает, сообщает и сохраняет последовательные определяемые на национальном уровне вклады, которых она намеревается достичь. Стороны принимают внутренние меры по предотвращению изменения климата, с тем чтобы достичь целей таких вкладов.
3. Каждый последующий определяемый на национальном уровне вклад Стороны будет представлять собой продвижение вперед сверх текущего определяемого на национальном уровне вклада и отражает ее как можно более высокую амбициозность, отражая ее общую, но дифференцированную ответственность и соответствующие возможности, в свете различных национальных условий.
4. Сторонам, являющимся развитыми странами, следует продолжать выполнять ведущую роль путем установления целевых показателей абсолютного сокращения выбросов в масштабах всей экономики. Сторонам, являющимся развивающимися странами, следует продолжать активизировать свои усилия по предотвращению изменения климата, и к ним обращается призыв перейти со временем к целевым показателям ограничения или сокращения выбросов в масштабах всей экономики в свете различных национальных условий.
5. Сторонам, являющимся развивающимися странами, предоставляется поддержка для осуществления настоящей статьи в соответствии со статьями 9, 10 и 11 при признании того, что более значительная поддержка для Сторон, являющихся развивающимися странами, позволит повысить амбициозность их действий.
6. Наименее развитые страны и малые островные развивающиеся государства могут подготавливать и сообщать стратегии, планы и действия в целях развития при низком уровне выбросов парниковых газов, отражающих их особые условия.
7. Сопутствующие выгоды для предотвращения изменения климата в результате действий по адаптации и/или планов диверсификации экономики Сторон могут способствовать результатам в области предотвращения изменения климата согласно настоящей статье.
9. Каждая Сторона сообщает определяемый на национальном уровне вклад раз в пять лет в соответствии с решением 1/СР.21 и соответствующими решениями Конференции Сторон, действующей в качестве совещания Сторон настоящего Соглашения, и использует в качестве информационной основы результаты глобального подведения итогов, упомянутого в статье 14.
10. Конференции Сторон, действующая в качестве совещания Сторон настоящего Соглашения, рассматривает вопрос об общих сроках для определяемых на национальном уровне вкладов на своей первой сессии.
11. Сторона может в любое время скорректировать свой существующий определяемый на национальном уровне вклад в целях повышения его уровня амбициозности в соответствии с руководящими указаниями, принятыми Конференцией Сторон, действующей в качестве совещания Сторон настоящего Соглашения.
12. Определяемые на национальном уровне вклады, сообщенные Сторонами, регистрируются в публичном реестре, который ведется секретариатом.
13. Стороны ведут учет своих определяемых на национальном уровне вкладов. При учете антропогенных выбросов и абсорбции, соответствующих их определяемым на национальном уровне вкладам, Стороны способствуют экологической целостности, транспарентности, точности, полноте, сопоставимости и согласованности, а также обеспечивают недопущение двойного учета в соответствии с руководящими указаниями, принятыми Конференцией Сторон, действующей в качестве совещания Сторон настоящего Соглашения.
14. В контексте своих определяемых на национальном уровне вкладов при признании и осуществлении действий по предотвращению изменения климата в отношении антропогенных выбросов и абсорбции Сторонам следует принимать во внимание надлежащим образом существующие методы и руководящие указания согласно Конвенции в свете положений пункта 13 настоящей статьи.
15. Стороны принимают во внимание при осуществлении настоящего Соглашения обеспокоенности Сторон, экономика которых наиболее пострадала от воздействий мер реагирования, особенно Сторон, являющихся развивающимися странами.
16. Стороны, в том числе региональные организации экономической интеграции и их государства-члены, которые достигли соглашения действовать совместно согласно пункту 2 настоящей статьи, уведомляют секретариат об условиях этого соглашения, в том числе об уровне выбросов, установленного для каждой Стороны на соответствующий период времени, когда они сообщают свой определяемый на национальном уровне вклад. Секретариат в свою очередь информирует Стороны и сигнатариев Конвенции об условиях этого соглашения.
17. Каждая Сторона такого соглашения несет ответственность за свой уровень выбросов, как он установлен в соглашении, упомянутом в пункте 16 настоящей статьи, в соответствии с пунктами 13 и 14 настоящей статьи и статьями 13 и 15.
18. Если Стороны, действующие совместно, делают это в рамках региональной организации экономической интеграции, которая сама является Стороной настоящего Соглашения, или вместе с ней, каждое государство - член этой региональной организации экономической интеграции индивидуально и вместе с региональной организацией экономической интеграции несет ответственность за свои уровень выбросов, как он установлен в соглашении, о котором было сообщено согласно пункту 16 настоящей статьи, в соответствии с пунктами 13 и 14 настоящей статьи и статьями 13 и 15.
19. Всем Сторонам следует стремиться формулировать и сообщать долгосрочные стратегии развития с низким уровнем выбросов парниковых газов с учетом статьи 2, принимая во внимание свою общую, но дифференцированную ответственность и соответствующие возможности, в свете различных национальных условий.
Статья 5
1. Сторонам следует предпринимать действия по охране и повышению качества, в соответствующих случаях, поглотителей и накопителей парниковых газов, как это упомянуто в статье 4, пункт 1 (d), Конвенции, включая леса.
2. К Сторонам обращается призыв предпринимать действия по осуществлению и поддержке, в том числе при помощи основанных на результатах выплат, существующих рамок, как они изложены в соответствующих руководящих указаниях и решениях, уже принятых согласно Конвенции, для: политических подходов и позитивных стимулов для деятельности, связанной с сокращением выбросов в результате обезлесения и деградации лесов и с ролью сохранения лесов, устойчивого управления лесами и увеличения накоплений углерода в лесах в развивающихся странах; и альтернативных политических подходов, таких как подходы, сочетающие предотвращение изменения климата и адаптацию, в целях комплексного и устойчивого управления лесами, при подтверждении важности стимулирования надлежащим образом неуглеродных выгод, связанных с такими подходами.
Статья 6
1. Стороны признают, что некоторые Стороны используют добровольное сотрудничество при осуществлении своих определяемых на национальном уровне вкладов, с тем чтобы создать возможности для повышения амбициозности их действий по предотвращению изменения климата и адаптации и поощрения устойчивого развития и экологической целостности.
2. Стороны, когда они участвуют на добровольной основе в совместных подходах, которые включают использование передаваемых на международном уровне результатов предотвращения изменения климата для целей определяемых на национальном уровне вкладов, поощряют устойчивое развитие и обеспечивают экологическую целостность и транспарентность, в том числе в сфере управления, и применяют надежный учет для обеспечения, помимо прочего, недопущения двойного учета в соответствии с руководящими указаниями, принятыми Конференцией Сторон, действующей в качестве совещания Сторон настоящего Соглашения.
3. Использование передаваемых на международном уровне результатов предотвращения изменения климата для достижения определяемых на национальном уровне вкладов согласно настоящему Соглашению осуществляется на добровольной основе и с разрешения участвующих Сторон.
4. Настоящим учреждается механизм для содействия сокращению выбросов парниковых газов и поддержки устойчивого развития, под руководством и управлением Конференции Сторон, действующей в качестве совещания Сторон Парижского соглашения, для использования Сторонами на добровольной основе. Он функционирует под надзором органа, назначенного Конференцией Сторон, действующей в качестве совещания Сторон настоящего Соглашения, и имеет целью:
a) содействие сокращению выбросов парниковых газов при поощрении устойчивого развития;
b) стимулирование и поощрение участия государственных и частных субъектов, уполномоченных Стороной, в сокращении выбросов парниковых газов;
c) содействие сокращению уровней выбросов в принимающей Стороне, которая будет получать выгоды от деятельности по предотвращению изменения климата, результатом которой являются сокращения выбросов, которые могут также использоваться другой Стороной для выполнения своего определяемого на национальном уровне вклада; и
d) обеспечение общего сокращения глобальных выбросов.
5. Сокращение выбросов, являющееся результатом применения механизма, упомянутого в пункте 4 настоящей статьи, не используется для демонстрации достижения принимающей Стороной определяемого на национальном уровне вклада, если оно используется другой Стороной для демонстрации достижения ее определяемого на национальном уровне вклада.
6. Конференция Сторон, действующая в качестве совещания Сторон настоящего Соглашения, обеспечивает, чтобы часть поступлений от деятельности в рамках механизма, упомянутого в пункте 4 настоящей статьи, использовалась для покрытия административных расходов, а также для оказания помощи Сторонам, являющимся развивающимися странами, которые особенно уязвимы к неблагоприятным последствиям изменения климата, в покрытии расходов на адаптацию.
7. Конференция Сторон, действующая в качестве совещания Сторон настоящего Соглашения, принимает правила, условия и процедуры для механизма, упомянутого в пункте 4 настоящей статьи, на своей первой сессии.
8. Стороны признают важность комплексных, целостных и сбалансированных нерыночных подходов, имеющихся в распоряжении Сторон, для оказания содействия в осуществлении их определяемых на национальном уровне вкладов в контексте устойчивого развития и искоренения нищеты скоординированным и эффективным образом, в том числе через посредство, помимо прочего, предотвращения изменения климата, адаптации, финансирования, передачи технологий и укрепления потенциала, в зависимости от обстоятельств. Эти подходы имеют целью:
a) повышение амбициозности действий по предотвращению изменения климата и адаптации;
b) расширение участия государственного и частного секторов в осуществлении определяемых на национальном уровне вкладов; и
Читайте также: