Отношения россии со странами запада в 90 годы кратко

Обновлено: 02.07.2024

Формирование внешнеполитической доктрины – важнейший этап становления любого государства. В последние годы ХХ века происходило формирование основ внешней политики Российской Федерации как восстановленного после распада СССР независимого государства. Процесс шел непросто, ибо пораженная экономическим и политическим кризисом держава не могла позволить себе твердую позицию на международной арене. Однако к концу указанного периода Россия в основном определилась со своим местом в международной системе и начала действовать как самостоятельный субъект международных отношений.

Общие задачи российской внешней политики 1990-х годов

Поскольку Российская Федерация после 1991 года оказалась полностью новой фигурой в системе международных отношений, ее дипломатам предстояло решить множество непростых задач. Среди них можно выделить несколько главных направлений.

  1. Обеспечение официального признания государственности РФ и права страны на надлежащую часть наследия СССР.
  2. Сохранение по возможности статуса великой державы в новой системе международных отношений.
  3. Перестройка на новой основе отношений с бывшими республиками СССР и странами советского блока.
  4. Установление нового формата отношений с США и западным блоком.
  5. Определение приоритетных направлений своей международной политики и заключение соответствующих договоренностей.

Каждое из названных направлений требовало множества дипломатических шагов и решений, причем успех зависел не только от российских дипломатов. Общепринятым считается мнение, что все российские достижения и просчеты в этой сфере в это время связаны более с деятельностью МИДа, нежели Президента. Хотя Б.Н. Ельцин проявлял большую международную активность, он слабо разбирался как в проблематике международных отношений, так и в приемах дипломатии.

Основные приоритеты внешней политики РФ 1990-х годов

Со значительной долей условности историю внешней политики России 1990-х гг. делят на 2 периода, выделяя их по личности руководителей МИДа: А.В. Козырева (1991-1996 гг.) и Е.М. Примакова (1996-1998 гг.). Преемники Примакова склонны были продолжать именно его линию.

Приоритеты первого периода

Важнейшей задачей первого периода было обеспечение международной легализации Российской Федерации. Также кризисное положение экономики делало необходимым создание условий для прихода в страну зарубежных инвесторов – их деньги могли бы помочь создать рабочие места, повысить уровень жизни и запустить экономику, уже на рыночной основе. Наконец, следовало определиться с отношением к договорам, заключенным ранее на международной арене СССР – многие из них нуждались в корректировке.

А.В. Козырев и Президент США Б. Клинтон

При этом объявлялось и о переходе на новую основу в строительстве международных отношений. МИД заявлял, что ныне РФ ни одно государство не считает своим потенциальным противником, и намерена защищать свои интересы исключительно через доверие и сотрудничество. Страна заявляла о своей готовности ограничивать вооружения и присоединяться к различным кампаниям за их нераспространение. РФ также прекратила поддержку любых государств и режимов, чья политика вызывала неодобрение США.

Главной проблемой данного периода стал тот факт, что США и их союзники вовсе не были намерены оставлять за Россией статус великой державы и регионального лидера. Соответственно, они стремились навязать стране неравноправные договора и чрезмерные обязательства. Эта ситуация не способствовала международному престижу РФ и доверию к власти внутри страны.

Приоритеты второго периода

Различия между первым и вторым периодом не являются кардинальными. Тенденции на сближение с Западом, установление близких контактов с США и НАТО, оставались ведущими.

Министр иностранных дел Е.М. Примаков

Однако одновременно Россия начала уделять больше внимания традиционным связям на Востоке, а также укреплению отношений с бывшими союзными республиками в рамках Содружества Независимых Государств. Были заложены основы новых перспективных союзов вне рамок западного мира (например, с Индией и Китаем).

Основные шаги российской дипломатии 1990-х годов

Первой и самой важной задачей российской дипломатии после распада СССР было оформить международный статус страны. Это было сделано не без некоторых проблем, но быстро. Международное признание Российская Федерация получила до конца 1991 года; 24 декабря этого же года страна подтвердила членство в ООН (которое уже имела как РСФСР, по решениям Ялтинской конференции 1945 года).

До 1993 года включительно были решены все вопросы, связанные с правопреемственностью от СССР по международным договорам и обязательствам. В частности, для РФ был подтвержден статус постоянного члена Совета Безопасности.

Отношения с западными государствами

Согласно новой доктрине ориентации на США и их союзников, Россия в 1990-е годы заключила немало двусторонних и многосторонних договоров с западными странами.

Отношения России и Запада при Б.Н. Ельцине

Значение этих соглашений для РФ уменьшалось из-за того, что многие из них были неравноправными – страны и блоки Запада получали больше, чем давали взамен. Так, по договору 1993 года РФ следовало уничтожить значительно больше вооружений, чем это брались сделать США. Договор о партнерстве с ЕС давал преференции торговле этих государств в РФ, но не наоборот.

Также в 1994 году, вопреки данным еще М.С. Горбачеву устным обещаниям насчет нерасширения блока, начался процесс приема в Альянс бывших членов Организации Варшавского договора в Восточной Европе. Тем не менее, российская сторона и в 1997 году была вынуждена принять лишь устные заявления насчет того, что на территории новых стран НАТО не будет постоянных американских контингентов. Это обещание было нарушено практически сразу.

Восточная и Юго-Восточная политика

Этому направлению в первой половине 90-х уделялось гораздо меньше внимания. Однако уже в конце 1992 года Б.Н. Ельцин посетил Южную Корею и Китай, в 1995 году А.В. Козырев нанес визит в Иран. В 1993 году была подписана Токийская декларация, поднимавшая вопрос о территориальных разногласиях и мирном договоре между РФ и Японией.

Перед подписанием Декларации о многополярном мире

Отношения с бывшими республиками и странами Варшавского договора

Несмотря на создание в начале 1990-х Содружества Независимых Государств, в которое вошли большинство бывших союзных республик, в начале 1990-х центробежные силы в отношениях между ними и РФ преобладали над центростремительными. В отношениях с бывшими странами советского блока эта тенденция была еще более выраженной.

В первой половине 1990-х РФ была участником переговоров по установлению безъядерного статуса бывших союзных республик, в первую очередь Украины. В 1992 году страна была вовлечена в конфликт в Приднестровье. Были определенные проблемы и с демаркацией границ.

Б.Н. Ельцин и Е.Т. Гайдар на заседании глав СНГ

С середины 1990-х интеграционные процессы в рамках СНГ усилились. С 1995 года началось формирование таможенного союза с Казахстаном, Киргизией и Белоруссией. С рядом стран СНГ были начаты переговоры об установлении зоны свободной торговли.

В 1997 году был решен важнейший вопрос с Украиной – о статусе Севастополя и разделе Черноморского флота. Договоренность позволила РФ и далее использовать Севастополь в качестве военно-морской базы. В этом же году заключение договора с Белоруссией фактически положило начало будущему Союзному государству.

С бывшими странами советского блока такого сближения не происходило. Их экономики не были столь тесно интегрированы с советской; эти государства переориентировались на Запад, и влияние на них России стало незначительным. Во время войны в Югославии Россия сочла возможным пойти на уступки Западу, что привело к ее дипломатическому проигрышу в этом регионе.

Итоги внешнеполитических мероприятий РФ в 1990-х годах

Внешней политике РФ на начальном этапе существования независимого государства нельзя дать однозначную оценку. С одной стороны, страна смогла решить многочисленные и сложные международные проблемы. С другой – она шла на многочисленные уступки странам Запада, и эти уступки часто не окупались и вредили международному имиджу.

Важнейшим достижением российской дипломатии 90-х стало оформление статуса РФ как субъекта международной политики. Страна заняла место в важнейших международных организациях, утвердила свои права в качестве преемницы СССР, получила всеобщее признание. Президент Б.Н. Ельцин весьма активно разъезжал по миру и принимал лидеров других государств в Москве, что также влияло на интеграцию РФ в международное сообщество.

Б.Н. Ельцин и Президент США Билл Клинтон

Приоритеты внешней политики радикально изменились. Страна теперь стремилась к максимально тесному союзу с западными государствами. Было провозглашено, что Россия более не видит для себя в мире противников. Хотя лидеры государства заявляли, что рассматривают всю территорию бывшего СССР в качестве сферы своих интересов, на деле в международной повестке РФ этот регион отошел на второй план. То же относится к странам Восточной Европы.

Однако вскоре практика показала, что сотрудничество с ЕС, НАТО и США не столь выгодно, как казалось. Помощь России эти страны предоставляли только при условии выполнения множества навязанных ими условий. Заключенные с ними договора были более выгодны западным участникам. Обещания нерасширения НАТО на восток были нарушены совершенно откровенно, и то же случилось с гарантиями безопасности при этом расширении.

Познакомившись с реалиями западной жизни непосредственно благодаря расширению возможности путешествовать (эта возможность – еще одно достижение российской дипломатии), россияне изменили свое отношение к западной системе и ее ценностям. Оказалось, что эти ценности часто вступают в противоречие с теми, что свойственны русскому менталитету. Россияне не так, как граждане западных стран, понимали свои жизненные интересы, и желали иметь совсем не те права, что считались фундаментальными там.

У российского руководства в начале 90-х гг. еще не было четкого представления о сущности национальных интересов страны.

Поначалу цели внешней политики страны определялись представлениями о том, что в первую очередь необходимо обеспечить международную финансово-политическую помощь реформам в России со стороны Запада.

В России это поняли далеко не сразу. К 1996 г. внешнеполитическая линия страны претерпела заметные изменения. Российское руководство заявило о приверженности идее многополярного мира -мира, в котором безопасность строится не на силе, а на праве и ни одна страна не может претендовать на роль единоличного лидера.

Переломным в развитии отношений России и Запада событием стал Балканский кризис 1999 г.

Отчуждение между Россией и странами Запада усилилось, когда некоторые международные организации попытались выступить посредниками в урегулировании чеченской проблемы. Их действия напоминали о балканском кризисе и роли, которую сыграли США и НАТО в Косове.

Агрессия НАТО в Югославии.В 1999 г. страны НАТО, стремясь оказать давление на режим президента Югославии С. Милошевича (1941–2006) и заста­вить его отказаться от этнических чисток в насе­лённом албанца­ми крае Кóсово, подвергли югославскую территорию бомбардиров­кам. Натовская агрессия в Югославии перечеркнула процесс сближения Рос­сии и НАТО, в том числе соглашения по развитию мер доверия. Расчленение Югославии на небольшие государства, арест и выдача Международ­ному трибуналу в Гааге в 2001 г. экс-президента ЮгославииС. Милошевича, его смерть в тюрьме, признание США и некоторыми странами Евросоюза независимости Косово в 2008 г. вызвали отрицательную реакцию в России.

Внешняя политика РФ в 2000–2008 гг. С приходом к власти В.В. Путина отношения России со стра­нами Запада существенно изменились. Главой МИД РФ в 2000 г. был назна­чен И.С. Иванов (род. 1945), в 2004 г. – С.В. Лавров (род. 1950).

Российско-американские отношения вновь охладились в 2003 г., когда войска США и их союзников без санкции Совета Безопасности ООН вторглись в Ирак и свергли режим С. Хусейна (1937–2006). Россия осудила действия США. Несмотря на пленение и казнь С. Хусейна, американские войска увязли в бесконечной борьбе с иракским сопро­тивлением. За 5 лет войны (к марту 2008 г.) в Ираке погибли свыше 4 тыс. американских военнослужащих и огромное количество иракцев. В 2011 г. войска США покинули Ирак.

В.В. Путин в 2007 г. в Мюнхене высказал претензии к США и НАТО:

2. Расширение НАТО – провоцирующий фактор, который снижает доверие между альянсом и Россией.

3. Россия недовольна планами США разместить базы глобальной системы противоракетной обороны (ПРО) в Польше и Чехии.

4. Россия выступает против предоставления Косово независимости без учёта мнения Сербии.

5. НАТО, провозглашая на словах принцип равноправия и партнёрства с Россией, на деле пытается упрочить своё военное преимущество. После вступления в НАТО стран – бывших членов Организации Варшавского Договора соотношение танков, БМП и артиллерийских орудий между Североатлантическим альянсом и Россией вылилось в соотношение три к одному. Поэтому В.В. Путин в 2007 г. подписал указ о приостановке участия России в Договоре по ограничению обычных вооружений в Европе (ДОВСЕ).

Отношения со странами Азии и Латинской Америки.

Китай. В поисках стратегических партнёров Россия активи­зировала сбли­жение с Китаем. В рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) проводятся совместные российско-китайские военные учения. Россия урегулировала пограничные споры, причем не в свою пользу, отдав Китаю острова на р. Амур. Источником потенциального конфликта является неравномерность заселения приграничных территорий двух стран. С российской стороны границы проживают 10 млн. человек, с китайской – более 100 млн., причем на китайской территории население растёт, а на российской – сокращается. Эксперты предрекают, что в случае массовой миграции китайцев Россия может потерять Дальний Восток.

Развитию отношений с Японией мешает спорный вопрос о статусе четырёх Курильских островов.

Развивается партнёрство России с Индией и Ира­ном, которым Россия продаёт современное оружие. Россия помогает Ирану в строи­тельстве АЭС. США обвиняет Иран в стремлении создать атомную бомбу, угрожает применить военную силу.

Президент Венесуэлы Уго Чавес (1954–2013) подписал с РФ соглашение о сотрудничестве в экономической, военной и культурных сферах.

Таким образом, Россия постепенно возвращается в высшую лигу мировой политики. Место России в мире XXI века будет зависеть не только от её военной мощи, но и от того, насколько успешно воз­родится российская экономика, насколько прочными будут демократи­ческие основы российской государст­венности.




Внешняя политика России в 90-е годы XX века

Россия стала правопреемницей СССР и унаследовала его место в международных организациях. В том числе, она стала членом Совета Безопасности ООН.

Однако международное положение России нельзя было назвать благоприятным. По уровню и количеству обычных вооружений и ядерного оружия Россия осталась второй державой в мире, но ее военные возможности сократились. Страна лишилась военных баз в бывших советских республиках. Из-за нехватки денег пришлось уменьшить численность вооруженных сил и финансирование развития армии. Если по численности обычных вооружений СССР превосходил европейские страны НАТО, то к концу 90-х годов Россия уступала им по военным расходам в 20 раз.

Было неспокойно вдоль границ России: в некоторых бывших союзных республиках происходили военные конфликты.

Страна потеряла традиционных союзников в Восточной Европе, Азии, Африке, Латинской Америке.

В то же время изменились внешнеполитические реалии для России: страны Запада больше не являлись врагами, а страны Восточной Европы больше не являлись друзьями.

В этих условиях России пришлось разрабатывать новую внешнеполитическую концепцию и строить новые отношения с миром.

Отношения с Западом.

В 1993 году между Россией и США заключен Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). Две страны обязались к 2003 году сократить свои ядерные потенциалы на 66 %.

Начали выстраиваться глубокие экономические и политические отношения с Западом, Россия вошла в мировую экономическую систему.

Ради установления партнерских отношений с бывшими врагами Россия часто шла на компромиссы и односторонние уступки. Однако эти уступки нередко воспринимались на Западе как признак слабости. Лидеры западных стран не собирались поступаться своими интересами ради дружбы с Россией. Руководство РФ поняло это не сразу. Но во второй половине 90-х годов внешнеполитическая линия страны заметно изменилась.

С 1996 года Россия стала активно выступать против однополярного мира во главе с США и за создание многополярного мира, в котором исключена гегемония одной страны, а безопасность строится не на силе, а на праве. Переломным моментом в отношениях России и Запада стал Балканский кризис 1999 года, когда НАТО вопреки решению ООН и протестам России развернуло военную операцию против Сербии, пытавшейся силой подавить сепаратизм в населенной албанцами сербской провинции Косово. Россия выступила резко против бомбежек самолетами НАТО сербских городов. Впервые после распада СССР Россия и Запад заняли прямо противоположные позиции при решении острой международной проблемы. Кризис в отношениях углублялся и из-за позиции Запада по чеченскому вопросу. Многие западные политики и международные организации выступали за отделение Чечни от России или пытались навязать свое посредничество в урегулировании чеченской проблемы.

В этих условиях внешнеполитический курс России претерпевал серьезные изменения, становясь более адекватной существующим международным реалиям.

Отношения с Востоком.

В первой половине 90-х годов отношениям со странами Востока Россия придавала второстепенное значение. Однако вскоре российское руководство поняло ошибочность своей восточной политики. С 1996 года, после смены руководства МИД РФ, активизировались отношения со странами Азии, Африки, Латинской Америки.

Одним из крупнейших внешнеторговых партнеров России стал Китай. Расширялось сотрудничество с Индией, Вьетнамом, Ираном, Японией, Южной Кореей.

В 1998 году Россия была принята в организацию стран Азиатско-Тихоокеанского бассейна. Это дало новый импульс развитию экономических связей России со странами региона и усилило ее политические позиции.

Балканский кризис сильнее сблизил Россию и Китай. Две страны взяли курс на стратегическое партнерство, заявили о необходимости строить многополярный мир.

Отношения с бывшими республиками СССР.

СССР распался, но сохранилась глубокая экономическая взаимозависимость, распад которой неизбежно привел бы национальные экономики к глобальным потрясениям. На базе глубокой интеграции предстояло построить новые экономические отношения. Кроме того, необходимо было принять меры, чтобы территориальные и политические противоречия не привели к войнам. Для решения этих задач в 1991 году было создано Содружество Независимых Государств (СНГ). СНГ стало той площадкой, на которой бывшие союзные республики решали возникавшие противоречия и разрабатывали новые принципы сосуществования и сотрудничества. Было принято сотни совместных решений – в том числе Договор о коллективной безопасности (1992-1994), Договор об экономическом союзе (1993), Соглашение о межгосударственном экономическом комитете и др.

Однако СНГ все же не принесло того эффекта, который от него ожидали. Многие принятые решения так и остались на бумаге. Объемы торговли в СНГ сокращались. Нарастали новые экономические и политические противоречия. Нередко их раздували из-за рубежа: многие страны Запада не желали, чтобы бывшие советские республики вновь объединились в новое мощное государство. И делали все, чтобы развести их в разные стороны, включить их в орбиту своего влияния.

В результате на постсоветском пространстве появлялись новые коалиции государств.
В 1998 году при поддержке США и других западных стран образовался ГУУАМ – политический союз Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдавии. Он носил явно антироссийский характер, был нацелен на снижение ведущей роли России в Евразии. Однако ГУУАМ не выполнил своих задач, не оправдал ожиданий его учредителей и стоявших за ними некоторых стран Запада.

Успешно решала Россия вопрос обеспечения стабильности вдоль своих границ. С помощью российских войск и при активном участии российской дипломатии удалось погасить военные конфликты в Южной Осетии, Абхазии, Таджикистане, Карабахе, Приднестровье.

В целом благодаря усилиям России и других стран постсоветского региона удалось сохранить основные экономические и культурные связи между бывшими союзными республиками, избежать коллапса в экономиках республик и серьезных, неразрешимых конфликтов между ними.

Читайте также: