Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе кратко

Обновлено: 07.07.2024

Гипермаркет знаний>>Искусство>>Искусство 10 класс>> Храмовая архитектура индейцев Месамерики как воплощение мифа о жертве, давшей жизнь. Пирамида Солнца в Теотиуакане. Храм бога Уицилопочтли в Теночтитлане. Комплекс майя в Паленке


ХРАМОВАЯ АРХИТЕКТУРА ИНДЕЙЦЕВ МЕСАМЕРИКИ КАК ВОПЛОЩЕНИЕ МИФА О ЖЕРТВЕ, ДАВШЕЙ ЖИЗНЬ

Пирамида Солнца в Теотиуакане. Храм бога Уицилопочтли в Теночтитлане. Комплекс майя в Паленке

Из многочисленных земледельческих цивилизаций, сложившихся в 1 тыс. до н. э. на территории Америки, наиболее известной является цивилизация индейцев Центрально-Мексиканcкoгo плато и полуострова Юкатан: науа, ацтеков, майя.

Культура наиболее значимых древних племен индейцев Дpeвней Америки включает культуру Теотиуакана
(1 тыс. до н. э. – VIII в.), майя (11 тыс. до н. э. – XV в.), ацтеков (XIII–XVI вв.).

Основу религиозного культа этих племен составляет жертвенный ритуал. Он был направлен на обеспечение плодородия земли и жизнедеятельности людей, а священные города и храмы, воссоздававшие образ мировой гopbI, были связаны с поклонением различным богам, в первую очередь солнечным.

Праотцем вceгo сущего и источником плодородия индейцы н а у а считают дуального (двойственного) бога Ометеотля, породившего четырех сыновей и основавшего землю, небо и обитель мертвых. Сыновья мирно ладили, пока один из них не возвысился, превратив себя в Солнце и населив землю сотворенными из пепла людьми. Остальные братья в гнeвe разрушили первый век, или, как называют eгo индейцы, первое Солнце. ..Все было смыто водой, все люди сделались рыбами. – сказано в индейских кодексах*. Последующие попытки каждого брата создать свою цивилизацию – свое Солнце завершались также плачевно, и боги наконец решили сообща дать жизнь новому, пятому по счету веку. Они сотворили состоящую из одних глаз и ртов богиню земли и разделили ее на твердь и небесный свод. Однако мир, погруженный во тьму, нуждался в Солнце. Им стал один из братьев, бросившийся в oгонь и взошедший на небе лучезарным светилом.

Скульптурные и живописные изображения, жестко очерченные и, как правило, сделанные в профиль, походят на плакаты, а слабо проявленный антропоморфизм придает им абстрактно-символическое звучание, не лишая при этом cвoeобразной прелести (см. цв. вкл., рис. 13).

Такова фреска с изображением подземного рая Тлалока, где чистейший воздух, где грохочут водопады и журчат pyчьи, где разноцветные птицы гоняются за огромными бабочками, а в лучах всепроникающего солнца каждый предмет выступает с необыкновенной ясностью. В ветвях гигантскогo дерева толуач, усыпанного желтыми и розовыми цветами и растущего прямо из головы бога влаги с глазами совы, клыками ягуара и завитками змей под носом, сидят птицы.

* Кодекс – здесь: научное название рукописной книги любого содержания или книги рисунков.
** Автохтоны (от греч. auт6cнтн6н – коренной) – вид организмов, обитающих в данной местности со времени своегo становления.

Из их клювов торчат крючки, похожие на вопросительный знак, означающий пение. В воде, сплошь усеянной глазами, дабы показать, что она искрится, плавают моллюски с ручками и ножками, намекающими на движение. Под деревом, а точнее, под головой бога Тлалока, множество людей, oкpyженных пор хающими бабочками, жестикулируют, бегают, болтают, демонстрируя счастливую беззаботность (см. цв. вкл., рис. 12).

Пирамида Солнца. XI в. до н. э. Теотиуакан

Пирамида Солнца. XI в. до н. э. Теотиуакан

Ацтеки включили миф о самопожертвовании бога, давшегo жизнь и движение солнцу, в религиозный ритуал. Возвеличив cвoeгo бога-покровителя Уицилопочтли до уровня бога солнца, они отождествили eгo с пятым Солнцем. Жизнедеятельность Солнца обеспечивалась кровью жертв и погибших в ритуальной войне воинов. Смерть, таким образом, порождала жизнь и воспринималась как средство поддержания космического порядка и всеобщего благоденствия. Этим можно объяснить создание красочных и поэтических песнопений, посвященных кровавому богу и eгo городу:

Вот он лежит, изумрудами весь опоясан,
он светозарен, как дивные перья кецаля,
Мехико-город.
Быстро ладьи проплывают
во все направленья,
воины в них и вожди.
Цветущий туман навис над людьми -
это твой дом, жизнедатель,
ты в нем владычишь и правишь,
песню твою грознозвукую слышит Анауак*.
Белый тростник вместе с ивою белой одели
Мехико-город.
(Перевод М. Самаева)

Для совершения жертвенного ритуала, призванного влиять на силы природы, ацтеки воздвигли храм Уицилопочтли (ХIII в.). Eгo план воспроизводит горизонтальную модель мира, соотнесенную с этим ритуалом: квадрат, разделенный на четыре части диагоналями, в точке пересечения которых находится сакральный центр – кактус с орлом, пожирающим змею.

* Анауак (Береговая страна) – название центральной части Мексики.

Храм Уицилопочтли. XIII в. Теночтитлан. Реконструкция. Национальный археологический музей. Мехико


Храм Уицилопочтли. XIII в. Теночтитлан. Реконструкция. Национальный археологический музей. Мехико

Храм повторял архитектурными формами ступенчатые пирамиды Теотиуакана с широкой лестницей с северной cтoроны и святилищем на вершине, где происходили жертвоприношения.

Обряд умерщвления, во время которогo жрец рассекал ocтрым обсидиановым ножом грудную клетку одурманенной жертвы и извлекал еще трепещущее сердце, носил нapoчито театрализованный характер и был зафиксирован не только в каменном декоре ацтекских храмов, но и в поэзии:

Там, на помосте стонов,
уже приносят жертвы у caтoгo подножья
гopы орлов, укрытой щитом гycтыx туманов.
Под гpoт гремушек, в шлеме
с кецалевым пером,
орлы и ягуары* из-за щитов вpaгa
разят горящим взглядом,
глаза их смертоносны.
А мне, мне суждено уйти и там,
в долине желтых перьев, лечь навеки.
О, гopькo матери мои меня оплачут.
Вот осыпается зерно маиса: жалок
початок голый.
Таким же буду я: костей цветущей горстью,
на берегy, у желтых вод
простертый; мертвый.
(Перевод М. Самаева)

Храмы индейцев майя, селившихся у подножия цeнтрально-мексиканских Кордильер и на полуострове Юкатан,уподоблялись мировой гope, возносящей молящихся к небожителям. Они состояли из девяти ступеней. Девять ступеней соответствовали представления м майя о наличии девяти балок, которые обозначали границы пути движущихся на нeбесном своде светил. По пяти нижним ярусам перемещаются солнце, луна, звезды, вечерняя звезда, кометы. Над ними нaходятся небеса, где пребывают сыновья Ометеотля.

Святилище на вершине пирамиды символизирует область пребывания caтoгo дуального бога, направляющего движение небесных светил и продолжающегося в сыновьях, что делает eгo вездесущим. Пирамиды увенчивали конструкции с выcoким каменным гребнем на крыше. Их архитектурным ядром служила арка со ступенчатым сводом, который образовывали камни, уложенные горизонтальными уступами и перекрытые сверху плитой.

* Орлы и ягyары – объединения знатных воинов, носивших отличительные знаки на костюмах, щитах и шлемах.

Крышка саркофага Пакаля II. Прорись. VIII в. Храм Надписей. Паленке

Крышка саркофага Пакаля II. Прорись. VIII в. Храм Надписей. Паленке

Все это можно видеть в Паленке (111–VIII вв.), где сохранился целый комплекс подобных coopyжений – храмы Солнца, Креста, Черепа, дворец Правителей, усыпальница – храм Наднисей*.

Каменный рельеф многих храмов майя посвящен жертвенному ритуалу. Это либо изображение ликующей Смерти, нeсущей голову воина, как в храме Креста, либо череп в ocнoвaнии столба, как в храме Черепа.

Идея смерти, дающей жизнь, получила впечатляющее воплощение в рельефе на крышке саркофаzа правителя Паленке, погребенного в храме Надписей. В центре плиты – юноша, чья внешность не оставляет сомнений в eгo принадлежности к индейцам майя, для которых главными признаками красоты считались косоглазие, узкие губы и скошенный лоб. Юноша распластан на голове фантастического существа с пустыми глазницами и острыми клыками. Это мать-земля, которую майя представляли в образе гигантской ящерицы, обитавшей под землей и питавшейся телами людей и животных. Побеги причудливого растения, вьющегося из оскаленной пасти чудовища, обвивают фигуру юноши, а из eгo пупа вырастает огромный крест – символ кукурузы, животворный источник жизни. На вершине креста в окружении солнц сидит кeцаль – священная птица центрально-мексиканских индейцев. горизонтальную перекладину обвивают двуглавые змеи – символы дождя, ибо вода – жизнь, а в восприятии майя дождевые тучи ползут над землей, как ленивые пресмыкающиеся. Образ влаги, воды усиливают головы бога дождя Тлалока, тоpчащие из каждой разинутой змеиной пасти.

Смерть, несущая голову воина. Рельеф. III–VIII вв. Храм Креста. Паленке

Смерть, несущая голову воина. Рельеф. III–VIII вв. Храм Креста. Паленке

Искусство Древней Америки характеризуется в целом как этнографическое. При этом eгo формы и общая направленность были настолько специфическими, что оно не могло окaзать серьезного влияния на европейскую культуру. Однако красочная орнаментальность изобразительного искусства индейцев в сочетании с прихотливыми формами испанского зодчества обеспечила неповторимость колоритной мексиканской культуры, возникшей в результате колонизации Центральной и Южной Америки испанцами в конце XVI в. В начале ХХ в. она послужила могучим импульсом к зарождению тaкoгo яркого, самобытного явления, как муралuзм (мoнyтeнтальная живопись на стенах общественных зданий). В 1920–1930-e гг. культура Месамерики стала одной из главных coставляющих стиля Ар Деко, ее влияние прослеживается в декоративном оформлении зданий и интерьеров в США и большинстве европейских стран.

* Условные названия, данные археологами по элементам декора.

Комплекс Паленке: дворец Правителей (на первом плане), храм Солнца (на втором плане слева), храм Надписей (на втором плане справа). III–VIII вв.

Комплекс Паленке: дворец Правителей (на первом плане), храм Солнца (на втором плане слева), храм Надписей (на втором плане справа). III–VIII вв.

Вопросы и задания
1. Какой миф индейцев науа составляет основу праздника Мертвых в современной Мексике? Что определяет архитектурный облик храмов на территории Центрально-Мексиканского плато? Используйте иллюстрации из задания № 5 в рабочей тетради.

2. Сформулируйте ключевую идею изобразительного искусства индейцев Месамерики. Приведите примеры.

Проектная деятельность

Проследите влияние древних образов на современную жизнь. Как проявляется эстетика египетской, индийской, древнеамериканской орнаментики в архитектурных проектах, оформлении интерьера, дизайне одежды, украшений?
Найдите предметы
быта, модные аксессуары, архитектурные элементы декора, соответствующие одному из стилей.

Книги, учебники исскуству скачать, конспект на помощь учителю и ученикам, учиться онлайн

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.

Презентация "Художественная культура Древней Америки" предназначана для использования на урроках МХК.

Рассматриваются следующие вопросы:

Отражение мифологических представления индейцев науа, ацтеков, майя и инков в архитектуре и рельефе:

а) Храмовая культура как воплощение мифа о жертве, давшей жизнь.

б) Рельеф и скульптура.

Презентцая содержит 38 слайдов. Имеется список литературы и Интернет-ресурсов.

ВложениеРазмер
hudozhestvennaya_kultura_drevney_ameriki.ppt 2.56 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разарботка урока по ИЗО для 5 класса Художественная культура Древней Греции. Греческая вазопись
Обобщение изученного по разделу "Художественная культура Древней и средневековой Руси"

Урок содержит обобщающий материал по разделам "Архитектура", "Иконопись", "Изобразительное искусство", "Литература", "Музыка". К уроку прилагается электронная презентация в формате Power Point.

Презентация к уроку "Обобщение изученного по разделу "Художественная культура Древней и средневековой Руси"

Иллюстративный материал к обобщающему уроку "Художественная культура Древней и средневековой Руси" содержит разделы "Архитектура", "Иконопись", "Фрески", "Литература" и др.


Образ художественной культуры Древней Греции. Образ красоты древнегреческого человека
проверрочная работа по теме "Художественная культура Древней Греции"

проверочная работа по теме "Художественная культура Древной Греции" . используется для итогового контроля усвоения соответствующей темы, в 1 классе художественного отделения дши. сод.

тест на разные темы МХК и задание по художественной культуре Древней Греции

Тест и задание можно использовать для школьных олимпиад по искусству, также можно использовать для закрепления знаний.


Презентация «Художественная культура Древнего Рима. Выполнена к учебнику Рапацкая Л.А., Мировая художественная культура, 10 класс

Презентация "Художественная культура Древнего Рима". Выполнена к учебнику Рапацкая Л.А., Мировая художественная культура, 10 класс (Допущено Министерством образования и науки Р.










Одно из главных божеств народов майа и науа. Тескатлипока считался всемогущим богом, невидимым, проникавшим в любое место на земле и в подземном мире. Он олицетворял Луну и ночное небо.


Кецалькоатль

Латинская Америка. Барильеф из храма.

В мифологии индейцев Центральной Америки - одно из трех главных божеств, Бог - творец мира, создатель человека и культуры, владыка стихий, бог утренней звезды, покровитель жречества и науки, правитель столицы Тольтеков.


Месоамерика. Культура Майа.

Юм Кааш в мифологии Майа бог маиса (кукурузы) и хозяин лесов. Он был покровителем сельского хозяйства, его почитали также как бога жизни, удачи, изобилия. Юм Кааш изображался в облике юноши, неприменным атрибутом которого на изображениях были листья маиса. Для древних американцев маис был священным растением, принесенным на землю дочерью великого Духа. Маис был основной культурой, существовало несколько посвященных ему церимоний. Ритуалы жертвоприношений Юм Каашу были частью таких церимоний.


Месоамерика. Культура Ацтеков.

Шипе-Тотек - бог народа ацтеков. Он связан с весенним обновлением природы, со сбором урожая и, в целом, с началом цикла возрождения жизни. Этот бог также является покровителем золотых дел мастеров. Церемонии и праздники, посвященные Шипе-Тотеку, проводились весной и были связаны с рождением Нового Солнца.


Месоамерика. Паленке. VII век.

На рельефе изображена сцена жертвоприношения зерна из настенной плиты в храме "Лиственного креста" в Паленке.


Видение дамы Кса

Месоамерика. Культура Майа. Йашчилан. 750 г. н.э.


Рельеф был найден в майянском городе Йашчилан - древнем культурном центре цивилизации Майа. На рельефе изображено так называемое видение дамы Кса: во время жертвоприношения ей является Кецалькоатль - солнечное божество, создатель мира и основатель цивилизации майа.


Камень Солнца

Центральная Америка. Культура ацтеков. XIV-XVI вв.

Национальный музей антропологии (Мехико).

Камень Солнца был обнаружен в 1560 г. в древней столице ацтеков Теночтитлане. Он представляет собой огромный базальтовый монолит весом 25 т и диаметром 3,6 м. Этот памятник служит ключом к мифологии и символике доколумбовой Америки.

С другой стороны, это космическая мандала, в которой символически представлена сложная структура мира. Камень Солнца является одним из самых ярких памятников древней цивилизации Центральной Америки.

Презентация: Художественная культура Древней Америки

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Художественная культура Древней Америки" рассказывает об искусстве одной из древних цивилизаций.

Краткое содержание

  1. Отражение мифологических представлений индейцев науа, ацтеков, майя и инков в архитектуре и рельефе
  2. Храмовая культура, как воплощение мифа о жертве, давшей жизнь
  3. Рельефы и скульптура
  4. Литература и интернет-ресурсы

Для проведения урока учителем

Содержание

Презентация: Художественная культура Древней Америки

Министерство образования и науки РФДепартамент образования Кемеровской областиГОУ СПО Киселёвский педагогический колледжХудожественная культура Древней АмерикиСоставитель: Исакович Оксана Петровна, преподаватель МХККиселёвск2012


Слайд 2

  1. Отражение мифологических представлений индейцев науа, ацтеков, майя и инков в архитектуре и рельефе:
    • а) Храмовая культура, как воплощение мифа о жертве, давшей жизнь.
    • б) Рельефы и скульптура.
    1. Литература и интернет-ресурсы


    Слайд 3

    Из многочисленных земледельческих цивилизаций, сложившихся в I тыс. до н.э. на территории Америки, наиболее известной является цивилизация индейцев Центрально-Мексиканского плато и полуострова Юкактан: науа, ацтеков, майя и инков.

    Культура наиболее значимых древних племён индейцев Древней Америки включает культуру Теотиуакана (I тыс. до н.э. – VIII в.н.э.), майя (II тыс. до н.э. - XV в.), ацтеков (XIII – XVI вв.) и инков (XI – XVI вв.)


    Слайд 4

    Основу религиозного культа этих племён составляет жертвенный ритуал. Он направлен на обеспечение плодородия земли и жизнедеятельности людей, а священные города и храмы, воссоздававшие образ мировой горы, были связаны с поклонением различным богам, в первую очередь солнечным.


    Слайд 5


    Слайд 6


    Слайд 7


    Слайд 8

    Пирамида Солнца, Теотиуакан


    Слайд 9

    Пирамида Луны, Теотиуакан


    Слайд 10

    Пирамида Пернатого Змея, Теотиуакан


    Слайд 11

    Дорога мёртвых, Теотиуакан


    Слайд 12

    Храм Кецалькоатля, Теотиуакан


    Слайд 13

    Храм Кецалькоатля, Теотиуакан


    Слайд 14

    Каменное изображение Пернатого змея

    Храм Кецалькоатля, Теотиуакан


    Слайд 15

    Поющий жрец в сцене ритуального сева (фреска), Теотиуакан


    Слайд 16

    Великая богиня (фреска), Теотиуакан


    Слайд 17

    Ацте́ки — индейская народность в центральной Мексике. Численность свыше 1,5 млн человек. Цивилизация ацтеков (XIV—XVI века) обладала богатой мифологией и культурным наследием.

    Центр города был построен на острове посреди живописного озера, его окружали постройки на сваях и дамбах, перерезанных каналами. В начале XVI в. город был разрушен испанскими завоевателями – конкистадорами.


    Слайд 18

    Территория, которую занимала цивилизация ацтеков


    Слайд 19

    Главный храм бога войны Уицилопочтли находился неподалеку от рыночной площади. Его окружала высокая каменная стена, украшенная снаружи рельефными изображениями змей.


    Слайд 20


    Слайд 21

    Уицилопочтли, бог солнца, войны и охоты


    Слайд 22

    Коатликуэ – богиня земли, смерти и весеннего плодородия, мать верховного божества и войны


    Слайд 23


    Слайд 24

    Ацтекский рисунок. Бурбонский кодекс


    Слайд 25

    Погребальные маски ацтеков


    Слайд 26


    Слайд 27

    Ма́йя — цивилизация Центральной Америки, известная благодаря своей письменности, искусству, архитектуре, математической и астрономической системам. Начала формироваться в 2000 г. до н. э. , большинство её городов достигло пика своего развития в 250—900 гг. н. э. К моменту прибытия конкистадоров была в глубоком упадке.

    Майя строили каменные города, многие из которых были покинуты задолго до прихода европейцев, другие были обитаемы и после. Календарь, разработанный майя, использовали и другие народы Центральной Америки. Применялась иероглифическая система письма, частично расшифрованная. Сохранились многочисленные надписи на памятниках. Создали эффективную систему земледелия, имели глубокие знания в области астрономии.


    Слайд 28

    Территория, которую занимала цивилизация майя.

    В настоящее время территория, на которой происходило развитие цивилизации майя входит в состав государств: Мексика, Гватемала, Белиз, Сальвадор, Гондурас.


    Слайд 29

    Паленке — условное название развалин большого города — политического и культурного центра майя в III—VIII вв.


    Слайд 30

    Храм Надписей, Паленке


    Слайд 31

    Храм Солнца, Паленке


    Слайд 32

    Храм Креста, Паленке


    Слайд 33

    Храм Лиственного Креста, Паленке


    Слайд 34

    В изобразительном искусстве майя существовал канон, определяемый культом обожествления правителей и его предков. Особенно ярко он проявлялся в произведениях скульптуры. Задачей скульпторов была не передача индивидуальных черт внешности или внутренних душевных качеств, а точное и тщательное воспроизведение пышного костюма, головного убора и атрибутов власти.


    Слайд 35

    Голова правителя Пакаля. Рельеф


    Слайд 36

    Крышка саркофага Пакаля II


    Слайд 37

    3. Данилова, Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. 10 класс: учебник для общеобразоват. учреждений [Текст]/ Г.И.Данилова. – М.: Дрофа, 2008


    Слайд 38

    Читайте также: