П адо сократ кратко

Обновлено: 05.07.2024

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 282 577
  • КНИГИ 671 281
  • СЕРИИ 25 849
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 621 680

Предисловие Арнольда И. Дэвидсона [1]

Я хотел бы уточнить некоторые аспекты понятия духовных упражнений, чтобы лучше объяснить, почему Адо сделал их направляющей нитью своей концепции античной философии. Пьер Адо всегда говорил, что открытие

В античности сущностная задача философа не заключалась в построении или изложении понятийной системы; вот почему П. Адо критикует историков античной философии, представляющих философию прежде всего как философскую речь или философскую теорию, как систему пропозиций. Свою точку зрения он излагает так:

В этом достаточно определенном смысле можно было бы сказать, что софисты по-прежнему представляют собой опасность для философии, связанную с тенденцией, когда философская речь считается самодостаточной и полностью независимой от нашего жизненного выбора.

Говорить о Сократе — это естественно означает подвергнуть себя всякого рода трудностям исторического порядка. Свидетельства Платона, Ксенофонта, которые мы имеем относительно Сократа, преобразовали, идеализировали, деформировали Сократа исторического 2). Я не стремлюсь здесь заново воссоздать этого исторического Сократа. Я постараюсь представить вам сейчас именно фигуру Сократа — в плане ее воздействования

на западную традицию, однако, сосредоточиваясь в то же время — ибо речь идет о масштабнейшем явлении — на фигуре Сократа, такой, как она появляется в Пире Платона и как она воспринимается двумя другими великими сократиками, а именно Кьеркегором 3) и Ницше 4).

Но верно также и то, что эта фигура Силена на самом деле — только внешняя маска, как нам дает понять Платон, внешнее прикрытие, за которым прячется нечто другое. В знаменитой похвале Сократу в конце Пира 13) Алкивиад сравнивает Сократа с такими Силенами, которые в мастерских ваятелей служат шкатулками для хранения фигурок богов. Таким образом, внешний вид Сократа, эта почти чудовищная внешность, уродливая, клоунская, бесстыдная, является лишь только фасадом, то есть маской.

Будучи сам под маской, Сократ стал prosopon — маской — для личностей, которые имели потребность укрыться за ним. Он дал им одновременно идею замаскироваться и идею взять Сократову иронию в качестве маски. Здесь мы наблюдаем крайне сложный феномен по своим литературным, педагогическим и психологическим импликациям.

Принципиально важный пункт в этом ироническом методе составляет дорога, которую совместно проходят

Сократ и его собеседник 50). Сократ притворяется, что хочет узнать что-то от своего собеседника: именно в этом и заключается ироническое самообесценивание. Но на самом деле, тогда как он делает вид, что отождествляется со своим собеседником и полностью входит в его речь, в конечном счете именно собеседник бессознательно вступает в речь Сократа, отождествляется с Сократом, то есть — не забудем этого — с апорией и сомнением: ибо Сократ ничего не знает, он только знает, что ничего не знает. В конце дискуссии собеседник, соответственно, ничего не узнал. Наоборот: теперь он совершенно ничего не знает. Но на протяжении всей дискуссии он проэкспериментировал то, что является деятельностью ума, и даже больше — он был самим Сократом, то есть вопрошающим, отвечающим, сомневающимся в правильности своего ответа или не согласным с ним, в общем — сознанием.

Адо П. - Что такое античная философия?

Пьер Адо

Перевод с французского В.П. Гайдамака
М: Издательство гуманитарной литературы, 1999.- 320 с.
ISBN 5-87121-017-1

Оглавление

М.А. Гарнцев. Пьер Адо и его подход к античной философии 5

Часть первая. Платоновское определение философа и его предыстория 24

I. ФИЛОСОФИЯ ДО ФИЛОСОФИИ 24
Historia первых греческих мыслителей 24
Paideia 26
Софисты V в 27

II. ПОЯВЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ 30
Свидетельство Геродота 30
Философская деятельность, гордость Афин 31
Понятие sophia 32

Часть вторая. Философия как образ жизни 67

V. ПЛАТОН И АКАДЕМИЯ 67
Философия как форма жизни в платоновской Академии 67
Философский дискурс Платона 83

VII. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ 104
Обшая характеристика 104
Кинизм 122
Пиррон 124
Эпикуреизм 127
Стоицизм 140
Аристотелиэм 154
Платоновская Академия 155
Скептииизм 158

VIII. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ В ЭПОХУ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ 162
Обшая характеристика 162
Плотин и Порфирий 173
Послеплотиновский неоплатонизм и теургия 184

IX. ФИЛОСОФИЯ И ФИЛОСОФСКИЙ ДИСКУРС 188
Философия и двойственность философского дискурса 188
Духовные упражнения 196
Мудрец .236
Заключение 248

Часть третья. Перелом и преемственность. Средние века и Новое время ..250

X. ХРИСТИАНСТВО КАК ФИЛОСОФИЯ ОТКРОВЕНИЯ 250
Самоопределение христианства как философии 250
Христианство и античная философия 261

XI. ИСЧЕЗНОВЕНИЕ И НОВАЯ ЖИЗНЬ АНТИЧНОЙ КОНЦЕПЦИИ ФИЛОСОФИИ 267
И вновь: христианство и философия 267
Философия как служанка теологии 268
Виртуозы разума 272
Устойчивость концепции философии как образа жизни 275

XII. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ 286

БИБЛИОГРАФИЯ 298
ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА 303
ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИКА 311

Книги - скачать, советы, литература

Книги - скачать, советы, литература

Книги - скачать, советы, литература запись закреплена

М.А. Гарнцев. Пьер Адо и его подход к античной философии 5

Часть первая. Платоновское определение философа и его предыстория 24

I. ФИЛОСОФИЯ ДО ФИЛОСОФИИ 24
Historia первых греческих мыслителей 24
Paideia 26
Софисты V в 27

II. ПОЯВЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ 30
Свидетельство Геродота 30
Философская деятельность, гордость Афин 31
Понятие sophia 32

Часть вторая. Философия как образ жизни 67

V. ПЛАТОН И АКАДЕМИЯ 67
Философия как форма жизни в платоновской Академии 67
Философский дискурс Платона 83

VII. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ 104
Обшая характеристика 104
Кинизм 122
Пиррон 124
Эпикуреизм 127
Стоицизм 140
Аристотелиэм 154
Платоновская Академия 155
Скептииизм 158

VIII. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ В ЭПОХУ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ 162
Обшая характеристика 162
Плотин и Порфирий 173
Послеплотиновский неоплатонизм и теургия 184

IX. ФИЛОСОФИЯ И ФИЛОСОФСКИЙ ДИСКУРС 188
Философия и двойственность философского дискурса 188
Духовные упражнения 196
Мудрец .236
Заключение 248

Часть третья. Перелом и преемственность. Средние века и Новое время ..250

X. ХРИСТИАНСТВО КАК ФИЛОСОФИЯ ОТКРОВЕНИЯ 250
Самоопределение христианства как философии 250
Христианство и античная философия 261

XI. ИСЧЕЗНОВЕНИЕ И НОВАЯ ЖИЗНЬ АНТИЧНОЙ КОНЦЕПЦИИ ФИЛОСОФИИ 267
И вновь: христианство и философия 267
Философия как служанка теологии 268
Виртуозы разума 272
Устойчивость концепции философии как образа жизни 275

XII. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ 286

БИБЛИОГРАФИЯ 298
ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА 303
ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИКА 311


Одним из величайших философ Древней Греции является Сократ. При жизни Сократ не сделал ни одной записи и считал, что при письме слова теряют смысл. Поэтому выступал только устно. Все его изречения сохранились только благодаря его ученикам и единомышленникам. Одни записывали его слова кратко, другие же создавали целые сборники.

Родился философ примерно в 470-469 году до н.э. в Афинах. Мать Фенерета была повитухой, а отец Софрониск ваятелем. Как считают историки, у него была состоятельная семья. К такому выводу они пришли, изучая тот факт, что на войну со спартанцами Сократ отправился в полном обмундировании, а оно стоило немалых денег. Следовательно, отец философа имел приличный заработок. Брат Сократа Патрокл унаследовал большую часть имущества семьи, но и мыслитель не остался обделенным.

Сократ несколько раз принимал участие в боевых сражениях. Ему были присущи смелость и отвага. Есть данные, по которым в одной из битв он спас от смерти своего военачальника, Алкивиада. Вооружившись лишь одной дубиной, он смог разогнать хорошо экипированных спартанцев.

Основы философии Сократа

Три понятия, на которых строится философия Сократа – этика, добро и добродетель. Храбрость, знание и честность – основные принципы философа. Знание и добродетель взаимозаменяемы, без понимания нет добродетели, а следовательно, человек не может творить добро, быть справедливым и храбрым.

Сложно разобраться, что относил к понятию зло Сократ. Так один из его учеников Платон писал, что великий философ негативно относился к любому проявлению зла, даже если оно направлено против врагов. Ксенофонт же в своих трудах дает иную трактовку. У него Сократ говорит о возможном необходимом зле, например для защиты. Достовернее кажется трактовка именно Ксенофонта. Он так же, как и Сократ бывал на поле боя, был полководцем и много беседовал с ним о мире и войне. И вполне логично, что философ мог одобрять зло во имя спасения.

Важными особенностями сократовской философии являются:

1. Разговор, как форма познания.

2. Применение метода индукции, от частного – к общему.

Находя истину, Сократ задавал собеседнику противоречивые вопросы со скрытым смыслом и подтекстом. Отвечающий путался в ответах, делая неожиданные и противоречивые выводы. Сократ так строил диалог, что сам по сути никаких выводов не делал, а собеседник приходил к умозаключению самостоятельно. При этом философ часто говорил, что сам ничего не знает.

Нелепые обвинения

С другой стороны философа обвинили в почитании других богов. Что и привело к смерти мыслителя. Он говорил о некоем существе, который есть у каждого человека, и которое находится всегда рядом, указывая направление и подталкивая к каким-либо действиям. Сейчас это существо назвали бы ангелом-хранителем, а тогда его восприняли агрессивно и назвали божеством, которому поклоняется Сократ.

Философия важнее семьи

Примерно до 433 года до н.э. в жизни Сократа не было ярких событий. После войны он стремился к спокойствию, но после установления в Афинах диктатуры, ему пришлось отстаивать права осужденных. И по мере своих возможностей бороться с диктаторами. Среди которых был спасенный им когда-то Алкивиад.

Уже в преклонном возрасте Сократ обзавелся семьей. Его жена родила ему трех сыновей. Но так как философ совершенно не обеспечивал семью, постоянно случались конфликты. Философ предпочитал жить на улице и ходить в лохмотьях.

Сократ вел скромный образ жизни. К нему приходили люди за ответами и за знаниями. Он говорил только о добродетели к окружающим. Хотя Сократ не брал денег со своих учеников, завистники причислили его к софистам, которые набивали свои карманы за этические беседы.

Выбор философа

Смерть философа подробно описана в трудах Платона и Ксенофонта. Сократу предъявили обвинения в развращении молодежи и непочтении к богам. Мыслитель отказался от помощи защитника и сам выступал в свое оправдание, отрицая все обвинения. В те времена он мог просить штраф вместо казни, но не стал. Также он отказался и от предложения друзей, которые хотели организовать его побег из тюрьмы. Сократ говорил, что если ему уже суждено умереть, то где бы он ни был, смерть найдет его. Поэтому он выбрал казнь и смиренно принял яд.

Читайте также: