Отношения россии со странами нато расширение нато и угроза интересам россии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Россия и НАТО

Отношения между Россией и НАТО были установлены в 1991 году . Россия присоединилась к Совету североатлантического сотрудничества (с 1997 года — Совет евроатлантического партнёрства).

В 1994 году Россия начала участвовать в программе Партнёрство ради мира.

Дипломатическое представительство России при НАТО было учреждено в 1998 году.

В рамках контактов между Россией и НАТО функционировали рабочие группы по сотрудничеству:

- в воздушном пространстве,

- в области тыла и материально-технического обеспечения,

- в области противоракетной обороны.

Расширение НАТО в постсоветскую эпоху сопровождалось протестами России, которая утверждала (и продолжает утверждать) о существовании договорённости о нерасширении НАТО в Восточной Европе, достигнутой в ходе переговоров между СССР и США по объединению Германии в 1990 году.

С 11 августа 2003 года НАТО осуществляло оперативное руководство Международными силами содействия безопасности в Афганистане (МССБ). Тема обеспечения стабильности и безопасности в Афганистане занимала одно из главных мест в политической повестке дня Совета Россия — НАТО.

Российские предложения о взаимодействии по Афганистану, включая транзит войсковых контингентов стран альянса и их переброску по воздуху с использованием российской военно-транспортной авиации. Совет НАТО эти предложения принял.

Осложнение отношений между Россией и НАТО в начале 2008 года вызвало обсуждение в НАТО обращений Украины и Грузии о присоединении к Плану действий по подготовке к членству в НАТО (ПДПЧ). США приложили значительные усилия, чтобы убедить своих союзников по НАТО в необходимости присоединения Грузии и Украины к ПДПЧ на Бухарестском саммите альянса в апреле 2008 года. Позиция США была поддержана прибалтийскими странами, Болгарией, Румынией, Польшей, Чехией, Словакией, Словенией, а также Канадой. В то же время резкое противодействие подключению Украины и Грузии к ПДПЧ оказали Германия и Франция, которых поддержали Италия, Нидерланды, Люксембург, Испания, Бельгия, Португалия. Несмотря на то, что Грузия и Украина не получили официального приглашения стать участниками ПДПЧ, им дали понять, что дорога в НАТО для них расчищена и необходимо лишь немного подождать.

Отношения между Россией и НАТО пребывают в затяжном кризисе. 1 апреля 2014 года НАТО на фоне кризиса вокруг Украины объявило о приостановлении практического сотрудничества с Россией, сохранив при этом политический диалог на уровне послов и выше.

25 декабря 2014 года президент Владимир Путин утвердил новую редакцию военной доктрины России, в которой в качестве одной из внешних военных опасностей определено наращивание силового потенциала НАТО и приближение военной инфраструктуры стран — членов НАТО к российским границам.

В России неоднократно заявляли, что не Москва приостанавливала контакты с НАТО, поэтому именно альянс должен предпринимать шаги по реанимации взаимодействия.

В 2016 году после двухлетнего перерыва состоялись три заседания Совета Россия — НАТО на уровне постоянных представителей. На них обсуждались, в частности, ситуация на Украине, проводимые сторонами учения и меры по предотвращению опасных военных инцидентов в ходе совместной борьбы с ИГИЛ.

С начала 2016 года НАТО предпринимает шаги к усилению своего военного присутствия в Черноморском регионе, выдвигая в качестве основания размещение Россией дополнительных войск и вооружений в Крыму.

В июле 2016 года на саммите НАТО в Варшаве было принято решение о постоянном военном присутствии войск НАТО в прибалтийских государствах (Латвия, Литва, Польша, Эстония).

Россия сохраняет постоянное представительство в штаб-квартире НАТО в Брюсселе, которое до 22 января 2018 года возглавлял Александр Грушко (с тех пор должность вакантна). Должность руководителя информационного бюро НАТО в Москве вакантна с 2015 года.


Глобальное противостояние

После объявления российским президентом Владимиром Путиным спецоперации по демилитаризации Украины Москва столкнулась с мощнейшим политическим и экономическим давлением: в ООН была принята резолюция, осуждающая действия России, западные страны вводят все новые и новые ограничения против российской экономики и политиков, а международные компании и сервисы один за другим объявляют о прекращении деятельности на территории страны.

Российская военная техника в районе поселка Октябрьский рядом с российско-украинской границей

Российская военная техника в районе поселка Октябрьский рядом с российско-украинской границей

Фото: Антон Вергун / ТАСС

За поставками вооружений на Украину может последовать более открытое и непосредственное вмешательство в ход военного конфликта — например, переброска в горячие точки добровольцев и наемников из западных частных военных компаний. При этом звучали и более радикальные идеи вроде создания бесполетной зоны над территорией Украины.

Впрочем, как в секретариате Североатлантического альянса, так и в отдельных столицах подобное предложение отвергли: такой шаг сопряжен с риском прямого военного столкновения России и НАТО, а воевать в альянсе не хотят

По мнению Кортунова, скорее всего, дело ограничится косвенной поддержкой Украины: поставками вооружений, отправкой добровольцев и наемников, а также предоставлением Украине разведданных западных спецслужб. Так или иначе, в долгосрочной перспективе Россия останется главным оппонентом и главным объектом интересов НАТО, что явно будет отражено в новой стратегии Североатлантического альянса, которую планируется принять в июне 2022 года на саммите в Мадриде.

Новый Карибский кризис

В силу своей природы человек нередко пытается провести параллели между событиями настоящего и прошлого. В последние месяцы нарастающее напряжение между Россией и Западом неоднократно сравнивали с наиболее острыми моментами холодной войны — Карибским кризисом и ракетным кризисом в Европе конца 1970-х — 1980-х годов. После приказа президента России Владимира Путина привести в режим несения боевого дежурства силы сдерживания, включающие ядерное оружие, эта аналогия перестала быть сугубо умозрительной и теоретической.

Подобный шаг был воспринят на Западе с осуждением и тревогой, а Пентагон принял решение отложить испытание баллистической ракеты Minuteman-3, чтобы не послать России неверный сигнал.

Ядерную войну нельзя выиграть и не следует начинать

Впрочем, в нынешних обстоятельствах сложно исключить эскалацию в сфере неядерных вооружений. НАТО еще до последних событий планировало значительно увеличить свое военное присутствие на восточных рубежах, и вполне естественно, что с нынешней эскалацией эти планы будут лишь форсированы.

В средней и долгосрочной перспективе текущие события приведут к наращиванию вооруженных сил стран НАТО

Генеральный директор РСМД Андрей Кортунов предположил, что нынешний кризис сподвигнет США к ускорению программы по разработке ракетных систем нового поколения. При этом если раньше речь шла о размещении подобных комплексов в Восточной Азии для сдерживания Китая, то сейчас может быть рассмотрен вопрос об их использовании и в Европе. Это создаст угрозу для безопасности России, которая в ответ может разместить аналогичные системы в европейской части страны, чтобы оказать давление на союзников США на континенте.

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг на саммите альянса в Брюсселе, Бельгия, 25 февраля 2022 года

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг на саммите альянса в Брюсселе, Бельгия, 25 февраля 2022 года

Фото: Yves Herman / Reuters

Тенденция не самая приятная. Будет непросто

За период президентства Дональда Трампа США вышли из соглашений о контроле над вооружениями, на выработку которых в свое время уходили месяцы: это Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) и Договор по открытому небу (ДОН). Еще до этого, в 2001 году, администрация Джорджа Буша-младшего в одностороннем порядке вышла из Договора об ограничении систем противоракетной обороны.

Дональд Трамп

Фото: Erin Scott / Reuters

Основополагающий акт Россия — НАТО, по всей видимости, прекращает свое существование. 25 февраля генеральный секретарь альянса Йенс Столтенберг заявил, что Россия неоднократно нарушила положения документа, в том числе в связи с операцией на Украине, а потому документ больше не работает. Судьба Венского документа о мерах укрепления доверия и безопасности также выглядит крайне туманной.

Все это вместе фактически обнуляет существовавшую до этого архитектуру безопасности. А значит, ее придется создавать заново и, скорее всего, не просто в обновленном, но в полноценно переосмысленном виде

И с чистого листа опять начнем сначала

До разгорания кризиса вокруг Украины Россия уже предприняла попытку обсудить с Западом будущее безопасности в Европе. В США и НАТО были направлены два документа, в которых содержались российские предложения по гарантиям безопасности.

Ключевые требования России — нерасширение НАТО на восток, отказ от предоставления Украине и Грузии членства в альянсе, а также отвод сил и военной инфраструктуры НАТО на позиции 1997 года — были отвергнуты на Западе

Однако некоторые предложения, вроде контроля над вооружениями, транспарентности в военной деятельности и избежания военных инцидентов, все-таки снискали поддержку США и НАТО. Но такой ответ не устроил Россию, которая настаивала на комплексном рассмотрении своих предложений.


Фото: Вера Тюкалова / Коммерсантъ

На нынешнем этапе продолжение переговоров на основании российских проектов соглашений выглядит крайне маловероятным. Однако стороны все же могут вернуться к обсуждению насущных вопросов в сфере контроля над вооружением, пусть и не в краткосрочной перспективе, считает Стефанович.

В интересах не только России, но и всех европейских стран найти какое-то решение, которое не привело бы к дальнейшему наращиванию численности и количества вооруженных сил и техники вдоль линии соприкосновения

По мнению специалиста, стороны могли бы сфокусироваться на вопросах, связанных с носителями высокоточного оружия большей дальности: крылатыми ракетами, противоракетными системами, ударными беспилотниками, — то есть тем вооружением, которое представляет непосредственную угрозу как России, так и Западу.

Кортунов напомнил, что у сторон расходится видение будущего документа: Россия хочет, чтобы он охватывал все стратегические системы — и ядерные, и неядерные; США же настаивают на том, что соглашение должно сосредоточиться на всем ядерном оружии, тактическом и стратегическом.

Компоненты комплекса крылатых ракет SSC-8/9M729

Компоненты комплекса крылатых ракет SSC-8/9M729

Фото: Максим Шеметов / Reuters

Вопрос в том, чтобы не столько количественно, сколько качественно ограничивать гонку вооружений

В НАТО в целом продемонстрировали готовность продолжить с Россией диалог по вопросам стратегической стабильности и контроля над вооружением после завершения острой фазы кризиса на Украине. Осторожный оптимизм питают и российские официальные лица.

Я уверен, что мы от этого дна оттолкнемся и начнем выправлять отношения

Как показали предшествующие глобальные кризисы, вслед за тотальным обнулением наступает период выстраивания новых правил игры, взаимных гарантий и новой архитектуры безопасности. С учетом накопившихся противоречий этот процесс будет весьма продолжительным и непростым, но уже на нынешнем этапе осознается сторонами как критически важный и необходимый, без преувеличения, для будущего всей планеты.

Со времен ракетного кризиса в Европе и уж тем более Карибского кризиса военные технологии шагнули далеко вперед. Время подлета ракет-носителей ядерного оружия сократилось до минут, и цена человеческой ошибки стала как никогда высокой. Именно поэтому так важно сесть за стол переговоров и принять новые правила игры. Но для этого понадобится твердая политическая воля обеих сторон. Как скоро она появится — вопрос открытый.

Здание Министерства иностранных дел РФ Валерий Шарифулин/ТАСС

ТАСС-ДОСЬЕ. 17 декабря 2021 года МИД РФ опубликовал проекты договоров России с США и НАТО о гарантиях безопасности. В обоих документах, в частности, прописано обязательство исключить дальнейшее продвижение НАТО на восток и отказаться от размещения угрожающих России систем оружия за пределами стран, в которых они были в 1997 года (до подписания акта Россия - НАТО, предусматривающего запрет на размещение ядерного оружия на территории новых членов НАТО). ТАСС подготовил материал об этапах расширения НАТО на восток и позиции России по этому вопросу.

Расширение НАТО

На момент распада Советского Союза в 1991 году членами НАТО были 16 государств. Это 12 стран, подписавших в 1949 году Североатлантический договор о создании блока, - Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США и Франция. Еще четыре страны присоединились к альянсу в 1950-1980-х годах - Греция и Турция (с 1952 года), ФРГ (с 1955 года; 3 октября 1990 года после объединения Германии в блок вошла территория бывшей ГДР) и Испания (с 1982 года).

В начале 1990-х годов в связи с окончанием холодной войны и распадом СССР альянс начал создавать различные механизмы консультаций с бывшими странами Варшавского договора (1955-1991). Так, в 1991 году был учрежден Совет североатлантического сотрудничества (в 1997 году заменен на Совет североатлантического партнерства). В 1994 году была принята программа "Партнерство ради мира" (ПРМ), цель которой - всестороннее взаимодействие между альянсом и государствами, не являющимися его членами. В 1995 году альянс опубликовал исследование, в котором указывалось, что в новых условиях "возникла уникальная возможность" для нового расширения блока с целью "укрепления безопасности во всем Евро-Атлантическом регионе". На Мадридском саммите в июле 1997 года к участию в альянсе пригласили Венгрию, Польшу и Чехию, а затем другие государства бывшего соцлагеря. С конца 1990-х годов в НАТО вступили 14 стран: в 1999 году - Венгрия, Польша и Чехия; в 2004 году - Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония; в 2009 году - Албания и Хорватия; в 2017 году - Черногория, в 2020 году - Северная Македония. Таким образом, на сегодняшний день НАТО объединяет 30 стран.

В апреле 2008 году на встрече в Бухаресте лидеры альянса заявили, что "со временем смогут присоединиться к альянсу" Украина и Грузия.

Позиция России по расширению НАТО

Россия неоднократно высказывалась против расширения НАТО на Восток, считая, что этот процесс привел к росту напряженности в Европе. По оценке российских военных, прием в НАТО новых членов влечет сокращение периода стратегического развертывания войск альянса, а у России уменьшается время для приведения своих сил в боеготовность. Что касается Бухарестского саммита 2008 года и потенциального членства Украины и Грузии, то в августе 2008 года Дмитрий Рогозин, бывший в тот период постпредом России при НАТО, высказал мнение, что решение саммита НАТО фактически подтолкнуло руководство Грузии к военной агрессии против Южной Осетии, начатой 8 августа 2008 года.

В 2008 году на фоне расширения НАТО на восток, разработки планов размещения в Польше и Чехии элементов противоракетной обороны США президент Дмитрий Медведев выступил с предложением заключить Договор о европейской безопасности, в котором был бы закреплен принцип неделимости безопасности. Договор был "призван подтвердить в юридически обязывающей форме, что ни одно государство или международная организация не могут иметь эксклюзивных прав на поддержание мира и стабильности в Евроатлантике". Предложение не нашло поддержки западных стран.

12 мая 2015 года постоянное представительство РФ при НАТО опубликовало анализ отношений РФ с альянсом под заголовком "Россия-НАТО: Мифы и факты", в котором отмечается, что расширение НАТО на Восток прошло вопреки устным обещаниям, данным западными руководителями, в частности канцлером ФРГ Гельмутом Колем и главой МИД Гансом-Дитрихом Геншером лидеру СССР Михаилу Горбачеву в 1990 году в ходе переговоров об объединении Германии. В этой связи также упоминаются беседы по вопросу нерасширения министра иностранных дел СССР Эдуарда Шеварднадзе с госсекретарем США Джеймсом Бейкером (в декабре 2016 года глава МИД РФ Сергей Лавров сообщил, что передал представителям стран альянса документы, касающиеся этих встреч). В декабре 2019 года президент РФ Владимир Путин на совещании по развитию Военно-морского флота в Сочи заявил: "Сегодня мы обязаны исходить из того, что расширение НАТО, развитие ее военной инфраструктуры вблизи российских границ - это одна из потенциальных угроз безопасности нашей страны".

Вопрос размещения ядерного оружия

С 1950-х годов часть ядерного арсенала США размещается в Европе. По оценкам американского Центра по контролю над вооружениями и нераспространению на 2021 год, на военных базах на территории пяти государств - членов НАТО - Бельгии, Германии, Италии, Нидерландах и Турции - хранится порядка 100 единиц американского ядерного оружия, примерно 20 из них в Германии.

Основополагающий акт Россия - НАТО о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности, подписанный в Париже 27 мая 1997 года, включает пункт о том, что страны НАТО "не имеют намерений, планов или причин для развертывания ядерного оружия на территории новых членов и не имеют необходимости изменять любой из аспектов построения ядерных сил НАТО или ядерную политику НАТО, а также не предвидят необходимости делать это в будущем". Однако 19 ноября 2021 года на конференции, организованной Германским атлантическим обществом, генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что, если Германия откажется от размещения ядерного оружия США на своей территории (вопрос возможного отказа ФРГ обсуждался в немецких СМИ), оно "может оказаться в других европейских странах, в частности к востоку от Германии". По словам министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, Европа может вернуться к "кошмарному" сценарию военного противостояния. Президент РФ Владимир Путин заявил 8 декабря, что в случае принятия Украины в НАТО там могут быть размещены вооружения, угрожающие России. Глава российского государства выразил надежду, что "все озабоченности в вопросе расширения НАТО" будут услышаны.

С тех пор, как Россия начала свои агрессивные действия против Украины, российские официальные лица обвиняют НАТО в ряде угроз и враждебных действий. На данной веб-странице изложены факты.


Факт: НАТО предприняла оборонительные и пропорциональные шаги в ответ на изменившуюся обстановку в области безопасности. В связи с применением Россией военной силы против своих соседей государства-члены попросили увеличить присутствие НАТО в Балтийском регионе.

Присутствие НАТО в регионе обеспечивается по просьбе принимающих стран, а военнослужащие стран НАТО соблюдают наивысшие стандарты поведения, как в служебное, так и во внеслужебное время.

Факт: Система противоракетной обороны НАТО не направлена против России и не может подорвать российские средства стратегического сдерживания. Она предназначена для защиты европейских союзников от ракетных угроз извне евроатлантического региона.

НАТО предложила России сотрудничать в области противоракетной обороны; такого предложения НАТО не делала ни одной другой стране-партнеру. К сожалению, в 2013 году Россия отказалась сотрудничать и отказалась от диалога по этому вопросу. Заявления России с угрозами нацеливания на страны Североатлантического союза из-за противоракетной обороны НАТО являются неприемлемыми и контрпродуктивными.

В течение последних 30 лет НАТО последовательно и открыто развивала связи с Россией. Мы вместе проводили работу по различным вопросам – от борьбы с незаконным оборотом наркотиков и борьбы с терроризмом до спасания подводных лодок и гражданского чрезвычайного планирования, даже в периоды расширения НАТО. Однако в 2014 году в ответ на агрессивные действия России против Украины НАТО приостановила практическое сотрудничество с Россией. Мы не стремимся к конфронтации, но мы не можем игнорировать тот факт, что Россия нарушает международные правила, подрывая наши стабильность и безопасность.

В 2016 году в ответ на применение Россией военной силы против Украины НАТО развернула четыре многонациональные боевые группы в странах Балтии и Польше. Эти подразделения развернуты в регионе не на постоянной основе, соответствуют международным обязательствам союзников и насчитывают около 5000 военнослужащих. Они не представляют угрозы для российской армии численностью 1 000 000 человек. До незаконной аннексии Россией Крыма в восточной части Североатлантического союза не было войск союзников.

НАТО остается открытой для конструктивного диалога с Россией. Поэтому Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг пригласил всех членов Совета Россия–НАТО на ряд встреч, чтобы обсудить вопросы европейской безопасности, включая ситуацию в Украине и вокруг нее, отношения между НАТО и Россией, контроль над вооружениями и нераспространение.

Обещания и обязательства

Утверждение: Совместное использование ядерного оружия и ядерные учения НАТО нарушают Договор о нераспространении ядерного оружия

Факт: Договоренности НАТО по ядерному оружию всегда в полной мере соответствовали Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). ДНЯО является краеугольным камнем глобального режима нераспространения. Он играет важнейшую роль в обеспечении международного мира и безопасности.

В течение десятилетий Соединенные Штаты размещали ядерное оружие на территории некоторых европейских членов НАТО в рамках потенциала НАТО в области сдерживания и обороны. США обеспечивают постоянное надлежащее хранение этого оружия и контроль над ним. Кроме того, договоренности НАТО по ядерному оружию существовали еще до вступления в силу ДНЯО. Они были в полной мере рассмотрены при проведении переговоров по Договору.

Именно Россия использует свое ядерное оружие в качестве инструмента запугивания. Россия использует безответственную ядерную риторику и активизировала свои ядерные учения. Россия также расширяет свой ядерный потенциал, инвестируя в новое и дестабилизирующее оружие. Эта деятельность и эта риторика не способствуют транспарентности и предсказуемости, особенно в контексте изменившейся обстановки в области безопасности.

Факт: НАТО в полной мере соблюдает Основополагающий акт Россия–НАТО. В ответ на незаконную и противоправную аннексию Россией Крыма и наращивание военной мощи вблизи границ Североатлантического союза НАТО развернула четыре многонациональные боевые группы – около 4500 военнослужащих – в Латвии, Литве, Эстонии и Польше.

Подписав Основополагающий акт Россия–НАТО, Россия обязалась не применять силу или угрозу силой против стран НАТО и против любого другого государства. Она нарушила это обязательство, осуществив незаконную и противоправную аннексию Крыма, территории суверенного государства. Кроме того, Россия продолжает поддерживать боевиков на востоке Украины.

Сотрудничество НАТО с Россией

Факт: В 2014 году НАТО приостановила все практическое сотрудничество с Россией в ответ на ее агрессивные действия в Украине. Это сотрудничество включало проекты в Афганистане, проекты по борьбе с терроризмом и научное сотрудничество. Эти проекты со временем достигли результатов, но их приостановка не подорвала безопасность Североатлантического союза или нашу способность противостоять таким вызовам, как терроризм.

Мы ясно дали понять, что продолжаем стремиться к конструктивным отношениям с Россией. Но улучшение отношений Североатлантического союза с Россией будет зависеть от четкого и конструктивного изменения в действиях России, свидетельствующего о соблюдении международного права и международных обязательств России.

Расширение НАТО

Факт: Каждая суверенная страна имеет право выбирать свои собственные механизмы обеспечения безопасности. Это основополагающий принцип европейской безопасности, который поддержала и Россия (см. Хельсинкский Заключительный акт здесь).

Украина и Грузия имеют право выбирать для себя союзы, а Россия, как она сама неоднократно соглашалась, не имеет право диктовать этот выбор. Мы отвергаем любую идею о сферах влияния в Европе – они являются частью истории и должны оставаться частью истории.

Факт: Военная инфраструктура НАТО за пределами территории государств-членов ограничена теми районами, где Североатлантический союз проводит операции. У Североатлантического союза имеются военные объекты в Косово, например, для миротворческой миссии СДК.

Отдельные страны НАТО имеют базы за границей на основе двусторонних соглашений и принципа согласия принимающей страны, в отличие от России, имеющей базы на территории Молдовы, Украины и Грузии.

НАТО и ее отношение к России

Факт: Каждая страна имеет право проводить учения, но важно, чтобы они проводились транспарентно и в соответствии с международными обязательствами.

В целях обеспечения транспарентности члены ОБСЕ, включая Россию, приняли на себя обязательство следовать правилам Венского документа. Если численность участвующих в учениях войск превышает 9 000 человек, учения подлежат уведомлению, а если численность участвующих в учениях войск превышает 13 000 человек, для участия в таких учениях должны быть приглашены наблюдатели из государств-членов ОБСЕ.

Факт: НАТО была создана в 1949 году двенадцатью суверенными государствами: Бельгией, Данией, Исландией, Италией, Канадой, Люксембургом, Нидерландами, Норвегией, Португалией, Соединенным Королевством, Соединенными Штатами и Францией. С тех пор число государств-членов выросло до 30, при этом каждое из них приняло индивидуальное и суверенное решение вступить в Североатлантический союз.

Все решения в НАТО принимаются на основе консенсуса, что означает, что решение может быть принято, только если каждый член организации согласится с ним.

Аналогичным образом, решение любой страны об участии в операциях под руководством НАТО принимает сама страна самостоятельно в соответствии с собственными правовыми процедурами. Ни одно государство-член Североатлантического союза не может принимать решения о развертывании сил другого государства-члена.

Факт: На протяжении более двух десятилетий НАТО последовательно проводила работу по формированию отношений с Россией в духе сотрудничества.

В 1997 году НАТО и Россия подписали Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности, создав Совместный постоянный совет Россия–НАТО. В 2002 году они усовершенствовали взаимоотношения, создав Совет Россия–НАТО (СРН) (с Основополагающим актом можно ознакомиться здесь).
Мы стремились построить добрые взаимоотношения с Россией. Мы работали вместе по различным вопросам, от борьбы с незаконным оборотом наркотиков и борьбы с терроризмом до спасания подводных лодок и гражданского чрезвычайного планирования.

Однако в марте 2014 года Североатлантический союз приостановил практическое сотрудничество с Россией в ответ на ее агрессивные действия против Украины. В то же время НАТО оставляет открытыми каналы для связи с Россией. Совет Россия–НАТО остается важной платформой для диалога. Поэтому Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг пригласил всех членов Совета Россия–НАТО на ряд встреч для укрепления безопасности в Европе.

С тех пор шестнадцать стран решили вступить в НАТО. Североатлантический союз осуществлял новые миссии и адаптировался к новым вызовам, при этом придерживаясь основополагающих принципов безопасности, коллективной обороны и принятия решений на основе консенсуса.

На встрече в верхах в Брюсселе в июне 2021 года страны НАТО договорились делать еще больше вместе для модернизации и адаптации Североатлантического союза, чтобы наметить его курс на следующее десятилетие и последующий период. Следующая Стратегическая концепция НАТО станет планом для этой адаптации. Во времена усиления глобальной конкуренции Европа и Северная Америка должны продолжать сохранять единство в НАТО. Вызовы безопасности, с которыми мы сталкиваемся, слишком велики, чтобы какая-либо страна или континент могли противостоять им в одиночку. Вместе в НАТО мы продолжим защищать более 1 миллиарда человек.

Операции НАТО

Факт: НАТО проводит честную и ясную оценку своего взаимодействия в Афганистане, анализируя, что получилось, а что нет. Есть также сложные вопросы, которые необходимо задать более широкому международному сообществу.

НАТО возглавляла военные усилия в Афганистане в течение многих лет, но это были не просто военные усилия. Многие другие стороны, включая наши национальные правительства, Европейский союз и Организацию Объединенных Наций, также сделали крупные инвестиции в усилия по развитию Афганистана и построению для него лучшего будущего. Нам всем предстоит ответить на трудные вопросы.

Факт: Операция под руководством НАТО была начата на основании двух резолюций Совета Безопасности Организации Объединенных Наций (СБ ООН) – 1970 и 1973; обе резолюции ссылаются на Главу VII Устава ООН, и Россия не возражала ни против одной из них.

По окончании воздушной кампании, в соответствии с мандатом ООН (резолюция СБ ООН 1244), была проведена миротворческая операция СДК под руководством НАТО, в которой изначально участвовала и Россия, с целью обеспечить безопасную и защищенную обстановку в Косово.

Читайте также: