Средневековая испанская архитектура кратко

Обновлено: 20.05.2024

В европейской готической архитектуре одной из самых ярких и необычных является испанская готика, зародившаяся в XIII веке. Это было непростое время для страны - в Испании бушевали восстания простолюдинов, а на юге шла продолжительная война с Кордовским халифатом. Поэтому требовалась идея, способная сплотить людей и этой идеей стала вера, а готическая архитектура могла этому способствовать.

Испанская готика имеет свои уникальные черты, отличающие ее от архитектуры того периода в других европейских странах. Одной из самых ярких особенностей является нарушение логики конструирования. Несмотря на то, что многие испанские соборы в готическом стиле возводились под французским влиянием, делалось это с типично южным легкомыслием. После возведения основной конструкции за относительно короткий срок, отделка фасадов и порталов могла занимать десятилетия и зачастую даже оставалась неоконченной. К тому же, в отличие от французских соборов, устремленных ввысь, испанские проектировались в ширину, что смазывало впечатление величия.

Еще одно уникальное свойство, характерное для испанской готики - необычное сочетание декора и стеновых конструкций, больше характерное для арабской и мавританской архитектуры. Например, на гладких стенах можно встретить крупные орнаментальные объекты и роскошную отделку. После покорения Кордовского халифата, интеграция мавританских элементов в испанскую готику лишь усилилась, что впоследствии привело к появлению оригинального архитектурного стиля, отличающегося ярко выраженными нервюрами на сводах соборов, богатой лепниной фасадов и так далее. наиболее яркими представителями испанской готики являются барселонские церкви Санта-Мария дель Мар и Святого Креста и Святой Евлалии, кафедральные соборы в Леоне, Толедо, Бургосе и Севилье.

Кафедральный собор Санта-Мария-де-Леон


Католический собор в городе Леон, возведенный в период с 1204 по 1301 года. В античные времена здесь находились римские термы, на месте которых король Ордоньо II повелел сначала построить дворец, а затем в честь победы над маврами перестроил его в собор. В соборе находилась королевская усыпальница, он затем перестраивался два раза - сначала в романском стиле, а затем в готическом.

Собор Санта-Мария-де-Леон является одним из самых грандиозных и ярких памятником в готическом стиле. Его экстерьер украшен многочисленными скульптурами фантастических существ, а общая площадь витражного остекления превышает 1800 м2. Фасад имеет две островерхие башни. В период с XVI по XVIII века собор достраивался, и архитекторы вносили в него многочисленные элементы других архитектурных стилей, в том числе барокко и неоклассицизма.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Бургосский кафедральный собор


Кафедральный собор Богоматери в Бургосе - это самый известный и яркий образец испанской готики. О его популярности свидетельствует тот факт, что более 80% католических соборов в Южной Америке имеют аркаду, схожу с гигантской аркадой Бургосского собора. Он внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а также увековечен на памятной монете номиналом 2 евро.

Собор заложен в 1221 году по приказу кастильского короля Фернандо III. Он строился очень долго - если алтарь освятили в 1260 году, то только в 1567 году окончили шпиль над основным перекрытием, завершив таким образом почти 300-летнее строительство.
Самым старым считается южный фасад - его строили в одно время с алтарем и на установленных там скульптурных группах представлен Иисус Христос со своими апостолами и ангелами. Западный фасад, который является основным и который посвящен Богоматери, возведен к концу XIII века.

В 1919 году в соборе перезахоронены останки знаменитого полководца и правителя Валенсии Родриго Диаса де Вивара, более известного, как Сид Компреадор, вместе с его супругой.

Севильский кафедральный собор


Расположенный в центре Севильи, собор Мария-де-ла-Седе является самым большим католическим собором в готическом стиле в Европе. Его высота составляет порядка 116 метров, а ширина 76 метров. Сам собор состоит из основной капеллы и пяти боковых приделов.

Не меньшей архитектурной ценностью обладает колокольня Хиральдо, являющаяся часть композиции собора и имеющая высоту 114 метров. Изначально на месте колокольни находилась высокий минарет, спроектированный мавританским зодчим Ахмедом бен Бану. После завоевания Севильи и постройки собора, минарет решено было не сносить, а с минимальными переделками использовать в качестве колокольни. В 1568 году к ней добавили вторую звонницу, увеличив высоту первоначальной постройки. Звонница увенчана статуей Веры с флюгером в руках, за что и получила свое название.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Церковь Санта-Мария дель Мар


Потрясающей красоты церковь в Барселоне, являющаяся настоящим шедевром готического стиля, построена в 1383 году и посвящена морякам и торговцам. В отличие от других готических архитектурных сооружений Испании и Средневековья вообще, церковь разительно отличается единством и чистотой стиля.

Собор Святого Креста и Святой Евлалии


Еще один прекрасный образец готической архитектуры в Барселоне - кафедральный собор Святого Креста и Святой Евлалии. Несмотря на популярность Саграда Фамилиа, именно собор Святого Креста и Святой Евлалии является главным собором города и здесь расположена резиденция архиепископа.

Собор построен на месте подземной вестготской крипты. Строительные работы были начаты в 1298 году, а окончены в 1420 году. Позднее в композицию собора были внесены неоготические элементы, но основная композиция создана в классическом готическом стиле. Сам собор имеет высоту 93 м, а его ширина составляет 40 м. Собор знаменит тем, что в одной из часовен, посвященной погибшей от рук язычников святой Евлалии, содержится 13 белых гусей, символизирующих чистоту и непорочность раннехристианской мученицы.

Благодаря долгой истории и влиянию различных течений, испанское зодчество представлено множеством архитектурных форм и стилей. Готика, ренессанс, барокко — современная Испания полна неповторимых творений мастеров с мировым именем. Различные города отражают периоды развития Испании: от древних времен через изящную средневековую готику до платереско и современных течений. Архитектура Испании ежегодно привлекает миллионы туристов, приезжающих посмотреть на самобытные объекты, включенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Архитектура Испании

Характерные черты испанской архитектуры

Архитектурное наследие Испании включает сооружения не только на ее территории, но и творения испанских зодчих по всему миру. Испанская архитектура начинает свою историю с ранних поселений народов Средиземноморья и значительно опережает в темпах развития древнейшие культуры иберов и кантабров. Особенное влияние оказало древнеримское зодчество, процветавшее на территории Испании в начале нашей эры.

Появление мусульман на этих землях в VIII веке привело к доминированию религиозного строительства над светским. В это же время на территории христианских земель стали развиваться самостоятельные архитектурные течения, положившие начало готике и романтизму.

По сей день остается заметным влияние стиля мудехар, представляющего собой смешение европейского и арабского зодчеств. Архитектура Мадрида и Барселоны ярче всего представляют существующие в Испании стили — от самых древних до современности.

Революционным для культуры строительства на этих территориях стало решение использовать в декоративном зодчестве стекло и бетонные материалы. Эклектизм и модерн ярко выражены в работах Антонио Гауди, определившего стиль развития Барселоны на многие десятки лет. Архитектор построил самые знаменитые дома Барселоны.

По количеству исторически ценных сооружений Испания находится на втором месте после Италии.

Современная архитектура Испании отличается от мировых культур технологичностью и смелостью решений. Самые известные архитекторы Барселоны, такие как Луис Монтанер (Каса Льео Морера, Дворец каталонской музыки), Энрике Мирайес (рынок Санта-Катарина) обогатили не только национальный архитектурный фонд, но и работали в других странах.

Древнеримский стиль

Начиная со II века нашей эры, римское владычество на испанских территориях привело к стремительному прогрессу в строительстве. Небольшие поселения превратились в крупные города, между ними была построена сеть дорог. Некоторые памятники архитектуры того времени не уступают по ценности и качеству строительства лучшим римским памятникам.

Древнеримский стиль в испанской архитектуре

Наиболее сильно римские традиции строительства проявляются в Таррагоне. Этот портовый город был столицей каталонской территориальной единицы. Здесь четко прослеживаются особенности римской архитектуры: пышность, симметрия, практичность. Множество арок, купольных потолков и колоннад подчеркивают долговечность и сложность строительства.

Для древнеримского периода характерны такие сложные инженерные строения, как акведук в Мериде, мосты Кордубский, Меридский, Алькантарский.

Некоторые памятники римского зодчества функционируют поныне — например, маяк Башня Геркулеса. Развлекательные древнеримские комплексы представлены амфитеатрами, театрами и цирками на улицах Мериды, Кордобы, Толедо, Италики. Мастера римской эпохи неизвестны, но их работы оказали на Испанию влияние, равное мусульманскому.

Стиль мудехар

Мудехару свойственна вторичность художественных черт, что негативно сказывается на оригинальности и качестве построек.

Характерными чертами стиля считаются мавританские архитектурные элементы: арки в форме подков, резные деревянные потолки из наборных плашек, гипсовые плиты и красочные изразцы. Строительство велось из натуральных недорогих материалов, готовые постройки отличались простотой и функциональностью. Мудехар свойственен и для жилых зданий, и для помещений служебного предназначения.

Стиль мудехар в испанской архитектуре

Самые характерные постройки в этом стиле — цитадель и Дом Пилата в Севилье, церковь Эль-Трансито в Толедо. Ярче всего мудехар представлен в Саагуне, Толедо и Гранаде. Имена мастеров, работавших в стиле мудехар, на сегодня неизвестны.

Романская архитектура

Романская архитектура строилась одновременно в Италии, Испании и на территории Пиренеев примерно в XIII веке. Романскому стилю свойственен примитивизм: большая толщина стен, арочные галереи как декоративный элемент зодчества, полное отсутствие скульптур и витражей.

Романский стиль в архитектуре Испании

Романская архитектура развивалась вместе с арабским и французским стилями. Особенно влияние этих двух культур заметно в фасаде церкви Санта-Доминго в провинции Сория.

Другими представителями испанской романики можно считать сорийский монастырь Сан-Хуан, базилику Исидоро в Леоне, соборы Саламанки, Саморы, Пласенсии. Всего на территории Испании имеется более 600 церквей, построенных в этот период.

Формированию романского стиля значительно поспособствовала монашеская конгрегация Клюни, которая стала основателем Пути Иакова, состоящего из выстроенных в тот период монастырей для обслуживания паломников, идущих к мощам святого Иакова.

Готическое направление

Зарождение произошло в период расцвета романской культуры (около XIV века). Этот период характеризуется активной борьбой с арабской культурой и не менее активным развитием испанского языка, зодчества, изобразительного искусства.

Арабское влияние наблюдается в покрытых объемными декоративными орнаментами стенах, тяжеловесных фасадах и заостренных наподобие минарета колокольнях. Внутренний дворик в испанских домах становится центральным элементом проекта, вокруг него выстраивается вся конструкция.

Готическое направление в архитектуре Испании

Лучшими группами памятников готического искусства считаются кастильская и каталонская. Они включают в себя известнейшие соборы в Толедо, Бургосе и Жироне, барселонскую церковь Санта Мария дель Мар, торговую биржу Шелковая в Валенсии. Архитектура Валенсии и ее развитие определяются готикой на длительный период после первых построек.

Королевская капелла в городе Гранаде — одна из наиболее посещаемых готических достопримечательностей в Испании.

Известные архитекторы этого времени: Гильом Бофиль, Вентура Родригес, Хуан де Колонья, Энрике Эгас.

Ренессанс в Испании

Заимствовав определенные готические формы, Возрождение стало проявляться в конце XV века как художественный стиль. Тогда образовалось несколько архитектурных стилей, одним из которых стал платереско, а другим — ренессанс. Ренессанс отличался от платереско строгостью декоративных элементов, сдержанностью планировки.

Симметричность композиций и классические арочные формы отдалили ренессанс от утонченно-агрессивной готики.

Самыми памятными представителями испанского ренессанса считаются дворец Карла в Гранаде мастера Педро Мачуки — каталонского художника и архитектора. Также широко известен монастырь Эскориал и Хаэнский собор. Оба памятника принадлежат руке испанских мастеров — Хуану де Эррере и Андресу Вандельвира соответственно.

Ренессанс в архитектуре Испании

Диего де Силоэ — еще один известный архитектор, работавший в стиле ренессанса, который разработал фасад здания королевского университета Саламанки.

Стиль барокко

Большое влияние на формирование этого направления оказала реформация католической церкви и появление учения Коперника. В начале XVIII века первые элементы эпохи барокко появляются на фасаде собора в Гранаде.

Стиль барокко в испанской архитектуре

Декоративность форм, элементы мелкой лепнины, арочные окна, небольшой сад при жилом доме — все это придает стилю барокко художественность, свойственную испанской культуре.

Собор в Валенсии — один из лучших примеров величия барочного стиля, смешения реальных и выдуманных образов.

Еще одно определяющее стиль строение — кафедральный собор Святого Иакова в городе Сантьяго-де-Компостелла.

Одновременно с растущей вычурностью архитектуры садово-парковое искусство развивается в стиле геометризма: парковые территории разбиваются на ровные кварталы. К лучшим архитекторам барокко относят Гомеса де Мора (мадридская Пласа Майор), Карло Фонтана (собор Саламанки), Франческо Хуртадо (гранадский монастырь Паулар).

Колониальная архитектура

Испанский колониальный стиль в архитектуре сформировался преимущественно на территориях испанских колоний в Латинской Америке. Он преобладал с конца XVII по середину XVIII века, в начале XIX века его сменил платереско. Отличительные черты колониальной направленности — смешение барочной вычурности с надежностью и приземистостью построек.

Колониальная архитектура Испании

Характерная черта колониального стиля — использование материала стукко, который применялся для барочной лепнины, штукатурки домов. Стукко — прочный художественный материал, искусственный мрамор, состоящий из гипса, клея и мраморной крошки. Иногда в смесь добавлялся алебастр, каменная пудра и мел.

Впервые колониальный стиль проявился в постройке храма в Куско.

Церковь Святого Франциска в перуанской Лиме дополняют провинциальные постройки, которые можно увидеть также в Ла-Пасе и Потоси. Лучшим архитектором этого стиля считается Лоренсо Родригес, выстроивший уникальный собор Метрополитано (Мехико).

Стиль платереско

Стиль получил название от испанского слова platero — ювелир. Платереско — эклектический стиль, объединивший черты мудехара, готики, итальянского барокко, который представляет собой художественное нагромождение декоративных элементов с растительными и фантастическими мотивами.

Стиль платереско в архитектуре Испании

Характерные особенности — фасады с многоярусными башенками, разделенные на три вертикальных части, а также колонны в стиле неоклассицизма.

Платереско можно узнать по множеству медальонов и геральдических символов на фасадах построек.

Самые яркие здания стиля платереско — Саламанкский университет с его сложными лепнинами, Севильский собор, дворец Инфантадо в Гуадалахаре, университет города Алькала де Енарес.

Лучшими мастерами, работавшими в стиле платереско, признаны Диего де Риольо, Хуан де Гуас. Они определили зрелый этап развития платереско и сделали его одним из наиболее запоминающихся испанских зодческих стилей.

Развитие современной архитектуры

Этот период берет начало в 80-х годах прошлого века. Поток европейских инвестиций в экономику страны и нарастающее количество туристов не допустили архитектурный кризис. Современная архитектура Испании имеет такие характерные особенности: использование стеклянных и бетонных материалов, геометричность форм, лаконичность и функциональность проектирования.

Среди объектов современной архитектуры следует обратить внимание на Аудиторио Курсааль в Доностии, Аудиторио Тенерифе, расположенный на Канарах, Музей Гуггенхайма в Бильбао.

В период с 2006 по 2010 год включительно в Испании строился комплекс из четырех небоскребов, упомянутых почти в каждом современном путеводителе: Torre Cepsa, PwC, Espacio и Cristal.

Современная архитектура Испании

В этих бизнес-центрах расположены рестораны и развлекательные центры, но для проживания в аренду площадь не сдается. Славу великих архитекторов современности заработали Сантьяго Калатрава, Захи Хадид, Френк Гери.

Заключение

Архитектура Испании представляет собой смешение различных стилей, появившихся на ее территории вследствие захвата земель представителями разных наций. Каждый последующий стиль определял направление в архитектуре, гармонично развивающееся из предыдущего стиля.

Перед тем как ехать в Испанию на осмотр достопримечательностей, ознакомьтесь подробнее с особенностями испанской архитектуры. Только так вы сможете полностью оценить уровень развития зодчества в этой прекрасной стране.


Бурная история Испании навсегда запечатлелась в ее архитектуре. Мусульмане и римляне, арабы и вестготы, приходя на эти земли, привносили свою культуру, и Испания стала огромным плавильным котлом, где воедино сплелись и наслоились друг на друга элементы самых разных направлений и стилей. Поэтому трудно выделить какие-то черты испанской архитектуры как таковой – уместнее рассматривать отдельные эпохи и их лицо. Впрочем, несколько слов о зодчестве Испании сказать все же можно: это всегда грандиозно, впечатляюще, самобытно и потрясающе интересно… Неслучайно Испания по количеству памятников культурного наследия пропустила вперед лишь Италию.

Древнеримский стиль

Пожалуй, первый крупный рывок вперед Испания сделала во 2 веке н.э. Римляне, владевшие тогда этими землями, принесли сюда настоящий технологический прогресс, превративший маленькие деревни в города, связанные дорогами. Специалисты считают, что иные строения того времени заслуживают не меньше внимания, чем собственно римские памятники архитектуры.




Сегодня шагнуть в то время проще всего в Таррагоне, которая наиболее полно запечатлела пышность и продуманность римской архитектуры, – арки, купольные своды, строгие колоннады… Яркими примерами древнеримского стиля являются и мосты – настоящее торжество инженерной мысли: акведук в Мериде, Кордубский мост, Алькантрский мост и т.д.


К этой эпохе можно отнести и маяк Башня Геркулеса, а также некоторые комплексы зданий, которые можно увидеть в Мериде, Кордобе, Толедо, Италике.

Стиль мудехар


В 10-12 веке Испания осваивала это направление, которое сегодня назвали бы эклектикой, поскольку мудехар соединял арабские и европейские черты архитектуры. Соединял довольно грубо, поэтому особым своеобразием он не отличался, но зато постройки было легко возводить, они были достаточно крепкими и удобными.




Впрочем, и в нем была своя прелесть – в частности, активное использование деталей мавританского стиля – резных элементов, арок, ярких изразцов.

Сегодня большая часть памятников этого стиля сохранилась в Сагуне, Толедо и Гранаде.


К стилю мудехар можно отнести и цитадель и Дом Пилата в Севилье.

Романская архитектура






Сегодня в Испании более полутысячи храмов, относящихся к этому периоду. Наглядными примерами романской архитектуры могут служить монастырь Сан-Хуан, базилика Исидоро в Леоне, соборы Саламанки, Саморы, Пласенсии.

Определенное влияние на романский стиль оказали французское и арабское зодчество. Иногда она сочетались в облике одного здания – как, например, в церкви Санта-Доминго в провинции Сория.

Готическое направление

14 век стал временем подъема национального самосознания в Испании. Население отвергало все арабское и при этом огромные силы тратило на становление собственного языка, искусства, архитектуры. Арабские мотивы еще сохраняются – это тяжелые конструкции, объемные узоры, колокольни, напоминающие минареты. Но вместе с тем испанская архитектура обретает свое лицо.






Познакомиться с готической архитектурой можно, посетив церкви в Толедо, Бургосе и Жироне, храм Санта Мария дель Мар в Барселоне, торговую биржу Шелковая в Валенсии, великолепную королевскую капеллу в Гранаде. Если имена архитекторов раннего периода история не сохранила, то мастеров готической архитектуры мы знаем по именам – наибольшей известностью пользовались Гильом Бофиль, Вентура Родригес, Хуан де Колонья, Энрике Эгас.

Ренессанс в Испании

В конце 15 века готика постепенно уступила место эпохе Возрождения. Тонкость и пугающую строгость готического стиля сменили симметричные формы с обилием арок.


Наилучшей иллюстрацией этого стиля можно считать дворец Карла в Гранаде, созданный Педро Мачуки.






Монастырь Эскориал, автором которого был Хуан де Эррера, и построенный Андресом Вандельвирой Хаэнский собор также великолепно воплощают испанский Ренессанс, как и фасад королевского университета Саламанки, над которым работал архитектор Диего де Силоэ.

Стиль барокко






Великолепие барокко отлично передано в соборе Валенсии, кафедральном собор Святого Иакова в городе Сантьяго-де-Компостелла, гранадском монастыре Паулар и других памятниках.

Интересно, что изобильный декор барочной архитектуры никак не отразился на садово-парковом искусстве – напротив, оно стало уходить в сторону подчеркнутой симметрии и простой геометрии.

Стиль чурригереско

В 18 веке в Испании выделился еще один стиль, названный чурригереско, в честь двух братьев архитекторов Чурригера.




Этот стиль на фоне барокко, который в Испании все же не приобрел такой помпезности, как, к примеру, во Франции, выглядел более пышно и декоративно. Хосе Бенито де Чурригера работал преимущественно как скульптор, прославившийся своими храмовыми алтарями (например, для монастыря Сан-Эстебан в Саламанке). Как архитектор он создал проект небольшого городка Нуэво-Бастан в достаточно классическом стиле. Его же брат отличался стремлением к пышности и торжественности, что можно увидеть, например, в облике площади Майор в Саламанке.




Кроме того, в этом стиле работали многие безымянные зодчие, создававшие потрясающей красоты порталы, украшенные растениями, ангелочками, витиеватыми колоннами, – как, например, портал здания Музея истории города в Мадриде.

Колониальная архитектура

Отдельно стоит поговорить об архитектурных стилях, присущих испанским колониям, в частности, в Латинской Америке. В 17-18 веке здесь зародилось любопытное направление, соединяющее излишества барокко с практичностью и грубоватостью построек. Важная черта колониального стиля – применение материала стукко: его использовали для лепнины и в качестве штукатурки. Материал изготавливался на основе мраморной крошки, гипса, клея и мела.


Сегодня увидеть колониальный стиль можно в Лиме (Перу), посетив церковь Святого Франциска.


Также образцы этого направления сохранились в Ла-Пасе и Потоси.

Стиль платереско

Этот стиль трудно ранжировать, он стоит особняком, соединяя в себе мудехар, готику, барокко и еще ряд направлений. Его яркой особенностью является декор – множество деталей, изображающих растения или фантастических животных, а также обилие медальонов и гербов, украшающих фасады. Фасады при этом украшены башенками из нескольких ярусов или колоннами.








Именно к стилю платереско относятся богато украшенные Саламанкский университет, Севильский собор, дворец Инфантадо в Гуадалахаре, университет города Алькала де Енарес. Что касается имен, то наиболее успешно в этом направлении работали Диего де Риольо и Хуан де Гуас.

Современная архитектура Испании

Поскольку Испания всегда была привлекательна своим инвестиционным климатом и снискала славу популярного туристического региона, крупных кризисов испанская архитектура не переживала. Современная архитектура этой страны взяла все лучшее из своего исторического наследия – необычность форм, лаконичность, функциональность.








Доказательством тому могут служить Аудиторио Курсааль в Доностии, Аудиторио Тенерифе, расположенный на Канарах, Музей Гуггенхайма в Бильбао, а также построенный уже в начале 21 века комплекс из четырех небоскребов Torre Cepsa, PwC, Espacio и Cristal.

Романская эпоха в архитектуре длилась три века с XI по XIII. Этот период охарактеризовался реконкистой, которая, несомненно, отразилась при строительстве зданий того времени. Архитекторы в основном опирались на пример французской постройки. Так как именно Франция считалась центром христианства и принимала активное участие в реконкисте.

Испанцы в качестве строительного материала использовали гранит и песчаник. Из-за нехватки дерева, мастера того времени практиковались в обработке камня. Они настолько мастерски делали кладку стен, что многие сооружения признаны шедеврами архитектуры.

Церковь Сантьяго де Компостела

Церковь Сантьяго де Компостела

церковь святого Мартина во Фромисте

Церковь святого Мартина во Фромисте

Еще одним шедевром является церковь святого Мартина во Фромисте (Iglesia de San Martin de Fromista), созданная примерно в 1066 г. также по образцу французских соборов. Здание украшает башня с восьмью гранями, три нефы и три апсида. Церковь полностью пропорциональна, все ее части соотносятся друг с другом. Освещение в соборе поистине необычно: в нем царит полумрак, а слабый свет дают лишь боковые окна фасада. Впоследствии, таким приемом пользовались многие архитекторы. Стоит отметить, что в здании нет хора, что также является отличительной чертой романского стиля Испании.

Базилика святого Викентия

Базилика святого Викентия

Базилика святого Викентия (Basilica de San Vicente) — церковь, построенная в 1109 году, находится в Авиле. В ее стилистике присутствуют восточные мотивы вместе с роскошным фасадом и интерьером. Собор построен геометрически правильно, с четкими формами. Планировка башни квадратная, крыши плоские. Церковь представляет собой продолжение развития романской стилистики в Испании. Французские мастера создавали башни соборов в форме призм, а испанцы взяли вариант с геометрически правильными фигурами у арабов. Плоская крыша была более выгодна для такой страны, как Испания. В первую очередь, из-за ее климатических особенностей. Таким образом, казалось, что церковь приближена по своей стилистике к жилищам местного населения. Такой способ строительства придал зданию резкость форм, своеобразие его силуэта.

Catedral Nueva de Salamanca

Catedral Nueva de Salamanca

Собор в Саламанке (Catedral Nueva de Salamanca) был построен в 1160 году. В нем гармонично сочетается романский стиль и восточные архитектурные традиции. План здания отвечал западным требованиям: стрельчатые арки, крестовые своды. Отдельного внимания заслуживает купол собора. Он расположен на четырех арках, как бы вырастая из барабана. На куполе также находятся два яруса окон. Украшен он колоннами, образующие некое подобие наличников. Из-за особой формы собора, он наполнен светом, который льется из окон купола. Весь внешний облик здания украшен орнаментами, с преобладанием гладких плоскостей. Крыша собора плоская, но по ее краям расположены зубцы, что является необычным явлением для Испании. Собор как бы олицетворяет собой крепость, хоть и не является таковым.

Храмы того периода имеют еще одну отличительную черту: наличие открытых арочных галерей по бокам зданий. Так, в церкви Сан Мартин такие галереи были с трех сторон, как бы огибая сооружение. Перекрытия в таких галереях были сделаны из дерева, а декорировались они в соотвествии с арабскими мотивами. Такие пристройки выполняли важную функцию: они могли быть и рынками, и биржами, и просто местом, где собирались местные жители.

Под закат романской эпохи начали преобладать арабские мотивы в архитектуре. Так как именно эта культура наложила яркий отпечаток на все искусство Испании.

Читайте также: