Отзыв о салтыкове щедрине кратко

Обновлено: 30.06.2024

Произведения Салтыкова-Щедрина представляют собой своеобразное отражение состояния современного русского общества того исторического периода, поэтому внимательно изучаются и исследуются литературоведами до настоящего времени, высказывая неоднозначную точку зрения в отношении творчества писателя.

С точки зрения критиков, писатель имеет невероятную способность с применением политической карикатуры и шаржа к обличению несправедливого положения простых граждан страны, демонстрируя посредством откровенной сатиры свое гражданское мнение. Всеми литературоведами отмечается легкая игривая форма писательского изложения, а также описание заразительных диковинных событий в отсутствии грустных, тоскливых нот и серьезного повествования.

При этом некоторые критики считают, что сюжетные повествования произведений писателя являются однообразными, бедными по содержанию в сравнении с гоголевскими творениями, которые характеризуется отточенными словами и штрихами. При сравнении двух великих русских писателей литературоведы отмечают, что Салтыков-Щедрин имеет преимущество перед Гоголем, поскольку его творения отличаются глубиной и широтой мировоззрения с тонким акцентом на общественное и духовное содержание своих персонажей.

Особую роль критики при проведении анализа отводят сказкам писателя, поскольку признают гениальность авторского изображения посредством использования художественных средств выразительности: сатиры, гротеска, юмора, гиперболы, иносказания, фантастики. Данные литературные приемы изобличают либеральную трусость, безыдейность, духовную бедность и ограниченность современного русского общества.

Салтыков-Щедрин, с точки зрения критиков, демонстрирует стремление к изучению природных особенностей человеческой души посредством включения в содержание своих произведений героев, относящихся к животному миру, олицетворяющих человеческие качества, положительные и отрицательные.

Через включение в содержание произведений сатирических приемов писателю удается создать положительный, идеальный литературный образ героя, обличающего несовершенное самодержавное общество.

С точки зрения критиков всех поколений писатель характеризуется исключительным талантом, поскольку его произведения представляются высокоидейными, народными, реалистичными, художественно совершенными.

2 вариант

Произведения писателя, являясь по написанию своеобразным отражением состояния в современном русском обществе, подвергаются внимательному изучению и исследованию со стороны практикующих критиков, имеющих неоднозначный взгляд на содержание творчества писателя.

С точки зрения литературоведов, писатель отличается невероятной способностью, используя политическую карикатуру и шарж, обличать несправедливое положение простого народа в стране, высказывая с применением откровенного юмора свою гражданскую позицию. При этом изложение ведется в легкой, игривой форме с описанием заразительных диковинок, лишенных грустных, тоскливых, серьезных мотивов.

Однако критики отмечают однообразие сюжетных линий произведений писателя, а также их бедность и мелочность, уступая в этом гоголевскому творчеству, умеющему оттачивать каждый штрих и слово. Сравнивая писателей, рецензенты признают, что писатель превосходит своего коллегу по глубине и широте мировоззрения, тонко подмечая общественное и общечеловеческое значения образов своих героев.

Особенное внимание критики уделяют анализу произведений писателя в жанре сказок, признавая, что автору удается гениально изобразить с помощью применения художественных приемов сатиры и гротеска общественно-политические типичные образы, выражающиеся в виде покорности реакции, либеральной трусости, безыдейности, духовной бедности и ограниченности.

Во всех способах использования литературных приемов рецензенты однозначно признают писателя великим мастером, талантливо и искусно применяющим юмор, гиперболу, фантастику, иносказание для естественного описания реальной действительности и выражения собственной прогрессивной общественной позиции, обличающей чиновничью пошлость и властное беззаконие.

Писатель, по мнению литературоведов, стремится изучить природные особенности человеческой натуры, вводя в образы своих героев произведений персонажей из животного мира и олицетворяя в них людскую добродетель и порок. Тем самым автор приходит к выводу о несправедливости мира в связи с постоянной борьбой за выживание, которую не в состоянии изменить цивилизованное общество, делая акцент на отражение в общественных законах естественной среды.

С помощью своего сатирического таланта в виде перевернутой утопии писатель предпринимает попытки создания положительного, идеального литературного образа, обличая несовершенство социальной лестницы самодержавного строя.

Многие из литераторов, как современников писателя, так и нынешних, сходятся во мнении исключительности таланта непревзойденного сатирика, творчество которого заключается в изображении высокой идейности, народности, реализма, художественного совершенства, продолжая яркие традиции гоголевского сатирического поэтического юмора.

Также читают:

Картинка к сочинению Критика о творчестве Салтыкова-Щедрина

Популярные сегодня темы

Как известно, гоголь предполагал создать цикл произведений – три тома, которые были бы немного похожи на Божественную комедию Данте.

Здравствуй, дорогой дедушка Мороз! Я не знаю, веришь ли ты в меня, но я в тебя всё ещё верю. Прошедший год был очень удачным. Я без троек закончил четвёртый, и перешёл в пятый класс

Зима — прекрасное время года, самое волшебное и сказочное. Деревья за окном покрыты инеем, и утром, когда солнце поднимается из-за горизонта, ветви переливаются всеми цветами радуги.

А вот его письма/переписка с друзьями совсем не такая забавная: жизнь писателя была далеко не самой счастливой, судя по его письмам. Особенно, с женой не повезло, насколько я помню. А вот нам повезло, что он у нас был и есть.

Михаил Салтыков-Щедрин

А вот его письма/переписка с друзьями совсем не такая забавная: жизнь писателя была далеко не самой счастливой, судя по его письмам. Особенно, с женой не повезло, насколько я помню. А вот нам повезло, что он у нас был и есть.

Автор был недоценен. В СССР детвора читала в школе и не совсем понимала. А вообще, Салтыков-Щедрин это писатель для взрослых, созревших людей, как впрочем и все остальные классики. Повторно классиков надо было давать читать в институтах.

Михаил Салтыков-Щедрин

Автор был недоценен. В СССР детвора читала в школе и не совсем понимала. А вообще, Салтыков-Щедрин это писатель для взрослых, созревших людей, как впрочем и все остальные классики. Повторно классиков надо было давать читать в институтах.

Один из самых сильных сатириков – обличителей не только крепостного права в царской России, но и обличитель уклада жизни и нравов в домашней жизни высших классов России. Фактически описывая своё детство, Салтыков – Щедрин выводит потрясающих персонажей, возможно и гипертрофированных. Но каждый из них – вершина патологии, до которой может разложиться психика человека.

Я иногда в юности даже не могла выдержать брюзжание Фомы Фомича или иезуитство Порфирия Владимировича, пропускала некоторые страницы. Но если нужно написать реферат, курсовую по литературе, или даже по истории данного исторического периода в России – здесь вам есть готовые фрагменты работы, как будто автор специально писал свои произведения для рефератов.

М. Е. Салтыков-Щедрин - это выдающийся русский писатель XIX века.

В этой статье представлена критика о творчестве Салтыкова-Щедрина, отзывы современников о произведениях писателя и др.

Смотрите: Все материалы по творчеству Салтыкова-Щедрина

Критика о творчестве Салтыкова-Щедрина, отзывы современников

". Щедрин. почти никогда не употреблял пера своего на описание чего-либо, лишенного строгого гражданского характера, на какие-либо пустяки, касающиеся судьбы частного, безвестного лица или истории сердца, движимого интересами, которых прямо нельзя связать с интересами всего общества. Все это дает деятельности г. Щедрина какой-то суровый характер, несмотря на откровенный его юмор и на замечательную способность к политической карикатуре и к "шаржу" вообще."

Д. И. Писарев:

". Щедрин, вождь нашей обличительной литературы. . принимаясь за перо, он. не предлагает себе вопроса о том, куда хватит его обличительная стрела - в своих или в чужих.

Он пишет рассказы, обличает неправду и смешит читателя единственно потому, что умеет писать легко и игриво, обладает огромным запасом диковинных материалов и очень любит потешиться над этими диковинками вместе с добродушным читателем.

Вследствие этих свойств автора его произведения в высшей степени безвредны, для чтения приятны и с гигиенической точки зрения даже полезны, потому что смех помогает пищеварению, тем более что к смеху г. Щедрина, заразительно действующему на читателя, вовсе не примешиваются те грустные и серьезные ноты, которые слышатся постоянно в смехе Диккенса, Теккерея, Гейне, Берне, Гоголя и вообще всех. действительно замечательных юмористов.

Смех г. Щедрина убаюкивает и располагает ко сну. . мы смеемся и склоняем голову на подушку и тихо засыпаем, с детскою улыбкою на губах.

Если мы, с высоты птичьего полета, бросим общий взгляд на рассказы г. Щедрина, то нам придется изумляться бедности, мелочности и однообразию их основных мотивов. . еще раз скажу г. Щедрину: пусть читает, размышляет, переводит, компилирует, и тогда он будет действительно полезным писателем."
(Д. И. Писарев, "Цветы невинного юмора", 1864 г.)


А. В. Дружинин:

". нам видится в г. Щедрине писатель многосторонней силы. . Щедрин, может быть, более чем кто-либо из ныне пишущих людей, разумеет поэзию и правду чиновничьей жизни, знаком с бытом и понятием целого многочисленного класса наших сограждан.


А. М. Скабичевский:

"Я убежден, что к числу писателей-колоссов, слава которых не умаляется, но, напротив того, возрастает с каждым поколением и веком, будет принадлежать г. Щедрин.

Знаете ли вы, приходило ли вам в голову подумать, что такое г. Щедрин? Ведь это один из тех народных и, вместе с тем, общечеловеческих сатириков, вроде Рабле, Мольера, Свифта, Грибоедова и Гоголя, смех которых раздается громовыми раскатами под сводами веков.

. в лице г. Щедрина мы имеем сатирика, который, наверное, будет, со временем, беспристрастными судьями-потомками поставлен не только на одну высоту с Гоголем, но во многих отношениях выше его. В самом деле, если Гоголь в чем превосходит г. Щедрина, то, единственно, в чисто эстетическом отношении, в художественно-техническом. Дело в том, что Гоголь долго работал над каждым своим произведением, обтачивал каждую, фразу и малейший штрих. В этом отношении г. Щедрин, конечно, уступает Гоголю.

Но что касается до глубины и широты миросозерцания, что касается до общественного и общечеловеческого значения образов, то Щедрин в этом отношении настолько же превосходит Гоголя, насколько век наш стоит выше гоголевской эпохи.

Если вы не ограничитесь поверхностным чтением сатир г. Щедрина ради одной потехи и отыскания смешных мест. то вы постоянно будете открывать новые и новые глубины, поразительное знание человеческого сердца и такие существенные черты жизни и человеческой природы, выставление которых присуще только гениальным писателям."
(А. М. Скабичевский, "Г. Щедрин как современный гениальный писатель", 1876 г.)

". Щедрин. . он раньше всего производит впечатление силы. Он - крепкий, терпкий; его не забудешь, если хоть раз отведать от его суровой трапезы. Есть что-то в его даровании сердитое и строгое. Можно не любить Салтыкова, но с ним нельзя не считаться.

Писатель-начальник, привередливый и требовательный, взыскательный и беспощадный, язвительный и придирчивый, Салтыков - брюзга. Он в разные эпохи жил и всеми эпохами был недоволен. Он пропустил мимо себя много людей и почти никого не похвалил. От него больно достается.

Прирожденный сатирик, бесцеремонный и циничный, он - мастер насмешки, седой "великий мастер" масонской сатирической ложи. При этом Щедрин, как и подобает его сану, собственно, не шаржирует.

Его гиперболизм - естественный, не больший, чем тот, какого требует самый стиль сатиры. Его увеличительное стекло преувеличивает в меру своего назначения. Справедливо отклоняет он упреки в карикатурности: "карикатур нет. кроме той, которую представляет сама действительность". . он по преимуществу ополчается на гнусность и пошлость чиновничества, на те особенности быта, которые обусловливаются пороками власти и властью беззакония.

. щедринская сатира. широко задумана; и потому прощаешь ей то злоупотребление смехом. Кроме того, в лучших своих произведениях Салтыков достаточно обнаружил, что и смех его шел из глубины, был грудной, не дребезжащий, нередко горький, всегда, как мы уже отметили, сильный. Не сплошь, но в общем он - истинный и большой художник. Не тонка соль его смеха, но в самой грубости своей она прекрасна."

(Ю. И. Айхенвальд, "Салтыков-Щедрин", 1913 г.)

Л. П. Гроссман:

". В своем осмеянии он [Щедрин] был всегда беспощаден, стремясь. со всей отчетливостью произносить самые безнадежные приговоры. В Салтыкове было нечто от хирурга и от судьи. Верный себе, своему холодному, трезвому и строгому взгляду. сурово и неуступчиво судил он Россию, ее прошлое и настоящее, ее правителей и подданных, своих отдаленных предков и близких современников. Взгляд его на судьбы своей страны был мрачен и безотраден до отчаяния."
(Л. П. Гроссман "Россия Салтыкова", 1925 г.)


Р. В. Иванов-Разумник:

"Смех салтыковской сатиры был конкретен, неотвратим, неотразим высшей точкой направленности.

В наши дни Салтыков-Щедрин - уже "история"; у современного читателя часто нет ключей к пониманию образов, картин, волновавших великого сатирика; больше того - часто нет и способности к восприятию его смеха, нет готовности разделить с суровым критиком и судьей его затаенную, конфузливую, но горячую любовь к страдающим, измученным людям, к людям, обиженным историей. А это жаль.

. Щедрин и его сатира все время на земле; его злой критической осведомленности нельзя было преодолеть ни в каком философском или этическом плане. . его беспощадная критика умирающего феодализма и торжествующей буржуазии, его туманные социалистические мечтания, утопические, но честно и ярко выраженные, - делают его для нас особенно ценным и значимым."
(Р. В. Иванов-Разумник "М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество", 1930 г.)


Я. Эльсберг:

"Щедрин был страстным борцом за интересы народных масс. Решительно и смело выступал он против угнетателей народа. Оружием Щедрина была литература, которой он, по собственному выражению, был предан "страстно и исключительно". Щедрин в своем творчестве выступал, как судья, как прокурор от лица народа, разоблачавший и обвинявший всех его угнетателей. Среди произведений Щедрина особое и очень важное место занимаются его "Сказки".

Каждый из сказочных образов Щедрина обобщает собой длинный ряд общественных типов, созданных великим сатириком в более ранних произведениях. В сказочно-фантастическую форму Щедрин вкладывает огромное реалистическое содержание. Умение показать в малом большое, найти в быту политику является отличительной чертой творчества Щедрина.

Щедрин создал целый ряд общественно-политических типов, воплощающих собой покорность реакции, либеральную трусость, безидейность, духовную бедность и ограниченность. . Щедрин убежден в том, что русский человек духовно растет, что русский народ пробьется к сознательной и радостной жизни."
(вступительная статья Я. Эльсберга, "Рассказы, очерки, сказки", М. Е. Салтыков-Щедрин, из-во "Детгиз", 1951 г.)


А. С. Бушмин:

"Среди классиков русского критического реализма XIX в. М. Е. Салтыков-Щедрин (1826-1889) занимает место непревзойденного художника слова в области социально-политической сатиры. . он выступал горячим защитником угнетенного народа и бесстрашным обличителем привилегированных классов.

Основной пафос его творчества заключается в бескомпромиссном отрицании всех форм угнетения человека человеком во имя победы идеалов демократии и социализма. В течение 50-80-х гг. голос гениального сатирика, "прокурора русской общественной жизни". громко и гневно звучал на всю Россию, вдохновляя лучшие силы нации на борьбу с социально-политическим режимом самодержавия.

Салтыков-Щедрин принадлежит к числу тех великих писателей, творчество которых отличается высокой идейностью, народностью, реализмом, художественным совершенством.

Своеобразие Щедрина-художника наиболее наглядно проявляется прежде всего в таких особенностях его сатирической поэтики, как искусство применения юмора, гиперболы, гротеска, фантастики, иносказания для реалистического воспроизведения действительности и ее оценки с прогрессивных общественных позиций. Щедрин - самый яркий продолжатель гоголевской традиции сатирического смеха."
(А. С. Бушмин. М. Е. Салтыков-Щедрин. "История русской литературы. В 4-х томах. Том 3. Л.: Наука, 1980. Глава 21)


Это была критика о творчестве Салтыкова-Щедрина, отзывы современников о произведениях писателя.

Мы всегда рады честным и конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей книг.

Самые любимые произведения у М.Е.Салтыкова-Щедрина- "Господа Головлевы" и "Пошехонская старина" .

Почитайте поэму Некрасова, взрослые люди, "Кому на Руси жить хорошо".

Именно сейчас произведения Салтыкова-Щедрина очень актуальны в политическом смысле. Т.К страна наша откатилась назад на 100 лет. Всё о чем писал Салтыков-Щедрин есть место в нашей сегодняшней жизни.

Известный русский писатель-сатирик 19-го века. Все его произведения написаны в стиле достаточно жесткой политической сатиры. Может быть сейчас на вкус современного читателя ничего особенного в произведениях Салтыкова-Щедрина и нет, но в свое время автор за свои произведения заслужил "звание" неблагонадежного и был отправлен из столицы в ссылку в "деревню".
Почти все его произведения так или иначе посвящены с одной стороны нелегкой доле простых русских мужиков и женщин, их подневольному и тяжелому труду, беспросветности в жизни, подчиненности судьбе, и с другой стороны - "зажравшемуся" дворянству, по сути "сидящему" на шее у крестьянства.
Самая известная (изучаемая еще в школе) сказка - "Как мужик двух генералов прокормил".

Отзыв о Книга

Сказки, это всегда что то таинственное, интересное, со множеством самых невероятных приключений, превращений и исполнения самых заветных желаний. В детстве первое знакомство со сказками, конечно же, было из уст родителей. В детстве у меня и.

Острая политическая сатира

Вечные ценности

Книга Михаила Салтыкова-Щедрина "Сказки" - очаровательные произведения для детей изрядного возраста. В них есть все : фантастика, гротеск, юмор, сатира, зоологические маски. Я часто перечитываю эти сказки и получаю несказанное удовольствие от прочитанного. Сказка ".

Для детей.

Всегда считала, что сказки Салтыкова - Щедрина написаны для взрослых, ну, или хотя бы для старшеклассников. А недавно попала в руки книга, адресованная младшему школьному возрасту. Сказки напечатаны крупным шрифтом, читать одна красота. Перед каждой.

Тут каждый найдёт что-то своё!

Салтыков-Щедрин впервые появляется перед читателем ещё в начальной школе, но среди всего обилия сказок, с явным интересом воспринимаются лишь новые и оригинальные герои, а смысл и подтекст, всё это в виду возраста просто не подлежит.

Отличная книга.

Продолжаю перебирать свою библиотеку, чтобы навести небольшой порядок и провести некоторую инвентаризацию книг. Это дело конечно не легкое, но как бы нужное. Вот и среди своих книг нашел и такую, из серии Классики и современники.

они не потеряют актуальности в любую историческую эпоху

Читая сказки Салтыкова-Щедрина, восхищаешься его мудростью, проницательностью, умением вскрывать пороки, в том числе высвечивать глупость и жадность своих героев. Прибегнуть к этому жанру писателя вынудила жесточайшая цензура властей, поэтому героями сказок часто становятся животные, птицы.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Сказки написал нам Этот господин.

Сказки для взрослых от Салтыкова-Щедрина

Не только для детей.

Михаил Ефграфович Салтыков - Щедрин как то более близок мне из русских классиков-литераторов. Причина банальна - он был вице-губернатором в моём родном городе. И каждый день я проезжаю мимо дома, где он жил, когда следую.

Премудрый пискарь - как же иной раз хочется им стать.

актуально всегда. за столько лет мы ничему не научились,в се те же беды, или просто кто то не читал писателей классиков.

В книгах Салтыкова-Щедрина все правда - все гениально и просто. Когда тебе лет 12-15 ты читаешь согласно программе школе и как то не особо вникаешь, но когда ты читаешь в довольно зрелом возрасте, начинаешь уже.

Политические сказки.

Всегда поражался творчеству Салтыкова -Щедрина. Считаю его одним из самых смелых, честных, твёрдых бойцов из классиков русской литературы 19 века. Так дерзко и бесстрашно говорить публично правду, издеваясь в глаза над самоуправством одних, и над.

Там чудеса, там леший бродит!

Салтыков-Щедрин гениальный автор русских сказок, отечественный Андерсен. Это замечательный новатор, его авторские метафоры, изящные словесные обороты и сравнения повергают меня в блаженный трепет. Его городок "Глупов" с надменными, подлыми чинушами и фаршированными головами, его образ.

Очарована самобытнейшим русским языком

Cегодня мне захотелось почитать хорошую классику. И выбор пал на книгу М. Е. Салтыкова-Щедрина"Сказки". Помню, когда-то самой любимой моей сказкой был"Дикий помещик", даже советы давала, чтобы все прочли эту сказку, а сегодня стала разглядывать иллюстрации.

На таких сказках мы воспитывались

Сейчас такие сказки - это большая редкость. А чтобы найти подобную книгу в книжном магазине - это тоже редкость. Я сам воспитывался на таких вот сказках, где хорошо воспитывалось подрастающее поколение. Здесь конечно добро побеждает.

Классика русской сатиры

Произведения известного русского писателя М. Е. Салтыкова- Щедрина занимают особое место в многогранном мире отечественной классической литературы. Из всего его творчества, хочу выделить его " Сказки", являющиемя по своей сути завуалированным зеркальным отражением жизни русского.

Классика - всегда современна.

Приступив к чтению сказок Михаила Салтыкова-Щедрина, была удивлена насколько интересны и актуальны эти истории для нашего времени. Великий русский писатель создал свои сатирические работы в конце девятнадцатого века, прибегнув к сказочным персонажам, чтобы донести до.

Сказки для "детей изрядного возраста".

Особенности сказок М. Е, Салтыкова-Щедрина - это соединение реальности и фантастики, комического и трагического, использование гиперболы, гротеск, эзопов язык. В жанровом отношении сказки Салтыкова-Щедрина схожи с народными, у них много общих черт, например, зачин, сказочный.

"Сказки для детей изрядного возраста"

Все мы с детства, еще со школы знаем сказки Салтыкова-Щедрина. Они нравились многим детям, да и вообще на первый взгляд кажутся классическими русскими детскими сказками о дружбе, помощи, достижениях цели и так далее. Однако углубляясь.

Темный холодок

Случайно как-то раз я посмотрел картинки из этой книги и мне показалось, что все творчество Салтыкова-Щедрина буквально пронизано чем-то темным и холодным, неприветливым и одновременно равнодушным. Что это такое – я долго не мог понять.

Читайте также: