П бурдье биография кратко

Обновлено: 07.07.2024

В период с 1941 по 1947 год является интерном в лицее Луи-Барту. В 1951 году был принят в Высшую нормальную школу.

В период с 1981 по 2001 год является профессором социологии в Коллеж де Франс. В 1990-е годы играет заметную роль в общественно-политической жизни Франции.

В 1993 году становиться первым социологом, который получает золотую медаль Национального центра научных исследований. Данная медаль является самой престижной французской наградой в области науки.

Научные труды

Является автор тридцати пяти книг и четырёхсот статей. Данные работы довольно высоко ценят в плане теоретических и эмпирических исследований. Но, несмотря на это, его работы подверглись различной критике.

Основные работы

  • "Начала" (сборник текстов, связанных с проблемам социологии знания);
  • "Практический смысл" (основные вопросы взаимодействия философского и социологического познания);
  • "Рынок символической продукции" (отношения между полем ограниченного массового производства).

Бурдьё довольно часто писал совместно с другими социологами. В ходе многолетней проделанной работы им была создана собственная научная школа, которая стала самой крупной во Франции со времен Эмиля Дюргкейма.

Социологическая концепция Бурдье

Является наследником классической социологии и философии. Он совмещал в себе большинство из главных социологических подходов. В социологии Бурдьё следует выделять несколько главных особенностей:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Стремление преодолеть, применяя основные нововведения, целый ряд существующих дилемм в социальной науке;
  • Постоянная разработка совершенно новых идей, независимо от их источника в методологическом плане;
  • Культура является системой определенных символов и значений и представляет собой основную роль в сохранении и воспроизводстве социального неравенства;
  • Общество является местом жестокой и постоянной борьбы, в ходе которой появляются различия, которые являются содержанием социального бытия. Социальность представляет собой различия, которые в свою очередь приводят к иерархии, которая невозможна без постоянного соперничества, притязаний, случайностей и неизбежностей.

Главной идеей его социологии является социальное пространство, поле, культурный и социальный капитал, габитус. Роль и место агента в данном пространстве предопределяет экономический капитал. Он может являться в самых разных видах, например как культурный, социальный и символический капитал, который обычно называют престижем, репутацией, именем и т.п.

Актор представляет собой субъект с внутренней активностью. Большое количество данных акторов составляют собой массу, или то, чему можно придать форму и чему придается форма.

Вводит понятие габитуса, которое обозначает звено между объективными структурами и агентами.

В него входит совокупность диспозиций, то есть моделей действия и восприятия, которые индивид получает в процессе социализации. Он является посредником в включение агента в социальные отношения. Концепция габитуса оказала огромное влияние на социальные науки современности.

Пьер Бурдьё (фр. Pierre Bourdieu , 1 августа 1930 — 23 января 2002) — французский социолог и философ, представитель постструктуралистского направления социальной теории, создатель теории социального поля (фр. champ ), теории габитуса.

Содержание

Биография

Структуралистский конструктивизм

В определении и изучении сути социальных отношений Бурдьё предложил использовать одновременно два принципиальных подхода:


Теория Бурдьё считается интегральной социологической теорией и представляет собой попытку преодоления противоречий между макро- и микро- анализом, агентом и структурой, которое порождает так называемые "парные понятия" (англ. paired concepts ). В основании теории Бурдьё лежат, в первую очередь, фундаментальные идеи классиков, выражающие два противоположных подхода к определению объекта социологии: это исследовательская программа Маркса, исходным пунктом которой полагается широко понимаемая структура (общественно-экономическая формация), и программа Вебера, который исходит из концепта социального действия. Постольку, поскольку агент и структура связаны диалектически, Бурдьё пытается снять противоречие между ними и вводит ряд своих концептов.

Социальное пространство — это логически мыслимый конструкт, своего рода среда, в которой осуществляются социальные отношения.Социальное пространство не совпадает с физическим, однако физическое пространство стремится войти в соответствие с социальным. Социальное пространство можно описать как совокупность полей, специфических однородных "под-пространств" (например, поле литературы, экономическое поле и т.п.), власть над которыми дает обладание дефицитными благами - капиталом. Именно распределение различных видов капитала (экономический, культурный, социальный, символический) в социальном пространстве и структурирует его.

Пьер Бурдьё (фр. Pierre Bourdieu, 1 августа 1930, Франция — 23 января 2002, Париж, Франция) — французский социолог, этнолог, философ и политический публицист, один из наиболее влиятельных социологов ХХ века. Автор тридцати пяти книг и четырёхсот статей, которые высоко оцениваются как в плане теоретических, так и эмпирических исследований. В то же время его работы подверглись разнообразной критике, в основном за детерминистское видение социального.

C 1981 года — профессор социологии в Коллеж де Франс. В 1990-е годы Пьер Бурдьё играл заметную роль в общественно-политической жизни Франции.

Бурдьё изучал прежде всего механизмы воспроизводства социальных иерархий. Он подчёркивал значимость культурных и символических факторов воспроизводства и критиковал марксистские концепции примата экономики. Согласно Бурдьё, ключевую роль в воспроизводстве социальных отношений господства играет способность занимающих властные позиции агентов навязывать свои культурные и символические практики. Бурдьё ввёл понятие символического насилия как принуждения к признанию различных форм господства и незнанию его механизмов. Символическое насилие легитимирует социальные формы господства.

Природу социального определяет различие, которое порождает социальные иерархии. Вслед за Паскалем, Бурдьё считал, что человек движим прежде всего жаждой признания его человеческого достоинства; признание имеет исключительно социальный характер.

Исследования Бурдьё сосредоточены вокруг ключевых концептов: габитус как принцип действия агентов, поле как пространство фундаментальной социальной борьбы, капитал как ресурс в социальном поле, символическое насилие как главный механизм утверждения господства. Все эти понятия, введенные и разработанные Бурдьё, широко используются в социологии и социальной антропологии.

Биография

Пьер Бурдьё, единственный ребёнок в семье, родился в 1930 году на юго-западе Франции в Дангене, небольшой деревне в исторической области Беарн, в западной части департамента Атлантические Пиренеи. Его отец, выходец из мелкого крестьянства, был крестьянином-издольщиком, а затем работал почтальоном, не покидая сельской среды. Мать Бурдьё имела сходное социальное происхождение, хотя и несколько более высокое, её предки были мелкими собственниками.

Учёба

C 1941 по 1947 год Бурдьё был интерном в лицее Луи-Барту в городке По, учился отлично. Его заметил один из учителей, выпускник Высшей нормальной школы, который посоветовал ему записаться на подготовительные курсы по гуманитарным наукам в элитарном лицее Людовика Великого в Париже в 1948 году.


Свой вклад в социологию внесли много выдающихся ученых, одним из которых был Пьер Бурдье. Гражданин Франции, рожденный в 1930 году, философ, культуролог, автор теоретической концепции социального пространства, поля, культурного и социального капитала. Он считал, что место субъекта в социальном пространстве определяет экономический капитал, который может быть рассмотрен в аспекте культурного, социального и символического активов.

Краткая биография

Биография Пьера Бурдье насыщена разнообразными событиями. Он принимал активное участие в политических трансформациях и много учился. Будущий социолог родился в 1930 году в Дангене (Франция). Его отец – крестьянин, семья матери – мелкие собственники. В 1941-1947 гг. Пьер Бурдье учился в лицее Луи Барту, там его заметил один из учителей и посоветовал записаться в элитарный лицей Людовика Великого на курс гуманитарных и элитарных наук.

В 1951 Бурдье приняли в Высшую школу, вместе с ним учились Жак Деррида и Луи Марен. В это время формируется его философское и социологическое мировоззрение. Он интересуется работами Сартра, Гуссерля, Маркса, Мерло-Понти. В школе вместе с Дерридой и Мареном основывает Комитет в защиту свободы. В 1953 году защитил диплом по Лейбницу, в 1954 году сдает экзамен на право преподавать философию и начинает работать над диссертацией о темпоральных структурах эмоциональной жизни.



В 1960 году работает главным секретарем в Центре европейской социологии. В 1961 году получает должность преподавателя в университете Лилля, где проработал до 1964 года. Женился Пьер Бурдье в 1962 году на Мари Бризар. В середине 1964 года французский социолог становится заместителем руководителя Центра европейской социологии, начинает изучать культурные практики, которым посвятил следующие 10 лет.

В 1968 году основал собственный Центр социологии и культуры, где изучал социальную иерархию и воспроизводство. Умер в 2002 году.

Социология Пьера Бурдье

Габитус – это система прочных приобретенных в процессе социализации предрасположенностей, которые помогают индивиду функционировать в конкретной структуре. Это своеобразная система диспозиций, которая определяет деятельность и представления индивидов. Габитус – это продукт истории, производящий индивидуальные и коллективные практики. Обуславливает присутствие в действиях индивидов прошлого опыта, что является гарантом правильного поведения. Габитусу свойственно порождать общепринятые манеры поведения, которые приспособлены к логике конкретного поля деятельности – социального пространства.


Социальное пространство

Бурдье считал, что общество стоит рассматривать как структуру в двух ипостасях. Первая ипостась – это реальность первого порядка, где положение человека в обществе определяется распределением материальных ресурсов, престижа, ценностей и прочих социальных благ. Реальность второго порядка – это манеры поведения и мышление индивидов, что соответствуют их положению в обществе. Проще говоря, Бурдье рассматривал социальную реальность как соотношение физического и субъективного.

Можно выделить социальное и физическое пространство - поле. Физическое пространство определяется взаимосвязью внешних частей, что его образуют, социальное – появляется в результате реализации различных позиций. Социальное поле может состоять из нескольких полей, то есть человек может занимать несколько социальных позиций.

Главная задача социологии по Бурдье заключается в выявлении скрытых структур в среде физического и социального поля. Но это лишь малая часть его исследований. Не менее интересной является социология политики Пьера Бурдье.


Политика

Государственный аппарат Бурдье тоже рассматривал с точки зрения поля. Основная особенность поля в том, что агенты и институты сражаются по правилам, сформулированным в этом пространстве. Они прилагают усилия, соответственно получают разный результат. Так формируются элиты и массы. Политическое поле не имеет составных частей, это своеобразная карта, на которой проводится игра за доступ к капиталу. И каждая игра имеет свои правила.

Согласно Пьеру Бурдье, общество не является структурой, это всего лишь итог действий агентов, которые принимают участие в игре поля.

Читайте также: