Палестинская проблема и ближневосточное мирное урегулирование кратко

Обновлено: 04.07.2024

Палестинский вопрос, то есть проблема существования и сосуществования еврейского и арабского государств на территории Палестины, находится в центре многолетнего арабо-израильского противостояния.

Начало ближневосточного конфликта относится к 1940-м годам. 29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея ООН проголосовала за создание двух государств — еврейского и арабского — на Западном берегу реки Иордан, а также интернациональной зоны Иерусалима.

За раздел Палестины проголосовали 33 государства (в том числе Франция, США и Советский Союз), против — 13, воздержались — 10 (в их числе была Великобритания). Данное решение изначально было отвергнуто как соседними арабскими государствами, так и арабским населением самой Палестины. Арабы единогласно не хотели признавать идею возвращения евреев в Палестину, считая эту территорию своей. С этого момента и начались открытые столкновения между еврейскими и арабскими вооруженными формированиями.

В ходе арабо-израильских войн 1967 и 1973 годов Израилем были захвачены оставшиеся части палестинских территорий, включая Восточный Иерусалим, а также сирийские Голанские высоты и египетский Синайский полуостров. В ходе военных операций 1978 и 1982 годов израильтяне оккупировали территории на юге Ливана.

В 1979 году Израиль заключил мирный договор с Египтом (предусматривал возвращение Египту Синая), а в 1994 году — с Иорданией.

В 1964 году была создана Организация освобождения Палестины (ООП), объединившая палестинских арабов в их стремлении к созданию собственного государства (в 1969-2004 годах лидер ООП Ясир Арафат, с 2004 года — Махмуд Аббас). С 1965 года ООП возглавила Палестинское движение сопротивления (ПДС).

В течение сорока с лишним лет палестинцы не признавали резолюцию ООН от 29 ноября 1947 года и вели политическую и вооруженную борьбу против Израиля за освобождение всей Палестины. Вооруженные вылазки ПДС и особенно экстремистских палестинских организаций, часто использующих методы террора, провоцировали Израиль на ответные действия. Отсутствие с обеих сторон конструктивности в решении палестинской проблемы привело в декабре 1987 года к стихийным выступлениям гражданского неповиновения палестинцев ("интифада").

15 ноября 1988 года сессия Национального совета Палестины (высший орган ООП) провозгласила создание государства Палестина, признала раздел Палестины на арабскую и еврейскую части при условии ухода Израиля со всех оккупированных им с 1967 года территорий (включая Восточный Иерусалим) и ликвидации всех созданных там израильских поселений. ООП декларировала отказ от использования всех форм терроризма в качестве средства борьбы, что способствовало упрочению ее международных позиций и позволило начать диалог с Израилем.

Одной из самых крупномасштабных конференций по урегулированию ближневосточного конфликта принято считать Мадридскую конференцию, которая прошла с 30 октября по 1 ноября 1991 года. Конференция утвердила принцип "земля в обмен на мир".

В начале 1993 года в Осло начались секретные палестино-израильские переговоры. В результате было подготовлено соглашение о прекращении конфликта между ООП и Израилем, отказе палестинцев от планов уничтожения израильского государства, выводе израильских войск из сектора Газа и Западного берега реки Иордан и создании ограниченной Палестинской администрации. В том же году в Вашингтоне состоялась встреча главы исполкома ООП Ясира Арафата и израильского премьера Ицхака Рабина в присутствии президента США Билла Клинтона, на которой были подписаны подготовленные соглашения. Израиль и ООП заключили соглашение о взаимном признании друг друга в качестве партнеров на переговорах. В дальнейшем, в соответствии с соглашениями в Осло, ООП исключила из Палестинской национальной хартии формулу о непризнании еврейского государства.

В 1994 году было подписано соглашение о пунктах прохода через разграничительные линии и об обеспечении безопасности еврейских поселенцев в Газе, соглашение о первой фазе установления палестинского самоуправления в Газе и Иерихоне. В 1995 году было заключено соглашение (Осло-2) о принципах организации временного самоуправления в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан, Израиль взял на себя обязательство вывести войска еще из шести городов на Западном берегу: Дженина, Тулькарма, Наблуса, Калькильи, Вифлеема и Рамаллаха. В конце года положивший начало процессу урегулирования премьер-министр Рабин был убит израильским экстремистом, а в 1996 году премьером стал Биньямин Нетаньяху и мирный процесс был заморожен.

Некоторые изменения произошли в 1999 году после прихода к власти Эхуда Барака. Была достигнута договоренность о поэтапном выполнении обязательств по подписанным ранее палестино-израильским соглашениям, а также о возобновлении переговоров об окончательном статусе Палестинской национальной администрации (ПНА). В соответствии с упомянутыми договоренностями, ее полномочия в той или иной степени распространялись лишь на 40% территорий Западного берега реки Иордан (сюда входят важнейшие города — Наблус, Иерихон, Хеврон, Вифлеем, Рамаллах) и около 96% Газы (в 2005 году в соответствии с планом "одностороннего размежевания" премьер-министра Израиля Ариэля Шарона израильские войска и поселения были выведены с территории сектора).

К лету 2000 года 98% палестинских арабов проживали под юрисдикцией властей ПНА.

Остальные палестинские земли, а также все воздушное пространство, территориальные воды и сухопутные границы ЗБРИ и сектора Газа находятся под полным израильским контролем. В этих условиях Израиль вел строительство еврейских поселений, возводил так называемую "разделительную стену", создавал закрытые военные зоны, проводил регулярные вторжения и аресты.

В 2000 году началась вторая "интифада", поводом к которой послужило посещение лидером израильских правых Ариэлем Шароном с группой своих сторонников Храмовой горы. В ходе ее представители экстремистских палестинских группировок стали в массовом порядке осуществлять на территории Израиля взрывы бомб, направленные против гражданского населения. Израиль отвечал ракетными и бомбовыми ударами, убийствами палестинских военных лидеров, а также военными операциями. Израильские войска блокировали резиденцию Арафата в Рамаллахе. В результате непрекращавшегося насилия погибли сотни людей.

В 2002 году США, Европейский Союз, Россия и ООН предложили новый план урегулирования палестинского конфликта, получивший название "Дорожной карты". Он предусматривал возобновление переговоров и поэтапное разрешение проблемы вплоть до создания независимого палестинского арабского государства рядом с израильским.

Несмотря на то, что план был формально принят как израильской, так и палестинской стороной, уже в момент его провозглашения ряд аналитиков успели расценить его как "невыполнимый".

После смерти Ясира Арафата, в январе 2005 года президентом ПНА был избран Махмуд Аббас. Аббас сумел договориться с Израилем о прекращении насилия. В марте 2005 года Израиль официально передал палестинской администрации контроль над Иерихоном, за ним последовали Тулькарм, Рамаллах, Калькийя и Вифлеем.

Обстановка в зоне палестино-израильского конфликта вновь обострилась осенью 2015 года. Жертвами арабских атак стали более 40 израильтян и иностранцев. В последние месяцы количество нападений пошло на спад, но полностью не прекратилось. Подобные вылазки в Израиле обычно признают действиями одиночек, но обвиняют палестинские власти, группировки и контролируемые ими СМИ в разжигании радикальных настроений.

В середине июля 2017 года новый виток протестов жителей Палестины спровоцировало усиление мер безопасности на Храмовой горе, почитаемой как третья по значимости святыня ислама. Кульминацией протестов стало 21 июля, когда в стычках с полицией в Иерусалиме погибли четверо палестинцев. Всего за десять дней обострения ситуации вокруг Храмовой горы пострадали около 900 палестинцев.

Установку металлоискателей и введение поголовных проверок палестинцы называют посягательством на святыню и попыткой ограничить там права мусульман. Отвергая обвинения в свой адрес, израильтяне напоминают, что ужесточение мер безопасности стало реакцией на убийство в этом районе двух полицейских, и обещают, что нововведения не изменят статус-кво Храмовой горы.

Урегулирование конфликта стало интернациональной задачей: в мирный процесс были вовлечены международные посредники — c 2002 года работает квартет по ближневосточному урегулированию (ООН, США, Россия, Европейский союз). Было предложено несколько планов мирного урегулирования конфликта (в том числе "Дорожная карта") и программ (женевская, египетская и др.).

Прямые контакты между сторонами были возобновлены 2 сентября 2010 года в Вашингтоне. 14 и 15 сентября 2010 года в Шарм-эш-Шейхе и Иерусалиме соответственно прошли второй и третий раунды прямого диалога между главой ПНА Махмудом Аббасом и премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху. Потом лидеры больше не встречались. В конце 2015 года Аббас и Нетаньяху обменялись рукопожатием "на полях" климатической конференции в Париже. Позже израильский премьер объяснил этот жест требованиями дипломатического протокола.

Мирное урегулирование палестино-израильского конфликта до сих пор не стало реальностью. Все предлагавшиеся программы урегулирования не были реализованы из-за того, что и палестинцы, и израильтяне выдвигали и выдвигают условия, практически неприемлемые для другой стороны. Каждая новая серия переговоров прерывалась очередными терактами, взрывами, ракетными обстрелами, провокациями.

Развитие сети еврейских поселений Западного берега реки Иордан и Восточного Иерусалима, где живут порядка 500 тысяч израильтян, принято считать главным раздражителем в отношениях Израиля с международным сообществом и одним из основных препятствий в поисках мира с палестинцами.

В последнее время наблюдается значительный рост поселенческой активности Израиля на оккупированных палестинских территориях. 24 января 2017 года объявлено о принятом властями страны решении возвести около 2500 новых единиц жилья в поселениях на Западном берегу реки Иордан. Двумя днями ранее было утверждено строительство 566 квартир в Восточном Иерусалиме в районах Рамот, Писгат Зеэв и Рамат Шломо.

В соответствии с международным правом данная практика Израиля является незаконной, что в очередной раз было подтверждено в резолюции 2334 СБ ООН от 23 декабря 2016 года. В ней подчеркнуто, что такого рода израильское строительство не имеет юридической силы и представляет собой одно из главных препятствий на пути к установлению справедливого, прочного и всеобъемлющего мира на Ближнем Востоке.

6 февраля 2017 года израильский Кнессет утвердил закон, который предполагает легализацию поселенческих форпостов, созданных при израильском государственном участии на частных палестинских землях на Западном берегу реки Иордан. Под действие этого правового акта подпадают порядка 4 тысяч единиц жилья, построенных на оккупированных палестинских территориях без соответствующего разрешения властей Израиля и считавшихся до сих пор ими самими незаконными.

15 января 2017 года в Париже состоялась Международная конференция по ближневосточному урегулированию. В форуме, цель которого — содействие возобновлению зашедших в тупик палестино-израильских мирных переговоров, приняли участие представители 70-ти стран. Израиль его бойкотировал, считая, что он лишь отдаляет мир, укрепляя непримиримость позиций палестинцев. Палестинцы приветствовали многосторонний подход, отмечая, что годы переговоров с Израилем никак не приблизили решение вопроса.

Согласно комментарию МИД РФ о конференции в Париже, первостепенной задачей на данном этапе является запуск прямых переговоров между сторонами конфликта.

Президент России Владимир Путин еще в 2016 году предложил провести в Москве встречу премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху с палестинским лидером Махмудом Аббасом.

Нетаньяху и Аббас заявили о принципиальной поддержке российской инициативы, призванной способствовать возобновлению мирных переговоров. Однако в публичных выступлениях они возложили друг на друга ответственность за то, что саммит до сих пор не согласован.

После победы на президентских выборах в США Дональд Трамп пообещал вплотную заняться урегулированием палестино-израильского конфликта и привести стороны к миру. Позднее главный палестинский переговорщик Саиб Орейкат заявил, что отсутствие со стороны США поддержки принципа "два государства для двух народов" и реакции на поселенческую деятельность поощряет Израиль к проведению политики апартеида.

В конце августа 2017 года делегация США во главе с советником президента США Джаредом Кушнером нанесла визит в Рамаллу. Члены американской делегации в ходе встречи с президентом Палестины Махмудом Аббасом заявили, что США понадобится 3-4 месяца для предоставления плана палестино-израильского урегулирования.

20 сентября 2017 года на полях 72-й Генассамблеи ООН в Нью-Йорке состоялась встреча Дональда Трампа и Махмуда Аббаса. Президент США заявил главе Палестинской национальной администрации, что он видит "хороший шанс" на урегулирование многолетнего палестино-израильского конфликта. Трамп заверил Аббаса, что будет "стараться всем сердцем и всей душой", чтобы соглашение было достигнуто.

В октябре 2017 года президент США Дональд Трамп подтвердил, что его команда работает над созданием плана по урегулированию конфликта между Израилем и Палестиной. Неопределенность статуса города Иерусалим и чувствительность этой проблемы для отношений с арабо-мусульманским миром заставила президента США Дональда Трампа пойти вразрез со своими предвыборными обещаниями и отложить как минимум на полгода передислокацию дипмиссии, которая находится сейчас в Тель-Авиве. Конгресс США еще в 1995 году принял закон о переносе посольства США в Израиле из Тель-Авива в Иерусалим, но из-за спорного статуса города президенты каждые полгода подписывают документ, откладывающий исполнение этого решение.

18 ноября 2017 года Госдепартамент объявил об отзыве разрешения на работу в США представительства ООП — структуры, представляющей палестинцев на международной арене и фактически выполняющей функции их посольства в Вашингтоне. Госдеп не продлил разрешение на работу офиса ООП после попытки палестинцев обратиться в Международный уголовный суд с обвинениями в адрес израильских властей. Согласно принятому в 2015 году конгрессом США закону, Палестина теряет право на представительство в столице США, если она поддерживает расследование Международного уголовного суда против израильтян за преступления против палестинцев. Власти Палестины заявили, что прекратят контакты с США в ответ на решение Госдепа закрыть офис Организации освобождения Палестины (ООП) в Вашингтоне.

5 декабря 2017 года стало известно, что власти США запретили своим госслужащим и членам их семей посещать с частными целями исторический центр Иерусалима и Западный берег реки Иордан из опасений массовых антиамериканских выступлений.

6 декабря 2017 года президент США Дональд Трамп объявил о признании Иерусалима столицей Израиля, а также подписал документ о переносе американского посольства из Тель-Авива в Иерусалим.

Многие мировые лидеры и другие политики и эксперты заявили, что это может усугубить палестино-израильский конфликт.

Ближневосточный конфликт — противостояние между рядом арабских стран, а также арабскими военизированными радикальными группировками, поддерживаемыми частью коренного арабского населения подконтрольных Израилю палестинских территорий, с одной стороны, и сионистским движением, а затем и Государством Израиль, с другой. Фактически история конфликта охватывает около столетия, начиная с конца XIX века.

Создание государства Израиль. Хронология событий

После распада Османской империи в результате её поражения в Первой мировой войне конфликт между евреями-сионистами и арабским населением Палестины сводился, главным образом, к территориальным притязаниям обеих сторон на подмандатную Палестину.

Условия мирного соглашения между общинами были с каждым разом все менее благоприятными для палестинских арабов: в 1937 г. им предлагалось создать государство на 80% всей территории подмандатной Палестины, в 1947 г. — на 45%, в 2000 г. (на переговорах в Кемп-Дейвиде и в Табе) — на примерно 22% (около 95% территорий Иудеи и Самарии, а также весь сектор Газы). Палестинские лидеры последовательно отвергали все эти (и подобные) предложения, в результате чего палестинское арабское государство не создано до сих пор.


29 ноября 1947 года Генеральная ассамблея ООН проголосовала за создание двух государств – еврейского и арабского, а также интернациональной зоны Иерусалима. За раздел Палестины проголосовали 33 государства (в том числе Франция, США и СССР), против – 13, воздержались – 10 (в их числе была Великобритания). Это решение изначально было отвергнуто как соседними арабскими государствами, так и арабским населением самой Палестины. Арабы единогласно не хотели признавать идею возвращения евреев в Палестину, считая эту территорию своей. С этого момента и начались открытые столкновения между еврейскими и арабскими вооруженными формированиями.

Сионистское движение, на основе которого было создано государство Израиль, видит в Палестине историческую родину еврейского народа и исходит из утверждения, что этот народ имеет право на собственное суверенное государство. Это утверждение основывается на нескольких основных принципах: 1) равенства народов, 2) необходимости защиты от антисемитизма, 3) исторической родины.

Дата

Событие

Развитие ближневосточной проблемы

29 ноября 1947 г. ООН приняла резолюцию об образовании на территории Палестины двух государств: еврейского (57% территории) и арабского (43%). Иерусалим объявлялся международной зоной. Арабы категорически выступили против образования еврейского государства
Январь 1948 г. Арабы блокировали Иерусалим и другие города, нападали на еврейский транспорт
3 апреля 1948 г. Еврейские вооруженные отряды уничтожили арабское поселение Дейр-Ясин. Великобритания приняла решение досрочно (до 14 мая 1948 г.) вывести свои войска
Палестинцы, не признававшие резолюцию ООН от 29 ноября 1947 г., не смогли создать собственного государства; этому мешало отсутствие политических структур Палестины

Первая арабо-израильская война

15 мая 1948 г. Арабские страны (Египет, Иордания, Сирия, Ирак, Ливан, Саудовская Аравия, Йемен), которые не признавали Израиль, объявили против него войну. Армия Израиля остановила нападающих и нанесла ответный удар
Апрель-июнь 1949 г. Между сторонами было подписано перемирие. Однако палестинское государство вновь не было образовано. Территорию, отведенную для образования государства Палестина, захватили Израиль (6,7 тыс. км), Египет (сектор Газа) и Иордания (западный берег р. Иордан). Возникла проблема палестинских беженцев (около 1 млн человек), которые расселились по разным странам


Процесс нормализации израильско-палестинских отношений

1979 г. Подписано Кэмп-Дэвидское соглашение между Израилем и Египтом, которое урегулировало отношения между двумя государствами
30 октября 1 ноября 1991 г. На международной конференции в Мадриде было принято решение о начале арабо-израильских переговоров
13 сентября 1993 г. В Вашингтоне премьер-министр Израиля И. Рабин и глава Организации Освобождения Палестины (ООП) Я. Арафат подписали Декларацию о принципах мирного урегулирования между Израилем и ООП. На основе этой декларации была создана палестинская автономия в пределах Израиля
26 октября 1994 г. Подписан мирный договор между Израилем и Иорданией
Сентябрь 1995 г. Подписан израильско-палестинский договор об автономии западного берега р. Иордан

Ноябрь 1995 г. На многотысячном митинге религиозный студент убил премьер-министра Израиля Ицхака Рабина. Ряд кровавых преступлений против мирных жителей Израиля совершили палестинские террористы.

Способы урегулирования ближневосточного кризиса и решение палестинской проблемы в конце XX — начале XXI века

В мае 1996 г. премьер-министром Израиля стал Б. Нетаньяху, который занял жесткую позицию относительно палестинцев, отказался от территориальных уступок арабам, категорически отрицал возможность создания палестинского государства.

В 1999 г. новым премьер-министром Израиля стал Э. Барак. Он занял более конструктивную позицию по проблемам израильско-палестинского урегулирования. Переговорный процесс возобновился. На рубеже столетий произошло резкое обострение израильско-палестинского противостояния. В 2000 г. начались массовые беспорядки палестинцев, которые переросли осенью 2000 г. в новое восстание, а затем в открытые военные столкновения против Израиля.

Однако очередные террористические акты, предпринятые палестинцами, снова привели к военному противодействию. С 2009 года премьер-министром Израиля снова стал Б. Нетаньяху.

развитие конфликта

Нажмите на картинку, чтобы увеличить

Палестинская проблема является одним из самых сложных вопросов для мировой общественности. Она возникла в 1947 году и легла в основу ближневосточного конфликта, развитие которого наблюдается до сих пор.

Краткая история Палестины

Истоки палестинской проблемы следует искать еще в древности. Тогда эта территория являлась ареной острой борьбы между Месопотамией, Египтом и Финикией. При царе Давиде было создано сильное еврейское государство с центром в Иерусалиме. Но уже во II в. до н. э. сюда вторглись римляне. Они разграбили государство и дали ему новое название – Палестина. В результате этого еврейское население страны было вынуждено мигрировать, и в скором времени расселилось на разных территориях и смешалось с христианами.

В VII в. Палестина подверглась арабскому завоеванию. Их господство на этой территории длилось почти 1000 лет. Во второй половине XIII – начале XVI в. Палестина была провинцией Египта, которым правила в то время династия мамлюков. После этого территория вошла в состав Османской империи. К концу XIX в. выделяется область с центром в Иерусалиме, которая находилась под управлением непосредственно Стамбула.

Палестинская проблема

Установление британского мандата

Возникновение палестинской проблемы связано с политикой Англии, поэтому следует рассмотреть историю установления британского мандата на этой территории.

Во время Первой мировой войны была издана Декларация Бальфура. В соответствии с ней Великобритания положительно относилась к созданию национального дома для евреев в Палестине. После этого на завоевание страны был отправлен легион из добровольцев-сионистов.

В 1922 году Лига Наций предоставила Англии мандат на управление Палестиной. Он вступил в силу с 1923 года.

В период с 1919 по 1923 год в Палестину мигрировало около 35 тыс. евреев, а с 1924 по 1929 год – 82 тыс.

Ситуация в Палестине в период действия британского мандата

В период британского мандата еврейские и арабские общины вели самостоятельную внутреннюю политику. В 1920 г. была образована Хагана (структура, ответственная за еврейскую самооборону). Переселенцы на территории Палестины строили жилье и дороги, развивалась созданная ими экономическая и социальная инфраструктура. Это привело к недовольству арабов, следствием которого были еврейские погромы. Именно в это время (с 1929 года) начинает зарождаться палестинская проблема. Британские власти в данной ситуации поддерживали еврейское население. Однако погромы привели к необходимости ограничить их переселение в Палестину, а также покупку здесь земли. Власти даже опубликовали так называемую Белую книгу Пассфильда. Она значительно ограничила переселение евреев на палестинские земли.

Ситуация в Палестине накануне Второй мировой войны

После прихода к власти Адольфа Гитлера в Германии в Палестину иммигрировали сотни тысяч евреев. В связи с этим королевская комиссия предложила разделить подмандатную территорию страны на две части. Так, должны быть созданы еврейское и арабское государства. Предполагалось, что обе части бывшей Палестины будут связаны договорными обязательствами с Англией. Это предложение евреи поддержали, но арабы выступили против. Они потребовали образования единого государства, гарантировавшего равенство всех национальных групп.

В 1937-1938 гг. состоялась война между евреями и арабами. После ее окончания (в 1939 г.) британскими властями была разработана Белая книга Макдональда. Она содержала предложение создать через 10 лет единое государство, где и арабы, и евреи будут принимать участие в управлении. Сионисты осудили Белую книгу Макдональда. В день ее публикации состоялись еврейские демонстрации, боевики Хаганы совершали погромы важнейших стратегических объектов.

Возникновение палестинской проблемы

Период Второй мировой войны

Создание государства Израиль. Возникновение палестинской проблемы

В 1947 году ООН представила на рассмотрение план по разделу Палестины, так как Британия заявила, что не может контролировать ситуацию в стране. Была сформирована комиссия из 11 государств. По решению Генеральной Ассамблеи ООН, после 1 мая 1948 года, когда прекращает свое действие британский мандат, Палестина должна быть разделена на два государства (еврейское и арабское). При этом Иерусалим должен находиться под международным контролем. Этот план ООН был принят большинством голосов.

Создание государства Израиль. Возникновение палестинской проблемы

Таким образом, несмотря на то что предпосылки этого конфликта наметились ранее, возникновение палестинской проблемы связывают с созданием государства Израиль.

На следующий день после провозглашения решения о создании Израиля на его территорию вторглись войска Сирии, Ирака, Ливана, Египта и Трансиордании. Целью этих арабских стран было уничтожение новообразованного государства. Палестинская проблема обострилась в связи с новыми обстоятельствами. В мае 1948 года была создана армия обороны Израиля (ЦАХАЛ). Следует отметить, что новое государство поддерживалось США. Благодаря этому уже в июне 1948 года Израиль начал контрнаступление. Боевые действия завершились только в 1949 г. В ходе войны под контролем Израиля оказался Западный Иерусалим и значительная часть арабских территорий.

Истоки палестинской проблемы

Суэцкая кампания 1956 года

После первой войны проблема становления палестинской государственности и признания арабами независимости Израиля не исчезла, а еще более усугубилась.
В 1956 году Египет национализировал Суэцкий канал. Франция и Великобритания начали подготовку к операции, главной ударной силой в которой должен был выступить Израиль. Военные действия начались в октябре 1956 года на Синайском полуострове. К концу ноября Израиль контролировал почти всю его территорию (включая Шарм-эш-Шейх и сектор Газа). Эта ситуация вызвала недовольство СССР и США. К началу 1957 года войска Англии и Израиля были выведены из этого региона.

Палестинская проблема в международных отношениях

Шестидневная война

Израильско-палестинская проблема после шестидневной войны обострилась. Египет не раз предпринимал попытки вернуть под свой контроль Синайский полуостров.
В 1973 году началась новая война. Шестого октября (Судный день в еврейском календаре) Египет ввел войска в Синай, а сирийская армия заняла Голанские высоты. ЦАХАЛу удалось быстро отразить нападение и изгнать арабские подразделения с этих территорий. Соглашение о мире было подписано 23 октября (посредниками в переговорах выступали США и СССР).

В 1979 г. между Израилем и Египтом был подписан новый договор. Под контролем еврейского государства оставался сектор Газа, Синай же вернулся к прежнему владельцу.

Суть палестинской проблемы

Главной целью Израиля в этой войне была ликвидация ООП. К 1982 году Южном Ливане была создана опорная база ООП. С ее территории постоянно велись обстрелы Галилеи. 3 июня 1982 года террористами было совершено покушение на посла Израиля в Лондоне.

5 июня ЦАХАЛ провел успешную операцию, в ходе чего арабские части потерпели поражение. Израиль одержал победу в войне, однако палестинская проблема сильно обострилась. Это было вызвано ухудшением положения еврейского государства на международной арене.

Поиски мирного урегулирования конфликта в 1991 году

Палестинская проблема в международных отношениях играла значительную роль. Она задевала интересы многих государств, включая Великобританию, Францию, СССР, США и др.

В 1991 году состоялась Мадридская конференция, призванная урегулировать ближневосточный конфликт. Ее организаторами являлись США и СССР. Их усилия были направлены на то, чтобы арабские страны (участники конфликта) заключили мир с еврейским государством.

Переговоры в Осло

Следующей попыткой урегулировать конфликт были тайные переговоры между делегациями Израиля и ООП, состоявшиеся в августе 1993 года в Осло. Посредником в них выступал норвежский министр иностранных дел. Израиль и ООП объявили о признании друг друга. Кроме того, последняя обязалась ликвидировать параграф хартии, требующий уничтожения еврейского государства. Переговоры завершились подписанием в Вашингтоне Декларации о принципах. Документ предусматривал введение самоуправления в секторе Газа сроком на 5 лет.

В целом переговоры в Осло не принесли существенных результатов. Не была провозглашена независимость Палестины, беженцы не могли вернуться на свои исконные территории, не был определен статус Иерусалима.

Палестинская проблема на современном этапе

Палестинская проблема на современном этапе


Палестинская проблема составляет, как известно, ядро арабо-израильского конфликта. Вся история развития этого конфликта, а также все попытки его политического урегулирования показывают, что без соответствующих шагов, направленных на справедливое решение данной проблемы, обеспечить реальное продвижение мирного процесса на Ближнем Востоке невозможно.

Это обстоятельство объективно придает особую значимость палестинскому направлению в общем процессе ближневосточного урегулирования.

После Мадридской мирной конференции и особенно после заключения в 1993 году палестино-израильского соглашения, получившего название “Осло-1”, на палестинском направлении ближневосточного мирного процесса достигнуты впечатляющие успехи, за которыми внимательно следит мировая общественность.

Появилось много публикаций, авторы которых с различных позиций пытаются дать оценку того, что уже достигнуто на этом направлении, проследить реализацию подписанных соглашений между Израилем и палестинцами, выяснить последствия создания Палестинской автономии для палестинцев, Израиля, а также для Ближнего Востока в целом, дать свой прогноз перспектив развития Палестинского государства и его отношений с соседями, особенно с Израилем.

Многие из этих публикаций носят, к сожалению, не только поверхностный, но и тенденциозный, предвзятый характер. Это касается и российских СМИ, и работ некоторых российских востоковедов, заметно изменивших после распада СССР свой подход к арабо-израильскому конфликту вообще и к палестинской проблеме в частности. Возобладали взгляды, которые трудно оценить как объективные по отношению к арабам, палестинцам. К тому же авторы этих публикаций довольно часто опираются на домыслы, слухи, им недостает документальной базы, так как многие документы, касающиеся палестино-израильских договоренностей, либо вообще не опубликованы, либо опубликованы сравнительно недавно и не полностью.

Рассматривая причины возникновения конфликта в Палестине. Надо помнить о несостоятельности попыток израильских и западных политиков, а также ученых возложить вину за это на палестинских арабов и на правительства соседних арабских государств. Многочисленные источники свидетельствуют, что первопричиной возникновения конфликта в Палестине явилось решение западных держав, прежде всего Великобритании, поддержать намерение сионистов создать “еврейский национальный очаг” в Палестине.

Само содержание сионистского движения, которое один из основателей Государства Израиль Хаим Вейцман охарактеризовал как стремление “перевести народ без страны в страну без народа”, не могло не привести к конфликту. Как западные политики, так и сионистские лидеры сделали вид, что не знали о наличии в Палестине коренного населения, в основном арабов (земледельцы, ремесленники, торговцы, бедуины и пр.), которые с полным основанием считали ее своей родиной.

Массовая иммиграция евреев в Палестину, особенности сионистской идеологии и экспансионистская политика сионистских лидеров довольно быстро привели к столкновению интересов устремившихся в Палестину иммигрантов и местного арабского населения. Отношения между местными арабами в Палестине и евреями начали приобретать конфликтный характер уже в первое десятилетие XX века. Конфликтная ситуация имела прежде всего этнотерриториальную составляющую – спор между двумя этнорелигиозными общностями (с одной стороны, этноконфессиональная группа евреев, в основном состоявшая из иммигрантов, и местное население – палестинские арабы различной конфессиональной принадлежности, с другой) по поводу владения определенной территорией, ее статуса и размеров. Зарождавшийся конфликт не был межнациональным, так как на первых этапах его развития евреи не представляли собой нации.

Его нельзя рассматривать и как чисто межрелигиозный конфликт. Религиозный фактор, хотя и разделял противоборствующие стороны, однако существенного значения в возникновении и развитии конфликта, по крайней мере, на первых его этапах, не имел, так как еврейская иммиграция в Палестину осуществлялась в основном под лозунгами сионизма – светской идеологии, а палестинские арабы отличались религиозной терпимостью и в течение многих веков мирно уживались с местными иудеями.

Религиозная составляющая конфликта, возникшего в Палестине, проявила себя на последующих этапах его развития, начиная с 30-х годов, не без влияния, прежде всего, англичан.

Зато социально-экономическое содержание конфликта между прибывающими евреями-иммигрантами и местным населением было совершенно очевидным с самого начала его зарождения. Иммигранты стремились установить свой контроль над всеми сферами экономической жизни Палестины, вытеснив из них местных арабов.

С возникновением Государства Израиль в 1948 году конфликт трансформировался в противоборство между национальным еврейским государством – Израилем – и палестинскими арабами, которые были лишены права создать свое национальное государство и согнаны со своих законных земель, в большинстве своем, превратившись в беженцев. Одновременно произошло дальнейшее обострение этносоциального арабо-еврейского конфликта, так как в самом Государстве Израиль и на оккупированных им территориях имеют место различные формы дискриминации палестинских арабов со стороны евреев. Даже арабы, имеющие израильское гражданство, лишены доступа ко многим доходным или престижным видам деятельности, представительства в соответствующих социальных нишах и элитных слоях. Уровень жизни арабской части населения Израиля значительно ниже, чем евреев.

Зарождение конфликта в Палестине и его развитие органически связаны с международными факторами. С одной стороны решение о создании в Палестине “еврейского очага” принималось международной сионистской организацией. Иммиграции евреев в Палестину способствовали западные державы. С другой стороны, значение Иерусалима, как одного из священных городов мусульман, было причиной того, что к конфликту, разворачивавшемуся в Палестине, было приковано внимание многих мусульманских государств. То есть конфликт приобрел и межцивилизационную составляющую.

После возникновения Государства Израиль в военное противоборство с ним вступают арабские государства, и конфликт становится межгосударственным арабо-израильским, ближневосточным. В него активно вмешиваются великие державы, что придает ему значение, выходящее далеко за рамки Ближнего Востока.

Разногласия внутри арабской элиты в Палестине существенно заморозили процесс формирования национального самосознания арабского народа, превратив саму элиту в объект манипуляций со стороны британских, французских и прочих сил. Это существенно ослабило способность арабского народа Палестины противостоять сионистским планам.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также: