П с мочалов кратко

Обновлено: 02.07.2024

Мочалов, Павел Степанович - знаменитый трагик (1800 - 1848), сын известного московского актера, бывшего дворового человека помещика Демидова. Учился в пансионе братьев Терликовых, одно время состоял слушателем Московского университета. С детства сцена неудержимо привлекала М. 17 лет от роду он с исключительным успехом дебютировал в Москве в роли "Полиника" ("Эдип в Афинах" Озерова ). Поездка его за границу почему-то не состоялась. За тридцать лет (с небольшими перерывами) своего служения на московской сцене М. пришлось выступать в самых разнообразных ролях, не исключая и ролей в водевилях с пением. М. часто играл в комедиях князя Шаховского ("Аристофан", "Пустодомы", "Урок женатым" и др.), исполнял Альмавиву в "Севильском Цирюльнике", Чацкого в "Горе от ума", но большого впечатления не производил и своей игрой в комедиях всегда был недоволен. В мещанской драме М. пользовался огромным успехом. Его лучшие роли были Альфред Жермани ("Тридцать лет, или Жизнь игрока"), граф д'Обервиль ("Графиня д'Обервиль") и в особенности Мейнау ("Ненависть к людям и раскаяние", Коцебу ), который, по словам Ап. Григорьева , "вырастал у него в лицо почти байроновской меланхолии". Из пьес русского репертуара М. выступал в драмах Ободовского, Полевого и Кукольника . В трагедиях Шиллера и Шекспира гений М. проявился во всю свою мощь. В пьесах Шиллера М. играл Дон-Карлоса, Карла и Франца ("Разбойники"), Фердинанда и Миллера ("Коварство и Любовь"), Мортимера ("Мария Стюарт"), в пьесах Шекспира - Отелло, Ричарда III, Лира, Ромео, Кориолана и Гамлета. Исполнение им роли Гамлета было выдающимся событием в истории русского театра; он приводил в восторг всех, кто его видел в этой роли. Как и всегда, М. не дал вполне выдержанного типа, переделал меланхолического, слабовольного датского принца в человека исключительной энергии, огненного темперамента и чуть ли не титанической силы. Его игра была чересчур субъективна, но она подкупала художественным совершенством исполнения. "М. играл свою собственную душу" - писал Ап. Григорьев несколько лет спустя после Белинского, давшего яркое описание игры артиста в статье "Гамлет, драма Шекспира и М. в роли Гамлета". Современники в один голос характеризуют М. как артиста "Божьей милостью". Он рос и работал без всякой школы. Упорный, систематический труд, постоянное изучение ролей, которыми так много занимался соперник М. по сцене В. А. Каратыгин, были ему чужды. Он был рабом своего вдохновения, художественного порыва, творческого наития. Когда его оставляло настроение, он был посредственным артистом, с манерами провинциального трагика; его игра была неровна, на него нельзя было "положиться"; часто во всей пьесе он хорош был только в одной сцене, в одном монологе, даже в одной фразе. Гений М. не опирался, как у Каратыгина, на образование. Все попытки друзей артиста, например, С. Т. Аксакова, содействовать развитию М., ввести его в литературные кружки ни к чему не привели. Замкнутый, застенчивый, неудачник в семейной жизни, М. убегал от своих аристократических, образованных поклонников в студенческую компанию или запивал свое горе в трактире, с случайными собутыльниками. Всю жизнь он прожил "гулякой праздным", не создал школы и был положен в могилу с эпитафией: "безумный друг Шекспира". Перу М. принадлежит драма "Черкешенка" и несколько стихотворений, напечатанных в "Еж. Имп. Театр. "

Мочалов, Павел Степанович - знаменитый трагик (1800 - 1848), сын известного московского актера, бывшего дворового человека помещика Демидова. Учился в пансионе братьев Терликовых, одно время состоял слушателем Московского университета. С детства сцена неудержимо привлекала М. 17 лет от роду он с исключительным успехом дебютировал в Москве в роли "Полиника" ("Эдип в Афинах" Озерова ). Поездка его за границу почему-то не состоялась. За тридцать лет (с небольшими перерывами) своего служения на московской сцене М. пришлось выступать в самых разнообразных ролях, не исключая и ролей в водевилях с пением. М. часто играл в комедиях князя Шаховского ("Аристофан", "Пустодомы", "Урок женатым" и др.), исполнял Альмавиву в "Севильском Цирюльнике", Чацкого в "Горе от ума", но большого впечатления не производил и своей игрой в комедиях всегда был недоволен. В мещанской драме М. пользовался огромным успехом. Его лучшие роли были Альфред Жермани ("Тридцать лет, или Жизнь игрока"), граф д'Обервиль ("Графиня д'Обервиль") и в особенности Мейнау ("Ненависть к людям и раскаяние", Коцебу ), который, по словам Ап. Григорьева , "вырастал у него в лицо почти байроновской меланхолии". Из пьес русского репертуара М. выступал в драмах Ободовского , Полевого и Кукольника . В трагедиях Шиллера и Шекспира гений М. проявился во всю свою мощь. В пьесах Шиллера М. играл Дон-Карлоса, Карла и Франца ("Разбойники"), Фердинанда и Миллера ("Коварство и Любовь"), Мортимера ("Мария Стюарт"), в пьесах Шекспира - Отелло, Ричарда III, Лира, Ромео, Кориолана и Гамлета. Исполнение им роли Гамлета было выдающимся событием в истории русского театра; он приводил в восторг всех, кто его видел в этой роли. Как и всегда, М. не дал вполне выдержанного типа, переделал меланхолического, слабовольного датского принца в человека исключительной энергии, огненного темперамента и чуть ли не титанической силы. Его игра была чересчур субъективна, но она подкупала художественным совершенством исполнения. "М. играл свою собственную душу" - писал Ап. Григорьев несколько лет спустя после Белинского , давшего яркое описание игры артиста в статье "Гамлет, драма Шекспира и М. в роли Гамлета". Современники в один голос характеризуют М. как артиста "Божьей милостью". Он рос и работал без всякой школы. Упорный, систематический труд, постоянное изучение ролей, которыми так много занимался соперник М. по сцене В.А. Каратыгин , были ему чужды. Он был рабом своего вдохновения, художественного порыва, творческого наития. Когда его оставляло настроение, он был посредственным артистом, с манерами провинциального трагика; его игра была неровна, на него нельзя было "положиться"; часто во всей пьесе он хорош был только в одной сцене, в одном монологе, даже в одной фразе. Гений М. не опирался, как у Каратыгина, на образование. Все попытки друзей артиста, например, С.Т. Аксакова , содействовать развитию М., ввести его в литературные кружки ни к чему не привели. Замкнутый, застенчивый, неудачник в семейной жизни, М. убегал от своих аристократических, образованных поклонников в студенческую компанию или запивал свое горе в трактире, с случайными собутыльниками. Всю жизнь он прожил "гулякой праздным", не создал школы и был положен в могилу с эпитафией: "безумный друг Шекспира". Перу М. принадлежит драма "Черкешенка" и несколько стихотворений, напечатанных в "Еж. Имп. Театр." (сезон 1900 / 1901 г., прил. 3). - См.: С.Т. Аксаков "Литературные и театральные воспоминания"; Барсуков "Жизнь и труды Погодина"; М.П. Погодин "Два слова о М." ("Антракт", 1868, ¦ 25); Каратыгин "Записки" (1880, Санкт-Петербург); А.Д. Галахов "Литературная кофейня в Москве" ("Русская Старина", 1886, ¦ 4); П.П. Вейнберг "Из моих театральных воспоминаний" ("Еженедельник Императорский Театр.", 1894 - 1895, кн. I); А.А. Ярцев "П.С. Мочалов" ("Еженедельник Императорский Театр.", 1896 - 1897, кн. 3). Об игре М. писали Белинский, Ап. Григорьев, Галахов ("Шекспир на Руси", "Русская сцена", 1864, ¦ 4), М.С. Щепкин ("Воспоминания", Санкт-Петербург, 1914), Сиротинин ("Арт.", 1893, ¦ 26). А. Поляков.

Всего Мочалов сыграл более 250 ролей на сцене Малого театра. Павел Мочалов считается символом эпохи романтизма. Вокруг его творчества велась ожесточенная идейно-эстетическая борьба, связанная с демократизацией русской сцены и ее национальным самоопределением. Актер способствовал утверждению в театре актерского переживания, острого ощущения связи художника со своей эпохой, с ее передовыми идеалами и драматическими противоречиями.

Павел Степанович Мочалов умер 28 марта 1848 года в Москве от простуды. По дороге из Воронежа экипаж провалился под лед. Похоронен на Ваганьковском кладбище столицы.

Театральные роли

Павел Степанович Мочалов [15.11.1800, Москва — 28.03.1848, Москва] — легендарный русский романтический актёр XIX века, один из самых знаменитых исполнителей роли Гамлета в России.

Как и его старшая сестра Мария (по мужу — Франциева; 1799–1862) П. С. Мочалов пошел по стопам родителей. С детства обладал отличной памятью, получил хорошее образование (пансион братьев Терликовых, возможно, был слушателем Московского университета).

Актер был похоронен на Ваганьковском кладбище. В 1860-х гг. поклонники его таланта собрали деньги на новый надгробный памятник актеру. На нем была выгравирована следующая эпитафия, приписываемая писателю и актёру Д. Т. Ленскому:

Ты слыл безумцем в мире этом,
И бедняком ты опочил
И лишь пред избранным поэтом
Земное счастье находил.
Так спи, безумный друг Шекспира,
Оправдан вечности Отцом.
Вещал он, что премудрость мира
Безумство пред Его судом[10].

О масштабе его популярности и влияния на историю русской культуры можно судить по свидетельствам, согласно которым даже спустя 50 лет после смерти почтить его память собралось огромное количество ценителей его актерского таланта[11].

[2] Полевой Н. А. Мои воспоминания о русском театре и русской драматургии // Репертуар русского театра. 1840. Т. I. Кн. 2. С. 6–7. Цит. по: Бубнова О. В. Указ. соч.

[3] Аксаков С. Т. Литературные и театральные воспоминания // Аксаков С. Т. Собр. соч. : в 5 т. М., 1966. Т. 3. С. 26. Цит. по: Бубнова О. В. Указ. соч.

[4] Объявления // Московские ведомости. 1817. 1 сентября. С. 1963.

[5] См.: Репертуар П. С. Мочалова // Ласкина М. Н. П. С. Мочалов летопись жизни и творчества. М. : Языки русской культуры, 2000. С. 501–523.

[7] См., например: A Shakespeare Encyclopaedia / ed. by O. J. Campbell. L., 1966. P. 730: “The controversy about the merits of the two great actors, often centered on their Hamlets, is reflected in periodical literature, and plays an important role in the essay about Hamlet by the critic Visarion Belinsky.”

[8] Поляков А. Указ. соч. Стб. 387.

[10] Цит. по: Ярцев А. А. М. С. Щепкин, его жизнь и сценическая деятельность в связи с историей современного театра. (С прибавлением кратких биографий П. С. Мочалова, В. А. Каратыгина, А. Е. Мартынова и П. М. Садовского) : Биографические очерки. СПб. : Изд. Ф. Павленкова, 1893. (Биографическая библиотека Павленкова).

Соч.: Черкешенка : драма; Стихотворения // Ежегодник императорских театров. СПб., 1900–1901. Прил. 3.

Читайте также: