Отношение профессора преображенского к революции кратко

Обновлено: 02.07.2024

Все отличие эволюции от революции, что эволюция - это плавный переход от низшего к высшему, а революция носит быстрый характер, мгновенные изменения. Это мы можем понять, если вспомни, где раньше использовали эти слова. Эволюция - биология, как долго проходила эволюция человека. А революции - история, к примеру, 1917 год - Великая Октябрьская революция за несколько дней изменила ход событий.

Шариков превращается из собаки в человека очень быстро (революция в Собачьем сердце), несмотря на это он стоит на низшей ступени развития. Это мы можем заметить из-за его неприличного поведения, несмотря на то, что он превратился в человека, продолжает гоняться за кошками и у него сохраняются звериные инстинкты. Мне кажется, что Шариков не только невежа и грубиян, главное для него - материальные ценности (Все взять и поделить!). Он самоуверен в своем мнении (его мнение - важное) - это из главных признаков низости.

Булгаков, используя фантастический сюжет, доказывает бессмысленность революционного пути развития (на примере Шарикова), мгновенное изменение человека невозможно и не приведет ни к чему хорошему.

Писатель утверждает единственный путь развития - эволюция. Насилие неизбежно оборачивается еще большим насилием, крахом нравственности и культуры, национальной трагедией.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Над одним из своих самых значительных произведений, повестью “Собачье сердце”, М. А. Булгаков работал, предположительно, в 1924- 1925 годах. Почти шестьдесят лет пролежала повесть в архиве, и только в1987 году была опубликована в журнале “Знамя”.
“Собачье сердце”- произведение многоплановое, несмотря на свою кажущуюся внешнюю простоту. Совершенно необычная ситуация – обращение собаки Шарика в человека (в результате сложнейшей операции, произведенной профессором Преображенским) переплетаются здесь с конкретными бытовыми приметами

времени и места. Тем самым создается ощущение реальности происходящего.
Профессор Филипп Филиппович Преображенский – гениальный ученый, блестящий хирург, типичный интеллигент. Он из тех, что вызывали резкое неприятие новой власти именно в силу своей воспитанности, интеллигентности, образованности. “Как вы себя ведете в присутствии двух человек с высшим образованием!”- возмущается профессор по поводу проявления откровенного хамства со стороны своего нового жильца. И далее, несмотря на продолжение грубостей, Преображенский по-прежнему обращается к Шарикову предельно вежливо, на “Вы”.
Свое неприятие новой власти в лице большевиков Булгаков продемонстрировал, прежде всего, с помощью образа интеллигента Преображенского, позволяющего себе откровенно нелестные высказывания в адрес пролетариата. А также при помощи образа председателя домкома Швондера, человека очень невысокого уровня культуры.
Представитель новой власти Швондер устраивает совершенно нелепые спевки, пишет кляузу на профессора (хорошо, что бумага попала в руки человека, которому профессор сделал удачную операцию, который уважал и ценил Филиппа Филипповича и не дал этой бумаге ход).
Насмешку автора вызывает образ “персикового юноши в кожаной куртке”. К профессору с просьбой отказаться от одной из своих законных семи комнат приходит целая делегация представителей новой власти. Она ведет себя бесцеремонно: топчет ковры, не затрудняя себя тем, чтобы снять грязную обувь, мужчины не снимают в помещении головные уборы. Филипп Филиппович с иронией спрашивает, обращаясь к одному из них: “Вы мужчина или женщина?”
Булгаков явно иронизирует над этой женщиной, которую всеобщая уравниловка заставила забыть, что она женщина, представительница слабого пола, и должна стремиться быть привлекательной. Эта героиня даже говорит о себе в мужском роде: не “заведующая”, а “заведующий”. Далее ирония автора продолжается: эта женщина – заведующий культотделом, хотя у нее нет ни малейшего понятия о культуре.
Свои взгляды на советскую власть, на деяния пролетариата Булгаков воплотил в речах Преображенского, который откровенно говорит: “Я не люблю пролетариат”. Филипп Филиппович заявляет, что он сторонник разделения труда, уничтоженного пролетариатом.
При новой власти люди, пришедшие “наверх”, не обладали ни необходимыми знаниями, ни культурой. Поэтому прав профессор, заявивший: “Двум богам нельзя служить! Невозможно в одно и то же время подметать трамвайные пути и устраивать судьбы каких-то испанских оборванцев! Это никому не удастся, доктор, и тем более людям, которые, вообще, отстав в развитии от европейцев лет на двести, до сих пор еще не совсем уверенно застегивают собственные штаны!”
Очень оригинально трактует профессор такое социальное зло, как разруху. Он вопрошает Борменталя: ” Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой?

Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы?”. И приходит к парадоксальному выводу” “Да ее вовсе не существует!”
Филипп Филиппович заявляет, что разруха господствует в новом государстве потому, что люди здесь занимаются не своим делом, они малообразованны и малокультурны. Он, а вместе с ним и Булгаков, убежден, что если доктор, вместо того чтобы оперировать, начнет у себя в квартире петь хором, то настанет разруха. Если человек, ходя в уборную, начнет “мочиться” мимо унитаза, в уборной получится разруха. Следовательно, “разруха сидит не в клозетах, а в головах!”
“Я за разделение труда!” – заявляет Преображенский. Он рассуждает совершенно здраво – пусть каждый занимается тем, что умеет. Одни пусть поют, даря людям наслаждение Искусством, другие занимаются “чисткой сараев”, третьи – “подметают трамвайные пути”, четвертые – лечат людей и т. д. Если каждый будет занят своим делом, тем, что действительно умеет, – “разруха исчезнет сама собой”: “Успевает всюду тот, кто никуда не торопится, – назидательно объяснил хозяин. – Конечно, если бы я начал прыгать по заседаниям и распевать целый день, как соловей, вместо того чтобы заниматься прямым своим делом, я бы никуда не поспел…

Я сторонник разделения труда. В Большом пусть поют, а я буду оперировать. Вот и хорошо – и никаких разрух…”
Таким образом, в повести “Собачье сердце” Булгаков отразил свои взгляды на революцию 1917 года и на тот режим, который установился после нее. Писатель убежден, что “диктатура пролетариата” – пагубная практика, которая может привести и уже приводит к настоящей беде.

«Собачье сердце" — произведение многоплановое, несмотря на свою кажущуюся внешнюю простоту. Совершенно необычная ситуация — обращение собаки Шарика в человека (в результате сложнейшей операции, произведенной профессором Преображенским) переплетаются здесь с конкретными бытовыми приметами времени и места. Тем самым создается ощущение реальности происходящего.

Свое неприятие новой власти в лице большевиков Булгаков продемонстрировал, прежде всего, с помощью образа интеллигента Преображенского, позволяющего себе откровенно нелестные высказывания в адрес пролетариата. А также при помощи образа председателя домкома Швондера, человека очень невысокого уровня культуры.

Представитель новой власти Швондер устраивает совершенно нелепые спевки, пишет кляузу на профессора (хорошо, что бумага попала в руки человека, которому профессор сделал удачную операцию, который уважал и ценил Филиппа Филипповича и не дал этой бумаге ход).

Профессор Преображенский – главный герой произведения, гений медицины, пожилой интеллигент старой закалки, крайне недовольный наступлением новой эры и ненавидящий ее героя – пролетария за необразованность и необоснованные амбиции.

Краткая характеристика профессора Преображенского

Привык жить на широкую ногу — прислуга, дом из семи комнат, шикарные обеды. Его больные — бывшие дворяне и высшие революционные чины, покровительствующие ему.

Считает ласку единственным способом общения с живым существами и отрицает новую власть именно за радикальные методы и насилие. Его мнение: если людей приучить к культуре — тогда исчезнет разруха.

Операция по омоложению дала неожиданный результат — пес превратился в человека. Но человек вышел совершенно никудышный, не поддающийся воспитанию и впитывающий в себя самое плохое. Филипп Филиппович делает вывод, что природа — это не поле для экспериментов и он зря вмешался в ее законы.

Образ и характеристика Преображенского

Доктор Преображенский живёт вместе с прислугой в квартире из семи комнат. Филипп Филиппович — практикующий врач. Целый день ведёт приём больных. Вечер он посвящает чтению медицинской литературы.

Быт профессора вполне налажен. Он не привык отказывать себе в удобстве и хорошем питании. У доктора, любителя вкусно покушать, на столе всегда разносолы и деликатесы.

Профессор всю свою жизнь посвящает излечению людей. Он много и плодотворно работает. Это позволяет ему вести тот образ жизни, к которому он привык. А привычке жить хорошо он не намерен изменять, невзирая на то, что времена были тяжёлые и голодные.

Параллельно с врачебной практикой Филипп Филиппович занимается и наукой. Его очень привлекает евгеника – наука о долголетии. Опытным путём доктор пытается решить проблемы омоложения организма и сделать открытие в области продления человеческой жизни.

Умный, образованный, интеллигентный профессор столкнулся с кучей проблем. Прооперированный им пёс превратился в грубого, невоспитанного человека, страдающего алкоголизмом.

Филипп Филиппович Преображенский профессор медицинских наук, практикующий хирург и представитель аристократии. Привык жить комфортно и в достатке, в связи с чем постоянно спорит и ругается с представителями домкома.

Швондер и компания пытаются отобрать у профессора квартиру, в которой он не только живёт, но и работает. Именно поэтому имея в своей квартире 7 комнат, он хочет ещё одну.

За свои заслуги в медицине имеет некоторые привилегии и неприкосновенность. Он не любит пролетариат и не скрывает этого. Разруха по мнению профессора, прежде всего в головах тех, кто, пытаясь построить новый мир, разрушает старый.

Профессор занимается изучением вопроса возможности омоложения людей. Проводя опыты и изучая научную литературу, пытается понять возможно ли омоложение. Для ответа на этот вопрос приводит домой бродячего пса Шарика. Лечит его, откармливает, а потом проводит операцию по замене собачьего гипофиза на человеческий.

В результате операции Шарик очеловечился и стал Шариковым, но достойным человеком стать не смог. Он научился ходить на двух ногах, начал говорить и носить одежду, словом выглядел, как человек. Однако возможность говорить и передвижение на двух ногах не сделало его достойным представителем общества. Ведь без воспитания, манер и желания познавать новое человек становится неполноценным.

Шарик же став человеком начал пить, ругаться и не желал учиться. Профессор столкнувшись с педагогической проблемой и неспособностью к перевоспитанию, решил провести обратную операцию.

Описание образа с цитатами

Профессор Преображенский в ходе фантастического эксперимента превращает бездомную собаку Шарика в человека — гражданина Шарикова. События повести разворачиваются в Москве в 1924 году.

Полное имя героя — Филипп Филиппович Преображенский. Возраст – 60 лет.

Профессор Преображенский является хирургом с мировым именем:

“…Филипп Филиппович, вы – величина мирового значения…”

“…если бы вы не были европейским светилом…”

“…Проф. Преображенский, вы – творец…”

Филипп Преображенский — выдающаяся личность и великий ученый:

“…Вы великий учёный, вот что! – молвил Борменталь…”

“…господин, с французской остроконечной бородкой и усами седыми, пушистыми и лихими, как у французских рыцарей, но запах по метели от него летит скверный, больницей. И сигарой…”

“…перед зеркальцем на стене расправил пушистые усы…”

“…Пинайте меня вашими фетровыми ботиками, я слова не вымолвлю…”

“…помогала снимать тяжёлую шубу на чёрнобурой лисе с синеватой искрой…”

“…По снятии шубы он оказался в чёрном костюме английского сукна, и на животе у него радостно и неярко сверкала золотая цепь…”

“…блестящими, как золотые обода его очков, глазами наблюдал за этой процедурой…”

“…Ноздри его ястребиного носа раздувались…”

“…Ястребиные ноздри его раздувались…”

“…Подстриженная его седина скрывалась под белым колпаком…”

“…Филипп Филиппович широко растопырил короткие пальцы…”

“…лицо Филиппа Филипповича стало страшным. Он оскалил фарфоровые и золотые коронки…”

“…захохотал так, что во рту у него засверкал золотой частокол…”

“…тяжкая дума терзала его учёный с взлизами лоб…” (взлизы — залысины)

“…Филипп Филиппович был в своём лазоревом халате и красных туфлях…” (дома)

“…Он вышел в известном всем лазоревом халате…”

“…пушистые, сильно прокуренные усы…”

“…Преображенский похлопал себя по крутой и склонной к параличу шее…”

“…голос его, как командная труба, разносился по всему жилищу…”

Профессор является состоятельным человеком:

Профессор Преображенский — трудолюбивый человек:

“…Двери открывались, сменялись лица, гремели инструменты в шкафе, и Филипп Филиппович работал, не покладая рук…”

“…Ведь я пять лет сидел… Вы знаете, какую я работу проделал – уму непостижимо…”

Профессор Преображенский — умный и уверенный в себе человек, но одинокий:

“…После этого мы имели совещание с Филиппом Филипповичем. Впервые, я должен сознаться, видел я этого уверенного и поразительно умного человека растерянным…”

“…В сущности ведь я так одинок…”

Профессор Преображенский — властный и энергичный человек, с характером, вспыльчивый:

“…говорил Филипп Филиппович, – голубчик, я иногда на вас ору на операциях. Уж простите стариковскую вспыльчивость…”

Доктор — человек слова, он не бросает коллег в беде:

“…Я же никогда не говорю на ветер, вы это отлично знаете…”

“…бросать коллегу в случае катастрофы, самому же выскочить на мировом значении, простите…”

Преображенский знаком с важными чиновниками:

“…если бы вы не были европейским светилом, и за вас не заступались бы самым возмутительным образом лица, которых, я уверена, мы ещё разъясним, вас следовало бы арестовать…”

Профессор является человеком фактов и наблюдения:

“…Голубчик, вы меня знаете? Не правда ли? Я – человек фактов, человек наблюдения. Я – враг необоснованных гипотез. И это очень хорошо известно не только в России, но и в Европе. Если я чтонибудь говорю, значит, в основе лежит некий факт, из которого я делаю вывод…”

По словам самого профессора, он против грубого обращения по отношению к людям и животным:

“…Никого драть нельзя, – волновался Филипп Филиппович, – запомни это раз навсегда. На человека и на животное можно действовать только внушением…”

Профессор Преображенский не любит пролетариат (работников по найму):

“..– Вы ненавистник пpолетариата! – гордо сказала женщина.

– Да, я не люблю пpролетариата, – печально согласился Филипп Филиппович…”

Филипп Филиппович Преображенский любит напевать песни:

(например, “От Севильи до Гренады” и “К берегам священным Нила”)

“…рассматривал, щурился и пел: «К берегам священным Нила…”

Профессор является упорным ученым. Он все время что-то исследует:

“…упорный человек, настойчивый, всё чего‑то добивался…”

Филипп Преображенский является членом Всероссийского хирургического общества проводит невероятные эксперименты:

“…Чтобы в один прекрасный день милейшего пса превратить в такую мр*зь, что волосы дыбом встают…”

Профессор проживает в 7‑комнатной квартире. Здесь же он работает и принимает пациентов:

“…Вы один живёте в семи комнатах…”

“…Я один живу и работаю в семи комнатах, – ответил Филипп Филиппович, – и желал бы иметь восьмую. Она мне необходима под библиотеку…”

Это был цитатный образ и характеристика профессора Преображенского в повести “Собачье сердце” Булгакова, описание внешности и характера героя в цитатах.

Портрет: описание внешности, характеристика речи

Профессора Преображенского звали Филипп Филиппович. Это солидный седой шестидесятилетний господин в очках с золотой оправой, с остроконечной бородкой и пушистыми усами. Когда он возмущается, лицо его багровеет или бледнеет. Одевается он хорошо: зимой носит тёплую шубу из чёрно-бурой лисы, бобровую шапку, калоши, с собой он берёт трость. На нём чёрный костюм из английского сукна, на животе сверкает золотая цепь карманных часов. Приём пациентов он ведёт в белом халате, а домашней одеждой и обувью ему служит лазоревый халат и красные туфли.

Когда в разговоре заходит речь о сегодняшнем политическом положении, о разрухе, профессор с таким азартом и так громко критикует нынешние порядки, что пёс Шарик подумал, что он бы мог деньги на митингах зарабатывать.

Характер

Профессор — очень эмоциональный человек горячего нрава, но он культурный человек и не приемлет никакого террора и насилия. Филипп Филиппович убеждён, что и на животных, и на людей следует действовать не силой, а только внушением.

Деятельность профессора Преображенского

Филипп Филиппович — практикующий врач. Он очень трудолюбив, работает не покладая рук — целый день ведёт платный приём пациентов. Пациенты у него специфические — они очень обеспеченные немолодые люди, многие из них занимают высокие посты. Объединяет их стремление к развратной жизни. Ради того, чтобы омолодиться, они обращаются к Преображенскому, который за приличные деньги пересаживает им органы молодых животных и следит за их процессом омоложения. То есть он разрабатывает проблему омоложения путём пересадки органов.

В результате пересадки псу Шарику гипофиза и семенных желез умершего мужчины Преображенский получил не тот результат, который хотел. Он ожидал, что перемена гипофиза даст омоложение пса, а получил полное очеловечивание Шарика. Профессор признал свою ошибку. К тому же новое существо по фамилии Шариков переняло все отрицательные качества убитого в трактире уголовника Клима Чугункина, органы которого были пересажены псу. Это сделало жизнь профессора совсем невыносимой, и он снова превратил Шарикова в собаку, сделав обратную операцию.

Отношение профессора к другим героям повести

Преображенский и Борменталь

Филипп Филиппович когда-то устроил к себе на кафедру полуголодного студента Ивана Борменталя. Этот способный студент впоследствии стал доктором и ассистировал при операциях профессору. Бывало, что на операциях эмоциональный профессор кричал на ассистента, но Борменталь на это не обижался, так как очень уважал своего учителя.

Преображенский и Швондер

К председателю домкома Швондеру у профессора очень неприязненное отношение, он относится к нему и другим членам домового комитета как к врагам. Филипп Филиппович решительно пресёк Швондера, когда он от имени общего собрания жильцов дома попросил его отказаться от двух комнат из семи. Когда Швондер сказал, что подаст на него жалобу в высшие инстанции, профессор позвонил своему очень высокопоставленному пациенту, и тот пообещал дать документ, освобождающий квартиру профессора от уплотнения.

Профессор Преображенский и Шариков


Полиграфа Полиграфовича Шарикова, человека, в которого превратился пёс Шарик в результате операции, профессор старался приучить вести себя культурно: уважительно вести себя с прислугой Зиной, не ругаться, не бросать окурки на пол и т. д. Он старается даже, чтобы Шариков развлекался — просит, чтобы Борменталь с ним сходил в цирк.

Не в силах жить в одной квартире с Шариковым, Филипп Филиппович хотел найти ему комнату, но тот отказался съезжать с профессорской квартиры. Жить рядом с Шариковым Филипп Филиппович уже не мог, он похудел, стал нервным. Борменталь очень сочувствовал ему и намеревался Шарикова покормить мышьяком, но профессор категорически был против того, чтобы его ученик совершил это преступление. Филипп Филиппович был убеждён, что идти на преступление нельзя ни при каких обстоятельствах.

Развязка произошла неожиданно. После того, как Филипп Филиппович узнал, что Шариков написал на него донос, он приказал ему убираться из квартиры. Шариков на это показал ему шиш, а в сторону Борменталя направил пистолет, но тот сумел его вырвать и схватил Шарикова. После этого учёным уже ничего не оставалось, как сделать обратную операцию, и Шариков постепенно превратился в добродушного пса Шарика.

Вывод

Характеристика образа профессора Преображенского, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Читайте также: