П сорокин судьба и творчество кратко социология

Обновлено: 02.07.2024

Краткое изложение биографии Питирима Сорокина способно лишь кратко показать жизненный путь, подчеркнуть основные достижения в области социологии Питирима Александровича и кратко рассказать об основных произведениях и ключевых понятиях созданных автором. Я же рекомендую Вам знакомиться непосредственно с произведениями, в которых сделаны настоящие открытия и при чтении которых, вы сможете по достоинству оценить талант Питирима Сорокина.

Родившись 23 января 1889 года от рождества Христова, в Вологодской губернии (сейчас это республика Коми), в семье мастера по украшению икон, Питирим Сорокин стал вторым сыном у Александра Прокопьевича Сорокина и Пелагеи Васильевны Сорокиной. Старший брат Питирима — Василий был на 4 года старше, а спустя 4 года после рождения Питирима Сорокина на свет появляется младший брат — Прокопий.

После рождения младшего брата весной 1894 года умирает мать Питирима Сорокина и старшие братья будут жить с отцом, а младшего брата Прокопия на воспитание возьмет родственница — сестра матери — Анисья Римских.

Положение старших братьев окажется не столь удачным, т.к их отец страдал одной из последних стадий алкоголизма и в очередном приступе белой горячки наносит побои сыновьям. После этого братья расстаются с отцом вплоть до его смерти в 1900 году и ведут самостоятельный образ жизни, работая над росписью и украшением церквей.

В это время Питирим Сорокин, продолжая работать, оканчивает школу грамоты в селе Палевицы. В 1901 году в возрасте 12 лет дальний родственник отца — священник Иван Степанович Покровский — приглашает братьев работать в село Гам. Успешно сдав вступительные экзамены в церковноприходскую школу, Питирим Сорокин получает стипендию в пять рублей, на которые он снимает комнату и оплачивает питание. Во время обучения в церковноприходской школе Питирим знакомится с такими предметами как церковно-славянский язык, арифметика, русский язык, закон божий, природоведение и другие предметы. В 1904 с отличием, будущий социолог Питирим Сорокин оканчивает Гамскую второклассную школу.

Получив положительные рекомендации директора школы, довольно известного просветителя народа Коми А.Н. Образцова, Сорокин едет на учебу в семинарию села Хреново Костромской губернии.

Наступил 1906 год. Революционные идеи пропитывали собой Российскую империю и, в возрасте 17 лет Питирим Сорокин вступает в партию эсеров. Но революционная деятельность продлилась недолго. В декабре 1906 года полиция арестовывает Сорокина и направляет в тюрьму города Кинешма, в которой будущий социолог продолжает свое самообразование и читает популярных на тот момент Крапоткина, Плеханова, Ленина, Маркса, Энгельса и других. Срок заключения был недолгим и уже через три месяца Питирим Сорокин выходит на свободу и направляется в город Иваново-Вознесенск для продолжения

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

. аккуратно ведет себя за столом. В период от года до трех лет у малыша закладываются ос­новы культуры поведения. . губами. Рассмотрим, как протекает освоение бытовых процессов на первом году жизни малыша (по данным Н.М.Аксариной, Н.М.Щелованова, К.Л.Пантюхиной). В . как организо­ванность, опрятность, аккуратность. Именно на первом году жиз­ни малыш осваивает некоторые культурно-гигиенические навы­ки, .

революционной деятельности. Т.к революционная деятельность была связана с постоянной угрозой ареста, а здоровье Питирима Сорокина было слабым, то он решает отдохнуть и переезжает к своим родственникам — сестре матери.

Через год, Питирим Александрович понимает, что нужно ехать учиться и работать в Санкт-Петербург. С небольшими трудностями при помощи своего земляка, профессора Жакова, Питирим Сорокин поступает на Чернявские курсы. Уникальность этих курсов, прежде всего, была в составе преподавателей-профессоров: Бауман, Венгеров, Жаков, Сербинов, Флейшер и другие. Молодой студент впитывает в себя все последние достижения науки, изучает классиков. Посещения концертных залов, музеев, театров, способствуют его культурному развитию. В 1908 году Питирим Сорокин принимает участие в своей первой экспедиции по изучению Печерского края вместе с профессором Жаком.

Закончив Черняевские курсы, Питирим Сорокин принимает решение о продолжении образования и его целью становится уникальная кафедра Психоневрологического института — кафедра социологии, первая кафедра, основанная известными социологами Е. В. Де Роберти и М. М Ковалевским. Но в 1910 году Сорокину приходится перейти в Петербуржский университет на юрфак. В 1914 году он его оканчивает и остается в университете для подготовки получения звания профессора. Прочесть о дальнейшей судьбе с кратким вступлением и последующем описании творчества Питирима Сорокина можно здесь

Социология Сорокина

Питирим Сорокин как историк социологии

. дело с материалом за 1850–1920 годы, второй — в основном за 1920-1965 годы. По мнению Сорокина, теоретическое самочувствие общей социологии на каждом из этих этапов было . монография Сорокина была встречена несколько настороженно, после оплеухи, полученной научным сообществом от выхода в 1956 году его ядовито-ругательной книги “Причуды и заблуждения современной социологии”, развенчивающей .

Социология (сдохли мои пальцы)

. Сорокин явился автором концепции – социальной стратификации и мобильности Социальные институты, способствующие перемещению индивидов из одного социального слоя в другой – каналы социальной мобильности Под социальной . Укажите автора пассионарной теории этногенеза – Л. Гумилев Этническая социология изучает – социально обусловленность традиционной культуры, этническую обусловленность общих .

социальную аналитику (социальная анатомия и морфология);

социальную механику (ее объект — социальные процессы);

социальную генетику (теория эволюции общественной жизни).

социология может и должна быть построена по принципу естественных наук;

социология должна отказаться от какого-либо нормативизма;

она должна изучать только те явления, которые доступны наблюдению, измерению, проверке;

социология должна исходить из фактов и отказаться от всякого философствования;

социология является изначально плюралистической дисциплиной. Коль скоро социология изучает взаимодействия (духовное и психологическое), то ее задачей будет являться выявление черт этого взаимодействия.

Человек как биологическое, социальное и культурное существо

. ее. На этого человека, "возделанного" культурой, творящего культуру, человека культурного мы и попробуем посмотреть, используя такой метод социального познания как моделирование. Культура - это то, что делает . расширяя круг своих потребностей и способностей В культуре смыкается субъективный мир творческой личности и объективный мир культурных ценностей, созданных человеком. С тех пор как человек .

1. Проблема ценностей в социальных науках

Скрытые в социосознательных индивидах и обществах культурные качества обнаруживаются во всех достижениях человеческой цивилизации, сохраняясь также и в дискретные периоды культурной истории (войны, революции, общественные бедствия).

Любую социально значимую человеческую активность можно объяснить посредством этих четырех, поистине универсальных категорий. Игнорирование их или подмена другими объясняющими факторами неизбежно ведет к сциентической неудаче искусственного перевода этих категорий на язык других и менее адекватных терминов.

Социологический анализ развития молодежи в современном обществе

. традициями. Поскольку в разных странах и культурах процесс . и знаний, на основе преумножения ценностей и норм материальной и духовной . лишь в самое последнее время. Возрастные рамки юности и молодости, специфика процесса социализации при вхождении в статус взрослого определяются конкретными социально-историческими условиями общества и его культурными .

Современное состояние западной культуры Питирим Сорокин диагностировал как кризисное, которое, однако, вовсе не виделось ему в духе шпенглерианского субъективизма — как конец ее исторического существования, смертная агония всей западной цивилизации. Его главное пророчество звучало примерно так: мы живем, мыслим, действуем в конце сияющего чувственного дня, длившегося шесть веков. Лучи заходящего солнца все еще освещают величие уходящей эпохи. Но свет медленно угасает, и в сгущающейся тьме нам все труднее различать это величие и искать надежные ориентиры в наступающих сумерках. Ночь этой переходной эпохи начинает опускаться на нас, с ее кошмарами, пугающими тенями, душераздирающими ужасами. За ее пределами, однако, различим рассвет новой великой идеациональной культуры, приветствующей новое поколение — поколение людей будущего.

Любовь и альтруизм в социологии П. А. Сорокина

Профетическая интенция свойственна социологии эпохи модерна. Провозвестник новой идеациональной будущности через очищение и воскрешение культуры, проповедник нравственного возрождения общества, основанного на принципах альтруистической любви и этике солидарности, — таков, в общем не похожий на академического, университетского ученого, Сорокин-социолог и Сорокин-пророк, на долгие годы запомнившийся своим соратникам и ученикам.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта

Труды и теории П.А. Сорокина

Примеры похожих учебных работ

Институт социализации – это учреждения и инструменты социальной жизни, влияющие на .

. социологии внимание обращается на тот факт, что ценность семьи, как социального . учреждения и инструменты социальной жизни, влияющие на процесс . Сорокину это сфера абсолютных нравственных законов, которые составляют содержание базовых ценностей .

Коммуникация как принцип организации современной социальной жизни

. как принцип организации современной социальной жизни. Коммуникация как принцип организации современной социальной жизни.. Такой взгляд на . исследования массовой коммуникации осуществляется в рамках социологии. Так, Р.Э. Парк, Ч.К. Кули, У.Липпман .

Формирование ценности здорового образа жизни у воспитанников президентского кадетского .

. поведение, направленное на достижение полного физического, психологического и социального благополучия [2, с. 3]. Здоровый образ жизни формирует образ жизни - все его стороны и проявления, позитивно влияющие на .

Тема 10. Роль ценностей в общественной жизни

. усвоения ценностей. 4. Взаимосвязь ценностей, ценностных ориентаций и ценностных установок. 5. Классификация ценностей. Влияние политических ценностей и ориентаций на социальные процессы в обществе. 1. Попытки изучения явлений общественной жизни с .

Социология как наука об обществе. Предпосылки возникновения социологии

1.Социология г. Спенсера

. и надорганические (социальные). Социология призвана изучать, прежде . в общественной жизни. Сам термин “социология” благодаря Спенсеру . социологии как науки, Спенсер вместе с тем был непоколебимым сторонником идеи свободы индивида как ценности. .

Питирим Александрович Сорокин (1889—1968), выдающийся отечественный социолог, до 1922 г. жил и работал в России. С 1922 г. оказался за рубежом (после высылки в числе 161 выдающихся представителей российской интеллигенции) — сначала в Германии и Чехословакии, а затем (с осени 1923 г.) в США. Поэтому в творчестве Сорокина выделяются (с определенной мерой условности, ведь оно — неразрывный процесс) два периода — российский и американский. В этой главе предметом нашего анализа будет только первый период. Американский период жизни и творчества будет специально рассмотрен во второй части учебника.

Свою жизнь Сорокин подробно описывает в автобиографическом романе "Дальняя дорога" (переведен на русский язык и издан сначала в 1991 г. в Сыктывкаре, а затем в Москве в 1992 г.). Он родился в селе Турья, на территории нынешней Республики Коми. Там прошли детство и юность социолога. Его отец был русским по национальности, занимался ремесленными работами по металлу и малярным делом, мать была крестьянкой, по национальности коми. Она рано умерла, отец с горя запил, и юноше приходилось искать и зарабатывать средства к существованию. Образование он получил в двухклассной школе, а затем — в учительской семинарии. Жажда знаний привела его в 1907 г. к решению покинуть родные места, после чего он отправился в Петербург.

Поступив в Психоневрологический институт на единственную тогда в стране кафедру социологии, которую возглавляли сначала М.М. Ковалевский, затем Е.В. де Роберти, П.А. Сорокин многому у них научился и всегда с теплотой и признательностью вспоминал своих первых педагогов. Затем он специализировался в области права у еще одного своего любимого преподавателя — Л.И. Петражицкого в Петербургском университете, где и начал преподавать с 1915 г., став приват-доцентом в 1917 г.

После Февральской революции сотрудничал с Временным правительством, работал личным секретарем у А.Ф. Керенского, был депутатом Учредительного собрания. По совету Сорокина Керенский вводит преподавание социологии в качестве обязательной дисциплины во всех российских университетах. В 1920 г. социолог становится деканом организованного им факультета общественных наук в Петроградском университете. В 1922 г., в апреле, ученый совет проголосовал за присуждение ему степени доктора социологии. Он стал, таким образом, первым доктором социологии в истории отечественной науки. А в конце 19,22 г., как уже говорилось выше, его выдворили, вместе с группой деятелей науки и культуры, из России за границу. Небезынтересен тот факт, что после Октябрьской революции Сорокин трижды арестовывался, а однажды ему грозила даже смертная казнь. Связано это было с его членством и активной работой в рядах партии эсеров.

Покидая Россию, социолог увез с собой около десятка своих рукописей общим объемом почти в 2000 страниц. Это позволило ему, оказавшись в США, довольно быстро и активно заявить о себе серьезными публикациями, по существу продолжившими многие основные положения работ российского периода. К моменту защиты докторской диссертации в 1922 г. им было написано около 130 научных трудов. Главные среди них: "Преступление и кара, подвиг и награда" (1913), "Границы и предмет социологии" (1914), "Проблема социального равенства" (1917), "Общедоступный учебник социологии" (1920), "Система социологии" (1921).

П.А. Сорокин (1889 - 1968),

П. Сорокина Литература Питирим Александрович Сорокин 1889-1968 - крупнейший ученый социолог 20 века. Творческую деятельность Сорокина делят на два периода русский с начала 10-х по 1922г. и американский. К началу 60-х годов П. Сорокин уже около сорока лет был американским социологом, прочно занимавшим одно из мест в первой десятке ведущих социологов мира. Родился П. А. Сорокин в январе 1889 года в деревне.

1) его строения и состава

2)данных в нем процессов или его жизнедеятельности

3) происхождения и развития общества и общественной жизни - таковы основные задачи изучения социологии"

П.А.Сорокин выделяет, прежде всего, теоретическую и практическую социологию.

В теоретической социологии он рассматривает социальную аналитику, социальную механику и социальную генетику. Предметом социальной аналитики является изучение строения (структуры) социального явления и его основных форм. При этом речь идет о явлениях, взятых в их статическом состоянии и рассматриваемых только в пространстве, а не во времени, и только с точки зрения их строения, а не функционирования.

Социальная генетика или генетическая социология, главной своей задачей ставит формулировку исторических тенденций, изучая основные постоянные линии развития социальной жизни, данные во времени, а не в пространстве.

Практическая социология, изучает политическую деятельность людей. Поэтому данный раздел социологии должен быть прикладным по своему характеру. Он связан с ролью социологии в осуществлении рациональных социальных реформ, в борьбе с социальными болезнями. Практическая социология должна, опираясь на законы, сформулированные теоретической социологией, дать человечеству возможность управлять социальными силами, утилизировать их сообразно поставленным целям.

Социология как наука:

1. должна строиться и развиваться по типу естественных наук.

2. социология должна изучать только те явления, которые поддаются наблюдению, проверке и измерению.

3 она должна опираться только на факты и в этом смысле отказаться от всякого философствования. В-четвертых, идею монизма следует заменить и признать необходимость плюрализма в социологии. В-пятых, социология должна отказаться от какого-либо нормативизма в социальном познании.

Питирим Сорокин

Этого человека можно без преувеличения назвать выдающимся, а его биографию – удивительной. Питирим Сорокин родился и вырос в России на рубеже 19 и 20 веков, в самый непростой период её истории. Он стал свидетелем Октябрьской революции, последовавшей за ней гражданской войны и политических репрессий, сам подвергся преследованию большевиков и под угрозой смертной казни вынужден был бежать из страны в Европу, откуда позже перебрался в США.

Питирим Сорокин отличался удивительной эрудированностью, но наибольший интерес для него представляли такие науки как социология и культурология. Его книги и статьи переведены на десятки языков, а его социологические теории и концепции по-прежнему сохраняют свою актуальность. Сегодня мы поговорим о том, что представлял собой этот человек, какими идеями обогатил современную науку, а после рассмотрим его краткую биографию.

Кто такой Питирим Сорокин?

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) – выдающийся российский и американский учёный, научные теории и концепции которого играют важную роль в современной социологии. В частности, он является одним из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности. Помимо научной деятельности, Сорокин практически всю жизнь проработал преподавателем, в частности, читал лекции в Гарварде. Самым известным студентом, посещавшим его занятия, был 35-й президент США Джон Кеннеди (впоследствии они продолжали общаться в переписке).

Основные научные идеи Сорокина

Все свои наиболее значимые работы Питирим Сорокин написал в эмиграции. Но его идеи были весьма необычными для своего времени, поэтому многие из них остались непонятыми даже в Европе и США. В современной же социологии некоторые из них играют фундаментальную роль. Рассмотрим самые важные теории и концепции Сорокина.

Теория социальной стратификации

Питирим Сорокин описал одну из важнейших иерархических систем, существующих в обществе – социально-стратификационную структуру. Согласно его теории социальной стратификации, любое достаточно большое общество представляет собой совокупность устойчивых социальных слоёв (страт). Представители разных слоёв отличаются по социальному положению, уровню доходов, образованию, престижности профессии и прочим признакам.

Социальная стратификация подразумевает не просто различия между разными слоями, а определённое неравенство. То есть, люди делятся на богатых и бедных, привилегированных и непривилегированных. Сорокин выделил 4 основных признака, по которым обычно происходит естественное деление на социальные страты в любом обществе:

  • уровень дохода;
  • образование;
  • престиж (например, дворянское происхождение);
  • наличие власти.

Не следует путать социальную стратификацию с социальной структурой. Социальная структура определяет распределение труда и обязанностей, а социальная стратификация – распределение результатов этого труда, материальных и прочих благ.

Социальная мобильность

Согласно описанной выше теории социальной стратификации, социальные слои являются достаточно устойчивыми. И всё же отдельные индивиды (или группы индивидов) имеют возможность перемещаться между этими слоями, а также между социальными группами. Для этого явления Питирим Сорокин ввёл термин «социальная мобильность«.

Также он выделил несколько характерных признаков, позволяющих классифицировать различные виды социальной мобильности и характеризовать отдельные из них. В частности, по направлению перемещения можно выделить 2 типа социальной мобильности:

  1. Горизонтальная. Это смена отдельным индивидом (или группой индивидов) социальной группы, к которой он принадлежит, без перемещения в более высокий или низкой слой в стратификационной иерархии.
  2. Вертикальная. Данный вид социальной мобильности подразумевает перемещение индивида или группы индивидов в более высокий или низкий социальный слой. Соответственно, может быт два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая.

Ещё одним важным признаком социальной мобильности является скорость – по данному признаку стратификационные перемещения можно разделить на быстрые и медленные.

Кроме того, социальная мобильность может быть индивидуальной или групповой. В первом случае подразумевается, что отдельный индивид, прикладывая определённые усилия, перемещается в более высокий социальный слой либо, наоборот, по каким-то причинам опускается в более низкий (например, потеряв работу). Во втором случае речь идёт, соответственно, о группе лиц, совместно меняющих свой социальный слой или социальную группу (как по собственной воле, так и из-за внешних причин).

Интегральная социология

  1. Социальная аналитика (теоретическое изучение структуры общества).
  2. Социальная механика (изучение процессов взаимодействия в обществе).
  3. Социальная генетика (изучение закономерностей появления и развития различных общественных явлений).
  4. Социальная политика (практическое управление социальными явлениями для достижения поставленных целей).

Одним из важнейших понятий в интегральной социологии Питирима Сорокина является взаимодействие индивидов. Он выделил три признака, позволяющих классифицировать эти взаимодействия:

  1. Шаблонность (шаблонные и нешаблонные). Очевидно, что речь идёт о том, можно ли сопоставить определённое взаимодействие с неким типичным шаблоном.
  2. Направленность (односторонние и двусторонние). Некоторые виды взаимодействия не требуют ответной реакции, поэтому являются односторонними. Двусторонние подразумевают, что оба индивида производят некие активные действия.
  3. Антагонизм (антагонистические и неантагонистические). В любом обществе существуют противоречия и конфликты интересов. Соответственно, если интересы взаимодействующих индивидов конфликтуют, это антагонистическое взаимодействие, а если интересы совпадают – неантагонистическое.

В рамках интегральной социологии Сорокина общество рассматривается как сложное социокультурное понятие, включающее и процессы взаимодействия между индивидами, и результаты этого взаимодействия. При этом учёный считает, что любое общество непрерывно развивается, а основной целью этого развития является социальное равенство.

Развитие общества происходит через два механизма:

  1. Социальная эволюция. Данный процесс, как и биологическая эволюция, подразумевает постепенное развитие, при котором закрепляются полезные и желательные явления, а вредные и нежелательные – исчезают.
  2. Социальная революция. Это быстрый процесс, приводящий к радикальным переменам в обществе. Социальная революция может носить как насильственный, так и ненасильственный характер (например, сексуальная революция во второй половине XX века).

В качестве основных причин социальной революции Питирим Сорокин называет такие факторы как:

  • неэффективность действующего социального строя;
  • подавление важных потребностей большинства населения;
  • слабость сил, удерживающих действующий порядок.

Революционная ситуация возникает, когда базовые потребности значительной части населения не находят удовлетворения, и при этом очевидно, что эволюционный путь развития остановился или пошёл в неправильном направлении. Революция подразумевает разрушение действующего социального строя и строительство нового. В качестве противодействия революции может начаться контрреволюция, представляющая консервативные интересы сторонников действующего социального строя.

Теория цивилизационных ступеней

В рамках своей типологии культур Питирим Сорокин рассматривает цивилизацию как историческую общность людей, объединённую неким общим мировоззрением. Для отдельно взятой цивилизации характерны собственные идеалы, ценности и методы познания. С точки зрения Сорокина, существует три типа цивилизаций:

  1. Чувственный тип. В таком обществе преобладает чувственное восприятие, а окружающую действительность принято оценивать с позиций гедонизма (стремление жить полной жизнью, получая максимум удовольствия).
  2. Идеациональный.В таком обществе преобладают духовные ценности, а все его члены должны поклоняться и подчиняться некой высшей сущности (богу) или идее (коммунизму).
  3. Идеалистический. Это усреднённый тип, объединяющий особенности чувственного и идеационального типов. Чувства в нём уравновешиваются интеллектом, а вера – наукой. Этот тип Сорокин рассматривал как идеал, к которому стремится любое общество.

Краткая биография

Питирим Сорокин

Питирим Александрович Сорокин родился 23 января (по новому стилю – 4 февраля) 1889 года в селе Туръя Вологодской губернии. Его отец был ювелиром и реставратором икон (в те годы это было фактически одной профессией), а мать – крестьянкой. У Питирима было два брата: старший и младший. Но после смерти матери её сестра забрала младшего, а Питирим остался с отцом и старшим братом.

Вместе они странствовали по сёлам, в которых отец занимался церковно-реставрационными работами, обучая детей этому ремеслу. Вскоре отец пристрастился к алкоголю и начал регулярно избивать сыновей, вследствие чего те прекратили общение с ним, но продолжили заниматься его делом – выполняли заказы на обрамление икон, украшение и роспись церквей.

В 1900 году отец умер, и Питирим остался круглым сиротой в 11-летнем возрасте. Несмотря на сложности, он уделял значительное внимание образованию. Он с лёгкостью сдал вступительные экзамены в церковно-приходскую школу, которую в 1904 году окончил с отличием. Благодаря личным рекомендациям директора он смог продолжить образование в церковно-учительской семинарии.

Тогда же, на третьем курсе юридического факультета, Питирим увлёкся революционными идеями (хотя в партию социалистов-революционеров он вступил задолго до этого). И тогда же он столкнулся с первыми неприятностями из-за своих политических убеждений, просидев несколько недель в тюрьме. В феврале 1917 года, после Февральской революции, социология получила статус научной дисциплины, и Питирим Сорокин стал первым российским учёным, заведующим межфакультетской кафедрой социологии.

После Октябрьской революции он продолжал симпатизировать эсерам. В какой-то момент под страхом смертной казни он вынужден был отказаться от политической деятельности, благодаря чему ему ещё несколько лет позволяли преподавать в Петроградском университете. Однако в 1922 году ситуация накалилась, и Питирим вынужден был покинуть Россию под страхом смертной казни. Сначала он перебрался в Прагу, а в 1923 году переехал в США по приглашению Иллинойсского и Висконсинского университетов. Через некоторое время ему предложили постоянную должность профессора в Миннесотском университете.

На этом жизненные испытания Питирима Сорокина закончились. Остаток своей жизни он благополучно прожил в США, где и умер в 1968 году в 79-летнем возрасте. Всё это время он занимался преподавательской и научной деятельностью, а также был весьма продуктивным автором (написал более 30 книг). Интересно, что при жизни он не снискал особой славы как автор, но сегодня любой уважающий себя социолог знаком с творчеством Сорокина и теориями, которыми он обогатил социологию, культурологию и другие науки.

Умер Сорокин в Уинчестере (США) 11 февраля 1968.

Голосенко И.А. Питирим Сорокин: судьба и труды. Сыктывкар, 1991
Сорокин П.А. Дальняя дорога. Автобиография. М., 1992
Сорокин П.А. Социологические теории современности. М., 1992
Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992
Сорокин П.А. О русской нации. Россия и Америка. М., 1992
Сорокин П.А. Система социологии, тт. 1–2. М., 1993
Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М., 1993

Читайте также: