Памятник мастер и маргарита кратко

Обновлено: 02.07.2024


"На остров обрушилась буланая открытая машина. "(с)

Деньдобрый. Являясь поклонником таланта Булгакова, вообще и Мастера и Маргариты, в частности, поехал на Таганку, приобщиться к прекрасному.


Сейчас уже не узнать наверняка, кто не позволил установить скульптурный ансамбль памяти Булгакова на Патриарших прудах в 2003 году. Кто говорит- жильцы взбунтовались против засилья нечисти около их домов (композиция готовилась грандиозная).


Другие, осведомлённые лица, нашёптывают- власти не отдали лакомый кусок в центре Москвы. От переезда на Воробьёвы горы тоже пришлось отказаться- у церкви оказалось много вопросов к неоднозначному писателю (не устраивало соседство с Андреевским монастырём). И только в 2015 году на Земляном валу нашли пристанище обнимающиеся Мастер и Маргарита.


До этого они уже успели постоять возле дома Нащокина в Воротниковском переулке, правда, без автомобиля.

Козлоногий почтительно осведомился у Маргариты, на чем она прибыла на реку; узнав, что она явилась верхом на щетке, сказал: – О, зачем же, это неудобно, – мигом соорудил из двух сучков какой-то подозрительный телефон и потребовал у кого-то сию же минуту прислать машину, что и исполнилось, действительно, в одну минуту. На остров обрушилась буланая открытая машина, только на шоферском месте сидел не обычного вида шофер, а черный длинноносый грач в клеенчатой фуражке и в перчатках с раструбами.


Посыпая голову пеплом (благо, она лысая) от сожаления, что не приехал сюда раньше- я прибыл на Таганку. Памятник достаточно большой, и стоит почти на Садовом кольце (машины на заднем плане- это уже оно), но как-то так получается, что за 5 лет я его не разу не увидел (а проезжал там десятки раз).


Не иначе-Булгаковская чертовщина делает своё дело). Переходим к памятнику. Авторы- Рукавишников и Шаров- не поленились, уделив очень много времени и сил каждому дециметру скульптуры.








Ну и завершают композицию главные виновники торжества- Мастер и Маргарита. Это немного не вяжется с сюжетом Булгакова (Маргарита уезжала с бала одна), но не будем ставить это в вину скульптору.

Недавно рядом с галереей "Дом Нащокина" появились Мастер и Маргарита работы скульптора Рукавишникова. Это была лишь одна из множества скульптур, входивших в масштабный проект памятника Булгакову, который должен был быть установлен на Патриарших (того самого, с огромным примусом). Проект этот так и не был реализован, но скульптуры постепенно находят себе место в разных уголках Москвы. Фотографии и адреса смотрите под катом.




Автомобиль, в котором Маргарита летала на Весенний бал Полнолуния, стоит во дворе мастерской скульптора А.И. Руковишникова по адресу улица Большая Молчановка, 10.

На территорию двора попасть нельзя, но если сильно исхитриться, то можно рассмотреть автомобиль и управляющего им грача и из-за ограды.

IMG_5702

IMG_5697

IMG_5703

IMG_5705

IMG_5708

Коровьев и Бегемот теперь встречают посетителей у музея "Булгаковский дом" (не путать с музеем М.А. Булгакова, расположенным в соседнем подъезде, в "нехорошей квартире") по адресу ул. Большая Садовая, 10 (вход в арку, 1-й подъезд).

IMG_5765

IMG_5718

IMG_5719

IMG_5767

IMG_5768

IMG_5769

В самом же "Булгаковском доме" можно посмотреть на макет скульптуры М.А. Булгакова, которая должна была стать одним из логических центров композиции памятника на Патриарших.

IMG_5754

IMG_5756

IMG_5757

IMG_5760

Что касается самих Мастера и Маргариты, то они стоят рядом с домом Нащокина по адресу Воротниковский переулок, 12. Пока они разместились там в рамках выставки "Адам и Ева", которая продлится до 15 ноября 2013 года. Однако не удивлюсь, если они задержатся там на более длительный срок.

IMG_5733

IMG_5743

IMG_5742

IMG_5732

IMG_5734

IMG_5738

IMG_5731

Про то, каким первоначально задумывался памятник Булгакову на Патриарших смотрите здесь.
Другие заметки проекта про Москву Мастера и Маргариты смотрите здесь.



Около пересечения Земляного Вала с рекой Яузой стоит необычный автомобиль, в котором застыли в объятиях Мастер и Маргарита.

Их история уходит корнями в далекий уже 1998 год, когда московское правительство объявило конкурс на памятник Михаилу Булгакову. Конкурс выиграла команда во главе с Александром Рукавишниковым. Проект был помпезно-грандиозным: на Патриарших прудах, в том самом месте, где Иванушка с Берлиозом пили абрикосовую и там же встретили Воланда, предполагался памятник самому Булгакову в окружении его героев.

Комплекс должен был включать в себя три линии: московскую, ершалаимскую и мистическую. В ершалаимской линии Иешуа должен был идти по воде в окружении колоннады. Причем водный круг диаметром 10 метров не должен был замерзать даже зимой. За мистическую линию отвечал лично Воланд со своими приспешниками.

А центром композиции должен был стать гиганский примус высотой с 4-этажный дом. Он был бы одновременно и символом эпохи; и объединяющим элементом, вокруг которого варилось все; и символом чертовщины.

Но проект не состоялся. По одной из версий, бдительные жители Патриарших подняли бучу - мол, центр Москвы - не место для всякой нечисти. По другой версии, у московской администрации появились другие планы на столь лакомый кусок московской земли. По третьей виной всему стал пресловутый примус - кому-то он показался слишком гигантским и неуместным.

Булгакова с компанией хотели было перенести на Воробъевы горы. Но тут возроптала православная церковь - типа негоже "не вполне православному" писателю быть рядом с Андреевским монастырем.

В результате всего этого проект был позабыт-позаброшен, а уже отлитые скульптуры долгое время пылились за забором во дворе Мастерской Рукавишникова на Молчановке.

В 2007 году был основан Музей Булгакова, и через некоторое время его руководство попросило Рукавишникова передать "сладкую парочку" Коровьева с Бегемотом им в аренду. Там они и остались.

Мастеру с Маргаритой тоже довелось поскитаться: сначала их вроде пристроили у галереи "Дом Нащокина" в Воротниковском переулке. Но недавно они обрели (надеюсь!) свое постоянное пристанище на Земляном Валу. Причем им "выдали" и полагающийся им по роману транспорт в виде роскошного автомобиля с водителем-грачом: "На остров обрушилась буланая открытая машина, только на шоферском месте сидел не обычного вида шофер, а черный длинноносый грач в клеенчатой фуражке и в перчатках с раструбами".

Кстати.

Место нового пристанища Мастера и Маргариты не случайно: тут находится арт-кафе А.Рукавишникова "Рукав", около которого есть еще несколько примечательных экспонатов (на фото).

Машина из Мастера и Маргариты, фото 2011 года

Александр Рукавишников создал грача за рулем семиметрового кабриолета, Фагота, кота Бегемота. Все они вместе с 12-метровым примусом должны были стоять на Патриарших прудах или Воробьевых горах, где разворачиваются главные события романа Булгакова.

. семиметровая черная машина, на которой они улетают в финале романа. За рулем грач. Она будет взлетать с откоса в сторону Лужников — чтобы не возникла храмовая тема, к храму идут все библейские персонажи, а эти все — к Лужникам.

Хотя скульптор Александр Рукавишников — очень востребованный художник Москвы, общественность не пожелала видеть эти скульптуры на улицах города. Так они остались за воротами мастерской.

Летом 2012 года Фагот с Бегемотом все-таки переехали во двор дома на Садовой, ко входу в музей Булгакова. А следом кабриолет и другие герои отправились к арт-кафе Рукав.

Читайте также: