Ответственность за преступления международного характера кратко

Обновлено: 05.07.2024

предусмотренные международными договорами общественно опасные деяния (действия или бездействие), не относящиеся к международным преступлениям, которые посягают как на внутригосударственный, так и на международный правопорядок. По своей юридической природе они в большинстве своем могут быть отнесены к общеуголовным преступлениям. осложненным "иностранным элементом". В зависимости от того. какой признак преступления затрагивается, "иностранные элементы" можно условно подразделить на отдельные группы. Первая относится к субъекту П.м.х., т.е. исполнители и их соучастники являются гражданами нескольких стран. К примеру, одни лица выращивали и продавали наркосодержащие растения в Колумбии, другие перевозили их для переработки в героин в соседнюю Мексику, третьи распространяли изготовленный наркотик. в странах Европы и т.п. Вторая группа "иностранных элементов" может быть отнесена к объекту преступного посягательства, который не всегда совпадаете местом совершения преступления. Классический пример - изготовление поддельных американских долларов в Италии. сбыт их иностранным туристам во Франции, Испании и других странах. При этом экономический ущерб причиняется денежному обращению США. Названные преступления нередко именуются транснациональными. И наконец, третья группа объединяет "иностранные элементы", связанные с объективной стороной преступления,которая изначально юридически закреплена в международных договорах, конвенциях в силу их международной опасности. Примером может служить ответственность за пытки, которые не имеют других "иностранных элементов" кроме того, что государство обязано применять репрессивные меры. являясь участником специального международного договора. По этому признаку рассматриваемые деяния называют конвенционными.

Особенности П.м.х.: в отличие от международных преступлений ответственность несут не государства, а физические лица: объектом преступного посягательства в данном случае выступают не международный мир и безопасность человечества, а лишь нормальные отношения, межгосударственное сотрудничество, права человека и другие охраняемые международным правом общечеловеческие ценности: уголовная ответственность за эти преступления наступает на основе международных договоров, но по национальным нормам уголовного, уголовно-процессуального и уголоено-исполнительного законодательства. Поэтому,если самолет захвачен преступниками в РФ и угнан в Швецию. вступают в силу нормы Гаагской конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970г. По запросу компетентных органов РФ шведская сторона может принять решение о выдаче преступников. Тогда виновные привлекаются к уголовной ответственности по нормам УК и УПК. В случае отказа в выдаче угонщики самолета должны быть осуждены по законам Швеции.

По своему характеру и содержанию П.м.х. неоднородны. У большинства из них "иностранные элементы" четко выражены. Другие находятся как бы на грани с общеуголовными преступлениями. не посягающими непосредственно на международный правопорядок. Однако предварительное расследование, судебное разбирательство, исполнение приговора требуют взаимной помощи государств. К примеру, субъект после разбойного нападения скрывается в другой стране, которая в соответствии с между-

народным договором оказывает правовую помощь в его розыске, задержании. сборе доказательств. Отсюда вытекают различные подходы к перечню и квалификации некоторых преступлений. Например, Интерпол относит к числу П.м.х. кражу и перепродажу произведений искусства, автомобилей и других ценностей, сопровождающиеся пересечением государственных границ. В таких случаях в этой международной организации официально признано присутствие следующих признаков преступления: а) вид совершенного преступления:

б)опасность преступления для внутренних интересов более чем одного государства: в) характеристика преступника или хотя бы одного из его сообщников, разъезжающего по разным странам; г) поведение исполнителей преступления или его сообщников.

Первый и второй признаки по своей сущности связаны с объектом и объективной стороной преступления, его международным. "иностранным элементом". а третий и четвертый - с субъективной стороной поведения преступников, преследующих международные цели и мотивы. По этим признакам к П.м.х. относят. например, кражи из гостиниц разных стран, другие общеуголовные преступления. совершенные "разъездными". "международными преступниками", а также лицами, чья преступная деятельность затрагивает юрисдикцию двух и более государств (членов международных преступных группировок, занимающихся в разных странах рэкетом, кражами, мошенничеством, перепродажей краденого имущества или скрывающихся за границами своего государства от уголовной ответственности). В названных случаях отсутствует такой признак, как конвенционность, поэтому перечисленные преступления нельзя отнести к числу П.м.х.

В зависимости от объекта преступного посягательства, степени международной опасности и других признаков П.м.х. можно условно подразделить на следующие основные группы.

Преступления против стабильности международных отношений: международный терроризм; захват заложников:

захват, угон самолетов и других авиатранспортных средств и иные деяния. совершаемые на борту воздушного судна и в международных аэропортах: хищения ядерного материала\', вербовка. использование, финансирование и обучение наемников, а также участие наемника в военных действиях: незаконное радиовещание, пропаганда войны.

развитию государств: фальшивомонетничество: легализация преступных доходов; незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ; контрабанда; нелегальная эмиграция и посягательства на культурные ценности народов.

Преступные посягательства на личные права человека: рабство, работорговля; торговля женщинами и детьми, эксплуатация проституции третьими лицами; распространение порнографии;

пытки и другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания, насильственные исчезновения и др.

Преступления, совершаемые в открытом море: пиратство (морской разбой); разрыв или повреждение подводного кабеля или трубопровода: столкновение морских судов; неоказание помощи на море; загрязнение моря вредными веществами; нарушение правового режима континентального шельфа и специальной экономической зоны;нарушение правил морских промыслов.

Военные преступления международного характера; применение запрещенных средств и методов ведения войны; насилие над населением в районе военных действий; незаконное ношение или злоупотребление знаками Красного Креста и Красного Полумесяца: мародерство; дурное обращение с военнопленными; небрежное исполнение обязанностей в отношении раненых и больных военнопленных: совершение действий, направленных во вред другим военнопленным, и т.п.

Приведенная классификация носит условный характер. При постоянном росте международной преступности и неутешительных прогнозах специалистов в этой области перечень П.м.х. не может быть исчерпывающим.

Энциклопедия юриста . 2005 .

Полезное

Смотреть что такое "ПРЕСТУПЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ХАРАКТЕРА" в других словарях:

ПРЕСТУПЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ХАРАКТЕРА — предусмотренные международными договорами общественно опасные деяния, не относящиеся к международным преступлениям; посягают на нормальные отношения между государствами и наносят ущерб мирному сотрудничеству. В отличие от международных… … Юридический словарь

ПРЕСТУПЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ХАРАКТЕРА — предусмотренные международными договорами не относящиеся к международным преступлениям общественно опасные деяния, посягающие на нормальные отношения между государствами и наносящие ущерб мирному сотрудничеству в различных областях. В отличие от… … Юридическая энциклопедия

преступления международного характера — предусмотренные международными договорами общественно опасные деяния, не относящиеся к международным преступлениям; посягают на нормальные отношения между государствами и наносят ущерб мирному сотрудничеству. В отличие от международных… … Большой юридический словарь

ПРЕСТУПЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ХАРАКТЕРА — предусмотренные международными договорами не относящиеся к международным преступлениям общественно опасные деяния, посягающие на нормальные отношения между государствами и наносящие ущерб мирному сотрудничеству в различных областях. В отличие от… … Энциклопедический словарь экономики и права

ПРЕСТУПЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ХАРАКТЕРА — см. Преступления против мира и безопасности человечества … Словарь-справочник уголовного права

ВОЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ХАРАКТЕРА — в международном праве преступления, которые совершаются в военное время или в боевой обстановке индивидами из корыстных и других (чаще всего личных) побуждений (грабеж, убийство, насилие над населением в районе военных действий и т.п.).,… … Энциклопедия юриста

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ — преступления международного характера, посягающие на безопасность международной авиации и правопорядок,установленный в международных аэропортах. Получили распространение в конце 50 х гг.: в 1963 г. была принята Токийская конвенция о… … Энциклопедия юриста

Преступления против стабильности международных отношений — деяния, наносящие ущерб экономическому, социальному и культурному развитию государств: международный терроризм; захват заложников; преступления на воздушном транспорте; хищение ядерного материала; незаконный оборот наркотиков; контрабанда;… … Финансовый словарь

Преступления против мира и безопасности человечества — общественно опасные деяния, непосредственно посягающие на отношения, обеспечивающие мирное сосуществование и развитие государств, а также безопасность человечества в целом. Понятие таких преступлений известно довольно давно: в договорах между… … Википедия

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА — институт Особенной части российского уголовного законодательства, закрепленный в разделе ХII (гл. 34) Уголовного кодекса РФ. УК РФ 1996 г. впервые в отечественном уголовном праве выделил рассматриваемые преступления в самостоятельную главу,… … Словарь-справочник уголовного права


Целью статьи является изучение теоретических основ преступлений международного характера. Также речь пойдет об ответственности за совершение преступлений международного характера. Исследуемыми материалами являются международные договоры, законодательство государств, научные труды. Результаты исследования позволили сформулировать сводный перечень особо тяжких преступлений международного характера, дать их краткую характеристику и изучить меры ответственности за их совершение. По результатам проведенного исследования были внесены предложения по повышению эффективности расследования преступлений международного характера.

Ключевые слова: преступление международного характера, расследование, международное сотрудничество, международный договор, компетентный орган, ответственность.

The purpose of the article is to study the theoretical foundations of international crimes. We will also discuss responsibility for international crimes. The research materials are international treaties, state legislation, and scientific papers. The results of the study made it possible to formulate a consolidated list of particularly serious crimes of an international nature, give a brief description of them, and study the measures of responsibility for their Commission. Based on the results of the study, proposals were made to improve the effectiveness of the investigation of crimes of an international nature.

Keywords: international crime, investigation, international cooperation, international Treaty, competent authority, responsibility.

Введение

Расследования преступлений международного характера находятся в центре внимания ученых и практиков. Это обусловлено рядом факторов: Во-первых, количественным ростом международных преступлений, нарушающих интересы ряда государств, совершенствованием средств и методов, используемых преступниками; во-вторых, закрепленными в международном и национальном законодательстве государств обязательствами по борьбе с ними; в-третьих, это связано с невозможностью сбора доказательств и ориентировочной информации при расследовании данного вида преступлений через одно государство, без применения мер международного сотрудничества; в-четвертых, различия в законодательстве разных государств и их практике осуществления международного сотрудничества, расследования преступлений, требуют формирования единого, согласованного подхода к решению практических задач. Следует подчеркнуть, что расследование преступлений международного характера невозможно без эффективного применения мер международного сотрудничества в уголовном судопроизводстве. Сегодня назрела необходимость изучения преступлений международного характера, формулирования теоретических положений и практических рекомендаций по их расследованию. Вышеупомянутые теоретические и практические рекомендации должны быть всеобъемлющими, учитывать многообразие международных преступлений, соответствовать законодательству и практике иностранных государств и носить универсальный характер. Изложенные и другие обстоятельства определили актуальность исследования.

  1. Понятие преступлений международного характера

В соответствии со Статутом Международного уголовного суда самая высокая степень международной противоправности и общественной опасности присуща наиболее тяжким преступлениям, вызывающим международную озабоченность. Статут Международного уголовного суда (статья 5) предусматривает международную уголовную ответственность за:

  1. За преступления геноцида;
  2. Преступление против человечности;
  3. Преступление войны;
  4. Преступление агрессии.

Статут определяет правовые основы привлечения к ответственности лиц, виновных в совершении международных преступлений, и их предупреждения (Римский статут, 2017) [3].

Часть международной преступной деятельности составляют преступления международного характера, как это определено соответствующими международными договорами (конвенциями, соглашениями) и национальными законами государств. Обработка международного и национального законодательства, научных трудов позволила сформулировать сводный перечень основных преступлений международного характера. Однако работа по определению преступлений международного характера не может считаться завершенной, поскольку граница между преступлениями международного характера и другими преступлениями с иностранным элементом является непоследовательной. Идея состоит в том, что практически каждое преступление может носить международный характер, если оно будет иметь высокую степень общественной опасности для мирового сообщества, объекта, предмета преступления, способа совершения преступления. Кроме того, следует учитывать, что отличить преступления международного характера от других преступлений трудно, а иногда и практически невозможно. Например, умышленные убийства, финансовые махинации и коррупционные преступления часто являются компонентами системы преступной деятельности, которая по своей природе носит международный характер. Поэтому в нынешнем перечне учитываются только основные виды преступлений международного характера [1].

Следовательно, преступлениями международного характера являются: терроризм; захват заложников; торговля людьми; пытки; нарушение равных прав граждан в зависимости от их расы, национальности или отношения к религии; преступления против отдельных лиц и учреждений, пользующихся международной защитой; легализация (отмывание) доходов; контрафакция; контрабанда; незаконная перевозка наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров; незаконная миграция; коррупционные преступления; посягательство на культурные ценности; распространение порнографии; незаконное обращение с ядерными материалами; нарушение авторских и смежных прав; киберпреступность; создание организованных преступных организаций; коррупционные преступления; пиратство; преступления против безопасности на море и гражданской авиации; наемничество и другие. Названия этих видов преступлений обобщаются с учетом положений международных договоров. Соответственно, квалификация указанных преступлений международного характера подлежит уточнению в каждом конкретном законе страны, в которой ведется уголовное производство [2].

  1. Ответственность за совершение преступлений международного характера

Основные черты преступления международного характера были представлены в пункте 1. Данная информация позволяет сделать вывод о том, что особенности привлечения к уголовной ответственности за совершение преступления международного характера зависят от уголовного законодательства, в чьей юрисдикции оказался преступник. Одним из основных юридических последствий совершения международных преступлений как особо тяжких деликтов, направленных против мира и международной безопасности, касающихся всего международного сообщества государств, является изъятие из судебного суверенитета государств-делинквентов физических лиц, виновных в индивидуальном качестве в этих преступлениях и возложение на них самостоятельной международной ответственности наряду с международно-правовой ответственностью государств. Не подлежит сомнению, что одну из главных частей юридических источников ответственности физических лиц за международные преступления составляют договоры и соглашения. К ним могут быть отнесены уставы военных трибуналов, конвенции о гуманитарном праве, в том числе Женевские конвенции и Дополнительные протоколы к ним, Женевский протокол, Пакт Бриана-Келлога, Лондонские конвенции, ряд соглашений по вопросам разоружения, запрещающих действия, которые могут рассматриваться в силу своей повышенной опасности как преступные, например, распространение ядерного оружия. Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него, Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Что же касается процессуальных норм, то из договорных источников основания ответственности физических лиц за международные преступления следует, прежде всего указать на Конвенцию о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества.

Таким образом, имеются несколько категорий юридических оснований ответственности физических лиц за международные преступления, однако общим является для них то, что они определяют рассматриваемые деяния в качестве преступных, а в некоторых случаях более или менее подробно характеризуются их составы. В то же время, в отличие от внутреннего уголовного права, в них, как правило, не определяются вид и мера наказания за конкретные преступления. Исключение составляет устав Международного военного трибунала. В нем была установлена одна основная конкретная мера наказания — смертная казнь и одна дополнительная — конфискация награбленного имущества. Однако отличие международных преступлений от других преступных действий, и в частности преступлений с международным элементом, именно в том и состоит, что вследствие их тяжкого для международного сообщества характера уголовная ответственность за такие преступления является международной и ей в принципе может сопутствовать международная уголовная юрисдикция в отношении этих лиц.

Таким образом, важным юридически значимым следствием установления международной преступности того или иного деяния является возникновение международной уголовной ответственности физических лиц, его совершивших.

Заключение. На основе полученных в ходе исследования данных был сформирован сводный перечень тяжких преступлений международного характера. В частности, это терроризм; захват заложников; торговля людьми; пытки; нарушение равных прав граждан в зависимости от их расы, национальности или отношения к религии; преступления против отдельных лиц и учреждений, пользующихся международной защитой; легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем; контрафакция; контрабанда; незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров; незаконная миграция; коррупционные преступления; посягательство на культурные ценности; распространение порнографии; незаконное обращение с ядерными материалами; нарушение авторских и смежных прав; киберпреступность; создание организованных преступных организаций; пиратство; преступления против безопасности на море и гражданской авиации; наемничество и другие. Также мы выяснили, что незаконность преступлений международного характера и основные направления противодействия закреплены в международных договорах, заключенных между государствами-членами Организации Объединенных Наций и Советом Европы. Такие международные соглашения являются правовой основой для осуществления мер международного сотрудничества между компетентными органами государств.

Основные термины (генерируются автоматически): международный характер, преступление, международное сотрудничество, сводный перечень, международная преступная деятельность, международная уголовная ответственность, Международный уголовный суд, мировое сообщество, общественная опасность, уголовная ответственность.

Транснациональные преступления определяются отечественной доктриной как международно-противоправные деяния, нарушающие или создающие угрозу развитию международных отношений.

Как правило, транснациональные преступления совершаются физическими лицами и не связаны с политикой того или иного государства, а ответственность за их совершение наступает по внутреннему уголовному праву страны. Государства — участники конвенций по борьбе с определенными видами транснациональных преступлений обязаны криминализировать деяния, составы которых предусмотрены в международно-правовых актах, и предусмотреть санкции за их совершение.

Критерии отнесения того или иного преступления к категории транснационального указаны в Конвенции ООН о транснациональной организованной преступности 2000 года (статья 3). Любое преступление носит транснациональный характер, если:

• оно совершено в более чем одном государстве;

• оно совершено в одном государстве, но существенная часть его подготовки, планирования, руководства или контроля имеет место в другом государстве;

• оно совершено в одном государстве, но при участии организованной преступной группы, которая осуществляет свою преступную деятельность в более чем одном государстве; или

• оно совершено в одном государстве, но его существенные последствия имеют место в другом государстве.

С конца XIX в. и до сегодняшнего дня на универсальном и региональном уровнях государствами заключено множество конвенций по борьбе с отдельными видами транснациональных преступлений. Наиболее значимыми из них, принятыми в последние годы, являются: Конвенция о борьбе с торговлей людьми и c эксплуатацией проституции третьими лицами 1949; Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года; Европейская конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 года; Европейская конвенция об уголовно-правовой ответственности за коррупцию 1999 года; Конвенция ООН о транснациональной организованной преступности 2000 года и протоколы к ней; Конвенция о киберпреступности 2001 года; Конвенция ООН против коррупции 2003 года и другие.

Уголовный кодекс Российской Федерации на сегодняшний день содержит более 60 статей, составы которых основаны на международно-правовых актах с участием нашей страны.

В докладе Генерального секретаря ООН на Восьмом Конгрессе ООН по предупреждению преступности транснациональные преступления были разделены на пять основных групп:

1. террористические преступления транснационального характера (захват воздушных судов и другие незаконные действия, направленные против безопасности гражданской авиации; захват заложников; преступления против лиц, пользующихся международной защитой; пиратство и другие);

2. организованные на международной основе клановые преступления с главной целью получения доходов (незаконный оборот наркотиков; торговля людьми; организация нелегальной иммиграции; контрабанда оружием и похищенными транспортными средствами; распространение порнографии и эксплуатация проституции и другие);

3. экономические преступления, предусматривающие осуществление операций и транснациональных действий в двух или нескольких странах (легализация преступных доходов; коррупция; фальшивомонетничество);

4. транснациональная незаконная торговля предметами искусства, представляющими культурное и религиозное достояние нации;

5. действия, которые путем загрязнения нарушают экологический баланс и состояние окружающей среды в более чем одной стране.

Одним из самых тяжких транснациональных преступлений сегодня является международный терроризм. По своей объективной характеристике это преступление настолько многоаспектно, что в мировой доктрине и практике до сих пор нет четкого правового определения

Терроризм может выражаться как в захвате заложников, так и в угоне воздушных судов, как в совершении актов насилия против государственных деятелей и дипломатов, так и в разрушении каких-либо объектов: самолетов, морских судов, административных и жилых зданий. Однако каким бы способом ни был совершен террористический акт, главной целью террористов всегда являются запугивание населения, создание атмосферы страха и оказание давления на третью сторону, которой чаще всего оказываются органы государственной власти и управления.

Еще одна особенность современного терроризма состоит в том, что сегодня совершение этого деяния в одиночку для него нехарактерно, и это преступление имеет все признаки организованной преступности.

9 декабря 1994 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма, в которой терроризм рассматривается как собирательное понятие, охватывающее различные его проявления, запрещенные международными конвенциями.

Систему антитеррористических конвенций, образующих в совокупности универсальную международно-правовую основу борьбы с международным терроризмом, сегодня образуют 16 международных соглашений (13 конвенций и трех протоколов), которые открыты для участия всех государств-членов: это Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов 1963 года (Токийская конвенция), касающаяся авиационной безопасности; Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 года (Гаагская конвенция), касающаяся захвата воздушных судов; Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 года (Монреальская конвенция), касающаяся актов авиационного саботажа, таких как взрывы бомб на борту воздушного судна, находящегося в полете; Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 года, касающаяся нападений на высокопоставленных должностных лиц правительств и дипломатов; Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 года; Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 года, касающаяся незаконного захвата и использования ядерных материалов; Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, 1988 года, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации; Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 года, касающаяся террористической деятельности на борту судов; Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, 1998 года, касающийся террористической деятельности на морских стационарных платформах; Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения 1991 года, предусматривающая химическую маркировку для облегчения обнаружения пластических взрывчатых веществ; Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 года, касающаяся использования взрывных или иных смертоносных устройств в местах общественного пользования; Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 года; Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма 2005 года.

В 2005 году международное сообщество также внесло существенные изменения в три из этих универсальных документов, а именно были приняты поправки к Конвенции о физической защите ядерного материала, а также Протокол к Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, и Протокол к Протоколу по борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе.

Наркопреступность, включающая все формы незаконного оборота, изготовления и распространения наркотиков, посягает не только на жизнь и здоровье отдельного человека, но и на подрыв экономики страны, внешнеэкономических связей между государствами, на мирное сотрудничество. В целях борьбы с этими преступлениями подписаны: Единая конвенция о наркотических средствах (1961), Конвенция о психотропных веществах (1971), Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988). В соответствии с этими документами уголовно наказуемыми деяниями являются производство, хранение, распространение наркотических и психотропных средств, а также их продажа, покупка, ввоз в страну и вывоз за границу. Борьба с распространением наркотиков и торговлей ими вынуждает государства предусматривать в своем уголовном праве суровые меры наказания за совершение этих преступлений, вплоть до смертной казни. Государства осуществляют международное сотрудничество в пресечении незаконной торговли наркотиками.

Подделка денежных знаков и их распространение наносят ущерб экономике и финансам отдельных стран. Борьба с этим преступлением – внутреннее дело каждого государства, однако требует усилий многих государств. Конвенция о борьбе с подделкой денежных знаков (1929) предусматривает сотрудничество государств в деле наказания лиц, которые занимаются изготовлением, распространением фальшивых денег, и содержит положение о выдаче преступников заинтересованному государству.

К тяжким преступлениям международного характера относится торговля людьми, пиратство, воздушное пиратство.

Особенности понятия международной уголовной ответственности

Уголовная ответственность может являться одним из видов юридической ответственности, под которой теория права понимает правовое отношение, возникшее из правонарушений. Оно проявляется между страной в лице ее специальных органов и правонарушителями, на которых возложена обязанность претерпевать определенное лишение и неблагоприятные последствия за свой проступок.

Международная уголовная ответственность не в полной мере признается как вид уголовной ответственности, вне зависимости от наличия общих черт, включая фактическое основание возникновения, которое представляет собой совершение деяния, включающего совокупность признаков состава преступления. Еще одной общей чертой является обязанность претерпевать некоторые последствия негативного характера.

Основная особенность международной уголовной ответственности представлена ее реализацией на наднациональном уровне. По этой причине один из субъектов института международного уголовного отношения права представляет собой не государство, а мировое сообщество в лице соответствующего органа (например, Международный уголовный суд).

Признаки международной ответственности

Отметим несколько признаков, присущих для международной уголовной ответственности:

  • опора на принуждение со стороны мирового сообщества, которое представлено специализированным международным органом;
  • наступление за то, что совершено международное уголовное преступление;
  • выражение в отрицательных последствиях, которые виновные лица, в число которых может быть включено и само, обязаны претерпеть по причине совершения ими уголовного преступления международного уровня;
  • воплощение в процессуальной форме, в основе чего лежат международные акты права (например, Римский статут МУС).

Законодательное регулирование международной ответственности в уголовном праве

В качестве прообраза современного типа международной уголовной ответственности выступает ответственность, которая предусмотрена Уставами МТБЮ и МТР. В первом из них (1 статья) содержится положение о полномочиях Международного трибунала, который имеет полномочия на осуществление судебного преследования лиц, которые ответственны за серьезные нарушения мирового гуманитарного права, совершенные с 1991 года в рамках территории бывшей Югославии.

Статья 2 гласит, что он же может производить судебное преследование лиц, способных совершать или отдавать приказ о совершении одного из серьезных нарушений Женевских конвенций, касающейся защиты жертв войны (август 1949 года). Действия могут быть направлены против граждан или имущества, которые пользуются защитой в соответствии с положениями соответствующей Женевской конвенции:

  • умышленные убийства;
  • испытание пытками и бесчеловечное обращение, в том числе постановка биологических экспериментов;
  • преднамеренное причинение тяжкого страдания или серьезных увечий, нанесение ущерба здоровью;
  • разрушение и присвоение имущества, осуществляемое незаконно, произвольно (производится в больших масштабах и не вызвано военной необходимостью);
  • принуждение к службе в ВС неприятельской державы военнопленных или гражданских лиц;
  • преднамеренное лишение прав военнопленных (граждан) на нормальный и беспристрастный суд;
  • незаконная депортация, арест или перемещение гражданских лиц;
  • взятие лиц в заложники.

В систематизированном виде международная уголовная ответственность физических лиц регламентируется Римским статутом МУС. До настоящего времени нерешенными остаются проблемы, касающиеся международной уголовной ответственности в отношении ее неотвратимости. Не все государства подписали (ратифицировали) этот статут. Также в этой области есть проблема, относящаяся к передаче и выдаче лиц для привлечения к международной уголовной ответственности.

По этой причине Випман Д. отметил, что, независимо от того, что за первые 3 года действия статута его ратифицировали более 60 стран, многие крупные игроки мировой политики откровенно уклонились от этого. В первую очередь, к таким государствам следует отнести США, которые включены в число 7 стран, голосовавших против этого документа. Тот же автор полагал, что Америка предпринимает значительные усилия, направленные на ограничение полномочий Международного уголовного суда. Это обстоятельство может быть обратимым, поскольку, например, президент Б. Клинтон выступал в поддержку идеи формирования Международного уголовного суда.

В этой теме интересной является точка зрения судьи Международного уголовного суда Ханса-Петера Кауля. Он опубликовал статью, которая была посвящена перспективам Международного уголовного суда. В ней содержалась информация о том, что на момент формирования как таковой организации ее создатели мало представляли, как будут достигаться цели Международного уголовного суда. Он же наметил несколько основных перспектив развития:

  • Международный уголовный суд должен укрепить собственное поступательное развитие в качестве профессиональной и эффективной мировой организации. Наряду с этим он должен заслуживать доверие и проявлять профессионализм;
  • прокурор и его офис в качестве движущей силы международной уголовной ответственности несут особенную ответственность за собственные действия;
  • Суд не может действовать успешно, не обладая активной и неизменной поддержки государств (словом и конкретными делами);
  • Страны-участники должны делать выводы из того факта, что Суд не может обладать полномочиями, не имея вооруженных сил, полиции и прочих механизмов исполнительной власти. По этой причине страны-участницы и Суд должны в будущем заняться разработкой новой системы передового опыта эффективного сотрудничества в этой области.

Римский статут МУС не содержал прямой ссылки на основания международной уголовной ответственности, но из текста его статей можно сделать вывод о том, что в качестве ее основания выступает совершение субъектом деяния, которое включает все признаки состава международного преступления.

Статья 25 указывает, что человек, совершивший преступление, подпадает под юрисдикцию Суда. Он несет индивидуальную ответственность и должен быть наказан в соответствии с положениями Статута. Статья 31 содержит положение о том, человек не должен нести уголовную ответственность, если в момент совершения им деяния. (далее перечислены основания для освобождения от уголовной ответственности). Так, в обоих случаях наступление ответственности связано с совершением деяния, которое подпадает под признаки международной преступности.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЮРИСТА

Международная преступная деятельность проявляется в деяниях двоякого рода.

Наибольшую опасность представляют деяния лиц, вопло­щающие преступную политику государства, как бы персони­фицирующие международные преступления государства, т. е. агрессию, колониализм, геноцид (уничтожение групп людей по расовому, национальному или религиозному признаку), экоцид (загрязнение окружающей среды с тяжкими глобальными по­следствиями).

Для характеристики указанных деяний официально исполь­зуется термин преступления против мира и безопасности че­ловечества; в литературе распространен термин международ­ные преступления. Субъектами таких преступлений вместе с государствами, несущими международную политическую и ма­териальную ответственность, становятся его руководители, выс­шие должностные лица, иные исполнители преступной полити­ки. В отношении этих лиц компетентны, наряду с национальны­ми судебными органами, специально создаваемые государства­ми международные судебные учреждения. В настоящее время завершается разработка Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества.

От международных преступлений в указанном значении следует отграничить преступления международного характе­ра, к которым относятся деяния, посягающие на интересы нескольких государств и вследствие этого также представляю­щие международную общественную опасность, но совершаемые лицами (группами лиц) вне связи с политикой какого-либо го­сударства, ради достижения собственных противоправных це­лей. За рубежом по отношению к таким деяниям принят и иной термин — транснациональные преступления.

В числе такого рода деяний: захват заложников; посяга­тельства на лиц, пользующихся международной защитой; за­хват и (или) использование ядерного материала в противоправ­ных целях; незаконный оборот наркотических средств и психо­тропных веществ; незаконные акты, направленные против безо­пасности гражданской авиации и морского судоходства; пират­ство на море и др.

Геноцид. Рассмотрим международные преступления на примере геноцида, поскольку это деяние распространено и в условиях вооруженных конфликтов, и в мирное время; к тому же предусмотрено включение соответствующего состава пре­ступления в новый Уголовный кодекс РФ.

В Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него под геноцидом понимаются (ст. II) следую­щие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полно­стью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:

a) убийство членов такой группы;

б) причинение серьезных телесных повреждений или ум­ственного расстройства членам такой группы;

в) предумышленное создание для какой-либо группы та­ких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное уничтожение ее;

г) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;

д) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.

Согласно ст. IV, лица, совершающие геноцид, подлежат на­казанию, независимо от того, являются ли они ответственными по конституции правителями, должностными или частными лицами.

Охарактеризуем теперь несколько разновидностей престу­плений международного характера.

Посягательства на лиц, пользующихся международной защитой. Согласно ст. I Конвенция о предотвращении и наказа­нии преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, к данной кате­гории отнесены: глава государства, включая каждого члена кол­легиального органа, выполняющего функции главы государства в соответствии с конституцией; глава правительства во время его нахождения в иностранном государстве; министр иностран­ных дел в аналогичной ситуации; сопровождающие названных должностных лиц члены их семьи; представитель государства или иное должностное лицо, имеющее право на специальную защиту; должностное лицо или иной агент межправительствен­ной международной организации, имеющие право на специаль­ную защиту; проживающие с такими лицами члены семьи.

Конвенция квалифицирует как преднамеренное преступ­ление совершение одного из следующих действий:

а) убийство, похищение или другое нападение против лично­сти или свободы лица, пользующегося международной защитой;

б) насильственное нападение на официальное помещение, жилое помещение или транспортные средства такого лица, уг­рожающее его личности и свободе;

в) угроза любого такого нападения;

г) попытка любого такого нападения;

д) соучастие в таком нападении.

В отличие от нормы российского уголовного законодатель­ства здесь предусмотрен более широкий перечень деяний и не принимается во внимание мотив действий. Конвенция презюмирует "серьезную угрозу поддержанию нормальных между­народных отношений", порождаемую любым подобным дея­нием.

К этому акту как бы примыкает принятая в конце 1994 г. Конвенция о безопасности персонала Организации Объединенных Наций и связанного с ней персонала '(имеются в виду и участники миротворческих операций ООН, исключая ситуации привлечения лиц в качестве комбатантов в случаях осуществ­ления принудительных действий по гл. VII Устава ООН, и со­трудники неправительственных организаций при оказании гу­манитарной помощи). Посягательства на представителей такого персонала должны быть признаны преступлениями по нацио­нальному уголовному законодательству.

Захват заложников. Это деяние, как и посягательство на лиц, пользующихся международной защитой, характеризуется как опасный акт международного терроризма. Первоначально международное право осуждало взятие заложников из числа гражданских лиц лишь в связи с вооруженными конфликтами;

соответствующие нормы были включены в Конвенцию о защи­те гражданского населения 1949 г. и в дополнительные протоко­лы 1977 г.

Международная конвенция о борьбе с захватом заложни­ков 1979 г., к которой СССР присоединился в 1987 г. следую­щим образом квалифицирует это деяние (ст. I): любое лицо, которое захватывает или удерживает другое лицо и угрожает убить, нанести повреждения или продолжать удерживать его для того, чтобы заставить государство, международную меж­правительственную организацию или какое-либо физическое или юридическое лицо совершить какой-либо акт в качестве условия для освобождения заложника, "совершает преступле­ние захвата заложников"; преступными признаются также по­пытка такого захвата и участие в захвате в качестве сообщни­ка. Поскольку речь идет о преступлении международного ха­рактера, в ст. 13 оговорено, что Конвенция не применяется в тех случаях, когда преступление совершено в пределах одного государства, когда заложник и предполагаемый преступник являются гражданами этого государства и когда предполагае­мый преступник находится на территории этого государства. Оговорка данной статьи определяет рамки сотрудничества го­сударств в борьбе с таким деянием, однако не препятствует государству предусмотреть в своем уголовном законодательст­ве ответственность за любые акты захвата заложников*.

* При введении в 1987 г. в соответствии с Конвенцией в наше уголовное законодательство нормы об ответственности за захват заложников (ст. 126' УК РСФСР) указанное положение ее ст. 13 было механически перенесено в примечание к этой статье, что исключало применение нормы в ситуациях, ограниченных нашей территорией и нашим гражданством. Такое ничем не оправданное ограничение было упразднено в 1993 г. посредством исключе­ния из ст. 126 этого примечания. Нет подобного ограничения и в новом УК РФ (ст. 206).

Незаконный оборот наркотических средств и психотроп­ных веществ. Незаконные операции с наркотиками на протя­жении многих десятилетий были объектом международно-пра­вового воздействия. Применяемые ныне Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. и Конвенция о психотропных веществах 1971 г. охватывают широкий спектр правового регу­лирования, включая меры контроля над этими средствами и веществами, меры борьбы против таких правонарушений, как культивирование и производство, хранение, продажа, покупка, ввоз и вывоз наркотических средств и психотропных веществ в нарушение существующих правил. Новый международно-пра­вовой акт — Конвенция ООН о борьбе против незаконного обо­рота наркотических средств и психотропных веществ, приня­тая в 1988 г. и подписанная СССР 19 января 1989 г., — провоз­глашает искоренение незаконного оборота коллективной обя­занностью государств. В ст. 3 дан подробный перечень дейст­вий, преднамеренное совершение которых квалифицируется как уголовное преступление. В числе наиболее серьезных — произ­водство, изготовление, экстрагирование, распространение, про­дажа, поставка на любых условиях, переправка, транспорти­ровка, импорт или экспорт любого наркотического вещества или психотропного средства в нарушение Конвенций 1961 и 1971 гг., которые сохраняют силу, а также культивирование опийного мака, кокаинового листа, растения каннабис в целях незаконно­го производства наркотических средств и др. Противоправны­ми считаются публичное подстрекательство или побуждение других к совершению подобных правонарушений, вступление в преступный сговор с целью совершения таких действий.

Российское уголовное законодательство предусматривает уголовную ответственность за такие деяния, как незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку либо сбыт наркотических, средств или психотропных веществ, за их хи­щение, за склонение к их потреблению, за незаконное культи­вирование запрещенных к возделыванию растений, содержа­щих наркотические вещества (ст. 228:—231 УК РФ). Комплекс­ное значение имеет федеральный закон о наркотических сред­ствах и психотропных веществах от 8 января 1998 г. Он уста­навливает основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ ив области противодействия их незаконному обороту. Регламентация со­провождается отсылками к международным конвенциям.

Незаконный захват воздушного судна. Акты незаконного захвата или осуществление контроля над воздушным судном, находящимся в полете, как отмечено в Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, угрожают безопасно­сти лиц и имущества, серьезно нарушают воздушное сообще­ние и подрывают веру народов мира в безопасность граждан­ской авиации. Преступление характеризуется в ст. 1 следую­щим образом: незаконные, путем насилия, угрозы применения насилия либо иной формы запугивания, захват воздушного судна или осуществление над ним контроля, предпринятые любым лицом на борту воздушного судна, находящегося в полете, а •также попытка совершить одно из указанных действий или со­участие в нем. Для целей Конвенции судно считается находя­щимся в полете с момента закрытия всех внешних дверей по­сле погрузки до момента открытия любой из таких дверей для выгрузки.

Конвенция применяется только в том случае, если место ^взлета или место фактической посадки воздушного судна, на борту которого совершено преступление, находится вне преде­лов регистрации такого судна; при этом не имеет значения, со­вершало судно международный или внутренний полет. Однако норма об условиях применения Конвенции ни в коей мере не ограничивает государство в применении своего уголовного за­кона в тех случаях, когда все события происходят в пределах ^только этого государства. Так решен вопрос и в нашей стране:

уголовная ответственность не обусловлена отмеченными в Кон­венции факторами, относящимися к сотрудничеству государств, затрагивает любые случаи захвата и угона воздушного судна, причем находящегося не только в полете, но и на земле. Огра­ничительные положения Конвенции не влияют на националь­ную юрисдикцию.

Читайте также: