Памятник самолету ил 2 в самаре история кратко

Обновлено: 04.07.2024

Этот фоторепортаж я сделал еще прошлой осенью, но публиковать не спешил – все ждал более подходящего момента. Кажется, этот момент настал. В самом деле – трудно придумать более уместный повод для рассказа о легендарном самолете-штурмовике Великой Отечественной, чем 70-летняя годовщина Дня Победы. Ведь роль этой машины в достижении победы над фашистской Германией переоценить трудно.

Сегодня я хочу рассказать не только историю создания Ил-2, но и историю памятника самолету, установленного в городе Самара. Рассказ получился обстоятельный и довольно объемный – надеюсь, вам будет интересно.

Часть 1. История штурмовика Ил-2

Гражданская война в Испании, которую военные всех ведущих европейских стран использовали как полигон для обкатки новой техники и тактик, показала абсолютную правильность концепции штурмовиков и, вместе с тем – абсолютную неэффективность выбранных для этих целей самолетов. Как правило, в роли штурмовиков выступали самолеты-разведчики, с бомбовой нагрузкой и легким частичным бронированием. Так, в Красной Армии в качестве штурмовика использовали самолет Р-5ССС (позже он получил обозначение Р-5Ш), который был, по сути, все тем же деревянным бипланом-разведчиком, но с усиленным вооружением. Боевая живучесть такой машины была практически нулевой. А меж тем, испанский конфликт показал, что именно боевая живучесть – самый главный фактор для самолета такого назначения.

Все упиралось в технологии – долгое время не получалось создать броневую сталь, которая была бы достаточно легкой для установки на самолет, и, вместе с тем, достаточно технологичной, чтобы из нее можно было изготавливать детали аэродинамических форм. В 1938 году в Советском Союзе, наконец, удалось создать такой материал. В том же году, авиаконструктор Сергей Владимирович Ильюшин начинает, по своей инициативе, разработку нового самолета-штурмовика, о чем сообщает Сталину в своем письме:

ЦКБ-55

До начала войны успели сделать 249 машин. Боевое крещение они приняли в июле, в Белоруссии, а чуть позже – и в битве за Москву. Самолет сразу показал свою высокую эффективность по борьбе с наземными силами, но, вместе с тем – крайнюю уязвимость от атак истребителей. Машина была абсолютно не защищена с задней полусферы. Как результат – средний налет летчика на Ил-2 (до его гибели) составил всего 5 боевых вылетов. Потери были ужасающими. Необходимость в наличии стрелка стала очевидной.

Необходимо было срочно дать фронту самолет с кормовой пулеметной установкой. Ситуация осложнялась тем, что заводы, производящие Ил-2, эвакуировались подальше от линии фронта. В Куйбышев был перевезен сначала московский авиационный завод №1, а затем – воронежский авиазавод №18. Люди работали практически в чистом поле, сами строили себе заводские корпуса, обустраивали рабочие места, налаживали конвейер. Выпускать получалось по 1-2 самолету в день. Именно тогда Сталин отправил в Куйбышев ту знаменитую телеграмму:

Вы подвели нашу страну и нашу Красную Армию тчк
Вы не изволите до сих пор выпускать ИЛ-2 тчк Самолеты ИЛ-2 нужны нашей Красной Армии теперь как воздух как хлеб тчк Шенкман дает по одному ИЛ-2 в день а Третьяков дает МИГ-3 по одной две штуке тчк Это насмешка над страной над Красной Армией тчк Нам нужны не МИГи а ИЛ-2 тчк Если 18 завод думает отбрехнуться от страны давая по одному ИЛ-2 в день то жестоко ошибается и понесет за это кару тчк Прошу Вас не выводить правительство из терпения и требую чтобы выпускали побольше “ИЛ”ов тчк Предупреждаю последний раз тчк

СТАЛИН

В таких условиях наладить выпуск новой модификации – задача далеко не из легких. Но коллектив КБ Ильюшина справился.

В 1942 году в части начал поступать двухместный Ил-2 – с полноценной кормовой установкой. В качестве кормового использовался пулемет Березина калибром 12.7 мм. Дальнейшие модификации самолета шли всю войну – конструкторы как могли устраняли недостатки машины, работали над скоростью, скороподъемностью и другими характеристиками. И все это – без остановки конвейеров, которые производили Ил-2 для фронта.

Ил-2 Штурмовик

Самолет прошел всю войну, успел повоевать не только против Германии, но и против японской армии, использовался во флоте как торпедоносец и бомбардировщик для топ-мачтового бомбометания (это когда бомба сбрасывается в нескольких метрах от воды, отскакивает от поверхности и рикошетит в борт корабля).

Всего было построено 36 163 штурмовика – таким образом, Ил-2 стал самым массовым самолетом в истории. Этот рекорд не побит до сих пор. Почти 74% от этого количества были выпущены на авиазаводах в Куйбышеве (сейчас – Самара). Поэтому, нет ничего удивительного в том, что именно в Самаре был установлен памятник этому крылатому символу Победы.

Часть 2. История памятника.

В начале 1970-х годов, за несколько лет до празднования 30-летия Великой Победы руководство Куйбышевского авиационного завода №18, на котором в военные годы выпускался боевой самолет ИЛ-2, приняло решение увековечить память о легендарном штурмовике и установить его, как памятник, на заводе. Но где его взять? Найти целый самолет ИЛ-2 было невозможно, ведь его выпуск прекратился ещё в конце войны. Самолет давно был снят с вооружения в частях ВВС, разобран и пущен на металлолом. Из 36 163 изготовленных машин, в Советском Союзе не осталось ни одного Ил-2!

В мае 1973 с Куйбышевского авиационного завода №18 для доставки самолета отправили группу во главе с В. Быковым и старейшим мастером отдела эксплуатации Е. Капустником. Тридцатилетнее пребывание самолета на болоте не прошло бесследно, многие части сильно проржавели и сгнили. Практически нетронутым остался лишь бронекорпус. Соседний леспромхоз, узнав о цели приезда заводчан, пришел на помощь. Была прорублена 1,5 километровая просека, директор выделил тралёвочный трактор для перетаскивания агрегатов самолета. Вскоре части самолета были доставлены в Куйбышев.

Ил-2 в Самаре

В восстановлении машины принимал участие весь коллектив авиационного завода. Для многих из них, ветеранов труда, это была встреча со своей тревожной юностью, с теми незабываемыми днями, когда они, забыв об отдыхе и сне, прямо под открытым небом сделали первый советский штурмовик, ставший грозой фашистов. Старые кадровые рабочие по памяти собрали и отремонтировали его корпус, вооружение и другие элементы – вплоть до антенны бортового передатчика и оружейных стволов.

Ил-2 в Самаре

Самолет установили на проходной Куйбышевского авиационного завода в качестве памятника. На торжественном открытии присутствовал тот самый Константин Михайлович Котляревский – пилот боевой машины.

Первоначальный вариант пьедестала тоже был иным, стремительным: штурмовик устанавливался на огромной консоли из нержавеющей серебристой стали, летящим на бреющем полете, почти горизонтально, как он часто летал в боях. Но с таким проектным решением категорически не согласились заводчане. Свое несогласие они мотивировали тем, что в этом случае на памятнике будут отсутствовать шасси, прочность конструкции которых выдерживала любые удары при взлетах-посадках в полевых условиях. Они гордились ими. Компромиссный вариант – показать момент взлета, когда шасси только убираются, но еще видны – тоже не удалось осуществить, поскольку каркас пьедестала был почти готов по окончательному варианту проекта, по которому боевая машина установлена в натуре, как экспонат, в своем первоначальном виде.

памятник Ил-2 в Самаре

В итоге, штурмовик установили на той стелле, на которой он стоит и по сей день.

Часть 3. Монумент Ил-2 в деталях.

Эта небольшая фотосессия была сделана мной в сентябре 2014 года. Предлагаю вам посмотреть на легендарный Ил-2 в деталях.

Монумент Ил-2 в Самаре

Монумент Ил-2 в Самаре

Монумент Ил-2 в Самаре

Монумент Ил-2 в Самаре

Памятник Ил-2 в Самаре

Памятник Ил-2 в Самаре

Памятник Ил-2 в Самаре

Возможно, с приобретением нового фотоаппарата, я сделаю отдельную фотосессию ночного памятника Ил-2. Ночью, при свете городского освещения и собственной подсветки, он выглядит очень классно!

Ну а пока – на этом все! Спасибо, что смотрели и читали, оставляйте свои впечатления в комментариях, и с праздником Великой Победы!

Error validating access token: The session has been invalidated because the user changed their password or Facebook has changed the session for security reasons.

В начале 1970-х годов, за несколько лет до празднования 30-летия Великой Победы руководство Куйбышевского авиационного завода №18, на котором в военные годы выпускался боевой самолет ИЛ-2, приняло решение увековечить память о легендарном штурмовике и установить его, как памятник, на заводе. Но где его взять? Найти целый самолет ИЛ-2 было невозможно, ведь его выпуск прекратился ещё в конце войны. Самолет давно был снят с вооружения в частях ВВС, разобран и пущен на металлолом. В стране не оказалось ни одного штурмовика ИЛ-2, в то время как в музеях США, Англии, Франции, Канады, Польши и даже Германии ИЛ-2 экспонировался как лучший образец мировой авиационной техники того времени.



Для справки, ИЛ-2 - самый массовый боевой самолёт в истории, его модификаций было выпущено около 40 тысяч штук. Штурмовик был созданн в ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина, первый полет состоялся в 1939 году, серийное производство началось в феврале 1941 года, закончилось в 1945-м.

С отсутствием ильюшинского штурмовика столкнулись ещё в 1967-м, когда в честь 50-летия Советской власти было решено организовать выставку авиационной техники. Уже тогда выяснилось, что многие боевые машины не сохранилось. Так где же найти ИЛ-2 для создания памятника на авиазаводе Куйбышева? Для этой цели в различных районах страны начались поиски самолетов, сбитых во время войны. Самолеты находились, но слишком сильно поврежденные. Неожиданно в газете "Труд" за октябрь 1972 года появилась небольшая заметка "Тайна озера Ориярви", в которой говорилось, что в Кандалакшском районе Мурманской области, недалеко от озера Ориярви, охотники обнаружены остатки легендарного штурмовика.

В мае 1973 с Куйбышевского авиационного завода №18 для доставки самолета отправили группу во главе с В. Быковым и старейшим мастером отдела эксплуатации Е. Капустником. Тридцатилетнее пребывание самолета на болоте не прошло бесследно, многие части сильно проржавели и сгнили. Практически нетронутым остался лишь бронекорпус. Соседний леспромхоз, узнав о цели приезда заводчан, пришел на помощь. Была прорублена 1,5 километровая просека, деректор выделил трелёвочный трактор для перетаскивания агрегатов самолета. Вскоре части самолета были доставлены в Куйбышев.

01. Остатки самолета ИЛ-2 недалеко от озера Ориярви.

Восстановление самолета поручили передовому цеху №19, а руководителем назначили Е. А. Капустника. В группу восстановления "летающего танка" вошли лучшие слесари-ветераны завода - Дятилев, Морозов, Паршуков, Путилин, Роговой, Строганов и другие. Работы предстояло более чем достаточно, ведь по существу, самолет пришлось изготовить почти полностью заново.

02. Восстановление самолета ИЛ-2 на Куйбышевском авиационном заводе №18

03. Бригада слесарей у восстановленного ИЛ-2

Сначала самолет был установлен внутри авиазавода, вблизи проходной, как напоминание о трудовом подвиге коллектива в годы Великой отечественной. Однако вскоре было принято решение поставить самолет-памятник на одном из самых видных мест города, так как он символизировал трудовой вклад рабочих всего Куйбышева в дело победы, ведь очень многие предприятия принимали участие в строительстве грозных ИЛ-2.

04. Восстановленный ИЛ-2 у проходной

По решению горсовета, самолет-памятник был установлен на пересечении Московского шоссе и Кировского проспекта. Автором памятника стал заслуженный архитектор России Алексей Григорьевич Моргун. 7 мая 1975 года состоялось торжественное открытие монумента, на котором присутствовало множество высоких гостей, в том числе и бывший директор завода №18 А.А. Белянский, прославленный летчик-испытатель В.К. Коккинаки, из Новосибирска прилетел и сам летчик, самолет которого поднят на пьедестал, подполковник запаса Константин Михайлович Котляревский. Памятник ИЛ-2 стал символом города Куйбышева, трудового героизма тружеников тыла и мужества советских лётчиков на фронте. Стало традицией приезжать к памятнику в дни всенародных праздников и семейных торжеств. Один из таких примеров - Иван и Александра Тургеля.

Бывший летчик-штурмовик, ныне майор запаса авиации Иван Сергеевич Тургеля воевал в составе 136-го штурмового авиаполка на 1-м и 2-м Белорусским фронтах, совершил 83 боевых вылета, кавалер ордена Красного знамени, трех орденов Отечественной войны и ордена Красной звезды. В каждый боевой полет его провожала механик по спецоборудованию, снаряжавшая самолет боеприпасами и с нетерпением ждавшая его возвращение - бывший ст. сержант Александра Филиповна Гончаренко (Тургеля).

05. И. С. Тургеля у памятника ИЛ-2

06. Ежегодно в день свадьбы, эта ставшая супружеской пара, приходит к самолету ИЛ-2, соединившему их навсегда, чтобы отдать ему дань своего глубокого уважения.

В записи использованы материалы из книги П.Л. Моисеенко "Наш легендарный бронекорпус", фотографии предоставлены П.Л. Моисеенко.
Вы можете также почитать запись о народном музее П.Л. Моисеенко (ЗДЕСЬ) и об истории Мехзавода, где производили бронекорпуса для ИЛ-2 (ЗДЕСЬ)



Для справки, ИЛ-2 - самый массовый боевой самолёт в истории, его модификаций было выпущено около 40 тысяч штук. Штурмовик был созданн в ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина, первый полет состоялся в 1939 году, серийное производство началось в феврале 1941 года, закончилось в 1945-м.

С отсутствием ильюшинского штурмовика столкнулись ещё в 1967-м, когда в честь 50-летия Советской власти было решено организовать выставку авиационной техники. Уже тогда выяснилось, что многие боевые машины не сохранилось. Так где же найти ИЛ-2 для создания памятника на авиазаводе Куйбышева? Для этой цели в различных районах страны начались поиски самолетов, сбитых во время войны. Самолеты находились, но слишком сильно поврежденные. Неожиданно в газете "Труд" за октябрь 1972 года появилась небольшая заметка "Тайна озера Ориярви", в которой говорилось, что в Кандалакшском районе Мурманской области, недалеко от озера Ориярви, охотники обнаружены остатки легендарного штурмовика.

В мае 1973 с Куйбышевского авиационного завода №18 для доставки самолета отправили группу во главе с В. Быковым и старейшим мастером отдела эксплуатации Е. Капустником. Тридцатилетнее пребывание самолета на болоте не прошло бесследно, многие части сильно проржавели и сгнили. Практически нетронутым остался лишь бронекорпус. Соседний леспромхоз, узнав о цели приезда заводчан, пришел на помощь. Была прорублена 1,5 километровая просека, деректор выделил тралёвочный трактор для перетаскивания агрегатов самолета. Вскоре части самолета были доставлены в Куйбышев.

01. Остатки самолета ИЛ-2 недалеко от озера Ориярви.

Восстановление самолета поручили передовому цеху №19, а руководителем назначили Е. А. Капустника. В группу восстановления "летающего танка" вошли лучшие слесари-ветераны завода - Дятилев, Морозов, Паршуков, Путилин, Роговой, Строганов и другие. Работы предстояло более чем достаточно, ведь по существу, самолет пришлось изготовить почти полностью заново.

02. Восстановление самолета ИЛ-2 на Куйбышевском авиационном заводе №18

03. Бригада слесарей у восстановленного ИЛ-2

Сначала самолет был установлен внутри авиазавода, вблизи проходной, как напоминание о трудовом подвиге коллектива в годы Великой отечественной. Однако вскоре было принято решение поставить самолет-памятник на одном из самых видных мест города, так как он символизировал трудовой вклад рабочих всего Куйбышева в дело победы, ведь очень многие предприятия принимали участие в строительстве грозных ИЛ-2.

04. Восстановленный ИЛ-2 у проходной

По решению горсовета, самолет-памятник был установлен на пересечении Московского шоссе и Кировского проспекта. Автором памятника стал заслуженный архитектор России Алексей Григорьевич Моргун. 7 мая 1975 года состоялось торжественное открытие монумента, на котором присутствовало множество высоких гостей, в том числе и бывший директор завода №18 А.А. Белянский, прославленный летчик-испытатель В.К. Коккинаки, из Новосибирска прилетел и сам летчик, самолет которого поднят на пьедестал, подполковник запаса Константин Михайлович Котляревский. Памятник ИЛ-2 стал символом города Куйбышева, трудового героизма тружеников тыла и мужества советских лётчиков на фронте. Стало традицией приезжать к памятнику в дни всенародных праздников и семейных торжеств. Один из таких примеров - Иван и Александра Тургеля.

Бывший летчик-штурмовик, ныне майор запаса авиации Иван Сергеевич Тургеля воевал в составе 136-го штурмового авиаполка на 1-м и 2-м Белорусским фронтах, совершил 83 боевых вылета, кавалер ордена Красного знамени, трех орденов Отечественной войны и ордена Красной звезды. В каждый боевой полет его провожала механик по спецоборудованию, снаряжавшая самолет боеприпасами и с нетерпением ждавшая его возвращение - бывший ст. сержант Александра Филиповна Гончаренко (Тургеля).

05. И. С. Тургеля у памятника ИЛ-2

06. Ежегодно в день свадьбы, эта ставшая супружеской пара, приходит к самолету ИЛ-2, соединившему их навсегда, чтобы отдать ему дань своего глубокого уважения.

В записи использованы материалы из книги П.Л. Моисеенко "Наш легендарный бронекорпус", фотографии предоставлены П.Л. Моисеенко.
Вы можете также почитать запись о народном музее П.Л. Моисеенко (ЗДЕСЬ) и об истории Мехзавода, где производили бронекорпуса для ИЛ-2 (ЗДЕСЬ)


Больше исторических обзоров в (КАТАЛОГЕ ВСЕХ МОИХ ЗАПИСЕЙ)
Добавить меня в друзья в Живом Журнале (КЛИКНИТЕ)
Добавить меня в друзья в Контакте (ВКОНТАКТЕ)

Самолет-штурмовик ИЛ-2

Идея выставить в качестве памятника реальный самолёт ИЛ-2 возникла на Авиационном заводе у ветеранов после того, как поднялись на пьедестал первые танки Т-34 и первые грузовые автомобили военных лет.

Однако выяснилось, что в распоряжении завода, всю войну выпускавшего ИЛ-2, нет ни одного штурмовика. А в частях ВВС страны давно уже этот самолёт был снят с вооружения.

Поиск фронтового штурмовика поручили ветерану завода Евгению Андреевичу Капустнику и будующему заведующему заводским музеем Валерию Григорьевичу Быкову. Задача разыскать ИЛ-2 оказалась делом отнюдь не простым, за помощью обратились к командованию Военно–Воздушных Сил.

Осенью 1970 года в болотах Мурманской области вблизи станции Алакуртти был обнаружен самолёт с номером 1872932. Как удалось выяснить по архивам, машину с пилотом К. Котляревским и стрелком Е. Мухиным на борту сбили в марте 1943 года.

Его направили на авиационный завод в город Куйбышев, по месту производства, где специалисты смогли восстановить самолет в первоначальном виде. В начале 70-х годов он был установлен рядом с проходной авиационного завода.

Читайте также: