Паралингвистические средства общения кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Интонация как паралингвистическое средство общения. Онтогенез интонационной стороны речи

Паралингвистические средства общения.

Термин "паралингвистика" (греч. "около, возле") имеет узкое и широкое толкование.

В узком смысле он обозначает лишь фонационные средства коммуникации - тон речи, громкость, темп, паузы, заполнители пауз - так называемые вокализаторы , а также такие качественные признаки голоса, как тембр, высота, диапазон, наконец, особенности произношения индивида, которые могут быть обусловлены диалектальной спецификой или индивидуальными особенностями - хриплостью голоса, пришептыванием, причмокиванием и т.п.

По своему составу паралингвистические средства общения подразделяются на три вида:

1) фонационные (особенности произнесения звуков, слов, высказываний; звуковые заполнители пауз);

2) кинетические (жесты, мимика, телодвижения);

3) графические (особенности почерка, заменители букв и слов). Фонационные средства включают в себя и интонацию.

Паралингвистические средства содержат компоненты трех уровней:

1) универсальные (присущие всем говорящим);

2) этнолингвистические (присущие лицам, входящим в определенную этнокультурную группу);

3) идиолектные (индивидуальные особенности речи, зависящие от личных психологических и социальных характеристик говорящего — его пола, возраста, образования, социальной принадлежности, черт характера и т.п.

Благодаря этому, паралингвистические средства не только дополняют смысл высказывания, но и несут в себе информацию о говорящем, о его этнокультурной принадлежности и личных характеристиках.

Связь интонации с другими паралингвистическими средствами общения.

Современная проблематика интонационных исследований.

Мастера устного рассказа считают диапазон интонаций, расширяющих смысловое содержание речи, беспредельными. А учителя считают формирование интонационных навыков важными для восприятия письменной речи (Тонкова-Ямпольская Р.В., Ладыженская Т.А., Богуславская Н. Е.). Изучая фонетические признаки в процессе речи, исследователи подчеркивают синтагматическое ударение и мелодическое оформление, а фразу цементирует фразовое ударение и в целом весь комплекс интонационных средств (Зиндер Л.Р., Бондарко Л.В., Николаева Т. М.). Некоторые исследователи связывают речевое развитие ребенка с процессом овладения интонационной системой языка (Аксарина Н.М., Кольцова М.И., Тонкова-Ямпольская Р.В., Яровенко О. И.). Рассматривая предложение как единицу языка, М.М. Бахтин подчеркивал, что оно обладает грамматической интонацией - законченности, пояснения, разделения, перечисления. Особое место он отдает интонации повествовательной, вопросительной, восклицательной и побудительной. Итак, интонация передает не только содержание высказывания, но и его эмоциональные особенности. Т.А. Ладыженская интонацию рассматривает в одном ряду с такими произносительными средствами речи, как логическое ударение и основной тон высказывания

Языковое явление, в основе которого лежит интенсивность, сила звука. Для интонирования речи значимы словесное ударение (силовая и тональная вершина слова) и ударения смысловые: синтагматические, фразовое, логическое.

Мелодика речи

Тональный контур речи - модуляции высоты (повышение и понижение) основного тона голоса при произнесении высказывания.

Скорость произношения речи, относительное ускорение или замедление отдельных ее отрезков(звуков, слогов, слов, предложений и т.д.). Зависит от стиля, произношения, смысла речи, эмоционального состояния говорящего, эмоционального содержания высказывания.

Дополнительная окраска звучания, сообщающая речи различные эмоционально- экспрессивные оттенки голоса.

Интонационное средство, которое по акустическому выражению может быть действительным или мнимым(нулевым).Действительная пауза - это остановка, перерыв в изучении.

Краткое описание документа:

Интонация как паралингвистическое средство общения. Онтогенез интонационной стороны речи

Интонация как паралингвистическое средство общения. Онтогенез интонационной стороны речи

План

  • Паралингвистические средства общения.
  • Связь интонации с другими паралингвистическими средствами общения.
  • Современная проблематика интонационных исследований.

Термин "паралингвистика" (греч. "около, возле") имеет узкое и широкое толкование.

В узком смысле он обозначает лишь фонационные средства коммуникации - тон речи, громкость, темп, паузы, заполнители пауз - так называемые вокализаторы , а также такие качественные признаки голоса, как тембр, высота, диапазон, наконец, особенности произношения индивида, которые могут быть обусловлены диалектальной спецификой или индивидуальными особенностями - хриплостью голоса, пришептыванием, причмокиванием и т.п.

По своему составу паралингвистические средства общения подразделяются на три вида:

1) фонационные (особенности произнесения звуков, слов, высказываний; звуковые заполнители пауз);

2)кинетические (жесты, мимика, телодвижения);

3)графические (особенности почерка, заменители букв и слов). Фонационные средства включают в себя и интонацию.

Паралингвистические средства содержат компоненты трех уровней:

1)универсальные (присущие всем говорящим);

2) этнолингвистические (присущие лицам, входящим в определенную этнокультурную группу);

3)идиолектные (индивидуальные особенности речи, зависящие от личных психологических и социальных характеристик говорящего — его пола, возраста, образования, социальной принадлежности, черт характера и т.п.

Благодаря этому, паралингвистические средства не только дополняют смысл высказывания, но и несут в себе информацию о говорящем, о его этнокультурной принадлежности и личных характеристиках.

Мастера устного рассказа считают диапазон интонаций, расширяющих смысловое содержание речи, беспредельными. А учителя считают формирование интонационных навыков важными для восприятия письменной речи (Тонкова-Ямпольская Р.В., Ладыженская Т.А., Богуславская Н. Е.). Изучая фонетические признаки в процессе речи, исследователи подчеркивают синтагматическое ударение и мелодическое оформление, а фразу цементирует фразовое ударение и в целом весь комплекс интонационных средств (Зиндер Л.Р., Бондарко Л.В., Николаева Т. М.). Некоторые исследователи связывают речевое развитие ребенка с процессом овладения интонационной системой языка (Аксарина Н.М., Кольцова М.И., Тонкова-Ямпольская Р.В., Яровенко О. И.). Рассматривая предложение как единицу языка, М.М. Бахтин подчеркивал, что оно обладает грамматической интонацией - законченности, пояснения, разделения, перечисления. Особое место он отдает интонации повествовательной, вопросительной, восклицательной и побудительной. Итак, интонация передает не только содержание высказывания, но и его эмоциональные особенности. Т.А. Ладыженская интонацию рассматривает в одном ряду с такими произносительными средствами речи, как логическое ударение и основной тон высказывания

Ударение

Языковое явление, в основе которого лежит интенсивность, сила звука. Для интонирования речи значимы словесное ударение (силовая и тональная вершина слова) и ударения смысловые: синтагматические, фразовое, логическое.

Мелодика речи

Тональный контур речи- модуляции высоты (повышение и понижение) основного тона голоса при произнесении высказывания.

Темп речи

Скорость произношения речи, относительное ускорение или замедление отдельных ее отрезков(звуков, слогов, слов, предложений и т.д.). Зависит от стиля, произношения, смысла речи, эмоционального состояния говорящего, эмоционального содержания высказывания.

Тембр

Дополнительная окраска звучания, сообщающая речи различные эмоционально- экспрессивные оттенки голоса.

Пауза

Интонационное средство, которое по акустическому выражению может быть действительным или мнимым(нулевым).Действительная пауза - это остановка, перерыв в изучении.


Взаимодействие людей в обществе происходит с помощью речи, но полноценная коммуникация невозможна без участия невербальной (паралингвистической) системы общения. Один и тот же набор слов имеет разное значение в зависимости от манеры озвучивания, эмоциональной окраски. Коммуникация, связанная с паралингвистическими средствами общения, в некоторых случаях может даже успешно заменить словесную систему. Примеры широко известны при общении представителей разных культур, не имеющих общего языка, но способных понять друг друга. На основе невербальных систем общения построена адаптация людей с нарушениями речевого аппарата к жизни в обществе.

эмоции при общении

Виды паралингвистических средств невербального общения

Сначала дадим определение рассматриваемому явлению. Паралингвистическая система невербальных средств общения - это совокупность средств, сопровождающих вербальное взаимодействие и дополняющих смысловое содержание слов.

Виды невербальных средств общения (по характеру проявления):

  • фонационные - звуковые особенности (громкость, темп, интонация и др.);
  • кинетические – движения, сопровождающие речь (мимика, жесты);
  • графические – особенности графического выражения речи (почерк).

Выделяют отдельно группу экстралингвистических средства общения, представляющих собой нетипичные особенности речи. К ним относят вздохи, паузы, покашливание, смех и др.

Классификация паралингвистических средств по принадлежности общностям (индивидам) выделяет следующие виды:

  • универсальные для всех говорящих;
  • характеризующие отдельную этнокультурную группу;
  • демонстрирующие личностные и психологические характеристики человека.

невербальное взаимодействие

Некоторые элементы невербального общения контролируются говорящим, такие как громкость и скорость речи, дикция. Другие же элементы сложно удержать под контролем, к таким сигналам относят вздох, покашливание, смех, стон, плач и др. Данные системы являются помощниками в выстраивании полноценной коммуникации, наполняют фразы личностным смыслом и эмоциями. Наполнение слов эмоциями представляет наибольшую ценность при взаимодействии, находит такой же эмоциональный отклик у окружающей аудитории. В силу неполного контроля знаки невербального общения могут выдать те качества человека, которые он предпочел бы скрыть.

Громкость голоса

Выразительная речь динамична по громкости и расставляет акценты на значимых словах. Изменение уровня громкости в приемлемых для общения пределах считается наиболее эффективным построением изложения, удерживающим внимание и интерес собеседника. Громкий голос имеет побудительную силу и склоняет слушателя к действиям. В то же время повышение громкости выше приемлемой нормы рассматривается как нарушение личного пространства и попытка принуждения. Тихий голос характеризует сдержанность, что в зависимости от контекста свидетельствует о неуверенности или спокойствии говорящего. Последнее наблюдается в ситуации, когда тихая речь контрастирует с повышенной громкостью речи собеседников.

громкость голоса

Темп речи

Темп речи характеризует личностные качества человека, его темперамент. Медленный темп речи настраивает на спокойствие, основательность беседы, тогда как быстрый придает динамики, энергии, характеризует оратора как целеустремленного, уверенного в себе и в том, о чем он говорит.

изменение голоса в речи

Сбивчивая речь воспринимается собеседником как показатель волнения, напряжения, неуверенного владения темой обсуждения, желания скрыть важные моменты в разговоре. Сбивчивое повествование, прерываемое паузами и покашливанием, создает негативное впечатление о квалификации говорящего. Глубокое знание предмета общения и уверенность в себе характеризуются ровной ритмикой речи, создающей гармоничную картину изложения.

Высота голоса

Экстралингвистические средства

зевота при общении

Интонация как паралингвистическое средство общения

Интонация выполняет следующие функции в общении:

Интонация всегда сочетается с другими паралингвистическими средствами общения, что формирует целостный образ говорящего, его личностных качеств, эмоционального состояния и отношения к предмету общения.

Коррекционное воздействие

нарушение речи

Общение - основной процесс социализации, через который ребенок усваивает правила и способы жизни в обществе. Для людей с серьезными нарушениями речи процесс общения ограничен и единственными средствами остаются невербальные. Например, использование паралингвистических средств общения при алалии помогает влиться в социум, используя мимику, жесты, пантомимику при отсутствии возможности вербального контакта. Коррекционная работа с пациентами, имеющими этот диагноз, строится на развитии невербальных средств, тренировке при возможности ритма голоса и звуковых сочетаний, что само по себе уже оказывает стимулирующее действие на соответствующие отделы мозга.

"Эффект вечеринки" и уникальность речи

невербальное общение

Каждый человек имеет уникальный набор свойств голоса, манеру говорить, тембр, фонетические особенности произношения. Разговор хорошо знакомого мгновенно обращает на себя внимание даже при отсутствии говорящего в поле зрения слушателя, не требуется даже дополнительное подтверждение личности, при хорошей слышимости узнавание стопроцентное. Уникальность фонетических характеристик речи человека широко используется в качестве идентификации личности и является предметом множества экспериментов.

ВложениеРазмер
statya.docx 50.38 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности паралингвистических средств общения

1.1 Паралингвистика как средство общения

Термин "паралингвистика" (греч. "около, возле") имеет узкое и широкое толкование. В узком смысле он обозначает лишь фонационные средства коммуникации - тон речи, громкость, темп, паузы, заполнители пауз - так называемые вокализаторы типа "э-э", "мм-мм", а также такие качественные признаки голоса, как тембр, высота, диапазон, наконец, особенности произношения индивида, которые могут быть обусловлены диалектальной спецификой или индивидуальными особенностями - хриплостью голоса, пришептыванием, причмокиванием и т.п. (Не следует смешивать с интонацией, ударением и другими лингвистическими категориями). Широкое толкование паралингвистики включает и кинесические средства коммуникации. Совокупность таких средств коммуникации, как жесты, позы, телодвижения, обозначается термином кинесика (греч. "движение"). Единицы кинесики называют кинемами. Иногда выделяют отдельно мимические средства коммуникации - выражение лица, взгляд и др., но чаще их рассматривают в составе кинесических средств, поскольку они, как и жесты, отличаются динамичностью. При широком понимании в паралингвистику включаются и графические средства письменной формы коммуникации - графы, схемы, плакаты, виды шрифтов и т.п. Неоднозначность понимания паралингвистики объясняется сложным и разновременным процессом ее становления как специальной области знания.

Паралингвистические средства выполняют следующие функции в речевой коммуникации.

Несут дополнительную информацию.

По своему составу паралингвистические средства общения подразделяются на три вида:

1) фонационные (особенности произнесения звуков, слов, высказываний; звуковые заполнители пауз);

2) кинетические (жесты, мимика, телодвижения);

3) графические (особенности почерка, заменители букв и слов). Фонационные средства включают в себя и интонацию.

Паралингвистические средства содержат компоненты трех уровней:

1) универсальные (присущие всем говорящим);

2) этнолингвистические (присущие лицам, входящим в определенную этнокультурную группу);

3) идиолектные (индивидуальные особенности речи, зависящие от личных психологических и социальных характеристик говорящего — его пола, возраста, образования, социальной принадлежности, черт характера и т.п.

Благодаря этому, паралингвистические средства не только дополняют смысл высказывания, но и несут в себе информацию о говорящем, о его этнокультурной принадлежности и личных характеристиках. [Николаева 1990].

Экстралингвистические компоненты представляют собой атипические индивидуальные особенности произношения — речевые паузы, смех, покашливание, вздохи, плач, заикание и т. п.

Ритмичное говорение (ровное перетекание слов) ассоциируется в представлении слушателей с уравновешенностью, хорошим настроением собеседника, богатством чувств.

Высота голоса и ее изменение во времени — носитель информации о возрастных, половых, индивидуально-личностных особенностях человека. У женщин и детей голосовые связки короче и тоньше, чем у мужчин, поэтому высота голоса у них выше примерно на октаву. Этой же закономерностью определяются индивидуальные различия в высоте голоса разных людей: высокие и полные люди имеют, как правило, более крупную гортань и более низкие голоса, чем низкорослые и худые.

Паузы во время разговора делают для того, чтобы: предоставить партнеру возможность высказаться; выиграть время на размышления; придать силу словам, следующим за паузой; переждать отвлечение партнера; отреагировать на невербальные сигналы, свидетельствующие о желании партнера что-то сказать.

Если человек не обращает внимания на то, что его прерывают, значит, он больше ориентируется на себя, а если он с трудом выносит паузы в разговоре, он больше ориентируется на межличностное взаимодействие.

Умение держать паузу — порой незаменимое средство ведения разговора. Несколько секунд молчания могут быть красноречивее слов, они помогают собраться с мыслями, дают возможность овладеть собой, привлечь или переключить внимание.

Умение слушать паузу, интерпретировать причины молчания позволяет получить важную дополнительную информацию в процессе общения.

Смех рассматривается как универсальное средство для снятия напряжения в общении. Открытый, естественный смех (смех с широко раскрытым ртом) демонстрирует радость, удовольствие, одобрение. Полные люди, люди веселые по натуре смеются всем телом.

Смех, снимающий напряжение, разряжающий обстановку, чаще всего отражает естественную реакцию на что-то веселое, комичное, он не направлен на демонстрацию своего отношения к партнеру. Демонстративная реакция может сопровождаться язвительным, издевательским, злорадным, ироничным, циничным, смущенным смехом. Наконец, бывает смех искусственный, вымученный как выражение определенной игры, направленной на достижение личных целей.

Интонация — все явления, звуковые средства языка, которые связаны с голосом и не требуют концентрации внимания на содержании сказанного. Интонация — особый способ выражения чувств, эмоций, отношения говорящего к собственным словам и тем людям, с которыми он общается (властная интонация, насмешливая, ироническая, уверенная и т.п.). По образному выражению М.М. Бахтина, в интонации соприкасается говорящий со слушающим.

В системе речевого общения можно выделить следующие виды невербальной информации , передаваемые особенностями звукопроизношения: эмоциональную, эстетическую, индивидуально-личностную, биофизическую, социально-групповую, психологическую, пространственную, медицинскую, информацию о физических помехах.

Восприятие эмоциональной информации зависит от степени выраженности эмоции в голосе и ее вида. Исследования показали большую надежность восприятия таких эмоций, как гнев и страх, по сравнению с эмоциями радости.

Эмоционально-эстетические характеристики речи особенно необходимы для представителей речевых профессий, поскольку многочисленная аудитория радио и телевидения не только дает критическую оценку выступающим, но и формирует под их воздействием эстетические оценки собственной речи.

Индивидуально-личностная акустическая информация является специфической характеристикой каждого человека. Неповторимость голоса человека определяется присущими только ему особенностями тембра, высоты, интонации, фонетики. Известно, что в средневековой Италии в паспорте наряду с другими отличительными чертами человека отмечались свойства его голоса.Экспериментальные исследования свидетельствуют о высокой надежности распознавания знакомых людей на основе индивидуальных особенностей голоса: до 98% при прослушивании фраз длительностью 3—5 с. Узнавание сохраняется и при инвертированном во времени звучании, что говорит о большей помехоустойчивости данного вида невербальной информации. Сейчас неповторимость голоса человека используется как средство автоматического опознавания личности, например, в банках для обеспечения индивидуального доступа к сейфу его владельца, в криминалистике при анализе правонарушений.

Биофизическая информация характеризует половые, возрастные различия людей, а также определенные конституционные особенности (рост, вес). В отличие от индивидуально-личностной информации она интерпретируется как принадлежность человека к определенной типологической группе.

Надежность определения биофизических характеристик говорящего по его голосу достаточно высока: для пола — 98,4%, возраста — 82,4%, роста — 96,7%, веса — 87,2%. Точность узнавания существенно зависит от возраста слушающих, которые лучше всего определяют возраст говорящих, близкий к их собственному. При этом молодые слушатели склонны занижать возраст тех, кто старше их. Дети допускают более выраженные ошибки в определении биофизических характеристик говорящих. Можно сказать, что восприятие информации во многом зависит от социального опыта аудиторов.

Информация о помехах, сопровождающих процесс речи, также может быть важной для слушающего. Индифферентные, не связанные с говорящим помехи, могут быть результатом, например, электроакустических шумов в телефонной линии, а шумы в помещении, откуда ведется разговор, могут нести определенную информацию о говорящем (местонахождение, наличие других людей и т.п.). Этот вид информации имеет особое значение в криминалистике.

Пространственная информация — это информация о пространственном расположении говорящего по отношению к слушающему (справа — слева, впереди — сзади, удаление — приближение и т.п.). Интересным психологическим феноменом является так называемый эффект вечеринки. Он наблюдается в тех случаях, когда рядом со слушающим находится много говорящих; при этом слушающий способен избирательно направлять свое внимание на интересующего его собеседника, одновременно подавляя (игнорируя) речь других людей. Интересно, что этот эффект направленного внимания проявляется не только при бинауральном пространственном восприятии, но и при восприятии монофонических магнитофонных записей, разговоре по телефону, когда среди одновременно звучащих голосов слушающий может выделить один.

Социально-психологическая информация отражает национальные и иерархически-статусные невербальные акустические особенности говорящего. Национальность проявляется в акценте, интонации речи. Не менее важную информацию несет диалект (местный выговор). Интонация и фонетическая база чужого языка наиболее трудно усваиваются иноязычными, даже при овладении достаточным словарным запасом, грамматикой и синтаксисом. Поэтому акцент, часто сохраняющийся долгие годы, является надежным признаком распознавания национальности говорящего.

Таким образом, смысл высказывания в значительной степени зависит от того, какая интонация, ритм, тембр были использованы для его передачи. Речевые оттенки влияют на смысл высказывания, сигнализируют об эмоциях, состоянии человека, его отношении к коммуникативному процессу.

Читайте также: