Папа григорий 1 кратко

Обновлено: 05.07.2024

В на­ча­ле пон­ти­фи­ка­та на­ла­дил управ­ле­ние цер­ков­ны­ми зем­ля­ми, на­хо­див­ши­ми­ся в Средней и Южной Ита­лии, на Си­ци­лии, Сар­ди­нии, Кор­си­ке, а так­же в Северной Аф­ри­ке и Ил­ли­ри­ке, стре­мясь уве­ли­чить их до­ход­ность. Григорий I Великий за­бо­тил­ся так­же о ка­но­нич­но­сти из­бра­ния епи­ско­пов в этих об­лас­тях, при­ни­мав­ших по­свя­ще­ние в Ри­ме; в пе­ри­од его пон­ти­фи­ка­та ре­гу­ляр­ны­ми ста­ли со­бо­ры епи­ско­па­та ука­зан­ных об­лас­тей, на ко­то­рых ре­ша­лись в том числе су­деб­ные и юрис­дик­ци­он­ные во­про­сы. При­дер­жи­вал­ся по­ли­ти­ки мир­но­го со­су­ще­ст­во­ва­ния с лан­го­бар­да­ми. При уча­стии Григория I Великого с лан­го­бар­да­ми бы­ли за­клю­че­ны пе­ре­ми­рия (592 и 594), а так­же мир (599), что в не­ма­лой сте­пе­ни спо­соб­ст­во­ва­ло на­ча­лу про­цес­са пе­ре­хо­да лан­го­бар­дов (ча­стью языч­ни­ков, ча­стью ари­ан) в пра­во­сла­вие. Под­дер­жи­вая раз­ви­тие мо­на­ше­ст­ва, вы­сту­пил с кри­ти­кой эдик­та ви­зантийского императора Мав­ри­кия, за­пре­щав­ше­го при­ня­тие мо­на­ше­ст­ва ли­цам на во­енной и государственной служ­бе, ук­ре­п­лял внут­ри­цер­ков­ную дис­ци­п­ли­ну, бо­рол­ся с си­мо­ни­ей. В ию­ле 595 года под пред­се­да­тель­ст­вом Григория I Великоо со­сто­ял­ся По­ме­ст­ный со­бор рим­ской церк­ви, при­няв­ший ряд дис­ци­п­ли­нар­ных и ка­но­нических оп­ре­де­ле­ний. Так, был ус­та­нов­лен твёр­дый по­ря­док бо­го­слу­же­ния; в сфе­ре мо­на­ше­ской жиз­ни бы­ла осо­бо под­чёрк­нута связь мо­на­ше­ст­ва и цер­ков­ной ор­га­ни­за­ции во гла­ве с па­пой Рим­ским; пре­ду­смат­ри­ва­лась воз­мож­ность ос­во­бо­ж­де­ния мо­на­сты­рей из-под кон­тро­ля ме­ст­но­го епи­ско­па­та; срок по­слуш­ни­че­ст­ва уве­ли­чен до 2 лет. Григорий I Великий ор­га­ни­зо­вал хри­сти­ан­скую мис­сию в Бри­та­нию (595-596), бла­го­да­ря ко­то­рой в Бри­та­нии на­ча­лось рас­про­стра­не­ние римской цер­ков­ной тра­ди­ции и юрис­дик­ции. К пон­ти­фи­ка­ту Григория I Великого от­но­сит­ся по­пыт­ка на­ла­дить пол­но­цен­ное ка­но­ническое об­ще­ние с ис­пан­ской и галль­ской церк­ва­ми.

День па­мя­ти в восточной Церк­ви - 12(25) мар­та; в западной Церк­ви - 3 сен­тяб­ря.

Иллюстрации:

Происходил из старинного римского патрицианского рода Анициев, представители которого издавна исповедовали Христианство и из которого вышли Римские папы святой Феликс III (483–492), прямой предок Григория Великого, и святой Агапит I (535–536). К этому роду принадлежали Боэций (ок. 480–524/526), возможно, прп. Венедикт Нурсийский (ок. 480–547). Семья Григория Великого отличалась благочестием: в средние века в Римской Церкви почитали святым его отца Гордиана, и ныне в Римо-католической Церкви святыми почитаются мать Григория Великого святая Сильвия (пам. зап. 3 нояб.) и 2 его тетки, сестры отца – святые Тарсилла (Трасилла; пам. зап. 24 дек.) и Емилиана (пам. зап. 5 янв.). Отец Григория Великого был одним из 7 римских регионариев [2], управлявших округами, на которые был разделен Рим.

Юность Григория Великого совпала с непродолжительным временем восстановления в Италии римско-византийских культурных традиций, в промежутке между отвоеванием Византией этой территории у готов и очередным нашествием варваров – лангобардов. Это позволило Григорию Великому, с детства предназначенного к политической карьере, получить основательное образование, особенно в области права. Поступив на государственную службу, он около 573 г. стал одним из высших должностных лиц в Риме. Однако после смерти отца решил оставить политическую деятельность и принять монашество.

Основатель монастырей, монах

Он основал 6 монастырей в наследственных поместьях на Сицилии [3] и в 574/5 г. превратил свой дом в Риме, находившийся на склоне Скавра Целийского холма близ храма мучеников Иоанна и Павла, в монастырь во имя св. ап. Андрея Первозванного [4]. Распродав оставшееся имущество, Григорий Великий раздал деньги бедным и стал вести строгую подвижническую жизнь в Андреевском монастыре простым монахом в посте, молитве, изучении Священного Писания и святоотеческих творений. Св. Сильвия поселилась в келье недалеко от основанного сыном монастыря [5]. Строгая аскеза ухудшила физическое здоровье Григория Великого, остававшегося слабым всю последующую жизнь [6].

Диакон, папский представитель в Константинополе

Возвращение в Рим

На Римской кафедре

В июле 595 г. под председательством Григория Великого состоялся большой поместный Собор Римской Церкви, на котором были приняты документы, касавшиеся церковной дисциплины и богослужения. В результате реформы был установлен твердый порядок богослужения. Реформа монашества состояла в том, что Григорий Великий поставил его в тесную связь с церковной организацией и особенно с папой, к которому монахи могли апеллировать в сложных вопросах. Он издал особые документы (privilegia), регламентирующие возможность освобождения монастырей из-под контроля местного епископа; увеличил срок послушничества до 2 лет [24] по сравнению с Уставом прп. Венедикта Нурсийского, определявшим 1 год испытания для новоначальных [25], возраст для аббатис установил не менее 60 лет (ср.: 1 Тим 5. 9).

В последние годы жизни Григорий Великий тяжело болел, почти не вставал с постели.

Образ Григория Великого в Синайском патерике

Молитва об императоре Траяне

В житии Григория Двоеслова встречается интересный факт, когда по молитве Святителя было даровано спасение от адских мук душе римского императора Траяна (53 г. – 117 г.), одного из жестоких, по закону, гонителей христиан, и в то же время – лучших по своей справедливости и заботе о бедных правителей Римской империи.

Вот как повествуется об этом в одном из ранних житий святого:

На примере данного случая из жития Григория Двоеслова, а также некоторых иных эпизодов из житий христиан первых веков идея о возможности избавления по молитвам святых душ умерших людей, проводивших праведный образ жизни, но не принявших по различным причинам крещение, от вечных мучений в аду становится частью святоотеческого учения [36].

Комментируя эпизод об изменении посмертной участи императора Траяна по молитве папы Григория, иеромонах Серафим (Роуз) пишет:

Источники жизнеописания

Источниками жизнеописания Григория Великого являются:

3. Древние латинские жития Григория Великого: 1-е написано ок. 700 г. в Англии неизвестным монахом монастыря Уитби [44], 2-е – Павлом Диаконом во 2-й пол. VIII в., известно в 2 редакциях, краткой [45] и расширенной (с позднейшими интерполяциями) [46], 3-е, пространное, составлено в Риме по указанию папы Иоанна VIII в 872–873 гг. Иоанном Диаконом (в 4 кн.) [47]. Существуют неск. греч. анонимных житий Григория Великого [48].

Труды

Экзегетические труды

Составляют самую большую группу его сочинений.

Нравственно-аскетические

Богослужебные

В православной традиции начиная с XVI в. Григорию Великому устойчиво приписывается составление литургии Преждеосвященных Даров. Однако эту атрибуцию следует признать ошибочной. Подробнее см. статью "литургия Преждеосвященных Даров".

Использованные материалы

[1] В современной Римо-католической Церкви память - 3 сентября в день интронизации (590 год).

[2] regionarius – Ioan. Diac. Vita S. Greg. Magn. IV 83

[3] Greg. Turon. Hist. Franc. X 1; Ioan. Diac. Vita S. Greg. Magn. I 5

[4] Ioan. Diac. Vita S. Greg. Magn. I 6

[5] Ioan. Diac. Vita S. Greg. Magn. I 9

[6] Greg. Turon. Hist. Franc. X 1; Beda. Hist. Angl. II 1

[7] Kelly J. N. D. The Oxford Dictionary of Popes. Oxf., 1986. P. 64–65

[8] Ioan. Diac. Vita S. Greg. Magn. I 25, 26

[9] Greg. Turon. Hist. Franc. X 1; ср.: Markus. P. 11–12

[10] Greg. Magn. Moral. XIV 56; ср.: Beda. Hist. Angl. II 1; Paul. Diac. Vita S. Greg. Magn. 9; Ioan. Diac. Vita S. Greg. Magn. I 28–30; Duval Y. M. La discussion entre l’apocrisiaire Grégoire et le patriarche Eutychios au sujet de la résurrection de la chair // Grégoire le Grand: Colloque intern. Chantilly, Sept. 1982: Actes / Ed. J. Fontaine, R. Gillet, S. Pellistrandi. P., 1986. P. 129–158

[11] Greg. Magn. Reg. epist. VII 32; X 39; XI 74; ср.: Ioan. Diac. Vita S. Greg. Magn. IV 81

[12] Paul. Diac. Hist. Langobard. III 10

[13] Greg. Turon. Hist. Franc. X 1; ср.: Paul. Diac. Hist. Langobard. III 24; Idem. Vita S. Greg. Magn. 11; Ioan. Diac. Vita S. Greg. Magn. I 41, 42

[14] Мейендорф И., протопресв. С. 219

[15] Greg. Magn. Reg. epist. I 49; V 41

[16] Greg. Magn. Reg. epist. I 2, 48, 61; X 51

[17] Greg. Magn. Reg. epist. I 49; V 40

[18] Мейендорф И., протопресв. С. 222

[19] см., напр.: Кудрявцев П. Н. Судьбы Италии от падения Западной Римской империи до восстановления ее Карлом Великим: Обозрение остготско-лангобардского периода итальянской истории. М., 1850. С. 166

[20] Greg. Magn. Reg. epist. I 13, 39, 46, 55, 62–64; IV 33; VI 4; VII 38

[21] Greg. Magn. Reg. epist. III 65; ср.: Batiffol. P. 195–197

[22] Greg. Magn. Dial. I [Praef.]

[23] Greg. Magn. Reg. epist. I 5; ср.: Лк 10. 39–41

[24] Greg. Magn. Reg. epist. X 9

[25] Regula Benedicti. 58

[26] Greg. Magn. Reg. epist. II 48; IV 35; VI 37; ср.: Предтеченский С. А. Развитие влияния папского престола на дела западных Церквей до конца IX в. Каз., 1891. С. 93–99

[27] Reg. epist. IX 52; XI 13

[28] Beda. Hist. Angl. II 1

[29] Greg. Magn. Reg. epist. I 23, 24, 27–32

[30] Greg. Magn. Reg. epist. VII 27

[31] Мейендорф И., протопресв. С. 224, прим.

[32] Ioan. Diac. Vita S. Greg. Magn. IV 68

[38] Greg. Magn. Dial. I [Praef.]; III 36; IV 16, 21

[39] Greg. Turon. Hist. Franc. X 1

[40] Isid. Hisp. De vir. illustr. XL 53–56

[41] Liber pontificalis. Vol. 1. P. 312–314

[42] Beda. Hist. Angl. I 23, 24, 27–32; II 1

[43] Paul. Diac. Hist. Langobard. III 13, 20, 24, 25; IV 5, 8, 9, 18, 19, 29

[44] Colgrave B. The Earliest Life of Gregory the Great. Camb., 1985

[46] BHL, N 3640; PL. 75. Col. 41–59

[47] PL. 75. Col. 59–242

[49] Baronius C. Annales ecclesiastici. Coloniae Agrippinae, 1624. T. 7. Col. 700–703, 802 etc.; T. 8. Col. 2–214), Л. Мембур (Maimbourg [L.]. Histoire du Pontificat de S. Gregorie le Grand. P., 1686. T. 1, 2

[50] Sainte Marthe D., de. Histoire de S. Gregoire le Grand. Rouen, 1697

[51] Du Pin L. E. Nouvelle Bibliothèque des Auteurs ecclésiastiques. P., 1691. T. 5. P. 105–146

[52] Cave G. Scriptorum ecclesiasticorum Historia litteraria. Oxf., 1740. Vol. 1. P. 543–546

[53] Oudin C. Commentarius de scriptoribus Ecclesiae antiquis illorumque scriptis. Fr./M., 1722. T. 1. Col. 1493–1571

[54] Neander J. A. W. Allgemeine Geschichte der christlichen Religion und Kirche. Gotha, 18563. Bd. 2. Abt. 1. S. 60–76 sqq.

[56] см., напр.: Capelle B. Les homélies de S. Grégoire sur le Cantique // RBen. 1929. T. 41. P. 204–214; Verbaken P. La tradition manuscrite du commentaire de S. Grégoire sur le Cantique des cantiques // RBen. 1963. T. 73. P. 277–288

[57] Hincmar. Opusc. Praef.

[58] напр., Dial. IV 25, 39, 40, 55

[59] BHG, N 1445y–1448b

[60] Dufner G. Die Dialoge Gregors des Grossen im Wandel der Zeiten und Sprachen. Padova, 1968. S. 38–210

[61] ср.: Walafrid. Strabo. Liber de exordiis. 22; Ioan. Diac. Vita S. Greg. Magn. 2. 17

[63] LP. Vol. 1. P. 312; Beda. Hist. Angl. II 1; Ioan. Diac. Vita S. Greg. Magn. 2. 17

[64] Aldhelm. De laud. virg. 42

[65] Greg. Magn. Reg. epist. IX 12

[66] Corpus Domini. – Ioan. Diac. Vita S. Greg. Magn. 2. 41

[68] Beda. Hist. Angl. IV 2

[70] Greg. Turon. Hist. Franc. X 1; Greg. Magn. Reg. epist. IX 12

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.


Григо́рий I Вели́кий (лат. Gregorius PP. I ), называемый в православной традиции Григорий Двоеслов (лат. Gregorius Dialogus ) (ок. 540 — 12 марта 604) — папа римский с 3 сентября 590 по 12 марта 604.

Биография

Григорий родился около 540 г. в знатной и богатой римской семье, представители которой уже по крайней мере целый век служили церкви: его прапрадедом был, вероятно, Римский епископ Феликс III (483—492 гг.), папа Агапит (535—536 гг.) тоже приходился ему родственником. Отец Григория Гордиан занимал видный пост в церковной администрации. Мать Сильвия, после смерти мужа жившая в уединении близ римской базилики Св. Павла, прославилась глубоким благочестием и святостью.

Как представитель Римской церкви он обращался к императору Тиберию II Константину, а затем Маврикию с призывами защитить Рим от варваров-лангобардов, недавно обосновавшихся в северной Италии и в некоторых её центральных районах. Но византийские власти, ведя ожесточённые бои с персами на востоке, не могли воевать сразу на нескольких фронтах. В 585 или 586 г. папа Пелагий II (579—590 гг.) отозвал своего посланника в Рим. А когда понтифик умер в разгар страшной эпидемии чумы, Григорий был единодушно избран его преемником. Более поздняя традиция гласит, что он бежал из Рима, считая себя недостойным быть епископом, однако был найден и возвращён в город. Он возглавил покаянную процессию по охваченному мором Риму, и произошло чудо: когда кающиеся проходили мимо гробницы императора Адриана (ныне замок Св. Ангела) близ Ватикана, над её куполом показался архангел Михаил, который вложил свой пылающий меч в ножны, тем самым показывая, что моления римлян услышаны на небесах, и чума прекратилась.

3 сентября 590 г., после того как было получено одобрение императора, Григорий был посвящён в епископы Рима и стал одним из самых влиятельных людей в империи. Папская резиденция располагалась в Латеранском дворце на юге Рима, где Григорий жил в монашеском сообществе, следуя строгим правилам монастырской жизни. Предпочитая более полагаться на монахов, он удалил из администрации Римской церкви мирян и ослабил позиции клириков.

В это время церковные власти приобретали всё большее влияние в Риме по мере того, как ослабевало светское правление, не способное даже организовать оборону города от лангобардов. Римская церковь взяла на себя многие государственные функции. Папа сам занимался обеспечением защиты города. На средства, полученные с церковных земельных владений, занимавших площадь от 3. 5 до 4. 7 тыс. квадратных километров в Италии, Африке, Галлии и Далмации, а также на островах Сицилия, Корсика и Сардиния, он снабжал сограждан продовольствием, оплачивал войска, содержал стратегические объекты, откупался от варваров, выкупал пленных, обеспечивал необходимым беженцев. Неудивительно, если и вправду после смерти Григория папская казна оказалась почти пустой: никогда ещё Римская церковь не брала на себя фактически полностью бремя светской власти.

Византийское же правительство обороняло центр имперской администрации в Италии — Равенну и её окрестности — и часто вело войну, не обращая внимание на отчаянное положение Рима и не присоединяясь к перемириям, заключённым папой на церковные средства. Дважды в течение первых трёх лет понтификата Григория лангобарды брали Рим в осаду, а папа от них откупался и побуждал имперских представителей в Италии заключить прочный мир. Однако его вмешательство в государственные дела вызывало недовольство в Константинополе, и в 595 г. император Маврикий написал оскорбительное письмо Григорию, в отчаянии грозившему заключить сепаратный мир с королём лангобардов Агилульфом.

Мир был заключён в 596 г. представителем папы аббатом Пробом при поддержке экзарха (главы византийской администрации в Италии) Каллиника. Тем не менее, спокойствие, безопасность и благоденствие остались в прошлом. Войны, эпидемии чумы, неурожаи, наводнения создавали ощущение приближения всемирной катастрофы, конца света. В 599 г. папа пишет о близости собственной смерти: его жестоко мучит тяжкая болезнь синкопа, которая порой надолго приковывает его к постели и иссушает тело. Но он продолжает соблюдать строгую монашескую дисциплину.

Бои с лангобардами возобновились в 601 г., а наступившее затем в 603 г. двухлетнее перемирие вновь сменилось войной, когда Григория уже не было в живых.

Не только проблемы военной стратегии вызывали разногласия между Константинополем и Римом. Было много других причин для взаимных обид: например, терпимость имперских властей по отношению к еретикам — донатистами в Африке или упорство Константинопольского патриарха, именовавшего себя вселенским.

У Григория, который безусловно не сомневался в духовном первенстве Римской церкви, не было представления о жёсткой церковной иерархии во главе с римским епископом. Он настаивал на том, что у папы, как преемника первого среди апостолов — Св. Петра, есть право рассматривать жалобы на церковнослужителей, подозреваемых в каком-либо нарушении. Фактически же юрисдикция Римского епископа распространялась на Италию, Сицилию, Сардинию и частично Балканы, но и здесь часто наталкивалась на сопротивление местного клира. Крупные церкви в самой Италии (Милан, Равенна, Аквилея) претендовали на самостоятельность и порой, как, например, Аквилейская церковь, совсем порывали общение с папой. Равенна, имперская метрополия в Италии, заявляла о своих правах на роль автономного церковного центра, вступая в соперничество с Римом, которое не прекращалось даже тогда, когда епископами Равеннской церкви становились римские клирики (например, близкий друг Григория Мариниан). Здесь папе в основном приходилось уступать под нажимом византийских властей.

Чем дальше от Рима, тем слабее было влияние Римского епископа и тем неопределённее его представления о местной ситуации. Так, Григорий тщетно требовал от византийской администрации в северной Африке жёстких действий по отношению к донатистам, то есть части африканской церкви, которая исторгла из своих рядов тех, кто во время гонений на христиан в начале IV в. изменил ей, и очень твёрдо отделилась от всех остальных церквей, воспринявших терпимое отношение к оступившимся в годы преследований. Однако в конце VI в. в Африке уже нет былого разделения на католиков и донатистов, и донатизмом Григорий обозначает некоторые особые традиции африканской церкви и её единодушное сопротивление римскому влиянию.

Была, безусловно, и политическая подоплёка разногласий Римской церкви и Константинопольского патриархата. Римский епископ, до сих пор безусловный авторитет во всех церковных делах на территории Римской империи, опасался роста влияния патриарха при поддержке имперских властей, пренебрегавших нуждами Рима, Римской церкви и вообще западных пределов империи.

По мысли Григория, Церковь безусловно обладает полнотой власти для того, чтобы исполнить свою миссию обращения мира в веру Христову и его подготовки ко второму пришествию. Главная проблема заключается в том, чтобы эти полномочия исполнялись правильно, для чего необходимы подходящие правители, ведомые Богом и обладающие надлежащим благоразумием, то есть тот самый тип христианина, который гармонично сочетает в своей жизни её созерцательную сторону и активную. Светские власти являются частью церковного согласия и служат Церкви, находясь в полной власти Бога. Церковь и империя (как глаза и ноги) взаимодополняют и смиряют друг друга. При этом, конечно, на практике часты отклонения от идеальной модели, когда светские властители нарушают полагающиеся правила поведения, что Григорий не раз испытал на себе. Он считал, что и в этом случае происходит осуществление какого-то не вполне понятного смертным провиденциального плана и, например, император Маврикий, доставивший много неприятностей папе, становится орудием исправления собственных прегрешений и недостатков самого Григория. Однако лояльный подданный, в том числе и епископ, должен подчиняться поставленному свыше монарху-христианину, честно и открыто порицая его за нарушения.

История понтификата Григория свидетельствует о том, что его возможность влиять на имперские власти была довольно ограниченной и фактически сводилась к личным контактам, которыми он обзавёлся, когда был посланником при императорском дворе. Что касается варварских королей, то попытки Григория поближе привлечь их к Риму и контролировать местные церкви вряд ли можно назвать успешными. Здесь, правда, были свои большие достижения: например, крещение лангобардского принца в католическую веру, установление каких-то особых отношений с Испанией, где Григория очень чтили и оберегали его наследие, миссия Августина в Англию и обращение в христианскую веру Кентского короля Этельберта и его народа. Именно в Англии появилось первое житие Григория, написанное неизвестным монахом из Витби около 713 г.


Святой, носящий по историческому своему значению титул Великого, родился в Риме около 540 г. и происходил из богатой и знатной семьи, отличавшейся благочестием. В молодости он посвятил себя гражданской службе и в 574 г. императором Юстином был возведен в звание претора. Получив от родителей богатое наследство, он основал несколько монастырей в Сицилии и один в Риме, на Целийском холме в своем родовом доме. В этом монастыре, носившем название монастыря св. апостола Андрея, он поселился сам и предался строгой подвижнической жизни. В 577 г. он был посвящен в сан диакона; в 585 г. был избран настоятелем, основанного им монастыря; в 590 г. римским сенатом, клиром и народом единогласно избран на папский престол (590 - 604 гг.).

Св.Григорий пользовался при жизни и после смерти громадным почитанием на Западе. Существует множество рассказов о чудесах, совершенных им при жизни и после смерти. Восточная церковь также чтит св.Григория, празднуя его память 12-го марта под именем св.Григория Двоеслова.

Св.Григорий знаменит и как писатель. Древние биографы св.Григория сравнивают его в этом отношении с великими философами и мудрецами. Как музыкант, папа Григорий имеет значение одного из главнейших деятелей в области разработки церковной музыки: он расширил систему амвросианских ладов и создал особую школу пения., носящего название Cantus Gregorians. Изменения, сделанные Григорием Великим в амвросианской системе, заключались в том, что к четырем ладам св.Амвросия, входившим в основу, он присоединил еще 4 новых лада, которые произошли с помощью перенесения четырех верхних тонов ладов Амвросия или второго их тетрахорда на октаву вниз. Амвросианские лады получили название автентических, присоединенные св.Григорием - плагальных.

Плагальный ряд имел одинаковую тонику с тем автентическим, от которого происходил.

Св.Григорий ревностно собирал напевы разных христианских церквей. Сборник этих напевов, получивший название антифонария, как неизменное хранилище христианского пения был прикреплен цепью к алтарю церкви св.Петра в Риме.

Григорий Великий установил октавную систему вместо греческой системы тетрахордов и греческие названия тонов заменил латинскими буквами A, B, C и т.д., причем восьмой тон получал опять название первого.

Весь звукоряд Григория Великого состоял из четырнадцати тонов: A, B, c, d, e, f, g, a, b. Буква B (b) имела двоякое значение: В круглое (B rotundum) и В квадратное (B quadratum), то есть си-бемоль и си-бекар, смотря по надобности.

Нотация антифонария состояла из невм, т.е. особых музыкальных знаков, по внешнему виду которых можно было определить направление мелодии вверх и вниз. Невмы указывали направление мелодии приблизительно, а потому знание мелодии предполагалось у певцов. Обучение церковному пению производилось в школах. Григорий основал певческую школу в Риме, ревностно следил за обучением пению и даже сам преподавал, строго взыскивая за нерадение и наказывая ленивых учеников. Грегорианское пение окончательно вытеснило из церкви амвросианское. В отличие от амвросианского пения, ритм которого зависел от просодии текста, грегорианское пение было пение ровное (cantus planus), свободное от просодии, отчего мелодия лилась естественно и гладко, и музыкальный ритм становился самостоятельным - факт первостепенной важности в истории музыки.

Читайте также: