Наследие древнего рима кратко

Обновлено: 04.07.2024

На заре своей истории Рим ничем не выделялся среди других городов Древней Италии. Самые ранние поселения на месте будущего города появились в X веке до н. э. Позднее на холмах, расположенных по берегам реки Тибр, возникли деревни латинян и сабинян, в VIII веке до н. э. они слились в единую городскую общину. В VIII—VI веках до н. э. Римом правили цари, а с конца VI века до н. э. в городе утвердилась новая форма политической власти — рабовладельческая республика. Рост имущественного неравенства приводит к обострению социальных конфликтов — борьбе между двумя основными группами свободного населения — знатными патрициями и неполноправными плебеями. В III веке до н. э. эта ожесточенная схватка завершилась победой плебеев, верхушка которых слилась с могущественными патрициями и составила нобилитет. В его руках была сосредоточена вся полнота политической власти.

Опираясь на крепкую и дисциплинированную армию, Рим завоевал весь Апеннинский полуостров, сокрушил своего главного соперника — Карфаген, покорил Грецию и государства Восточного Средиземноморья. К I веку до н. э. Рим создал крупнейшую рабовладельческую державу древнего мира, которая по своим размерам превзошла даже империю Александра Македонского. Борьба между различными группировками рабовладельческого класса вылилась в длительные и упорные гражданские войны, которые завершились падением республики и установлением императорской власти.

Древний Рим, чья история охватывает более двенадцати столетий, оставил человечеству богатейшее культурно-художественное наследие. В поэзии это бессмертные творения Горация, Овидия и Вергилия, в истории — труды Ливия и Тацита, в ораторском искусстве — речи Цицерона, в философии — материалистическое мировоззрение Лукреция, в сфере юридической мысли — система римского права. Латинский язык, на котором говорили римляне, стал родоначальником большой семьи европейских языков.

Древний Рим создал великую архитектуру: городские ансамбли и крепостные стены, акведуки-водопроводы и гигантские общественные бани-термы, прекрасные дороги и грандиозные амфитеатры, где тысячи зрителей любовались гладиаторскими боями. Зодчие Древнего Рима широко использовали новые архитектурные формы — арку, свод и купол. Шедеврами декоративной живописи справедливо считаются настенные росписи и мозаичные полы, украшавшие дома, виллы и дворцы в многочисленных городах Римской империи. И в наши дни вызывают восхищение ювелирные изделия, резные камни и предметы прикладного искусства работы древних мастеров.

Римское искусство завершает художественную историю античного мира. Оно унаследовало и творчески переработало лучшие достижения древнегреческого и древнеиталийского искусства. Вдохновляясь традициями своих предшественников, римские мастера сумели сохранить свой оригинальный стиль и творческую индивидуальность.

К числу самых выдающихся достижений творческого гения римлян принадлежат памятники скульптуры — портретные бюсты и монументальные статуи, запечатлевшие в мраморе или бронзе индивидуально-неповторимые образы суровых рабовладельцев, политических деятелей, ораторов, писателей, полководцев и властителей Древнего Рима.

Статуя оратора (Авл Метелл)


Статуя оратора (Авл Метелл)

Но художника, чей талант монументалиста так ярко расцвел в работе над композицией.

Укмерге, ул. Тарибу, № 2В этом доме в 1919 г. размещался уездный ревком. Трудящиеся .

В Паланге обнаружено несколько стоянок каменного века, одна из которых в торфяном.

Если ответить очень кратко, значительная часть всего, что есть сейчас, наследие Рима. Просуществовав более 12 столетий Рим оставил современному миру богатейшее наследие. Более детальный ответ:

Христианство

Это, пожалуй, главное наследие Рима. Христианство первоначально возникло во время власти Тиберия, и на протяжении веков небольшое христианское меньшинство империи подвергалось преследованиям и преследованиям. В конце концов под искусным правлением Константина христианство стало доминирующей религией в Империи. Это распространило христианство по всей Европе, Африке и на Ближнем Востоке. Без Рима вряд ли христианство было бы таким же распространенным в мире, как сегодня.

Великие города

Константинополь и многие другие города, которые становились культурными, экономическими и политическими центрами: многие из великих европейских городов были построены римлянами. Современный Стамбул, Рим, Париж, Лондон, Марсель и многие другие - это наследие Рима.

Торговые пути

Современные торговые пути через Европу были созданы Римом

Связь

Хотя многие цивилизации торговали и знали друг о друге до Рима, они были гораздо более связаны после Рима. Рим создал огромную и разнообразную Империю, чем связал торговца в Лондоне с покупателем в Египте. Рим сблизил и глобализировал мир.

Политика

Многие практики Римской империи впоследствии были воплощены в других государствах. Республиканское правление, выборность, парламент, законодательство и верховенство закона, судьи и присяжные, политические партии.

Понятие гражданства

Большая часть развитого мира говорит на языке, основанном на латыни. Франция, Великобритания, США, Испания, Италия и Румыния и т.д. Ниже карта, которая обрисовывает это в общих чертах.

Культура

Заключение

Это несколько примеров и еще можно привести много других доводов. Рим настолько увлекателен отчасти из-за того, насколько сильно его влияние все еще ощущается. Язык, их религия и их ценности все еще живут сегодня во всем мире. Такое влияние, возможно, не имеет себе равных во всей истории.

Искусство Древнего Рима включает огромное количество произведений различных видов художественного творчества, датируемых периодом со II века до н. э. — по V век нашей эры. Созданные умелыми мастерами той эпохи шедевры до сих пор вызывают восхищение у миллионов людей. Не случайно, именно искусство Древнего Рима на протяжении многих столетий было неисчерпаемым источником вдохновения для художников разных исторических эпох, жанров и стилей.

Искусство Древнего Рима. Фрагмент позолоченного стеклянного медальона, III век нашей эры

Искусство в Древнем Риме не только играло в жизни людей важную эстетическую роль, но и широко использовалось богатыми слоями общества для подчеркивания своего высокого статуса. Дворцы римской элиты той эпохи были украшены скульптурами, росписями и всевозможным декором, а в убранстве знати неизменно присутствовали роскошные ювелирные изделия.

Искусство Древнего Рима. Александрова мозаика с изображением битвы при Иссе, I век до нашей эры

Особенности искусства Древнего Рима

Искусство возникло в Древнем Риме не на пустом месте. Напротив, оно впитало в себя многовековые достижения соседних культурных цивилизаций, главным образом — греческой и этрусской. Уникальная заслуга римлян заключается в том, что они сохранили для потомков и дополнили собственными шедеврами уже существующие формы искусства, а также сделали его более доступным для широких слоев населения.

Искусство Древнего Рима. Бюст императора Септимия Севера, начало III века нашей эры

Хотя Рим был основан еще в VIII веке до нашей эры, на протяжении многих столетий он оставался небольшим городком, в котором искусство развивалось очень медленно. Но уже к середине III века до н. э. римляне завоевали Апеннинский полуостров, затем разгромили Карфаген в ходе Пунических войн и постепенно установили господство практически над всем Средиземноморьем.

Активная захватническая политика привела к тому, что Рим в ту пору стал крупнейшим центром политической, социальной и культурной жизни Средиземноморского региона. Здесь жили самые богатые люди, которые вели роскошную жизнь и щедро оплачивали работу художников. Это привело к тому, что в Рим массово переезжали самые лучшие мастера искусств из разных уголков сначала республики, а затем и империи, которые постепенно растворились в местном обществе.

Искусство Древнего Рима. Римская мозаика на стене в Доме Нептуна и Амфитриты , I век нашей эры

Именно греческие художники познакомили римлян с достижениями в сфере живописи, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, их работы долгое время оставались идеалами совершенства для местных мастеров. На протяжении многих столетий римляне не только копировали лучшие произведения древних греков, но и создавали собственные шедевры. Так в течение семи столетий формировалось уникальное древнеримское искусство, которое гораздо позже стало фундаментальной базой для зарождения грандиозной эпохи Ренессанса в мировой культуре.

Основные виды искусства Древнего Рима

Художники римской эпохи подарили потомкам множество уникальных образцов художественного творчества. К ним можно по праву причислить искусные работы ювелиров, стеклодувов, мастеров обработки металла. И все же, к основным видам искусства Древнего Рима относятся:

Искусство Древнего Рима. Пантеон — Храм всех богов, начало II века нашей эры

Наибольший вклад в развитие мировой культуры из древнеримских деятелей искусств несомненно внесли архитекторы. Именно в этой сфере римляне проявили себя смелыми новаторами и добились потрясающих результатов.

Искусство Древнего Рима. Акведук Сеговии, конец I века нашей эры

Среди главных достижений зодчих той поры можно особо выделить следующие изобретения:

  • Крещатый свод.
  • Полукруглые арки без связывающего раствора.
  • Купол (сводчатый потолок).

Искусство Древнего Рима. Колизей — Амфитеатр Флавиев, конец I века нашей эры

Римляне значительно усовершенствовали архитектурные наработки греческих коллег, благодаря чему началось грандиозное строительство всевозможных зданий и сооружений на огромной территории. Помимо роскошных храмов и дворцов, римские архитекторы создавали множество общественных построек:

  • термы (бани);
  • акведуки;
  • форумы;
  • очистные сооружения;
  • табуларии (архивы);
  • базилики (места для собраний знати);
  • театры и амфитеатры.

Искусство Древнего Рима. Скульптурный портрет императора Клавдия, I век нашей эры

Многие уникальные образцы древнеримской архитектуры сохранились до наших дней. Среди них — Амфитеатр Флавиев (Колизей), Термы Каракаллы и Пантеон (Храм всех богов).

Искусство Древнего Рима. Термы Каракаллы, начало III века нашей эры

В сфере скульптуры римляне не только переняли у древних греков традиции создания рельефов и объемных композиций, но и дополнили их собственными художественными нововведениями. Римский скульптурный портрет отличается необыкновенным реализмом изображения, до наших дней сохранились тысячи работ неизвестных авторов. Большинство скульптур и бюстов — это изображения реальных исторических личностей из мрамора или бронзы.

Уникальными разработками древнеримских скульпторов также являются триумфальные арки и рельефные колонны, увенчанные статуями императоров. А каменные саркофаги, украшенные искусной резьбой, заказывали у зодчих самые влиятельные люди того времени, чтобы отдать дань памяти умершим родственникам.

Искусство Древнего Рима. Часть Колонны Траяна, начало II века нашей эры

Римские живописцы значительно расширили жанровое разнообразие своих работ по сравнению с древнегреческими коллегами. Помимо традиционной мифологической тематики в их творчестве появились многочисленные жанровые сцены, анималистические композиции и натюрморты. Большое распространение также приобрели эротические изображения, а могущество державы художники часто возвеличивали в картинах, посвященных военным триумфам и завоеваниям.

К сожалению, до наших дней практически не сохранилось произведений станковой живописи, а подавляющее большинство фресок уцелело лишь благодаря тому, что они были погребены под толстым слоем вулканического пепла в Помпеях и обнаружены только в середине XVIII века в ходе раскопок.

Искусство Древнего Рима. Часть Арки Константина, начало IV века нашей эры

Искусство древнеримской мозаики также оказалось почти полностью утраченным на сегодняшний день. Немногие уцелевшие образцы явно свидетельствуют, что и этот вид искусства римляне позаимствовали у греков, а для изготовления панно мастера чаще всего использовали окрашенные кусочки камня и керамику. Мозаичными изображениями с обрамлением из орнаментов и геометрических узоров было принято украшать не только стены и полы, но и потолки всевозможных построек. Героями произведений были как мифические персонажи, так и реальные исторические личности.

Искусство Древнего Рима. Фреска из Виллы Мистерий, 80 год до нашей эры

Влияние искусства Древнего Рима на развитие мировой культуры сложно переоценить. Оно представляет огромный интерес для ученых и коллекционеров. Шедевры мастеров той поры уже несколько тысяч лет вызывают восхищение, а их стоимость на арт-аукционах нередко исчисляется астрономическими суммами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Древний Рим — одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности, получила своё название по главному городу (Рим), в свою очередь названному в честь легендарного основателя — Ромула. Центр Рима сложился в пределах болотистой равнины, ограниченной Капитолием, Палатином и Квириналом. Определённое влияние на становление древнеримской цивилизации оказала культура этрусков и древних греков. Пика своего могущества Древний Рим достиг во II веке н. э., когда под его контролем оказалось пространство от современной Шотландии на севере до Эфиопии на юге и от Персии на востоке до Португалии на западе. Современному миру Древний Рим подарил римское право, некоторые архитектурные формы и решения (например, арку и купол) и множество других новшеств (например, колёсные водяные мельницы). Христианство, как религия, родилось на территории Римской империи. Официальным языком древнеримского государства был латинский.

Культура — совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие.

Культура Древнего Рима оставила после себя большое культурное наследие.

Глава 1. Культура Древнего Рима. Архитектура. Скульптура. Живопись. Литература. Религия

Более всего римляне развивали архитектуру и скульптурную портретистику. Первые крупные постройки в Риме производились по этрусскому примеру, возможно, даже этрусскими мастерами; поэтому Римская архитектура усвоила важнейшую форму этрусского зодчества - циркульную арку. Употребление этой архитектурной формы и происходящих от неё коробового свода, крестового свода и купола, неизвестных грекам, дало римлянам возможность придавать большое разнообразие их сооружениям.

Однако в целом, римская архитектура испытала сильное влияние греческой архитектуры. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека. Для сооружений характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии.

Среди самых ценных архитектурных памятников Древнего Рима находятся мосты, акведуки и термы.

Этруски и эллины оставили римлянам свое богатое наследие, на основе которого и выросла римская архитектура.

По преданию, первые скульптуры в Риме появились при Тарквинии Гордом, который украсил глиняными статуями по этрусскому обычаю крышу построенного им же храма Юпитера на Капитолии. С IV в. до н. э. начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам. Самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом. Бронзовые статуи, как правило, отливались в раннюю эпоху этрусскими мастерами, а начиная со II в. до н. э.— греческими скульпторами.

С конца III в. до н. э. на римскую скульптуру начинает оказывать могущественное влияние греческая скульптура. При грабеже греческих городов римляне захватывают большое количество скульптур. Обильный приток греческих шедевров и массовое копирование тормозили расцвет собственной римской скульптуры. Только в области реалистического портрета римляне, использовавшие этрусские традиции, внесли новые художественные идеи и создали несколько превосходных шедевров.

Господствующей идеей, пронизывающей римскую скульптуру I—II вв., была центральная идея официальной культуры — идея величия Рима, мощи императорской власти. Эта идея воплощалась в разных скульптурных формах, прежде всего в форме рельефных композиций на стенах различных зданий, изображающих сцены военных походов императоров, популярных мифов, где действовали боги и герои, покровители Рима или царствующей династии.

В круглой скульптуре формируется официальное направление — портреты царствующего императора, членов его семьи, приближенных к нему лиц, его предков, покровительствующих ему богов и героев.

Живопись, подобно скульптуре, перешла в Италию из Греции. Римляне были наделены способностью к ней, получив первое знакомство с нею от этрусков. Ещё во времена республики славился Фабий Пиктор, расписавший в 300 году до н. э. храм Безопасности. Сто лет спустя, поэт Пакувий, бравшийся за кисти в минуты досуга, пользовался уважением за свои живописные работы. При Августе Рим имел уже нескольких более или менее искусных живописцев, во главе которых стоял знаменитый Лудий. Но всё это были преимущественно декораторы; живопись же отавалась в руках греков.

Раскопки Помпеи и Геркуланума, расчистка остатков терм Тита, находки во многих погребальных склепах вблизи Рима и недавние исследования развалин на Палатинском холме доставили нам множество образцов Римской живописи, хотя и относящихся к разряду стенной, чисто декоративной росписи, но крайне любопытных, так как в них встречаются изображения отдельных человеческих фигур, целых сцен, пейзажей, неодушевлённых предметов, и эти изображения дают возможность судить о рисунке, композиции, колорите и технике тогдашней живописи вообще.

Обыкновенно стена бывала окрашена в какой-нибудь один, ровный цвет, чаще всего в тёмно-красный или в не особенно яркий жёлтый, реже в чёрный, голубой, зелёный и лиловый; внизу её шла панель более тёмного цвета, повторяющаяся и вверху, под потолком, в виде фриза. Площадь стены обрамлялась тонкими, более тёмными или более светлыми, чем она, полосками, которые, кроме того, разделяли её на панно. В середине этих панно либо изображались одиночные фигуры, как бы летящие в воздухе, либо рисовались настоящие картины, содержание которых заимствовалось большей частью из мифологии и героических легенд. При этом художники почти всегда воспроизводили знаменитые произведения греческих живописцев или свободно подражали их композициям. Что касается приёмов исполнения этой живописи, то они были те же самые, как и у греков: художник работал водяными красками по мокрой штукатурке, или же по сухой.

Римская литература начала своё формирование в третьем веке до нашей эры. В это время создавлись римские летописи.

Первыми памятниками римской прозы были законы, договоры и богослужебные книги. В 240 до н. э. римляне познакомились с трагедией и комедией. Появились элогии в честь представителей знатных фамилий. Зачатки римской народной драмы появились во время разных сельских празднеств. Основным видом драматических произведений стали ателланы.

Последний век Республики был отмечен расцветом прозы и поэзии. Умение сочинять стихи было признаком хорошего тона. Видное место в прозаической литературе конца Республики занял Цезарь со своими мемуарами.

Как и в древнегреческой религии, римская религия не имела единой церкви и догматики, а состояла из культов различных божеств. Религиозные обряды, связанные с жизнью семьи или домашними и частными делами, совершал сам отец семейства. В деревне его мог заменить обладавший особыми полномочиями управляющий поместьем. Официальные государственные обряды совершались опосредственно некоторыми носителями высшей власти — сначала царём через так называемых жреческих царей, потом консулами и преторами, в критические моменты — диктатором. При этом император, совместивший в себе функцию Великого понтифика, обычно своих инициатив не выражал.

Наука и философия

Известны римляне своей философией. Чего только стоят имена Цицерона и Тита Лукреция Кара, Сенеки и Марка Аврелия. Благодаря трудам этих ученых возникли первые философские проблемы, многие из которых не решены и теперь.

В науке римляне тоже достигли довольно высокого уровня, особенно для того времени, когда многие отрасли находились в зачаточном состоянии. В медицне особых успехов достигли Цельс и Клавдий Гален; в истории - Саллюстий, Плиний, Тацит, Тит Ливий; в литературе - Ливий Андроник, Плавт, Гай Валерий Катулл, Вергилий, Гай Петроний, Гораций, Овидий Назон, Плутарх. Необходимо также вспомнить и о римском праве, которым пользуется вся Европа.

Глава 2. Наследие Древнего Рима

Язык латино-фалискской ветви италийских языков индоевропейской языковой семьи. На сегодняшний день это единственный активно употребляемый италийский язык (считается мёртвым языком).

В наши дни латинский язык является официальным языком Святого Престола, Мальтийского ордена и города-государства Ватикан, а также, отчасти, Римско-Католической церкви. Латинский язык является основой письменности многих современных языков. Латинский язык в его народной разновидности явился языком-основой для новых национальных языков, объединяемых под общим названием романских. К ним принадлежит итальянский язык, создавшийся на территории Апеннинского полуострова в результате исторического изменения латинского языка, французский и провансальский языки, развившиеся в бывшей Галлии, испанский, каталанский и португальский — на Пиренейском полуострове, ретороманский — на территории римской колонии Реции (в части нынешней Швейцарии и в северо-восточной Италии), румынский — на территории римской провинции Дакии (нынешняя Румыния), молдавский и некоторые другие, из которых следует особо отметить сардинский язык, как наиболее близкий к классической латыни из всех современных романских языков.

При общности происхождения романских языков между ними в настоящее время имеются и значительные различия. Это объясняется тем, что латинский язык проникал на завоёванные территории на протяжении целого ряда веков.

Наконец, латинский язык до сих пор служит источник образования научной терминологии.

Древний Рим создал великую архитектуру: городские ансамбли и крепостные стены, акведуки-водопроводы и гигантские общественные бани-термы, прекрасные дороги и грандиозные амфитеатры.

В древнем Египте и Греции не знали, что такое "высотные" дома - это изобретение римлян. Стало оно возможным только благодаря одному из трех великих римских открытий в архитектуре - римскому бетону.

Практичность римлян привела к открытию второго великого изобретения. В Риме, как и в Греции, акведуки сооружали давно. От горных источников прокладывали глиняные трубы под небольшим наклоном, возводя высокие водопроводные каменные стены. В какой-то момент пришла смелая идея - делать в стене проёмы, требуется меньше камня и тратится меньше времени на укладку. Главное, что форму проёмов решили делать полукруглой, которая распределяет нагрузку и делает конструкцию прочной. Так родилась арочная форма конструкции - неотъемлемая принадлежность всей римской архитектуры. Некоторые из этих сооружений дожили до наших дней в рабочем состоянии.

Третье открытие стало продолжением второго. Если много каменных арок поставить вплотную одна за другой, получится коридор с полукруглым потолком. Такое перекрытие получило название свод. Если этот коридор сделать в виде замкнутой окружности и убрать центральную колону, то свод не обрушится, а будет держать сам себя - получится купол.

Амфитеатр, памятник архитектуры Древнего Рима, наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений древнего мира, сохранившихся до нашеrо времени. Находится в Риме, в ложбине между Эсквилинским, Палатинским и Целиевским холмами.

Строительство самого большого амфитеатра Рима и всего античного мира велось на протяжении восьми лет, как коллективное сооружение императоров династии Флавиев: начали строить в 72 году н.э. при императоре Веспасиане, а в 80 году амфитеатр был освящен императором Титом. Амфитеатр расположился на том месте, где был пруд, относившийся к Золотому дому Нерона.

Площадь в центре Древнего Рима вместе с прилегающими зданиями. Первоначально на нём размещался рынок, позже он включил в себя комиций (место народных собраний), курию (место заседаний Сената) и приобрел также политические функции.

Эта площадь служила центром общественной жизни, и из повседневного общения людей эволюционировало тематическое общение, носящее все признаки того, что мы сегодня называем форумом.

По композиции и конструктивному решению Пантеон уникален в древнеримской архитектуре. Он отличается классической ясностью и целостностью композиции внутреннего пространства, величественностью художественного образа. Не исключено, что в строительстве храма участвовал Аполлодор Дамасский.

Культурные ценности Древнего Рима прошли достаточно долгий путь формирования, ведь на них влияли традиции и художественные ценности двух выдающихся культур античного мира: греков и этрусков.

Формирование и развитие римской цивилизации и культуры способствовало появлению нового типа города. Римские города – это важная культурная ценность, равной которой просто не существует. Древнеримские города, как правило, развивались вокруг одного городского центра

Уникальными культурными ценностями жизни Древнего Рима являются цирки и амфитеатры, где устраивались бои гладиаторов, стравливались животные и проводились публичные казни. Римляне с охотой посещали эти жестокие зрелища.

Еще одним важным достоянием Древней Римской культуры была литература и живопись. Лучшими образцами древнеримской прозы являются работы Цицерона. До наших дней сохранилось более пятидесяти речей и сочинений этого великолепного оратора и писателя. Невероятно ценными образцами древнеримской литературы являются работы великих римских поэтов Катулла и Лукреция. Вообще, древнеримская литература включает в себя сотни выдающихся имен.

Уникальная ценность Древнего Рима - это, безусловно, его скульптура. Несмотря на то, что римляне часто копировали греческие традиции в сфере скульптуры, они создавали оригинальные скульптурные портреты, которые передавали внутренний мир человека.

Даже сейчас, через полторы тысячи лет после падения Римской империи, ее культура отображает большое влияние на нашу жизнь. Не мало современных зданий возведены по древнеримским канонам. Наши юриспруденция и политические системы походят из римских времен. Период Римской империи показал, что одна власть может контролировать огромную территорию. Римское гражданство взращивало у людей чувство общественности.

Римская культура во многом продолжила греческие традиции, но, беря за основу культуру Древней Греции, римляне внесли и свои интересные элементы. Как и в Греции, культура была производной от военного дела, политики, религии, а ее достижения в первую очередь зависели от потребностей римского общества.

Римская культура оставила после себя богатейшее наследие. Скульптура, живопись и архитектура Древнего Рима до сих пор поражают нас своей красотой. Многие современные здания возведены по Древнеримским канонам.

Гипотеза подтвердилась. Культура Древнего Рима оставила богатое наследие.

Читайте также: