Особенности групповой коммуникации кратко

Обновлено: 06.07.2024

Групповые и командные коммуникации – это общение, основывающееся на взаимопонимании и осуществляемое в социальных организациях.

Коммуникация может представлять собой не только визуально воспринимаемую линию связи. Коммуникацией является и голосовая интонация, и мимика лица. Иногда подобные явления, выполняющие коммуникационную функцию, оказываются информативнее, чем произносимые слова (вербальная коммуникация). По мнению некоторых исследователей, большая часть успеха в деятельности определяется деловым общением, осуществляемым путем межличностных контактов. Поэтому столь важно, чтобы сотрудники владели технологиями осуществления деловых переговоров.

Под группой понимают относительно обособленное объединение некоторого количества людей (не менее двух), взаимозависимых, взаимодействующих и взаимовлияющих друг на друга для того, чтобы достичь конкретных целей, координирующих совместную деятельность, выполняющих разные обязанности и рассматривающих себя как часть единого целого.

Группы могут быть классифицированы по разным признакам:

  • по размеру – большие и малые. Большими считаются группы, которые существуют в масштабах страны (общества в целом) и выделяются на основании таких типов социальных связей, которые не требуют обязательного личного контакта. В частности, к ним относятся нации, общественные объединения, религиозные конфессии, возрастные группы. Малые группы являются немногочисленными, в них люди объединяются совместной деятельностью, непосредственно лично общаются и взаимодействуют,
  • по сфере совместной деятельности – производственные и управленческие. Управленческие группы состоят из работников, осуществляющих управленческие функции. К таким группам относятся командные группы руководителей, в первую очередь – команды менеджеров высшего звена, а также различные комитеты. Главным в этих группах является коллективное (совместное) принятие решений. К производственным относятся группы работников, которые непосредственно занимаются производственной деятельностью и совместно выполняют конкретные производственные задания,
  • по уровню развития – слаборазвитые и высокоразвитые. Высокоразвитые группы отличаются наличием устойчивой системы отношений между членами, высокой сплоченностью, а слаборазвитые – недостаточным развитием или полным отсутствием психологической общности, распределения обязанностей, сложившейся структуры,
  • по реальности существования – условные и реальные,
  • по степени формализации – формальные и неформальные. Формальные группы создаются на основании решения руководителя в рамках организационной структуры в целях выполнения конкретных задач. Их деятельность направлена на то, чтобы достичь целей организации. Они функционируют в соответствии с официально утвержденными заранее установленными инструкциями, положениями и уставами. Неформальные группы создаются их членами самостоятельно исходя из взаимных антипатий, симпатий, общих интересов, одинаковых увлечений и привычек в целях удовлетворения социальных потребностей людей и общения,
  • по цели существования – проектные (целевые), функциональные, дружеские, по интересам. Проектные группы создаются для достижения конкретной цели. Когда цель группы достигнута, такая группа может быть расформирована или переведена на выполнение другого проекта. Функциональные группы создаются для долговременного выполнения определенных функций. Дружеские группы (группы по интересам) представляют собой объединения людей, интересных друг другу, обладающих общими увлечениями и поддерживающих отношения в дружеском формате. Часто они возникают на работе, а потом выходят за пределы рабочей деятельности. Такие группы являются неформальными,
  • по периоду функционирования – временные и постоянные. Временные формируются для того, чтобы выполнить краткосрочные разовые задачи, а постоянные – чтобы решать задачи в рамках своих должностных обязанностей. Постоянные группы придают устойчивость организации,
  • по характеру включения в группу индивидов – нереферентные (группы принадлежности) и референтные.

Готовые работы на аналогичную тему

Командные коммуникации

Важную роль в компаниях играет командная работа, поэтому большое внимание уделяется тимбилдингу. Члены команды вместе работают над одними и теми же задачами, поэтому от того, насколько они эффективно коммуницируют, зависит получаемый результат, степень удовлетворенности трудом. Как правило, исследование командных коммуникативных процессов посвящается одной из двух тем:

  • степень централизации коммуникаций,
  • природа задач команды.

Между этими аспектами существует взаимосвязь. Если сеть централизованная, то при решении проблем и принятии решений члены команды взаимодействуют с одним сотрудников. Если сеть децентрализованная, то между членами команды существует свободное общение, каждый из них равной степени может обрабатывать информацию и все они вместе принимают согласованные решения.

При проведении экспериментов для исследования эффективности решения простых проблем в рамках централизованных коммуникаций была установлена их высокая продуктивность. В таких командах участники просто передавали лидеру имеющуюся у них информацию, а он уже самостоятельно принимал решение. Децентрализованные сети оказались более медлительными, потому что информация должна была охватить всех участников, пока у кого-то не сложится полная картина. Однако по мере усложнения проблем все более ярко проявляется преимущество децентрализованных сетей. В них информация циркулирует за счет интенсивных коммуникаций, а не концентрируется у одного человека. Соответственно, каждый из членов команды может принять активное участие в принятии решения. Аналогичным образом изменяется и точность принятия решений: на простых задачах меньше ошибок допускают централизованные сети, а на более сложных – децентрализованные.

Вы слышали о концепции группового общения? Вы знаете, в чем его предназначение и чем он может нам помочь?

В этой статье мы увидим, что такое групповое общение, его различные цели и методы, которые чаще всего используются для его осуществления. Наконец, мы объясним, что необходимо учитывать при проведении группового общения в соответствии с тем или иным подходом.

Групповое общение: что это такое?

Понятие группового общения относится к интерактивному процессу, происходящему между тремя или более людьми. Групповое общение является основным и важным в развитии отношений между людьми, семьями, социальными группами, компаниями и даже правительствами..

Процесс группового общения может осуществляться с помощью различных методов коммуникации. Каждый метод имеет свои характеристики в зависимости от целей, которые должны быть достигнуты с помощью указанного группового общения.

Цели этого коммуникационного процесса

Как мы уже упоминали, существует ряд целей, которые должны быть достигнуты посредством группового общения.

С другой стороны, эти круги группового общения также предназначены для развития межличностного сотрудничества и сочувствия, улучшения личных качеств и добродетелей (творческие способности, автономия, ответственность, социальные навыки . ), преодоления внутриличностных барьеров страха быть отвергнутым, иррациональные страхи, чувство превосходства или неполноценности и т. д.

Он также предназначен для формирования, развития и обмена позитивным отношением в различных ситуациях. (например, в группах анонимных алкоголиков).

Используемые методы

Учитывая, что существуют разные цели развития группового общения, существуют разные методы группового общения для каждой цели. Посмотрим, из чего они состоят.

1. Изучение техники или углубление предмета

Эти техники состоят из собрания группы людей (Обычно это эксперты в определенной области. Например, комиссия врачей для обсуждения диагноза пациента), чтобы прийти к общим выводам.

Эти методы также используются для продвижения идей (мозгового штурма) по определенной теме. Например, чтобы найти ряд решений или мер, которые нужно предпринять для решения конкретной проблемы или конфликта.

2. Методы раскрытия темы

В этот раздел входят конгрессы, симпозиумы и круглые столы.. В основном представлены разные идеи, концепции и информация по конкретной теме.

Представители группы обычно являются специалистами в какой-либо области; например, исследователи в области онкологии. Они встречаются на конференциях и делятся своими результатами и достижениями в своих исследованиях.

Идея состоит в том, чтобы поделиться информацией, которая может быть интересна другим членам группы. В этом типе группового общения обычно нет дирижера, а если он есть, то это человек, который представляет конгресс или презентации участников.

3. Техники диалога или интервью

Техники диалога состоят из динамика, в которой группа людей ведет диалог или берет интервью у интересующего человека, который обычно является экспертом в какой-либо области. Например, группа журналистов дает телеинтервью с политиком.

Группа Анонимных Алкоголиков, например, будет состоять из этого типа общения, в котором есть достаточная свобода обсуждать что-либо, высказывать свое мнение, выражать чувства или собственные ощущения и т. Д. Без осуждения кого-либо.

4. Методы обсуждения или обсуждения

В этом случае методы обсуждения применяются к целевым обсуждениям или форумам. В этих типах группового общения особенность заключается в том, что присутствует фигура координатора или модератора дискуссии.

Этот координатор направляет и направляет дебаты, чтобы все участники дебатов могли воспользоваться своим правом высказать свое мнение.

5. Техники драматизации.

Наконец, есть приемы драматизации, которые применяются, например, в театральных постановках с социальными, развлекательными или терапевтическими целями.

Обычно представлены реальные ситуации или ролевые игры. Например, в терапии нужно работать сочувствием.

Как выбрать наиболее подходящую технику группового общения?

Факторы, которые следует учитывать при выборе метода, который наилучшим образом соответствует целям, которые мы намереваемся достичь:

1. Цели

Как мы уже видели, суть всякого группового общения заключается в его целях.. Иногда он предназначен для распространения или обмена информацией по теме, как, например, в случае научных конференций или симпозиумов. Если вы хотите пройти терапию для решения общей проблемы, мы выберем групповое общение на основе диалога.

2. Характеристики группы

Важно учитывать характеристики группы: пол, возраст, социальную группу, опыт, интересы и т. Д., Чтобы установить динамику, которая лучше всего подходит для всего, и принять во внимание, заинтересованы ли мы в однородной группе с точки зрения этих аспектов или нет.

3. Размер группы

Количество людей, которые будут интегрировать групповое общение, важно, поскольку устанавливаются разные типы общения и степени доверия в зависимости от объема группы.

Мы должны принять во внимание, заинтересованы ли мы в небольшой группе комитета, чтобы укрепить доверие и открыть людей, или в больших группах с множеством мнений по теме.

4. Физическое пространство

Физическое пространство также является ограничением при установлении динамики группового общения, а также тип доступного пространства.

Если мы собираемся собрать людей, чтобы поговорить о потере, например, во время терапии горя, не враждебная, спокойная, заботливая обстановка важна, так далее.

5. Опыт и способности группового водителя (при наличии)

Наконец, важно решить, должен ли существовать коммуникационный драйвер или все члены группы будут иметь одинаковую роль и участие, в зависимости от решаемых вопросов и каким образом.


Особенности общения в группе

Виды коммуникаций в малых группах

Обеспечение вознаграждения и признания с целью мотивации.

Горизонтальные коммуникации осуществляются между работниками и отделами, расположенными на одном уровне организационной структуры. Такой тип общения решает следующие задачи:

  • Обмен информацией;
  • Разрешение конфликтов;
  • Координация заданий;
  • Решение проблем.

Также коммуникации можно подразделить на формальные и неформальные.

Особенности общения в группе

Групповая коммуникация помимо информативной выполняет и ряд других не менее важных функций, которые не реализуются в процессе межличностного общения:

  • Обеспечение согласованных действий членов коллектива;
  • Формирование согласия;
  • Формирование особой культуры, присущей только данному коллективу.

Особенность общения в группе подразумевает не просто изменение установок или поведения ее члена под воздействием внешних стимулов, а достижение именно определенной степени согласия между всеми ее членами. Без которой невозможно эффективное функционирование группы.

Согласованные действия между участниками группы необходимы для успешного достижения поставленных целей и невозможны без эффективных групповых коммуникаций.

В процессе групповой коммуникации формируется и особая культура, присущая только данной группе, которая включает в себя определенные правила и нормы поведения, ритуалы и традиции, особый язык. Существуют в группах и собственная система санкций, применяемая к нарушителям групповых норм и правил.

Таким образом, особенности общения в группе заключаются в тех специфических функциях, которые оно выполняет: обмен информацией, поддержание отношений внутри группы и поддержание самой группы.

Групповая коммуникация - это такой тип коммуникационного взаимодействия, при котором общение происходит между двумя или большим количеством людей определенной социальной группы или организации в целях осуществления взаимозависимых действий и решения совместных задач. Такой коммуникационный процесс может выступать как в форме двух и более межличностных коммуникаций личной или ролевой направленности, так и в форме взаимной коммуникации всех членов данной группы или организации. В связи с тем, что число как отправителей, так и получателей информации возрастает, возникает большая вероятность недопонимания и искажения информации. [1]

В результате групповой коммуникации может получиться решение, которого до этого не было ни у одного из участников этой группы и не появилось бы даже при их взаимодействии без использования специальных технических приемов, которые предлагает консультант. Это заметно было на примере развивающего интервью, где участниками коммуникации оказываются консультант-интервьюер, с одной стороны, и респондент, участник клиентной организации - с другой. Но когда в этой коммуникации участвует несколько человек, тем более с разной позиционностью, а особенно, когда они взаимодействуют между собой по специальной методике, этот эффект сильно возрастает. [2]

В чем проявляется сущность грамматики и лексики групповой коммуникации . [3]

На уровне массовой и, отчасти, на уровне групповой коммуникации возникают парадоксальные явления. Отправителем может быть отдельное лицо, а получателем - группа, коллектив, масса, партия, народ и т.п. Но при этом у получателя вовсе не одно ухо и не один мозг. [5]

Телеконференция [ Teleconference ] - вид мероприятия, в котором групповая коммуникация осуществляется между территориально распределенными участниками с помощью технических средств. [6]

В тех ситуациях, когда люди вступают в общение в малых группах ( количество их членов может быть от 3 до 20 - 30 человек), принято говорить о групповой коммуникации . В групповой коммуникации продолжают действовать все закономерности, присущие межличностной коммуникации, однако, появляются и специфические для данного типа коммуникации феномены, к которым относятся: лидерство и руководство в группе, т.е. процесс межличностного влияния, стимулирование группы, нацеливание ее на выполнение определенных задач; процесс принятия группового решения, т.е. обсуждение значимых для группы проблем, в процессе которого происходит выяснение позиции ее членов, оценка проблемы, поиск и выработка общего группового решения; структура коммуникации в группе, т.е. совокупность позиций членов группы относительно получения и хранения значимой для группы информации. [7]

В тех ситуациях, когда люди вступают в общение в малых группах ( количество их членов может быть от 3 до 20 - 30 человек), принято говорить о групповой коммуникации. В групповой коммуникации продолжают действовать все закономерности, присущие межличностной коммуникации, однако, появляются и специфические для данного типа коммуникации феномены, к которым относятся: лидерство и руководство в группе, т.е. процесс межличностного влияния, стимулирование группы, нацеливание ее на выполнение определенных задач; процесс принятия группового решения, т.е. обсуждение значимых для группы проблем, в процессе которого происходит выяснение позиции ее членов, оценка проблемы, поиск и выработка общего группового решения; структура коммуникации в группе, т.е. совокупность позиций членов группы относительно получения и хранения значимой для группы информации. [8]

Из этих наблюдений вытекает вывод о том, что межличностные трудности проектирования можно преодолеть, если найти способ объединения усилий бригады проектировщиков, и что эти трудности сильно возрастают, если необходимое изменение проекта идет вразрез с интересами тех, кто призван сотрудничать в этом деле. Льюис [73] в подробном и точном описании эксперимента по групповой коммуникации показывает, что члены групп могут совершенно не замечать возникающего между ними непонимания, а, разобравшись в реальном положении вещей, иногда теряют способность двигаться вперед широким фронтом. По его мнению, для преодоления этой трудности каждому члену группы нужно выделить роль, соответствующую его компетентности в каждом из рассматриваемых вопросов. Но как это сделать, если никто из присутствующих не может судить о знаниях других членов группы или о том, насколько эти знания существенны или несущественны для принятия правильного решения. [9]

Обилие малых групп в обществе обусловливает их разнообразие, что в свою очередь ставит проблему типологизации. В нашем случае это важно, поскольку типологические особенности группы могут обусловливать особенности групповой коммуникации . [10]

Одной из самых распространенных в социальных науках выступает классификация видов коммуникации на основании уровня или контекста, в котором она осуществляется. По этому критерию выделяют следующие виды коммуникации: межличностную, групповую и массовую. Явление групповой коммуникации возникает прежде всего при непосредственном общении людей в малых группах. Человек связан с малыми группами с самого начала своей жизни, причем он не просто испытывает на себе их влияние, но только в них и через них в значительной мере получает информацию о внешнем мире и в дальнейшем организует свою деятельность. [11]

В каком-то смысле, сама сеть не является средством массовой информации, ее можно использовать и для межличностной, и для групповой коммуникации . [12]

В этом смысле она выполняет функции связующего звена в системе личность-общество. Эти общности являются относительно самостоятельными субъектами социокоммуникативных отношений. С одной стороны, они отражают и несут в себе всю структуру социальной информации, воспроизводимой обществом, с другой - на основе личных контактов между членами группы возникает сеть эмоциональных, психологических отношений. Обе системы отношений - объективных, общественных и субъективных, психологических сливаются в единую систему межличностной групповой коммуникации , что придает малым группам особое качество, отличающее их от других социальных образований. [13]

Читайте также: