П и новгородцев биография кратко

Обновлено: 05.07.2024

Павел Иванович Новгородцев - русский юрист-правовед, философ, общественный и политический деятель, историк (автор книг по истории философии права).

Павел Иванович Новгородцев - русский юрист-правовед, философ, общественный и политический деятель, историк (автор книг по истории философии права).

Основатель нового идеалистического течения в русской философии, один из создателей русской школы философии права.
Исследование государства и права, различных форм государственного устройства, вопрос об общественном и личном, об общественном идеале и его трансформации от античности до нашего времени.

Па́вел Ива́нович Новгоро́дцев ( 28 февраля (12 марта) 1866 ( 18660312 ) , Бахмут, Российская империя — 23 апреля 1924, Прага, Чехословакия) — русский юрист, философ, общественный и политический деятель, историк (автор книг по истории философии права). Один из представителей либерализма в России.

Содержание

Биография

С 1894 года — приват-доцент, с 1897 — магистр права.

В 1906—1918 годах — ректор Московского коммерческого института. В годы первой мировой войны работал во Всероссийском Союзе городов, был московским уполномоченным Особого совещания по топливу.

В 1917 году вновь профессором университета. Избран в ЦК кадетской партии. Член-учредитель Лиги русской культуры, её Временного комитета в Москве.

В 1920 году вернулся в Крым, занятый войсками барона Врангеля.

В эмиграции в 1921—1922 гг. читал лекции в Ахенской технической школе. Основатель и декан Русского юридического института (факультета) в Пражском университете.

Был женат на Лидии Антоновне Будилович, дочери филолога Антона Семёновича Будиловича.

Основные труды

    //Путь. - 1926. - №4. - С. 54-71
  • Введение в философию права: Кризис современного правосознания / РАН. Ин-т государства и права. — М.: Наука, 1997. — 269 с.
  • Об общественном идеале. — М.: УРСС, 1991. — 640 с.

Литература

Ссылки

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 12 марта
  • Родившиеся в 1866 году
  • Родившиеся в Артёмовске
  • Умершие 23 апреля
  • Умершие в 1924 году
  • Умершие в Праге
  • Выпускники юридического факультета МГУ
  • Философы по алфавиту
  • Философы XIX века
  • Философы XX века
  • Философы Российской империи
  • Философия права
  • Правоведы Российской империи
  • Кадеты
  • Депутаты Государственной думы Российской империи I созыва
  • Члены Всероссийского Учредительного собрания
  • Преподаватели МГУ
  • Преподаватели Бестужевских курсов
  • Русские эмигранты первой волны в Чехословакии
  • Похороненные на Ольшанском кладбище

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Новгородцев, Павел Иванович" в других словарях:

Новгородцев Павел Иванович — известный юрист философ. Родился в 1866 г. Окончил курс в Московском университете. Получил степень магистра государственного права за диссертацию: Историческая школа юристов. Ее происхождение и судьба (М., 1896); степень доктора за исследование:… … Биографический словарь

Новгородцев Павел Иванович — Новгородцев, Павел Иванович русский правовед и философ Дата рождения: 1866 Место рождения: Бахмут … Википедия

НОВГОРОДЦЕВ ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ — НОВГОРОДЦЕВ, ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ (1866 1924) русский правовед, философ, общественный деятель. Родился 28 февраля (12 марта) 1866 в Бахмуте. Окончил юридический факультет Московского университета. В 1897 защитил магистерскую, а в 1903 докторскую… … Юридическая энциклопедия

НОВГОРОДЦЕВ Павел Иванович — (1866 1924) российский правовед, философ, социолог, глава школы возрожденного естественного права в России. Профессор Московского университета (1904 06), ректор Высшего коммерческого института (1906 18). Член партии кадетов (с 1905) и ее ЦК… … Большой Энциклопедический словарь

Новгородцев Павел Иванович — (1886, Бахмут, ‒ 23.4. 1924, Прага), русский юрист и философ. Преподавал в Московском университете (1896‒1911), с 1906 директор и профессор Московского высшего коммерческого института. Член партии кадетов; депутат 1 й Государственной думы (1906) … Большая советская энциклопедия

Новгородцев, Павел Иванович — писатель. Род. в 1866 г.; учился в московском университете по юридическому факультету. В 1894 г. получил звание приват доцента московского университета; с 1898 г. читал самостоятельный курс по кафедре энциклопедии и истории философии права. В… … Большая биографическая энциклопедия

Новгородцев Павел Иванович — (1866, Бахмут Екатеринославской губернии — 1924, Прага), правовед, философ, политический деятель. Из купеческой семьи. В 1888 окончил юридический факультет . С 1894 приват доцент, с 1903 экстраординарный, с 1904 ординарный профессор… … Москва (энциклопедия)

НОВГОРОДЦЕВ Павел Иванович — (1866 1924), русский правовед, философ, общественный деятель. Родился 28 февраля 1866 в Бахмуте. Окончил юридический факультет Московского университета. В 1897 защитил магистерскую, а в 1903 докторскую диссертацию (Кант и Гегель в их учениях о… … Энциклопедия Кольера

Новгородцев Павел Иванович - известный юрист-философ. Родился в 1866 г. Окончил курс в Московском университете. Получил степень магистра государственного права за диссертацию: "Историческая школа юристов. Ее происхождение и судьба" (М., 1896); степень доктора - за исследование: "Кант и Гегель в их учении о праве и государстве" (М., 1901). Преподает философию на Московских высших женских курсах. В 1906 г. избран от Екатеринославской губернии членом I Государственной думы; много работал в конституционно-демократической фракции. Подписал выборгское воззвание и отбыл тюремное заключение. Оставив, в силу избрания в Государственную думу, профессуру в Московском университете, Новгородцев продолжал чтение лекций на правах приват-доцента до 1911 г., когда сложил с себя это звание в знак протеста против распоряжений министра Л.А. Кассо (см. Мануилов ). Избранный в 1906 г. директором Московского коммерческого института, Новгородцев организовал его на широких общеобразовательных началах и сделал одной из популярных высших школ России. Всего более Новгородцев занимался проблемой естественного права, как морально-критической инстанции над положительными законодательствами. Обоснованием возродившейся естественно-правовой доктрины служат для Новгородцева новейшие выводы из нравственной философии Канта. Главный интерес при исследовании этой идеи, по Новгородцеву, должен быть перенесен с проблемы об условиях правообразования, поглощавшей почти все внимание Савиньи, Пухты и их преемников, на вопрос о самостоятельном значении нравственной оценки явлений. Кант дает незаменимую опору этому стремлению современного идеализа, утверждающего самостоятельное значение нравственного начала и рассматривающего его независимо от исторических и социологических предпосылок. Разграничение теоретического и практического разума, проведенное Кантом, позволяет установить строгий параллелизм нравственных и теоретических суждений. Сознание причинной необходимости известных действий и событий не устраняет нравственного суда над ними. Благодаря этому разграничению, Кант выяснил нормативный характер естественного права и поставил его идею вне зависимости от тех или других взглядов на происхождение права. В критической философии нет ни огульного отрицания положительных норм, ни мысли о возможности мгновенной их замены идеальными законами. Главными недостатками Кантовской философии права Новгородцев считает неясность связи нравственного закона с миром действительности и априоризм, затрудняющий понимание общественной стороны морали. Для построения цельной этической системы необходимо сосуществование нормативной точки зрения Канта с социально-философской, выдвинутой Гегелем. В 1903 г. Московским психологическим обществом издан был под редакцией Новгородцева сборник статей: "Проблемы идеализа", посвященный защите прогрессивных морально-политических начал на почве критической философии. В противовес обычным догматическим предпосылкам позитивизма, участники сборника выдвинули вопрос о необходимости тщательной проверки научных средств и категорий и строжайшей осторожности в пользовании выводами "социологии". Центральное значение в сборнике принадлежит статье Новгородцева: "Нравственный идеализм в философии права". Отличительной чертой научных работ Новгородцева является независимость точки зрения, остроумный полемический анализ и блестящая литературная форма. Из многочисленных статей Новгородцева особенного внимания заслуживают: "Право и нравственность" (сборник Гамбарова ), "Политическая доктрина пессимизма" ("Образование", 1897, ¦ 1 - 2); в журнале "Вопросы психологии и философии" - "Идея права в философии Вл. Соловьева" (¦ 56), "Мораль и познание", "К вопросу о современных философских исканиях", "Государство и Право" (¦ 74 и 75); в журнале "Научное Слово" - "Б.Н. Чичерин" (1904, ¦ 3) и "Два правовых идеала" (1904, ¦ 19). Из лекций Новгородцева по истории философии права появились отдельно в печати: "Сократ и Платон", "Учения XVI - XVIII вв.", "Немецкие учения XIX в." и "Политические идеалы древнего и нового мира". В 1909 г. вышел в свет большой труд Новгородцева: "Кризис современного правосознания". Исходя из убеждения, что современные сомнения в моральной и общественно-воспитательной ценности права имеют глубокие корни в новейшей эволюции правовых идей, Новгородцев подверг критическому пересмотру все основные политико-юридические понятия наших дней. Если господствующие школы юриспруденции продолжают еще повторять старые начала, то современное нравственное сознание в своих требованиях к праву значительно ушло вперед; государство, для выросшей собирательной совести - не последний идеал этической жизни, а средство, входящее как частный элемент в общий состав нравственных сил. Вся политическая эволюция XIX в., в глазах Новгородцева, совершалась в двояком направлении: с одной стороны, постепенно падала вера в возможность совершенной и безошибочно действующей государственной организации, с другой стороны, сфера функций государства бесконечно расширялась. От государства требуют несравненно более, в него верят гораздо менее. Валентин Сперанский.

Единство правового и. вечного? Русская юридическая школа


Карта памяти 01.04.2015 // 4 642


© Michael Coghlan

П.И. Новгородцев последовательно занимал жесткую позицию по отношению к большевистскому правительству, активно искал пути возможной борьбы с новой властью. Он был членом Совета общественных деятелей, Правого, Национального центров, Торгово-промышленного союза, Всероссийского союза земельных собственников [45].

Столь активная деятельность П.И. Новгородцева не могла остаться без внимания большевиков. И.А. Ильин впоследствии вспоминал: «19 мая в 10 ч. утра я уже знал, что всю ночь у него шел обыск, что дома его не нашли, что семья его заключена в квартире, что ученые рукописи его во власти коммунистов, что у него оставлена засада. В два часа дня факультет был в сборе; царила тревога и неизвестность; диспут не мог состояться при одном оппоненте (князь Е.Н. Трубецкой). В два с половиной приехал Павел Иванович, бодрый, уравновешенный. Все знали, в какой он опасности и что он должен переживать. Он начал свои возражения около трех часов; до шести длились наши реплики. В семь диспут был закончен. Его самообладание, его духовная сила были изумительны. Тревожно простился я с ним, уходящим; я знал уже, что такое подвал на Лубянке.

— Поберегите себя, Павел Иванович! Они будут искать вас.

П.И. Новгородцев скончался 23 апреля 1924 года. Он был похоронен в Праге на Ольшанском кладбище.

Создав масштабное полотно течения европейской мысли на протяжении последних двух веков, П.И. Новгородцев оказался сам органично вписан в этот непрерывный интеллектуальный процесс. Утрачивая веру в здравый смысл, взбудораженная Французской революцией Европа искала прочный закон, который, будучи воспринятым человеческим разумом, позволил бы преодолеть его бессилие. Абсолютизация категорий сознания человека, предложенная Гегелем, социологический закон общественный жизни О. Конта, экономический детерминизм К. Маркса, физиологическая предопределенность поведения З. Фрейда — эти и многие другие построения были основаны на убеждении, что законы развития сильнее конкретной человеческой воли, что сам человек не вполне осознает реальные мотивы своих поступков. П.И. Новгородцев одновременно противостоял этой традиции и легко вписывался в нее.

Утопии, господствующие в сознании человека, заключают в себе трагическое противоречие. Это проекты общественного устройства, которые должны быть воплощены в конкретных правовых нормах. Однако всякая попытка их юридической формализации ставит перед законодателем неразрешимую проблему. Любая утопическая теория содержит в себе столько допущений и аксиом, не подлежащих обсуждению, что делает невозможным ее практическое применение. Общественная мысль, сделав шаги в этом направлении, с неизбежностью начинает искать новые идеалы [62].

Ценности, приоритеты людей меняются во времени. Но краеугольным камнем любого общественного идеала остается ценность человеческой личности. По мнению П.И. Новгородцева, нравственность, вера в лучшее, представления о добре — все то, на чем основывается общественный идеал, — проистекают из особенностей восприятия человеческой личностью окружающего мира. Соответственно, любая правовая, политическая система должна строиться, исходя из этого основного положения. Ее цель — защита прав человека, конечно, в той мере, в какой это соответствует современному общественному идеалу. Наибольшее приближение к нему и обеспечивает правовое государство [65].

Во многом предвосхищая идеи современного французского мыслителя П. Розанваллона [67], П.И. Новгородцев дал объемную характеристику либеральной утопии, которая наиболее последовательно воплощалась в политической практике Европы Нового времени. Ее коренное противоречие — вера в возможность гармоничного сочетания равенства и свободы. Это представление обусловлено тем, что эпоха Просвещения, когда только формировалась либеральная идеология, не видела угрозы свободе личности со стороны общества. Мыслитель XVIII века был убежден, что правильно понятый общественный интерес строго соответствовал интересу каждого человека, составлявшего общество. Соответственно, не могло быть противоречия между либерализмом и демократией. Наоборот, европейская мысль была одушевлена возможностями демократической процедуры, которая позволила бы выявить народную волю, т.е. в действительности волю каждого гражданина [68].

Народная масса вынуждена принимать точку зрения наиболее активной части общества, представляющей партии, органы власти, средства массовой информации. Они, в сущности, и формируют общественное мнение, которое подменяет собой народную волю [70].

Опасаясь диктатуры партий, европейские мыслители искали новые формы волеизъявления народа, рассчитывая на плебисциты и референдумы. По мнению П.И. Новгородцев, в действительности, это не меняло природы демократического устройства. В любом случае решения принимались подготовленным меньшинством, а не всей массой избирателей [75].

Пессимистическая оценка современных политических реалий вынуждала общество искать иные правовые институты. П.И. Новгородцев отмечал перспективность подобного поиска, однако при этом настаивал, что самая совершенная процедура не может гарантировать идеального решения [76]. Новгородцев предсказывал, что в скором будущем должны возникнуть новые центры формирования общественного мнения, что заметно способствовало бы его еще большей плюрализации и совершенствованию институтов правового государства [77]. При этом цель политической системы оставалась той же — обеспечение прав и свобод человека.

В течение Нового времени представления о правах личности постепенно менялись. В первой половине XIX века считалось достаточным гарантировать лишь правовое равенство всем гражданам. К концу столетия доминирующей стала другая точка зрения: государство несет социальную функцию, т.к. не может быть речи о правовом равноправии, если для многих стоит вопрос об элементарном физическом выживании [78].

П.И. Новгородцев констатировал кризис современного правосознания, которое чутко ощущало имевшийся разрыв между нормами действующего законодательства, существующими политическими институтами и господствующим общественным идеалом. Это предполагало неизбежность изменения правовой системы, т.к. П.И. Новгородцев был убежден в первичности правосознания по отношению к государственной власти и юридической норме. Причем, по его мнению, законодательство в любом случае обречено на несовершенство. Оно есть квази-право, вынужденно ущемляющее свободу, которую вроде бы оно должно защищать [79]. Это, в свою очередь, подразумевало возможность изменения политической системы путями, не предусмотренными действующим законодательством. Данная концепция была системообразующей для правовых и политических построений русского либерализма начала XX века. Ее разделяли теоретики возрождения естественного права П.И. Новгородцев, Е.Н. Трубецкой [80] и В.М. Гессен [81], сторонник формально-догматического подхода Ф.Ф. Кокошкин [82], с некоторыми оговорками представитель социологической школы С.А. Муромцев [83]. Она давала основания рассчитывать на изменение правовых устоев государственной жизни вопреки существующему политическому режиму и под давлением общественных сил.

1. Рассматривая право как часть культуры, проявление духовной жизни человека, П.И. Новгородцев, в сущности, заметно раздвигал границы юриспруденции. Вопросы права, политики, социума — для него проблемы, прежде всего, философского характера.

Читайте также: