Отражение войны 1812 года в искусстве кратко

Обновлено: 05.07.2024

Автор работы: Барсуков Павел Сергеевич

МБОУ Земцовская средняя общеобразовательная школа, 9 класс

Руководитель работы: Барсукова Жанна Леонтьевна, учитель русского языка и литературы

Влияние эпохи Отечественной войны 1812 года на художественную культуру.


  1. Отражение истории Отечественной войны 1812 года в различных видах изобразительного искусства: живописи, гравюре, литографии, карикатуре.

  1. Этапы в процессе исследования эпохи Отечественной войны в изобразительном искусстве.

  2. Изображение страниц истории войны 1812 года художниками-живописцами. Батальная живопись.

  3. Война 1812 года в гравюре, литографии.

  4. Карикатурное изображение войны.

  5. Портреты участников войны. Военная галерея Зимнего дворца.

  1. Выводы

  2. Источники информации.

Событиям 1812 года принадлежит особое место в нашей истории. Не раз поднимался русский народ на защиту своей земли от захватчиков, приходивших и с запада, и с востока. Но никогда прежде угроза порабощения не порождала такого сплочения сил, такого духовного пробуждения нации, как это произошло в дни нашествия Наполеона.

Тема Отечественной войны 1812 года успешно разрабатывалась и в литературе, и в изобразительном искусстве: архитектуре, живописи, скульптуре.


Люди часто обращаются к своему прошлому. Прошлое России богато и уникально. Обращение к истории Отечественной войны 1812 года сейчас особенно актуально, т.к. в 2012 году отмечается 200-летний юбилей тех исторических событий. Подъем духа, патриотизм, всемерная поддержка государственности - важная составляющая победы русских войск над армией Наполеона. Важнейшим средством отражения истории Отечественной войны 1812 года стало изобразительное искусство, которое создает духовную ауру, дает возможность для полноценной оценки важнейших исторических событий. Полотна художников, посвященные данной тематике, формируют высокую духовную гражданскую позицию, совершенствуют духовную культуру. Сцены сражений, бивуачная жизнь войск, изображение солдат воюющих армий - это не только патриотизм, гордость за военную мощь русского народа. Это средство формирования человеческого и гражданского достоинства, благодаря которому можно сегодня воспитывать молодое поколение России. Передо мной стала проблема: как отразилась история Отечественной войны 1812 года в художественных произведениях изобразительного искусства. Мне были знакомы широко известные произведения живописи, такие картины, как:

Кившенко А.Д,

И.М.Прянишников


c:\users\1\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\6.jpg

Объект исследования: культурно-исторические события как условие создания и развития произведений живописи XIX - начала XX вв. о войне 1812г.

Цель: исследование событий Отечественной войны, представленных в произведениях изобразительного искусства XIX - начала XX вв.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы могут быть использованы для изучения войны 1812 года, для реконструкции событий, для постановки спектаклей на историческую тематику.

2. Отражение истории Отечественной войны 1812 года в различных видах изобразительного искусства: живописи, литографии, карикатуре.

События Отечественной войны 1812 года оказали стимулирующее воздействие на развитие русской художественной культуры. Художники, писатели, поэты, драматурги, композиторы обратились к сюжетам и персонажам русской истории в образе сражений и героев Отечественной войны. Актуальность этой темы нашла свое выражение не только в работах очевидцев и современников, но и мастеров последующих поколений, черпавших в ней вдохновение.

1.)Этапы в процессе исследования эпохи Отечественной войны в изобразительном искусстве.

Выделяется несколько этапов в процессе исследования эпохи Отечественной войны в изобразительном искусстве:

1.) В 1810 - 1820-е гг. - события войны фиксируют участники и очевидцы.

2.) 1830 - 1850-е гг. - в центре внимания мастеров исключительно военные события, в которых участвовала регулярная армия. Наблюдается строго научный подход в изучении темы 1812 года: тщательный подбор и анализ письменных и иконографических источников, вещественных памятников и т.д.

3.) 1860 - 1890-е гг. связаны с критическим переосмыслением эпохи Отечественной войны сторонниками реалистического направления. Ими проводится большая исследовательская работа с целью подчеркнуть народный характер войны 1812 года. Ярче всего это проявляется в творчестве В.В. Верещагина.

4.) 1900 - 1910-е гг. - характерен широкий охват темы, чем объясняется и разнообразие сюжетов. Центральное внимание уделяется все же эпизодам боевых действий, реконструируемым с помощью значительной исторической базы, современных исторических трудов и консультаций с военными историками.

В 1-ой половине XIX века живописцев интересовали батальные эпизоды 1812 года (сражения, подвиги отдельных военачальников и воинских частей и т.п.). Тематика полотен целиком отражала господствовавший тогда взгляд на войну как на действия регулярных армий. Во 2-ой половине XIX - начале XX века, наряду с традиционными, берутся нереализованные прежде сюжеты (партизанское движение, Наполеон и его армия в России и др.).

В конце XIX - начале XX века происходит процесс интеграции русской батальной живописи в мировое изобразительное искусство, чему способствовали многочисленные экспозиции полотен о 1812 годе В. Верещагина и Ф. Рубо. Они раскрыли в своем творчестве тему Отечественной войны в современном ее понимании. Это не всегда приводило к точному описанию исторических фактов и персонажей.

Художников, писавших картины об Отечественной войне было не так много и работали они часто на свой страх и риск.

В целом, несмотря на влияние некоторых негативных факторов, тема войны русского народа против наполеоновского нашествия была вполне достойно представлена в изобразительном искусстве XIX - начала XX века.

2). Изображение страниц истории Войны 1812 года художниками-живописцами

в.в. верещагин. в успенском соборе

Прихоти войны способны достигать самых чудовищных размеров. Для победителя, занявшего чужой город, не существует ничего святого. В святом для каждого православного человека месте, в храме, неприятелем была устроена. полковая конюшня. Это правда, страшная правда. Успенский собор — конюшня. В два ряда стоят расседланные лошади. Солдаты Наполеоновской армии совершают акт вандализма, глумятся над святыней.Успенский собор, переживший много веков, стоял безмолвный, запустелый; молчали его колокола, не разносился по Кремлю их торжественный звон, а внутри собора слышались только грубые окрики, ругательства солдат, да конское ржание, причем последние звуки, производимые животными, были для святости места наименее оскорбительными. Участь Успенского собора разделили и прочие церкви Москвы и других городов.

Известно имя еще одного художника, оставившего замечательные творения о войне 1812 года. Это Петер Гесс - баварский придворный художник, член Академий художеств в Мюнхене, Берлине, Вене и С.-Петербурге. Старший сын баварского придворного гравера по меди, от которого получил первые уроки гравирования. Участвовал в походах против французов (находился при штабе фельдмаршала К. Вреде), запечатлел много военных сцен. Создал ряд жанровых сцен


из военной жизни эпохи 1812-1814 гг.


Вам не видать таких сражений.

Носились знамена как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Имя Дениса Васильевича Давыдова (1784-1839) неотделимо от Отечественной войны 1812 года как имя зачинателя и одного из руководителей партизанского движения. Боевые таланты Дениса Давыдова высоко ценили М.И.Кутузов и П.И.Багратион, а о его поэтическом даре поэт Н.М.Языков писал:

Не умрет твой стих могучий,

Достопамятно-живой,

Упоительный, кипучий,

И воинственно-летучий,

И разгульно-удалой.


Галерея картин о периоде Отечественной войны 1812 года

К.К. Гампельн

Пржецлавский К.Л.

Русские в 1812 году

Лучанинов И.В.

Виллевальде Б. П

Бегство французов с семьями из России.

Французский художник Х. В. Фабер дю Фор запечатлел на этой литографии незабываемый пример мужества и героизма русского солдата. В тексте к рисунку говорится: «Среди вражеских стрелков, засевших в садах на правом берегу Днепра, один в особенности выделялся своей отвагой и стойкостью. Поместившийся как раз против нас, на самом берегу за ивами, и которого мы не могли заставить молчать ни сосредоточенным против него ружейным огнем, ни даже действием одного специально против него назначенного орудия, разбившего все деревья, из-за которых он действовал, он все не унимался и замолчал только к ночи. А когда на другой день по переходе на правый берег мы заглянули из любопытства на эту достопамятную позицию русского стрелка, то в груде искалеченных и расщепленных деревьев увидали распростертого ниц и убитого ядром нашего противника унтер-офицера егерского полка, мужественно павшего здесь на своем посту".

4.) Карикатурное изображение событий 1812 года.

Наиболее широко отражают народный характер войны 1812 года листы политической графики, которую чаще называют "карикатурой 1812 года". Это было новое, невиданное по своей демократичности явление в искусстве. Первая серия листов вышла в конце 1812 года. Карикатуры высмеивали французскую армию, самого Наполеона, призывали русский народ на борьбу с захватчиками, воспевали подвиги народных героев.


c:\users\1\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\9 003.jpg

Многие статьи, листовки, посвященные действиям регулярной армии, ополчений и партизанских отрядов, оперативно печатались в походной типографии при штабе М.И.Кутузова. Директором этого своеобразного агитационно-пропагандистского центра армии был назначен А.С.Кайсаров, вокруг которого группировались прогрессивно настроенные офицеры, литераторы, публицисты - М.Ф.Орлов, В.А Жуковский, А.И. Михайловский-Данилевский и другие.

5.) Портреты участников войны. Военная галерея Зимнего дворца.


Военная галерея Зимнего дворца… С портретов прославленных полководцев Отечественной войны 1812 года, виртуозно написанных Джорджем Доу, на нас смотрят красивые мужественные лица, "полные воинственной отваги", как сказал о них Пушкин. Император Александр I лично утверждал составленные Главным штабом списки генералов, чьи портреты должны были украсить Военную галерею. Это были 349 участников Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 гг., которые состояли в генеральском чине или были произведены в генералы вскоре после окончания войны. За 10 лет работы Джордж Доу и его русские помощники В.А.Голике и А.В.Поляков создали 333 портрета, которые размещены в пять рядов на стенах галереи. Тринадцать портретов по разным причинам так и остались невыполненными. Вместо них в галерее находятся рамы с именами генералов. О каждом из них можно было бы написать героическую оду.


Генерал Николай Николаевич Раевский (1771-1829) - талантливый и мужественный военачальник. Во время Бородинского сражения корпус Раевского оборонял Курганную высоту, расположенную в центре позиции русских войск. Там были установлены 18 орудий батареи, получившей имя Раевского и отразившей все атаки французов.


Генерал Петр Иванович Багратион (1765-1812) - "Бог рати он" - так произносили его фамилию современники. За 30 лет службы князь Багратион принял участие в 20 походах и 150 сражениях. В Бородинском сражении он возглавлял левый фланг, по которому пришелся первый удар противника. Французы дважды овладевали земляными укреплениями - Багратионовыми флешами и дважды были выбиты оттуда. Во время очередной атаки противника генерал Багратион поднял свои войска в контратаку и в этот момент был тяжело ранен.

В 1949 г., к 150-летию со дня рождения А.С.Пушкина, в Военной галерее была установлена мраморная доска со строками из стихотворения великого русского поэта "Полководец":

Толпою тесною художник поместил

Сюда начальников народных наших сил,

Покрытых славою чудесного похода

И вечной славою Двенадцатого года.

Нашествие "двунадесяти языков" и героические действия русской армии всколыхнули широчайшие народные массы России, вызвали небывалую энергию народа, пробудили, как сказал В.Г.Белинский, "народное сознание и народную гордость". Исторический масштаб событий, происшедших в 1812 году, так грандиозен, их эхо так долго и гулко отдавалось в последующие десятилетия, что сейчас даже трудно представить себе, какой относительно короткой в сравнении с длительностью последствий была Отечественная война, как стремительно сменяли друг друга картины этой исторической драмы.

Кого жизнь сделала свидетелем этих событий, хранили память о них до конца своих дней. Кто не видел их сам, тот рос в атмосфере, сотрясаемой их гулким эхом. Художественная летопись Отечественной войны потому так выразительна, что каждый вложил в неё лучшее, что было в нем как в художнике. Иные обратились к этой теме в одном-двух произведениях, но по ним восстанавливается самое существенное, что было в художественном миросозерцании их создателя, слышатся особенности голоса, которым он говорил в своем творении.

Твердый орешек нередко оказывается пустым. Влодзимеж Счисловский
ещё >>

Эпоха Отечественной войны 1812 года оказала огромное влияние на развитие национальной культуры. Патриотический подъем, охвативший все русское общество, пробудил интерес ко всему отечественному, народному, к истории России. С этой эпохой связано начало развития реалистического направления в литературе и искусстве. Под её воздействием формировалось мировоззрение А. С. Пушкина, М. И. Глинки, их современников.

События 1812 года получили достойное отражение в поэзии и прозе, музыке и изобразительном искусстве. Подвиг народа, тема Родины, так сильно зазвучавшая тогда, вдохновляли и вдохновляют поэтов, писателей, художников, музыкантов.

Художественные произведения, посвященные теме двенадцатого года, часть из которых представлена в настоящем сборнике, весьма различны по своему характеру, но их историческое значение бесспорно.

Во второй том входит проза участников войны (Ф. Глинки, Д. Давыдова, Н. Дуровой, М. Орлова и др.), повествующая о военных событиях в России, о походе русской армии по странам Европы до Парижа, о капитуляции французских войск.

Все произведения проникнуты патриотизмом, верой в победу русского народа.

7. Троицкий Н. А. Небываемое бывает? : Война 1812 года в изображении советских писателей // Родина. – 1994. - № 9. – С. 68–73.
В российской истории XIX века Отечественная война 1812 года величественно возвышается на фоне остальных событий, став предметом наибольшего числа не только научных, но и художественных сочинений. Традиции здесь у нас богатейшие: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, Н. А. Некрасов, Лев Толстой, Марина Цветаева, не говоря уже о К. Н. Батюшкове, В. А. Жуковском, П. А. Вяземском, М. Н. Загоскине, Д. Л. Мордовцеве, Г. П. Данилевском, Я. П. Полонском

10. Окуджава Б. Ш. Избранные произведения: в 2-х т. т. 1. : Романы. – М. : Современник, 1989. – С. 265-526.

На берега роскошной Сены,
Победы праздник пировать!
В 60–е годы XIX века Ф. Н. Глинка написал цикл стихов, адресованных не только своим современникам, но и последующим поколениям русских. Сегодня они звучат как завет, как наказ, как призыв:
I
С духом, лестью омраченным,
Пустословствует наш век,
Где с огнем в душе священном
Не родился человек.
II
Где от пятки до макушки,
Движим влагой мозговой,
Обезьяны иль лягушки
Есть потомок по прямой.
III
Но довольно, чтоб пред светом
Кануть мыслям сим на дно,
Стань лицом к лицу с поэтом:
Прочитай Бородино!7

beloysova

Валерия Белоусова, зав. издательским отделом

Тема - "Отечественная война 1812 года и русское искусство" – широка, сложна, интересна, и, что самое главное, в связи с 200-летием со дня Бородинского сражения, актуальна.

Содержание ее в разные периоды времени изменялось, получая особенную глубину в эпохи новых исторических испытаний. В наши дни, когда русский народ повторил героический подвиг в годы второй мировой (Великой Отечественной) войны, славные события национальной истории стали для нас особенно близкими и волнующими.

Общенародная война 1812 года, поднявшая могучую силу патриотизма, составила целую эпоху в русской жизни и русском искусстве, оказавшись для него неисчерпаемым источником вдохновения.

Война 1812 года особенно ярко отразилась в произведениях живописи и графики, архитектуры и скульптуры. Наибольшая и значительная часть которых, была создана в период с первой четверти XIX - начало XX вв.

Многие произведения изобразительного искусства становились центрами проведения крупных общественных мероприятий.

Создание этой галереи началось вскоре после триумфальной победы русской армии над Наполеоном. Император Александр I задумал создать в Зимнем дворце галерею, где были бы представлены портреты прославленных русских полководцев Отечественной войны 1812 года – Кутузова, Барклая-де-Толли, Багратиона, Раевского, Тучковых, Кутайсова, Дохтурова, Ермолова, Неверовского и многих других славных сынов России. Автором всех портретов, ставших порой единственными изображениями героев, стал замечательный английский художник Джордж Доу.

Эти портреты русских генералов, героев Отечественной войны и походов 1813-1814 годов являются достопримечательностью самого богатого музея мира – Эрмитажа. Об истории создания этого памятника героической борьбы русского народа с французами - Военной галереи Зимнего дворца подробнее в книге Эрмитаж. Западноевропейская живопись [Текст] / [авт.-сост. В. Н. Сигнаевский]. – М.: АСТ, 2009; СПб, 2009. – 253 с. : ил.

Тысячи художников, как профессионалов, так и любителей, приняли участие в создании произведений, посвященных Отечественной войне 1812 года. В статье, посвященной 190-летию Бородинской битвы Яценко О. В. рассматривает тему Бородинского сражения в полотнах художников Соколова А., Варнека А., Шепелюка А. и др. (Яценко, О. В. 190-летию Бородинской битвы посвящается [Текст] / О. В. Яценко // Изобразительное искусство в школе. – 2003. – № 1. – С. 3-4. : ил.)

Ратные подвиги русской армии навеки останутся в памяти человечества, запечатленные в архитектурных ансамблях и скульптурных памятниках: Казанский собор и Александровская колонна, триумфальные Нарвские ворота и арка Главного штаба, памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли, Храм Христа Спасителя и Триумфальная арка в Москве.

Большое число памятников было установлено к широко отмечавшемуся столетнему юбилею Отечественной войны 1812 года. Особое место среди них занимает группа памятников, сооруженных на бородинском поле.

Отрывок из письма видных военных деятелей и работников культуры и искусства: «Как известно, американский фильм, созданный по этому роману, не передал ни художественных, ни национальных особенностей эпопеи Л.Н. Толстого, ни великого освободительного духа борьбы русского народа, чем вызвал справедливые претензии советского зрителя.

Согласно финансовым документам, советский блокбастер обошелся в невиданную сумму — 8 миллионов 291 тысячу 712 рублей при смете в 8 миллионов 83 тысячи 412 рублей. Но все эти затраты окупились сторицей, поскольку четыре серии фильма собрали в прокате свыше 135 миллионов зрителей, каждый из которых заплатил за билет в среднем по 25 копеек. Таких денег советское кино еще не видело.

События Отечественной войны 1812 года оказали стимулирующее воздействие на развитие русской художественной культуры, оставив глубокий след в сознании российского общества и его культурном наследии.

Верещагин, В. В. Наполеон I в России [Текст] / вступ. ст. В. А. Кошелева и А. В. Чернова. – Тверь: Созвездие, 1993. – 288 с. : ил.

Гундорова, Е. Ю. Песенная летопись Отечественной войны 1812 года [Текст] / Е. Ю. Гундорова, И. Бирюков // Музыка в школе. – 2012. – № 2. – С. 3-19.

Иванов, Н. Многоликий портрет Кутузова [Текст] / Н. Иванов // Юный художник. – 2012. – № 6. – С. 12-16.

Кипренский-портретист [Текст] / автор вступ. ст. и сост. Б. Д. Сурис. – Л. : Художник РСФСР, 1967. – 22 с. : ил. – (Русская и советская живопись).

Лебедев, А. К. Василий Васильевич Верещагин [Текст] / А. К. Лебедев, А. В. Солодовников. – Л. : Художник РСФСР, 1987. – 180 с. : ил.

Петинова, Е. Ф. Василий Андреевич Тропинин [Текст] / Е. Ф. Петинова. – Л. : Художник РСФСР, 1987. – 216 с. : ил. 177

Постернак, К. Памятники войны 1812 года [Текст] / К. Постернак // Юный художник. – 2012. – № 7. – С. 12-16.

Эрмитаж. Западноевропейская живопись [Текст] / [авт.-сост. В. Н. Сигнаевский]. – М.: АСТ, 2009; СПб, 2009. – 253 с. : ил.

Яценко, О. В. 190-летию Бородинской битвы посвящается [Текст] / О. В. Яценко // Изобразительное искусство в школе. – 2003. – № 1. – С. 3-4. : ил.

Читайте также: