Позиции казахских общественных деятелей по вопросу индустриализации кратко
Обновлено: 02.07.2024
Глава IV. РАЗВИТИЕ КАЗАХСТАНА ВО
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 20-х и в 30-е годы XX в.
Курс на индустриализацию, трудности, ход процесса, успехи. Турксиб и другие индустриальные объекты. Особенности индустрии Казахстана.
Начало индустриализации. Процесс индустриализации в Казахстане начался несколько позже, чем в других районах страны, и по времени совпал с первой пятилеткой развития народного хозяйства Союза Советских Социалистических Республик (СССР) (1928 — 1932 гг.). Он происходил в сложных условиях. Восстановление народного хозяйства республики еще не было завершено: промышленное производство в целом достигло только 61% довоенного уровня. Промышленность была представлена несколькими нефтепромыслами в Урало- Эмбинском районе, небольшими угольными разработками в Центральном Казахстане и маломощными предприятиями цветной металлургии на Алтае. Научные знания о богатом и обширном казахском крае, накопленные до революции, были невелики. Слабо были развиты средства связи и транспорт. В экономике Казахстана преобладало сельское хозяйство. Изменения, произошедшие в экономике края в период новой экономической политики, еще были не заметны.
Для становления народного хозяйства страны необходимо было развивать ведущие отрасли тяжелой промышленности, восстанавливать старые и строить новые шахты и рудники, предприятия всех отраслей промышленности, опирающихся на использование местных ресурсов, сооружения железных дорог и технических средств связи. Требовалось формирование рабочего класса п производственно-технической интеллигенции путем широкого привлечения, в первую очередь, представителей коренного населения.
Индустриализация проходила в тяжелых условиях. Это было вызвано насаждением командно-бюрократического метода руководства. Ф.И. Голощекин, занимавший пост первого секретаря Казкрайкома в 1925—1933 гг., в прошлом революционер-профессионал, пытаясь выступать в роли теоретика социализма в условиях некапиталистического развития, был проводником жесткого курса Сталина, идеи регионального вождизма.
Разумные голоса местных партийных, советских, хозяйственных кадров о необходимости пересмотра в ходе осуществления индустриализации колониальной структуры экономики края, прежде всего — в промышленности (С.Садвакасов, Ж.Мынбаев и др.), квалифицировались Ф.Голощекиным, И.Курамысовым и их сподвижниками как проявление местного национализма. Призывы некоторых экономистов из планирующих органов по поводу темпов индустриализации, соответствующих уровню развития производительных сил, наличию трудовых ресурсов, считались проявлением великодержавного шовинизма.
Ведущие индустриальные объекты Казахстана. В 1927 г. началось строительство Туркестано-Сибирской железной дороги. Строительство этой железной дороги вошло в историю нашей страны как трудовой подвиг народа. На ее строительстве трудились почти 100 тыс. человек: русские, казахи, украинцы, киргизы, дунгане, татары, башкиры. Около десяти тысяч рабочих-казахов стали специалистами — железнодорожниками, строителями, техниками, мастерами дорожного дела.
Турксиб был построен за три года вместо пяти, намеченных по плану. 28 апреля 1930 г. северный и южный участки сомкнулись на ст. Айнабулак, и дорога была сдана во временную, с января 1931 г. — в постоянную эксплуатацию. Строительство Турксиба — одной из ударных строек первой пятилетки — имело огромное государственное и социально-экономическое значение. Дорога соединила Среднюю Азию с районами Сибири, повлияла на подъем экономики и культуры восточных районов страны.
За годы довоенных пятилеток в Казахстане были сооружены шахты Караганды, нефтепромыслы Эмбы, Чимкентский свинцовый завод, Балхашский и Джезказганский горно-металлургические комбинаты, полиметаллические предприятия на Рудном Алтае и в Ачисае, Актюбинский комбинат, тепло- и гидроэлектростанции, предприятия промышленности строительных материалов.
Угольная Караганда с предприятиями цветной металлургии Балхаша, Карсакпая, Джезказгана представляла собой гигантский промышленный комплекс. Мощные рудники, действующие и строящиеся предприятия цветной металлургии, развернутая энергетическая база придавали дельность индустриальному региону Рудного Алтая. Строительство Чимкентского свинцового, Балхашского медеплавильного, Лениногорского, Зырянов- ского полиметаллических комбинатов, Ачисайского, Коунрадского рудников, освоение Джезказганского месторождения превратили цветную металлургию в ведущую отрасль промышленности Казахстана. Велик был удельный вес в индустриальном развитии республики и Прииртышья. Все более возрастала индустриальная мощь столицы и юга Казахстана. Огромные степные просторы республики покрылись сетью железных и шоссейных дорог.
Особенности индустриализации в Казахстане.
Индустриализация осуществлялась сверху, командными, административными методами, директивным планированием, безусловным подчинением Центру. Репрессивная политика: развертывание лагерей, огражденных от мира колючей проволокой, силовое разрушение векового уклада жизни кочевников, ломка традиций народов, обнищание и голод казахских шаруа и крестьян других регионов, громадное напряжение сил народа — все это стало типичными признаками индустриализации страны. Причем ударными темпами осваивались, главным образом, источники сырья. По существу, заводы и фабрики не выпускали конечную продукцию.
Преимущественное развитие в годы индустриализации получили, как и до революции, традиционные отрасли добывающей и химической промышленности. Предприятия же машиностроения, металлургии, оборонной промышленности отсутствовали. Серьезно отставала энергетическая база, промышленность строительных материалов. Казахстан оставался поставщиком многих видов горнорудного сырья. Нефть добывалась на Эмбе, а центр по нефтепереработке строился в Орске. Медь Балхаша, свинец Чимкентского завода, редкие металлы Алтая также вывозились за пределы Казахстана. Квалифицированные кадры рабочих, инженерно-технические работники завозились извне, преимущественно из РСФСР, Украины. Местные кадры оставались еще долгие годы неквалифицированными рабочими.
Усиленно шел процесс урбанизации. Выросли десятки новых городов и поселков городского типа. Но все же удельный вес казахов в составе рабочего класса и среди городского населения рос медленно. В 1939 г. в городах республики проживали 375 тыс. казахов. Хотя это и было в пять раз больше, чем в 1926 г., в городах Казахстана представителей коренного населения было меньше. В городах и поселках городского типа накануне войны проживали всего 16% казахов. Городское население росло за счет рабочих, инженеров и техников, прибывших из Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова, Свердловска и других городов.
1. В чем заключается сущность политики индустриализации страны?
2. Каковы были особенности индустриализации в Казахстане?
3*. Выскажите свое мнение о существовавших разногласиях по
поводу осуществления индустриализации.
4. Каким образом индустриализация отражалась на развитии национальной культуры и языка?
Восстановление промышленности и транспорта Казахстана завершилось в условиях перехода страны к социалистической индустриализации.
Восстановление промышленности и транспорта. Отсталая колониальная экономика Казахстана, перенесшая разорительные последствия первой мировой и гражданской войн, оказалась еще в более тяжелом положении, чем промышленно развитые регионы страны. От военных действий особенно пострадали промышленность и транспорт. Валовая продукция крупной промышленности в 1920 г. по сравнению с 1913 г. сократилась вдвое, а производство средств производства — в 4,5, добыча нефти — в 4 раза, прекратилась добыча медной и полиметаллических руд, выплавка меди, многие рудники и угольные шахты были затоплены или бездействовали из-за разрушения электрических станций, негодности оборудования и т. д. В катастрофическом состоянии находился транспорт, в особенности железнодорожный: более половины паровозов и около 90% вагонов требовали капитального ремонта, разрушены сотни мостов, больше всех пострадало путевое хозяйство, не хватало рельсов и шпал для замены пришедших в негодность и т. д.
Восстановительные работы в промышленности и на транспорте Казахстана, начавшиеся в условиях перехода страны к нэпу, сильно затруднялись не только последствиями хозяйственной разрухи в целом, но и джутом 1920—1921 гг., когда погибло много скота, а также неурожаем 1921 г., приведшим к голоду в республике.
В1920—1921 гг. восстанавливались лишь отдельные предприятия, а в целом этот процесс успешно развернулся только во второй половине 1922 г. Переломным в восстановлении народного хозяйства республики стал 1923 г. В первую очередь восстанавливались предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья, чему способствовал неплохой урожай 1922 г. Заработали крупные мельницы в Кустанайской, Уральской и Семипалатинской губерниях, Павлодаре и т. д., что привело к быстрому восстановлению мукомольной промышленности. В Северном Казахстане восстановились маслодельные заводы, было вновь построено 20 маслозаводов. Определенные успехи имелось и в работе других отраслей пищевой промышленности, так, например, в августе 1923 г. восстановлены Илецкий и Коря- ковский соляные промыслы, не требовавшие крупных капиталовложений.
Налаживалась, хотя и медленно работа хлопкоочистительных заводов на юге республики, кожевенных, шерстомоек и других предприятий легкой промышленности. Восстановленные пимокатный, овчинный, кожевенный и чугунолитейный заводы в Петропавловске в 1923 г. были соединены в единое предприятие — промкомбинат. Вновь начали работать кожевенные заводы в Алма-Ате, Чимкенте и Талгаре.
Некоторые шаги были сделаны в восстановлении предприятий тяжелой промышленности. Бол ее быстро возродиласьнефтяная промышленность: промыслы Эмбы и Доссора уже в 1925 г. превысили уровень 1913 г. Успешно шла техническая реконструкция производства, для добычи применялись глубокие насосы, развертывались электрификация промыслов, обновлялось оборудование, применялись геофизические методы разведки. Успешно работала и полиграфическая промышленность, быстро достигая довоенного уровня, благодаря чему резко расширилось издание газет на казахском и русском языках.
Рабочие Риддера упорно боролись за восстановление шахт, рудников, обогатительной фабрики, электростанции, железной дороги и других объектов, но из-за недостаточности оборудования и денежных средств эти предприятия были переведены на положение технической охраны и только в 1925 г. возобновились работы по восстановлению предприятий Риддера. Бездействовали Карагандинские и Эки-бастузские копи, Спасский завод, Успенский рудник и другие горнодобывающие и горнозаводские предприятия. Лишь в конце 1925 г. начались работы по восстановлению Карсакпайского медеплави-тельного завода и его узкоколейной железной дороги Байконур — Карсакпай — Джезказган.
Особое внимание уделялось транспорту, без налаживания успешной работы которого нельзя было осуществить главную задачу нэпа —восстановление экономических связей между городом и деревней, между промышленными предприятиями и сельским хозяйством.
Но в Казахстане из-за его экономической отсталости, унаследованной от колониального периода, нехватки оборудования, денежных средств и квалифицированных кадров, а также других местных трудностей, восстановление промышленности и транспорта происходило более низкими темпами, чем в целом по стране и продолжалось вплоть до 1927 г. включительно. В цветной металлургии работало более 60% всех ее предприятий.
Таким образом, восстановление промышленности и транспорта Казахстана завершилось в условиях перехода страны к социалистической индустриализации. К этому времени значительно окреп и начал развиваться социалистический сектор в промышленности и на транспорте, возникший после Октября 1917 г. на базе национализированных частных предприятий, его удельный вес во всей промышленности Казахстана достигал 64, а в крупной — 97,2%. Вее железнодорожные линии, а также водные артерии с их подвижным составом, пристанями и т. д. также находились в государственной собственности. В условиях нэпа, допускавшего развитие частного сектора и свободу торговли, в Казахстане другие экономические уклады не получили особого развития.
Осуществление социалистической индустриализации страны, курс на которую был намечен на XIV съезде ВКП(б) в декабре 1925 г., натолкнулось в Казахстане на ряд серьезных трудностей. Главной из них была социально-экономическая отсталость республики, в условияхкоторой казахскому народу предстояло, позамыслам Коммунистической партии и Советского правительства, совершить стремительный переход от феодализма к социализму, минуя капиталистическую стадию развития. Восстановление народного хозяйства, в особенности промышленности, затянулось. К началу 1926 г. промышленность республики достигла лишь 61, а сельское хозяйство—82,9% уровня 1913 г.
К началу индустриализации богатые месторождения угля, нефти, цветных металлов и других ископаемых в республике только начали изучаться, поэтому новое промышленное и железнодорожное строительство проводилось во многих случаях без должной подготовки. Так, легендарный Турксиб строился по дореволюционным изысканиям и уже в процессе строительных работ разгорелся спор между сторонниками Курдайского и Чокпарского вариантов на южной части магистрали, а на северной части—Балхашского и Лепсинского. На выбор оптимального варианта в каждом из этих случаев ушло немало времени и средств. На местах новых строек не хватало квалифицированной рабочей силы, строительных материалов, техники и механизмов, а также денежных средств и т.д.
Эти трудности, а также сложная общественно-политическая обстановка в Казахстане вызвали в 20 — начале 30-х гг. острую идеологическую борьбу вокруг вопросов о будущем республики, в особенности, путях ее индустриализации, создании национальных кадров рабочих. Основная борьба разгорелась между двумя точками зрения. Согласно первой, главным проводником которой был Ф. И. Голоще-кин, Казахстану отводилась роль сырьевой базы промышленно-раз-витых регионов страны 14 .
Несмотря на все трудности, которые преодолевались в процессе нового строительства, благодаря в первую очередь самоотверженному труду рабочего класса и инженерно-технической интеллигенции, Казахстан превратился из отсталой окраины страны в индустриальную с крупным сельскохозяйственным производством республику. Индустриальное развитие Казахстана в 1926—1940 гг., когда каждая республика, исходя их своих конкретных условий, вносила свой вклад в общесоюзный процесс индустриализации с преимущественным развитием тяжелой промышленности, в особенности машиностроения, имело здесь ряд особенностей, связанных с исходным социально-экономическим положением, демографическим развитием населения, а также природными богатствами республики и т. д.
Богатейшие месторождения полезных ископаемых стали основой для преимущественного развития тяжелой индустрии в Казахстане, в особенности ее добывающих отраслей — нефтяной, угольной и цветной металлургии, которые на длительное время определили индустриальный облик республики, характер сырьевой направленности ее промышленности. На базе реконструированных предприятий работали Риддерский полиметаллический комбинат, Карсак-пайский медеплавильный комбинат, Иртышский медеплавильный завод и др. Были построены Чимкентский свинцовый завод, Балхашский медеплавильный и Ачисайский полиметаллический комбинаты, строились Текелийский полиметаллический и Джезказганский медеплавильный комбинаты, Усть-Каменогорский свинцово-цинковый завод и др.- Это были в большинстве своем предприятия цветной металлургии, крупнейшие не только в Казахстане, но и в стране.
Бурное развитие получила угольная промышленность, 90% добычи которой в 1940 г. приходилось на долю Карагандинского бассейна, ставшего третьей после Донбасса и Кузбасса угольной кочегаркой страны.
По добыче нефти Казахстан вышел на третье место (после России и Азербайджана). Развивалась химическая промышленность: был реконструирован Чимкентский химфармзавод, в 1939 г. вошел в строй Актюбинский химкомбинат, начавший производить фосфорные удобрения. Успешно работал Аралосульфат, началась подготовка к освоению богатейших меторождений фосфоритов Каратау и т. д.
Восстановление старых, строительство новых и техническая реконструкция предприятий, в особенности в тяжелой индустрии, требовали создания соответствующей мощной энергетической базы. В связи с этим были построены Карагандинская ЦЭС, Ульбинская ГЭС, теплоэлектростанции Балхашского медеплавильного комбината, Чим -кентского свинцового завода, Актюбинского химкомбината, Ачи-сайского полиметаллического комбината и др. Производство электроэнергии в республике возросло по сравнению с 1913 г. в 486 раз.
Значительные успехи были достигнуты в легкой и пищевой промышленности: вошли в строй и упешно работали обувная и двешвейные фабрики в Алма-Ате, кожевенный комбинат и мясокомбинат в Семипалатинске, Гурьевский рыбоконсервный и Алма-Атинский плодоовощной комбинаты, первые сахарные заводы в Талды-Кургане, Мерке и Джамбуле, табачная фабрика в Алма-Ате, рядмельничных комбинатов, хлебо- и маслодельных заводов.
Другой особенностью индустриального развития Казахстана в этот период было выдвижение на передний план наряду с цветной металлургией, нефтяной, угольной и другими в основном добывающими отраслями, тяжелой промышленности, транспорта, в особенности железнодорожного. В 1928—1940 гг. железнодорожная сеть республики увеличилась почти на 50% и достигла 6581 км. Были построены Туркестано-Сибирская железная дорога, соединившая Сибирь со Средней Азией, основные участки трансказахстанской магистрали, сыгравшие большую роль в освоении природных богатств Центрального Казахстана. Линии Рубцовск—Риддер обслуживала предприятия цветной металлургии Восточного Казахстана, Уральск—Илецк связала районы республики с Оренбуржьем и другими промышленно развитыми областями России.
Более высокие, чем общесоюзные темпы индустриализации заложили основу ликвидации экономического неравенства ранее отсталых национальных республик Советского Востока.
Индустриальное развитие Казахстана такими высокими темпами стало возможным только благодаря всесторонней помощи России, Украины и других промышленно развитых республик Советского Союза. Помощь эта приняла широкий размах и разнообразные формы.
Но, несмотря на огромные успехи Казахстана в индустриальном развитии, в этом процессе имелись существенные проблемы и недостатки. Главным из них была сырьевая направленность промышленности республики.
В республике отсутствовали предприятия по обработке нефти и газа, цветных металлов, не говоря уже о машиностроении, в особенности его ведущих отраслей — таких, как станкостроение, приборостроение, автомобилестроение, производство тракторов, других сельхозмашин и т. д. Из-за слабости или отсутствия ряда ведущих отраслей легкой промышленности большинство предметов потребления (одежда, обувь, ткани и т. д.) ввозилось из-за пределов республики. Кроме угля, нефти, руды из Казахстана в Россию, Среднеазиатские и другие республики вывозились соль, хлопок, зерно, шерсть и другие сельскохозяйственные продукты и сырье.
Казахстан ввозил большое количество машин, металлических изделий, цемента, лесных грузов и др. в основном из России.
Однобокое развитие промышленности Казахстана, заложенное еще в колониальный период и продолженное в последующее время, в том числе и в послевоенные годы, сказывается до сих пор.
Индустриальное развитие Казахстана в 1926—1940 гг. имело ряд крупных социально-экономических последствий, к числу которых в первую очередь следует отнести превращение его из аграрного в индустриально-аграрный, рост городов и удельного веса горожан в составе населения республики и формирование рабочего класса, в особенности его национальных кадров, начало создания инженерно-технической интеллигенции, а также другие социально-демографические изменения в составе населения.
Промышленность стала преобладающей отраслью хозяйства Казахстана, удельный вес ее продукции в середине 30-х гг. начал преобладать и в 1939 г. достиг 58,9% против 41,1% продукции сельского хозяйства. Был создан и ускоренно развивался мощный промышленный потенциал, постепенно занимавший передовые позиции в Советском Союзе: Казахстан вышел на второе место по производству цветных металлов, на третье—по добыче угля и нефти, на пятое—по выработке электроэнергии. Все это позволило ему стать одним из крупных арсеналов Советского Союза в условиях Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.
Шел процесс урбанизации и укрепления городов.Почти половина городского населения (47,5%) сосредоточивалась в городах численностью более 50 тыс. чел. Если в 1926 г. в республике таким был только Семипалатинск, то в 1939 г. их стало семь, а в Алма-Ате, Караганде и Семипалатинске проживало более 100 тыс. чел. в каждом, что составляло 29,9% всего городского населения республики. Городское население увеличивалось за счет механического движения (до 80%), в некоторой степени — за счет преобразования населенных пунктов в поселки городского типа (15,5%), а также — за счет естественного прироста (4,5%). В начале 30-х гг. наблюдалась сильная убыль населения в городах из-за резкого снижения рождаемости и повышения смертности в результате голода 1932—1933 гг., разразившегося в республике после коллективизации.
Миграционный поток в Казахстан, начавшийся еще в первой половине 20-х гг. из-за безработицы в промышленных центрах страны, в 30-е гг. усилился. Проводился значительный оргнабор рабочейсилы для индустриальных отраслей республики, который в 1931—1940 гг. достиг 559 тыс. чел. Стихийная же миграция на Турксиб, в Караганду и на другие крупные стройки (индивидуально, семьями или группами) значительно превышала оргнабор, не поддавалась учету и регулированию. В 1928—1939 гг. механический прирост населения городов Казахстана за счет миграции превысил более 1,8 млн. чел. Среди мигрантов из других республик большинство составляли выходцы из России, с Украины, из Узбекистана и Белоруссии. В связи этим в 1939 г. удельный вес русских в составе городского населения республики достиг 57,7% против 53,7 % в 1926 г., украинцев — с 6 до 8% и т. д. Казахи составляли всего 21,9%, хотя по сравнению с 1926 г. (14,2%) их удельный вес среди горожан несколько вырос.
Удельный вес казахских рабочих во всех отраслях народного хозяйства составлял 29,4%, половина из них была занята в сельском хозяйстве. В крупной промышленности казахов было 23,4, на транспорте — 9,6, а среди рабочих прочих отраслей, куда включались временные и сезонные рабочие, — 41%.
Рабочий класс в составе занятых в народном хозяйстве республики в 1939 г. составил 33,8% против 10,7 в 1926 г. и тем самым превратился наряду с колхозным крестьянством в крупный класс нового общества. Ядро нового класса составляли промышленные рабочие (свыше 115,5 тыс. чел.). Свыше 3/4 рабочих республики пришли в годы социалистической индустриализации. Это были вчерашние казахские крестьяне — бедняки, ремесленники, кустари и другие труженики, а также рабочие и крестьяне из других регионов страны, приехавшие в Казахстан по вербовке, оргнабору рабочей силы или самотеком. Значительные успехи были достигнуты в подготовке кадров рабочих-казахов.
В целях привлечения местного населения в индустриальные отрасли труда угфощался порядок их найма на работу: они приравнивались к членам профсоюзов и трудоустраивались в первую очередь. Наем проводился не только через биржу труда и ее пункты, но и непосредственно в аулах. Успеху в создании национальных кадров рабочего класса Казахстана способствовала деятельность русских кадровых рабочих, а также передовых представителей рабочего класса Российской Федерации и Украины, приехавших в республику 16 .
Одной из активных форм подготовки квалифицированных рабочих из местного населения стали стажировки и прикомандирование на родственные предприятия крупных и высокоразвитых промышленных центров.
Такой путь профессионального обучения был характерен для промышленных рабочих регионов. Десятки тысяч представителей народов Востока овладевали сложными профессиями индустриального производства, что позволило уже к середине 30-х гг. сформировать крупные отряды национальных кадров советского рабочего класса в республиках Средней Азии и Казахстана.
В подготовке национальных кадров рабочего класса Средней Азии и Казахстана имелись существенные проблемы. Рабочие из коренных национальностей находились все еще в процессе формирования. Удельный вес л общая численность рабочих — казахов, узбеков, киргизов, туркмен и таджиков с каждым годом возрастала, но в своей основной массе это были неквалифицированные и малоквалифицированные рабочие.
И хотя сегодня все еще низок удельный вес национальных кадров в престижных отраслях труда, среди квалифицированной и высококвалифицированной части рабочего класса Казахстана, следует объективно взглянуть и на исходные рубежи, достигнутые с большими трудностями перед Великой Отечественной войной.
Несмотря на все трудности и проблемы в формировании нового класса, в процессе его становления преодолевались недостатки в культурно-техническом уровне и общественном сознании, в короткие сроки рабочие резко повысили социальную активность, внесли большой вклад в индрустриальное развитие республики.
Решающая роль формировавшегося рабочего класса в индустриальном развитии республики, в строительстве нового общества в целом проявилась в его самоотверженном труде в чрезвычайно трудных и сложных условиях тех лет.
Общественно-политическая и трудовая активность рабочего класса Казахстана сыграли решающую роль в обеспечении успешного индустриального развития республики, других социально-экономических преобразований в переходный период.
Не допускается использование материалов на других веб-ресурсах без согласия авторского коллектива
Политика индустриализаций.
В первой половине 20-х годов в стране утвердилась советская власть. Были созданы ее государственные органы, образован Союз Советских Социалистических Республик (30 XII 1922 г.) принята его конституция. Также в основном было восстановлено народное хозяйство, разрушенное революциями, Гражданской войной и иностранной интервенцией. Поэтому во второй половине 20-х годов важнейшей задачей экономического развития стало превращение страны из аграрной в индустриальную, обеспечение ее экономической независимости и укрепление обороноспособности. Неотложной потребностью была модернизация экономики, главным условием которой являлась техническое совершенствование (перевооружение) всего народного хозяйства.
Курс на индустриализацию провозгласил в декабре 1925году XIV съезд Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) (переименована после образования СССР). На съезде шла речь о необходимости превращения СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую их. Начало политики индустриализации было законодательно закреплено в апреле 1927 году IV съездом Советов СССР. Политика индустриализаций включала в себя три главные задачи (звена): 1) индустриализацию, т.е. форсированное превращение страны из аграрной в промышленно развитую, индустриальную; 2) Коллективизацию-создание социалистического коллективного сельского хозяйства; 3)культурную революцию - борьба не грамотностью, создание системы образования, науки, культуры, воспитание новой социалистической интеллигенции и утверждение нового образа жизни.
Основные цели индустриализации:
-ликвидации технико-экономической отсталости страны;
-достижение экономической независимости;
-создание мощной обороной промышленности;
-первоочередное развитие базовых отраслей промышленности (топливной, металлургической, химической, машиностроения);
-формирование рабочего класса и кадров производственно-технической интеллигенции.
Ход индустриализации в Казахстане.
Индустриализация в Казахстане началась с разработки недр полезных ископаемых, развития добывающих отраслей промышленности: цветной металлургии, угольной и нефтяной промышленности. В годы индустриализации происходило строительство железных дорог. Сооружение дороги, соединяющей Сибирь и Среднюю Азию (Турксиб), протяженностью 1445 км началось в апреле 1927 года, 25 апреля 1930 года, на 17 месяцев раньше срока, она была завершена. В1927 году была построена дорога Петропавловск – Кокчетав, продолженная в 1931 году до Акмолы. В1939 году для вывоза сырья из Казахстана были построены дороги Акмолинск - Караганда, Илецк - Уральск, Рубцовск – Риддер, а в 1940 году – Караганда – Джезказган. Крупными стройками того периода были: Чимкентский свинцовый завод, Балхашский медеплавильный и Ачисайский полиметаллический комбинаты. Началось строительство Текелийского полиметаллического и Джезказганского медеплавильного комбинатов, Усть-Каменогорского свинцово-цинкового завода. Это были крупнейшие предприятия цветной металлургии не только в Казахстане, но и в СССР.
Началось строительство предприятий химической промышленности в Чимкенте, Актюбинске и других регионах. Увеличилось производство электроэнергии: Карагандинская ЦЭС, Ульбинская ГЭС, ТЭЦ Балхашского медеплавильного комбината были ударными стройками того времени. Развивался Эмбинский нефтяной район. Были расширены старые промыслы: Косшатыл, Макат; разработаны новые месторождения: Кульсары, Сагыз. Казахстан вышел на второе место в Союзе по производству цветных металлов, на третье место по добыче нефти, Караганда стала третьей угольной базой.
В годы индустриализации были построены и крупные предприятия пищевой промышленности: Семипалатинские мясокомбинат, Гурьевский рыбоконсервный завод, Алма-Атинский плодоконсервный завод, сахарные заводы в Джамбуле, Мерке, Талды-Кургане.
Индустриализация дала свои результаты. В хозяйстве Казахстана промышленность стала преобладающей отраслью. В 1939 году ее доля составляла 58,9%. Ряд поселков превратился в города, такие как Караганда, Риддер, Балхаш, Арал – Море и др. Доля городского населения соответственно возросла с 8,2% до 27,7%. Формировался отряд квалифицированных рабочих, инженерно-технических кадров. В 1926 году рабочие, занятые в народном хозяйстве, составляли 10,7%, в 1939 году их стало 33,8%.
В индустриализации республики важное значение имела первая пятилетка 1928/29-1932/33 годы. Она была выполнена раньше срока за четыре года три месяца. В течении пятилетки промышленное производство росло, дал первые тысячи тонн черновой меди Карсакпайский медеплавильный завод, вошедший в строй в 1928 году. Добыча каменного угля увеличилась почти в 1,5 раза по сравнению с предшествующим годом, а нефти в 2,2 раза.
Результатом успешного осуществления курса на индустриализацию явилось то, что Казахстан за исторически короткий срок из отсталого феодального края превратился в аграрно-индустриальную республику, поднялся её удельный вес (39,5%) в промышленном производстве страны. По всей стране производство тяжелой промышленности выросло за пятилетие в 2,8 раза, машиностроение – в 4 раза. Вступили в строй Днепрогэс, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, крупные угольные шахты в Донбассе и Кузбассе, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Московский и Горьковский автомобильные заводы, открылось движение на Туркестано-Сибирской железной дороге.
Выполнение заданий второго пятилетнего плана (1933-1938 гг.) превратило страну из аграрной в мощную индустриальную державу, экономически независимую от других стран. Производство продукции всей промышленности к концу 1937 года выросло по сравнению с 1932 годом в 2,2 раза, а за два пятилетия в 4,5 раза. Свыше 80% всей промышленной продукции дали вновь построенные или реконструированные предприятия, число которых пополнилось такими гигантами, как Уральский и Краматорский заводы тяжелого машиностроения, Челябинский тракторный и Уральский вагоностроительный заводы, металлургические заводы “Азовсталь” и “Запорожсталь”, авиационные заводы в Москве, Харькове, Куйбышеве. Намеченный государством 10-летний срок страна, путем неимоверных усилий и лишений все-таки был выполнен обогнав по всей индустриальной мощи крупнейшие государства Европы.
В годы второй пятилетки в народное хозяйство Казахстана вкладывались капиталовложения в объеме 721 млн. рублей, форсированными темпами сооружались Балхашский медеплавильный завод, Актюбинский химкомбинат, продолжалось освоение Карагандинского угольного бассейна и нефтяных богатств Эмбы, проводились широкомасштабные работы по реконструкции предприятий Рудного Алтая, строились предприятия пищевой и легкой промышленности. Росли города и их население. В короткий срок была ликвидирована безработица. В 1930 году в СССР была закрыта последняя биржа труда.
Осуществлялся большой комплекс работ по окончательному переводу сельского хозяйства республики на рельсы социализма. Благодаря самоотверженному труду советского народа вторая пятилетка была выполнена досрочно, к 1 апреля 1937 года, т.е. за 4 года и 3 месяца.
В республике было построено 120 крупных промышленных предприятий, введено в действие более тысячи километров новых железнодорожных путей. Удельный вес валовой продукции промышленности достиг 56,8% продукции всего народного хозяйства республики. Через Тозы и Малсерктики казахские крестьяне перешли к сельскохозяйственной артели. Более 500 тысяч казахских кочевых и полукочевых хозяйств перешли к оседлости. В 1937 году колхозы Казахстана объединяли 97,5% крестьянских хозяйств республики, они обрабатывали 99,8% посевных площадей и производили 84,4% валового сбора зерновых. В колхозах и совхозах, других государственных и кооперативных предприятиях, а также в личной собственности колхозников находилось около 99% поголовья скота.
Методы индустриализации:
- индустриализация происходила за счет сверхналога с крестьян;
- осуществлялась методами командными, административными, директивным планированием, безусловным подчинением центру;
- тотальное обобществление и огосударствление всех сторон накоплений республик и госбюджет;
- выделение субсидий и дотаций, так, в 1931-1934 гг. из 2-х млрд. 137 млн. рублей капиталовложений в народное хозяйство республики лишь 121 млн. рублей был выделен из местного бюджета;
- концентрация в руках государства производства, сбыта и снабжения;
- репрессивная политика – развертывание лагерей, огражденных от мира колючей проволокой;
- силовое разрушение векового уклада жизни кочевников, ломка традиций народов, обнищание и голод казахских шаруа и крестьян других регионов, громадное напряжение сил народа.
"Казахская интеллигенция" никак не отнеслась к большевицкой индустриализации, а точнее к милитаризации, в рамках 1-ой пятилетки, так как её не существовало как общественной прослойки. Немногочисленные акыны, абаи и бабаи прослойкой не являлись в силу малочисленности и полной зависимости от баев.
"Казахская интеллигенция" была создана коммунистами разве что одновременно для поддержки большевицкого курса на милитаризацию промышленности. Точнее она была создана даже после начала проведения коммунистами милитаризации промышленности, когда было решено создать Казахскую ССР и под неё стали лепить из киргиз-кайсаков "казахов" и "казахскую интеллигенцию" в рамках уже 2-ой пятилетки, а ещё точнее под самый её конец.
Естественно, что её мнения никто не спрашивал, также как коммунисты сами лепили и присовывали нужное им мнение, а "казахская интеллигенция" естественно что поддакивала.
Даже сейчас "казахская интеллигенция" крайне сомнительная прослойка, существующая только поддакиваниением власти баев и бабаев вне зависимости от их масти и окраски.
Поэтому её мнение никогда значения не имело и даже на нынешний день значения также не имеет. Скажет бабай" лечь под Китай", она ляжет, так как спрашивать её не будут, потому что никогда не спрашивали, а ей самой указывали что и как делать, думать, "горячо поддерживать" и "подмахивать" "власть пердержащим".
Конечно, "казахская интеллигенция" охотнее ляжет под Турцию, но китайцы ближе и они тоже коммунисты по происхождению, следовательно будут более понятно засаживать "казахской интеллигенции", что ей" думать" и как" поддерживать".
Ч. т. д.
Конечно, "казахская интеллигенция" охотнее ляжет под Турцию, но китайцы ближе и они тоже коммунисты по происхождению, следовательно будут более понятно засаживать "казахской интеллигенции", что ей "думать" и как "поддерживать" отлично "пердержаще" "пердержащую власть".
Ч. т. д.
Читайте также: