Парижская мирная конференция 1946 кратко

Обновлено: 02.07.2024

Парижская мирная конференция 1946-го года была созвана для рассмотрения проектов нескольких мирных договоров. Заключение соглашений предполагалось между странами антигитлеровского союза, которые одержали победу в войне 1939-1945-го годов и бывшими германскими союзниками в Европе: Венгрией, Болгарией, Финляндией, Италией, Румынией.

Парижская мирная конференция проходила при участии СССР, Китая, Великобритании, БССР, США, Франции, Австралии. На заседаниях присутствовали представители Бельгии, Греции, Бразилии, Канады, Индии, Новой Зеландии, Польши. Парижская мирная конференция проходила также с участием УССР, Норвегии, Югославии, Южно-Африканского Союза, Эфиопии, Чехословакии. Ряд заинтересованных стран также получил возможность посредством своих представителей изложить свои позиции. Так, были представлены интересы Египта, Кубы, Мексики, Австрии, Албании, Ирака, Ирана.

Парижская мирная конференция проходила в острых столкновениях между западными делегациями и советскими представителями. СССР выступал в защиту национальной независимости всех народов. Западные же державы стремились в договорах закрепить за собой право вмешиваться во внутреннюю жизнь большинства бывших германских союзников.

Русский вопрос на Парижской мирной конференции обострялся достаточно часто, однако, благодаря твердой позиции советского правительства, были одобрены многие положения, принятые ранее в СМИДе. При этом западные страны использовали порядок принятия положений навязанным ими же способом – простым большинством. Это противоречило рекомендациям СМИДа, требовавшего в подобных случаях 2/3 голосов, то есть квалифицированного большинства. В результате Парижская мирная конференция ознаменована принятием нескольких неприемлемых рекомендаций, предложенных западными странами (например, об интернационализации Дуная).

Отдельные статьи проектов соглашений (те, которые не были согласованы) были рассмотрены на сессии СМИД в Америке (Нью-Йорке). Среди таких положений были статьи о греко-болгарских границах, репарациях с Италией, статусе Триеста, режимах судоходства на Дунае и прочие. Так, в ноябре-декабре 1946-го года подготовка положений к подписанию была завершена.

В следующем 1947-м году соглашения были подписаны. Парижские договора (мирные соглашения) были заключены 10-го февраля между бывшими германскими союзниками и странами-победительницами. Проекты, в соответствии с решениями, принятыми на Потсдамской конференции 45-го года, были рассмотрены и подготовлены на первом заседании Совета министров по иностранным делам (СМИД), на совещании министров по иностранным делам Великобритании, США и СССР в Москве в декабре 45-го года, совещаниях заместителей министров по иностранным делам в Лондоне. Кроме того, все статьи проектов договоров рассматривались и на Парижской конференции. Подписанные соглашения вступили в силу с 15-го сентября 1947-го года. Договора были подписаны с каждой из пяти стран теми державами-победительницами, которые находились с той или иной страной в состоянии войны.

Все соглашения были составлены однотипно. В них присутствует преамбула и постановления. Постановления отражают территориальные, военные, политические, экономические, а также вопросы о репарациях. Завершающие постановления касались толкований и методов исполнения договоров, порядка ратификации их и вступления в действие. Каждый договор содержал приложение, в котором давались разъяснения по ряду значимых вопросов, относящихся к статьям, а также особые положения, которые относились к литературной, художественной и промышленной собственности, тем контрактам, которые были заключены до войны. Во всех мирных соглашениях содержатся положения по срокам вывода войск.

Франция

29.07.1946 - 15.10.1946 Франция, Париж

Парижская мирная конференция 1946 – конференция международного уровня, которая была созвана для того, чтобы рассмотреть ряд мирных договоров которые заключались между союзниками и сторонниками германии, а именно Финляндией, Венгрией, Италией, Румынией и Болгарией.

Конференция проходила в Париже и длилась с 29 июля по 15 октября. На данной конференции были представлены такие государства как: США, Бельгия, СССР, Греция, Канада, Франция, Норвегия, Китай, Великобритания, Югославия, УССР, Австралия и прочие.

На данной конференции проявились первые столкновения между социалистическим лагерем во главе с СССР, и капиталистическими государствами Запада. Это существенно затрудняло принятие мирных договоров и породило ряд скандалов по поводу тех или иных положений. СССР удалось утвердить ряд требований, неприятных для западных держав, путем голосования большинства и использования голоса держав социалистического лагеря в виде УССР, Польши, Югославии и прочих. Подобное было проделано и западными державами.

Процесс выработки договоров был длительным, что позволяет сделать выводы об остроте противоречий между его участниками. Работа продолжилась на Московском совещании министров иностранных дел СССР, США и Великобритании в декабре 1945 г., затем - на второй сессии СМИД в Париже в апреле-мае и июне-июле 1946 г., непосредственно на Парижской конференции, на третьей сессии СМИД в Нью-Йорке в ноябре-декабре 1946 г. и завершилась подписанием договоров только в январе 1947 г. в Париже.
Таким образом, Парижская конференция 1946 г. не была завершающим или даже главным этапом мирного урегулирования, т.к. ни выработки окончательных текстов, ни подписания мирных договоров на ней не произошло. Она стала лишь одним из шести этапов на пути к мирному урегулированию с бывшими союзниками Германии.

Содержание

Вопросы, обсуждавшиеся при подготовке мирных договоров…..4

Этапы мирного урегулирования……………………..………………8

Список использованных источников и литературы………………..11

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Париж.конференция.docx

Вопросы, обсуждавшиеся при подготовке мирных договоров…..4

Этапы мирного урегулирования…………………… ..………………8

Список использованных источников и литературы………………..11

После окончания Второй мировой войны по решению Потсдамской конференции был создан Совет министров иностранных дел, который должен был провести подготовительные работы по мирному урегулированию с пятью побежденными странами – Италией, Румынией, Венгрией, Финляндией и Болгарией. Совет министров иностранных дел начал свою работу в сентябре 1945 г. в Лондоне, в его состав входили представители СССР, США, Великобритании, Франции и Китая.

На первой же сессии началась подготовка текстов мирных договоров с побежденными странами. Одним из условий, выдвинутых СССР, являлось то, что текст мирного договора с каждой конкретной побежденной страной могли готовить представители только тех стран, которые непосредственно с ней воевали и заключали перемирие. И все же при составлении текстов договоров возникли разногласия по ряду вопросов.

Процесс выработки договоров был длительным, что позволяет сделать выводы об остроте противоречий между его участниками. Работа продолжилась на Московском совещании министров иностранных дел СССР, США и Великобритании в декабре 1945 г., затем - на второй сессии СМИД в Париже в апреле-мае и июне-июле 1946 г., непосредственно на Парижской конференции, на третьей сессии СМИД в Нью-Йорке в ноябре-декабре 1946 г. и завершилась подписанием договоров только в январе 1947 г. в Париже.

Таким образом, Парижская конференция 1946 г. не была завершающим или даже главным этапом мирного урегулирования, т.к. ни выработки окончательных текстов, ни подписания мирных договоров на ней не произошло. Она стала лишь одним из шести этапов на пути к мирному урегулированию с бывшими союзниками Германии.

ВОПРОСЫ, ОБСУЖДАВШИЕСЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ МИРНЫХ ДОГОВОРОВ

В процессе выработки и обсуждения текстов мирных договоров наиболее острые споры вызвали следующие вопросы:

При обсуждении политических аспектов СССР настаивал на том, чтобы во всех побежденных странах был искоренен нацизм, а численность армий была в пределах необходимой для охраны границ и подержания внутреннего порядка. Представители же западных стран выступили против включения в договоры с Италией статей о роспуске всех фашистских организаций и запрещении нацистских партий. Однако положение об уничтожении фашизма все же было включено в мирные договоры.

СССР отстаивал позицию по сохранению суверенитета побежденных стран, США же пытались ограничить их суверенитет. Например, для Италии предполагалось создать договорную комиссию, которая обладала бы широким кругом полномочий для наблюдения за выполнением условий мирного договора. [1, с. 259] В итоге компромисс был найден. В политических статьях проектов договоров со всеми союзниками Германии говорилось оразвитии побежденных стран по демократическому пути, содержались требования гарантировать своим гражданам права и свободы, исключая любую дискриминацию.

Особое значение для западных стран имело закрепление в мирных договорах положений о демократическом пути развития Болгарии и Румынии и построении их экономики на рыночных принципах, так как в этих странах у власти находились коммунистические партии, и существовала возможность развития стран по коммунистическому пути. В некоторой степени это относилось и к Венгрии, где члены коммунистической партии входили в состав правительства. Западные державы пытались воспрепятствовать тесному сотрудничеству этих стран с СССР, а Советский Союз в свою очередь выступал против того, чтобы восточноевропейские страны были связаны международными обязательствами в отношении своего политического устройства.

Следующий острый вопрос касался репарационных выплат. Западные державы добивались больших репараций для себя и одновременно пытались уменьшить репарации для Советского Союза.

Так, например, советским правительством было предложено определить репарации с Италии в сумме 100 млн долларов (это составляло 1/25 часть ущерба, нанесенного СССР войсками этой страны). [1, с. 262] СССР считал, что Италия должна частично возместить убытки и другим странам, включая США и Англию. Английский министр иностранных дел Эрнест Бевин и государственный секретарь США Джеймс Фрэнсис Бирнс требовали с Италии непосильных репарационных выплат, тем самым тормозили принятие решений на сессии СМИД. Англия настаивала на сумме 2 млрд 880 млн фунтов стерлингов, что превышало репарации СССР в 110 раз, хотя на территорию Англии итальянские войска даже не вступали. Завышенные материальные претензии со стороны западных держав предъявлялись и к другим странам, участвовавшим в войне на стороне Германии. СССР же выступал за сохранение достойного уровня жизни населения восточноевропейских стран и настаивал на минимальных суммах выплат в пользу западных союзников.

Согласованное решение на парижской сессии СМИД было принято с большим трудом, но в итоге советские претензии по репарациям были удовлетворены. Выплаты восточноевропейских стран в пользу западных союзников были установлены на минимальном уровне.

Еще одним важным вопросом являлся вопрос о границах. Границы стран были определены еще при заключении перемирий, а затем одобрены Советом министров иностранных дел. Тем не менее, на мирной конференции в Париже делегации Соединенных Штатов и Англии поддержали претензии Греции к Болгарии и выступили за пересмотр уже принятых решений о границах Финляндии с СССР и Венгрии с Румынией.

Сложно решались вопросы, связанные с границей между Австрией, Италией и Югославией, а также вопрос о статусе Триеста. Окончательное согласование текстов мирных договоров обеспечила только третья сессия СМИД в Нью-Йорке в ноябре-декабре 1946 г., проходившая уже после Парижской конференции.

Председатель правительства Федеративной Народной Республики Югославии Иосип БрозТито требовал передать Югославии значительные части соседних государств - Триест, Юлийскую Крайну и Словенское Поморье, а также некоторые районы австрийской Каринтии, населенные словенцами, входившую в состав Болгарии Пиринскую Македонию (Пиринский край) и некоторые территории Румынии. [2, с. 59]

В этой ситуации Советский Союз вынужден был лавировать, чтобы избежать конфликта с западными союзниками и в то же время сплотить между собой коммунистические правительства восточноевропейских стран.

Соединенные Штаты, пользуясь поддержкой других западных стран, пытались превратить средиземноморский порт Триест в свою военно-морскую базу. На второй сессии СМИД весной 1946 г. Франция внесла компромиссный проект, по которому Словенское Поморье и восточная часть Юлийской Крайны должны были войти в состав Югославии, а западная часть (Триест с прилегающими территориями) получала статус свободной территории под контролем ООН. Этот проект был принят, но возник вопрос, как именно управлять Свободной территорией.

Американо-британские силы продолжали оставаться на линиях соглашения 1945 г. СССР опасался превращения порта Триест в военно-морскую базу США и Британии и требовал гарантий против такого хода событий. Западные союзники согласились предоставить Триесту статус свободного порта, а всю Свободную территорию Триеста объявить демилитаризованной нейтральной зоной. Несмотря на то, что принятые по Триесту решения были зафиксированы в мирном договоре с Италией, союзники не имели намерения выполнять эти обязательства. Никаких рычагов давления, способных заставить США и Британию выполнять соглашения, у СССР и Югославии не было. Триест не был демилитаризован, в нем остались американо-британские войска.

Только в 1954 г. Италия, Югославия, Великобритания и США без участия Советского Союза подписали соглашение об урегулировании проблемы Триеста. В дополнение к территории, оговоренной в решении второй сессии СМИД 1946 г. к Югославии перешла южная часть бывшей Свободной территории Триест, а к Италии - ее северная часть с самим Триестом. 26 октября 1954 г. из зоны Триеста были выведены американо-британские войска. [2, с. 60]

Так же сложно на сессиях СМИД обсуждался вопрос о румыно-венгерской границе и о гражданстве 300 тыс. венгров, проживавших на румынской территории. Румыния требовала возврата к границам, предусмотренным Трианонским мирным договором (1920 г.). Венгрия настаивала на передаче ей некоторых частей Трансильвании, населенных венграми, тем самым пытаясь отойти от условий перемирия, подписанного с союзниками в январе 1945 г., которое предусматривало восстановление венгерских границ на 31 декабря 1931 г. и отмену венских арбитражей.

Обсуждались и другие территориальные вопросы: претензии Греции к Болгарии (Пиринская Македония) и Албании (Северный Эпир), а Болгарии - к Греции (Западная Фракия). Предложение Болгарии, поддержанное представителями советской делегации, о возвращении ей Западной Фракии (болгарской области, отторгнутой в пользу Греции по Нейискому договору 1919 г.) было отвергнуто англо-американским блоком. По поводу притязаний Греции на болгарскую территорию большинство делегатов конференции высказалось против. Державы-победительницы стремились свести к минимуму новые территориальные изменения, поэтому греко-албанские и греко-болгарские взаимные претензии были оставлены без внимания.

После года выработки проектов и их предварительных обсуждений общая конференция была проведена в Париже с 29 июля по 15 октября 1946 года. В ней приняла участие 21 страна.

ЭТАПЫ МИРНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ

Как говорилось выше, процесс мирного урегулирования проходил в несколько этапов: первая сессия в Лондоне в сентябре-октябре 1945 г., московское совещание министров иностранных дел СССР, США и Великобритании в декабре 1945 г., вторая сессия СМИД в Париже в апреле-мае и июне-июле 1946 г., непосредственно Парижская мирная конференция и третья сессия СМИД в Нью-Йорке в ноябре-декабре 1946 г. Подписание мирных договоров состоялось в феврале 1947 г. в Париже.

Первая сессия СМИД, состоявшаяся в Лондоне, окончилась безрезультатно, т.к. американская и английская делегации пытались действовать в обход решений Потсдамской конференции, на выполнении которых настаивала советская делегация.

На второй сессии Совета в Париже западные державы продолжали попытки продиктовать свои условия Советскому Союзу при подготовке первых мирных договоров. Однако советская делегация твердо отстаивала свои позиции и Совет все же смог подготовить проекты мирных договоров для Италии, Болгарии, Венгрии, Румынии и Финляндии. Также была назначена дата открытия Парижской мирной конференции, где планировалось рассмотрение этих проектов.

Открылась Мирная конференция 29 июля 1946 г. В ней участвовали СССР, США, Великобритания, Франция, Китай, Австралия, Белорусская ССР, Бельгия, Бразилия, Голландия, Греция, Индия, Канада, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Украинская ССР, Чехословакия, Эфиопия, Югославия и Южно-Африканский Союз. Кроме того, были приглашены еще 7 стран (Австрия, Албания, Египет, Ирак, Иран, Куба, Мексика) в качестве наблюдателей с правом совещательного голоса, а также делегаты самих стран-союзниц Германии.

Советская сторона была представлена на мирной конференции всесоюзной делегацией, а также белорусской делегацией во главе с министром иностранных дел БССР К.В. Киселевым и украинской делегацией во главе с министром иностранных дел УССР Д.З. Мануильским.

Советской делегации помогала в работе группа из 13 экспертов, включавшая профессоров международного права, экономистов и военных, группа дипломатических сотрудников из 15 человек, а также штат сотрудников, обеспечивавших протокольное и канцелярское обслуживание делегации.

Были созданы 5 комиссий по политическим и территориальным вопросам (для каждой из пяти побежденных стран), а также генеральная, военная, экономическая и юридическая комиссии. [4, с.339]

В ходе Парижской конференции делегации сумели согласовать многие статьи мирных договоров для Италии, Болгарии, Венгрии, Румынии и Финляндии, но по ряду важных вопросов не добились взаимопонимания. Причиной тому стало стремление англо-американского блока навязать при помощи механического большинства свою волю остальным участникам конференции.

Конференция закрылась, передав нерешенные вопросы на третью сессию СМИД в Нью-Йорке в ноябре-декабре 1946 г., которая должна была урегулировать последние спорные проблемы. Западные державы, убедившись в невозможности диктовать Советскому Союзу неприемлемые для него положения мирных договоров, были вынуждены пойти на уступки, что и позволило решить все спорные вопросы.

Соз­дан­ный в ию­ле 1945 года Со­вет ми­ни­ст­ров ино­стран­ных дел (СМИД) СССР, США, Ве­ли­ко­бри­та­нии, Фран­ции и Ки­тая ре­шил сна­ча­ла раз­ра­бо­тать про­ек­ты мир­ных до­го­во­ров с германскими со­юз­ни­ка­ми, что долж­но бы­ло об­лег­чить в даль­ней­шем за­клю­че­ние мир­но­го до­го­во­ра с Гер­ма­ни­ей. Со­глас­но ре­ше­ни­ям Бер­лин­ской (Пот­сдам­ской) кон­фе­рен­ции 1945 года, в под­го­тов­ке про­ек­та до­го­во­ра с ка­ж­дой из стран - бывших со­юз­ниц Гер­ма­нии уча­ст­во­ва­ли те го­су­дар­ст­ва, ко­то­рые под­пи­са­ли с ней до­го­вор о пе­ре­ми­рии или ус­ло­вия ка­пи­ту­ля­ции (Фран­ция рас­смат­ри­ва­лась как дер­жа­ва, под­пи­сав­шая ус­ло­вия ка­пи­ту­ля­ции Ита­лии). Этот прин­цип по­лу­чил название фор­му­лы 4-3-2: в под­го­тов­ке до­го­во­ра с Ита­ли­ей уча­ст­во­ва­ли СССР, США, Ве­ли­ко­бри­та­ния и Фран­ция; с Бол­га­ри­ей, Венг­ри­ей и Ру­мы­ни­ей - СССР, США и Ве­ли­ко­бри­та­ния; с Фин­лян­ди­ей - СССР и Ве­ли­ко­бри­та­ния. На сес­сии СМИД в Лон­до­не (11.9-2.10.1945) советская по­зи­ция по про­бле­мам мир­но­го уре­гу­ли­ро­ва­ния в Сре­ди­зем­но­мо­рье, на Бал­ка­нах и в Япо­нии, а так­же по про­це­ду­ре об­суж­де­ния мир­ных до­го­во­ров на­толк­ну­лась на анг­ло-американскую оп­по­зи­цию. На московском со­ве­ща­нии СССР, США и Ве­ли­ко­бри­та­нии (16-26.12.1945) про­ти­во­ре­чия час­тич­но уда­лось пре­одо­леть. Бы­ли при­няты ре­ше­ния о со­зы­ве кон­фе­рен­ции в со­ста­ве 5 чле­нов СМИД и 16 других го­су­дарств ан­ти­гит­ле­ров­ской коа­ли­ции в Па­ри­же не позд­нее 1.5.1946 года. Кон­фе­рен­ция долж­на бы­ла пре­дос­та­вить свои ре­ко­мен­да­ции СМИД, за ко­то­рым ос­та­ва­лось при­ня­тие окон­чательного ре­ше­ния. Бы­ла дос­тиг­ну­та до­го­во­рён­ность о том, что бывшим со­юз­ни­кам Гер­ма­нии пре­дос­та­вят пра­во об­су­ж­де­ния пред­став­лен­ных им до­го­во­ров (по­бе­ди­те­ли не хо­те­ли по­вто­рять опыт Па­риж­ской мир­ной кон­фе­рен­ции 1919-1920 годов). Советской де­ле­га­ции уда­лось от­сто­ять сле­до­ва­ние фор­му­ле 4-3-2, не­смот­ря на анг­ло-американские по­пыт­ки рас­ши­рить круг стран, до­пу­щен­ных к раз­ра­бот­ке Парижских мирных годоворов (пу­тём при­вле­че­ния Фран­ции и Ки­тая к об­су­ж­де­нию всех 5 до­го­во­ров). На 1-м эта­пе сес­сии СМИД в Па­ри­же (25.4-16.5.1946) во­про­сы о грани­цах Ита­лии и её ко­ло­ни­ях, ре­па­ра­ци­ях с по­бе­ж­дён­ных го­су­дарств, а так­же американское пред­ло­же­ние о вклю­че­нии в по­вест­ку дня кон­фе­рен­ции мир­но­го до­го­во­ра с Ав­ст­ри­ей вы­зва­ли но­вые про­ти­во­ре­чия. Кон­фе­рен­ция бы­ла от­сро­че­на. На 2-м эта­пе па­риж­ской сес­сии (15.6-12.7.1946) уре­гу­ли­ро­ва­ние ря­да про­блем (в том числе по вы­пла­те итальянских ре­па­ра­ций СССР) по­зво­ли­ло до­го­во­рить­ся о её со­зы­ве к 29 ию­ля, не­смот­ря на со­хра­нив­шие­ся раз­но­гла­сия по 26 пунк­там различных до­го­во­ров (в том числе по про­бле­мам Трие­ста, су­до­ход­ст­ва по Ду­наю, ря­ду эко­но­мических во­про­сов). США и Ве­ли­ко­бри­та­ния со­гла­си­лись с советским пред­ло­же­ни­ем по про­це­ду­ре го­ло­со­ва­ния на кон­фе­рен­ции боль­шин­ст­вом в 2/3 го­ло­сов.

Па­риж­ская мир­ная кон­фе­рен­ция (ПМК). В ра­бо­те ПМК (29.7-15.10.1946) уча­ст­во­ва­ли де­ле­га­ции СССР (гла­ва - В.М. Мо­ло­тов; его дей­ст­вия пу­тём шиф­ро­пе­ре­пис­ки на­прав­ля­лись и кон­тро­ли­ро­ва­лись лич­но И.В. Ста­ли­ным), США (Дж. Ф. Бирнс), Ве­ли­ко­бри­та­нии (К. Р. Этт­ли), Фран­ции (Ж. Би­до), Ки­тая, Ав­ст­ра­лии, Бель­гии, Бе­ло­русской ССР (министерства иностранных дел К.В. Ки­се­лёв), Бра­зи­лии, Гре­ции, Ин­дии, Ка­на­ды, Ни­дер­лан­дов, Но­вой Зе­лан­дии, Нор­ве­гии, Поль­ши, Украинской ССР (министерства иностранных дел Д.З. Ма­ну­иль­ский), Че­хо­сло­ва­кии, Эфио­пии, Юго­сла­вии, Южно-Африканского Сою­за (ЮАС, с 1961 года ЮАР); все­го 844 человека. В со­став де­ле­га­ции СССР вхо­ди­ли ми­ни­ст­ры иностранных дел Эстонской ССР (Х.Х. Кру­ус), Латвийской ССР (П.И. Ва­ле­скалн) и Ли­товской ССР (П.И. Ро­том­скис). Отдельное пред­ста­ви­тель­ст­во Украинской ССР и Бе­ло­русской ССР с пра­вом ре­шаю­ще­го го­ло­са бы­ло свя­зано с ре­ше­ния­ми Крым­ской (Ял­тин­ской) кон­фе­рен­ции 1945 года о пре­дос­тав­ле­нии им ста­ту­са пер­во­на­чаль­ных чле­нов ООН. Го­су­дар­ст­вам, вы­ра­зив­шим за­ин­те­ре­со­ван­ность в об­су­ж­дав­ших­ся до­го­во­рах с бывшими со­юз­ни­ка­ми Гер­ма­нии (Мек­си­ка, Ку­ба, Еги­пет, Иран, Ирак, Ал­ба­ния и Ав­ст­рия), бы­ла да­на воз­мож­ность из­ло­жить свои по­зи­ции. В рам­ках ПМК ра­бо­та­ло 10 ко­мис­сий: ге­не­раль­ная, юри­ди­че­ская и по со­став­ле­нию до­го­во­ров, во­ен­ная, две ко­мис­сии по эко­но­мическим во­про­сам (од­на для Ита­лии, дру­гая для всех ос­таль­ных го­су­дарств), 5 ко­мис­сий по по­ли­тическим и тер­ри­то­ри­аль­ным во­про­сам (по од­ной на ка­ж­дое го­су­дар­ство). Ра­бо­та кон­фе­рен­ции ха­рак­те­ри­зо­ва­лась вы­со­кой сте­пе­нью глас­но­сти и от­кры­то­сти (её ос­ве­ща­ли свыше 2 тысяч жур­на­ли­стов).

США и Ве­ли­ко­бри­та­ния, рас­смат­ри­вая до­го­во­рён­ность по про­це­дур­ным пра­ви­лам, дос­тиг­ну­тую в рам­ках СМИД, как не­обя­за­тель­ную, до­би­лись её пе­ре­смот­ра. Бы­ло при­ня­то ре­ше­ние (15 го­ло­сов про­тив 6) о том, что кон­фе­рен­ция мог­ла да­вать 2 ви­да ре­ко­мен­да­ций СМИД: при­ня­тые ква­ли­фи­цир. боль­шин­ст­вом в 2/3 го­ло­сов и про­стым боль­шин­ст­вом.

Не­смот­ря на серь­ёз­ную ди­пло­ма­тическую борь­бу и про­ти­во­ре­чия, с при­бли­же­ни­ем сес­сии Ге­не­раль­ной Ас­самб­леи ООН (23 октября), на ко­то­рую стре­ми­лись по­пасть гла­вы многих де­ле­га­ций, ход пе­ре­гово­ров ус­ко­рил­ся. К 15 октября бы­ли под­го­тов­ле­ны 53 ре­ко­мен­да­ции СМИД, при­ня­тые боль­шин­ст­вом в 2/3 го­ло­сов, и 41 ре­ко­мен­да­ция, одоб­рен­ная про­стым боль­шин­ст­вом.

Ре­ко­мен­да­ции ПМК по до­го­во­рам с бывшими со­юз­ни­ка­ми Гер­ма­нии об­су­ж­да­лись на сес­сии СМИД в Нью-Йор­ке (4.11-12.12.1946). В ре­зуль­та­те на­пря­жён­ных пе­ре­го­во­ров бы­ли дос­тиг­ну­ты ком­про­мисс­ные ре­ше­ния по Трие­сту, со­зы­ву кон­фе­рен­ции для вы­ра­бот­ки кон­вен­ции о ре­жи­ме су­до­ход­ст­ва на Ду­нае (со­стоя­лась в Бел­гра­де (30.7-18.8.1948) и при­ня­ла кон­вен­цию о ме­ж­ду­на­род­но-пра­во­вом ре­жи­ме су­до­ход­ст­ва на Ду­нае, всту­пив­шую в си­лу 11.5.1949). Были уч­те­ны советские пред­ло­же­ния по про­бле­мам итальянских ре­па­ра­ций, гре­ко-болгарской гра­ни­це и другие. В со­во­куп­но­сти СМИД при­нял 71 ре­ко­мен­да­цию, дан­ную ПМК (47 из 53, 24 из 41). Это по­зво­ли­ло за­вер­шить под­го­тов­ку Па­риж­ско­го мир­но­го до­го­во­ра.

Мир­ные до­го­во­ры.

20 января Парижские мирные договоры под­пи­са­ны от США Дж. Ф. Бирн­сом в Ва­шинг­то­не, 29 января от СССР В.М. Мо­ло­то­вым в Мо­ск­ве, 4 февраля Э. Бе­ви­ным от Ве­ли­ко­бри­та­нии в Лон­до­не. 10.2.1947 года Парижские мирные договоры под­пи­са­ны ос­таль­ны­ми уча­ст­ни­ка­ми (от СССР, США и Ве­ли­ко­бри­та­нии свою под­пись по­ста­ви­ли по­слы в Па­ри­же).

До­го­вор с Фин­лян­ди­ей под­пи­са­ли 10 го­су­дарств (СССР, Ве­ли­ко­бри­та­ния, Ав­ст­ра­лия, Бе­ло­русской ССР, Ин­дия, Ка­на­да, Но­вая Зе­лан­дия, Украинской ССР, Че­хо­сло­ва­кия и ЮАС), с Ру­мы­ни­ей - 11 го­су­дарств (те же, а так­же США), с Венг­ри­ей - 12 го­су­дарств (те же, а так­же США и Юго­сла­вия). До­го­вор с Бол­га­ри­ей под­пи­са­ли 12 го­су­дарств (СССР, Ве­ли­ко­бри­та­ния, США, Ав­ст­ра­лия, Бе­ло­русская ССР, Ин­дия, Гре­ция, Но­вая Зе­лан­дия, Украинская ССР, Че­хо­сло­ва­кия, Юго­сла­вия и ЮАС), с Ита­ли­ей - 20 го­су­дарств (те же, а так­же Фран­ция, Ки­тай, Бель­гия, Бра­зи­лия, Ка­на­да, Ни­дер­лан­ды, Поль­ша, Эфио­пия).

Парижские мирные договоры со­став­ле­ны на трёх язы­ках: английском, русском и фран­цуз­ском. Все они по­строе­ны по од­но­му ти­пу и со­сто­ят из пре­ам­бу­лы, раз­де­лов по тер­ри­то­ри­аль­ным, по­ли­тическим, во­енны, эко­но­мическим во­про­сам, о ре­па­ра­ци­ях и рес­ти­ту­ци­ях, за­клю­чительных по­ста­нов­ле­ний о вы­пол­не­нии и тол­ко­ва­нии до­го­во­ров, по­ряд­ка их ра­ти­фи­ка­ции и всту­п­ле­ния в си­лу. Все Парижские мирные договоры (кро­ме до­го­во­ра с Ита­ли­ей) име­ют стан­дарт­ный на­бор при­ло­же­ний: кар­ту гра­ниц; оп­ре­де­ле­ние во­енного, во­ен­но-воздушного обу­че­ния и во­енно-морского обу­че­ния; оп­ре­де­ле­ние и пе­ре­чень во­енных ма­те­риа­лов и тех­ни­ки; специальные по­ста­нов­ле­ния, от­но­ся­щие­ся к не­ко­то­рым ви­дам соб­ст­вен­но­сти; о кон­трак­тах, сро­ках дав­но­сти и цен­ных бу­ма­гах; о су­дах и су­деб­ных ре­ше­ни­ях. Все Парижские мирные договоры (кро­ме до­го­во­ра с Фин­лян­ди­ей, ко­то­рая не бы­ла ок­ку­пи­ро­ва­на) со­дер­жа­ли по­ста­нов­ле­ния о сро­ках вы­во­да со­юз­ных войск (че­рез 90 дней со дня всту­п­ле­ния до­го­во­ров в си­лу; СССР со­хра­нял пра­во со­дер­жать в Венг­рии и Ру­мы­нии воо­руженные си­лы для под­дер­жа­ния ли­ний коммуникации с кон­тин­ген­том сво­их войск в Ав­ст­рии). До­го­вор с Ита­ли­ей со­дер­жал отдельную часть по на­ка­за­нию во­енных пре­ступ­ни­ков (в других до­го­во­рах ана­ло­гич­ные ста­тьи вклю­че­ны в со­став по­ли­тических по­ста­нов­ле­ний). В до­го­во­рах с Бол­га­ри­ей, Венг­ри­ей и Ру­мы­ни­ей име­лись специальные по­ста­нов­ле­ния от­но­си­тель­но Ду­ная.

Во­енные по­ста­нов­ле­ния парижских мирные договоров ог­ра­ни­чи­ва­ли чис­лен­ность воо­руженных сил и во­енное про­изводство по­бе­ж­дён­ных го­су­дарств, ус­та­нав­ли­ва­ли ряд за­пре­тов. Чис­лен­ность итальянской ар­мии (вклю­чая ка­ра­би­не­ров) не мог­ла пре­вы­шать 250 тысяч человек; Ита­лия не мог­ла иметь бо­лее 200 тя­жё­лых и сред­них тан­ков, до­пус­кать к служ­бе в преж­них чи­нах офи­це­ров или ун­тер-офи­це­ров фа­ши­ст­ской ми­ли­ции или ар­мии (за ис­клю­че­ни­ем реа­би­ли­ти­ро­ван­ных), стро­ить дол­го­вре­мен­ные ук­ре­п­ле­ния и во­енные со­ору­же­ния вдоль гра­ниц с Фран­ци­ей и Юго­сла­ви­ей, на ост­ро­вах Си­ци­лия и Сар­ди­ния; острова Пан­тел­ле­рия, Пиа­но­за, Пе­лаг­ские острова ос­та­ва­лись де­ми­ли­та­ри­зо­ван­ны­ми. Чис­лен­ность болгарской ар­мии ог­ра­ни­чи­ва­лась 55 тысячами человек, вен­гер­ской - 65 тысячами человек, ру­мын­ской - 120 тысяч человек, фин­лянд­ской - 34,4 тысячи человек. Во­до­из­ме­ще­ние итальянских ВМФ не мог­ло пре­вы­шать 67,5 тысяч т; Ита­лии за­пре­ща­лось стро­ить, иметь или при­об­ре­тать лин­ко­ры и авиа­нос­цы; чис­лен­ность лич­но­го со­ста­ва итальянских ВМФ ог­ра­ни­чи­ва­лась 25 тысячами человек; 163 итальянских во­енных ко­раб­ля под­ле­жа­ли пе­ре­да­че СССР, Ве­ли­ко­бри­та­нии, США и Фран­ции. Во­до­из­ме­ще­ние болгарских ВМФ ог­ра­ни­чи­ва­лось 7,25 тысяч т, его лич­ный со­став - 3,5 тысячи человек; румынские ВМФ - 15 тысяч т и 5 тысяч человек; финляндские ВМФ - 10 тысяч т и 4,5 тысячи человек. Итальянские ВВС за­пре­ща­лось иметь бо­лее 350 са­мо­лё­тов, чис­лен­ность их лич­но­го со­ста­ва не мог­ла пре­вы­шать 25 тысяч человек (со­от­вет­ст­вен­но болгарски ВВС - 90 са­мо­лё­тов и 5,2 тысячи человек; венгерские ВВС - 90 са­мо­лё­тов и 5 тысяч человек; румынские ВВС - 105 са­мо­лё­тов и 8 тысяч человек; финляндские ВВС - 60 са­мо­лё­тов и 3 тысячи человек). Всем 5 го­су­дар­ст­вам за­пре­ща­лось иметь лю­бые ви­ды атом­но­го ору­жия, са­мо­лё­ты, спро­ек­ти­ро­ван­ные как бом­бар­ди­ров­щи­ки, под­вод­ные лод­ки, тор­пед­ные ка­те­ра и ряд других, воо­ру­же­ний.

Эко­но­мические по­ста­нов­ле­ния парижских мирных договоров оп­ре­де­ля­ли по­ря­док рес­ти­ту­ции соб­ст­вен­но­сти, ко­то­рая бы­ла вы­ве­зе­на из стран, при­над­ле­жа­щих к Объ­е­ди­нён­ным На­ци­ям, обя­зы­ва­ли по­бе­ж­дён­ные го­су­дар­ст­ва вос­ста­но­вить на сво­их тер­ри­то­ри­ях эко­но­мические пра­ва и ин­те­ре­сы гра­ж­дан Объ­е­ди­нён­ных На­ций. На бывших со­юз­ни­ков Гер­ма­нии на­ла­га­лось обя­за­тель­ст­во вы­пла­тить ре­па­ра­ции: Ита­лия долж­на бы­ла вы­пла­тить СССР 100 миллионов американских долларов, Ал­ба­нии - 5 миллионов, Эфио­пии - 25 миллионов, Гре­ции - 105 миллионов, Юго­сла­вии - 125 миллионов американских долларов; Бол­га­рия вы­пла­чи­ва­ла Гре­ции 45 миллионов американских долларов, Юго­сла­вии - 25 миллионов американских долларов; Венг­рия вы­пла­чи­ва­ла СССР 200 миллионов американских долларов, Че­хо­сло­ва­кии и Юго­сла­вии (вме­сте) - 100 миллионов американских долларов; Ру­мы­ния и Фин­лян­дия вы­пла­чи­ва­ли СССР по 300 миллионов американских долларов ка­ж­дая. Ус­та­нав­ли­ва­лись сро­ки вы­пла­ты ре­па­ра­ций: для Ита­лии - 7 лет, для ос­таль­ных го­су­дарств - 8 лет. Бол­га­рия, Венг­рия и Ру­мы­ния при­зна­ва­ли пра­ва СССР на все германские ак­ти­вы на сво­их тер­ри­то­ри­ях. Позд­нее Советский Со­юз, со­дей­ст­вуя эко­но­мическому раз­ви­тию Бол­га­рии, Венг­рии и Ру­мы­нии, от­ка­зал­ся от зна­чительной час­ти ком­пен­са­ций за на­не­сён­ный ему ущерб (объ­ём ре­па­ра­ций в поль­зу СССР впос­лед­ст­вии был так­же сни­жен и для Фин­лян­дии).

Для всту­п­ле­ния в си­лу ка­ж­до­го из до­го­во­ров тре­бо­ва­лась его ра­ти­фи­ка­ция по­бе­ж­дён­ным го­су­дар­ст­вом и те­ми стра­на­ми, ко­то­рые от­ве­ча­ли за его со­став­ле­ние. Парижские мирные договоры бы­ли ра­ти­фи­ци­ро­ва­ны в те­че­ние 1947 года: Фин­лян­ди­ей 18 апреля, Ве­ли­ко­бри­та­ни­ей 29 апреля, США 14 ию­ня, Фран­ци­ей 26 ию­ня, Венг­ри­ей 27 ию­ня, Ита­ли­ей 31 ию­ля, Ру­мы­ни­ей 23 августа, Бол­га­ри­ей 25 августа, СССР 29 августа. До­го­во­ры всту­пили в си­лу 15 сентября по­сле пе­ре­да­чи ра­ти­фи­кационных гра­мот до­го­во­ра с Ита­ли­ей французскому пра­ви­тель­ст­ву, ра­ти­фи­кационных гра­мот ос­таль­ных до­го­во­ров - советскому пра­ви­тель­ст­ву. За­ре­ги­ст­ри­ро­ва­ны в ООН 15.3.1950 года.

Парижские мирные договоры га­ран­ти­ро­ва­ли су­ве­ре­ни­тет го­су­дарств - бывших со­юз­ни­ков Гер­ма­нии, за­фик­си­ро­ва­ли но­вый тер­ри­то­ри­аль­ный ста­тус-кво в Южной, Центральной и Восточной Ев­ро­пе, сло­жив­ший­ся по­сле окон­ча­ния 2-й ми­ро­вой вой­ны, соз­да­ли ус­ло­вия для де­мо­кра­ти­за­ции внут­ри­по­ли­тической жиз­ни в по­бе­ж­дён­ных го­су­дар­ст­вах и ус­та­но­ви­ли барь­е­ры для воз­ро­ж­де­ния фа­шиз­ма. В це­лом Парижские мирные договоры бы­ли под­пи­са­ны на ус­ло­ви­ях, близ­ких со­вет­ским, спо­соб­ст­во­ва­ли ук­реп­ле­нию по­зи­ций СССР в Центральной и Восточной Ев­ро­пе, яви­лись ус­пе­хом советской ди­пло­ма­тии.

Исторические ис­точники:

Со­вет­ские де­ле­га­ции на Па­риж­ской кон­фе­рен­ции. М., 1947;

Мир­ный до­го­вор с Бол­га­ри­ей. М., 1947;

Мир­ный до­го­вор с Венг­рией. М., 1947;

Мир­ный до­го­вор с Ита­ли­ей. М., 1947;

Мир­ный до­го­вор с Ру­мы­ни­ей. М., 1947;

Мир­ный до­го­вор с Фин­лян­ди­ей. М., 1947;

Treaty Series. / United Nations. [N. Y.], 1950. Vol. 49;

Внеш­няя по­ли­ти­ка Со­вет­ско­го Сою­за. 1947 год. М., 1952. Ч. 1;

Foreign relations of the United States. 1946. Wash., 1970. Vol. 3-4;

Со­вет­ско-аме­ри­кан­ские от­но­ше­ния. 1945-1948. М., 2004.

Дополнительная литература:

Ме­ж­ду­на­род­ные от­но­ше­ния по­сле вто­рой ми­ро­вой вой­ны. М., 1962. Т. 1;

Ис­ра­элян В.Л. Из ис­то­рии под­го­тов­ки мир­но­го до­го­во­ра с Бол­га­ри­ей (1944–1946 гг.) // Из ис­то­рии ме­ж­ду­на­род­ных от­но­ше­ний. М., 1963;

Мун­тян М. А. Под­го­тов­ка мир­но­го до­го­во­ра с Ру­мы­ни­ей и по­зи­ция со­вет­ской ди­пло­ма­тии // Про­шлое и на­стоя­щее. М., 1967; он же. Ду­най­ская про­бле­ма в ме­ж­ду­на­род­ных от­но­ше­ни­ях (1945–1948). Киш., 1977;

Inter­si­mone G. L’Italia e il Trattato di pace del 10-2-1947. Roma, 1970;

Lache S., Tutui C. Romania si conferinta de pace de la Paris din 1946. Napoca, 1978;

Внеш­няя по­ли­ти­ка СССР и про­бле­мы по­сле­во­ен­но­го уре­гу­ли­ро­ва­ния в Ев­ро­пе. М., 1978;

Читайте также: