Отзыв о рассказе красное вино победы кратко

Обновлено: 30.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Читая рассказ, видим, что в нем война как таковая за кадром. Однако, весь смысл данного произведения, на наш взгляд, как раз в том, что её губительное дыхание пронизывает рассказ от начала и до конца.

Повествование в рассказе ведётся от первого лица, но время действия не совпадает с моментом начала рассказа. Перед читателями открываются воспоминания автора-повествователя и его героя. Между ними, возможно, целые годы. Память неизменно возвращает автора в прошлое.

Несомненно, данный рассказ поможет многим людям задуматься и осознать, что все мы в неоплатном долгу перед нашими ветеранами Великой Отечественной войны, поскольку они подарили нам возможность родиться.

Это произведение относится к эпической жанровой специфике — является рассказом, так как в нем всегда что-то происходит, события сменяют друг друга.

Даже не смотря на то, что все произведение главный герой (в лице автора) находится в военном госпитале, мы проследить множество новых сюжетных линий.

Автор ярко описывает так надоевшую со временем белизну палаты, в которой находится. И именно эта белизна и противопоставляется красному вину, которое разливают солдатам в честь победы.

Красное вино — пролитая за Родину кровь, страдания противопоставляется спокойствию и миру, таким непривычным вещам, полученным спустя пять лет боев. Именно это пытается акцентировать Е. Носов в названии, по моему мнению.

Время в произведении идет своим чередом, очень быстро. Учитывая размер рассказа особенно. За несколько его его страниц пролетают месяцы.

Мне очень нравится, как построен рассказ. Автор на маленьком количестве страниц успевает уместить многое, коснуться историй, увечий каждого солдата в госпитале — мечтательного и печального молдаванина, перевязанного и загипсованного мужчину, постепенно увядающего на глазах, которого так и не дождутся его три ребенка далеко в деревне, который так и не смог выпить вина победы.

Повествование ведется от первого лица и это дает автору возможность высказывать поистине правдивые философские суждения о жизни и смерти:

Мне понравился рассказ. И его тема, и стиль написания. А главное, я очень впечатлена цитатами и, повторяюсь, реалистичностью написания.

Из сборника рассказов Евгения Ивановича Носова, мне знаком одноименный рассказ "Красное вино победы". В нем нет описания сражений, шума войны, разрыва снарядов, описания подвигов. Все это становится и так понятно, когда встречаешься на страницах рассказа с людьми, которые внесли свой вклад в победу, но не смогли из-за тяжелых травм встретить её в Берлине. Читая эту книгу мы переносимся в 1945 год, в военный госпиталь, где раненые и искалеченные солдаты томительно ожидают известия о конце войны. Каждый из них вспоминает свою родину, свой дом, и как отмечает автор: "Каждый воевал, думая о своем обжитом уголке, привычном с детства, и выходило, что всякая пядь земли имела своего защитника". Самое печальное, что многие из этих защитников, уже зная, что война закончилась, что пришел тот самый день, который они так долго ждали и приближали, не справлялись с полученными в былые дни ранениями и умирали: 9 мая, 10 мая. Как много было таких солдат! Рассказы о войне читать тяжело, в них суровая правда прежних лет. Знакомясь с повествованием Е. Носова, мы вспоминаем о том, что ордена и медали не давались просто так, они зарабатывались кровью, что каждый человек ставил на карту все, для того, чтобы сохранить свой дом, свою землю, своих близких. Мы вспоминаем, что наши люди совершали подвиг, каждый день, каждый час, преодолевая боль и страдания. Совершали подвиг за который мы должны быть благодарны вечно!

Сюжет

Отзыв

Двойной смысл названия рассказа: цвет праздника, радости – и крови. Победа, а люди продолжают умирать, жены становиться вдовами, а дети сиротами. У раненых болит душа, что не дошли до Берлина, не поставили точку вместе со всеми. Тема Родины, большой и малой. Бойцы со всей страны защищали свою землю, дом. Тема поиска себя в мирной жизни. Кто-то остался без рук, кто-то без ноги. Но каждый мечтает о семье, труде. На войне все как одна семья, воинское братство. И последний их бой в палате – за жизнь. Победа – отсчет нового времени для каждого. Этот день – праздник со слезами на глазах. Рассказ учит любить Родину, помнить о героях войны, ценить жизнь, время, близких людей, быть благодарным, не сдаваться.

Рассказы Евгения Носова не пестрят батальными сценами и откровенными ужасающими эпизодами из военных будней. Но они наводят на размышления о человеческой судьбе и поражают своей открытостью.

Носов Евгений воспевает подвиг каждого. В особенности, если наград человек не получал, не убивал врагов толпами и один на один с танком не выходил.

Побывать на войне и пройти через все ее круги ада – само по себе уже подвиг. Но воля к победе – не единственное чувство, которое теплится в душе солдата. Персонажи – простые люди со всех уголков Советского Союза. Они тесно связаны с малой родиной и природой родного края. У них есть семья, и потому защищать страну – это обеспечивать безопасность и мир, в первую очередь, себе и близким. А понимание такого же положения других воинов заставляет держаться до последнего.

Рассказы Евгения Носова

Писатель о войне знает не понаслышке. Кому, как не очевидцу, известны все тайные мысли, переживания простых солдат. Носов Евгений Иванович принимал участие в горячих боевых действиях, потому рассказать все мог от первого лица.

красное вино победы

Будучи сам из простых людей – отец писателя был талантливым кузнецом – Евгений Иванович воспитывался в атмосфере любви к родному краю. Нередко природа выступает в его произведениях в качестве зеркального отображения душевного состояния персонажа. Также ей отводится роль предчувствия. Она первой предупреждает о тревоге, грядущих переменах. Также природа способна поддержать силы. Весеннее пение птиц напоминает о том, что жизнь продолжается, а война и горести не вечны.

Носов Евгений Иванович в рассказе показывает окончание войны как праздник с двойственной природой. Горечь потерь соседствует с радостью долгожданного наступления мира. А само ожидание радостной вести рисует параллельно с изображением новой весны, расцвета природы. Именно она первой сообщает о победе.

Рассказ начинается с того, что несколько военнослужащих попадают в Серпуховский госпиталь, что под Москвой. Доставляли раненых в него примерно неделю. Приезд запомнился холодной погодой. Солдат выносили в нижнем белье, накрывали одеялами и на носилках доставляли в светлые палаты, где ждал персонал, чтобы наложить чистые повязки. Именно белый цвет - приоритетный в начале произведения.

Первые впечатления от чистой постели были непередаваемыми. Каждый боец не мог представить, что все это реально. Но вскоре белизна и мягкость надоели. Радость омрачена была зудящими ранами и тлетворным тяжелым запахом, который стоял в палате для двенадцати человек.

красное вино победы краткое содержание

Фронт позади, а радио извещало, что на поле брани, скорее всего, никто уже не вернется, потому что наступление набрало обороты. Некоторая доля разочарования примешивается к радости скорой победы – так много идти и никуда не прийти. Берлин будет взят без них.

Но повозки с ранеными не перестают поступать из лесу, съезжаться со всех сторон. Наспех перебинтованные, стонущие, умирающие солдаты пополняют палаты госпиталя. Картина операции в грязной палатке диссонирует с белизной простыней и халатов. Но трудно понять грань, которая разделяет эти два мира.

Параллельно рассказывается о путешествии в госпиталь и о том, как меняется воздух в зависимости от местности. Чем ближе к Родине, тем проще дышать.

Основных персонажей – 12. Это солдаты, медсестра и главврач больницы. Солдаты вспоминают родные пенаты и начинают спорить, чья сторона лучше. Но каждый понимает, что споры бесполезны и нужны лишь для забавы.

Двое из палаты, Саенко и Бугаёв, - единственные ходячие, снайпер Михай лишился обеих рук. Трудней всего Копёшкину – он неподвижен и почти не разговаривает.

Радио уже не выключают в палате даже на ночь. Вместе с новостями в палату врывается пение птиц, свежий воздух и запах возрождения. Чем дальше идет весна, тем больше нарастает нетерпение в сердцах солдат.

Сразу после вести о победе Копешкин умирает, так и не выпив за нее.

Истоки сюжета

анализ красное вино победы

Получив ранение в феврале 1945-го года, Носов Евгений Иванович попал в полевой госпиталь. Антисанитария, постоянно сменяющийся поток раненых, море крови, боли, смерть оставили неизгладимый отпечаток в памяти писателя.

Все рассказы Евгения Носова так или иначе основаны на реальных событиях, но именно в этом ничего не изменено и не добавлено.

Именно потому рассказы Евгения Носова нельзя не отметить как новшество в русской литературе этой эпохи.

Персонажи рассказа

Выделим основных героев:

повествователь – реальный участник и очевидец событий;

Бугаев и Саенко;

Повествователя не называют по имени. О нем мы знаем только то, что он простой солдат, который получил ранение и вместе с остальными теперь лежит в госпитале. Он молод и горяч. Не может свыкнуться с мыслью, что и его тело раскромсал металл. Раньше думал, что такое только с другими случается.

носов евгений иванович

Копешкин – самый тяжелый пациент в палате. Он не двигается. Его тело полностью заковано в белый гипсовый панцирь. Солдат еле разговаривает, потому активного участия в обсуждениях не принимает. Более того, никто даже толком не знает его имени, и задумываются о нем только после его смерти. Тогда-то и выясняется, что звали его Иваном. Копешкин не был выдающимся героем. Он служил извозчиком. Кода его спрашивали о медалях, отнекивался. Какие там могли быть медали у того, кто даже фрицев убивать не должен был. О месте его жительства соратники узнают из надписи на письме. Какая Пенза, никто из обитателей палаты не знает. Как и не знает достоверно, где она находится. Но то, что место живописное, никто не сомневается.

Саенко и Бугаев – жизнерадостные и беззаботные. Счастливы своей свободе и спешат насладиться жизнью. Но в этом их поведении угадывается страх, что война еще не заканчивается и они должны успеть нарадоваться вынужденной "гражданке".

Михай – бывший снайпер, широкоплечий, загорелый. В ходе боевых действий лишился обеих рук и очень страдает по этому поводу.

рассказы евгения носова

Медсестра Таня – это воплощение женственности, заботы и милосердия. Она не отдает предпочтение кому-то одному. Может, это происходит не только из-за ее толерантности и тактичности, но и из-за постоянной загруженности. Тем не менее, она со всеми приветлива и максимально добра. Строгость если и старается проявлять, то объективно, ее слушаются больше из уважения.

Образы

Помимо человеческих образов, в рассказе присутствует также и абстрактные. Среди них выделяем следующие:

Светлые и чистые палаты, бинты, гипс, халаты, снег и даже небо прозрачное. С одной стороны, белый цвет - это символ спокойствия, уверенности, которую гарантирует скорая победа. С другой стороны – это оттенок капитуляции. Каждый персонаж рассказа понимает, что происходит вынужденное отступление перед последним рывком.

Таким образом, белизна имеет двойственную природу, она дарит новые надежды, и в то же время угнетает.

Победа, как и цвет, тоже не представляет собой однозначный образ. Радость освобождения омрачается тяжелыми утратами, которые уплачены за нее.

Символы

носов евгений

Другой символ – зяблик, который поет на верхушке дерева и тем самым заставляет солдат вспомнить о мирной жизни со всеми ее радостями.

Распускающаяся листва тополя за окном – это тоже символ начала полноценной жизни. Он как бы намекает на возрождение. Какое это возрождение, каждый решит для себя: реинкарнация духовных сил, перерождение всего народа или же пробуждение от мучительного сна, имя которому - война.

Художественные средства

Персонифицированные образы добавляют динамики в рассказ, благодаря чему едва ли не каждый предмет живет своей жизнью.

Богатые сравнения дают возможность читателю погрузиться в атмосферу событий и максимально ощутить обстановку того времени.

День победы как отдельный образ

Никто не знает, как она выглядит, но каждый ощущает ее близость, четко осознает, что она сулит долгожданные мир и спокойствие, а потому она - желанная гостья.

Победа – билет в прошлое, в котором остались лучшие воспоминания, и в будущее, где каждого ждет неизбежное счастье.

носов красное вино победы

Такое изображение триумфа стало новым в российской литературе поствоенной эпохи. До этого победа всегда описывалась как трофей.

Изображение войны в рассказе

Носов Евгений, книги которого дарят абсолютно новое понимание многих вещей, в том числе и войны, отказывается придавать статус отдельного образа, живого организма этому ужасу. Вместо этого он делает рассеянный, устрашающий набросок, который приобретает конкретные черты, только если смотреть на него сквозь призму отдельно взятой человеческой жизни.

Параллели с зарубежными писателями

Попытка покопаться в душах отдельных участников боевых действий не нова для мировой литературы. Писать на эту тему в любой стране всегда было рискованно, ведь в таком свете война представляется как большое горе для простых солдат обеих сторон.

Глубоким психологизмом проникнуты произведения Эриха Марии Ремарка. Писать в этом русле он начал еще после Первой мировой.

Похожие настроения соблюдены и в романах Эрнеста Хемингуэя.

Для российской же литературы эта сторона войны до писателя и вовсе оставалась закрытой. Он внес огромный, неоценимый вклад в развитие патриотического воспитания молодежи.

Читайте также: