Пантеон богов в риме кратко

Обновлено: 02.07.2024

Они верили, что эти боги и богини помогли основать эту землю и продолжали формировать их жизнь каждый день. Из огромного множества богов и богинь было двенадцать главных божеств, которые сформировали Совет 12, их называли олимпийцами. Это были главные римские боги, которые внушали древним римлянам уверенность в победе, успехе и процветании.

Юпитер / Зевс

Царь всех богов Юпитер, греческий эквивалент Зевса, является богом неба, молний и грома. Говорили, что у него было два брата и три сестры. Когда их отец Сатурн скончался, три сына Юпитер, Нептун и Плутон разделили мир, и Юпитер претендовал на небеса.

Римляне видели в нем защитника всех законов и государства, и его время было сосредоточено на государственных делах и жертвоприношениях. Он был известен тем, что имел много сыновей и дочерей от разных женщин.

Юнона / Гера

Королева всех божеств, Юнона, жена Зевса. Она была защитницей Рима, в отличие от своего греческого коллеги, но вместо того, чтобы быть ревнивой королевой, Юнона была любимой богиней брака, присматривая и защищая женщин (особенно невест). 1 марта проходил грандиозный фестиваль, посвященный Юноне, и это было одно из самых ожидаемых событий античности.

Нептун / Посейдон

Бог морей Нептун, правитель пресной и морской воды, которого также называли Нептун-Эквестер, ставший повелителем лошадей и скачек. Говорили, что он был очень красивым богом с ярко-голубыми глазами, похожими на море, и распущенными зелеными волосами. Его ярость была известна сильными штормами и бурными водами из-за вспыльчивости.

Минерва / Афина

Бог войны, защитник государственных границ и города, и, хотя по сравнению с греческим эквивалентом Аресом, Марс считался гораздо более сложным существом. Он был потомком Юпитера и Юноны, царя и королевы всех богов, и изображался в виде высокого и красивого существа.

Однако его красота не осталась незамеченной им самим, он был довольно дерзким и временами очень подлым, всегда любящим кровопролитие войны. Говорили, что он был отцом Ромула и Рема, основателей Рима.

Венера / Афродита

Аполлон / Аполлон

Аполлон был богом солнца, музыки и пророчеств. Римляне считали его одним из самых сложных и популярных божеств римлян и даже посвятили ему целый культ, культ Дельф. Он был нежным богом, имел смертную мать и был одним из многих сыновей царя Юпитера.

Диана / Артемида

Богиня охоты; обладатель природы и луны. Она была близнецом Аполлона, и, хотя она похожа на греческую богиню Артемиду, ее происхождение можно проследить до коренного италийского или более древнего индоевропейского языка. Она была очень личной Богиней, и ее основная работа заключалась в том, чтобы вызвать луну. Размер луны зависел от настроения Дианы: чем меньше размер, тем более ленивой и капризной была Диана.

Вулкан / Гефест

Вулкан, бог огня, от кузнецов до ремесленников. Вулкан занимался любой подделкой и обработкой металлов, а его самым известным искусством было оружие. Он был известен тем, что всегда что-то делал, и считался великим строителем, как и многие римляне того времени. Он был сыном Юноны и Юпитера и женат на Венере.

Меркурий / Гермес

Многие люди легко узнают этого Бога по его крылатым сандалиям. Он был очень популярным Богом в небесном мире, он был очень верным, ярким и игривым по отношению к другим. Поскольку он пользовался таким доверием, его всегда отправляли решать проблемы и инциденты, и он был особенно осторожен, чтобы вывести себя и других из трудных ситуаций.

Его считали Богом многих вещей, включая торговлю, прибыль, путешествия, обман и общение. Наблюдает за людьми: лавочников, купцов, путешественников и даже воров Рима. Он также был известен как проводник мертвых душ в подземный мир.

Церера / Деметра

Вторая сестра Юпитера, Церера, была богиней урожая и земледелия, а также богиней плодородия. Когда Церера была несчастна, все римские посевы погибали, и ее слезы были листьями, падающими с деревьев и кустов. Смена сезона обусловлена ​​настроением Цереры.

Её любимая дочь Прозерпина была обманута королем преступного мира и вынуждена оставаться в преступном мире на 6 месяцев в году. Зимой и осенью дочь Цереры вынуждена держаться от нее подальше, заставляя Цереру расстраиваться и плакать, не позволяя урожаю расти. Когда Прозерпина может вернуться домой, Церера радуется, следя за тем, чтобы каждый цветок распустился к возвращению ее дочери, превращая это время в весну и лето.

Веста / Гестия

Последняя сестра Юпитера, Веста, богиня очага и дома. Ей был посвящен целый культ под названием весталки. Говорят, однажды она подарила императору Рима вечный огонь, чтобы защитить Рим от зла.

Однако она заявила, что это пламя никогда не должно погаснуть, так как это вызовет у нее крайний гнев, и Рим будет беззащитен. Это сформировало женский культ римских дев, которые посвятили 30 лет своей жизни поддержанию этого пламени, ради безопасности Рима.

Напишите в комментариях, нравится ли вам тема мифологии, или вам больше по нраву история средневековья и более поздней эпохи.

На этом всё, дорогие друзья. Если вам понравилась наша статья, обязательно жмите "нравится", и подписывайтесь на канал.

До новых выпусков, всегда с интересной историей для вас: "Хранители времени".


Пантеон в Риме — самый рекордный памятник античной архитектуры Римской Империи:

  • он лучше всех сохранился,
  • считается предшественником всех современных культовых сооружений,
  • имеет самый большой каменный купол за всю историю архитектуры,
  • считается античным строением, которое больше всего копировалось и имитировалось.

Микеланджело говорил, что это создание ангелов, а не людей.

Из Истории Пантеона


Место строительства Пантеона в Риме выбрано не случайно, оно считается легендарным в истории города. Согласно римской легенде, именно здесь один из основателей Рима, Ромул, после своей смерти был схвачен орлом и вознесен в небо к богам.

В 80-м году нашей эры, после первого пожара его восстанавливал тогдашний правитель Домициан, но 30 лет спустя от удара молнии он снова загорелся. Современный вид Пантеон приобрел после его перестройки императором Адрианом, во времена правления которого Римская империя достигла вершин своего великолепия, и вполне вероятно, что нынешняя структура Пантеона создана под влиянием его неординарной личности и экзотического вкуса. Результатом этого стало сочетание цилиндрической структуры Пантеона, явно римского стиля, с великолепной внешней колоннадой, вдохновленной греческой архитектурой.

Культурная революция Пантеона

Неординарность Пантеона в Риме заключается не только в его архитектуре или внешней красоте. Римский Пантеон богов в свое время стал настоящей культурной революцией, так как он был первым храмом, созданным для простых людей. Сегодня это может показаться очевидным, но в древности храмы не мог посещать никто, кроме священников или жриц.

Пантеон перевернул такое отношение к храмам и стал первым открытым для всех местом поклонения, где каждый верующий мог духовно соприкоснуться с Божеством. Он практически стал предшественником всех культовых сооружений в мире, которые впоследствии, в зависимости от религии, будут построены в виде церквей, синагог или мечетей.

Архитектура Римского Пантеона и ее символы


Зайдя в храм через эти монументальные ворота мы испытываем намеренно подавляющий эффект. Внезапно мы оказываемся в этом огромном пустом пространстве, от которого начинает кружиться голова и которое заставляет нас чувствовать себя очень маленькими. Так нужно было чувствовать себя перед богами, и каждый, кто входит в Пантеон сегодня, испытывает то же чувство, что и римляне почти две тысячи лет назад.

Почти два тысячелетия спустя после своего строительства купол Пантеона остается самым большим куполом в мире из бетона без арматуры. Бетон был облегчен за счет смешивания все менее тяжелых камней, приближаясь к самой высокой точке. Изначально бетон смешивался с травертином, очень тяжелым камнем, и поднимаясь вверх использовались все более и более легкие материалы, таких как туф. Последний слой изготовлен с использованием пемзы, самого легкого камня.

Но это еще не все. Размеры конструкции также, в свою очередь, отражают классическое совершенство: высота здания, 43 м, вычисленная по окулюсу, высшей части купола, равна диаметру ротонды, создавая идеальный баланс и неповторимую гармонию. Круглость формы предполагала равноправие всех богов, позволявшая расставить их на одном уровене. В семи великолепных нишах, между двумя коринфскими колоннами, находились семь богов, связанных с культом планет — Солнца, Луны, Венеры, Сатурна, Юпитера, Меркурия и Марса, символизирующих космическую динамику небесной гармонии.

Купол Пантеона и Окулус


Главная привлекательность Пантеона в Риме заключена в его куполе и в его окулюсе. Окулюс (l’Oculus) или око Пантеона — огромное отверстие в куполе размером 9 метров в диаметре. Гениальная идея для Пантеона, в котором совершенно нет окон. Свет проникает исключительно сверху, освещая все внутри, а к полудню от более прямых лучей солнца из окулюса освещение становятся особенно интенсивными.

Согласно легенде, окулюс не пропускает дождь благодаря особым течениям, которые смещают воду от входа в отверстие. Но на самом деле можно заметить во время дождя как капли падают на специально выпуклый по бокам и вогнутый в середине пол, чтобы вода стекала в двадцать два дренажных отверстия.

Еще одна легенда гласит, что благодаря эффекту дымохода, создаваемому сотнями зажженных внутри свечей, тепло пламени, встречаясь с дождем, превращает его в пар, что перебивает ощущение падающей воды.

Очаровательная метафора встречи высокого и низкого, неба и земли, божественного и земного, лежавшая в основе смысла создания этого ока в Пантеоне, по мнению некоторых ученых, имела намного более театральный характер, чем считалось. Впервые воспользовался им Август, преступая порог ротонды, освещенной, как бычьим глазом, натуральным светом. Тогда, как и сейчас, 21 апреля в 12.00 солнце проступает через окулюс, освещая мощным светом входную дверь в храм. И опять же, каждый год в день святой Пятидесятницы тысячи лепестков роз сыплются из магического ока Пантеона, символизируя сходящий с небес на верующих Святой Дух.

Кристианизация Пантеона


В 608 году император Фока подарил Пантеон Папе Бонифацию IV и Пантеон Рима был преобразован в христианскую церковь, посвященную святой Марии и мученикам, что гарантировало по крайней мере частичное его сохранение. В XVI веке Папа Римский Урбан VIII из княжеского рода Барберини решил снять все бронзовое покрытие с потолка пронаоса и использовать его для других целей: из одной части было выковлено 80 пушек для папской крепости замка Сант-Анджело, остальная — для создания настоящего шедевра — великолепного навеса Святого Петра папского алтаря в центре базилики, созданного Бернини.

Этот эпизод, вместе с другими историями, связанными с перестройками античных римских строений семьей Барберини, оставил их в истории связанных знаменитой поговоркой: «То, чего не делали варвары в Риме, делала семья Барберини«.

Тем не менее все, что мы видим сегодня не сильно изменилось по сравнению с тем, когда Пантеон был в Риме храмом всех богов две тысячи лет назад. Мраморные колонны и внутреннее убранство не изменилось, даже пол, выполненный из драгоценного мрамора, собранного со всех уголков Средиземноморья, остался прежним.

Замечательные люди Пантеона

Здесь гуляли такие императоры как Адриан и Карл V. Кроме того, Пантеон Рима служит национальным мавзолеем итальянской королевской семьи и некоторых великих художников эпохи Возрождения, в том числе в нем захоронен Рафаэль. Пантеон Италии и в этом стал предшественником многих европейских зданий, таких как парижсктй Пантеон или Вестминстерское аббатство.

Пантеон На карте Рима

На протяжении веков Пантеон страдал от мародерства, был закрыт, использовался в качестве крепости и церкви. Он пережил наводнения и землетрясения, оставшись, тем не менее, невредимым на протяжении веков и спустя более двух тысяч лет до сих пор служит чарующим фоном римских прогулок.

Пантеон в Риме – это античный храм, посвященный древнеримским богам и воплощение величия Римской Империи. Предполагается, что он был построен во 2 веке н.э. на месте храма, построенного в 27 веке до н.э. Марком Агриппой. В 7 веке Пантеон был переосвящён в католический храм. Сегодня это достижение античности находится на площади дела Ротонда (Piazza della Rotonda).

Пантеон старинная гравюра

Описание

Пантеон представляет собой огромную ротонду, накрытую полусферическим куполом диаметром 45 метров. Зодчие смогли достичь гармонического равновесия между высотой здания и его диаметром. Благодаря инженерным расчетам, купол не давит на посетителей своей массой, а торжественно возвышается, подобно небосводу.

вид на Пантеон

око Пантеона - отверстие в куполе храма

Око Пантеона

Изнутри поверхность купола украшена 140 кессонами. Эти декоративные углубления обладают не только декоративным, но и конструктивным значением. За счет них значительно снижалась масса свода. Было подсчитано, что вес купола составляет 5 тысяч тонн. Но с увеличением высоты свода, его толщина и масса уменьшаются. Так, например толщина бетонной массы в основании равна 6 метрам, а возле Ока Пантеона – 1,5 метра.

схема Пантеона в Риме

вход в Пантеон колонны

Место захоронения великих людей

Пантеон – одно из немногих строений Древнего Рима, сохранившееся до наших дней без изменений. Все время своего существования он привлекал внимание как художников и ученых, так и простых обывателей. Микеланджело Буанарроти считал его ангельским творением. Рафаэль Санти (Raffaello Santi) хотел быть похороненным в храме, который, по его мнению, соединял в себе людей и богов. Великий художник был похоронен в Пантеоне. Это событие стало новым этапом истории античного храма. Он стал местом захоронения для великих и известных людей.

внутри Пантеона

С архитектурной точки зрения, Пантеон – практически единственное монументальное сооружение, гармонично сочетающее грандиозность и изящество. Его облик оказал немалое влияние на архитектуру, как своего времени, так и последующих.

Пантеон

Не смотря на прошедшие века с их потерями и приобретениями, Пантеон, как и раньше, остается настоящим подтверждением величия Римской империи.

Билет для посещения Пантеона не требуется, так как вход бесплатный. Время работы с 9 до 19 часов, ежедневно. Меньше всего туристов в первый час после открытия – это время мы и рекомендуем для визита нашим читателям.


История Пантеона на протяжении более чем двух тысяч лет остается таинственной и неопределенной. Даже после многочисленных гуманитарных и археологических исследований, все еще трудно понять, какой же исторической реальности нужно придерживаться, чтобы узнать об этом шедевре всю истину. Пантеон богов – главная достопримечательность Рима и, пожалуй, единственный архитектурный памятник, который при посещении вызывает чувство глубокого эмоционального потрясения. Словно оживший из глубины веков, он воплощает в себе элегантность и гармонию, на протяжении столетий сохраняет свой величественный вид, ежегодно привлекая сотни тысяч туристов со всего мира.

Пантеон, Пьяцца Ротонда

Римский Пантеон Богов: создание и история

Легенда гласит, что римские граждане построили первый Пантеон на том самом месте, где Ромул – мифологический основатель Рима, вознесся на небеса во время солнечного затмения, которое наступило внезапно при очередном смотре войск на Козьем болоте.
Почти через 700 лет, между 25-27 гг. до н.э., на том же месте было возведено новое культовое здание. Марк Випсаний Агриппа, приходившийся зятем императору Октавиану Августу, построил Пантеон языческих богов в честь триады — Марса, Юпитера и Квирина. Задуманный как Храм поклонения языческим божествам, он представлял собой прямоугольное здание с кирпичными стенами и верандой под общей двускатной крышей, выполненной из дерева. Просуществовавшее почти целое столетие культовое здание было разрушено во время сильнейших пожаров, произошедших в 80 и 110 году уже нашей эры.

Пришедший к власти император Адриан, прославившийся своей образованностью и неуемной деятельностью, в период 120-124гг. полностью перестроил здание. Новый проект Пантеона начертал гений архитектуры сирийского происхождения Аполлодор из Дамаска, который воссоздал Храм Богов по образу и подобию греческих храмов, но в гораздо более сложной концепции.

Аполлодор сыграл немаловажную роль в римской архитектуре во времена правления императоров Домициана и Траяна. Он работал над проектированием и строительством некоторых величайших зданий и памятников Древнего Рима, среди которых Термы Траяна на Холме Оппиа, Форум и арка Траяна, гавань Траяна в Остии и некоторые другие. Между 103 и 105 н.э. под его руководством осуществлялось проектирование и строительство крупнейшего моста через Дунай. Он разработал Арку Адриана, повторно Константина, проектировал Виллу Адриана в Тиволи и Храм Венеры в Риме.

Работая в Риме и после смерти Траяна, Аполлодор Дамасский создал шедевр на все времена – Пантеон богов. Свою концептуальную архитектурную идею он почерпнул, руководя сносом главного здания виллы Domus Aurea (Золотого дома), возведенной императором Нероном и уничтоженной Великим пожаром 64 года. Гигантских размеров полусферический купол, который накрыл собой помещение цилиндрической формы без единой промежуточной опоры, стал главным чудом нового языческого храма. А расположенные по внутренней окружности Пантеона алтари богов соответствовали основной идее – всеобщей доступности к ним.


В соответствии с точными инструкциями, продиктованными Адрианом, внутренняя геометрия сооружения должна была создать идеальную сферу, где высота купола в наиболее отдаленной точке равнялась диаметральному размеру опорной кладки его кольца.

Пропорции Пантеона

купол пантеона, окулус пантеон

Еще одной новаторской особенностью строительства Пантеона языческих богов стало использование цветного мрамора для изготовления гладких монолитных колонн храма, вместо традиционных белых, с продольными пазами.

Проведенные исследования предполагают, что возведение Пантеона велось на протяжении всей жизни Адриана, вплоть до его смерти в 138 году нашей эры. Продолжил строительство следующий император – Антонин Пий, являвшийся усыновленным преемником Адриана. На протяжении последующих двух столетий Пантеон считался главным языческим храмом Римской империи. Он претерпел незначительные изменения, которые, в основном, были сделаны императорами Септимием Севером и Каракаллой в начале третьего века нашей эры.

Пантеон внутри

пантеон богов, римский пантеон

Любопытно, что Пантеон Богов пребывал в забвении вплоть до 608 года. Именно тогда император Византии Фокас пожертвовал здание папе Бонифацию IV, освятившему древнее строение и учредившему в нем христианскую церковь Святой Марии и мучеников (Santa Maria ad Martyres). Кстати, сегодня она имеет все то же название. Скорее всего, только это и спасло шедевр Аполлодора Дамасского от разрушений, которым подверглись в средние века многие древнеримские постройки.

Читайте также: