Отношения украины и сша кратко

Обновлено: 05.07.2024

Доля отказов гражданам Украины в гостевых визах (B-visas) для поездок в США (данные по фискальному году):

  • 2012 год: 26,9 % [5]
  • 2013 год: 26,7 % [6]
  • 2014 год: 27,7 % [7]
  • 2015 год: 34,03 % [8]
  • 2016 год: 40,83 % [9][10]
  • 2017 год: 34,54 % [11][12]
  • 2018 год: 40,97 % [13]

1,5 млн граждан Украины (около 3 % населения страны) участвуют в лотерее Green Card. [14]

США официально признали независимость Украины 25 декабря 1991 года. [15]

3 января 1992 года были установлены дипломатические отношения между США и Украиной.

Первый официальный визит президента Украины Л. Кравчука в США состоялся в мае 1992 года.

В январе 1993 г. к власти в США пришел Б. Клинтон, который продолжил в отношении Украины политику Дж. Буша-старшего.

В феврале 1993 г. возникла серьезная опасность отхода Украины от взятых на себя обязательств по отказу ядерного оружия, поскольку Верховная Рада отложила рассмотрение Договора о сокращении стратегических вооружений. Подобная задержка объяснялась тем, что в обмен на вывод ядерного оружия Украина рассчитывала получить экономическую помощь в размере нескольких миллиардов долларов и гарантии безопасности.

В мае 1993 года в Киев прибыл посол США по особым поручениям, специальный советник Государственного секретаря США по связям с новыми независимыми государствами С. Тэлботт, который заявил о заинтересованности американской стороны начать новый этап в отношениях с Украиной.

В июне 1993 г. Президент США Б. Клинтон предложил трехсторонний вариант решения ядерной проблемы. В соответствии с этим планом американская сторона должна была выступить третьей стороной в вопросе разоружения Украины.

В сентябре 1993 года Конгресс США принял решение о предоставлении финансовой помощи Украине в размере 350 млн долл.

В октябре 1993 года Киев с официальным визитом посетил Государственный секретарь США У. Кристофер. На встрече с ним президент Украины вновь подтвердил, что Украина готова соблюдать Лиссабонский протокол, но ратификация Договора о сокращении стратегических вооружений может состояться только в случае финансовых компенсаций. Подобное заявление поставило под угрозу все прежние американо-украинские договоренности.

Определенный прорыв по вопросу вывода с территории Украины ядерного оружия был достигнут 13 января 1994 г. благодаря российско-американскому взаимодействию. Сначала на Украину с визитом прибыл Президент США Б. Клинтон. Затем 14 января в Москве Президенты России, США и Украины подписали трёхстороннее соглашение, в соответствии с которым Киев обязывался ликвидировать весь ядерный потенциал. США согласились заплатить России 60 млн долл. за поставку Украине 100 тонн ядерного топлива. Россия и США подтвердили территориальную целостность Украины. Кроме того, российская сторона заявила о готовности списать часть долгов Украины за поставки энергоносителей, а США согласились увеличить помощь Украине до 750 млн долл.

В 1995 году Президент США Б. Клинтон посетил Украину с официальным визитом.

Другим направлением американской внешней политики стало втягивание Киева в формат многостороннего взаимодействия с другими странами постсоветского пространства. При поддержке США в 1997 г. была создана организация ГУАМ, в которую вошли Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия. ГУАМ рассматривался в качестве альтернативы интеграционным проектам, которые предлагались Россией.

В июле 1998 г. визиты на Украину совершили Генеральный секретарь НАТО Х. Солана и вице-президент США А. Гора, который заявил о неизменности курса американской администрации на поддержку демократической, независимой Украины. В ноябре 1998 года была принята Государственная программа сотрудничества Украина — НАТО.

В апреле 1999 г. открылась миссия НАТО, которая должна была способствовать углублению контактов альянса с Украиной.

В 2000 г. государственный секретарь США М. Олбрайт заявила, что Украина является ключевой страной для создания безопасной и неразделенной Европы.

В 2008 г. США активизировали политические контакты с украинскими властями. В начале года руководство Украины в лице Президента, спикера Верховной Рады и премьер-министра направили в НАТО документ, в котором изложили просьбу включить страну в ПДЧ в НАТО.

В декабре 2008 г. Украина и США подписали Хартию о стратегическом партнерстве двух стран. В этом документе Вашингтон подтвердил свою готовность поддержать Украину в ее стремлении вступить в НАТО, а также учитывать украинские интересы: защищать безопасность и территориальную целостность, укреплять верховенство права, способствовать расширению экономических свобод и демократических институций.

Победа на Украине в 2010 г. в ходе президентских выборов В. Януковича привела к переоценке американской политики на украинском направлении. Причиной этому послужили заявления нового главы украинского государства о готовности изменения внешнеполитического курса в сторону углублений отношений с Россией и последовавшее затем подписание Харьковских соглашений.

6-20 июня 2011 года США и Украина провели военно-морские учения Sea Breeze-2011.

В середине 2010 г. украинские власти заявили о заинтересованности в дальнейшем развитии отношений с США. В июле состоялось заседание Комиссии по стратегическому партнерству, на котором обсуждались вопросы международной и региональной безопасности, внешней политики и обороны, военно-технического сотрудничества. Американская сторона отметила готовность увеличить финансирование в рамках программы утилизации твердого ракетного топлива. Одновременно США расширили сотрудничество в торгово-экономической сфере. В октябре в Киеве состоялось третье заседание украинско-американского совета по торговле и инвестициям, на котором обсуждались перспективы сотрудничества в торгово-экономической и финансово-инвестиционной сфере.

В мае 2012 г. в Сенате США обсуждался вопрос введении визовых ограничений в отношении Президента Украины Виктора Януковича и ряда должностных лиц, ответственных за тюремное заключение экс-премьер-министра Украины Юлии Тимошенко.

В сентябре 2012 г. в преддверие парламентских выборов на Украине США вновь обратились к теме политических заключенных. Сенат США одобрил резолюцию № 466, в которой осудил действия администрации Президента В. Януковича, направленные на политически мотивированный арест бывшего главы правительства Ю. Тимошенко, и призывал Государственный департамент США выдать запрещение на выдачу виз тем, кто ответственен за арест Тимошенко и плохое обращение с ней. Согласно документу резолюция была дополнением к международному анализу и протестам по поводу нарушений, которые происходили на Украине.

В 2015 году США и Украина подписали соглашение о предоставлении Киеву кредитных гарантий на сумму 2 миллиарда долларов.

20 июня 2017 года президент Украины Петр Порошенко встретился с новоизбранным американским коллегой Дональдом Трампом.

Объём денежных переводов физических лиц из США на Украину по официальным и неофициальным каналам ($млрд): [16]

США признали Украину как независимое государство 26 декабря 1991 года. Дипломатические отношения установлены 3 января 1992 года.

Вскоре после своего избрания в мае 2019 года Владимир Зеленский заменил посла Валерия Чалого, который считался креатурой президента Петра Порошенко. Указ об увольнении Валерия Чалого, который проработал в Вашингтоне четыре года, был подписан 19 июля 2019 года. Утверждение кандидатуры Владимира Ельченко, преемника Валерия Чалого, однако, растянулось на несколько месяцев: украинская сторона получила агреман лишь в декабре 2019 года. В итоге миссия Владимира Ельченко пришлась на последние месяцы президентской гонки в США, когда говорить о перезагрузке отношений с Вашингтоном, не зная будущего победителя, было невозможно. Владимир Ельченко оказался в Вашингтоне промежуточной фигурой, проработав в должности посла с декабря 2019 по февраль 2021 года. Новым послом Украины в США была назначена Оксана Маркарова, ранее руководившая Министерством финансов Украины. Маркарова представляет поколение украинских политиков, настроенных на жёсткое противостояние с Россией и более тесное взаимодействие с США. Перед ней стоят задачи восстановления доверия Вашингтона к украинским реформам, налаживание диалога с администрацией Джо Байдена и укрепление двухпартийной поддержки Киева в Конгрессе США [1] .

Украину как независимое государство США признали 26 декабря 1991. Дипломатические отношения установлены 3 января 1992.

Содержание

История

1991—1993

Признав Россию единственной правопреемницей СССР, США фактически блокировали политические и экономические контакты с Украиной.

Главным конфронтационным вопросом этого периода была проблема обретения Украиной безъядерного статуса. В средствах массовой информации США появилась серия антиукраинских публикаций. Почти до середины 1993 г. Вашингтон занимал жесткую, почти ультимативное позицию относительно Украины. США настаивали на скорейшей ратификации Договора об ограничении стратегических и наступательных вооружений и присоединения Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).

1993—1997

Администрация Клинтона, которая пришла к власти в январе 1993 г., предстала перед дилеммой: продолжать политику Буша или искать новые подходы к развитию американо-украинских отношений. После некоторых сомнений был выбран второй путь.

Важным шагом на пути преодоления этой проблемы стала ратификация 18 ноября 1993 Верховной Радой Украины Договора о СНВ-I. Принципиальное значение для дальнейшего улучшения американо-украинских имело подписание Президентами Украины, США и России 14 января 1994 Трехсторонней заявления в Москве. Это был настоящий прорыв в непростых отношениях, сложившихся в треугольнике Украина — США — Россия. В заявлении содержался исторический пункт о том, что США и Россия готовы предоставить Украине гарантии безопасности. Это дало возможность Украине 3 февраля 1994 снять оговорки Верховной Рады от 18 ноября 1993.

Ещё более динамичными и определенными американо-украинские отношения стали после того, как на президентских выборах 1994 г. победил Леонид Кучма. Это касалось не только политической сферы, но и, что особенно важно — экономического сотрудничества.

Став безъядерным государством, Украина сделала важный шаг на пути углубления партнерских отношений с США. Политические контакты двух стран приобрели большую интенсивность. Важными с этой точки зрения были государственный визит Президента США Клинтона в Киев 11-12 мая 1995 года и рабочий визит Кучмы в Вашингтон 20—22 февраля 1996 Беспрецедентным стало подписание в Киеве (вопреки существующей в США практике) Совместного заявления президентов Украины и США от 11 мая 1995 года, в котором со стороны США выражена поддержка процессов демократических и рыночных преобразований на Украине, её политического суверенитета, территориальной целостности.

Внимание к Украине со стороны президентской администрации Билла Клинтона вылилось в создание 19 сентября 1996 США и Украины межгосударственной комиссии во главе с Альбертом Гором и Леонидом Кучмой. Комиссия включала в себя четыре комитета, которые занимались вопросами внешней политики, безопасности, торговли и инвестиций, стабильного экономического сотрудничества. В совместном заявлении по итогам Первого пленарного заседания УАМК (украинская-американской межгосударственной комиссии) 16 мая 1997 США подтвердили предоставленные Украине гарантии безопасности.

За счет материальной помощи извне, инвестиций и займов от Международного Валютного Фонда (МВФ), Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и других западных финансовых институтов Украина смогла несколько приостановить развитие внутреннего экономического кризиса. В 1996 году Верховная Рада Украины приняла демократическую Конституцию. Несмотря на существенные разногласия в отношениях с Россией, стороны сумели наладить прагматичные отношения. Результатом стало подписание в 1997 году Договора о Черноморском флоте, а также двустороннего политического договора, в котором Россия признала суверенитет и территориальную целостность Украины. Удалось углубить уже существующие отношения сотрудничества с Североатлантическим альянсом.

Разочарование Запада (1998—2000)

К тому же, если раньше с Президентом Кучмой связывались надежды на быстрое реформирование страны и её демократизацию, то теперь в режиме его правления на Западе все чаще отмечались авторитарные тенденции. Поводом для этого стали значительные нарушения законодательных норм во время президентской кампании 1999 года. Более того, референдум об изменении украинской Конституции весны 2000 года продемонстрировал эволюцию президентско-парламентской формы государственного правления в сторону доминирования президентской её части.

Начало 2000 года обещало потепление и принесло надежду на улучшение отношений Украины с Западом. Прежде всего это было связано с временным улучшением политической и экономической ситуации в стране.

Одним из очевидных достижений Украины стало формирование пропрезидентского большинства в парламенте. Отношения между законодательной и исполнительной властью стали конструктивными. Существенно ускорился процесс принятия решений, который раньше часто блокировался расхождением позиций президента и парламента и попытками каждой из сторон проводить собственную политику.

Другим достижением стало формирование нового правительства во главе с бывшим главой Национального банка Виктором Ющенко. Новый премьер-министр Украины имел репутацию прозападного настроенного политика и сразу после прихода к власти начал осуществлять комплекс долгожданных реформ. Во времена премьерства Ющенко на Украине наконец был принято сбалансированный, основанный на наличном расчете бюджет; произошла реструктуризация энергетического сектора; проведена аграрная реформа, которая способствовала повышению частной инициативы в отрасли; приватизация стала прозрачной. Результаты стали ощущаться почти сразу: Украина достигла положительного роста ВВП, наблюдался рост в аграрной сфере и развития индустрии, сумма собранных налогов повысилась, были выплачены долги по зарплатам и пенсиям, уровень доходов населения начал расти.

Однако политические изменения, которые привели к позитивным экономическим и социальным сдвигам, оказались временными. Парламентское большинство распалось вскоре после своего создания. Начали отмечаться существенные разногласия между премьером, который пытался проводить независимую политику, и Президентом, который мог допустить это лишь до определенной степени. Реформы Ющенко, направленные на уменьшение доли теневого капитала в украинской экономике, затрагивали интересы влиятельных финансовых кругов, поддерживавших Кучму. Поэтому вскоре темп реформ заметно уменьшился.

Одним из первых проявлений изменения внешнеполитического курса стало увольнение с должности 29 сентября 2000 Кучмой под давлением Москвы прозападно настроенного министра иностранных дел Бориса Тарасюка, имевшего репутацию приверженца курса интеграции Украины в НАТО и ЕС. На его место был назначен Анатолий Зленко, первый министр иностранных дел Кравчука, который считался более приемлемым для России.

2001—2002

Придя к власти, кандидат от Республиканской партии США Джордж Буш прежде всего отказался от практики своего предшественника создавать двусторонние комиссии во главе с вице-президентом. Таким образом, надежды Украины на замену комиссии Кучма-Гор комиссией Кучма-Чейни не оправдались. Вместе с тем, некоторые комитеты, входивших в состав комиссии, продолжили работу (комитеты экономики, внешней политики, обороны).

С самого начала своего президентства Буш-младший начал проявлять жесткость в подходе к Украине. Именно с этого момента заявления об обеспокоенности внутренним положением Украины, а особенно состоянием обеспечения основных прав и свобод, зазвучали как никогда. О потенциальной роли Украины в регионе продолжали говорить, но все же не так громко, как раньше. Украинской власти давали понять: без проведения соответствующих реформ геостратегическое положение Украины теряет свою ценность.

2003—2009

Команда Барака Обамы проводит серьезную ревизию отношений Соединенных Штатов с зарубежными странами. На фоне активных контактов Белого дома и Кремля, отношения Киева и Вашингтона остаются вялыми. Нынешняя администрация взяла паузу в американо-украинских отношениях.

27-29 апреля 2009 состоялся визит на Украину первого заместителя госсекретаря Джеймса Стайнберга, которого сопровождал сотрудник Белого дома Дэвид Липтон, что было расценено как сигнал, что Киев и далее остается для Вашингтона стратегическим партнером, а пересмотр отношений США с Россией не будет происходить за счет Украины. Президент Украины Виктор Ющенко провел встречу с Джеймсом Стайнбергом. В интервью для прессы Стайнберг отметил необходимость развивать уже существующие консультативные органы, углублять сотрудничество на основе дорожной карты, и хартии о стратегическом партнерстве. Приоритетными вопросами отношений назвал энергетику, торговлю и вопросы безопасности.

20-22 июля 2009 Вице-президент США Джозеф Байден посетил Украину с рабочим визитом. В ходе переговоров Президента Украины Виктора Ющенко и Вице-президента США Джозефа Байдена достигнута договоренность о создании украино-американской Комиссии по стратегическому партнерству, первое заседание которой было намечено на осень 2009.

2010—2012

После прихода к власти в Украине президента Виктора Януковича украино-американские отношения сменились похолоданием. Кризис в отношениях углубился после ареста бывшего премьера Юлии Тимошенко и представителей её бывшего правительства.

Договорно-правовая база

По состоянию на 1 мая 2009 года существовало почти 120 подписанных и готовых к подписанию соглашений и других совместных документов.


Полковник также подчеркнул, что российская армия действует максимально аккуратно и старается минимизировать ущерб, в отличие, например, от армии США в Ираке.

Макгрегор уверен, что поражение ВСУ неизбежно и президент Украины Владимир Зеленский просто пытается его отсрочить любыми способами. По его мнению, требование России о нейтральном статусе Украины вполне закономерно и соответствует интересам США — в этом случае страна могла бы стать буферной зоной между Москвой и Вашингтоном.

Читайте также: