Падение третьей республики во франции кратко

Обновлено: 05.07.2024

Падение Третьей республики. Движение Сопротив­ления. Падение Третьей республики стало закономерным результатом поражения Франции в войне с гитлеровской Германией летом 1940 г.

После капитуляции в 1940 г. большая часть Франции управлялась немецкими оккупационными органами. В юж­ной неоккупационной зоне власть формально находилась в руках прогерманского правительства маршала Петэна. Оно получило название "правительство Виши" - по названию курортного городка, его резиденции. Конституция 1875 г. формально не была отменена, однако фактически респуб­лика перестала существовать. Рядом декретов Петэн отме­нил должность президента республики и возложил на себя функции главы государства, обладающего всей полнотой государственной власти. "Режим Виши" являлся военно-авторитарным режимом, хотя самостоятельная роль этого правительства была весьма относительной. Его функции были еще более ограничены с осени 1942 г., когда немцы ввели в южную зону свои войска.

Борьбу против нацистов на территории Франции воз­главили коммунисты, по инициативе которых многочислен­ные антифашистские организации объединились в Нацио­нальный совет сопротивления. Другой центр движения Со­противления был создан генералом де Голлем в эмиграции ("Сражающаяся Франция"). В 1943-1944 гг. после объеди­нения французского и лондонского центров в Алжире был учрежден единый французский Комитет национального ос­вобождения как Временное правительство Французской Республики. Временное правительство во главе с де Гол­лем, куда были включены и два коммуниста, осуществляло управление страной в первый период после освобождения в 1944-1946 гг.

"Временный режим" и борьба вокруг конституции

"Временный режим" и борьба вокруг конституции. В период "временного режима" во Франции началась глу­бокая перестройка политической системы, сопровождавшая­ся важными социально-экономическими реформами и пе­регруппировкой основных партийно-политических сил. Вре­менное правительство осуществило часть программы На­ционального совета Сопротивления: национализировало ряд крупных банков и отраслей тяжелой промышленности, ре­формировало систему социального обеспечения, восстано­вило демократические свободы. Были официально одобре­ны провозглашенные в программе мероприятия по чистке государственного аппарата и наказанию лиц, сотрудничав­ших с оккупантами, по привлечению сил французского Со­противления к управлению страной. Однако многие поло­жения программы, касающиеся демократизации государст­венного строя, не были проведены в жизнь из-за усиливше­гося противоборства различных фракций бывшего Сопро­тивления.

Центральным вопросом внутриполитической жизни стра­ны, вокруг которого разгорелась борьба, стал вопрос о но­вом государственном строе, новой конституции Франции. Все политические силы объединяло критическое отношение к институтам Третьей республики. В остальном их подход был различным. "Новые консерваторы", и прежде всего сторонники генерала де Голля, склонялись к учреждению респуб­лики президентского типа, с сильной исполнительной вла­стью, способной противостоять "режиму партий" - "деста­билизирующему" парламентаризму эпохи Третьей респуб­лики. Левые партии, а также ряд партий центристского толка (например, крупная католическая партия МРП), явно опа­саясь установления режима "личной власти" генерала де Голля, выступали за сохранение верховенства парламента и его контроля над правительством при большей сбаланси­рованности двух ветвей власти.

Получив на выборах в Учредительное собрание в ок­тябре 1945 г. наибольшее количество депутатских манда­тов, коммунисты, социалисты и МРП образовали трехпар­тийное Временное правительство и добились выработки проекта конституции на основе своей программы. Однако он был отклонен на референдуме. Второй проект, разработанный в 1946 г. новым составом Учредительного собрания, со­держал ряд компромиссных положений, позволяющих учесть платформы всех членов коалиции. После утверждения на референдуме второй проект конституции стал основным законом Франции.

Конституция 1946 г.

Конституция 1946 г. Новая Конституция Франции не только отразила соотношение политических сил в стране в первый период после освобождения, но и закрепила на кон­ституционном уровне ряд новых политических принципов, характерных для европейских конституций так называе­мой второй волны (40-50-е гг.).

Реакцией на авторитаризм времен войны была демо­кратизация общественной жизни, предоставление широ­кого круга прав и свобод, гарантии конституционной за­конности. В Конституцию был включен новый блок эконо­мических и социальных прав: равноправие мужчин и жен­щин, народов зависимых стран, социально-экономические права: право на труд, отдых и материальное обеспечение в случае нетрудоспособности, право рабочих на объедине­ние в профсоюзы, на забастовки, коллективное определе­ние условий труда и на участие в управлении предпри­ятиями, право на всеобщее бесплатное светское образова­ние и др. Расширялась сфера регулирования политиче­ской и особенно внешнеполитической деятельности госу­дарства (положения о мирной внешней политике, об отношениях с колониями и т. п.).

Вместе с тем новая Конституция значительно расши­ряла пределы вмешательства государства в экономическую и социальную сферу жизни общества, изменяла характер отношений между личностью и государством, возлагая на государство, помимо широких прав, и новые обязанности. Признанным конституционным принципом стало провозгла­шение "социального государства", в котором права собственника сочетаются с "общим благом" и ограничиваются общественными интересами.

С точки зрения основного принципа организации госу­дарственного строя, в первой послевоенной конституции Франции продолжала господствовать идея абсолютного пар­ламентаризма. По форме правления Франция являлась пар­ламентарной республикой, причем нижняя палата парла­мента - Национальное собрание - провозглашалась един­ственным законодательным органом страны, который не мог никому делегировать свои законодательные полномочия. Кроме того, Национальное собрание имело исключительное право законодательной инициативы в финансовых вопро­сах, ратификации и денонсации важнейших международ­ных договоров, объявления войны. Собрание, избираемое по системе пропорционального представительства на основе всеобщего избирательного права, абсолютным большинст­вом голосов должно было утверждать состав нового прави­тельства, которое несло перед ним всю полноту ответствен­ности.

Конституция традиционно сохранила двухпалатную структуру парламента. Однако вторая палата - Совет рес­публики - была наделена лишь совещательными функция­ми, и ее рекомендации не были обязательными для Нацио­нального собрания. Совет республики избирался косвенны­ми выборами в департаментах и коммунах, а часть его на­значалась Национальным собранием. Состав палаты должен был периодически обновляться. Таким образом, полномо­чия верхней палаты парламента по сравнению с сенатом Третьей республики были сведены до минимума.

Главой государства являлся президент республики, который избирался на совместном заседании палат парла­мента сроком на 7 лет. По Конституции 1946 г., в отличие от предшествующей, президент был лишен ряда важных пре­рогатив (роспуск нижней палаты, назначение по своему выбору высших должностных лиц и др.). Любые акты пре­зидента, в том числе назначение на высшие должности, требовали контрасигнации председателя кабинета и одного из министров.

Исполнительная власть по Конституции вручалась Со­вету министров во главе с его председателем, главой прави­тельства. Этот орган осуществлял непосредственное госу­дарственное управление страной и в этом своем качестве имел широкие полномочия. Однако деятельность кабинета была поставлена под эффективный контроль нижней пала­ты. Назначение председателя Совета министров и минист­ров декретом президента могло производиться только по­сле вынесения вотума доверия со стороны Национального собрания.

В случае принятия абсолютным большинством голосов депутатов резолюции порицания, а также в случае провала в палате важного правительственного законопроекта каби­нет должен был уйти в отставку. Правительство могло рас­пустить парламент только после двух правительственных кризисов подряд, последовавших за вотумами недоверия или порицания. В такой ситуации на период избрания нового состава собрания создавалось коалиционное правительство из всех партийных фракций во главе с председателем На­ционального собрания.

Конституция практически сохраняла в неприкосновен­ности старую судебную систему и местное управление, под­чиненное строгому контролю со стороны правительства. Для руководства судами создавался Высший совет магистрату­ры, председателем которого являлся президент. Совет ве­дал вопросами назначения и продвижения судей, исполнял функции дисциплинарного суда в отношении членов судеб­ного ведомства.

Реорганизация политического строя Франции в той фор­ме, которая была предусмотрена Конституцией 1946 г., во многом не оправдала возложенных на нее задач и быстро утратила привлекательность в глазах французов. Страна практически вернулась к "режиму Собрания", столь едино­душно критикуемому на примере Третьей республики. За двенадцать лет сменилось сорок пять правительств, было несколько длительных министерских кризисов. Этому спо­собствовали как недостаточная проработка самого механиз­ма функционирования норм основного закона, так и периодические отступления от них на практике.

Сложные проблемы модернизации экономики и пере­стройки экономической структуры, обострение социальных противоречий, распад колониальной системы и колониаль­ные войны требовали активного вмешательства государст­ва и стимулировали поиски путей к установлению твердой власти. Политическая система, основанная на классическом парламентаризме, в условиях многопартийного соперниче­ства и возросших требований к административно-управлен­ческой деятельности оказалась неспособной адекватно реа­гировать на сложные социально-экономические проблемы и кризисные явления в обществе.

Обострение политической обстановки и отход от основ­ных принципов Конституции 1946 г. привели в конечном итоге к падению Четвертой республики и ее замене в 1958 г. Пятой республикой.

В 1871 г. реакционная буржуазия смогла взять власть в свои руки. Устанавливается Третья республика. Но некоторое время все еще шла борьба между сторонниками республики и монархистами за определение формы государственного строя. Этим объясняется тот факт, что новая конституция Франции была принята лишь в 1875 г.

48. Падение Третей республики во Франции.

Развитие политической системы Франции в XX веке происходило в условиях поляризации и открытого противостояния правых и левых сил, партий и группировок, что приводило не только к частным изменениям в политическом режиме, но и глубоким реформам государственного строя. Однако, несмотря на сложное, подчас критическое положение в стране, конституция 1875 г. продолжала действовать вплоть до 1940 г. Ее конституционные законы и определили государственное устройство во Франции периода Третьей республики.

Характерной чертой политической системы Франции в период между двумя мировыми войнами было ослабление роли парламента как органа, стоящего над правительством. В условиях постоянных правительственных кризисов судьба кабинетов стала решаться не столько парламентариями, сколько различными непарламентскими организациями: политическими партиями, предпри­нимательскими союзами и т.п. Депутаты парламента зачастую лишь выполняли их указания.

Вступление Франции во Вторую мировую войну и поражение французских войск привели к ликвидации Третьей республики. Большая часть страны была оккупирована войсками фашистской Германии. В юго-восточной части было образовано профашистское " правительство Виши" во главе с маршалом Петэном. Самостоятельной роли это правительство не играло, но должно было нейтрализовать французский флот и войска, находящиеся во французских колониях.

49. Французкая конституция 1946г.Четвертая республика.

Новый референдум, прошедший в октябре 1946 г. утвердил переработанный проект конституции.

В преамбуле конституции 1946 г. подтверждались права и свободы французов, провозглашенные Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. Кроме того, провозглашались: равноправие всех граждан, вне зависимости от пола; право на получение работы; право на организацию профсоюзов и стачек, заключение коллективных договоров. Декларировалась социальная помощь детям, матерям, престарелым. Конституция предусматривала возможность национализации.

Франция, согласно конституции, должна представлять собой парламентскую республику.

Парламент состоял из двух палат: Национального собрания и Совета республики. Нижняя палата - Национальное собрание - избиралась на основе всеобщего и прямого избирательного права сроком на 5 лет. Только Национальное собрание имело право принятия законов.

Совет республики избирался коммунами и депортаментами. Он получил право рассматривать законопроекты, принятые Национальным собранием, имея право отлагательного вето.

Высшим представителем государственной власти по конституции являлся президент. Он избирался парламентом сроком на Улет, с правом переизбрания еще на один срок. Его функции были ограничены в основном лишь представи­тельством Франции на международной арене, подписанием и обнародованием законодательных актов.

Непосредственное государственное управление страной осуществлял Совет министров во главе с его председателем. Председателя Совета министров и членов правительства назначал президент после утверждения их кандидатур парламентом.

Правительство несет коллективную ответственность перед Национальным собранием за проводимую политику. В случае вынесения абсолютным большинством Национального собрания вотума недоверия правительству, оно в полном составе уходит в отставку.

Однако принятие новой конституции не придало необходимой стабильности политической системе Франции. Социально-экономические противоречия, обостренные крушением колониальной империи, привели к крайней дестабилизации внутренней жизни страны.

50. Пятая республика во Франции. Конституция 1958г.

В результате выступления правых военных в Алжире в апреле-мае 1958 г. страна была поставлена на грань гражданской войны. В этих условиях парламент был вынужден передать всю полноту государственной власти генералу де Голлю как имевшему наибольший авторитет в стране и предоставить ему чрезвычайные полномочия. По инициативе де Голля был подготовлен новый проект конституции. В сентябре 1958 г. в его поддержку высказалось 79 % населения страны, и в октябре 1958 г. новая конституция вступила в силу. Новая конституция определила принципы государственного устройства так называемой Пятой республики.

По новой конституции центром политической системы Франции стал президент. Ему отводилась роль арбитра, призванного обеспечить нормальное функционирование органов государственной власти, а также преемственность в их политике. Президент не нес ответственности ни перед каким органом государственной власти и никем не контролировался. Кроме того, он обладал широкими полномочиями: назначал главу правительства и его членов, являлся верховным главнокомандующим, имел право роспуска Национального собрания, представлял Францию на международной арене и т.д.

Первоначально президент избирался коллегией выборщиков, но с 1962 г. были введены прямые выборы.

Второе место в государственном механизме конституция отводит правительству во главе с премьер-министром, на которое возлагается задача обеспечения выполнения законов, руководство вооруженными силами и проведение практической политики. Правительство было ответственно перед парламентом, который мог выразить правительству недоверие.

Парламент республики образовывался из двух палат: Национального собрания и Сената. Национальное собрание избирается всеобщим прямым голосованием, Сенат обеспечивает представительство территорий и избирается косвенным голосованием. Обе палаты практически равноправны. Парламент имеет право принимать законы лишь в строго оговоренных в статье 34 конституции рамках гражданского, уголовного, трудового права, организации суда и судопроизводства, установлении налогов, принципов организации государственного аппарата и т.д. Вопросы, выходящие за рамки законодательных прерогатив парламента, регулируются нормативными актами правительства.

Политический режим, установленный конституцией 1958 г., можно определить как республику, сочетающую парламентскую и президентскую форму правлений, с преобладанием полномочий президента. Эта политическая система Пятой республики действует и на сегодняшний день.

Кризис и крах государственного механизма Третьей республики – это события социально-политического и экономического характера, которые привели к тому, что просуществовавшую 65 лет Третью республику Франции (с 1875 по 1940 гг.) сменила новая государственная система.

Основные события политического характера, которые пережила Третья республика - Первая мировая война, участие Франции на стороне Антанты, возвращение территорий Эльзаса и Лотарингии.

После войны в Третьей республике начался кризис институтов власти, который проявился в сменах кабинетов министров, сильным контролем над правительством парламента. Правительственный кабинет в среднем был у власти не больше 6 месяцев. Росла роль исполнительной власти.

Нестабильная политическая система не смогла противостоять усилению авторитарных тенденций и кризису 1930-х гг. Назревали масштабные политические катаклизмы.

Набирали мощь политические движения:

В 1936 г., когда максимально возросла угроза возникновения фашистского государственного строя, во Франции был сформирован Народный фронт, объединивший представителей антифашистских организаций, коммунистов, социалистов, республиканцев, радикалов.

Готовые работы на аналогичную тему

Программа Народного фронта (январь 1936 г.) предусматривала изменения в политической и экономической сферах:

  • запрет фашистских организаций;
  • создание в Европе По данной теме мы уже выполнили реферат Договоры в Европе подробнее системы коллективной безопасности;
  • социально-экономические реформы (40-часовая рабочая неделя, 2-недельный оплачиваемый отпуск, увеличены пособия и пенсии, выделены госкредиты мелким предпринимателям и крестьянам, на крупный капитал повышены налоги);
  • реформирование Французского банка.

На выборах 1936 г. Народный фронт получил большинство мест (337 из 559) в парламенте. Правление Народного фронта, с одной стороны, позволило создать мощный антифашистский блок, а с другой стороны, стать символом либерализации социальной сферы. Однако непреодолимые, значительные разногласия между партиями привели к тому, что Народный фронт смог просуществовать только около года.

Падение Третьей республики

10 мая 1940 Вермахт осуществил вторжение на территорию Нидерландов, Бельгии, Франции. Англо-французские войска, не имея ни технического, ни численного превосходства, не могли противостоять Германии. Нидерланды капитулировали 14 мая, Бельгия – 28 мая. Французская армия, после капитуляции английских войск под Дюнкерком, начала поспешно под натиском немецких войск отступать.

В начале июня 1940 года французское правительство спешно покинуло Париж, а 10 июня Италия объявила Франции войну. Нацисты оккупировали Париж 14 июня. Угроза полной оккупации, потеря северных территорий Франции привели к сильному политическому кризису. Правительство Поля Рейно было отправлено в отставку. Значительно возросли позиции Анри Филиппа Петена, маршала Франции, героя Первой мировой войны. Однако Петен, которой в межвоенный период олицетворял традиционные ценности католической веры и консерватизма, был настроен антисоюзнически и пораженчески. Сразу после своего назначения, Петен отправил в Берлин прошение о перемирии.

22 июня 1940 года в местечке Компьен было подписано франко-германское По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Романо-Германская правовая система подробнее перемирие.

Франко-германское По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Романо-германская правовая семья подробнее перемирие предусматривало:

  • оккупацию практически 2/3 всей территории Франции (в том числе Париж);
  • изъятие вооружения и боевых припасов французской армии;
  • полную демобилизацию армии и флота;
  • запрет на торговлю с Союзниками По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Соучастие подробнее ;
  • выплату 250 млн франков в день за содержание оккупационных войск Вермахта.

В нарушении конституции Франции 10 июля 1940 года в городе Виши парламент Франции абсолютным большинством голосов передал неограниченное правление Филиппу Петену, назначенного Главой Французского государства. Была аннулирована Конституция 1875 года, упразднены должности президента и премьер-министра. Легитимный президент Франции Альбер Лебрен был низложен. Все полномочия были переданы Петену, который 11 июля распустил парламент.

Падение Третьей республики. Движение Сопротивления.Падение Третьей республики стало закономерным результатом поражения Франции в войне с гитлеровской Германией летом 1940 г.

После капитуляции в 1940 г. большая часть Франции управлялась немецкими оккупационными органами. В южной неоккупационной зоне власть формально находилась в руках прогерманского правительства маршала Петэна. Оно получило название “правительство Виши” — по названию курортного городка, его резиденции. Конституция 1875 г. формально не была отменена, однако фактически республика перестала существовать. Рядом декретов Петэн отменил должность президента республики и возложил на себя функции главы государства, обладающего всей полнотой государственной власти. “Режим Виши” являлся военно-авторитарным режимом, хотя самостоятельная роль этого правительства была весьма относительной. Его функции были еще более ограничены с осени 1942 г., когда немцы ввели в южную зону свои войска.

Борьбу против нацистов на территории Франции возглавили коммунисты, по инициативе которых многочисленные антифашистские организации объединились в Национальный совет сопротивления. Другой центр движения Сопротивления был создан генералом де Голлем в эмиграции (“Сражающаяся Франция”). В 1943—1944 гг. после объединения французского и лондонского центров в Алжире был учрежден единый французский Комитет национального освобождения как Временное правительство Французской Республики. Временное правительство во главе с де Голлем, куда были включены и два коммуниста, осуществляло управление страной в первый период после освобождений в 1944—1946 гг.

Режим Виши́ (фр. le régime de Vichy); официальное название Францу́зское госуда́рство (фр. l'État français) — коллаборационистский режим в Южной Франции времён оккупации Северной Франции нацистской Германией после поражения в начале Второй мировой войны и падения Парижа в 1940. Существовал с 10 июля 1940 по 22 апреля 1945 (де-факто до 25 августа 1944). Официально придерживался политикинейтралитета.

Название — от курортного города Виши, где в июле 1940 года собралось Национальное собрание, постановившее передать диктаторскуювласть маршалу Анри Филиппу Петену; это ознаменовало конец Третьей республики. Правительство Петена и в дальнейшем пребывало в Виши, в то время как северная часть Франции с Парижем была оккупирована немецкими войсками. В ноябре 1942 Германия оккупировала всю Францию, с этого момента власть правительства стала чисто номинальной. После освобождения Парижа в конце августа 1944, правительство было эвакуировано и существовало в изгнании вплоть до конца апреля 1945.

Гитлеровская оккупация и режим Виши.
Падение Третьей республики было определено всецело внешнеполитическими и военными обстоятельствами. В связи с нападением Германии на Польшу и прежними своими обязательствами Франции (вместе с Великобританией) объявила Германии войну. В мае 1940 г. германские войска перешли в наступление, в июне ими был взят Париж. Сформированное в марте 1940 г. правительство сложило с себя полномочия в пользу маршала Ф. Петена, прежнего посла Франции в Испании, слывшего за национального героя. Под давлением обстоятельств Петен заключил с Германией Компьенское перемирие (22 июня 1940 г.). Согласно условиям перемирия Франция была разделена на о к купированную зону (примерно 2/3 страны), где вся полнота власти и реальное управление принадлежали германской военной администрации, и зону самостоятельного управления (в основном Юг, с центром в местечке Виши). Правительство Петена в этой части установило новый государственный порядок, основанный на авторитарной диктатуре, получивший название Вишистского режима.

Падение Третьей республики. Движение Сопротивления.Падение Третьей республики стало закономерным результатом поражения Франции в войне с гитлеровской Германией летом 1940 г.

После капитуляции в 1940 г. большая часть Франции управлялась немецкими оккупационными органами. В южной неоккупационной зоне власть формально находилась в руках прогерманского правительства маршала Петэна. Оно получило название “правительство Виши” — по названию курортного городка, его резиденции. Конституция 1875 г. формально не была отменена, однако фактически республика перестала существовать. Рядом декретов Петэн отменил должность президента республики и возложил на себя функции главы государства, обладающего всей полнотой государственной власти. “Режим Виши” являлся военно-авторитарным режимом, хотя самостоятельная роль этого правительства была весьма относительной. Его функции были еще более ограничены с осени 1942 г., когда немцы ввели в южную зону свои войска.




Борьбу против нацистов на территории Франции возглавили коммунисты, по инициативе которых многочисленные антифашистские организации объединились в Национальный совет сопротивления. Другой центр движения Сопротивления был создан генералом де Голлем в эмиграции (“Сражающаяся Франция”). В 1943—1944 гг. после объединения французского и лондонского центров в Алжире был учрежден единый французский Комитет национального освобождения как Временное правительство Французской Республики. Временное правительство во главе с де Голлем, куда были включены и два коммуниста, осуществляло управление страной в первый период после освобождений в 1944—1946 гг.

Режим Виши́ (фр. le régime de Vichy); официальное название Францу́зское госуда́рство (фр. l'État français) — коллаборационистский режим в Южной Франции времён оккупации Северной Франции нацистской Германией после поражения в начале Второй мировой войны и падения Парижа в 1940. Существовал с 10 июля 1940 по 22 апреля 1945 (де-факто до 25 августа 1944). Официально придерживался политикинейтралитета.

Название — от курортного города Виши, где в июле 1940 года собралось Национальное собрание, постановившее передать диктаторскуювласть маршалу Анри Филиппу Петену; это ознаменовало конец Третьей республики. Правительство Петена и в дальнейшем пребывало в Виши, в то время как северная часть Франции с Парижем была оккупирована немецкими войсками. В ноябре 1942 Германия оккупировала всю Францию, с этого момента власть правительства стала чисто номинальной. После освобождения Парижа в конце августа 1944, правительство было эвакуировано и существовало в изгнании вплоть до конца апреля 1945.

Гитлеровская оккупация и режим Виши.
Падение Третьей республики было определено всецело внешнеполитическими и военными обстоятельствами. В связи с нападением Германии на Польшу и прежними своими обязательствами Франции (вместе с Великобританией) объявила Германии войну. В мае 1940 г. германские войска перешли в наступление, в июне ими был взят Париж. Сформированное в марте 1940 г. правительство сложило с себя полномочия в пользу маршала Ф. Петена, прежнего посла Франции в Испании, слывшего за национального героя. Под давлением обстоятельств Петен заключил с Германией Компьенское перемирие (22 июня 1940 г.). Согласно условиям перемирия Франция была разделена на о к купированную зону (примерно 2/3 страны), где вся полнота власти и реальное управление принадлежали германской военной администрации, и зону самостоятельного управления (в основном Юг, с центром в местечке Виши). Правительство Петена в этой части установило новый государственный порядок, основанный на авторитарной диктатуре, получивший название Вишистского режима.

Читайте также: