Относительная самостоятельность общественного сознания кратко

Обновлено: 05.07.2024

Целью исследования данной работы является упорядоченное изложение сущности общественного сознания.
• Основными задачами данной работы является:
◦Изучение понятия общественного сознания и его относительной самостоятельности

Прикрепленные файлы: 1 файл

кр философия.docx

• Актуальность данной темы - работа систематизирует и расширяет имеющиеся представления о духовной сфере общества. Дает упорядоченное изложение того, чем в действительности является общественное сознание , какая у него структура и какие у него бывают формы.

• Объект исследования: духовная сфера жизни общества. Понятие и сущность общественного сознания.

• Предмет исследования – общественное сознание его структура и формы.

• Целью исследования данной работы является упорядоченное изложение сущности общественного сознания.

• Основными задачами данной работы является:

◦Изучение понятия общественного сознания и его относительной самостоятельности.

◦Рассмотрение структуры и форм общественного сознания.

    1. Понятие общественного сознания. Относительная самостоятельность общественного сознания в обществе.

Общественное сознание – это совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений.

Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений. Но и общество может быть названо обществом лишь тогда, когда сложились его основные элементы, в том числе и общественное сознание.

Но, подчеркивая единство общественного бытия и общественного сознания, нельзя забывать и об их различии, специфической разъединенности, относительной самостоятельности.

Особенностью общественного сознания является то, что оно в своем влиянии на бытие может как бы оценивать его, вскрывать его потаенный смысл, прогнозировать, через практическую деятельность людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но и активно способствовать его преобразованию. В этом заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая делает его необходимым и реально существующим элементом любого общественного устройства. Никакие реформы, если они не подкрепляются общественным осознанием их смысла и необходимости, не дадут ожидаемых результатов, а только повиснут в воздухе.

Так, вещи, созданные человеком, представляют собой опредмечивание соответствующих идей, органически содержат, таким образом, в себе элементы общественного сознания. Отражая общественное бытие, общественное сознание способно активно влиять на него через преобразовательную деятельность людей.

Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в том, что оно обладает преемственностью. Новые идеи возникают не на пустом месте, а как закономерный результат духовного производства, на основе духовной культуры прошлых поколений.

Будучи относительно самостоятельным, общественное сознание может опережать общественное бытие или отставать от него. Например, идеи использования фотоэффекта возникли за 125 лет до того, как было изобретено Дагерром фотографирование. Идеи практического использования радиоволн осуществлялись почти через 35 лет после их открытия и т. д.

Общественное сознание представляет собой особый социальный феномен, отличающийся собственными, свойственными лишь ему характеристиками, специфическими закономерностями функционирования и развития.

Общественное сознание, отражая всю сложность и противоречивость общественного бытия, является тоже противоречивым, имеет сложную структуру. С появлением классовых обществ оно приобрело классовую структуру. Различия в социально-экономических условиях жизни людей, естественно, находят свое выражение в общественном сознании.

В государствах многонациональных существует национальное сознание различных народов. Взаимоотношения между различными нациями отражаются в сознании людей. В тех обществах, где национальное сознание превалирует над общечеловеческим, верх берет национализм и шовинизм.

    1. Структура общественного сознания: социальная психология и идеология.

Структура общественного сознания (духовной сферы общества, надстройки) является в известной мере отражением структуры общественного бытия в его широком смысле слова. Поскольку общественное бытие имеет две стороны: непосредственную (внешнюю) и глубинную (внутреннюю), общественном сознании различают два уровня: обыденное и теоретическое сознание.

Обыденное сознание формируется в процессе повседневной практической деятельности людей, есть непосредственное отражение реального процесса их жизни в форме взглядов, чувств, иллюзий, простых законов и т. д. Преобладающей в нем является рациональная сторона, а не чувственная. Ядро обыденного сознания - здравый смысл - по глубине осознания действительности нередко приближается к уровню научного сознания. Обыденное сознание - это первичный уровень осознания общественной жизни и природной среды. Оно ближе к непосредственной действительности, полнее отражает специфику ситуаций, но включает в себя и так называемое обывательское, весьма ограниченное, сознание.

С обыденным сознанием тесно связана общественная психология. Она является также непосредственным отражением повседневной жизни людей, их условий, интересов, деятельности в форме чувств, мыслей, представлений, настроений, иллюзий, взглядов, традиций, обычаев и т. д.

Содержание общественной психологии многообразно. В нем различают чувственную сторону (эмоции, настроения, сложные чувства) и рациональную (идеи, представления, взгляды), а также привычки, обычаи, традиции, устойчивые вкусы и другие социально-психологические образования. Однако в отличие от обыденного сознания ведущей стороной в ней является чувственная сторона. Общественную психологию создает, творит все общество, у нее нет отдельного от масс носителя.

Ее основная функция — стимулирование деятельности, воплощение чувств, идей в реальные отношения, поведение людей. Не имея иного кроме самих масс носителя и создателя, общественная психология выступает как массовое сознание, как про­дукт социальных условий жизни общества, класса, груп­пы и их побудительная сила. Статус общественной психологии как науки пока еще точно не определен.

С обыденным сознанием тесно связано общественное мнение, то есть состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) к событиям и фактам действительности, к деятельности партий и социальных групп, общественных организаций, отдельных личностей и так далее, и их оценку. Оно действует практически во всех сферах общественной жизни, его объектом могут быть объективные и субъективные явления, вызывающие общественный интерес.

В качестве источников формирования общественного мнения могут выступать различного рода информация, поставляемая средствами массовой коммуникации, научные знания, индивидуальный и групповой опыт, слухи, молва и т. д. В силу этого оно может быть в различной степени истинным или ложным, адекватным или иллюзорным. Взятое в целом общественное мнение представляет собой сложное переплетение истины и заблуждения.

В развитом обществе привычными каналами и формами выражения общественного мнения являются референдумы, конференции, совещания, прямое участие масс в законодательных и исполнительных органах, манифестации и т. д. В таком обществе его роль в общественной жизни резко возрастает: усложняются функции, расширяется сфера деятельности, увеличивается степень глубины и компетентности его субъекта.

Второй уровень общественного сознания — теоретическое сознание, отражающее глубинные, сущностные стороны общественной жизни и включенной в нее природной среды в форме взглядов, теорий, законов. От обыденного сознания оно отличается большей сложностью в силу проникновения в сущность общественного бытия, законы и источники его развития. Вместе с тем теоретическое сознание опирается на обыденное сознание, особенно на здравый смысл, но идет дальше и глубже его. Взаимосвязь теоретического сознания и здравого смысла, двусторонняя. С одной стороны, под влиянием развития НТП обыденная жизнь наполняется научным знанием, и здравый смысл, вбирая в себя то, что было ранее лишь достоянием науки, обогащается. С другой стороны, здравый смысл в известной мере контролирует науку, поскольку последняя, имея дело с абстракциями, может: терять чувство реальности, отрываться от действительности.

С теоретическим сознанием тесно связана идеология, т. е. система, идей, взглядов, теорий, отражающих сущность, законы общественного бытия под углом зрения интересов общества, классов, социальных групп.

В отличие от общественной психологии, идеология создается не обществом или классом в целом, а отдельными его представителями, которые, по выражению Маркса, теоретически приходят к тем же выводам, к которым общество или класс приходят практически.

Из условий жизни общества или класса стихийно возникает не идеология, а общественная психология, создающая определенную почву для выработки, распространения и усвоения идей.

Различают ненаучную и научную идеологию. Последняя, по определению Ленина, соединяет в теории высшую и строгую научность с революционностью. Будучи в классовом обществе классовой и партийной, идеология связывает познание социальной действительности с интересами того или иного класса.

Вся наука в целом развивается как результат реализации определенных общественных, классовых или личных интересов, но общественные науки в большей мере, чем естественные, зависят от них.

Формы общественного сознания - различные формы отражения в сознании людей объективного мира и общественного бытия, на основе которого они возникают в процессе практической деятельности.

Существуют различные формы общественного сознания, такие как:

Экономическое (греч. ойкономия – "управление хозяйством") – представления:

– о хозяйственной жизни общества (и социальной группы, в том числе семьи);

– о производстве и распределении материальных благ;

– о собственности и управления ее видами;

– о торговле и финансах, доходах и расходах.

Экологическое (греч. ойкос – "дом, родина") – особая форма общественного сознания, отражающая взаимодействие двух систем природы и общества в условиях их общего кризиса. Направлено на выработку глобальной стратегии предотвращения биосоциальной экологической катастрофы.

Философско-методологические концепции экологического сознания:

• природа несовершенна, поэтому необходимо ее улучшать и совершенствовать с точки зрения обитания человека для полного поглощения естественной природы искусственной.

◦ нет бесспорных доказательств несоответствия естественной среды оптимальным условиям жизнедеятельности человека;

◦ активное экологическое производство может нарушить хрупкое равновесие в природе и сделает экологическую катастрофу неотвратимой;

◦ велика опасность, что бактерии, вирусы, паразиты человека, быстро приспосабливающиеся к искусственным условиям, создадут угрозу существованию людей как биологического вида;

◦ пока не существует способов точного прогнозирования и оценки возможных последствий экологического производства, так как биосоциальные экосистемы настолько сложны, что не поддаются моделированию даже с помощью суперЭВМ.

Поэтому более реалистичной представляется другая концепция:

• Следует сохранять и поддерживать существующую естественную среду обитания; признавая неизбежность НТП, надо осуществлять развитие ресурсосберегающих и безотходных технологий, максимально охраняющих природу. На смену цели, поставленной еще Ф.Бэконом для человека: господство над природой, приходит новая – гармония, взаимодействие общества и природы, человека и окружающей среды. Совместный процесс эволюции природы и общества называется коэволюцией.

В других формах общественного сознания выделяются особые экологические системы знаний:

– в сфере морального сознания возникает особая экологическая мораль;

– в сфере правового вырабатываются правовые нормы и законодательство по охране природы.

Политическое сознание возникает с разделением общества на классы при зарождении государства и политики. Политика (греч. "искусство управления государством") охватывает область отношений социальных групп и слоев к государству и правительству, взаимоотношений между этими группами и классами, между нациями и государствами.

Отсюда и главные проблемы политического сознания:

– классовой и социальной борьбы;

– взаимоотношений между государствами, вопросы войны и мира.

Политическое сознание включает в себя политическую психологию и идеологию различных классов и социальных групп, взаимопроникающих и влияющих друг на друга. Политизированное сознание охватывает в различное время большие группы населения. Оно неоднородно и противоречиво: либеральное, консервативное, лево(право)радикальное, коммунистическое, демократическое, националистическое, социал-христианское и т.п.

Говоря об относительной самостоятельности общественного сознания, необходимо выделить и закон преемственности его развития Поясним его действие на примере. Студентам хорошо известна яркая и неповторимая эпоха европейского Возрождения. Можно ли духовное, в том числе философское, содержание Возрождения вывести только и непосредственно из современного Данте, Николаю Кузанскому, Леонардо да Винчи, Рафаэлю, Микеланджело, Эразму Роттердамскому, Шекспиру общественного бытия XIV–XVI веков? Несомненно, социальные сдвиги, которыми ознаменовалось уже начало развития капитализма, имели первостепенное значение для становления гигантов Возрождения. Но само это становление было бы невозможно, если бы они не опирались на гуманистическое наследие своих предшественников и, в частности, не возрождали традиции античной философии и культуры.

Таким образом, воздействие общественного сознания на общественное бытие не может рассматриваться как простая способствующая функция: дескать, и без такого воздействия общественное бытие будет функционировать и совершенствоваться, а воздействие лишь видоизменяет формы и темпы социальных процессов. На самом деле все обстоит, как мы видели, сложнее, органичнее и системнее, хотя на формы и темпы развития бытия сознание тоже воздействует. При этом необходимо учитывать два обстоятельства. Во-первых, сознание влияет на развитие общества не само по себе, а через деятельность людей, исходящих из определенных обыденных или теоретических взглядов. И во-вторых, активное воздействие на общественное бытие оказывают как прогрессивные, так и консервативные и даже реакционные идеи. А это означает, что сознание может ускорять развитие общества, может его консервировать и может даже способствовать его повороту вспять. Общественное сознание представляет собой очень сложное в структурном отношении образование. В связи с этим его деление на структурные элементы может быть проведено по разным основаниям. Во-первых, таким основанием может служить специфика тех сторон действительности, которые отражаются общественным сознанием, и тогда мы говорим о его формах; во-вторых, деление может быть проведено в связи с субъектами сознания, и тогда наряду с сознанием всего общества должно рассматривать сознание больших социальных групп и даже индивидуальное сознание. И, наконец, структура общественного сознания может рассматриваться под углом зрения уровня, глубины отражения общественным сознанием социальной действительности, и тогда в качестве основных структурных элементов выделяются общественная психология и идеология. С характеристики этих элементов мы и начнем структурный анализ общественного сознания.

5. ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

5. ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ Характеристика процесса становления и развития общественного сознания проясняет многие его особенности, которые появились при определенных условиях бытия людей, а затем и проявились в различных формах общественной деятельности. Вне

[12. Формы общественного сознания]

[12. Формы общественного сознания] Влияние разделения труда на науку.Роль репрессии в государстве, праве, морали и т.д.В законе буржуа должны дать себе всеобщее выражение именно потому, что они господствуют как класс.Естествознание и история.Не существует истории политики,

Относительная самостоятельность техники

Относительная самостоятельность техники Нетрудно заметить, что и технологический оптимизм и технологический пессимизм имеют одно философское основание — техницизм, при котором отношения между обществом и техникой предстают в превращенном виде, техника

Специфика религии как формы общественного сознания

Специфика религии как формы общественного сознания На определенных этапах исторического развития в качестве наиболее массовидной формы общественного сознания выступает религия. Уже по Фейербаху корень религиозных представлений следует искать в реальных условиях

1. Наука как форма общественного сознания

1. Наука как форма общественного сознания Наука и эмпирическое знание Функции науки не могут быть правильно и глубоко поняты без выяснения ее корней, ее генетических связей с эмпирическим знанием, добываемым обществом в процессе каждодневной человеческой практики.При

Относительная самостоятельность развития науки

9.2. Система общественного сознания

9.2. Система общественного сознания Общественное сознание представляет собой сложную подсистему общества. В нее входят различные формы и уровни. Прежде чем переходить к их характеристике, заметим, что в понимании строения общественного сознания имеются определенные

4. ОТНОСИТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТИВНЫЙ ПРООБРАЗ "АБСТРАКТНОГО"

4. ОТНОСИТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТИВНЫЙ ПРООБРАЗ "АБСТРАКТНОГО" Материалистическая диалектика исходит из того положения, что абсолютной "конкретностью" обладает лишь вся природа в целом, природа, бесконечная в пространстве и времени, в бесконечном

Проблемы общественного сознания. Вопросы культуры и литературы

Проблемы общественного сознания. Вопросы культуры и литературы Недостатки в общефилософском подходе к проблемам социального детерминизма отчасти компенсировались относительно высоким уровнем теоретического решения этих проблем в конкретных областях исторической

4. Диалектика общественного бытия и общественного сознания

4. Диалектика общественного бытия и общественного сознания Время от начала 1845 и до конца 1848 г. было для Маркса и Энгельса временем не только усиленной политической деятельности, но и интенсивной разработки основ социально-исторической концепции. Среди работ этого

§ 1. Историчность структур общественного сознания

§ 1. Историчность структур общественного сознания Возможен вопрос: кому принадлежит сознание? Если оно формируется в ходе человеческого взаимодействия, т.е. является почти буквально во взаимопонимании нескольких, двух как минимум, субъектов, так, может быть, оно вообще

[12. Формы общественного сознания]

[12. Формы общественного сознания] Влияние разделения труда на науку.Роль репрессии в государстве, праве, морали и т.д.В законе буржуа должны дать себе всеобщее выражение именно потому, что они господствуют как класс.Естествознание и история.Не существует истории политики,

§ 2. Право как форма общественного сознания

§ 2. Право как форма общественного сознания Природа правового сознания многоаспектна, а поэтому правовое сознание исследуют историки и культурологи психологи, философы и правоведы.Социально-философский подход к исследованию правосознания, принимая во внимание

Мы уже знаем, что общественное сознание определяется общественным бытием. Однако общественное бытие определяет общественное сознание лишь в конечном счёте. Будучи обусловлено материальной производственной деятельностью людей, общественное сознание в то же время обладает относительной самостоятельностью и активностью, подчиняется своим специфическим закономерностям, которые не тождественны законам развития производства.

Неправильно думать, что идеи и теории отражают общественное бытие непосредственно, вырастают прямо из производства. Подобного рода взгляды свойственны вульгаризаторам марксизма, которые, например, пытались вывести развитие философии в Западной Европе непосредственно из капиталистической мануфактуры. В. И. Ленин называл такие взгляды карикатурой на марксизм.

На самом деле отражение общественного бытия в сознании людей представляет собой сложный процесс и осуществляется в таких определённых, специфических формах, как политические взгляды, философия, искусство, религия и т. д. Одни из этих форм, например политические взгляды, находятся ближе к базису, другие, например философия, отстоят от него дальше. Поэтому отражение общественного бытия в формах общественного сознания опосредствуется целым рядом промежуточных факторов, которые и порождают относительную самостоятельность общественного сознания.

Эта относительная самостоятельность проявляется, во-первых, в том, что общественное сознание может либо отставать от общественного бытия, либо опережать его. Отставание общественного сознания объясняется прежде всего его вторичным, производным характером по отношению к общественному бытию. Кроме того, некоторым формам общественного сознания, например религии и морали, присуща известная консервативность. Заключённое в них содержание, определённые идеи и взгляды превращаются в традицию и продолжают существовать даже тогда, когда породившие их условия уже давно исчезли. Наконец, это отставание объясняется деятельностью реакционных классов, которые заинтересованы в сохранении отживающих идей.

Общественное сознание может и опережать развитие общественного бытия. Это происходит в тех случаях, когда учёные, выдающиеся политические деятели, опираясь на познанные законы развития общества, научно предвидят перспективы этого развития. Блестящим примером научного предвидения является вывод марксизма-ленинизма о неизбежности возникновения социалистического общества.

Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется, во-вторых, в преемственности в развитии идей. История развития общества показывает, что духовная культура людей никогда не создаётся заново. Представления и взгляды людей, все их идеи, существующие в настоящее время, разрабатываются на основе предшествующего мыслительного материала. Благодаря использованию всего ценного, что было создано в течение веков, люди имеют возможность развивать все стороны своей жизни, в том числе и общественное сознание – философию, науку, искусство и т. п. Так, например, марксизм, указывал В. И. Ленин, возник не в стороне от столбовой дороги развития мировой цивилизации. Он впитал в себя всё лучшее, что было сделано до него в области общественной мысли, дал ответы на вопросы, которые передовая мысль человечества уже поставила.

Преемственность в развитии идей не следует рассматривать в отрыве от развития материальной жизни общества. В конечном счёте она определяется именно этим фактором. Кроме того, общее состояние идеологии и преемственность в её развитии можно понять только при условии, если будут приняты во внимание и многие другие факторы: классовая борьба, взаимодействие различных форм общественного сознания друг с другом и т. д. Нужно помнить при этом, что разные классы по-разному используют мыслительный материал прошлого. Прогрессивные революционные классы берут из этого материала все лучшее и отбрасывают устаревшее, реакционное. Критически перерабатывая наследие прошлого, они создают прогрессивную идеологию. Примером этого является марксистско-ленинское учение о научном социализме, которое неустанно пополняют, обогащают и развивают коммунистические и рабочие партии.

Реакционные классы, напротив, берут из наследия прошлого отжившие идеи и теории и отбрасывают передовое, прогрессивное. Идеологи этих классов стараются различными путями приспособить реакционные идеи прошлого к настоящему в целях сохранения существующего строя. Примером может служить немецкий фашизм, идеологи которого возрождали самые мрачные, кровавые идеи и обычаи средневековья. По пути немецких фашистов идут и современные идеологи империализма, возрождая мальтузианство и расизм в целях оправдания захватнических устремлений монополистов.

В-третьих, относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в активной роли идей в развитии общества, в их обратном воздействии на породившую их материальную основу. Возникнув на основе определённых экономических отношений, различные формы общественного сознания играют самую активную роль в общественном развитии.

Передовые идеи и теории играют прогрессивную роль в жизни общества, поскольку выражают интересы передовых классов, которым принадлежит будущее. Они являются великой мобилизующей, организующей и преобразующей силой, особенно в переломные эпохи развития человечества, когда, руководствуясь революционными идеями, прогрессивные силы совершают социальные преобразования. Велика роль передовых идей и в борьбе против идей старых, отживающих, а также против современных реакционных идей. В конечном итоге всегда побеждают новые, прогрессивные идеи. Это закономерность общественного развития.

15.2. Понятие общественного сознания и его структура

Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений. Но и общество может быть названо обществом лишь тогда, когда сложились его основные элементы, в том числе и общественное сознание.
Общество есть материально-идеальная реальность. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций, т. е. всего того, что составляет содержание общественного сознания, образует духовную реальность, выступает составной частью общественного бытия. Но хотя материализм и утверждает определенную роль общественного бытия по отношению к общественному сознанию, однако нельзя упрощенно говорить о первичности первого и вторичности другого. Общественное сознание возникло не спустя какое-то время после возникновения общественного бытия, а одновременно и в единстве с ним. Без общественного сознания общество просто не могло бы возникнуть и развиваться, потому что оно существует как бы в двух проявлениях: отражательной и активно-творческой. Сущность сознания как раз в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его.
Но, подчеркивая единство общественного бытия и общественного сознания, нельзя забывать и об их различии, специфической разъединенности, относительной самостоятельности.
Особенностью общественного сознания является то, что оно в своем влиянии на бытие может как бы оценивать его, вскрывать его потаенный смысл, прогнозировать, через практическую деятельность людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но и активно способствовать его преобразованию. В этом заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая делает его необходимым и реально существующим элементом любого общественного устройства. Никакие реформы, если они не подкрепляются общественным осознанием их смысла и необходимости, не дадут ожидаемых результатов, а только повиснут в воздухе.
Связь между общественным бытием и общественным сознанием многогранна и разнообразна.
Так, вещи, созданные человеком, представляют собой опредмечивание соответствующих идей, органически содержат, таким образом, в себе элементы общественного сознания. Отражая общественное бытие, общественное сознание способно активно влиять на него через преобразовательную деятельность людей.
Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в том, что оно обладает преемственностью. Новые идеи возникают не на пустом месте, а как закономерный результат духовного производства, на основе духовной культуры прошлых поколений.
Будучи относительно самостоятельным, общественное сознание может опережать общественное бытие или отставать от него. Например, идеи использования фотоэффекта возникли за 125 лет до того, как было изобретено Дагерром фотографирование. Идеи практического использования радиоволн осуществлялись почти через 35 лет после их открытия и т. д.
Общественное сознание представляет собой особый социальный феномен, отличающийся собственными, свойственными лишь ему характеристиками, специфическими закономерностями функционирования и развития.
Общественное сознание, отражая всю сложность и противоречивость общественного бытия, является тоже противоречивым, имеет сложную структуру. С появлением классовых обществ оно приобрело классовую структуру. Различия в социально-экономических условиях жизни людей, естественно, находят свое выражение в общественном сознании.
В государствах многонациональных существует национальное сознание различных народов. Взаимоотношения между различными нациями отражаются в сознании людей. В тех обществах, где национальное сознание превалирует над общечеловеческим, верх берет национализм и шовинизм.
По уровню, глубине и степени отражения общественного бытия в общественном сознании различают сознание обыденное и теоретическое. С точки зрения материальных его носителей следует говорить об общественном, групповом и индивидуальном сознании, а в историко-генетическом плане рассматривают общественное сознание в целом или его особенности в различных общественно-экономических формациях.

Читайте также: