Паоло веронезе брак в кане галилейской кратко

Обновлено: 07.07.2024

Свадьба в Кане - это тот самый пир, на котором закончилось вино и присутствовавший среди гостей Иисус превратил в вино воду.

1. Кто женился?

В Евангелии ничего не сообщается о молодожёнах и о том, из каких они семей. Но художники чаще всего изображают на свадьбе роскошно одетых гостей и богато накрытый стол. Бывают и исключения - вот чудо в трактовке художника-реалиста:

2. Свадьба такая многолюдная. Иисус пришёл туда вместе со всеми апостолами?

Да, такая многолюдная - что невесту с женихом не всегда разглядишь (кстати, на некоторых картинах их может и вовсе не быть - вполне жизненно: кто помнит про молодых, когда кончается вино и тем более, когда оно снова появляется?).

Евангелие от Иоанна говорит, что Иисус пришёл на свадебный пир с учениками. Но не пытайтесь искать на картинах 12 апостолов: обращение воды в вино - самое первое из чудес Иисуса, большинство из апостолов им ещё не призваны.

Но уже призван Иоанн - только в Евангелии от Иоанна мы и найдём описание этого чуда:

На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? ещё не пришёл час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.

Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовёт жениха и говорит ему: всякий человек подаёт сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберёг доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.

3. Это же не история о том, как Иисус спаивал людей. А о чём?

Приписывается Босху или художнику его круга. Брачный пир в Кане. Конец 15-го века. Дерево, масло, темпера. 93×72 см. Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам

Приписывается Босху или художнику его круга. Брачный пир в Кане. Конец 15-го века. Дерево, масло, темпера. 93×72 см. Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам

Короткий фрагмент из Евангелия даёт простор для трактовок. Кто-то видит здесь историю о заступничестве Богородицы: это ведь она уговорила Иисуса, который считал, что для чудес ещё не время, дать гостям вина. Другие - освящение таинства брака: сам сын божий присутствует на церемонии. Третьи - первый шаг к таинству Евхаристии: сейчас вода превращена в вино, а на Тайной вечере вино превратится в кровь Христову. И почти все трактуют претворение воды в вино как смену ветхозаветного мироустройства новозаветным.

Из интервью филолога и библеиста Валентины Кузнецовой:

Вот, кстати, чудо превращения воды в вино. Вы знаете, сколько вина получилось? Литров шестьсот – семьсот. Каменный чан вмещал примерно от восьмидесяти до ста двадцати литров. Таких чанов было шесть. Получаем от четырехсот восьмидесяти до семисот двадцати литров.

Брак в Кане Галилейской, Паоло Веронезе

Картину на этот сюжет заказала Веронезе община бенедиктинского монастыря Сан-Джорджо Маджоре в 1562. Мастер трудился над ней больше года. В трапезной монастыря, для которой полотно создавалось, оно провисело до завоевания Италии Наполеоном. Чтобы было удобно транспортировать холст, французы разрезали его пополам, после чего сшили уже в Париже.

Паоло Веронезе считается одним из величайших колористов и непревзойденных живописцев 16 века. После того, как художник расписал плафоны библиотеки Сан Марко, жизнь его изменилась: только монументально-декоративная роспись стала основным материалом его творчества.

На первом плане нам предстает обильное и поражающее своим размахом пиршество, на котором присутствуют богатые гости, слуги, подающие различные блюда, и сам Иисус Христос, сидящий строго посередине. С правой стороны сидит Святая Дева. Фигура Христа вызывает спокойствие и умиротворение и напоминает нам о Тайной вечере, но главной идеей художника было изобразить дух праздника, сделать акцент именно на пышности костюмов, ярких красках и живописных деталях. Воссоздана атмосфера новейшего венецианского пиршества, а среди него помещены пирующие реальные персонажи.

Виктория Колонна, которую многие знают как музу Микеланджело, сидит с левой стороны, облокотившись локтем о стол. Франциск 1 склонился к своей жене там же, слева. Тициан, Тинторетто, Бассано и сам автор попали в группу артистов с инструментами. Шумно кипит толпа пирующих и внизу, и на верхнем балконе. Картина так и звенит различными голосами. Все заканчивается далекими, причудливыми великолепными строениями и мягкими сияющими небесами.

Белый, голубой, сиреневый – особые цвета в картине. Мы видим плавный переход от одного цвета к другому. Через серебряные амфоры, упругие шелка к голубому оттенку белой колонны, легкости облаков, которые плывут по зеленому небу лагуны, белый цвет прогрессирует и тихо растворяется в серебряном блеске света полотна. Красный цвет сочетается с прохладным синим, зеленым, а теплые цвета контрастируют с глухими оливковыми и коричневыми тонами.

Веронезе смешал святое и светское. Служащий, князь, аристократ, гость в тюрбане, слуга находятся в окружении священных фигур. Ягненок, как религиозный символ, просто тонет посреди богатых костюмов, роскошной посуды и дорогих украшений.

У этого термина существуют и другие значения, см. Брак в Кане Галилейской (картина).


— картина итальянского художника Паоло Веронезе по мотиву известного евангельского сюжета о превращении Иисусом воды в вино.

На картине изображено около 130 фигур, среди которых позднейшая традиция выделяла портреты известных правителей эпохи Возрождения, таких как Карл V, Франциск I, Сулейман Великолепный, Мария I, а также гуманиста Даниэле Барбаро. В образе музыкантов на первом плане Веронезе запечатлел знаменитых венецианских живописцев — Тициана, Тинторетто, Бассано и самого себя в белых одеждах.

Картина была выполнена по заказу бенедиктинцев Сан-Джорджо Маджоре в Венеции для трапезной аббатства. В 1798 году картина была захвачена армией Наполеона и в том же году передана в Лувр.

В настоящее время находится в 6-м зале на 1-м этаже галереи Денон в Лувре. Код: Inv. 142.

В 2007 году при поддержке Фонда Чини цифровая копия картины была изготовлена и размещена в трапезной аббатства[1].

В 2010 году организация, защищающая культурное наследие Венеции, обратилась к первой леди Франции Карле Бруни с просьбой оказать воздействие на Лувр. Венецианцы надеются, что музей вернёт им картину, которую присвоил и вывез во Францию Наполеон Бонапарт.

Ссылки

Символическое значение чуда

Это первое чудо, совершённое Христом. Он предупреждает свою мать, «что ещё не пришёл час Мой

Богословы считают, что своим присутствием на брачном пиру и совершением во время него своего первого чуда Иисус Христос установил и освятил таинство брака.[2]

В толковании Кирилла Александрийского превращение воды в вино является символом смены Ветхого Завета Новым.[3]. По мнению современных библеистов, чудо символизирует смену эпохи еврейских ритуальных омовений веком Мессии с его изобилием вина и веселья[4].

Отрывок, характеризующий Брак в Кане Галилейской (картина Веронезе)

LiveInternetLiveInternet

Джакопо Тинторетто. Брак в Канне Галилейской

Здесь, в одном из отдаленных кварталов близ пустынного ныне бассейна Мизерикордия, в 1512 году в семье Робусти (владельца одной из красилен) родился сын Джакопо. Старый мастер несказанно обрадовался, чая в нем наследника своего красильного дела и нажитого состояния. Все радовало отцовскую душу: и проявившаяся с детских лет любовь сына к краскам, и мастерство, с которым юный Джакопо смешивал их. Однако то, что хотел сделать из красок сын, было далеко от дела его отца. И все же сын обессмертил его имя.

А через неделю юный Джакопо находился уже в собственной мастерской, расположившейся на канале Сан-Лука. Он не пренебрегал ничем, что могло служить его художественному совершенству, и потому устроил свою мастерскую так, как никому до тех пор даже и в голову не приходило.

А еще он перегородил свою мастерскую несколькими стенками, и получилось у него несколько маленьких каморок, в которых он учился улавливать различное освещение. Для этого он пропускал свет в каморки через нарочно оставленные отверстия то сверху, то снизу, то сбоку. В своей необычной мастерской он проводил целые часы, дни и годы, пока действительно не достиг большого совершенства.

То немногое, что известно о Тинторетто, указывает, что он держался в стороне от шумного праздника венецианской жизни. Он был одержим страстью к работе, а тогдашняя Венеция могла завалить его заказами.

Картины Тинторетто рисовал огромные, изображая на них по несколько сот фигур. На одной из его картин их целая 1000! К двадцати двум годам он написал уже 30 больших картин для общественных зданий Венеции, и был приглашен украсить Дворец дожей. Он написал для него гигантские, торжественные полотна, превосходящие по размерам все, что до него было написано.

@1На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там.

Был также зван Иисус и ученики Его на брак.

И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них.

Иисус говорит ей: что Мне и Тебе, Жено ? Еще не пришел час Мой.

Матерь его сказала служителям: что скажет Он вам, то и делайте.

Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения иудейского, вмещавших по две или по три меры.

Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха.

И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли.

Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовет жениха.

И говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее а когда напьются, то худшее; а ты хорошее вино сберег доселе.

@@Так положил Иисус начало чудесам своим в Кане Галилейской и явил славу Свою…

Пространство у Тинторетто сделалось иным и по своей световой и воздушной насыщенности. Впервые оно стало иметь не только объем и протяженность, но и своеобразную эмоциональную температуру: оно может быть холодным и жарким, угрюмым и сияющим, спокойным или тревожным.

Тинторетто сделал здесь великое открытие, в понимании пространства произошел настоящий перелом. И даже более того новое мировосприятие: он открыл для живописи значение второго плана. Пространство оказывалось теперь живым и действенным во всех планах, во всех направлениях, на любом расстоянии не только изображение становится целью художника, но и настроения и переживания, которые в него вложены; не только самодовлеющий человек является героем картины, но и его чувства и мысли.

Я́копо Робу́сти, более известный как Тинторе́тто (1518 или 1519—1594) — живописец венецианской школы позднего Ренессанса.

Читайте также: