Отражение в романе мастер и маргарита общественно культурной ситуации конца 1920 х годов кратко

Обновлено: 06.07.2024

Сатира в изображении московского общества в романе Булгакова

Изображение москвичей и Москвы в романе почти полностью становится сатирой. Большая часть персонажей, показанных писателем, – это лживые, нечистоплотные, несовершенные люди. Каждый из них при этом является не индивидуальным характером, а собирательным образом. Особенно ярко это заметно при описании следящей за всеми и патологически жадной Аннушкой.

Критика писателя обращена исключительно на подлых, наглых представителей человеческого общества. Но сатира, в которую автор заворачивает критику, скорее веселая, чем жестокая. Писатель высмеивает пороки людей, а похождения Воланда только подтверждают то, что московское общество совершенно не изменилось и не стало идеальным, как об этом пишут газеты.

Готовые работы на аналогичную тему

Булгаковская Москва

Москва 1930-х годов населена обыкновенными людьми, которых писатель видел вокруг себя в действительности. Но однажды в городе появляется Воланд, Сатана, который раз в сотню лет приходит на землю, чтоб проверить, как живут люди. Быт и нравы Москвы того времени оказываются объектом интереса и самого Булгакова. К. Симонов отметил, что при чтении романа Булгакова в глаза людям старших поколений бросается то, что главным полем для наблюдений писателя послужила Москва обывательская, околотеатральная и окололитературная.

Топография произведения с одной стороны, ограничена Тверской улицей, с другой – Кропоткинской набережной, то есть территорией между Бульварным и Садовым кольцом. Здесь находятся:

На этой небольшой территории разыгрываются невероятные события – смешные и трагичные. Здесь правит бал Воланд, который обнажает все пороки уважаемых и добропорядочных москвичей.

Сатира Булгакова беспощадна в отношении московских литературных чиновников и литераторов, о которых писатель знал не понаслышке. Например, писатели ассоциации МАССОЛИТ не стремятся к самосовершенствованию, не занимаются поиском истины, потому что они считают, что реальная правда – это отдых на курортах, престижная дача, изысканная пища в дорогом ресторане, куда закрыт вход простому смертному. Писатель изображает критиков-конъюнктурщиков в лице мастера печатной ябеды Латунского. В романе досталось и руководителям театра Варьете, Варенухе, Римскому и Степе Лиходееву, которых отличает хамоватость, корыстность и лживость.

На сеансе черной магии, который помощники Воланда устраивают в столичном Варьете, Воланд искушает москвичей ширпотребом и деньгами, компрометируя каждого в отдельности и город в целом. Мессир замечает, что горожане очень сильно изменились внешне, но в остальном они такие же. Так же любят деньги. И отмечает, что только квартирный вопрос испортил москвичей, который их волнует гораздо больше, чем вопрос спасения души. И дело здесь даже не в том, что герои романа не стесняются брать взятки, прячут золотые червонцы. Дело в том, что они совершенно утратили представление о справедливости и добре. И это гораздо страшнее.

По мысли писателя, в этой ситуации бороться со злом нужно силами зла, чтобы восстановить справедливость. И в этом заключается трагический гротеск романа.

Булгаковская Москва фантастична, однако взгляд автора на город нельзя назвать исключительно субъективным. Реальная Москва была фоном, на котором писатель мог бы воплотить свой замысел, так как реальность того времени мало отличалась от фантастики своей неестественностью. Нужно было лишь посмотреть на нее с точки зрения общечеловеческих ценностей, и сразу становилось ясно, что в Москве все не так, как требуют законы нормальной человеческой жизни.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопрос № 118. Критическое изображение московской действительности 20—30-х годов

…Сатана пришел в Москву, чтобы совершить правосудие, вызволить Мастера, его шедевр и Маргариту. И что же видит он? Москва превратилась в подобие Великого бала: ее населяют большей частью предатели, доносчики, подхалимы, очковтиратели, взяточники, валютчики.

Москва становится пристальным объектом авторского исследования. Булгаков создает образ безумного мира, живу­щего по своим фантасмагорическим законам:

распутство (дво­еженство Семплиярова),

приспособленчество (ис­тория Степы Лиходеева),

доносы (Алоизий Могарыч, барон Майгель),

безнравственность (вор-буфетчик, Аннушка, квартир­ный проныра, дядя Берлиоза и др.).

В этом странном мире царят низменные страсти и процветают бездарности и приспособленцы.

Булгаков представил их как в виде отдельных персонажей (Н.И. Босой, Поплавский, Барон Майгель и др.), так и в виде служащих следующих учреждений: МАССОЛИТа (М.А. Берлиоз, Латунский, Рюхин, И. Бездомный и др.) Театра Варьете (Степа Лиходеев, Римский, Варенуха, Жорж Бенгальский) и Зрелищной комиссии (пустой костюм Прохора Петровича).

Какой предстает городская жизнь 20—30-х гг. в романе? Какова функция фантастики?

Реальная атмосфера 30-х годов описана в главах романа:


Чудеса, демонстрируемые Воландовой сви­той, есть удовлетворение скрытых желаний людей. С людей слета­ет благопристойность и проявляются вечные человеческие пороки: алчность, жестокость, корыстолюбие, лживость, ханжество. В эпи­зоде, венчающем сеанс черной магии, мотив обнажения получает буквальное воплощение.

Что же касается наказания, то оно в самих людях. Наказани­ем становится ужас, поселившийся в душах разоблаченных пер­сонажей. И хотя после исчезновения Воланда из Москвы жизнь горожан входит в привычное русло, испытанный ужас постоянно напоминает о себе. Равновесие в душах некогда уверенных в себе людей потеряно.

Критическое изображение литературного мира Москвы

Но особенно мрачную картину являет литературный мир Москвы, своеобразной моделью его становятся в романе МАССОЛИТ – легко узнаваемый гибрид РАППа и позднейшего Союза писателей. Прообраз – РАПП, литературная группировка, которая стала символом карательных функций по отношению к свободомыслящим художникам.

Ни один из 3111 членов МАССОЛИТа не занимается своим непосредственным делом – литературным творчеством. Но зато с успехом решают в МАССОЛИТе квартирные, дачные, продовольственные и прочие житейские проблемы.

"Грибоедов" в романе - символ не пишущей, а жующей братии, символ превращения литературы в источник удовлетворения неумеренных аппетитов.

Появление в этом ирреальном и безумном московском мире Воланда с его свитой воспри­нимается читателем как вполне естественное явление: если жизнь превратилась в ад, то поче­му бы в ней не появиться Князю Тьмы? Если в жизни нет сил, способных восстановить справедливость, если закон без­молвствует и молчит добро, то восстановление порядка готовы выполнить силы зла. Они выступают как судьи, несущие справедливое возмездие каж­дому по заслугам его:

Кого наказы-вает Воланд?

За безверие и догматизм

Трамваем ему отрезает голову – он уходит в небытие

За сочинение бездарных стихов

Отправлен в психиатрическую больницу

Директора варьете Стё-пу Лиходеева

За пьянство, безделие и разврат

Ассистенты Воланда вышвыри- вают его из Москвы в Ялту

За ложь и хамство

Превращают на некоторое время в вампира

Никанора Ивановича Босого

Его арестовывают за хранение валюты, а затем отправляют в психиатр. больницу

За доносы и шпионаж

Азазелло его убивает

За жульни-чество,воров- ство и скопи-домство

Ему обещана в близком будущем смерть от рака печени

Забыл клятву Гиппократа

Доводит до сумасшествия

Поплавского, дядю Берлиоза

За то, что он хапуга

Вышвыривают из квартиры № 50

Финдиректо-ра варьете Римского

Устраивают такую сцену ужа-сов, что он превращается в се-дого старика с трясущ. головой

Театрального начальника Семплеярова

В наказание дома ему достается грандиозный скан-дал. Из высокого кресла он вылетает на должность зав. грибозаготовит. пунктом.

В отрыве от ершалаимских глав московские сцены воспринимаются как исключительно комические. Воланд делает неутешительный вывод о неизменности человеческой при­роды, но в этих же его словах звучит мысль о неистребимости милосердия в человеческих сердцах.

Сатира Булгакова пронизывает московские эпизоды романа, но она у автора веселая, не злобная. Булгаков как будто подсказывает, как можно преодолеть порок. Автор беспощаден лишь к подлецам, трусам, предателям, доносчикам, таким как литературные критики, Алоизий Могарыч, барон Майгель.

Образ Воланда представляет собой еще одну оригинальную трактовку писателем сущности дьявола в понимании людей. Воланд Булгакова похож на Мефистофеля, что и подчеркивается эпиграфом к роману. Как и Мефистофель, Воланд – часть той силы, которая вечно хочет зла и совершает благо. Отличие в том, что булгаковский сатана пришел на землю вершить правосудие и наказывать негодяев. Он не предает, не лжет, не вовлекает людей в раздоры. Он умеет ценить все искреннее, настоящее, талантливое.

При помощи мистики, фантастики Булгаков подвергает осмеянию все то, что отвернулось от добра, изолгалось, развратилось, нравственно выхолощено, утратило извечные истины.

Заканчивая свой многослойный философский роман, автор выражает убежденность в том, что многие противоречия жизни можно снять. Теза и антитеза, противостояние добра и зла сменяется синтезом: Понтий Пилат прощен, Мастер обрел покой, прошлое остается позади, исчезает и рушится.

Опыт и знания врача помогли Булгакову создать произведение, где был описан небывалый медицинский эксперимент профессора Преображенского по превращению собаки в человека. В нем нашли отражение бурные научные изыскания рубежа XIX–XX веков, споры вокруг проблемы омоложения по методу австрийского физиолога Э. Штейнаха, профессора Н. К. Кольцова, дискуссии вокруг бурно развивающейся науки евгеники. Ученые всего мира в те годы обратились к теории наследственности и способам ее улучшения. Булгакова как врача интересовали открытия в области физиологии, хирургии, трансплантации органов.

В произведении переплетаются фантастическое и реальное, комическое и трагическое, легкая ирония и язвительный сарказм. Все это создает художественный мир повести. Читая драматическую историю о Шарике и опытах профессора Преображенского, мы часто не можем сдержать смеха. Автор умело создает трагикомическое повествование, так как это наиболее полно отражает жизнь.

Критики выделяют в повести четыре части. В первой части рассказывается о скитаниях уличного пса, во второй – сообщается об эксперименте профессора Преображенского по омоложению организма, в третьей части показан чудовищный результат операции, в четвертой части профессор, осознав ошибку, возвращает Шарикова в прежнее состояние.

Описывая город, по которому бродит Шарик, автор дает точные топографические данные. Это улицы Москвы: Моховая, Сокольники, Пречистенка, Мясницкая. В начале повести автор делает пса симпатичным, умным и понимающим чужую беду. Воспоминания о ранней юности на Преображенской заставе и вольных собаках-бродягах, сон о веселых розовых псах, плавающих на лодках по озеру, – все это располагает к герою.

Вторая часть повествует об эксперименте профессора Преображенского, который в научных целях пересаживает собаке гипофиз человека Клима Чугункина, уголовника и алкоголика, убитого в пьяной драке ножом в сердце. Результат эксперимента поверг в шок исследователей: пес не только не умер в ходе сложной операции, но и постепенно превратился в человека.

Клим Чугункин действительно воплотился в Шарикове. Получилось примитивное существо, грубое, наглое, злобное, агрессивное, неблагодарное. Во втором рождении к перечисленным качествам присовокупились подлость, лживость, доносительство. Но некоторые черты собаки остались и после превращения пса в человека: ненависть к котам, привычка ловить блох зубами, прорывающийся в разговоре лай, невозможность существования без кухни.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК В 11 КЛАССЕ

« ОТРАЖЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА СССР ЗО-Х ГГ.

ТИП УРОКА : интегрированный (литература, история)

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

- продолжить формирование навыков работы в группах, умение вести дискуссию, умение работать с текстом художественного произведения, дополнительной исторической литературой;

- продолжить патриотическое воспитание школьников, формирование у них активной жизненной позиции; прививать учащимся интерес к истории своей страны.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЗАНЯТИЯ : данный урок является обобщающим и интегрированным. За неделю до проведения урока класс делится на 4 группы: литературоведы ( три группы), эксперты-историки ( одна группа). Группам даются задания, результаты выполнения которых должны быть продемонстрированы в ходе урока.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ.

В 1930-е гг. в СССР сложилась командно-административная система управления, корни которой до сих пор дают о себе знать в экономике, политике и нравственности, в образе жизни и массовом сознании. Цель нашего урока – проследить, как политический режим отразился на судьбах людей. В ходе урока мы заслушаем выступления экспертных групп – экспертов-литературоведов и экспертов-историков – и постараемся ответить на поставленный вопрос.

УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ.

- Писатели и поэты и раньше нередко в основу своих произведений клали конкретные исторические события. Приведите примеры.

УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ.

- Когда был написан роман? Дайте краткую историческую справку об эпохе написания романа.

ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ.

- Роман писался с 1929 по 1940 гг. В эти годы в СССР идёт процесс формирования командно-административной системы управления государством. Политическая власть в стране сосредотачивается в руках ВКП (б), происходит слияние государственных и партийных органов. В конце 1920-х – начале 1930-х гг. существует система массовых общественных организаций: РКСМ, пионерская организация, профсоюзы, творческие союзы писателей, кинематографистов, художников. В эти годы также оформляется сильный репрессивный аппарат – НКВД. Создаётся культ харизматического вождя И.В.Сталина.

Затем группы начинают отчитываться о проделанной работе.

ЭКСПЕРТ-ИСТОРИК.

Вопросы на дом: какие черты 30-х гг. прошлого века вы нашли на страницах романа? Выделите характерные особенности московского быта того времени.

ВЫСТУПЛЕНИЕ 1-Й ГРУППЫ .(Сопровождаются демонстрацией иллюстративного материала. Даются примерные ответы).

- Слово МАССОЛИТ, придуманное Булгаковым, стоит в одном ряду с такими реальными аббревиатурами как ВАПП или МАПП (Всесоюзная и Московская ассоциации пролетарских писателей), МОДПИК (Московское общество драматических писателей и композиторов) и МАСТКОМДРАМ (Мастерская коммунистической драматургии).

ЭКСПЕРТ-ИСТОРИК.

В романе реально представлена Москва, её коммунально-бытовой и литературно-театральный мир, так хорошо знакомый Булгакову. Для современников были узнаваемы гонители Мастера – бдительные критики булгаковских пьес, повестей и рассказов.

В конце 1920-х – начале 1930-х гг в СССР развёртывается борьба с классово-враждебными элементами. В 1934 г. был убит С.М.Киров, и волна репрессий стала расти как снежный ком. Стали процветать доносительство и шпиономания. Теперь мы посмотрим, как эти события нашли отражение в романе. Слово предоставляется литературоведам 2-й группы.

ВЫСТУПЛЕНИЕ 2-Й ГРУППЫ .

ЭКСПЕРТ-ИСТОРИК.

Тяжёлые личные, творческие и политические условия, в которых находился Булгаков, работая над романом, нашли отражение в тексте произведения. Предоставляем слово 3-й группе литературоведов.

ВЫСТУПЛЕНИЕ 3-Й ГРУППЫ .

УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ: Почти вся история литературы первой половины двадцатого века может рассматриваться как мартиролог. Многие известные и великие поэты и писатели, критики и драматурги погибли, были отлучены от читателя только потому, что высказывали мысли, не нравившееся новой власти, идущие вразрез с её идеями.

( Зажигается поминальная свеча. Под музыку ученик зачитывает имена репрессированных поэтов и писателей , а остальные ученики кратко говорят об их судьбах)

ЭКСПЕРТ-ИСТОРИК.

В СССР по политическим убеждениям подвергались гонениям многие яркие деятели литературы (на интерактивной доске проецируются их фотографии, ученики зажигают поминальные свечи и рассказывают о них).

РЕФЛЕКСИЯ. УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ.

А теперь мы сформулируем основные признаки того строя, который сложился в СССР:

Господство однопартийной системы, слияние партийного и государственного аппаратов.

Существование системы массовых общественных организаций

Оформление массового репрессивного аппарата

Физическое уничтожение политических оппонентов

Культ харизматического вождя

Идеологическая обработка массового сознания

Нарушение прав человека и отсутствие демократических свобод

УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ.

-Вместе с персонажами булгаковского романа мы перелистали страшные страницы истории: массовые репрессии, доносительство, шпиономания, страх перед огромной государственной машиной, не скованной в своих действиях никакими правовыми и нравственными нормами. Булгакову, наверное, лучше, чем кому-либо, удалось передать дух времени, создав настоящий историко-литературный памятник эпохи.

Давайте попробуем по итогам урока написать синквейн.

Примерный синквейн:

Мистический, пророческий, загадочный.

Завораживает, заставляет задуматься.

Литературный памятник эпохе.

Роман “Мастер и Маргарита” – вершинное произведение М. А. Булгакова, над которым он работал с 1928 года до конца жизни. Автор читал его фрагментами друзьям, но понимал, что опубликовать роман в условиях современной ему эпохи нереально. Лишь в 1966-1967 годах вдове писателя удалось убедить редакцию журнала “Москва” в необходимости публикации.

Одной из причин нежелания властей публиковать роман Булгакова “Мастер и Маргарита” было нетрадиционное изображение литературного мира, людей культуры в советское время.
Одним из первых

на страницах булгаковского романа появляется М. Берлиоз. По мнению Булгакова, этот персонаж играет особенно важную роль в мире зла. Подробно перечисляются его чины и звания: “председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой МАССОЛИТ, и редактор толстого литературного журнала”.

После разговора с Воландом с Берлиозом произошел несчастный случай, и он ушел из жизни, но не покинул страниц романа, потому что Берлиоз не просто одна из “мертвых душ”, он идеолог, вождь этих “душ”. Булгаков не отрицает того, что Берлиоз грамотный, умный человек,

но не приемлет кандидатуры Берлиоза как “инженера человеческих душ”, привыкшего сидеть не за письменным столом, а за ресторанным столиком.
Символом мира писателей – лакировщиков действительности – явился МАССОЛИТ и “Грибоедов”. МАССОЛИТ – это название выдуманной Булгаковым Московской ассоциации литераторов, напоминающее другую аббревиатуру – РАПП. Это литературная группировка, которая стала символом карательных функций по отношению к свободомыслящим художникам и синонимом такой организации литературного процесса, которая не оставляет места для какой-либо “самодеятельности”
Дом, в котором разместился МАССОЛИТ, называется “Домом Грибоедова”, потому что им якобы владела тетка писателя Александра Сергеевича Грибоедова, и в этом доме он читал ей отрывки из комедии “Горе от ума”. Главная достопримечательность “Грибоедова” – ресторан, которому дается нарочито восторженная характеристика. “Грибоедов” в романе – символ не пишущей, а жующей братии, символ превращения литературы в источник удовлетворения неумеренных аппетитов. В МАССОЛИТе озабочены получением путевок, квартир, постоянными интригами, злобными разоблачениями, “перелыгянскими” дачами, всем, кроме искусства.
Но М. А. Булгаков, показывая мир писателей 20-30-х годов, не говорит о том, что в эти годы не было настоящих мастеров, истинных писателей, преданных своей родине и народу. В эти годы, как и во многие другие, были люди, не занимавшиеся получением квартир, а отдававшие всю свою жизнь творчеству. К этим людям Булгаков причисляет Мастера.
Среда писателей МАССОЛИТа отталкивает Мастера. Но она не просто отвратительна ему – именно эта писательская организация коренным образом изменила его судьбу. В диалоге пациентов психиатрической клиники звучат слова: “Вы писатель?” Гость потемнел лицом и погрозил Ивану кулаком, потом сказал: “Я – Мастер…”. “Мастер”, потому что слово “писатель” на страницах романа скомпрометировано обладателями членских билетов МАССОЛИТа.
Этот художественный мир в романе предается суду окончательному и бесповоротному. Наказанию подвергаются Берлиоз, Латунский, Варенуха, барон Майгель – все они так или иначе связаны с культурной сферой.
Таким образом, М. А. Булгаков в своем романе “Мастер и Маргарита” показал разнородный литературный мир. С одной стороны, это писатели, обладатели членских карточек МАССОЛИТа, с другой – истинные мастера, подлинные творческие работники. Не случайно автор романа изобразил мир “писателей”, используя гротеск и сатиру.

Теперь понятно, почему власть, цензура запрещали булгаковскому роману выйти в свет, они увидели в нем правду, ужасающую правду, узнали в нем себя.

Читайте также: