Глейтман г фридлунд а райсберг д понимание речи кратко

Обновлено: 05.07.2024

Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Но Афродита была недовольна, что ее сын, бог-небожитель, хочет соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело впечатление на богов и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса - верховное божество греков - превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Так влюбленные соединились навеки.

Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души. Поэтому Психея - смертная, обретшая бессмертие, - стала символом, души, ищущей свой идеал.

Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Отметим основные этапы ее развития.

I этап - психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явле­ния в жизни человека.

II этап - психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап - психология как наука о доведении. Возникает в XX веке. Задача психологии - ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап - психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний.

Психология изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком.

Для чего изучают психологию? Все мы живем среди людей и волей обстоятельств должны понимать, учитывать психологию людей, учитывать свои индивидуальные особенности психики и личности. Все мы в той или иной степени психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатится, если мы дополним ее научными психологическими знаниями.

Всем важно понять, что хотят, что могут окружающие нас люди, как ориентироваться в особенностях личности, мотивах поведения, памяти и мышления, характера и темперамента. Не имея таких ориентиров в сложных процес­сах межличностного взаимодействия и общения, приходится нередко идти вслепую, делая ошибки, совершая иной раз бестактность, приобретая врагов там, где могли бы быть друзья. Не менее важно понять и свои возможности, достоинства и недостатки, одним словом, уметь психологически …


Открытый банк данных для учащейся молодежи, студентов, преподавателей и всех других в 23 разделах: учебные материалы, обучающие и научно-популярные видео материалы, образование и рынок труда, проблемы науки, студенческий досуг, социально-экономические проблемы студентов, музыкальные коллекции, DVD и многое другое.

Похожие документы:

. Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пел. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. — 2-е изд . Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. - 2-е изд .

Учебник для вузов педагогическая психология

. , необходимо обратиться прежде всего к теоретическим основам психологии воспитания. Понятие воспитания рассматривается многими . , Варенова Юлия Александровна и др. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Учебник для студентов высших учебных заведений .

В психологию труда

. смысл, но важно осваивать научные основы психологии труда. Упражнение Постарайтесь дополнительно привести . . Климов Е.А. Психология. Учебник для средней школы. — М.: ЮНИТИ, 1997. 158. Климов Е.А. Основы психологии. Учебник для студентов .

Программа дисциплины Общая психология Раздел "Память и внимание" для направления 030300. 62 "Психология" подготовки бакалавра Автор программы

. психология. Учебник. М.: Тривола, 1995. 8.Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. Учебник. СПб 2001 11.2 Основная литература .Психология . Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии.Учебник. СПб. 2001 11.3 Дополнительная .

Рабочая программа дисциплины психология и педагогика направление (специальность) ооп 080500 Менеджмент

. [книги, учебники по психологии, педагогике, другим гуманитарным наукам]. - Режим доступа. - /. Сорокун П.А. Основы психологии. - . - СПб.: Питер, 2004. - 432 с. Морозов А.В. Основы психологии. Учебник для вузов. – М.: Академический проект; Екатеринбург .

Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии (2001)

Данный учебник представляет собой глубокое и широкомасштабное изложение основ психологической науки, ее основных направлений, теорий, методов и экспериментальных разработок. Рассматриваются следующие темы: биологические основы поведения, мотивация, научение, психические процессы, язык, социальное поведение, физическое, когнитивное и социальное развитие, интеллект и психология личности, психопатология и психология здоровья, планирование и проведение исследования, статистическая обработка данных.
Для психологов, студентов различных специальностей и всех тех, кто интересуется психологией.

Социальное поведение
Биологические основы социального поведения
Социальное познание и эмоции
Социальное воздействие

Индивидуальные различия
Интеллект: его природа и измерение
Личность: методы исследования, теория черт
Личность: психодинамический, гуманистический и социокультурный подходы
Психопатология
Методы лечения психических расстройств
Психология здоровья

Глоссарий
Послесловие научного редактора русского издания (В. Дружинин)
Алфавитный указатель
Список литературы
Список дополнительной литературы на русском языке

В основных положениях этой теории, предложенной Стэнли Шехтером и Джеромом Сингером, подчеркивается роль как когнитивных факторов, так и физиологической обратной связи в объяснении эмоций (рис. 11.3). В соответствии с теорией атрибуции возбуждения Шехтера и Сингера (иногда ее называют когнитивной теорией возбуждения), различные стимулы могут привести к общему возбуждению вегетативной нервной системы, но это возбуждение — лишь первичное основание эмоционального переживания. Это состояние недифференцированной активации приобретает форму специфического эмоционального переживания только после когнитивной оценки и осмысления.


Рис. 11.3. Возникновение эмоции в соответствии с теорией атрибуции возбуждения Шехтера и Сингера
Согласно теории атрибуции возбуждения, субъективно переживаемая эмоция — это результат оценочного процесса, с помощью которого человек интерпретирует свои реакции в контексте целостной ситуации. Самые разнообразные внешние стимулы: от нападающего динозавра до соперника, догоняющего на соревновании, — могут вызвать одни и те же реакции (в данном случае — ускорение бега и учащение сердцебиения). Субъективная эмоция зависит от того, чему приписывает человек свои реакции. Если он связывает их с сигналом об опасности (динозавр), он почувствует страх. Если же он участвует в забеге, он, скорее всего, почувствует просто волнение.

Сердце учащенно бьется, руки дрожат — это страх? Ярость? Радостное предвкушение? Приступ лихорадки? Если этого человека только что кто-то обидел, он интерпретирует такую реакцию как злость и будет чувствовать и вести себя соответственно. Если он только что столкнулся нос к носу с тем медведем, которого описал Уильям Джеймс, он припишет свои висцеральные реакции этой встрече и будет испытывать страх. Если он лежит дома в постели, он, скорее всего, воспримет свое внутреннее ощущение как начинающийся грипп. Короче говоря, в соответствии с теорией атрибуции возбуждения эмоциональное переживание появляется не вследствие активизации нервной системы как таковой, а скорее в результате интерпретации человеком этого состояния в контексте ситуации, как сам человек ее понимает (Schachter and Singer, 1962; Schachter, 1964; Handler, 1984, 1998).

Неверная атрибуция возбуждения. Чтобы проверить свою основную гипотезу, Шехтер и Сингер провели считающийся сейчас классическим эксперимент, в ходе которого испытуемые ощущали возбуждение, но не знали вызывавшую его причину. Им вводили вещество, которое, как они полагали, было витаминной добавкой, но в действительности это был раствор адреналина. Некоторым испытуемым сообщалось о реальном воздействии этого вещества, другим давалась ложная информация.

Им говорили о том, что могут иметь место побочные эффекты, типа онемения или покалывания. После введения препарата испытуемые располагались в комнате, ожидая того, что, как они считали, будет проверкой зрения.

Фактически, основной эксперимент осуществлялся как раз в этой комнате ожидания: к испытуемому подсаживался подставной участник, которого представляли как второго испытуемого, а экспериментатор наблюдал за происходящим через одностороннее окно. В ряде случаев у испытуемого пытались вызвать злость: подставной испытуемый был угрюм, раздражителен и в конце концов устраивал в комнате скандал. В другом случае ситуация благоприятствовала эйфорическому состоянию: подставной испытуемый вел себя легкомысленно и был полон энтузиазма; он бросал в окно бумажные самолетики, крутил хулахуп, пытался поиграть с настоящим испытуемым в баскетбол тут же сделанным из бумаги шариком. После пребывания в этой комнате испытуемых просили описать свое эмоциональное состояние (Schachter and Singer, 1962).

Авторы полагали, что те испытуемые, которые получили правдивую информацию относительно физиологических последствий инъекции, будут менее эмоционально реагировать на происходящее, чем те, кто не знал о этом эффекте. Проинформированные испытуемые, считали исследователи, будут (и совершенно обоснованно) приписывать тремор и покраснение воздействию введенного препарата, а не внешней ситуации. И наоборот, ничего не знающие о растворе адреналина участники эксперимента должны будут решить, что их внутренние реакции вызваны какой-то внешней причиной, а именно приподнятым настроением либо, напротив, угрюмостью и раздражительностью своего напарника. Благодаря этой внешней атрибуции их эмоциональное состояние будет вполне соответствовать контексту окружения — эйфорическому либо раздражающему. Результаты исследования в общем и целом подтвердили эту гипотезу. Дезинформированные испытуемые, попавшие в эйфорические условия, испытывали более выраженную радость, чем их коллеги, знавшие об эффекте инъекции препарата, и были более готовы к тому, чтобы присоединиться к сумасбродным действиям напарника. В ситуации стимулирования злости результаты были сходными.

Роль миндалины в оценке эмоционального состояния. Исследования Шехтера и Сингера подверглись интенсивной критике; как и многие другие концепции, касающиеся эмоциональных переживаний, они были достаточно противоречивыми (Marshall and Zimbardo, 1979; Maslach, 1979; Schachter and Singer, 1979; Reisenzein, 1983). И тем не менее, их теория подчеркивает тот факт, что наше представление об эмоциях должно включать в себя по крайней мере два элемента: физиологическую реакцию и когнитивную оценку ситуации, предшествующей возникновению этой реакции. Ряд последних исследований мозговой деятельности показал, что хотя в возникновении эмоции принимают участие все отделы мозга, от заднего мозга до неокортекса, существует отдельная структура, отвечающая за связь возбуждения с оценкой, — миндалина. Даже само местоположение миндалины способствует исполнению этой интегрирующей роли: получению импульсов от различных отделов головного мозга, включая сенсорные зоны коры и расположенные в таламусе центры, передающие сенсорную информацию (см. рис. 2.13).

Исследования человека и представителей животного мира подтвердили предположение о том, что миндалина играет центральную роль в оценке стимула, соотнося стимулы с их эмоциональным или мотивационным значением. Так, к примеру, обезьяны с удаленной миндалиной распознавали объекты, но не могли понять, для чего они предназначены: они пытались съесть деревянный кубик или дотронуться до горящей спички (Kluver and Bucy, 1937).

Утеря эмоционального фона окружающего мира особенно отчетливо проявляется в состоянии страха. Большинство животных демонстрируют реакцию страха (замирание, съеживание, учащение дыхания, увеличение кровяного давления), когда сталкиваются со стимулом, который в их прошлом опыте был связан с электрическим шоком или каким-то другим аверсивным раздражителем. Но у животных, у которых удалена миндалина, такого рода обусловливание не происходит, хотя все другие виды обусловливания даются им без труда (Davis, 1992, 1997: LeDoux, 1994). Аналогичным образом, у пациентов с поврежденной миндалиной не могут сформироваться обусловленные реакции страха, хотя они могут (сохраняя при этом полное спокойствие) припомнить те звуковые или визуальные стимулы, которые ассоциируются с безусловным стимулом (Bechara et al., 1995).

Дополнительные доказательства роли миндалины предоставляют результаты исследования пациентов, страдающих височной эпилепсией, вследствие которой они начинают приписывать объектам, местам и событиям неадекватное мотивационное и эмоциональное значение. Например, во время приступа височной эпилепсии пациент, находящийся у себя дома, не узнаёт привычную обстановку или же, напротив, в совершенно новой для себя обстановке чувствует себя как дома, В ряде случаев такое восприятие окружающего мира сохраняется и в перерывах между приступами, и больной приписывает эмоциональное значение практически всем замечаемым им объектам (Mullan and Penfield, 1959; Devinsky, Hafler, and Victor, 1982; Devinsky and Bear, 1984). Все эти данные подтверждают предположение о том, что миндалина играет первостепенную роль в идентификации эмоционального значения стимула, определяя наши реакции на этот стимул.

ММУ: Ответы на тесты, Курсовые, Практические

Практическое задание по курсу Общая психология в институте ММУ (Московский Международный Университет)

Семинар № 1. Психологические теории внимания и исследования по
изучению внимания

❤

С Нами учиться легче!

Общая психология. Тексты: В 3-х томах. Том 3. Субъект познания. Книга 2


Курс общей психологии - фундаментальный для образования психологов всех специальностей, как исследователей, так и практиков. Трехтомное собрание оригинальных психологических текстов, дополняющее любой базовый учебник по темам и вопросам, определяющим структуру и содержание общей психологии, предназначено для проведения семинарских занятий по этому курсу и самообразования. Большинство текстов написано авторитетными философами, учеными и авторами учебников, имеющими мировое признание.
В третьем томе представлен раздел "Субъект познания", который посвящен психологии познания человеком окружающего мира. Он состоит из четырех книг.
В этой книге представлены тексты по темам: "Познавательные процессы: виды и развитие" и "Основные теоретические подходы к изучению познания".
Данное учебное пособие подготовлено сотрудниками факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова для студентов и преподавателей факультетов психологии университетов, а также других высших учебных заведений, в которых изучается психология. Многие тексты этой книги вызовут интерес и у широкого круга читателей.

Содержание

Тема 17. Экспериментальные исследования ощущения и восприятия

Часть 1. Психофизика и измерение ощущений

Вопрос 1. Пороги ощущений. Чувствительность. Субсенсорный диапазон. Методы измерения порогов. Косвенное измерение ощущений. Закон Фехнера
Энген Т. [Методы измерения порогов ощущений]
Гершуни Г. В. О количественном изучении пределов действия неощущаемых звуковых раздражений
Шиффман Х. Подпороговое восприятие
Макаров П. О. [Закон Фехнера]
Фехнер Г. Т. [Эстетическое предпочтение форм]

Вопрос 2. Методы прямого измерения ощущений. Закон Стивенса. Типы шкал. Методы шкалирования
Гласс Дж, Стэнли Дж. [Измерение, типы шкал]
Стивенс С., Джелдард Ф. [Методы измерения отношений. Шкала сонов]
Стивенс С. Психофизика сенсорной функции
Вудвортс Р., Шлосберг Г. Методы шкалирования

Вопрос 3. Основные положения теории обнаружения сигналов. Понятие сигнала, шума, критерия, чувствительности. Кривые РХП
Шиффман Х. Теория обнаружения сигналов (ТОС)

Вопрос 4. Проблема перцпептивной психофизики. Фурье-анализ зрительного восприятия как способ решения этой проблемы
Логвиненко А. Д. [Понятие сенсорного оператора]
Шиффман Х. Анализ пространственной частоты
Логвиненко А. Д. Передаточная функция всей зрительной системы в целом

Часть 2. Факты, закономерности и результаты исследований ощущения и восприятия

Вопрос 1. Восприятие цвета. Основные субъективные характеристики цвета и их объективные корреляты. Адаптация. Явление Пуркинье. Виды контрастов. Законы смешения цветов. Цветовой круг и треугольник. Цветовое тело. Теории цветового зрения
Величковский Б. М., Зинченко В. П., Лурия А. Р. Восприятие цвета
Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Исследование ощущений
Кандинский В.В. [Язык красок]
Люшер М. [Цветовой тест Люшера]

Вопрос 2. Восприятие пространства. Признаки удаленности и глубины: окуломоторные, монокулярные (изобразительные), трансформационные, бинокулярные. Механизмы стереозрения: диспаратность, теоретический и эмпирический гороптер, зона Панума, стереограммы Юлеша
Шиффман Х. Восприятие пространства: монокулярное и бинокулярное зрение
Величковский Б. М., Зинченко В. П., Лурия А. Р. [Стереоскопические эффекты]
Раушенбах Б. В. [Проблема изображения глубины на картинах посредством линейной перспективы]

Вопрос 3. Восприятие движения. Системы восприятия реального движения: изображение/сетчатка и глаз/голова. Теории восприятия стабильности видимого мира. Иллюзии восприятия движения: автокинетическое, стробоскопическое и индуцированное движение, эффект водопада. Восприятие времени
Грегори Р. Зрительное восприятие движения
Шиффман Х. Восприятие времени
Креч Д., Крачфилд Р., Ливсон Н. [Восприятие времени и суждение о времени]

Вопрос 4. Константность восприятия. Определение, виды, процедура измерения, коэффициент константности. Ядерно-контекстная теория. Связь константности восприятия величины с признаками удаленности. Теория перцептивных уравнений. Инвариантные отношения в восприятии
Рок И. [Константность восприятия]
Шиффман Х. Р. [Константность восприятия размера и иллюзия луны]
Логвиненко А. Д. Перцептивные взаимодействия и построение видимого мира

Вопрос 5. Экспериментальные исследования восприятия пространства, движения и константности восприятия в рамках экологической теории. Понятие зрительной кинестезии
Гибсон Дж. [Экологический подход к изучению восприятия пространства, движения и константности восприятия]

Тема 18. Экспериментальные исследования мышления и речи

Вопрос 1. Метод самонаблюдения и исследования мышления в вюрцбургской школе
Крогиус А. А. [Вюрцбургская школа экспериментального исследования мышления]

Вопрос 2. Метод рассуждения вслух и его возможности для исследования мыслительного процесса. Построение родословного дерева решения задачи. Построение графа решения задачи
Дункер К. Структура и динамика процессов решения задач (о процессах решения практических проблем)
Линдсей П., Норман Д. Решение задач

Вопрос 3. Использование поведенческих и физиологических реакций для изучения мыслительного процесса. Понятие невербализованного операционального смысла. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности
Тихомиров О. К. [Исследование процесса решения задач объективными методами]

Вопрос 4. Этапы творческого процесса. Факторы, влияющие на успешность решения задач. Исследования условий эффективности влияния наводящей задачи на решение основной
Вудвортс Р. Этапы творческого мышления
Креч Д., Крачфилд Р., Ливсон Н. Факторы, определяющие решение задач
Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. [Препятствия при решении мыслительных задач и способы их преодоления]
Леонтьев А. Н. Опыт экспериментального исследования мышления
Рубинштейн С. Л. Основная задача и метод психологического исследования мышления

Вопрос 5. Методы исследования понятий
Тихомиров О. К. [Методы изучения понятий]
Брунер Дж. Стратегии приема информации при образовании понятий

Вопрос 6. Исследования процессов умозаключения и принятия решения
Андерсон Дж. Умозаключение относительно условных высказываний
Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Мыслительный процесс: рассуждение и принятие решения
Тверски А., Канеман Д. Принятие решений в условиях неопределенности: правила и предубеждения

Вопрос 7. Восприятие и понимание речи
Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. [Понимание речи]
Андерсон Дж. [Распознавание речи и понимание языка]

Вопрос 8. Язык и мышление. Гипотеза лингвистической относительности и детерминизма
Коул М., Скрибнер С. Лингвистическая относительность: гипотеза Уорфа

Читайте также: