Парижская мирная конференция 1946 кратко
Обновлено: 02.07.2024
Парижская мирная конференция 1946-го года была созвана для рассмотрения проектов нескольких мирных договоров. Заключение соглашений предполагалось между странами антигитлеровского союза, которые одержали победу в войне 1939-1945-го годов и бывшими германскими союзниками в Европе: Венгрией, Болгарией, Финляндией, Италией, Румынией.
Парижская мирная конференция проходила при участии СССР, Китая, Великобритании, БССР, США, Франции, Австралии. На заседаниях присутствовали представители Бельгии, Греции, Бразилии, Канады, Индии, Новой Зеландии, Польши. Парижская мирная конференция проходила также с участием УССР, Норвегии, Югославии, Южно-Африканского Союза, Эфиопии, Чехословакии. Ряд заинтересованных стран также получил возможность посредством своих представителей изложить свои позиции. Так, были представлены интересы Египта, Кубы, Мексики, Австрии, Албании, Ирака, Ирана.
Парижская мирная конференция проходила в острых столкновениях между западными делегациями и советскими представителями. СССР выступал в защиту национальной независимости всех народов. Западные же державы стремились в договорах закрепить за собой право вмешиваться во внутреннюю жизнь большинства бывших германских союзников.
Русский вопрос на Парижской мирной конференции обострялся достаточно часто, однако, благодаря твердой позиции советского правительства, были одобрены многие положения, принятые ранее в СМИДе. При этом западные страны использовали порядок принятия положений навязанным ими же способом – простым большинством. Это противоречило рекомендациям СМИДа, требовавшего в подобных случаях 2/3 голосов, то есть квалифицированного большинства. В результате Парижская мирная конференция ознаменована принятием нескольких неприемлемых рекомендаций, предложенных западными странами (например, об интернационализации Дуная).
Отдельные статьи проектов соглашений (те, которые не были согласованы) были рассмотрены на сессии СМИД в Америке (Нью-Йорке). Среди таких положений были статьи о греко-болгарских границах, репарациях с Италией, статусе Триеста, режимах судоходства на Дунае и прочие. Так, в ноябре-декабре 1946-го года подготовка положений к подписанию была завершена.
В следующем 1947-м году соглашения были подписаны. Парижские договора (мирные соглашения) были заключены 10-го февраля между бывшими германскими союзниками и странами-победительницами. Проекты, в соответствии с решениями, принятыми на Потсдамской конференции 45-го года, были рассмотрены и подготовлены на первом заседании Совета министров по иностранным делам (СМИД), на совещании министров по иностранным делам Великобритании, США и СССР в Москве в декабре 45-го года, совещаниях заместителей министров по иностранным делам в Лондоне. Кроме того, все статьи проектов договоров рассматривались и на Парижской конференции. Подписанные соглашения вступили в силу с 15-го сентября 1947-го года. Договора были подписаны с каждой из пяти стран теми державами-победительницами, которые находились с той или иной страной в состоянии войны.
Все соглашения были составлены однотипно. В них присутствует преамбула и постановления. Постановления отражают территориальные, военные, политические, экономические, а также вопросы о репарациях. Завершающие постановления касались толкований и методов исполнения договоров, порядка ратификации их и вступления в действие. Каждый договор содержал приложение, в котором давались разъяснения по ряду значимых вопросов, относящихся к статьям, а также особые положения, которые относились к литературной, художественной и промышленной собственности, тем контрактам, которые были заключены до войны. Во всех мирных соглашениях содержатся положения по срокам вывода войск.
29.07.1946 - 15.10.1946 Франция, Париж
Парижская мирная конференция 1946 – конференция международного уровня, которая была созвана для того, чтобы рассмотреть ряд мирных договоров которые заключались между союзниками и сторонниками германии, а именно Финляндией, Венгрией, Италией, Румынией и Болгарией.
Конференция проходила в Париже и длилась с 29 июля по 15 октября. На данной конференции были представлены такие государства как: США, Бельгия, СССР, Греция, Канада, Франция, Норвегия, Китай, Великобритания, Югославия, УССР, Австралия и прочие.
На данной конференции проявились первые столкновения между социалистическим лагерем во главе с СССР, и капиталистическими государствами Запада. Это существенно затрудняло принятие мирных договоров и породило ряд скандалов по поводу тех или иных положений. СССР удалось утвердить ряд требований, неприятных для западных держав, путем голосования большинства и использования голоса держав социалистического лагеря в виде УССР, Польши, Югославии и прочих. Подобное было проделано и западными державами.
Процесс выработки договоров был длительным, что позволяет сделать выводы об остроте противоречий между его участниками. Работа продолжилась на Московском совещании министров иностранных дел СССР, США и Великобритании в декабре 1945 г., затем - на второй сессии СМИД в Париже в апреле-мае и июне-июле 1946 г., непосредственно на Парижской конференции, на третьей сессии СМИД в Нью-Йорке в ноябре-декабре 1946 г. и завершилась подписанием договоров только в январе 1947 г. в Париже.
Таким образом, Парижская конференция 1946 г. не была завершающим или даже главным этапом мирного урегулирования, т.к. ни выработки окончательных текстов, ни подписания мирных договоров на ней не произошло. Она стала лишь одним из шести этапов на пути к мирному урегулированию с бывшими союзниками Германии.
Содержание
Вопросы, обсуждавшиеся при подготовке мирных договоров…..4
Этапы мирного урегулирования……………………..………………8
Список использованных источников и литературы………………..11
Вложенные файлы: 1 файл
Реферат Париж.конференция.docx
Вопросы, обсуждавшиеся при подготовке мирных договоров…..4
Этапы мирного урегулирования…………………… ..………………8
Список использованных источников и литературы………………..11
После окончания Второй мировой войны по решению Потсдамской конференции был создан Совет министров иностранных дел, который должен был провести подготовительные работы по мирному урегулированию с пятью побежденными странами – Италией, Румынией, Венгрией, Финляндией и Болгарией. Совет министров иностранных дел начал свою работу в сентябре 1945 г. в Лондоне, в его состав входили представители СССР, США, Великобритании, Франции и Китая.
На первой же сессии началась подготовка текстов мирных договоров с побежденными странами. Одним из условий, выдвинутых СССР, являлось то, что текст мирного договора с каждой конкретной побежденной страной могли готовить представители только тех стран, которые непосредственно с ней воевали и заключали перемирие. И все же при составлении текстов договоров возникли разногласия по ряду вопросов.
Процесс выработки договоров был длительным, что позволяет сделать выводы об остроте противоречий между его участниками. Работа продолжилась на Московском совещании министров иностранных дел СССР, США и Великобритании в декабре 1945 г., затем - на второй сессии СМИД в Париже в апреле-мае и июне-июле 1946 г., непосредственно на Парижской конференции, на третьей сессии СМИД в Нью-Йорке в ноябре-декабре 1946 г. и завершилась подписанием договоров только в январе 1947 г. в Париже.
Таким образом, Парижская конференция 1946 г. не была завершающим или даже главным этапом мирного урегулирования, т.к. ни выработки окончательных текстов, ни подписания мирных договоров на ней не произошло. Она стала лишь одним из шести этапов на пути к мирному урегулированию с бывшими союзниками Германии.
ВОПРОСЫ, ОБСУЖДАВШИЕСЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ МИРНЫХ ДОГОВОРОВ
В процессе выработки и обсуждения текстов мирных договоров наиболее острые споры вызвали следующие вопросы:
При обсуждении политических аспектов СССР настаивал на том, чтобы во всех побежденных странах был искоренен нацизм, а численность армий была в пределах необходимой для охраны границ и подержания внутреннего порядка. Представители же западных стран выступили против включения в договоры с Италией статей о роспуске всех фашистских организаций и запрещении нацистских партий. Однако положение об уничтожении фашизма все же было включено в мирные договоры.
СССР отстаивал позицию по сохранению суверенитета побежденных стран, США же пытались ограничить их суверенитет. Например, для Италии предполагалось создать договорную комиссию, которая обладала бы широким кругом полномочий для наблюдения за выполнением условий мирного договора. [1, с. 259] В итоге компромисс был найден. В политических статьях проектов договоров со всеми союзниками Германии говорилось оразвитии побежденных стран по демократическому пути, содержались требования гарантировать своим гражданам права и свободы, исключая любую дискриминацию.
Особое значение для западных стран имело закрепление в мирных договорах положений о демократическом пути развития Болгарии и Румынии и построении их экономики на рыночных принципах, так как в этих странах у власти находились коммунистические партии, и существовала возможность развития стран по коммунистическому пути. В некоторой степени это относилось и к Венгрии, где члены коммунистической партии входили в состав правительства. Западные державы пытались воспрепятствовать тесному сотрудничеству этих стран с СССР, а Советский Союз в свою очередь выступал против того, чтобы восточноевропейские страны были связаны международными обязательствами в отношении своего политического устройства.
Следующий острый вопрос касался репарационных выплат. Западные державы добивались больших репараций для себя и одновременно пытались уменьшить репарации для Советского Союза.
Так, например, советским правительством было предложено определить репарации с Италии в сумме 100 млн долларов (это составляло 1/25 часть ущерба, нанесенного СССР войсками этой страны). [1, с. 262] СССР считал, что Италия должна частично возместить убытки и другим странам, включая США и Англию. Английский министр иностранных дел Эрнест Бевин и государственный секретарь США Джеймс Фрэнсис Бирнс требовали с Италии непосильных репарационных выплат, тем самым тормозили принятие решений на сессии СМИД. Англия настаивала на сумме 2 млрд 880 млн фунтов стерлингов, что превышало репарации СССР в 110 раз, хотя на территорию Англии итальянские войска даже не вступали. Завышенные материальные претензии со стороны западных держав предъявлялись и к другим странам, участвовавшим в войне на стороне Германии. СССР же выступал за сохранение достойного уровня жизни населения восточноевропейских стран и настаивал на минимальных суммах выплат в пользу западных союзников.
Согласованное решение на парижской сессии СМИД было принято с большим трудом, но в итоге советские претензии по репарациям были удовлетворены. Выплаты восточноевропейских стран в пользу западных союзников были установлены на минимальном уровне.
Еще одним важным вопросом являлся вопрос о границах. Границы стран были определены еще при заключении перемирий, а затем одобрены Советом министров иностранных дел. Тем не менее, на мирной конференции в Париже делегации Соединенных Штатов и Англии поддержали претензии Греции к Болгарии и выступили за пересмотр уже принятых решений о границах Финляндии с СССР и Венгрии с Румынией.
Сложно решались вопросы, связанные с границей между Австрией, Италией и Югославией, а также вопрос о статусе Триеста. Окончательное согласование текстов мирных договоров обеспечила только третья сессия СМИД в Нью-Йорке в ноябре-декабре 1946 г., проходившая уже после Парижской конференции.
Председатель правительства Федеративной Народной Республики Югославии Иосип БрозТито требовал передать Югославии значительные части соседних государств - Триест, Юлийскую Крайну и Словенское Поморье, а также некоторые районы австрийской Каринтии, населенные словенцами, входившую в состав Болгарии Пиринскую Македонию (Пиринский край) и некоторые территории Румынии. [2, с. 59]
В этой ситуации Советский Союз вынужден был лавировать, чтобы избежать конфликта с западными союзниками и в то же время сплотить между собой коммунистические правительства восточноевропейских стран.
Соединенные Штаты, пользуясь поддержкой других западных стран, пытались превратить средиземноморский порт Триест в свою военно-морскую базу. На второй сессии СМИД весной 1946 г. Франция внесла компромиссный проект, по которому Словенское Поморье и восточная часть Юлийской Крайны должны были войти в состав Югославии, а западная часть (Триест с прилегающими территориями) получала статус свободной территории под контролем ООН. Этот проект был принят, но возник вопрос, как именно управлять Свободной территорией.
Американо-британские силы продолжали оставаться на линиях соглашения 1945 г. СССР опасался превращения порта Триест в военно-морскую базу США и Британии и требовал гарантий против такого хода событий. Западные союзники согласились предоставить Триесту статус свободного порта, а всю Свободную территорию Триеста объявить демилитаризованной нейтральной зоной. Несмотря на то, что принятые по Триесту решения были зафиксированы в мирном договоре с Италией, союзники не имели намерения выполнять эти обязательства. Никаких рычагов давления, способных заставить США и Британию выполнять соглашения, у СССР и Югославии не было. Триест не был демилитаризован, в нем остались американо-британские войска.
Только в 1954 г. Италия, Югославия, Великобритания и США без участия Советского Союза подписали соглашение об урегулировании проблемы Триеста. В дополнение к территории, оговоренной в решении второй сессии СМИД 1946 г. к Югославии перешла южная часть бывшей Свободной территории Триест, а к Италии - ее северная часть с самим Триестом. 26 октября 1954 г. из зоны Триеста были выведены американо-британские войска. [2, с. 60]
Так же сложно на сессиях СМИД обсуждался вопрос о румыно-венгерской границе и о гражданстве 300 тыс. венгров, проживавших на румынской территории. Румыния требовала возврата к границам, предусмотренным Трианонским мирным договором (1920 г.). Венгрия настаивала на передаче ей некоторых частей Трансильвании, населенных венграми, тем самым пытаясь отойти от условий перемирия, подписанного с союзниками в январе 1945 г., которое предусматривало восстановление венгерских границ на 31 декабря 1931 г. и отмену венских арбитражей.
Обсуждались и другие территориальные вопросы: претензии Греции к Болгарии (Пиринская Македония) и Албании (Северный Эпир), а Болгарии - к Греции (Западная Фракия). Предложение Болгарии, поддержанное представителями советской делегации, о возвращении ей Западной Фракии (болгарской области, отторгнутой в пользу Греции по Нейискому договору 1919 г.) было отвергнуто англо-американским блоком. По поводу притязаний Греции на болгарскую территорию большинство делегатов конференции высказалось против. Державы-победительницы стремились свести к минимуму новые территориальные изменения, поэтому греко-албанские и греко-болгарские взаимные претензии были оставлены без внимания.
После года выработки проектов и их предварительных обсуждений общая конференция была проведена в Париже с 29 июля по 15 октября 1946 года. В ней приняла участие 21 страна.
ЭТАПЫ МИРНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ
Как говорилось выше, процесс мирного урегулирования проходил в несколько этапов: первая сессия в Лондоне в сентябре-октябре 1945 г., московское совещание министров иностранных дел СССР, США и Великобритании в декабре 1945 г., вторая сессия СМИД в Париже в апреле-мае и июне-июле 1946 г., непосредственно Парижская мирная конференция и третья сессия СМИД в Нью-Йорке в ноябре-декабре 1946 г. Подписание мирных договоров состоялось в феврале 1947 г. в Париже.
Первая сессия СМИД, состоявшаяся в Лондоне, окончилась безрезультатно, т.к. американская и английская делегации пытались действовать в обход решений Потсдамской конференции, на выполнении которых настаивала советская делегация.
На второй сессии Совета в Париже западные державы продолжали попытки продиктовать свои условия Советскому Союзу при подготовке первых мирных договоров. Однако советская делегация твердо отстаивала свои позиции и Совет все же смог подготовить проекты мирных договоров для Италии, Болгарии, Венгрии, Румынии и Финляндии. Также была назначена дата открытия Парижской мирной конференции, где планировалось рассмотрение этих проектов.
Открылась Мирная конференция 29 июля 1946 г. В ней участвовали СССР, США, Великобритания, Франция, Китай, Австралия, Белорусская ССР, Бельгия, Бразилия, Голландия, Греция, Индия, Канада, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Украинская ССР, Чехословакия, Эфиопия, Югославия и Южно-Африканский Союз. Кроме того, были приглашены еще 7 стран (Австрия, Албания, Египет, Ирак, Иран, Куба, Мексика) в качестве наблюдателей с правом совещательного голоса, а также делегаты самих стран-союзниц Германии.
Советская сторона была представлена на мирной конференции всесоюзной делегацией, а также белорусской делегацией во главе с министром иностранных дел БССР К.В. Киселевым и украинской делегацией во главе с министром иностранных дел УССР Д.З. Мануильским.
Советской делегации помогала в работе группа из 13 экспертов, включавшая профессоров международного права, экономистов и военных, группа дипломатических сотрудников из 15 человек, а также штат сотрудников, обеспечивавших протокольное и канцелярское обслуживание делегации.
Были созданы 5 комиссий по политическим и территориальным вопросам (для каждой из пяти побежденных стран), а также генеральная, военная, экономическая и юридическая комиссии. [4, с.339]
В ходе Парижской конференции делегации сумели согласовать многие статьи мирных договоров для Италии, Болгарии, Венгрии, Румынии и Финляндии, но по ряду важных вопросов не добились взаимопонимания. Причиной тому стало стремление англо-американского блока навязать при помощи механического большинства свою волю остальным участникам конференции.
Конференция закрылась, передав нерешенные вопросы на третью сессию СМИД в Нью-Йорке в ноябре-декабре 1946 г., которая должна была урегулировать последние спорные проблемы. Западные державы, убедившись в невозможности диктовать Советскому Союзу неприемлемые для него положения мирных договоров, были вынуждены пойти на уступки, что и позволило решить все спорные вопросы.
Созданный в июле 1945 года Совет министров иностранных дел (СМИД) СССР, США, Великобритании, Франции и Китая решил сначала разработать проекты мирных договоров с германскими союзниками, что должно было облегчить в дальнейшем заключение мирного договора с Германией. Согласно решениям Берлинской (Потсдамской) конференции 1945 года, в подготовке проекта договора с каждой из стран - бывших союзниц Германии участвовали те государства, которые подписали с ней договор о перемирии или условия капитуляции (Франция рассматривалась как держава, подписавшая условия капитуляции Италии). Этот принцип получил название формулы 4-3-2: в подготовке договора с Италией участвовали СССР, США, Великобритания и Франция; с Болгарией, Венгрией и Румынией - СССР, США и Великобритания; с Финляндией - СССР и Великобритания. На сессии СМИД в Лондоне (11.9-2.10.1945) советская позиция по проблемам мирного урегулирования в Средиземноморье, на Балканах и в Японии, а также по процедуре обсуждения мирных договоров натолкнулась на англо-американскую оппозицию. На московском совещании СССР, США и Великобритании (16-26.12.1945) противоречия частично удалось преодолеть. Были приняты решения о созыве конференции в составе 5 членов СМИД и 16 других государств антигитлеровской коалиции в Париже не позднее 1.5.1946 года. Конференция должна была предоставить свои рекомендации СМИД, за которым оставалось принятие окончательного решения. Была достигнута договорённость о том, что бывшим союзникам Германии предоставят право обсуждения представленных им договоров (победители не хотели повторять опыт Парижской мирной конференции 1919-1920 годов). Советской делегации удалось отстоять следование формуле 4-3-2, несмотря на англо-американские попытки расширить круг стран, допущенных к разработке Парижских мирных годоворов (путём привлечения Франции и Китая к обсуждению всех 5 договоров). На 1-м этапе сессии СМИД в Париже (25.4-16.5.1946) вопросы о границах Италии и её колониях, репарациях с побеждённых государств, а также американское предложение о включении в повестку дня конференции мирного договора с Австрией вызвали новые противоречия. Конференция была отсрочена. На 2-м этапе парижской сессии (15.6-12.7.1946) урегулирование ряда проблем (в том числе по выплате итальянских репараций СССР) позволило договориться о её созыве к 29 июля, несмотря на сохранившиеся разногласия по 26 пунктам различных договоров (в том числе по проблемам Триеста, судоходства по Дунаю, ряду экономических вопросов). США и Великобритания согласились с советским предложением по процедуре голосования на конференции большинством в 2/3 голосов.
Парижская мирная конференция (ПМК). В работе ПМК (29.7-15.10.1946) участвовали делегации СССР (глава - В.М. Молотов; его действия путём шифропереписки направлялись и контролировались лично И.В. Сталиным), США (Дж. Ф. Бирнс), Великобритании (К. Р. Эттли), Франции (Ж. Бидо), Китая, Австралии, Бельгии, Белорусской ССР (министерства иностранных дел К.В. Киселёв), Бразилии, Греции, Индии, Канады, Нидерландов, Новой Зеландии, Норвегии, Польши, Украинской ССР (министерства иностранных дел Д.З. Мануильский), Чехословакии, Эфиопии, Югославии, Южно-Африканского Союза (ЮАС, с 1961 года ЮАР); всего 844 человека. В состав делегации СССР входили министры иностранных дел Эстонской ССР (Х.Х. Круус), Латвийской ССР (П.И. Валескалн) и Литовской ССР (П.И. Ротомскис). Отдельное представительство Украинской ССР и Белорусской ССР с правом решающего голоса было связано с решениями Крымской (Ялтинской) конференции 1945 года о предоставлении им статуса первоначальных членов ООН. Государствам, выразившим заинтересованность в обсуждавшихся договорах с бывшими союзниками Германии (Мексика, Куба, Египет, Иран, Ирак, Албания и Австрия), была дана возможность изложить свои позиции. В рамках ПМК работало 10 комиссий: генеральная, юридическая и по составлению договоров, военная, две комиссии по экономическим вопросам (одна для Италии, другая для всех остальных государств), 5 комиссий по политическим и территориальным вопросам (по одной на каждое государство). Работа конференции характеризовалась высокой степенью гласности и открытости (её освещали свыше 2 тысяч журналистов).
США и Великобритания, рассматривая договорённость по процедурным правилам, достигнутую в рамках СМИД, как необязательную, добились её пересмотра. Было принято решение (15 голосов против 6) о том, что конференция могла давать 2 вида рекомендаций СМИД: принятые квалифицир. большинством в 2/3 голосов и простым большинством.
Несмотря на серьёзную дипломатическую борьбу и противоречия, с приближением сессии Генеральной Ассамблеи ООН (23 октября), на которую стремились попасть главы многих делегаций, ход переговоров ускорился. К 15 октября были подготовлены 53 рекомендации СМИД, принятые большинством в 2/3 голосов, и 41 рекомендация, одобренная простым большинством.
Рекомендации ПМК по договорам с бывшими союзниками Германии обсуждались на сессии СМИД в Нью-Йорке (4.11-12.12.1946). В результате напряжённых переговоров были достигнуты компромиссные решения по Триесту, созыву конференции для выработки конвенции о режиме судоходства на Дунае (состоялась в Белграде (30.7-18.8.1948) и приняла конвенцию о международно-правовом режиме судоходства на Дунае, вступившую в силу 11.5.1949). Были учтены советские предложения по проблемам итальянских репараций, греко-болгарской границе и другие. В совокупности СМИД принял 71 рекомендацию, данную ПМК (47 из 53, 24 из 41). Это позволило завершить подготовку Парижского мирного договора.
Мирные договоры.
20 января Парижские мирные договоры подписаны от США Дж. Ф. Бирнсом в Вашингтоне, 29 января от СССР В.М. Молотовым в Москве, 4 февраля Э. Бевиным от Великобритании в Лондоне. 10.2.1947 года Парижские мирные договоры подписаны остальными участниками (от СССР, США и Великобритании свою подпись поставили послы в Париже).
Договор с Финляндией подписали 10 государств (СССР, Великобритания, Австралия, Белорусской ССР, Индия, Канада, Новая Зеландия, Украинской ССР, Чехословакия и ЮАС), с Румынией - 11 государств (те же, а также США), с Венгрией - 12 государств (те же, а также США и Югославия). Договор с Болгарией подписали 12 государств (СССР, Великобритания, США, Австралия, Белорусская ССР, Индия, Греция, Новая Зеландия, Украинская ССР, Чехословакия, Югославия и ЮАС), с Италией - 20 государств (те же, а также Франция, Китай, Бельгия, Бразилия, Канада, Нидерланды, Польша, Эфиопия).
Парижские мирные договоры составлены на трёх языках: английском, русском и французском. Все они построены по одному типу и состоят из преамбулы, разделов по территориальным, политическим, военны, экономическим вопросам, о репарациях и реституциях, заключительных постановлений о выполнении и толковании договоров, порядка их ратификации и вступления в силу. Все Парижские мирные договоры (кроме договора с Италией) имеют стандартный набор приложений: карту границ; определение военного, военно-воздушного обучения и военно-морского обучения; определение и перечень военных материалов и техники; специальные постановления, относящиеся к некоторым видам собственности; о контрактах, сроках давности и ценных бумагах; о судах и судебных решениях. Все Парижские мирные договоры (кроме договора с Финляндией, которая не была оккупирована) содержали постановления о сроках вывода союзных войск (через 90 дней со дня вступления договоров в силу; СССР сохранял право содержать в Венгрии и Румынии вооруженные силы для поддержания линий коммуникации с контингентом своих войск в Австрии). Договор с Италией содержал отдельную часть по наказанию военных преступников (в других договорах аналогичные статьи включены в состав политических постановлений). В договорах с Болгарией, Венгрией и Румынией имелись специальные постановления относительно Дуная.
Военные постановления парижских мирные договоров ограничивали численность вооруженных сил и военное производство побеждённых государств, устанавливали ряд запретов. Численность итальянской армии (включая карабинеров) не могла превышать 250 тысяч человек; Италия не могла иметь более 200 тяжёлых и средних танков, допускать к службе в прежних чинах офицеров или унтер-офицеров фашистской милиции или армии (за исключением реабилитированных), строить долговременные укрепления и военные сооружения вдоль границ с Францией и Югославией, на островах Сицилия и Сардиния; острова Пантеллерия, Пианоза, Пелагские острова оставались демилитаризованными. Численность болгарской армии ограничивалась 55 тысячами человек, венгерской - 65 тысячами человек, румынской - 120 тысяч человек, финляндской - 34,4 тысячи человек. Водоизмещение итальянских ВМФ не могло превышать 67,5 тысяч т; Италии запрещалось строить, иметь или приобретать линкоры и авианосцы; численность личного состава итальянских ВМФ ограничивалась 25 тысячами человек; 163 итальянских военных корабля подлежали передаче СССР, Великобритании, США и Франции. Водоизмещение болгарских ВМФ ограничивалось 7,25 тысяч т, его личный состав - 3,5 тысячи человек; румынские ВМФ - 15 тысяч т и 5 тысяч человек; финляндские ВМФ - 10 тысяч т и 4,5 тысячи человек. Итальянские ВВС запрещалось иметь более 350 самолётов, численность их личного состава не могла превышать 25 тысяч человек (соответственно болгарски ВВС - 90 самолётов и 5,2 тысячи человек; венгерские ВВС - 90 самолётов и 5 тысяч человек; румынские ВВС - 105 самолётов и 8 тысяч человек; финляндские ВВС - 60 самолётов и 3 тысячи человек). Всем 5 государствам запрещалось иметь любые виды атомного оружия, самолёты, спроектированные как бомбардировщики, подводные лодки, торпедные катера и ряд других, вооружений.
Экономические постановления парижских мирных договоров определяли порядок реституции собственности, которая была вывезена из стран, принадлежащих к Объединённым Нациям, обязывали побеждённые государства восстановить на своих территориях экономические права и интересы граждан Объединённых Наций. На бывших союзников Германии налагалось обязательство выплатить репарации: Италия должна была выплатить СССР 100 миллионов американских долларов, Албании - 5 миллионов, Эфиопии - 25 миллионов, Греции - 105 миллионов, Югославии - 125 миллионов американских долларов; Болгария выплачивала Греции 45 миллионов американских долларов, Югославии - 25 миллионов американских долларов; Венгрия выплачивала СССР 200 миллионов американских долларов, Чехословакии и Югославии (вместе) - 100 миллионов американских долларов; Румыния и Финляндия выплачивали СССР по 300 миллионов американских долларов каждая. Устанавливались сроки выплаты репараций: для Италии - 7 лет, для остальных государств - 8 лет. Болгария, Венгрия и Румыния признавали права СССР на все германские активы на своих территориях. Позднее Советский Союз, содействуя экономическому развитию Болгарии, Венгрии и Румынии, отказался от значительной части компенсаций за нанесённый ему ущерб (объём репараций в пользу СССР впоследствии был также снижен и для Финляндии).
Для вступления в силу каждого из договоров требовалась его ратификация побеждённым государством и теми странами, которые отвечали за его составление. Парижские мирные договоры были ратифицированы в течение 1947 года: Финляндией 18 апреля, Великобританией 29 апреля, США 14 июня, Францией 26 июня, Венгрией 27 июня, Италией 31 июля, Румынией 23 августа, Болгарией 25 августа, СССР 29 августа. Договоры вступили в силу 15 сентября после передачи ратификационных грамот договора с Италией французскому правительству, ратификационных грамот остальных договоров - советскому правительству. Зарегистрированы в ООН 15.3.1950 года.
Парижские мирные договоры гарантировали суверенитет государств - бывших союзников Германии, зафиксировали новый территориальный статус-кво в Южной, Центральной и Восточной Европе, сложившийся после окончания 2-й мировой войны, создали условия для демократизации внутриполитической жизни в побеждённых государствах и установили барьеры для возрождения фашизма. В целом Парижские мирные договоры были подписаны на условиях, близких советским, способствовали укреплению позиций СССР в Центральной и Восточной Европе, явились успехом советской дипломатии.
Исторические источники:
Советские делегации на Парижской конференции. М., 1947;
Мирный договор с Болгарией. М., 1947;
Мирный договор с Венгрией. М., 1947;
Мирный договор с Италией. М., 1947;
Мирный договор с Румынией. М., 1947;
Мирный договор с Финляндией. М., 1947;
Treaty Series. / United Nations. [N. Y.], 1950. Vol. 49;
Внешняя политика Советского Союза. 1947 год. М., 1952. Ч. 1;
Foreign relations of the United States. 1946. Wash., 1970. Vol. 3-4;
Советско-американские отношения. 1945-1948. М., 2004.
Дополнительная литература:
Международные отношения после второй мировой войны. М., 1962. Т. 1;
Исраэлян В.Л. Из истории подготовки мирного договора с Болгарией (1944–1946 гг.) // Из истории международных отношений. М., 1963;
Мунтян М. А. Подготовка мирного договора с Румынией и позиция советской дипломатии // Прошлое и настоящее. М., 1967; он же. Дунайская проблема в международных отношениях (1945–1948). Киш., 1977;
Intersimone G. L’Italia e il Trattato di pace del 10-2-1947. Roma, 1970;
Lache S., Tutui C. Romania si conferinta de pace de la Paris din 1946. Napoca, 1978;
Внешняя политика СССР и проблемы послевоенного урегулирования в Европе. М., 1978;
Читайте также: