Беседа с никодимом кратко

Обновлено: 05.07.2024

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Помним, что список толкований - произвольный. Прошу подкреплять свои слова или обосновывать свои вопросы ссылками на Писание и на толкования. Также можно рассказать о том, чем Вас затрагивают определенные стихи разбираемой нами главы, какие слова обсуждаемого отрывка Писания наиболее близки для Вас.

Беседа 3-я (Ин .3 :1-12). Часть первая

Беседа с Никодимом

Человек, пришедший ночью

О духовном возрождении человека

- Беседа Христа с Никодимом разделяется на две части: в первой части (стихи 3–12) речь идет о духовном возрождении человека, которое необходимо для того, чтобы человек мог стать членом Царства Мессии, а во второй (стихи 13–21) Христос предлагает учение о Самом Себе и о Своей искупительной жертве за грехи мира и указывает на необходимость веры в Него как в Единородного Сына Божия, - вводит нас в курс дела библеист Лопухин.


Христос и Никодим, Иванов, XIX век

Ин.3:1 -2. Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.

Беседа эта распадается на три части (дополняет Лопухина по смысловому делению беседы):

1) духовное возрождение, как основное требование для входа в Царство Божие;

2) искупление человечества крестными страданиями Сына Божия, без которого невозможно было бы наследования людьми Царства Божия;

3) сущность Суда над людьми, неуверовавшими в Сына Божия.

И снова (как и в прошлой беседе) наше внимание привлекают подробности Священной истории, опубликованные шотландским библеистом Уильямом Баркли (на фото). Интересен взгляд западного исследователя на личность фарисея Никодима.


Фарисей Никодим и Иисус Христос

Чаще всего мы видим Иисуса в окружении простых людей, а здесь мы видим Его встречающимся с одним из представителей аристократии Иерусалима. Нам известно кое-что о Никодиме.

2. Никодим был фарисеем. Фарисеи были во многих отношениях лучшие люди страны. Число их никогда не превышало 6 тысяч и они были известны под названиемхабурах или братство. Они вступали в это братство, дав в присутствии трех свидетелей зарок, что будут всю жизнь соблюдать мельчайшие детали закона книжников.

3. Никодим был одним из начальников иудейских; в греческом оригинале это архон. Другими словами, он был членом синедриона. Синедрион был верховным судом иудеев, состоявшем из семидесяти членов. Совершенно очевидно, что в период римского владычества его права были намного ограничены; но он не потерял их совсем. В частности, синедрион решал судебные вопросы, касающиеся религии и любого иудея, где бы он ни жил. В числе прочих, в его задачи входило наблюдать за теми, кого подозревали как ложных пророков, и принимать соответствующие меры. Весьма удивительно, что Никодим пришел к Иисусу.

4. Вполне может быть, что Никодим принадлежал к знатному иерусалимскому роду. Так, например, в 63 г. до Р. X., когда иудеи воевали с Римом, иудейский предводитель Аристовул послал некого Никодима в качестве своего посла к римскому полководцу Помпею Великому. Много позже, в ужасные последние дни осады Иерусалима, переговоры о сдаче остатков гарнизона вел некий Горион, сын то ли Никодима, то ли Никомеда. Вполне возможно, что оба они принадлежали к роду этого самого Никодима, и что это был один из знатнейших родов Иерусалима. В таком случае кажется почти непостижимым, что этот иудейский аристократ пришел к бездомному пророку, бывшему плотнику из Назарета, поговорить о своей душе.

Чтобы понять ветхозаветного человека из Палестины, нужно знать историю фарисейства, исполнившего Закон по ритуальной стороне, но забывшего его дух. Осознав реалии того времени мы поймем, почему иудейство пошло на предательство Мессии и распяло Его.

Фарисейство. Описание Баркли

А что представляло собой законничество? Для иудеев закон – первые пять книг Ветхого Завета – был самым святым в мире; они верили, что это истинное слово Божие; прибавить к чему одно слово или отнять от него одно слово считалось смертным грехом. Ну, а если закон есть совершенное и окончательное слово Божие, то в нем должно быть ясно и точно сказано, что человек должен знать, чтобы вести добродетельный образ жизни.

И они начали вырабатывать из этих великих принципов закона бесчисленные правила и нормы, регулирующие любую мыслимую жизненную ситуацию. Другими словами, они обратили закон великих общих принципов в свод постановлений и норм.

Лучше всего их деятельность видна в сфере положений о субботе. В Библии просто сказано, что иудеи должны соблюдать субботу и не делать в этот день никакой работы ни им самим, ни их слугам, ни их животным. В позднейшие времена несогласные с этим иудеи поколение за поколением проводили бесчисленные часы в попытках установить, что есть работа, и что не есть работа, то есть, что можно и чего нельзя делать в субботу. Это воплотилось в следующих документах. Мишна – это писанный кодифицированный закон. В нем раздел, касающийся субботы, занимает не более и не менее, как двадцать четыре главы. Талмуд – это разъяснения и комментарии к Мишне и в иерусалимском Талмуде раздел, касающийся объяснений и толкований закона о субботе занимает шестьдесят четыре с половиной колонки, а в вавилонском Талмуде – сто пятьдесят шесть страниц большого формата. Есть сведения о раввине, проведшем два с половиной года за изучением одной из этих двадцати четырех глав Мишны.

Прочие подробности ветхозаветного обрядоверия, приводимые богословом, можно прочитать здесь . Предлагаю в связи с этой темой обсудить также и известные Вам случаи обрядоверия в современности.

Отметим, что вырабатывали эти нормы законники, а фарисеи посвящали свою жизнь их соблюдению. Как бы там ни было ясно, что человек должен был относиться ко всему очень серьезно, если он намеревался соблюдать все эти тысячи правил, а фарисеи именно так и поступали. Слово " фарисеи" значит отделенный, а фарисеи были люди, отделившиеся от обычной жизни для того, чтобы соблюдать каждое правило закона книжников.

Ин.3:-3 -4 . Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?

Блаженный Феофилакт отмечает:

Для иудейского стиля характерно говорить одну вещь дважды, причем второе высказывание объясняет и усиливает первое. Большинство Псалмов может послужить примером тому, что известно как параллелизм:

Ин.3:5 . Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.

Влыдыка Феофилакт обозначает здесь два предмета, которые для него были неудобопонятны: один – рождение духовное, другой – Царствие. Ибо имени Царства Небесного иудеи никогда не слышали. Теперь он недоумевает о рождении. Христос и открывает ему яснее способ рождения духовного. Ибо человек, состоя из двух частей, из души и тела, имеет и образ рождения двучастный. Вода, видимо принимаемая, действует к очищению тела, а Дух, невидимо соединяющийся, – к возрождению невидимой души. При крещении предлежит вода, но все совершает Дух и молитвенное призывание, а особенно присутствие Бога. Ибо в воде сей совершаются знаки и образ погребения и воскресения. Три погружения – знак тридневного погребения; потом человек воскресает (выныряет), как Господь, нося светлую и чистую одежду нетления, а тление погрузив в воде.

О значении крещения для спасения православных и инославных

Апостол Павел продолжает эту мысль: «Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их, и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую (Рим. 2:14-15). По этому же закону могут быть облагодатствованы милостью Божьей инославные и иноверные и поныне. Ведь относительно части инославных известно то, что они имеют действительное крещение – то, о котором говорит Мессия.

Но в понимании значения Крещения мы должны избежать и крайностей, ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну (Ин. 5:22). Поэтому для спасения нужно будет неожесточенное сердце человека, готовое обратиться от заблуждений инославия или иноверия, чтобы признать Христа.

Ин. 3:6-9. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?

Ин.3:10 . Иисус отвечал и сказал ему: ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь?

Блаженный Феофилакт присоединяется к нашим размышлениям о духовном возрождении:

- Посему и Господь, показывая ему, что он спрашивает так от простоты, говорит: "Ты учитель Израилев". Если вспомнить славные чудеса, совершенные в Ветхом Завете, начиная от сотворения человека и далее, именно: как он сотворен ( Быт.2:7 ), как жена создана из ребра ( Быт.2:21–22 ), как совершились знамения в Египте, как в Чермном море ( Исх.7:8, 9, 14 ), как неплодные рождали ( 1Цар.1 ) и тому подобное, если вообразить это, то учителю Израилеву легко то поверить и тому, что теперь говорит Христос.

В Новом Завете все время встречается эта идея возрождения, воссоздания. Но эта идея вовсе не была незнакома людям, услышавшим ее в новозаветное время.

Древний мир, следовательно, знал все о возрождении и обновлении. Он жаждал его и искал его повсюду. В момент, когда христианство пр инесло в мир весть о воскресении и возрождении, ее ожидал весь мир.

Ин.3:11 -12. Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете. Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, – как поверите, если буду говорить вам о небесном?

Однако, Борис Ильич Гладков резонно оппонирует блаженному Феофилакту по этому моменту:

Говоря во множественном числе ( Мы говорим. и свидетельствуем ), Иисус, по мнению Златоуста (26-ая беседа по Евангелию от Иоанна), говорил или о Себе и вместе об Отце, или только о Себ е. Другие же толкователи полагают, что Иисус Христос разумел здесь Себя и Своих учеников. Хотя Евангелист не поясняет, присутствовали ли при беседе с Никодимом ученики Иисуса, но несомненно, что сам-то Евангелист Иоанн, подробно описавший эту беседу, слышал ее от начала до конца.

О 12-ом же стихе блаженный Феофилакт говорит следующее:

Мы продолжим тему беседы с Никодимом в следующей части нашей беседы (по 12-21 стихам). Она будет посвящена учению о Мессии, Искупительной Жертве, учению о Троице.

Сейчас же предлагаю Вам приблизительный список вопросов для начала обсуждения:

1) Фарисейство и Христианство;

2) Учение Господа Иисуса Христа о Крещении и единство верных в нем;

3) Общие моменты православного и инославного восприятия Евангелия от Иоанна;

Никодим

Учение Иисуса глубоко затронуло сердце Никодима – человека, который занимал высокое и ответственное положение в еврейской иерархии. Прекрасно образованный, обладающий выдающимися талантами, он был уважаемым членом синедриона.

Никодим очень хотел побеседовать с Иисусом, но боялся открыто пойти к Нему. Если бы о встрече стало известно синедриону, ему не удалось бы избежать насмешек и оскорблений. И Никодим решил поговорить с Иисусом тайно. Когда город затих и погрузился в сон, он пошел к Иисусу.

Напустив на себя важность, Никодим начал с похвалы, чтобы продемонстрировать свое доверие к Иисусу и расположить Его к себе, но на самом деле в его речах сквозило сомнение. “Равви! – сказал он, – мы знаем, что Ты Учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог”. Никодим не признавал Иисуса Мессией, считая Его учителем, посланным Богом.

Вместо того, чтобы ответить на это приветствие, Иисус внимательно вгляделся в собеседника, как бы читая его душу. Он знал о цели его прихода и начал с самого главного, торжественно, но доброжелательно: “Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия”. Никодим пришел к Господу, желая поспорить с Ним, но Иисус сразу открыл ему основные принципы истины. В сущности, Его слова означали следующее: ты нуждаешься не столько в теоретическом знании, сколько в духовном возрождении, в обновлении сердца; ты должен принять новую жизнь свыше, прежде чем сможешь оценить небесное. Пока в тебе не произойдет перемена и пока ты не увидишь все в новом свете, беседа со Мной о Моей власти и о Моем служении не послужит тебе во спасение.

Символическое понятие “рождение свыше”, о котором говорил Иисус, было знакомо Никодиму, поэтому он должен был бы понять, что слова Иисуса не следует толковать буквально. Но он с иронией спросил Христа: “Как может человек родиться, будучи стар?” Но Спаситель не поддержал спора. Торжественно, с тихим достоинством поднял Он руку и с еще большей твердостью повторил так удивившее Никодима: “Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие”. Никодим знал, что Христос имел в виду крещение водой и обновление сердца Духом Божьим. Он убедился, что перед ним был Тот, Чье появление предсказывал Иоанн Креститель.

Иисус продолжал: “Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух”. Человеческое сердце по своей природе привержено злу. “Кто родится чистым от нечистого? Ни один” (Иов 14:4). Жизнь христианина – это не изменение или улучшение старого, но преобразование его естества. Эта перемена может произойти только под влиянием Святого Духа.

Никодим все еще недоумевал, и тогда Иисус облек Свою мысль в притчу, сравнив деяние Святого Духа с ветром: “Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа”.

Христос неустанно воздействует на сердце человека, но увидеть эту деятельность так же невозможно, как ветер. Когда Дух Божий овладевает сердцем, Он преображает жизнь. Если душа верою покоряется Богу, тогда сила, невидимая для человеческого глаза, творит новое существо по образу Божьему.

Ограниченный человеческий разум не в состоянии постичь работу искупления. Тайна эта превосходит возможности человеческого познания. Но тот, кто переходит от смерти в жизнь, понимает, что работа эта совершается Богом. И ныне, на земле, мы можем познать начало искупления на личном опыте, последствия же его простираются в вечность.

Никодима поразил способ, каким совершается рождение свыше. Он спросил удивленно: “Как это может быть?” “Ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь?” – отвечал Иисус. Это был урок для Никодима. Христос говорил логично и убедительно. Его взгляд и голос выражали искреннюю любовь, и Никодим, поняв свое жалкое состояние, не обиделся.

Ему очень захотелось испытать самому духовную перемену. Но как этого достичь? Иисус ответил на этот невысказанный вопрос: “И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную”. История с Моисеем была хорошо знакома Никодиму. Символ – вознесенный змей – помог ему понять миссию Спасителя. Когда израильский народ в пустыне умирал от укусов ядовитых змей, Господь повелел Моисею сделать медного змея и установить его высоко в центре лагеря. Всему стану было объявлено, что всякий, кто посмотрит на медного змея, останется жив. Люди хорошо знали, что сам по себе медный змей не имеет никакой силы. Но это был символ Христа. Для того чтобы жить, они должны были взирать на этот символический образ.

В беседе с Никодимом Иисус раскрыл план спасения и Свою миссию в этом мире. Никодим сокрыл истину в своем сердце, в течение трех лет она не принесла видимых плодов. Но Иисус знал, в какую почву бросает семя.

После вознесения Господа, когда ученики Христа были рассеяны вследствие гонений, Никодим смело выступил вперед. Некогда осторожный и сомневавшийся, он стоял твердо, как скала, и укреплял веру в учениках Христа, материально поддерживая дело евангелистов.

Никодим рассказал апостолу Иоанну об этой ночной беседе с Иисусом, и тот записал ее в назидание миллионам людей. Истины, преподанные ему, ныне так же важны и актуальны, как в ту знаменательную ночь, когда иудейский начальник пришел расспросить о смысле жизни скромного Галилейского Учителя.

1 Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских. 2 Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. 3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. 4 Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? 5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. 6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. 7 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. 8 Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. 9 Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть? 10 Иисус отвечал и сказал ему: ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь? 11 Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете. 12 Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном?

Первая часть беседы выявляет характерный для Иисуса способ ведения диалога. Он совсем не всегда дожидается вопроса прежде чем начать отвечать собеседнику. Если вопрос задан, совсем не всегда Он отвечает на него прямо: часто вопрос собеседника служит лишь отправной точкой для слов Иисуса, не вытекающих из вопроса и не дающих на него ответ. Нередко Он отвечает вопросом на вопрос, заставляя собеседника перевести мысли на совсем иной предмет, чем тот, который интересовал его. Свои высказывания Иисус совсем не всегда разъясняет, заставляя собеседника додумывать, чтό Он имел в виду. Иногда одно слово в рассуждениях собеседника оказывается достаточным для того, чтобы, отталкиваясь от него, Иисус начал говорить совсем о другом. Некоторые ключевые понятия в речи Иисуса возникают многократно.

Почему Никодим приходит к Иисусу ночью? В этом, очевидно, была определенная практическая необходимость: Никодим в четвертом Евангелии выступает как один из немногих представителей религиозной верхушки Израильского народа, кто тайно симпатизировал Иисусу и Его миссии. Он не решался открыто примкнуть к общине учеников Иисуса. В то же время, для него недостаточно было того, что он мог услышать от Учителя прилюдно: ему хотелось личного общения. И Иисус предоставляет ему такую возможность.

Для Евангелиста, однако, факт ночного визита Никодима имеет и глубокий символический смысл. Ночь — символ тьмы и греха, день — символ света и правды. Обстановка ночной беседы как бы подчеркивает то противопоставление между светом и тьмой, которое становится одной из главных тем этой беседы.

Возможно, Никодим готовился задать вопрос, но Иисус не дает ему сделать это: как часто бывает в подобных случаях, Он берет инициативу в Свои руки и Сам делает заявление, удивляющее собеседника своей неожиданностью и парадоксальностю (аналогичную ситуацию мы увидим в беседе с самарянкой). Собеседник начинает задавать естественные в такой ситуации наводящие вопросы, но Иисус продолжает говорить загадками, не столько отвечая на вопросы, сколько развивая собственную, изначально заявленную мысль.

Рождение свыше, или рождение от воды и Духа, — основная концепция беседы с Никодимом, — имеет многообразный смысл и предполагает многоуровневое толкование.

О том, что беседа с Никодимом уже во времена ранней Церкви однозначно воспринималась как указывающая на крещение, существует множество свидетельств. В 1-й Апологии святого Иустина Философа (II в.) описание таинства крещения следует за цитатой из беседы Иисуса с Никодимом:

Образ воды, играющий столь существенную роль в рассмотренных эпизодах из Евангелия от Иоанна, будет возникать и в дальнейшем повествовании Евангелиста, а именно, в рассказах об исцелении слепорожденного, которого Иисус пошлет в Силоамскую купальню (Ин. 9:7), об умовении ног на Тайной вечере (Ин. 13:2–11), об истечении крови и воды из пронзенных ребер умершего на кресте Иисуса (Ин. 19:34). Все эти эпизоды, начиная с чуда в Кане Галилейской и включая перечисленные в настоящей главе, выстраиваются в единую цепь событий, внутренняя связь между которыми обеспечивается благодаря использованию одного и того же образа.

Начавшись на берегах реки Иордан, повествовательная часть четвертого Евангелия завершится на берегу моря Тивериадского (оно же Галилейское озеро), с которым связаны многие события из жизни Иисуса, рассказанные другими Евангелистами. Увидев стоящего на берегу Иисуса, Петр, сидящий обнаженным в лодке, бросится в воду, чтобы вплавь достичь берега (Ин. 21:1–7). Это событие станет последним намеком на таинство крещения в Евангелии от Иоанна.

Этот последний образ отсылает нас и к видению храма в Книге пророка Иезекииля, где тоже описывается поток, по берегам которого растут деревья (Иезек. 47:5–7), и к повествованию Книги Бытия о древе жизни, насажденном посреди рая (Быт. 2:9). Доступ к этому дереву для человека был закрыт после грехопадения (Быт. 3:22). Его вновь открывает Агнец, берущий на Себя грех мира.

Принадлежность к ней определяется не кровью, а верой, не происхождением, а избранием, не законом, а благодатью.

Никодима, как и многих иудеев, волновал тогда самый на­сущный религиозный вопрос – вопрос о времени наступления Царства Мессии. Евреи, и прежде всего фарисеи, представляли это Царство земным, Мессию же – великим царем-завоевателем, кото­рый Божественной силой покорит весь мир, а евреев сделает вла­дыками всех народов. Каждый еврей, считали они, а тем более фа­рисей, в силу того, что он рожден по плоти от Авраама, беспрепят­ственно войдет в грядущее мировое царство. Это язычнику и греш­нику необходимо изменить свою жизнь, чтобы стать достойным гражданином Царства Божия; но какая нужда в этом сыну Авраа­ма, настоящему израильтянину, ревностному фарисею?

Вот с такими мыслями Никодим пришел к Тому, Кто полагал на этой земле основание Духовному Царству – Царству правды, любви и благодати.

Никодим был так поражен неожиданным исходом беседы с Учителем, пришедшим от Бога, что впоследствии уверовал во Христа и открыто исповедовал Его на Голгофе, в то время, когда апостолы, страха ради иудейского, покинули своего Господа.

Предание говорит, что Никодим, приняв участие в погребе­нии Христа, уже не мог занимать свою высокую должность и, от­крыто встав на сторону учеников Спасителя, вскоре подвергся преследованиям и был казнен за веру во Христа.

Беседа Иисуса Христа с самарянкой

Слух о том, что Иисус из Назарета проповедует на Иордане и толпы народа идут к Нему, быстро облетел всю Иудею и серьез­но обеспокоил членов Синедриона. Они срочно послали на Иордан своих людей, чтобы те неотступно ходили за новым Проповедни­ком и следили за Его деятельностью. Фарисеи делали все возмож­ное, чтобы воспрепятствовать распространению проповеди Хрис­та в Иудее. Поэтому Господь покинул берега Иордана и с ученика­ми направился в Галилею. Путь шел через Самарию.

Жители этой области с древних времен по религиозным при­чинам враждовали с иудеями. Иудеи считали самарян хуже язычников, старались с ними не встречаться и обходили их селе­ния. Самаряне воздавали иудеям тем же самым и не ходили в Ие­русалим на молитву. Они построили себе храм на горе Гаризим и считали его местом истинного поклонения Богу.

Но Господь, пришедший спасти всех людей без различия цве­та кожи и национальной принадлежности, не пренебрегает сама­рянами. Он идет к ним, так как и они дети Отца Небесного.

Был жаркий полдень, когда Христос со Своими учениками подошел к древнему городу Сихем (Сихарь). Утомленный, Иисус Христос сел отдохнуть у колодца Иакова, из которого окрестные жители черпали воду с незапамятных времен. Ученики тем вре­менем отправились купить пищи в город, а Господь остался один, погруженный в Свои Божественные думы.

Этой простой неграмотной женщине Спаситель говорит о глу­бочайшей сущности религии духа и впервые открывает ей тайну Своего пришествия.

Какое разительное отличие от Сократа, для которого женщи­на только служанка, и Будды, который считал женщин низшими существами и запрещал своим ученикам разговаривать с ними.

До Христа история не знала полного уважения к женщине.

Самаряне толпами пошли к колодцу Иакова, чтобы убедить­ся своими глазами в пришествии Мессии.

Многие самаряне уверовали во Христа, а Господь, пробыв у них два дня, пошел из Сихема в Галилею.

Церковное предание говорит, что самарянка впоследствии стала мученицей с именем Фотина.

Читайте также: