Озера и болота география 6 класс кратко

Обновлено: 01.07.2024

сформировать представления об озерах и болотах как объектах гидросферы, их разнообразии и значении.

способствовать достижению предметных и метапредметных результатов по теме "озера и болота"

-познакомиться с разнообразием озер нашей планеты, способствовать формированию знаний о происхождении озерных котловин, сточных и бессточных, пресных и соленых озерах; формирование

понятия болото, значение болот

-развитие индивидуальных познавательных интересов;

-развивать умение анализировать, сравнивать

-развивать умение частично-поисковой познавательной деятельности

-развивать умение оценивать результаты выполненных работ

-развивать умение работать в группах

Знать: что такое озеро, типы озерных котловин, сточные и бессточные, соленые и пресные озера,

болото, их значение

Уметь: отличать сточные бессточные озера

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации

-умение определять понятия, создавать обобщения, делать выводы

-умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками,

работать индивидуально и в группе

-формирование ответственного отношения к учению

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в

Методы и приемы

Объяснительно- иллюстративный, частично-поисковый

Фронтальная, групповая работа

Озеро, озерная котловина, водохранилище, болото

Планирование и проведение учебного занятия, формирование УУД, формирование мотивации к обучению, формирование способности к логическому рассуждению и коммуникации, установки на использование этой способности, на ее ценность, выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях , а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности, формирование системы географических

знаний как компонента научной картины мира.

Маршрутный лист, учебник, атлас,ПК

-Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

Мы начинаем наш урок.

Любознательные в классе дети

Обо всем хотят знать на свете

Первым делом гоним лень.

На уроках не скучать,

А работать и читать!

Приветствие учителя, готовность к уроку

Проблематизация, актуализация, мотивация

Цель: Подведение учеников к цели урока, мотивация "Включение" в учебную деятельность

На прошлом уроке мы начали изучать раздел внутренние воды. Какой вид мы уже изучили? (Реки).

На проекторе появляются иллюстрации озер. Чтобы узнать, какие еще объекты относятся к внутренним водам, необходимо открыть слайд, ответив на вопросы.

1) Дайте определение терминов: исток, приток, устье, русло.

2) Что такое речная система? Из каких частей она состоит?

3) Как определить правый и левый притоки?

4) Чем питается река?

5) По характеру течения реки бывают?

Отвечают на вопросы, по картинкам определяют болото и озеро.

1) Исток- начало реки

Приток- река, впадающая в другую реку.

Устье- место впадения реки в море, озеро или другую реку.

Русло- выработанное углубление, в котором течет река.

2)Главная река и ее притоки образуют речную систему.

3) Притоки, впадающие в реку справа по ее течению,- правые, слева- левые.

4)Реки питаются дождевыми, талыми снеговыми и ледниковыми и подземными водами.

5) По характеру течения реки бывают равнинными и горными

Мотивация, проблематизация, 1 минута

А теперь послушайте загадку.

Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, рама зеленая.

Глядят в него молодые рябинки,

Цветные свои, примеряя косынки.

Глядят в него молодые березки.

Свои перед ним поправляя прически.

И месяц и звезды-

В нем все отражается .

Как это зеркало называется? (озеро)слайд 7

Это и будет нашей новой темой.

Отгадывают загадку, узнают тему урока, вместе с учителем называют цели и задачи урока, записывают все в тетрадь.

2. Освоение нового материала

Цель: "Включение" в целенаправленное действие

-Ребята, а кто из вас видел озеро? Как вы думаете, что такое озеро? Слайд 8

Озеро – это большое по площади замкнутое природное углубление на поверхности суши, заполненное водой. Запишите это определение в маршрутный лист.

Сейчас на экране появятся иллюстрации озер. Посмотрите, подумайте и выскажите свои гипотезы: почему озера разные по форме?

Правильно, давайте попробуем сформулировать наше предположение: Форма, глубина, размеры озера зависят от его происхождения. Сегодня мы попытаемся это доказать.

Итак, гипотеза выделена, начнем наше исследование. Какие источники информации нам для этого понадобятся? Все верно, все эти источники у нас имеются.

Сейчас мы с вами разделимся на 3 группы и каждая группа получит по несколько озер. Вы должны будете установить ГП, происхождение этого озера и его отличительные особенности.

1 группа: Байкал (тектоническое), Каспийское море-озеро(остаточное);

2 группа: Кроноцкое озеро (вулканическое), Селигер (ледниковое);

3 группа: Сарезское озеро (подпрудное) и озеро Криуша (старица).

Итак, ребята, если вы готовы, то можем начинать! Сейчас представитель от каждой группы расскажет, что у них получилось.

Все ответили, сейчас проделаем следующую работу: в ваших маршрутных листах есть второе задание, в котором нужно сопоставить название озерной котловины со схемой.

Сейчас сделаем вывод: что определяет особенности каждого озера?

Давайте закрепим полученные знания. На экране появятся иллюстрации озер, вы должны будете назвать тип озерной котловины.

Молодцы, ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня работали! Давайте похлопаем друг другу!

-А еще на земле есть искусственные озера, как они называются, найдите в тексте учебника на стр.92 (водохранилище)

Озеро – первоисточник пресной воды.

- Как использует озера человек? (ловит рыбу, для судоходства, разводят водоплавающую птицу, добывают соль, побережье озер – благоприятная зона не только для жизни, но и отдыха, восстановления здоровья).

Люди используют воду из озера в жизни и хозяйственной деятельности.

- А как вы думаете, почему она не заканчивается?

- Чем же питаются озера?

(осадками атмосферными, подземными водами, водами втекающих рек).

-Обратите внимание на то, что реки могут впадать в озера и вытекать.

Сейчас вы самостоятельно работаете по маршрутному листу и заполняете. Изобразите на ней сточные и бессточные озера стрелками. Слайд 18

Найдите на карте несколько примеров и запишите.

У нас появляются два новых понятия: сточные и бессточные озера.

Сточные озеро – это озеро, в которое реки впадают и вытекают (или только вытекают)

Бессточные озера – озера, в которые реки только впадают.

-А теперь работа с атласом, найдите озера с разной окраской.

-Что означает эта окраска?

Правильно, все озера по солености можно разделить на две группы: пресные и соленые. Слайд 19

(Пресные на карте обозначены голубым цветом, соленые - розовым).

- Вот два озера (учитель дает розовый овал и голубой), как вы думаете, какое из этих озер будет соленым какое пресным. (учащиеся должны подставить к схеме сточное, бессточное озеро правильный овал.

Ребята со временем озера могут обмелеть и реки принесут в них много ила и песка, озеро начнет зарастать и образуется болото. Слайд 20.

Ребята, а давайте подумаем, что же такое болото? Как оно образуется? Где они формируются?

Болото- избыточно увлажненные участки суши, имеющие слой торфа и поросшие влаголюбивой растительностью. Какое болото самое большое на нашей планете? Найдите его на карте

Ребята, а какой вред и какую пользу приносят болота?

Озеро- скопление воды на суше в естественных углубления земной поверхности. Работают с маршрутным листом.

Озера — это значительные естественные углубления на суше, заполненные водой и не имеющие связи с морем. Около 2% всей суши занято озерами. На территории нашей страны расположено самое большое озеро в мире — Каспийское и самое глубо­кое — Байкал. Много озер на северо-западе нашей страны. Не случайно Карелию называют страной тысячи озер.

По характеру стока озера подразделяют на проточные, сточ­ные и бессточные. В проточные озера обычно впадают много­численные реки и речки, вытекает же из них одна, а иногда и несколько рек. К этому типу озер относят Ладожское, Онежское, Байкал, многочисленные озера Финляндии.

Озера, имеющие сток, называют сточными. Сточные озера обычно бывают и проточными, т.е. имеют втекающие и вы­текающие реки. К таким озерам можно отнести озеро Севан в Армении.

В засушливых областях находятся бессточные озера, ко­торые не имеют стока, в них реки только впадают, но не вытека­ют (Каспийское, Аральское, Балхаш).

Озера различаются по своему происхождению. Есть озера, котловины которых возникли в результате тектонических движений. В результате прогиба земных слоев или сбросов вдоль трещин опустились отдельные участки земной коры. Так образовались крупнейшие котловины Байкала, Танганьики, Ньясы, Верхнего, Гурона, Мичигана, Эри, Онтарио и других озер.

Котловины вулканического происхождения пред­ставляют собой кратеры вулканов, заполненные водой. Подоб­ные озера имеются на Камчатке (Кроноцкое озеро), в Армении (озеро Севан).

Озерные котловины, образовавшиеся под влиянием внеш­них сил, разнообразны. В долинах рек — на террасах и в пой­ме — часто наблюдаются озера, имеющие продолговатую форму, Они возникли на месте бывших русел рек (старицы).

Есть озера ледникового происхождения, котловины которых образовались в ледниковый период, когда материковый лед при своем движении выпахивал огромные впадины, впослед­ствии заполнившиеся водой. Таких озер много в Финляндии, Ка­наде, на северо-западе нашей страны. Многие из них вытянуты цепочками по направлению движения ледников.

В областях, сложенных известняками, доломитами и гипсом, имеются котловины озер провального происхождения, их называ­ют карстовыми. Многие из них очень глубокие, с чистой прозрачной водой.

В горах при сильных землетрясениях могут возникнуть запрудные озера. В 1911 г. на Памире во время землетрясения часть горного хребта была сброшена в долину реки, образовалась запруда высотой более 500 м. Выше ее в долине реки Сарез воз­никло озеро, которое получило название Сарезского.

Многие озерные котловины смешанного происхождения. Например, котловины Ладожского и Онежского озер в ос­нове тектонические, затем обработанные ледником. Каспийское озеро-море — остаток большого моря, которое некогда соединя­лось через Кумо-Манычскую впадину с Азовским и Черным мо­рями.

Питание озер и их развитие. Питание озер происходит в ос­новном за счет подземных вод, атмосферных осадков и впадаю­щих в озера рек.

По составу и количеству солей, растворенных в воде, разли­чают озера пресные, соленые и горько-соленые. Пресные озе­ра обычно имеют растворенных солей менее 1‰; соленые — выше 24 ‰.

Проточные и сточные озера, как правило, пресные, так как приход пресной - воды больше, чем расход. Бессточные озера нередко бывают солеными. Соленые озера находятся обычно в степной и пустынной зонах.

К соленым озерам относят Эльтон, Баскунчак в России, озеро Мертвое на Ближнем Востоке, Большое Соленое в Север­ной Америке. Из соленых озер выделяют озера с большим со­держанием соды, например озеро Ван (Турция) и некоторые озера на юге Западной Сибири.

Зимой верхний слой воды в озерах охлаждается, с глубиной температура повышается. При охлаждении поверхностных слоев ниже 0° озеро покрывается льдом. Чем больше соленость воды, тем ниже температура ее замерзания.

Озера часто бывают недолговременными образованиями на поверхности Земли. Они развиваются в зависимости от окру­жающих условий. Из-за наносов, приносимых реками и времен­ными потоками, содержащими неорганические и органические вещества, озеро постепенно мелеет. Кроме того, на дне озера отлагаются остатки растений, которыми богаты само озеро и его берега. Все это приводит к постепенному его зарастанию и пре­вращению в болото.




Болота — участки земной поверхности, избыточно увлаж­ненные, покрытые влаголюбивой и водолюбивой растительно­стью, имеющие почвенный слой не тоньше 30 см. По условиям питания и местонахождению болота подразделяют на низинные и верховые. Низинные питаются преимущественно подземны­ми водами, богатыми минеральными веществами, и располага­ются преимущественно в понижениях, затопляемых постоянно или временно водой. Верховые болота возникают на мало расчлененных водоразделах и питаются в основном атмосферны­ми осадками.

Болота занимают огромные пространства — примерно 10% территории нашей страны. Обширные пространства болот нахо­дятся в Псковской, Новгородской обла­стях, Мещере и Западной Сибири. Много болот в тундре. В болотах добывают торф, который идет на отопление и про­изводство электроэнергии. Торф используется как азотистое удобрение. В нашей стране осушают большие площади болот, их превращают в сельскохозяйственные угодья — луга, поля, ого­роды, на которых выращивают богатый урожай многих сельско­хозяйственных культур.

Озера — это значительные естественные углубления на суше, заполненные водой и не имеющие связи с морем. Около 2% всей суши занято озерами. На территории нашей страны расположено самое большое озеро в мире — Каспийское и самое глубо­кое — Байкал. Много озер на северо-западе нашей страны. Не случайно Карелию называют страной тысячи озер.

По характеру стока озера подразделяют на проточные, сточ­ные и бессточные. В проточные озера обычно впадают много­численные реки и речки, вытекает же из них одна, а иногда и несколько рек. К этому типу озер относят Ладожское, Онежское, Байкал, многочисленные озера Финляндии.

Озера, имеющие сток, называют сточными. Сточные озера обычно бывают и проточными, т.е. имеют втекающие и вы­текающие реки. К таким озерам можно отнести озеро Севан в Армении.

В засушливых областях находятся бессточные озера, ко­торые не имеют стока, в них реки только впадают, но не вытека­ют (Каспийское, Аральское, Балхаш).

Озера различаются по своему происхождению. Есть озера, котловины которых возникли в результате тектонических движений. В результате прогиба земных слоев или сбросов вдоль трещин опустились отдельные участки земной коры. Так образовались крупнейшие котловины Байкала, Танганьики, Ньясы, Верхнего, Гурона, Мичигана, Эри, Онтарио и других озер.

Котловины вулканического происхождения пред­ставляют собой кратеры вулканов, заполненные водой. Подоб­ные озера имеются на Камчатке (Кроноцкое озеро), в Армении (озеро Севан).

Озерные котловины, образовавшиеся под влиянием внеш­них сил, разнообразны. В долинах рек — на террасах и в пой­ме — часто наблюдаются озера, имеющие продолговатую форму, Они возникли на месте бывших русел рек (старицы).

Есть озера ледникового происхождения, котловины которых образовались в ледниковый период, когда материковый лед при своем движении выпахивал огромные впадины, впослед­ствии заполнившиеся водой. Таких озер много в Финляндии, Ка­наде, на северо-западе нашей страны. Многие из них вытянуты цепочками по направлению движения ледников.

В областях, сложенных известняками, доломитами и гипсом, имеются котловины озер провального происхождения, их называ­ют карстовыми. Многие из них очень глубокие, с чистой прозрачной водой.

В горах при сильных землетрясениях могут возникнуть запрудные озера. В 1911 г. на Памире во время землетрясения часть горного хребта была сброшена в долину реки, образовалась запруда высотой более 500 м. Выше ее в долине реки Сарез воз­никло озеро, которое получило название Сарезского.

Многие озерные котловины смешанного происхождения. Например, котловины Ладожского и Онежского озер в ос­нове тектонические, затем обработанные ледником. Каспийское озеро-море — остаток большого моря, которое некогда соединя­лось через Кумо-Манычскую впадину с Азовским и Черным мо­рями.

Питание озер и их развитие. Питание озер происходит в ос­новном за счет подземных вод, атмосферных осадков и впадаю­щих в озера рек.

По составу и количеству солей, растворенных в воде, разли­чают озера пресные, соленые и горько-соленые. Пресные озе­ра обычно имеют растворенных солей менее 1‰; соленые — выше 24 ‰.

Проточные и сточные озера, как правило, пресные, так как приход пресной - воды больше, чем расход. Бессточные озера нередко бывают солеными. Соленые озера находятся обычно в степной и пустынной зонах.

К соленым озерам относят Эльтон, Баскунчак в России, озеро Мертвое на Ближнем Востоке, Большое Соленое в Север­ной Америке. Из соленых озер выделяют озера с большим со­держанием соды, например озеро Ван (Турция) и некоторые озера на юге Западной Сибири.

Зимой верхний слой воды в озерах охлаждается, с глубиной температура повышается. При охлаждении поверхностных слоев ниже 0° озеро покрывается льдом. Чем больше соленость воды, тем ниже температура ее замерзания.

Озера часто бывают недолговременными образованиями на поверхности Земли. Они развиваются в зависимости от окру­жающих условий. Из-за наносов, приносимых реками и времен­ными потоками, содержащими неорганические и органические вещества, озеро постепенно мелеет. Кроме того, на дне озера отлагаются остатки растений, которыми богаты само озеро и его берега. Все это приводит к постепенному его зарастанию и пре­вращению в болото.

Болота — участки земной поверхности, избыточно увлаж­ненные, покрытые влаголюбивой и водолюбивой растительно­стью, имеющие почвенный слой не тоньше 30 см. По условиям питания и местонахождению болота подразделяют на низинные и верховые. Низинные питаются преимущественно подземны­ми водами, богатыми минеральными веществами, и располага­ются преимущественно в понижениях, затопляемых постоянно или временно водой. Верховые болота возникают на мало расчлененных водоразделах и питаются в основном атмосферны­ми осадками.

Болота занимают огромные пространства — примерно 10% территории нашей страны. Обширные пространства болот нахо­дятся в Псковской, Новгородской обла­стях, Мещере и Западной Сибири. Много болот в тундре. В болотах добывают торф, который идет на отопление и про­изводство электроэнергии. Торф используется как азотистое удобрение. В нашей стране осушают большие площади болот, их превращают в сельскохозяйственные угодья — луга, поля, ого­роды, на которых выращивают богатый урожай многих сельско­хозяйственных культур.

1. Озеро Байкал находится на северо-востоке Евразии.

2. Географические координаты озера – 53 0 с.ш. 107 0 в.д.

3. Происхождение озёрной котловины – тектоническое.

4. Озеро сточное из него вытекает река Ангара.

5. К особым чертам озера можно отнести уникальную фауну и разнообразие животных и организмов озера, озеро обладает очень чистой водой, котловина озера увеличивается в размерах и возможно Байкал – зарождающееся море или океан.

Вопросы в конце параграфа

1. Озеро – водоёмы в природных углублениях на поверхности суши со стоячей или слабопроточной водой. Признаки озера: замкнутость водоёма, находится на суше, стоячая вода, не является частью океана (но сточные озёра могут быть связаны с океаном через реки).

2. По происхождению озерные котловины можно отнести к тектоническим, ледниковым, старицам, вулканическим, запрудным, искусственным. Таким образом, озёра отличаются по происхождению озёрных котловин.

3. Озера отличаются от морей и рек тем, что в большей части они не связаны непосредственно с океаном.

4. б) Байкал, Танганьика, Ньяса.

5. а) бессточные озёра – это озёра, в которых реки впадают, но из которых не вытекают.

6. Болота образуются при условиях избытка влаги и затруднённого стока, а также при зарастании озёр.

7.


8. Описание озера Титикака:

1) Озеро Титикака находится в андийской части Южной Америки.

2) Географические координаты озера – 15 0 ю.ш. 69 0 з.д.

3) Происхождение озёрной котловины – тектоническое.

4) Озеро сточное из него вытекает река Десагуадеро.

5) К особым чертам озера можно отнести разделение озера на две крупных бассейна, соединённых проливом, очень бедную фауну, а также больше количество остров в акватории, многие из которых густонаселены. Интересным фактом является то, что в акватории озера существует множество плавучих остров, на которых проживает племя Урос.

Описание озера Виктория:

1) Озеро Байкал находится в центральной части Африки и пересекается экватором..

2) Географические координаты озера – 1 0 ю.ш. 33 0 в.д.

3) Происхождение озёрной котловины – тектоническое.

4) Озеро сточное из него вытекает река Виктория-Нил, являющаяся частью Нила.

5) К особым чертам озера можно отнести происхождение котловины. Озеро относится к тектоническим, однако котловина располагается в прогибе между восточной и западной сторонами Большого ущелья. Озеро сильно заселено. Береговая линия озера сильно изрезано, берега плоские и заболочены. Озеро является частью реки Нил, так как его истоком принято считать реку Кагера, которая впадает в озеро.

9. Персонажи народного фольклора, связанные с болотами: водяной, болотник (болотница), кикимора, царевна-лягушка.

Пословицы, связанные с болотами: Каждый кулик своё болото хвалит. Болото избродил, а рыбы не изловил. Было бы болото, а черти будут. В своем болоте и лягушка поет, а на чужбине и соловей молчит. В болоте тихо, да жить там лихо.

Болотница – дальняя родственница русалки. Народы, живущие на Урале, называют это таинственное существо болотной ведьмой, а жители Севера России – русальницей. Однако в отличие от прозрачных водянистых русалок, облик болотной ведьмы или русальницы практически неотличим от облика реальной женщины, а своей красотой болотная ведьма способна очаровать любого.

Читайте также: