Отраслевые и комплексные экологические отношения кратко

Обновлено: 04.07.2024

Н.В. Гусакова, А.И. Забалуева, В.В. Румянцева
Экология: конспект лекций
Под редакцией А.Н. Королева. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. — 176с.

13.1. Основы экологического права

Законодательство России в области охраны природы и применения природных ресурсов базируется на нормативно-правовых актах, содержащих правовые нормы, которые регулируют экологические отношения (ЭО).

Экологическое право (ЭП) – совокупность норм, регулирующих ЭО в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящего и будущих поколений людей.

Предметом ЭП являются общественные (экологические) отношения в области взаимодействия общества и природы, которые подразделяются на отраслевые и комплексные.

Отраслевые ЭО – это земельноохранительные, лесоохранительные и водоохранные отношения, а также отношения по охране атмосферного воздуха, недр и животного мира.

Комплексные ЭО относятся к охране природных территорий и комплексов, природно-заповедного фонда, лечебно-оздоровительных, рекреационных, санитарных и других зон. ЭП решает задачи обеспечения качества природной среды в рамках взаимодействия комплексных и отраслевых отношений.

Субъектами ЭП являются юридические и физические лица, правительство РФ, специально уполномоченные и иные органы государства, субъекты РФ и Россия в целом.

Как и в случае других отраслей права, частями ЭП являются общая и особенная части. Кроме того, в ЭП выделяют еще и специальную часть.

В общей части рассматриваются следующие вопросы:

— предмет и система ЭП;

— источники и принципы ЭП;

— права собственности и природопользования;

— ответственность за экологические правонарушения.

Особенная часть включает перечень эколого-правовых режимов применения природных объектов, эколого-правовой защиты компонентов экологической системы, эколого-правового режима и охраны экосистем, находящихся в сфере антропогенного воздействия и производственной деятельности:

— эколого-правовой режим (ЭПР) недропользования;

— ЭПР использования животного мира;

— эколого-правовая защита атмосферного воздуха;

— эколого-правовая защита природных объектов и комплексов;

— эколого-правовой режим использования и охраны природных объектов, находящихся в сфере несельскохозяйственного производства;

— эколого-правовой режим использования и охраны природных объектов, находящихся в сфере сельскохозяйственного производства;

— ЭПР и охрана экосистем с населенными пунктами;

— эколого-правовое обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

— экологическое обеспечение Вооруженных сил РФ.

В специальную часть входит рассмотрение:

— международно-правовой охраны окружающей среды;

— загрязнения Мирового океана;

К нормативно-правовым актам в области охраны природы и рационального природопользования относятся законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов РФ.



Экологическое право - совокупность норм, регулирующих об­щественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, рационального использования и оздоровления окружающей природной среды, а также преду­преждения вредных последствий хозяйственной деятельности.
Предмет экологического права составляют общественные отно­шения в области взаимодействия человека и природы. Разли­чают две группы таких отношений: отраслевые и комплексные.

Отраслевые экологические отношения предусматривают регулиро­вание использования и охраны земель, лесов, атмосферного возду­ха, водоемов, животного мира, недр, а также хранения, обработки и утилизации радиоактивных веществ и других опасных отходов.
Комплексные экологические отношения касаются прав природо­пользования и охраны природных ресурсов в целом - территорий и заповедников, лечебно-оздоровительных, санитарных, рекреаци­онных и иных зон.
Взаимодействие этих видов отношений и обеспечивает возмож­ность охраны окружающей природной среды, бережного отноше­ния к природным богатствам посредством соблюдения требований экологического права.
Согласно ст. 58 Конституции РФ каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природ­ным богатствам. Субъектами экологического права являются физические и юридические лица, Правительство РФ, специ­ально уполномоченные и иные государственные органы, субъ­екты РФ и Российская Федерация в целом.
Система экологического права включает в себя юридические нор­мы, представленные в виде главных частей, основных разделов, институтов и входящих в них норм. Как и в других отраслях права, в экологическом - выделяют Обилую и Особенную части. Кроме то­го, ряд норм составляет Специальную часть экологического права.

Общая часть предусматривает:
предмет и систему экологического права; i/ источники и принципы экологического права;
экологические правоотношения;
права собственности и природопользования;
экологическую экспертизу;
экологический контроль;
управление экологией;
ответственность за экологические правонарушения. Особенную часть составляет ряд эколого-правовых режимов ис­пользования природных объектов и защиты экологической сис­темы, а также эколого-правовой режим и охрана экологических

систем, находящихся в сфере производственной деятельности и антропогенного воздействия. В этот перечень входят следующие
эколого-правовые режимы:
недропользования;
водопользования;
лесопользования;
пользования животным миром;
использования и охраны природных объектов, находящихся в сфе­ре несельскохозяйственного производства;
использования и охраны природных объектов, находящихся в сфере сельскохозяйственного производства;
экологических систем, в которых находятся населенные пункты. Нормы Особенной части предусматривают эколого-правовую за­щиту атмосферного воздуха, природных объектов и комплексов, эколого-правовое обеспечение санитарно-эпидемиологического

благополучия населения и экологическое обеспечение Вооружен­ных Сил РФ; Специальная часть экологического права регулирует следующий
спектр вопросов:
международно-правовая охрана окружающей среды;
загрязнение Мирового океана;
экология и космос.

Экологическое право – комплексная отрасль российского права, представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих отношения в области охраны и рационального использования природных ресурсов.

Применительно к отношениям человека и общества с окружающей природной средой фактически сформировались три формы их взаимодействия:

1) обеспечение рационального использования природных ресурсов (природоиспользование);

2) охрана окружающей природной среды;

3) обеспечение экологической безопасности человека.

Обеспечение рационального использования природных ресурсов означает сохранение такого качества окружающей среды и природных ресурсов, с одной стороны, и достижение такой национальной модели производства и потребления такой международный экономической системы – с другой, при которых разработка природных ресурсов обеспечивает экономический рост и устойчивое развитие общества.

Под охраной окружающей природной среды понимают достижение и поддержание такого его качества, при котором возможны:

1) сохранение, защита и восстановление целостности и здорового состояния экосистемы Земли;

2) защита разнообразия флоры и фауны для удовлетворения интересов и потребностей общества.

Обеспечение экологической безопасности человека заключается в достижении и поддержании такого качества окружающей природной среды, при котором воздействие ее факторов обеспечивает здоровье человека и его плодотворную деятельность в гармонии с природой.

Предметом экологического права являются экологические отношения, возникающие между гражданами, организациями и государством по поводу сохранения, улучшения, восстановления и эффективного использования природных объектов в целях сохранения окружающей природной среды в интересах граждан, общества и государства.

Экологические отношения включают ряд наиболее встречающихся понятий. К ним относятся:

1. Окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

2. Природная среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов.

3. Охрана окружающей среды – деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

4. Контрольв области охраны окружающей среды – система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды. Важная роль в этом принадлежит правоохранительным органами (суду, милиции, прокуратуре) и различным надзорам (например, охотнадзору).

5.Экологическая безопасность – система защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Все экологические отношения подразделяются на две группы: отраслевые и комплексные.

Отраслевые экологические отношения – это земельноохранительные, отношения по охране недр, лесоохранительные и водоохранные отношения, по охране животного мира, атмосферного воздуха.

Вторая группа – комплексные экологические отношения – относится к охране природных территорий, комплексов, природно-заповедного фонда, лечебно-оздоровительных и иных зон.




Во взаимодействии отраслевых и комплексных отношений экологическое право решает задачи обеспечения качества природной среды.

Основаниями возникновения экологических правоотношений служат юридические факты, которые делятся на события и действия.

События не зависят от воли и сознания людей (например, наводнение, землетрясение и т.д.).

Действия – такие жизненные факты, которые зависят от воли и сознания людей. Важнейшим действенным средством является, например, договор.

Метод – способ воздействия на общественные отношения. В экологическом праве используются два метода регулирования отношений: императивный (властный) и диспозитивный (дозволение, равенство сторон, возможность выбора).

Принципы экологического права

1. Государственное регулирование деятельности по охране окружающей природной среды и использованию природных ресурсов.

2. Приоритет охраны жизни и здоровья человека, создание благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения.

3. Рациональное и неистощимое использование природных ресурсов.

4. Научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов, обеспечивающих устойчивое развитие общества при соблюдении гарантий прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду.

5. Платность природопользования.

6. Соблюдение требований экологического законодательства, ответственность за его нарушение.

7. Гласность и тесная связь с общественными организациями и населением в решении природоохранных задач.

8. Международное сотрудничество в сфере охраны окружающей природной среды.

Экологическое право – комплексная отрасль российского права, представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих отношения в области охраны и рационального использования природных ресурсов.

Применительно к отношениям человека и общества с окружающей природной средой фактически сформировались три формы их взаимодействия:

1) обеспечение рационального использования природных ресурсов (природоиспользование);

2) охрана окружающей природной среды;

3) обеспечение экологической безопасности человека.

Обеспечение рационального использования природных ресурсов означает сохранение такого качества окружающей среды и природных ресурсов, с одной стороны, и достижение такой национальной модели производства и потребления такой международный экономической системы – с другой, при которых разработка природных ресурсов обеспечивает экономический рост и устойчивое развитие общества.

Под охраной окружающей природной среды понимают достижение и поддержание такого его качества, при котором возможны:

1) сохранение, защита и восстановление целостности и здорового состояния экосистемы Земли;

2) защита разнообразия флоры и фауны для удовлетворения интересов и потребностей общества.

Обеспечение экологической безопасности человека заключается в достижении и поддержании такого качества окружающей природной среды, при котором воздействие ее факторов обеспечивает здоровье человека и его плодотворную деятельность в гармонии с природой.

Предметом экологического права являются экологические отношения, возникающие между гражданами, организациями и государством по поводу сохранения, улучшения, восстановления и эффективного использования природных объектов в целях сохранения окружающей природной среды в интересах граждан, общества и государства.

Экологические отношения включают ряд наиболее встречающихся понятий. К ним относятся:

1. Окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

2. Природная среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов.

3. Охрана окружающей среды – деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

4. Контрольв области охраны окружающей среды – система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды. Важная роль в этом принадлежит правоохранительным органами (суду, милиции, прокуратуре) и различным надзорам (например, охотнадзору).

5.Экологическая безопасность – система защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Все экологические отношения подразделяются на две группы: отраслевые и комплексные.

Отраслевые экологические отношения – это земельноохранительные, отношения по охране недр, лесоохранительные и водоохранные отношения, по охране животного мира, атмосферного воздуха.

Вторая группа – комплексные экологические отношения – относится к охране природных территорий, комплексов, природно-заповедного фонда, лечебно-оздоровительных и иных зон.

Во взаимодействии отраслевых и комплексных отношений экологическое право решает задачи обеспечения качества природной среды.

Основаниями возникновения экологических правоотношений служат юридические факты, которые делятся на события и действия.

События не зависят от воли и сознания людей (например, наводнение, землетрясение и т.д.).

Действия – такие жизненные факты, которые зависят от воли и сознания людей. Важнейшим действенным средством является, например, договор.

Метод – способ воздействия на общественные отношения. В экологическом праве используются два метода регулирования отношений: императивный (властный) и диспозитивный (дозволение, равенство сторон, возможность выбора).

Принципы экологического права

1. Государственное регулирование деятельности по охране окружающей природной среды и использованию природных ресурсов.

2. Приоритет охраны жизни и здоровья человека, создание благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения.

3. Рациональное и неистощимое использование природных ресурсов.

4. Научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов, обеспечивающих устойчивое развитие общества при соблюдении гарантий прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду.

5. Платность природопользования.

6. Соблюдение требований экологического законодательства, ответственность за его нарушение.

7. Гласность и тесная связь с общественными организациями и населением в решении природоохранных задач.

8. Международное сотрудничество в сфере охраны окружающей природной среды.

12.1. Понятие и метод экологического права. Объекты экологического права

Главное назначение экологического права – обеспечить конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (гл. 2. ст. 42 Конституции РФ).

Экологическое право – система правых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, рационального использования и оздоровления окружающей природной среды, а также предупреждения вредных последствий хозяйственной деятельности. Экологическое право как развивающаяся отрасль права включает в себя:

  • природно-ресурсное право, которое регламентирует отношения по рациональному использованию природных объектов, ресурсов, комплексов в целях удовлетворения потребностей народного хозяйства и различных природопользователей;
  • природоохранительное право, регулирующее отношения по сохранению, воспроизводству и улучшению (оздоровлению) окружающей человека природной среды, включая защиту ее от вредных последствий хозяйственной деятельности человека.

Объектами экологического права являются:

  • естественно-экологические системы;
  • земля, ее недра;
  • животный и растительный мир;
  • генетический фонд;
  • озоновый слой атмосферы;
  • воды;
  • микроорганизмы;
  • заповедники, заказники;
  • находящиеся под угрозой исчезновения виды растений, животных и места их обитания.

Предмет экологического права составляют общественные отношения в области взаимодействия человека и природы. Различают две группы таких отношений: отраслевые и комплексные. Экологическое право предусматривает правовые способы борьбы с вредными воздействиями на окружающую среду- проведение экологической экспертизы, установление экологических требований к размещению и эксплуатации хозяйственных объектов. Оценка воздействия на окружающую среду и т. д.

Особое значение имеют методы правового регулирования как способы воздействия на участников общественных отношений со стороны государства. В данной отрасли права применяется своеобразное сочетание императивного и экономического, гражданско-правового методов регулирования.

Отраслевые экологические отношения предусматривают регулирование использования и охраны земель, лесов, атмосферного воздуха; водоемов, животного мира, недр, а также хранения, обработки и утилизации радиоактивных веществ и других опасных отходов. Комплексные экологические отношения касаются прав природопользования и охраны природных ресурсов в целом – т. е. и заповедников, лечебно-оздоровительных, санитарных, рекреационных и иных зон. Взаимодействие этих видов отношений и обеспечивает возможность охраны окружающей природной среды, бережного отношения к природным богатствам посредством соблюдения требований экологического права. Согласно ст. 58 Конституции РФ, каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Субъектами экологического права являются физические и юридические лица, Правительство РФ, специально уполномоченные и иные государственные органы, субъекты РФ и Российская Федерация в целом.

Совокупность различных мер и методов, способов защиты и использования объектов экологического права является формой правовой охраны природной среды обитания. По характеру осуществления формы правовой охраны можно разделить:

  • на формы охраны природы среды государством
  • формы охраны негосударственными объединениями

Например, законодательством предусмотрена система государственных органов управления в сфере охраны окружающей среды:

1) органы общей компетенции;

2) специально уполномоченные органы: федеральные органы комплексного управления; функциональные органы; координационные органы.

12.2. Развитие экологического законодательства. Источники экологического права

Историю развития в России экологического права можно разделить на три периода: до 1917 г.; в советский период; на современном этапе.

На сегодняшнем этапе экологическое право развивается с учетом определенных факторов, в том числе: наличие определенных пробелов, несовершенства экологического законодательства, введение различных форм собственности на природные ресурсы. Развитие рыночных отношений в России оказывает существенное влияние на развитие современного экологического права и экологических отношений. В настоящий момент государством разработана экологическая доктрина (с основными направлениями и приоритетными), и можно выделить основные направления развития экологического законодательства:

  • обозначение объектов правового регулирования экологических отношений;
  • выделение принципов экологического законодательства;
  • ориентирование экологических правоотношений на предотвращение причинения вреда окружающей среде;
  • создание единого понятийного аппарата экологического права;
  • разработка круга субъектов экологических правоотношений;
  • уточнение и закрепление процедурных механизмов экологического права.

Под источниками экологического права понимаются нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Источники экологического права имеют ряд особенностей, предопределенных комплексным характером самой отрасли в системе российского права.

Выделяют следующие виды источников экологического права:

Основой экологического базиса являются конституционные акты

Конституция РФ и Конституции республик РФ. Например, ст. 2, 9, 36, 42, 72, 114 Конституции РФ

Экологические и экологизированные международные нормативно-правовые акты 1

Ст. 15 Конституции РФ как составная часть Российской правовой системы;

общепризнанные принципы и нормы международного права

Законы: федеральные и субъектов РФ

Специальный (полностью экологизированный)

федеральные законы (природоохранительные и поресурсные);

законы субъектов РФ;

другие нормативные акты (Основы законодательства, кодексы и т. д.)

Обычно частично или полностью экологизированные подзаконные акты

Указы и распоряжения Президента РФ;

Постановления и распоряжения Правительства РФ;

нормативно-правовые акты субъектов РФ;

Региональные нормативные акты и решения органов местного самоуправления, их администраций (ст. 132 Конституции РФ)

и иные ведомственные нормативные акты, например приказы, инструкции, издаваемые федеральными министерствами для осуществления функции регулирования, использования и охраны отдельных природных ресурсов.

12.3. Система экологического права и классификация экологических правовых норм

Система экологического права включает в себя юридические нормы, представленные в виде главных частей, основных разделов, институтов и входящих в них норм. Как и в других отраслях права, в экологическом праве выделяют общую и особенную части. Кроме того, ряд норм составляет специальную часть экологического права.

Общая часть предусматривает: предмет и систему экологического права; источники и принципы экологического права; экологические правоотношения; права собственности и природопользования; экологическую экспертизу; экологический контроль; управление экологией; ответственность за экологические правонарушения 2 .

Особенную часть составляет ряд эколого-правовых режимов использования природных объектов и защиты экологической системы, а также эколого-правовой режим и охрана экологических систем, находящихся в сфере производственной деятельности и антропогенного воздействия. В этот перечень входят следующие эколого-правовые режимы: недро-, водо- и лесопользования; пользования животным миром; использования и охраны природных объектов, находящихся в сфере несельскохозяйственного производства; использования и охраны природных объектов, находящихся в сфере сельскохозяйственного производства; экологических систем, в которых находятся населенные пункты.

Нормы Особенной части предусматривают эколого-правовую защиту атмосферного воздуха, природных объектов и комплексов, эколого-правовое обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и экологическое обеспечение Вооруженных сил РФ. Специальная часть экологического права регулирует следующий спектр вопросов: международно-правовая охрана окружающей среды; загрязнение Мирового океана; экология и космос. Правила, регулирующие деятельность человека в области охраны и использования окружающей природной среды – нормы экологического права. Различают нормы: отраслевые – по охране и использованию природных объектов, таких как земля, недра, вода, леса и т. д.; комплексные – по охране и использованию природных комплексов, природной среды в целом; экологизированные, которые содержатся в других отраслях права (административном, уголовном, хозяйственном и т. д.) и требуют соблюдения правил охраны окружающей природной среды.

Разрешительные и обязывающие нормы определяют порядок деятельности природопользователей. В первом случае по решению специально управомоченного органа хозяйствующий субъект получает право выполнять определенные действия, посредством которых осуществляется воздействие на природную среду. Во втором случае природопользователь как участник экологического правоотношения вынужден выполнять соответствующие требования. Восстановительные, или компенсационные, нормы права предусматривают адресованное правонарушителю требование о восстановлении нарушенного состояния природной среды и компенсации не только расходов на возмещение ущерба, но и затрат на проведение природоохранных мероприятий.

Управомочивающие нормы устанавливают компетенцию представительных, исполнительных и специальных органов государства (Правительства РФ, республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, местных органов самоуправления, специально уполномоченных органов) в области охраны окружающей природной среды.

Ознакомление с данными статьями КоАП РФ необходимо для выполнения практических заданий по теме.

Экологическое право - совокупность норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений людей.

Предметом любой отрасли права является круг общественных отношений, регулируемых ее нормами.

Предметом экологического права являются общественные (экологические) отношения в области взаимодействия общества и природы. Они подразделяются на две группы: отраслевые и комплексные.

Отраслевые экологические отношения - это земельноохранительные, лесоохранительные и водоохранные отношения, а также отношения по охране животного мира, недр и атмосферного воздуха.

Комплексные экологические отношения относятся к охране природных территорий и комплексов; природно-заповедного фонда; лечебно-оздоровительных, рекреационных, санитарных и иных зон. В рамках взаимодействия отраслевых и комплексных отношений экологическое право и решает задачи обеспечения качества природной среды.

Субъектами экологического права являются физические и юридические лица (поскольку охрана природы в России является конституционной обязанностью каждого - ст. 58 Конституции РФ), Правительство РФ, специально уполномоченные и иные органы государства, субъекты РФ и Российская Федерация в целом.

Понятие системы экологического права включает в себя подразделение юридических норм этой отрасли на главные части, основные разделы, институты и входящие в них нормы.

Частями экологического права, как и других отраслей права, являются прежде всего Общая и Особенная части. В экологическом праве принято выделять и Специальную часть. В Общую часть входит рассмотрение:

· предмета и системы экологического права;

· источников и принципов экологического права;

· права собственности и природопользования;

· ответственности за экологические правонарушения.

Особенную часть составляет перечень эколого-правовых режимов использования природных объектов, эколого-правовой защиты компонентов экологической системы, эколого-правового режима и охраны экологических систем, находящихся в сфере производственной деятельности и антропогенного воздействия:

· эколого-правовой режим недропользования;

· эколого-правовой режим водопользования;

· эколого-правовой режим лесопользования;

· эколого-правовой режим пользования животным миром;

· эколого-правовая защита атмосферного воздуха;

· эколого-правовая защита природных объектов и комплексов;

· эколого-правовой режим использования и охраны природных объектов, находящихся в сфере несельскохозяйственного производства;

· эколого-правовой режим использования и охраны природных объектов, находящихся в сфере сельскохозяйственного производства;

· эколого-правовой режим и охрана экологических систем, в которых находятся населенные пункты;

· эколого-правовое обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

· экологическое обеспечение Вооруженных Сил РФ;

В Специальной части экологического права рассматриваются следующие вопросы:

· международно-правовая охрана окружающей среды;

· загрязнение Мирового океана;

· экология и космос.

Метод экологического права

Под методом в праве понимается способ воздействия на общественные отношения. В действующей системе права закреплены два возможных способа воздействия на поведение человека с целью выполнения норм права: административно-правовой и гражданско-правовой.

Административно-правовой способ исходит из неравного положения сторон - из отношений власти и подчинения.

Гражданско-правовой способ регулирования основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования.

Содержание того или иного способа воздействия на общественные отношения, его специфика проистекают из особенностей правового воздействия, то есть тех материальных благ, по поводу которых возникают и развиваются общественные отношения.

Специфика природных объектов как объектов регулирования со стороны экологического права выражается в их естественном характере происхождения и функционирования, в их органической взаимосвязи с окружающей природной средой. Из этой специфики следует, что наиболее приемлемым способом правового регулирования является метод власти и подчинения, то есть административный метод.

При административном методе регулирования господствующее положение занимают запретительные, предупредительные, управомочивающие нормы. Такое положение соответствует требованию обеспечения выполнения экологических предписаний, требованию охраны окружающей среды.

Вместе с тем в нынешних условиях все большее значение начинает приобретать экономический метод (способ) воздействия - влияние на охрану окружающей среды через материальный интерес в ее охране и рациональном использовании со стороны хозяйствующего субъекта. Содержание этого экономического метода регулирования умещается в рамках гражданско-правового способа воздействия.

Таким образом, на современном этапе правовое регулирование со стороны экологического права представляет собой органическую совокупность способов, сочетающих в себе экономические методы регулирования качества окружающей природной среды с административно-правовыми средствами воздействия на природопользователя. Такое сочетание реализуется через систему нормативов качества окружающей среды, где устанавливаются пределы допустимых воздействий хозяйства на природу. Превышение их влечет за собой наступление юридической ответственности.

Метод экологического права реализуется в практике правового регулирования через механизм экологического права путем экологизации хозяйственно-правового и смежных отраслей законодательства, установления политических, организационных, экономических, юридических гарантий исполнения эколого-правовых требований.

Нормы экологического права

Нормами экологического права следует считать правила поведения, регулирующие отношения людей по поводу охраны и использования окружающей природной среды. Они подразделяются на три группы:

q отраслевые - охрана и использование отдельных природных объектов: земли, недр, вод, лесов и т. д.;

q комплексные - охрана и использование природных комплексов, природной среды в целом;

q экологизированные - нормы других отраслей права (административного, уголовного, хозяйственного и т. д.), отражающие требования охраны природной среды.

По содержанию юридического предписания эколого-правовые нормы подразделяются на нормы-принципы, нормы-приоритеты, нормы-правила.

Нормы-принципы закрепляют основополагающие начала охраны окружающей природной среды (ст. 3 Закона "Об охране окружающей природной среды").

Нормы-приоритеты устанавливают правовые преимущества в охране и использовании одних объектов перед другими в интересах обеспечения качества природной среды.

Экологические приоритеты означают, что любые мероприятия хозяйственного или иного содержания подлежат прекращению, если они угрожают здоровью и экологической безопасности человека. Различают эколого-правовые нормы-приоритеты трех уровней: отраслевого, межотраслевого и общего экологического уровня:

q отраслевые приоритеты содержатся в природно-ресурсных отраслях законодательства,

q межотраслевые приоритеты отражены в нормах отраслевого законодательства, но устанавливают преимущества в охране одних природных объектов перед другими;

q общие экологические приоритеты закрепляют преимущество высшей цели охраны окружающей природной среды - обеспечение качества окружающей человека природной среды, оптимальных условий для жизни и здоровья человека. Общие экологические приоритеты вытекают из ст. 3 Закона "Об охране окружающей природной среды" и они действуют повсеместно.

Нормы-правила содержат экологические требования-императивы применительно к конкретной сфере экологических отношений. По coдержанию экологические императивы подразделяются на:

q восстановительные (компенсационные);

Предупредительные призваны предотвратить наступление вредных последствий в результате неправомерного действия. Предупредительные императивы наряду с запретительными образуют основную массу эколого-правовых норм.

Запретительные императивы направлены на недопущение действий, причиняющих вред окружающей природной среде. Так, например, запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспеченных системой очистки и обезвреживания отходов, запрещается ввоз в целях хранения или захоронения радиоактивных отходов и материалов из других государств и т. д.

Восстановительные, или компенсационные, нормы права содержат требование, обращенное к правонарушителю, о восстановлении нарушенного состояния природной среды и компенсации расходов на возмещение убытков и затрат для ликвидации потерь в природной среде. Подобные меры принимаются в рамках гражданских или административных правоотношений по возмещению причиненного вреда природной среде либо имущественным интересам природопользователей Карательные императивы проявляются в случаях привлечения к административной или уголовной ответственности за экологическое правонарушение или преступление в соответствии с нормами Кодекса об административных правонарушениях или Уголовного кодекса. В зависимости от предусмотренных санкций и степени общественной опасности они подразделяются на административные экологические правонарушения и уголовные экологические преступления (статьи 84, 85 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды").

Поощрительные эколого-правовые нормы, как правило, относятся к правовым нормам, регулирующим функционирование экономического механизма охраны окружающей природной среды. Это может быть материальное стимулирование за выполнение мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

К числу указанных относятся нормы, устанавливающие порядок внесения платежей за выбросы, сбросы вредных веществ. В наиболее полном объеме такие нормы содержатся в разделе III Закона РФ "Об охране окружающей природной среды" ("Экономический механизм охраны окружающей природной среды").

Названные группы норм права входят в категорию эколого-правовых норм охранительного назначения. Определенное место в правовом регулировании природоохранительной деятельности занимают нормы так называемого регулятивного направления. К их числу может быть отнесена компетенция представительных и исполнительных органов в области охраны окружающей природной среды, где преобладают управомочивающие нормы.

Управомочивающие нормы, устанавливающие компетенцию представительных, исполнительных и специальных органов государства, излагаются в статьях 6-10 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды" (полномочия Правительства РФ, республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, местных органов самоуправления, специально уполномоченных органов).

Разрешительные и обязывающие нормы обращены прежде всего к природопользователю. В одном случае по решению специально управомоченного органа хозяйствующий субъект получает право на определенное воздействие на природную среду; в другом - к природопользователям предъявляются соответствующие требования его поведения как участника экологического правоотношения.

Экологические правоотношения

Экологическими правоотношениями следует считать общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы и урегулированные нормами экологического права.

Основаниями возникновения экологических правоотношений (как и других правоотношений в системе права) служат юридические факты. В области экологии имеет значение подразделение их на события и действия.

Событие возникает и порождает эколого-правовые отношения помимо воли человека. Это стихийные бедствия, лесные пожары, извержения вулканов, наводнения и т. п. Они не всегда выступают как чисто природные явления и довольно часто являются следствием непродуманной деятельности человека.

Действие - наиболее распространенное основание возникновения экологических правоотношений. Действия проявляются через поступки человека. В этом смысле их можно подразделить на позитивные и негативные.

Позитивное поведение человека как участника экологического правоотношения означает выполнение им в процессе природопользования экологических предписаний закона. Сообразно двум формам взаимодействия общества и природы такие действия можно подразделить на.

q использование природных ресурсов и охрану окружающей природной среды, то есть на экономические действия, оказывающие влияние на природную среду,

q экологические - нейтрализующие вредные последствия указанной деятельности.

Негативное экологическое правоотношение имеет место тогда, когда нарушаются экологические предписания, причиняется вред природной среде и здоровью человека. Такие юридические факты становятся экологическими правонарушениями. Негативные экологические правоотношения формируют институт эколого-правовой ответственности.

Основания для прекращения экологических правоотношений многообразны Условно они подразделяются на две группы. К первой группе относятся те, которые происходят по воле природользователя отказ от использования природного ресурса, ликвидация предприятия, смерть природопользователя.

Во вторую группу входят основания, которые возникают по воле органов государства, уполномоченных на охрану природной среды. К ним относятся

q изъятие природного ресурса;

q права пользования в связи с нарушением закона, нерациональным использованием природного ресурса, неосвоением его в течение установленного срока;

q уклонение от уплаты налогов и других законных платежей;

q нарушение договорных обязательств.

Этот перечень, носящий общий характер, может быть дополнен применительно к особенностям использования тех или иных природных ресурсов.

Прекращение экологического правоотношения либо изменение его может быть совершено по решению органа, выполняющего функции государственного экологического контроля за охраной природной среды, по решению суда, арбитражного суда, по представлению органов санитарного, горного надзора и других специально уполномоченных органов.

Прекращение права природопользования может произойти и на основе представления, протеста органов прокуратуры в связи с нарушением действующего законодательства о порядке использования и охраны природной среды.

Под содержанием экологического правоотношения понимаются права и обязанности участников правоотношения по использованию и охране природной среды. Содержание прав и обязанностей зависит от состава участников правоотношения и объекта этого отношения.

Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем.
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона.
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента.
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления.
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию.

Читайте также: