Памятник архитектуры это кратко

Обновлено: 08.07.2024

Памятники архитектуры и градостроительства – это произведения строительного искусства (отдельные сооружения, группы зданий, градостроительные комплексыи парковые ансамбли), созданные на определенном художественном уровне в различные исторические периоды. Они отразили в своем художественном обличьи, структуре, планировке, конструкциях, композиционном строе и декоративном убранстве характер жизни, общественных, трудовых процессов, особенностей быта, эстетических идеалов эпохи.

Памятники архитектуры – летопись истории народа.

К памятникам градостроительного искусства относятся: исторические города или отдельные их районы, остатки древней планировки, которые имеют историко-градостроительную ценность.

Участки древней планировки, архитектурные ансамблии комплексы сохранились во многих городах республики.

Полоцк – большую часть исторического ядра занимает архитектурно-археологический заповедник, площадь около 27 га (Софийский собор 11 в., группа зданий иезуитского коллегиума 18 в., “дом Петра” 17 в., комплексы пл. Свободы и ул. Ленина с гражданскими постройками 17 в., конца 18 – начала 19 в.).

Архитектурные комплексы в других городах: Гродно, Витебск. Гомельщина: Туров, Мозырь, Чечерск, Гомель.

2. Жилая и гражданская архитектура.

Памятники жилой архитектуры: городские и сельские жилые дома и связанные с ними хозяйственные постройки, дворцы, особняки, загородные и городские усадьбы.

Сохранились классические образцы дворцово-замковых ансамблей. Барокко в архитектуре – дворцовый ансамбль Радзивиллов в Несвиже (построен в в конце 16 в., перестроен в начале 18 в.), дворец Сапег в Гольшанах Ошмянского района (1 половина 17 в.), дворец Сапег в Ружанах Пружанского района (16 в., перестроен в 18 в.) и др.

С конца 18 в. в монументальной архитектуре Беларуси на смену барокко приходит классицизм. К переходной форме от барокко к классицизму – Королевский замок в Гродно (сер. 18 в.), дворец Воловичей в Святске Гродненского района (2 половина 18 в.). Классицизм: дворцы Хрептовича в Щорсах Новогрудского района, Бешенковичах (70 – 80-е гг. 18 в.).

Памятники гражданской общественной архитектуры: административные здания, учебные заведения, театры, музеи, клубы, типографии, больницы, вокзалы и др.

К наиболее ранним памятникам архитектуры общественного назначения относятся ратуши, которые строились в городах, получивших магдебургское право: Брест, Гродно, Минск, Могилев, Слоним, Витебск и др. Сохранились в Витебске, Слониме, Чечерске. Воссозданы в Минске, Могилеве.

Гомель. Архитектор Шабуневский.

3. Памятники культовой архитектуры.

Монастыри, соборы, церкви, костелы, синагоги, колокольни, часовни, каплицы и др. Беларусь – поликофессиональный регион.

Сохранилось немного образцов культовой архитектуры древнерусского времени. Полоцкая София, Борисоглебская (Коложская) церковь в Гродно, Спасская церковь Ефросиньевского монастыря в Полоцке, Нижняя церковь в Гродно.

В 14-16 вв. – романский стиль, готика. Ренессанс. Готика – Троицкий костел в Ишкольде Барановичского района (15 в.). Ренессанс – оборонные храмы в Черновчицах Брестского и Камаях Поставского районов.

В конце 16 в. – барокко. Иезуитский костел в Несвиже (конец 16 в.), православная Николаевская церковь в Могилеве. Барокко получило распространение и в деревянном зодчестве, сохранившемся, в основном, на Полесье.

С конца 18 в. – классицизм. Собор Петра и Павла в Гомеле.

Мечети (г.п. Ивье), синагоги (Быхов, Слоним, Столин).

Гомельщина: церковь конца 18 в. в Чечерске, остатки монастыря в Юровичах, костелы бернардинцев и цистерцианцев в Мозыре, церковь Ильи в Гомеле.

Похожие документы:

Искусство первой половины XVIII века

Восемнадцатый век принадлежит к числу наиболее значительных этапов русской истории. Россия вступает в него средневековой, довольно отсталой экономически и социально страной, а к концу века приходит сильной развитой державой, активно

Реставрационные нормы сборник цен на научно-проектные работы по памятникам истории и культуры

"Сборник цен на научно-проектные работы по памятникам истории и культуры" предназначен для определения сметной стоимости научно-проектных работ в целях реставрации и консервации памятников истории и культуры и является обязательным

Приказ от 13 мая 1986 г. N 203 об утверждении инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников

Утвердить и ввести в действие с 1 июля 1986 года согласованную с Госстроем СССР "Инструкцию о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры".

Перечень нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в центральный федеральный округ, регулирующих общественные отношения в сфере градостроительной деятельности Белгородская область

Перечень нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в центральный федеральный округ, регулирующих общественные отношения в сфере градостроительной деятельности

5. Деление территории по функциональному использованию, размещение застройки на свободных территориях и за счет реконструкции. Структура застройки

8. Предложения относительно режима использования территорий, предусмотренных для перспективной градостроительной деятельности, в т.ч. для размещения объектов социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры, охраны и сбережения культурного наследия.

Итоговая Сравнительная таблица к ппкр по проекту постановления Правительства Кыргызской Республики о внесении изменений и дополнений в Положение о порядке выд

по проекту постановления Правительства Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Положение «О порядке выдачи разрешительных документов на проектирование, строительство и иные изменения объектов недвижимости и порядке

Памятник архитектуры - архитектурный объект (или его остатки, фрагменты) с характерными признаками стиля эпохи, имеющие чрезвычайное национальное, культурное, духовное, художественное значение. Выдающиеся национальные сооружения превосходят значение местных или национальных и имеют международное значение.


Настенная доска, которой в Украине обозначают здания - памятники архитектуры


Остатки византийского храма Св. Софии, г. Трабзун, Турция

Войны, изменения государственных границ, религиозный фанатизм не способствовали сохранению памятников истории и культуры. Разрушительные и антигуманные тенденции в 20 веке приобрели мощи природных бедствий. Необходимость защиты историко-культурного достояния отразилась в межгосударственных и международных соглашениях.

Классификация


Памятник архитектуры - всегда имеет уникальные качества за наличия особых форм объемов, инженерную конструкцию, обработку строительных материалов, их комбинации или использования, декор ( мозаика, рельеф, фреска, лепка и т.д.).

Статус памятника архитектуры получают сооружения как седой древности ( Акрополь, Теотиуакан, Боробудур ), так и нестарые сооружения ( Нотр-Дам-дю-О или часовня Роншан Ле Корбюзье ) в зависимости от уникальности и влияния на художественную ситуацию.


Памятники архитектуры распределяют на -

  • местного
  • национальнаго значение
  • международного значения
  • невыявленные, но достойны статуса памятника.

Три первые категории подлежат учету и государственной охране. Невыявленные, но достойны статуса памятника - постоянно пополняют списки (перечни) первых трех категорий.

Статус памятника архитектуры может получить объект, независимо он предварительной функции (сакральной, военно-оборонной или гражданской, жилой, торговой).

Невыявленные, но достойны статуса памятника


Собор Спаса Преображения, Чернигов.

Состояние этих, еще не обнаружены памятники, наиболее угрожающий. В турецкой провинции в бурьяне нашли развалины византийского христианского храма. По турецкой названию соседнего поселка и христианский храм получил название Дере-Агзы, потому что ученые не нашли ни описаний храма, ни его греческого названия. Обмеры руин доказали, что неизвестный храм немалый (длина -39 м, ширину - 21 м, диаметр купола - 8 м, высота храма - 20 м). Сделали папку и поставили на полку.

Но сравнение планов храма Дере-Агзы и Спаса Преображения 11 века в городе Чернигов доказало их удивительное сходство, как и декор из гранчатих полуколонн в два яруса, который имеют -

  • Неа Мони на острове Хиос,
  • алтарная часть собора Сан Марко, Венеция
  • собор Спаса Преображения 11 века, Чернигов.

Почти утрачена памятник Дере-Агзы доказала длительную архитектурную традицию в разных концах христианских земель, ее общих и величие амбиций заказчиков и строителей в Чернигове, желавших иметь известные образцы на собственной родине.

Угрожающее состояние имеют даже известные достопримечательности, если они деревянные. Крайне плохим недостатком для исследователей деревянной архитектуры является отсутствие в старых деревянных сооружений фундаментов и фундаментов. Наличие ленточного типа фундаментов в каменной архитектуре позволяет восстановить план сооружения даже после исчезновения строения в древние времена. Деревянная архитектура без фундаментов исчезает навсегда. Свои ограничения вносила и большая пожароопасность. Деревянные сооружения хорошо горят, что опасно как в военные, так и мирные времена, во времена засух.

Поэтому сохранение древних образцов деревянных построек должно делаться немедленно в скансена или музеях под открытым небом. Древние образцы подлежат обязательному описанию, замалюванню, фотографированию и т.п.. Количество уже существующих музеев деревянного зодчества для их спасения - недостаточная.

Памятники архитектуры

Памятники архитектуры являются бесценным достоянием мировой культуры. Являясь свидетелями давно минувших эпох, они представляют образцы произведений искусства. В этом и отличие их от памятников культурного наследия. К последним можно отнести, например, домик, в котором родился и жил Василий Шукшин, или, например, Расул Гамзатов. Эти дома — историческое и культурное достояние. Это неоспоримо. Но они никак не являются памятниками архитектуры.

В то же время памятниками архитектуры являются не только величественные здания, над возведением которых трудились мастера зодчества. Это могут быть улицы, площади и даже целые кварталы. К памятникам архитектуры относятся строения, в которых хотя бы частично сохранились фрагменты художественного оформления, уникальной планировки, характерной для той или иной эпохи.

Архитектурными памятниками являются целые ансамбли зданий, комплексы сооружений, воплотившие в себя достижения в области изобразительного искусства, зодчества того времени, когда они возводились. Это могут быть здания, передающие элементы культовой архитектуры, а также монументального, декоративно-прикладного творчества. Причём, данные сооружения могут быть гражданскими, религиозными, военными, промышленными. Они могут выполнять совершенно разные функции. Принадлежность к категории памятников делает уникальность и художественность, которые проявились во время строительства и дальнейшего их содержания.

Город-памятник Пальмира

Город-памятник Пальмира

Пальмира считалась самым богатым городом периода поздней античности. Он находится в Сирии между Евфратом и Дамаском. Основателем города считается царь Тукриша. В то время Пальмиру называли не иначе как невестой пустыни. Город поражал своей красотой, величием сооружений, считавшихся образцами древнеримской архитектуры.

Не очень большая часть городов может считаться памятниками архитектуры. Самым ярким примером этого является город Пальмира в Сирийской Арабской Республике. Возраст города приближается к 4 000 годам. На протяжении всех своих веков город пережил множество нашествий, сопровождавшихся разрушениями. В VII столетии Пальмиру захватили арабы. Они разрушили все храмы и превратили город в крепость.

В 1089 году эта мощная по тем временам крепость была уничтожена в результате сильнейшего землетрясения. Город, известный до этой печальной даты своим величием, превратилось в небольшую деревушку около храма бога Бэла. Началось новое возрождение Пальмиры. Хотя город постоянно подвергался ограблению, он возрождался вновь и вновь.

Город-памятник Пальмира

Лишь в XVIII Пальмира начала представлять интерес научного сообщества. А в XX веке была организована постоянная охрана территории города. Археологи, съехавшиеся сюда из многих стран, приступили к реставрации Пальмиры. В результате реставрационных работ, получивших широкий размах, были возрождены многие реликвии. ЮНЕСКО признало все здания и сооружения Пальмиры памятниками. Всемирного наследия.

После освобождения Пальмиры от террористов весной 2016 года специалисты засвидетельствовали полностью разрушенными лишь 20 процентов сооружений, которые считаются уникальными. Террористы разрушали преимущественно храмы. Остальные здания и сооружения, представляющие собой ценность, прежде всего, как памятники архитектуры, остались нетронутыми или разрушенными частично.

Следующий захват Пальмиры стал более драматичным. Боевики преступной группировки ИГ, считающейся в России вне закона, начали разрушение знаменитого античного амфитеатра, где в мае прошлого года давал концерт оркестр Мариинского театра, которым дирижировал Валерий Гергиев. Разрушают террористы и другие памятники архитектуры, казнят людей.

Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя

Богата памятниками архитектуры столица российского государства. Берущее своё начало в 1147 году, Москва всегда привлекала внимание зодчих, художников, людей искусства из разных стран мира. Они строили, украшали здания, делали уникальными целые комплексы.

Многие из них утрачены навсегда из-за многочисленных пожаров, захватнических войн, политических реформ, когда уникальные сооружения сносили, взамен их строили громоздкие здания, отличающиеся безвкусицей, неприглядным видом. Часть памятников архитектуры Москвы сохранилась лишь в летописях.

По счастливой случайности в столице России живы и продолжают поражать своей красотой, невероятным смешением стилевых направлений многие старинные сооружения. Большинство из них являются образцами российского зодчества. Один из уникальных памятников архитектуры — Храм Христа Спасителя.

Драматичная судьба у этого памятника. Его возведение было благодарностью русского народа Всевышнему за помощь в войне с Наполеоном. Сначала закладывалось здание по утверждённому Александром I победившему в большом конкурсе проекту известного в то время архитектора А.Л. Витберга. Это произошло в октябрьские дни 1817 года. Вскоре обнаруживается, что почва под будущим зданием слабая из-за протекающих под ней небольших речек.

Умирает Александр I. Николай I, пришедший ему на смену, останавливает строительство. Это происходит в 1826 году. Через 6 лет самодержец утверждает проект, предложенный архитектором К.А.Тоном. В первой половине апреля 1839 году происходит вторая торжественная церемония по закладке Храма. И только спустя 43 с половиной года был праздник его открытия. Строительство Храма Христа Спасителя шло под патронатом четырёх самодержцев: Александра I, Николая I, Александра II и Александра III. Врата изготовлены по образцам, которые представил граф Ф.Толстой.

Храм, олицетворяющий собой, прежде всего память славы российских воинов, был разрушен варварским способом. Но в сердцах простых людей эта память жила, как и не умирала мечта со временем возродить Храм. Движение по его возрождению возникло накануне 90-х годов. И отозвалось это движение в сердцах людей всей страны.

У истоков этого движения стояли композиторы В.П.Мокроусов и Г.В.Свиридов, писатели В.Г.Распутин, В.П.Крупин и В.А.Солоухин. Синод РПЦ благословил деятельность по восстановлению сооружения и с соответствующим посланием обратился к руководству страны. В просьбе было высказано предложение восстановить здание будущего собора на том месте, где и высился изначально. В августе 1996 года Патриарх Алексий II освятил главный престол. Произошло это в Спасо-Преображенской церкви. В скором времени здесь начались Богослужения. Российская академия художеств в невероятно короткие сроки возродила оформление Храма. Своё мастерство показали многие мастера живописи скульпторы. Считается, что у этой работы нет аналогов.

Незадолго до наступления 2000 года Храм Христа Спасителя был освящён патриархом Алексием II, отслужившему по этому случаю молебен. Сегодня это самый высокий из православных церквей кафедральный собор. Он является выдающимся памятником архитектуры, воплотившим в себе веяние времён двух веков.

Храм Сурьи в Конараке

Храм Сурьи в Конараке

Чудом архитектуры называют Храм бога Солнца, который находится в штате Орисса (Индия), на берегу Бенгальского залива. Хотя залив со временем отступил, и берег от храма отстоит на 3 километра. Здесь всё находится под возвеличиванием Солнца. Даже место выбрано не случайно. Ведь Конарак в переводе на русский язык означает территорию солнечного света.

Археологам вместе с историками удалось установить, что начало возведения Храма датировано 1243 годом. Он строился по приказу Раджи Нарасимхадева, правившего в то время Ориссой. Всего 18 лет понадобилось строителям и архитекторам того времени, чтобы возвести столь чудесное сооружение. За это время были возведены стены, 60-метровая башня, нанесена резьба, украсившая залы изнутри.

Храм загадочен. Например, до сих пор не известно, зачем в этом религиозном учреждении большое место занимают рисунки, изображающие плотские утехи. Некоторые исследователи видят в этих рисунках религиозные мотивы. По рисункам учёные пытаются понять основу религиозного культа народа.

Храм Сурьи в Конараке

Хотя в летописях сказано, что при строительстве Храма особых трудностей не возникало, они, конечно же, были. Один только подвоз по морю стройматериалов из каменоломен чего стоил. Каждая деталь в оформлении залов была продумана и выполнена с особым изяществом.

Три вида камней было использовано для строительства святилища. Цвет камней должен был переливаться под лучами, светясь различными оттенками. „Чёрная пагода“ — так иногда называют этот памятник архитектуры. Он действительно со стороны похоже на пагоду. А если смотреть перед восходом солнца, стоя между первыми лучами и Храмом, оно и видится чёрным.

Расцвет Храма Сурьи в Конараке исследователи связывают с последними десятилетиями XIII столетия. Обряды в нём проводились на протяжении двух столетий. Затем по каким-то до сих пор не разгаданным причинам наступил упадок. Возможно, его частично опустошили и нанесли некоторые разрушения завоеватели, другие уповают на природные катаклизмы. Хотя памятник сохранился до сих пор. Он, по мнению историков, является одной большой загадкой. Храм Сурьи в Конараке в списке ЮНЕСКО. Это поистине величайший памятник архитектуры и истории.

Собор Святого Марка

Собор Святого Марка

Согласно мифам, купцы из Венеции в 828 году выкрали мощи апостола Марка из египетского города Александрия. Охранники-мусульмане не заподозрили, что купцы везут украденные останки апостола в таре со свиным мясом. Сначала мощи поместили в часовенке дворца Дожей. Это сооружение было построено на скорую руку и считалось временным. Впоследствии исключительно с целью сохранить мощи Святого Марка построили собор. Его возвели за три года — с 829 по 832. Вскоре он сгорел. В 976 году здание удалось восстановить. Но и позже, на протяжении столетий не прекращалось его обустройство.

Купцы с Востока ввозили в Венецию капители, колонны, фризы, другие произведения искусства специально, чтобы украсить базилику. Кладка из кирпичей постепенно исчезла под мраморной облицовкой. Сверху неё появились рисунки, выполненные мастерами живописи ещё задолго до появления самого собора.

„Золотой алтарь“, как именуют алтарь Пала д ? Оро, над созданием которого трудились с X по XII век ювелиры из Византии, был украшен драгоценными камнями, общее количество которых доходило до двух тысяч. В 1797 году Наполеон похитил часть камней. Но большая часть драгоценностей и сейчас находится под надёжной защитой.

Собор Святого Марка

Всё это постепенно преображало собор. Но внешне уникальное сооружение оставалось таким, каким и было. Никаких надстроек или пристроек не совершалось. Длительное время здание было часовней дожей. Лишь в начале XIX века оно получило статус Кафедрального Собора города. Здесь открыли музей.

В настоящее время Собор Святого Марка признан образцом византийской архитектуры. Он находится рядом с Большим каналом. В сокровищнице находятся мощи, шедевры мирового искусства, редкие иконы, различные реликвии. С 1987 года базилика под охраной ЮНЕСКО.

На свете много памятников архитектуры. Среди них наиболее значимые Античный театр d ? Orange во Французской Республике, Большой театр в столице России, Афинский Акрополь в Греции и многие-многие другие. Перед человечеством стоит задача сохранить памятники архитектуры, позаботиться о том, чтобы, простоявшие века и тысячелетия, они продолжали свою жизнь и помогали разгадывать загадки прошлого, учили новые поколения видеть прекрасное, наслаждать им, чтобы в дальнейшей своей жизни приумножать его.

Фото: Shutterstock

Ежегодно ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) пополняет список всемирного наследия [1]. В него входят как природные уникальные объекты, так и рукотворные памятники, которые имеют историческую и культурную ценность.

Организация считает эти строения или природные явления настолько значимыми, что работает над их охраной, сохранением и популяризацией. Их значимость может быть как исторической и гуманитарной, так и экологической. Список начали создавать в 1978 году. Сначала в него входили только культурные объекты, потом перечень стал расширяться и пополнился природными шедеврами.

Критерии для внесения объектов в список ЮНЕСКО

Для строений, созданных человеком, есть несколько критериев оценки, при соответствии одному или нескольким из них объект может оказаться под охраной ЮНЕСКО. Здание или комплекс сооружений должен отвечать следующим условиям:

  • быть шедевром созидательного гения;
  • свидетельствовать о значительном влиянии человеческих ценностей в период его создания;
  • быть уникальным для культуры и создавшей его цивилизации;
  • представлять значимый период истории в своей конструкции, архитектуре или технологиях;
  • быть традиционным сооружением для местности и цивилизации, демонстрировать связь человека с природой и использование ее ресурсов;
  • быть связанным с традициями и культурой отдельного периода, представлять исключительную мировую важность.

Всего в перечне организации к 2021 году значится 1121 объект, из них 29 находятся в России. Архитектурные памятники культуры представлены 17 объектами.

1. Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры

Монастырь и его обители — центр христианской культуры, привлекающий тысячи паломников со всей страны. В список ЮНЕСКО ансамбль попал из-за сочетания традиционной для таких сооружений архитектуры и элементов восточно-европейского влияния. Лавра стала образцовым православным сооружением для западноевропейского мира.

Фото:Shutterstock

Конструктивные приемы, использованные при строительстве этой обители, впоследствии отразились в других архитектурных шедеврах по всему миру. Кроме того, Троице-Сергиева лавра — редкий пример религиозного места с оборонительными и военными функциями, действовавшего в XV—XVIII веках.

2. Успенский собор и монастырь острова-града Свияжск

Комплекс, основанный в 1551 году Иваном Грозным на небольшом острове в месте слияния трех рек, удостоился чести попасть в перечень ЮНЕСКО несколько лет назад. Грозный основал этот город как базу при осаде Казани в борьбе с ханством. Организация посчитала сам остров свидетельством амбиций русского правителя захватить восток.

Фото:Shutterstock

В конце XVI века православная и мусульманская культуры естественным образом проникали друг в друга, что отразилось и в архитектуре островных зданий, и в настенной живописи. Фрески собора — уникальный пример православной восточно-европейской живописи.

3. Булгарский историко-археологический комплекс

На берегу Волги, недалеко от Казани, расположено Болгарское городище — раннее поселение булгарской народности. В XIII веке оно стало крупнейшим городом Болгарского улуса Золотой Орды и его столицей. Место это неоднократно разрушалось, жители окончательно покинули его в 1431 году.

Фото:Shutterstock

Своей архитектурой поселение демонстрирует взаимное влияние тюркских, финно-угорских, славянских и других традиций. В частности, в нем присутствуют деревянные строения, характерные для региона с густыми лесами, степное влияние тюркских племен, восточные элементы от народностей, принявших ислам, и русско-европейский стиль, который впоследствии начал преобладать по всей Руси. Болгарское городище остается отправной точкой начала татарско-мусульманского периода. До сих пор это место обладает духовной ценностью для мусульман и притягивает паломников.

4. Церковь Вознесения в Коломенском

Религиозный памятник был построен в 1532 году в честь рождения престолонаследника, которого позже мир узнал как царя Ивана IV Грозного.

Фото:Shutterstock

В список этот объект попал из-за своего уникального, новаторского для того времени архитектурного стиля, который впоследствии оказал большое влияние на православные сооружения Восточной Европы.

5. Храмы псковской архитектурной школы

Целая группа строений, расположенных в центре Пскова, к северу от столицы, вошла в список ЮНЕСКО в 2019 году. Псковские храмы прославились уникальным архитектурным стилем, вписанным в природный ландшафт. Церкви, башни и другие здания своими фасадами, крышами, куполами перекликаются между собой и гармонично сочетаются с природой вокруг.

Собор Рождества Иоанна Предтечи

Псковская школа архитектуры соединила в себе византийскую и новгородскую традиции и достигла расцвета к XV веку. Несмотря на то что псковский стиль впоследствии распространился на многие сооружения по всей Руси, именно центр Пскова считается самым ранним и полным примером этого уникального культурного явления.

6. Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента

От серьезного крепостного сооружения остались лишь две стены, в которые заключен старый город. Крепость была частью оборонительных сооружений, построенных сасанидскими персами в V веке.

Фото:Shutterstock

Дербент был важной точкой торгового пути из северных городов на юг на протяжении пятнадцати веков, вплоть до занятия русскими в XIX веке. С точки зрения ЮНЕСКО, для мирового наследия важно сохранить уникальную крепостную архитектуру, которая успешно служила нескольким поколениям правителей, защищая границы города.

Шесть островов в Белом море люди начали активно заселять еще в V веке до нашей эры. Есть и свидетельства, подтверждающие, что нога человека здесь ступала за несколько тысячелетий до нашей эры. В XV веке нашей эры архипелаг стал активно застраиваться религиозными сооружениями.

Фото:Алексей Задонский/wikipedia.org

Соловецкий монастырь и ансамбль строений отличаются тем, что они были построены в северном климате. Учитывая, как сложно выживать в таких условиях, само создание монастыря в этом месте говорит о поразительной отваге христиан. На территории был открыт и действовал до 1933 года первый в Советском Союзе исправительно-трудовой лагерь.

8. Ансамбль Ферапонтова монастыря

Ферапонтов монастырь — отлично сохранившийся ансамбль религиозных зданий, построенный еще в XIV веке на территории современной Вологодской области. Ансамбль монастыря сконструирован так, чтобы каждый элемент рассказывал историю Боговоплощения. Жемчужиной места считаются фрески авторства Дионисия, украшающие стены собора Рождества Богородицы.

Фото:Shutterstock

Комплекс монастыря — один из самых полных примеров православной жизни общины в XV–XVII веках.

9. Ансамбль Новодевичьего монастыря

Монастырь на западе от Москвы начал строить царь Василий III в 1524 году как часть оборонительного комплекса. Возведение всего ансамбля заняло без малого два века. Новодевичий монастырь знаменит еще и тем, что неоднократно становился фактически тюрьмой для цариц, которых против воли постригали в монахини и заточали в стенах монастыря на долгие годы.

Фото:Shutterstock

Архитектурно монастырь похож на Успенский собор в Кремле, стиль его называют московским барокко, который в итоге стал популярным направлением в градостроительстве. Здания хорошо сохранились, хотя известно, что оригинальные стены стояли немного ближе к постройкам и весь ансамбль занимал меньшую территорию, чем в наши дни. На территории монастыря сейчас находится кладбище, где захоронены представители политической, научной и артистической элиты России разных исторических периодов.

Здание кремля перешло России после завоевания Казани Иваном Грозным в 1552 году. Точная дата создания татарами этого укрепительного сооружения неизвестна, но предполагается, что это было в X веке. После завоевания от изначальных строений значимой для Орды постройки остались практически одни руины. Грозный приказал воздвигнуть на этом месте белокаменное сооружение по образу Кремля в Москве. В конце XX века на территории Казанского кремля была воздвигнута мечеть Кул-Шариф как дань уважения действующей мусульманской традиции жителей Татарстана.

Фото:Shutterstock

Таким образом, Казанский кремль впитал в себя множество значимых исторических событий, что отразилось на его архитектуре и составе ансамбля. Это выдающееся сооружение периода ханства и единственная хоть как-то сохранившаяся до наших времен татарская крепость.

11. Исторический центр Санкт-Петербурга

Перечесть выдающиеся памятники архитектуры в сердце Санкт-Петербурга сложно, поэтому ЮНЕСКО внес в свой список сразу весь центр города. Здесь и Адмиралтейство, и Зимний дворец, и Исаакиевский собор, и храм Спаса на Крови, и другие здания, которые неразрывно связаны с важными событиями в истории страны.

Собор Воскресения Христова на Крови, или храм Спаса на Крови

Все эти постройки признаны уникальными архитектурными сооружениями. Ценной с точки зрения ЮНЕСКО является и история создания города — то, насколько быстро было запланировано его возведение, продуман и блестяще реализован цельный план Северной столицы.

12. Исторические памятники Новгорода и окрестностей

Великий Новгород тоже может гордиться большим количеством исторических памятников на своей территории. Интерес для ЮНЕСКО представляют Новгородский детинец, Ярославово дворище и Знаменский собор, монастыри и церкви, Перынский скит.

Город расположен на историческом торговом пути с севера на юг и восток. В средние века его влияние на политическую жизнь Руси было огромным.

Фото:Shutterstock

Новгород считается местом рождения национального стиля древней каменной архитектуры и старейшей школы живописи. Объекты, прекрасно сохранившиеся в черте города, показывают развитие средневековой и более поздней русской архитектурной мысли.

13. Исторический центр Ярославля

Город был основан в XI веке как торговый центр. Но от своей древней истории он сохранил немного. В XVIII веке по приказу Екатерины Великой город был перестроен в стиле классицизм. Таким образом, исторический центр сочетает в себе отголоски средневековой русской архитектуры и классического имперского стиля.

Фото:Shutterstock

Важным критерием внесения Ярославля в список стало то, насколько стройно реализован градостроительный план: дома в центре не превышают трех этажей, широкие улицы приводят к площадям, а исторические объекты сохранены так, чтобы остаться композиционными центрами.

14. Архитектурный ансамбль Кижского погоста

Еще один представитель островного строительства. Посреди Онежского озера на острове Кижи в XVIII веке были построены две церкви, которые сегодня считаются образцами деревянного зодчества. Впоследствии к ним была пристроена колокольня.

Деревянные строения своим экстерьером идеально вписываются в окружающую природу края. В условиях сурового российского севера этот памятник архитектуры является одним из пяти сохранившихся погостов (так назывались административные единицы с церковью и кладбищем).

Фото:Shutterstock

Кижи — яркий пример традиционной деревянной архитектуры Карелии и Северного региона. Сами жители Карелии называют Кижи восьмым чудом света.

15. Московский Кремль и Красная площадь

В список ЮНЕСКО входят Красная площадь и Кремль, которые не зря называют сердцем России. Ансамбль Кремля включает несколько выдающихся объектов архитектуры и пластических искусств, представляющих в том числе религиозную ценность. Нельзя не учесть, что мастера итальянского Возрождения работали над строительством Успенского собора, Грановитой палаты, Спасской башни Кремля. Таким образом, Кремль стал частью не только российского, но и мирового наследия.

Фото:Shutterstock

В своей архитектуре Кремль хранит память о деревянных оборонительных сооружениях, воздвигнутых на этом месте еще Юрием Долгоруким. Московский Кремль стал прототипом аналогичных сооружений в старорусских городах — таких как Псков, Тула, Казань, Смоленск.

Фото:Shutterstock

С XIII века и до основания Санкт-Петербурга Кремль был местом, где происходили главные события России, а через 200 лет перерыва в него вновь вернулось правительство. В Кремле находятся и более поздние исторические памятники — такие как Мавзолей имени Ленина и Могила Неизвестного солдата.

16. Геодезическая дуга Струве

В XIX веке выдающийся астроном Василий Струве впервые достоверно измерил большой сегмент меридиана Земли. Для этого он проложил дугу, состоящую из геодезических полигонов с триангуляционными пунктами, которые за счет создания сети треугольников позволяют измерить углы и длины разных объектов.

Старая Тартуская обсерватория, первая точка дуги

Струве хотел точно измерить планету. Ему пришлось договориться с несколькими странами, чтобы разместить эту цепь научных сооружений. Таким образом удалось определить размер и форму нашей Земли. На территории России, в Ленинградской области, находятся два пункта этой дуги, которые представляют собой небольшое сооружение из камней.

17. Белокаменные памятники Владимира и Суздаля

В список ЮНЕСКО вошли сразу восемь памятников, которые обладают исторической, духовной и архитектурной значимостью. Среди них строения во Владимире, Суздале и Боголюбове, которые датируются XII–XIII веками.

Успенский собор во Владимире

Особенно выделяют Успенский и Дмитровский соборы. Здания из белого камня признаны во всем мире как великолепный пример монументального строительства. Считается, что именно эти строения дали начало уникальной архитектурной школе. Важной особенностью белокаменных зданий является то, как органично они сочетаются с окружающей природой.

Читайте также: